Ритм в композиции рисунка. Перевод Дж.Ловетта
Перевод статьи Дж.Ловетта https://www.johnlovett.com/placement
Ритм в композиции рисунка - один из неочевидных, на первый взгляд, но наиболее важных моментов. Речь идет о корректном расположении предметов, расстоянии между ними, а так же повторении тех или иных элементов картины.
Ритм в композиции рисунка: пример 1
В качестве простого примера давайте возьмем картинку с забором.
Мы понимаем, что забор - это серия повторяющаяся столбиков, вкопанных в землю, с натянутой в несколько рядов проволокой. Если это изобразить, то забор будет выглядеть так:
Согласитесь, для зрителя картины это не очень интересно из-за отсутствия каких-либо изменений в расстоянии.
Если же присмотримся к забору чуть дольше, то заметим, что не все столбики одинаковы. Часть их заменена - некоторые сделаны из тонкой проволоки, некоторые из бруса. И далеко не все вертикальные.
Мы также сможем заметить, что перед забором кое-где растет трава, что встречаются одиночные высокие сорняки.
Если мы нарисуем забор с учетом всех этих едва уловимых особенностей, он вдруг чудным образом обретет собственный выразительный характер:
Точная природа и местоположение этих особенностей не так важны, как просто выявление их существования.
После того, как мы заметили эти особенности, мы можем разместить их в картине случайным образом, так, как это было бы в природе. Иными словами, то, что мы ищем - это вариативность и разнообразие, существующие в монотонности забора.
После того, как вы вооружитесь этими знаниями, вы сможете не только сделать забор убедительным, но и, если необходимо, привлечь внимание к определенной его части.
В заборе выше внимание обращено на доминирующий в общем ряду столбик. Используйте эту особенность, чтобы подтолкнуть движение взгляда к фокусной точке картины.
Ритм в композиции рисунка: пример 2
Подобный подход может быть использован и с повторяющимися мачтами лодок.
Если мы посмотрим на фотографию, то заметим, что мачты различаются по расстоянию, высоте, толщине, углу наклона и тональности. Мы также заметим множество небольших контрастных горизонтальных и диагональных отметок, которые образуют целый лабиринт из мачт и оснастки.
Чтобы воспроизвести впечатление этой путаницы из мачт и оснастки, нам не нужно тщательно копировать то, что мы видим на фото. Нам просто нужно понять это разнообразие, а затем воссоздать его на листе.
Меняя высоту, толщину, тон, интервал и цвет мачт, добавив немного тонких диагональных линий и маленьких горизонтальных отметин, получается передать убедительное впечатление путаницы, которые мы видим на снимке.
Отличие фото и картины состоит в том, что мы можем сознательно организовать эту путаницу, чтобы сосредоточить взгляд зрителя в необходимой области (в нашем случае - над красной лодкой). Выше, толще, темнее - вот простые секреты, которые привлекут к мачтам внимание.
Больше переводов Дж.Ловетта:
Ритм в композиции рисунка: пример 3
Вариации размеров, формы, цвета, тона и текстуры повторяющихся прямоугольников - вот элементы, которые создают интерес к этой картине с домиками.
Более темные тона в большой форме слева позволяют фокусировать взгляд в этой части рисунка. Это поддержано также темными контрастными деревьями позади и линией забора, ведущей к фокусной точке через весь передний план.
IИнтересно, что объект расположен в верхней трети картины, и образует сильнейший тональный контраст на расстоянии трети линии хребта.
Следует заметить, столбы, мелкие прямоугольники, точки и отметки вокруг более крупных по форме построек нужно тщательно продумывать. Тогда они будут иметь случайный и естественный вид.
Ритм в композиции рисунка: пример 4
Эта картина также опирается на продуманную взаимосвязь геометрических форм.
Безусловно, общая идея работы была взята с натуры. Но в конечном итоге, перемежая тем или иным образом окна и двери, я стремился добиться изменения интервалов, размеров, цвета, тона и форм, а не оставаться верным тому, что было передо мной на самом деле.
Ритм в композиции рисунка: пример 5
В этой картине сконцентрировать взгляд зрителя помогает дерево, доминирующее по вертикали. Впечатление усиливается сходящимися линиями берегов реки. А неравномерность кроны и веток соседних деревьев добавляют правдоподобности, поскольку отличаются по оттенку, форме и размерам.
Небольшие пятнышки краски и чернил, нанесенные вдоль краев реки и линии горизонта, выглядят естественно за счет изменения размера, формы и осознанных "случайных" интервалов.
Вкрапления ультрамариновой гуаши в области глубоких теней привнесло в них жизнь. А бледные пятна ультрамарина, сделанные в нижней части работы уже акварелью, связали их с гуашевыми.
Удивительно, но каждая случайность в вашей работе требует внимательного осмысления. Мы возлагаем серьезные ожидания от "случайного" размещения объектов на листе, поскольку наш глаз постоянно наблюдает эту "случайность" в природе. Когда мы видим надуманный порядок того, что должно казаться случайным, это выглядит просто неправильно.
Держите взгляд осознанным на каждом элементе картины. И совсем скоро он станет для вас второй натурой, помогая добиться в картине правильного расположения объектов, чувства пространства и ритма.
Перевод статьи Дж.Ловетта https://www.johnlovett.com/placement
Аноним
15.03.2019 at 15:52Спасибо большое за интересную и познавательную статью.
Светлана
15.03.2019 at 16:34Спасибо большое! Очень полезно, как всегда!
Ася
15.03.2019 at 16:54Спасибо,Марина.
Полезная статья.
Аноним
15.03.2019 at 16:58Благодарю, Марина. Все познавательно!
татьяна
15.03.2019 at 16:58спасибо большое, а где Вы читаете статьи в оригинале, если не секрет?
Марина Трубникова
17.03.2019 at 21:45Татьяна, это не секрет. В Начале и в конце статьи есть ссылка на оригинал, сайт Джона Ловетта
Татьяна
15.03.2019 at 17:47БЛАГОДАРЮ!
Ольга Милостивая
15.03.2019 at 17:51Очень понятно! Картины завораживают! Вроде просто все, но как это сделать?!)))
Анна
15.03.2019 at 19:03спасибо за статью, всегда с нетерпением жду новые материалы!
Геннадий
15.03.2019 at 19:27Добрый день Марина! Спасибо за статью. Она очень полезна для создания своих будущих композиций. И для расширения собственного кругозора. Геннадий.
Ирина
15.03.2019 at 19:56Чувство ритма – это очень сложно для меня. Спасибо за статью! Мне, наверное, надо это проработать, буквально, “по строчкам”. А, есть, ли, какие-либо упражнения для выработки 2чувства ритма” в акварели? Как, например, Ваша подсказка, как рисовать веточки. Именно, благодаря ей, веточки на моих рисунках, похожи на веточки, а не на палки. Удачи!
Ирина Алексеевна
15.03.2019 at 20:32Здравствуйте Марина, для меня ритм в картине, всегда был загадкой, которую никак не могла разгадать. Здесь так всё наглядно показано и рассказано, что я как будто прозрела. “А ларчик просто открывался”
Благодарю!!!!!
Лида Мухина
16.03.2019 at 00:00Огромное спасибо, Марина, ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ИНТЕРЕСНЫ И ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫ
Zdenka
16.03.2019 at 02:17Спасибо большое!
Татьяна
16.03.2019 at 10:56Большое спасибо за статью!
Светлана
16.03.2019 at 13:34Марина, спасибо большое!
Ирина
16.03.2019 at 14:37Спасибо, Марина! Статья полезная, понимаешь это на уровне чувств, а теперь доступно в словесной форме.
Ирина
17.03.2019 at 14:17Марина, большое спасибо!
Ирина
17.03.2019 at 17:36Спасибо. Марина, Вы замечательный педагог . И объясняете все в простой и доступной форме, и подбираете, доводите до нас- ваших учеников – замечательные статьи других художников. Еще раз , спасибо.
Михаил
17.03.2019 at 21:57огромное спасибо .МАРИНА
Елена
18.03.2019 at 00:34Марина, спасибо. Все эти правила для себя я условно называю “борьба с забором” :)))
Валентина Баяндина
18.03.2019 at 11:11Полезная статья, интересная. Спасибо!
Вера
18.03.2019 at 20:30Марина, спасибо.
Очень интересно и познавательно. С нетерпением жду новых статей!!!!!!!!!
ЛАРИСА
21.03.2019 at 23:45Большое спасибо
Наталья г.
07.04.2019 at 14:01Спасибо! Кое что очень познавательно и полезно
Юлия
24.01.2021 at 10:21Спасибо, Марина. Очень познавательно и полезно.