logo

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ МАРИНЫ ТРУШКИНОЙ.

Обучение рисованию онлайн. Бесплатные вводные курсы. Видео-курсы по живописи на скачивание. Арт-путешествия и пленэры.
Мы в соц.сетях
Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Ритм в композиции рисунка. Перевод Дж.Ловетта

Ритм в композиции рисунка. Перевод Дж.Ловетта

Перевод статьи Дж.Ловетта https://www.johnlovett.com/placement

Ритм в композиции рисунка - один из неочевидных, на первый взгляд, но наиболее важных моментов. Речь идет о корректном расположении предметов, расстоянии между ними, а так же повторении тех или иных элементов картины. 

Ритм в композиции рисунка: пример 1

В качестве простого примера давайте возьмем картинку с забором.

Мы понимаем, что забор - это серия повторяющаяся столбиков, вкопанных в землю, с натянутой в несколько рядов проволокой. Если это изобразить, то забор будет выглядеть так: 

ритм в композиции

Согласитесь, для зрителя картины это не очень интересно из-за отсутствия каких-либо изменений в расстоянии. 

Если же присмотримся к забору чуть дольше, то заметим, что не все столбики одинаковы. Часть их заменена - некоторые сделаны из тонкой проволоки, некоторые из бруса. И далеко не все вертикальные.

Мы также сможем заметить, что перед забором кое-где растет трава, что встречаются одиночные высокие сорняки.

Если мы нарисуем забор с учетом всех этих едва уловимых особенностей, он вдруг чудным образом обретет собственный выразительный характер:

ритм в композиции

Точная природа и местоположение этих особенностей не так важны, как просто выявление их существования.

После того, как мы заметили эти особенности, мы можем разместить их в картине случайным образом, так, как это было бы в природе. Иными словами, то, что мы ищем - это вариативность и разнообразие, существующие в монотонности забора.

После того, как вы вооружитесь этими знаниями, вы сможете не только сделать забор убедительным, но и, если необходимо, привлечь внимание к определенной его части.

В заборе выше внимание обращено на доминирующий в общем ряду столбик. Используйте эту особенность, чтобы подтолкнуть движение взгляда к фокусной точке картины.

Ритм в композиции рисунка: пример 2

Подобный подход может быть использован и с повторяющимися мачтами лодок.

Если мы посмотрим на фотографию, то заметим, что мачты различаются по расстоянию, высоте, толщине, углу наклона и тональности. Мы также заметим множество небольших контрастных горизонтальных и диагональных отметок, которые образуют целый лабиринт из мачт и оснастки.

Чтобы воспроизвести впечатление этой путаницы из мачт и оснастки, нам не нужно тщательно копировать то, что мы видим на фото. Нам просто нужно понять это разнообразие, а затем воссоздать его на листе.

Меняя высоту, толщину, тон, интервал и цвет мачт, добавив немного тонких диагональных линий и маленьких горизонтальных отметин,  получается передать убедительное впечатление путаницы, которые мы видим на снимке.

Отличие фото и картины состоит в том, что мы можем сознательно организовать эту путаницу, чтобы сосредоточить взгляд зрителя в необходимой области (в нашем случае - над красной лодкой). Выше, толще, темнее - вот простые секреты, которые привлекут к мачтам внимание.


Больше переводов Дж.Ловетта:


Ритм в композиции рисунка: пример 3

Вариации размеров, формы, цвета, тона и текстуры повторяющихся прямоугольников -  вот элементы, которые создают интерес к этой картине с домиками. 

Более темные тона в большой форме слева позволяют фокусировать взгляд в этой части рисунка. Это поддержано также темными контрастными деревьями позади и линией забора, ведущей к фокусной точке через весь передний план.

IИнтересно, что объект расположен в верхней трети картины, и образует сильнейший тональный контраст на расстоянии трети линии хребта.

Следует заметить, столбы, мелкие прямоугольники, точки и отметки вокруг более крупных по форме построек нужно тщательно продумывать. Тогда они будут иметь случайный и естественный вид.

Ритм в композиции рисунка: пример 4

Эта картина также опирается на продуманную взаимосвязь геометрических форм.

Безусловно, общая идея работы была взята с натуры. Но в конечном итоге, перемежая тем или иным образом окна и двери, я стремился добиться изменения интервалов, размеров, цвета, тона и форм, а не оставаться верным тому, что было передо мной на самом деле.

Ритм в композиции рисунка: пример 5

В этой картине сконцентрировать взгляд зрителя помогает дерево, доминирующее по вертикали. Впечатление усиливается сходящимися линиями берегов реки.  А неравномерность кроны и веток соседних деревьев добавляют правдоподобности, поскольку отличаются по оттенку, форме и размерам.

Небольшие пятнышки краски и чернил, нанесенные вдоль краев реки и линии горизонта, выглядят естественно за счет изменения размера, формы и осознанных "случайных" интервалов.
Вкрапления ультрамариновой гуаши в области глубоких теней привнесло в них жизнь. А бледные пятна ультрамарина, сделанные в нижней части работы уже акварелью, связали их с гуашевыми.

Удивительно, но каждая случайность в вашей работе требует внимательного осмысления. Мы возлагаем серьезные ожидания от "случайного" размещения объектов на листе, поскольку наш глаз постоянно наблюдает эту "случайность" в природе. Когда мы видим надуманный порядок того, что должно казаться случайным, это выглядит просто неправильно.

Держите взгляд осознанным на каждом элементе картины. И совсем скоро он станет для вас второй натурой, помогая добиться в картине правильного расположения объектов, чувства пространства и ритма.

Перевод статьи Дж.Ловетта https://www.johnlovett.com/placement


Подборка полезных статей по теории живописи:

25 комментариев
  • Аноним
    15.03.2019 at 15:52

    Спасибо большое за интересную и познавательную статью.

  • Светлана
    15.03.2019 at 16:34

    Спасибо большое! Очень полезно, как всегда!

  • Ася
    15.03.2019 at 16:54

    Спасибо,Марина.
    Полезная статья.

  • Аноним
    15.03.2019 at 16:58

    Благодарю, Марина. Все познавательно!

  • татьяна
    15.03.2019 at 16:58

    спасибо большое, а где Вы читаете статьи в оригинале, если не секрет?

    • Марина Трубникова
      17.03.2019 at 21:45

      Татьяна, это не секрет. В Начале и в конце статьи есть ссылка на оригинал, сайт Джона Ловетта

  • Татьяна
    15.03.2019 at 17:47

    БЛАГОДАРЮ!

  • Ольга Милостивая
    15.03.2019 at 17:51

    Очень понятно! Картины завораживают! Вроде просто все, но как это сделать?!)))

  • Анна
    15.03.2019 at 19:03

    спасибо за статью, всегда с нетерпением жду новые материалы!

  • Геннадий
    15.03.2019 at 19:27

    Добрый день Марина! Спасибо за статью. Она очень полезна для создания своих будущих композиций. И для расширения собственного кругозора. Геннадий.

  • Ирина
    15.03.2019 at 19:56

    Чувство ритма – это очень сложно для меня. Спасибо за статью! Мне, наверное, надо это проработать, буквально, “по строчкам”. А, есть, ли, какие-либо упражнения для выработки 2чувства ритма” в акварели? Как, например, Ваша подсказка, как рисовать веточки. Именно, благодаря ей, веточки на моих рисунках, похожи на веточки, а не на палки. Удачи!

  • Ирина Алексеевна
    15.03.2019 at 20:32

    Здравствуйте Марина, для меня ритм в картине, всегда был загадкой, которую никак не могла разгадать. Здесь так всё наглядно показано и рассказано, что я как будто прозрела. “А ларчик просто открывался”
    Благодарю!!!!!

  • Лида Мухина
    16.03.2019 at 00:00

    Огромное спасибо, Марина, ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ИНТЕРЕСНЫ И ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫ

  • Zdenka
    16.03.2019 at 02:17

    Спасибо большое!

  • Татьяна
    16.03.2019 at 10:56

    Большое спасибо за статью!

  • Светлана
    16.03.2019 at 13:34

    Марина, спасибо большое!

  • Ирина
    16.03.2019 at 14:37

    Спасибо, Марина! Статья полезная, понимаешь это на уровне чувств, а теперь доступно в словесной форме.

  • Ирина
    17.03.2019 at 14:17

    Марина, большое спасибо!

  • Ирина
    17.03.2019 at 17:36

    Спасибо. Марина, Вы замечательный педагог . И объясняете все в простой и доступной форме, и подбираете, доводите до нас- ваших учеников – замечательные статьи других художников. Еще раз , спасибо.

  • Михаил
    17.03.2019 at 21:57

    огромное спасибо .МАРИНА

  • Елена
    18.03.2019 at 00:34

    Марина, спасибо. Все эти правила для себя я условно называю “борьба с забором” :)))

  • Валентина Баяндина
    18.03.2019 at 11:11

    Полезная статья, интересная. Спасибо!

  • Вера
    18.03.2019 at 20:30

    Марина, спасибо.
    Очень интересно и познавательно. С нетерпением жду новых статей!!!!!!!!!

  • ЛАРИСА
    21.03.2019 at 23:45

    Большое спасибо

  • Наталья г.
    07.04.2019 at 14:01

    Спасибо! Кое что очень познавательно и полезно

Написать комментарий