Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Как нарисовать пейзаж, чтобы передать в нём глубину пространства?

Как нарисовать пейзаж, чтобы передать в нём глубину пространства?

Меня спросили: "Как нарисовать пейзаж, чтобы передать в нем глубину пространства? Есть ли общие правила рисования пейзажа?"

Да, есть!

Чтобы ваш пейзаж выглядел достоверно, важно соблюдать 3 основных правила. Коротко объясню каждое из них и покажу на примере своих работ.

Не важно, пишете вы при этом пейзаж маслом, акварелью или пейзаж гуашью. Принципы рисования пространства везде одинаковы.

I правило - ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТА ОБЪЕКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ

Первое правило, надеюсь, понятно даже детям.

Заключается оно в том, что объекты дальнего плана всегда выглядят более холодными по цвету, нежели объекты ближнего плана.

Посмотрите на деревья в этой картинке, каковы они на переднем, среднем и дальнем плане. Видите, как меняется их цвет от теплого к более холодному и совершенно голубому, голубо-сиреневому вдалеке?

Наиболее явственно эти изменения цветы заметны на очень далеких объектах. Так, мы хорошо различаем, что горы вдали приобретают совершенно голубой оттенок. Хотя на самом деле они, конечно же, имеют ту же растительность, что и горы ближнего плана.

Это тоже может быть вам полезно:


II ПРАВИЛО - ДЕТАЛИЗАЦИЯ В ОБЪЕКТАХ ПЕЙЗАЖА

Второе правило - детальность переднего плана и общность дальнего.

Глаз человека по-разному видит передний и дальний план. Если мы смотрим на предметы вблизи, то видим их четко, а дальние при этом размываются.

Эта анатомическая особенность используется в живописи.

Так, объекты переднего плана изображаются более детально.

В акварели при этом часто используется техника письма по-сухому, когда мы прорисовываем разные детальки,  цветочки-стебелечки тонкой кистью.

А дальний план, в свою очередь, мы пишем общо, размыто, в технике письма по-сырому или крупными кистями, с размытием.

III ПРАВИЛО - КОНТРАСТ И НЮАНС

Третье правило - это различие соотношений тона вблизи и вдали.

На переднем плане мы видим контрастные сочетания света и теней, вдали тона сближаются по тону, светлое темнеет, темное - светлеет.

В результате дальний план становится не столь контрастным по тону, свет и тень стремятся стать едиными по светлоте.

Посмотрите на этот пейзаж из мастер-класса "Деревья поздней осени".

Обратите внимание, как хорошо подчеркивает глубину пространства темное дерево на переднем плане. На среднем и дальнем планах растут такие же деревья, но насколько они светлее становятся из-за своей удаленности!


Итак, подведем итог:

Три правила, Как нарисовать пейзаж, чтобы передать пространство:

1) При удалении цвет всех объектов изменяется в сторону более холодного и менее насыщенного.

2) На переднем плане мы видим объекты детально, а вдали - размыто.

3) При удалении контраст падает: светлое темнеет, а темное светлеет.

Напишите в комментариях, какое из правил было для вас новым!

44 комментария
  • Ирина
    06.04.2017 at 23:38

    Марина, спасибо Вам за эти общие правила рисования пейзажа. Очень для меня ценно.

  • Мария
    06.04.2017 at 23:50

    Марина, благодарю! Как всегда, просто, понятно, легко запомнить и очень полезно!

  • Галина
    07.04.2017 at 00:01

    Спасибо, Марина! Правила знакомые, не зря же я в твоей Школе училась. Но повторение – мать учения. Я бывает забываю о них, когда рисую. И примеры очень понравились, чётко-ясно правило подчёркивают, и красота исполнения завораживает, хочется смотреть, любоваться и впитывать.

    • Лилия
      06.02.2021 at 15:27

      Статья полезная, но что мне всегда не хватала в таком пояснении – понимания сути. Учитель говорит “в дали темное светлеет, светлое темнеет, контрастность уменьшается, цвета стают более холодные” – да, это поняно, но ПОЧЕМУ? Все прояснилось, когда я сама представила толщу воздуха, как парящий платок из органзы, с изломами в несколько слоев – прозрачный и легкий, но вполне себе материальный и осязаемый. Стало понятно, что светлые предметы при удалени стают темнее, менно из-за перекрытия цветом этого “платка” (всегда немого синеватого, поскольку речь иде об атмосфере), ведь чем дальше, чем больше слоев “органзы”(воздуха), тем больше они затемняют светлые предметы, а темные предметы высветляют, так как наш “платок” в принципе светлый, и большее количество его слоев осветляет темные предметы. По четкость и размытость понятнее — слои воздуха перегораживают предметы, делая их более размытыми для нашего зрения: поэтому ближние предметы мы рисуем четко, со всеми деталями, но чем дальше, тем более “близорукими” мы должны становиться – тольщь воздуха скывает от нас подробности. По тойже причине ближние цвета мы изображаем более теплыми – “воздушный платок” (атмосфера, которая всегда подсвечена голубым цветом) придает холоность и синеву предмеам, по мере их удалеия от зрителя: чем дальше от зрителя, тем больше слоев воздуха — больше синевы. Надеюсь, мои умозаключения кому-то помогут понять суть воздушной перспективы без зубрежки “темное светлеет-светлое темнеет”. Ведь когда понимаешь суть – никогда не забудешь нарисовать правильно.

  • Tudev luvsan
    07.04.2017 at 03:29

    Спасибо за урок

  • Евгения
    07.04.2017 at 05:02

    Благодарю за урок, все очень понятно и наглядно. Первые два правила знала по фотографии, а вот на третье никогда не обращала внимания. Очень нравится акварель, но сама ею рисовать боюсь еще со школы, когда все растекалось по бумаге и на листе оставались лужицы цвета в неправильных местах. 🙂

    • Sofia Landman
      07.04.2017 at 07:13

      Спасибо,Марина. Хожу в студию. рисую акварелью, но это натюрморты, а вот когда уезжаю и пытаюсь рисовать природу, то явно не хватает знаний и умения. Третье правило интуитивно понимала,но у Вас оно четко сформулировано .Еще раз спасибо,всегда с интересом смотрю и читаю Вас.С.

  • Виктория
    07.04.2017 at 08:37

    Большое спасибо.

  • t_t
    07.04.2017 at 09:04

    Марина, не перестаю Вами восхищаться – умение вновь и вновь раскладывать по полочкам непокорную акварель – признак, действительно, Мастера с большой буквы, вернее, Мастерицы 🙂 а вот интересно, как будет восприниматься картина, если не передний план детализировать, а дальний, размыв при этом ближний? Вы не пробовали? Или эксперимент не имеет смысла?

    • Марина Трушникова
      11.04.2017 at 01:44

      Спасибо.
      Можно и так, размыть передний, дать детальней дальний. Сюжет должен быть соответствующий, и остальные правила должны быть выполнены.

  • Елена
    07.04.2017 at 10:37

    Марина, спасибо Вам!
    Обучающий материал подается легко, просто и доступно.
    Каждый раз узнаю важные моменты в живописи. Очень нравятся Ваши легкие акварели, но с ними пока не дружу :-)).

  • Lada
    07.04.2017 at 14:24

    Марина, спасибо за напоминание! Все эти правила знаю, но вот когда начинаю писать… увлекаюсь и про них просто забываю…

  • Светлана
    07.04.2017 at 17:13

    Марина -Спасибо! Очень четко, наглядно и красочно представлен материал. И такие легкие и мастерские ваши акварели.

  • Татьяна
    08.04.2017 at 00:17

    Марина, спасибо за ценную информацию. Все понятно.

  • Тина
    14.04.2017 at 00:10

    Марина, благодарю за очень полезную информацию. Всю жизнь очень хотелось научиться рисовать, особенно акварелью. И вот на склоне лет время появилось и Ваши уроки удивительно поучительные.

  • Светлана
    14.04.2017 at 18:13

    Благодарю за короткое, но понятное разъяснение оч.важного вопроса!!

  • Галина
    17.06.2017 at 14:35

    Марина, благодарю! 1 и 3 правила стали более понятными мне.

  • Елена
    23.06.2017 at 12:45

    Марина, спасибо за Ваш непрерывный труд. Всегда очень полезные уроки, всегда жду от Вас новостей.

  • Людмила
    07.07.2017 at 10:58

    Третье правило очень пришлось кстати….Рисовала по наитию, но с тёмным дальним планом у меня зачастую были заморочки, …чувствовала, что как-то не так сине-тёмно-зелено должно быть. Вымакивала и выбирала излишки цвета интуитивно…. Формулировка правил проста и лаконична. Спасибо Вам , Мариночка, за то, что Вы щедро делитесь своими знаниями!)

  • Иван
    27.07.2017 at 00:29

    Ого, почему-то не знал, что дальние объекты должны быть размытыми… Огромное спасибо, желаю успехов в творчестве и статьях 🙂

  • Наталья
    19.02.2018 at 07:15

    Спасибо, за урок.

  • Елена
    27.09.2019 at 18:35

    Благодарю за статью.
    Для меня третье правило было не знакомо, теперь все предельно ясно.) Очень люблю получать от Вас письма, всегда с удовольствием читаю.

  • Лидия Мокиевская
    27.09.2019 at 19:15

    Спасибо большое! Как всегда очень всё понятно и полезно, особенно для начинающих.

  • Liudmyla
    27.09.2019 at 20:49

    Ogromnoe spasibo Marina. Vse tak ponyatno i zamechatelno illyustrirovano

  • Аноним
    28.09.2019 at 02:54

    Спасибо
    1правило не знала

  • Нинель
    28.09.2019 at 10:43

    Спасибо за информацию. Самоучки хватают знания по верхам то тут то там. А можно от вас получить список всех основных правил в живописи. Потому что на мастер классах только повторяют за художником а на самостоятельных работах теряются.

  • Аноним
    28.09.2019 at 13:30

    Спасибо! Полезная статья

  • тамара
    28.09.2019 at 15:06

    Спасибо , Марина, Вы тот человек присутствие которого рождает вдохновение

  • Ольга
    28.09.2019 at 15:41

    Темнее-светлее, чётко-размыто, холодно-тепло…Голова кругом…)))) Но! Это же некая “таблица умножения” для художников, которую надо вызубрить.
    Спасибо, Мариночка!

  • Юрий
    30.09.2019 at 00:50

    Редкий случай- человек пообещал рассказать как рисовать, и на понятном языке и конкретных примерах рассказал.
    Спасибо огромное!

  • Юлия
    30.09.2019 at 11:42

    Первое правило! Спасибо!

  • Таисия
    02.10.2019 at 13:22

    Марина Все четко без воды с примерами которые все обьясняют и одновременно радуют глаз акварельной легкостью Люблю рисовать но без особой мысли просто так но вы подталкиваете к тому что надо надо думать прежде чем положить мазок Это конечно напрягает но и дает толчок к развитию

  • Елена
    03.10.2019 at 13:38

    Спасибо большое за очень интересные и полезные статьи. Всегда читаю с удовольствием! Все очень легко и понятно!

  • Гуля
    04.10.2019 at 09:36

    Марина, благодарю за ещё один ценный для меня урок! Очень ясно сказанно именно по теме..

  • ирина
    24.10.2019 at 23:04

    Спасибо. Все разложилось в голове по полочкам.

  • Любовь
    02.12.2019 at 11:38

    Мариночка, огромное спасибо, за Ваши советы, рекомендации, за шикарные работы. Очень понравился пейзаж цвет.карандашами. Все письма читаю с большим удовольствием. Счастья Вам, здоровья и огромных творческих успехов!!!

  • Екатерина
    01.06.2020 at 17:42

    Дорогая Марина, Вы гениальный художник и прекрасный мастер живописи, я восхищаюсь Вашими картинами. Очень благодарна за то, что делитесь знаниями и навыками. К освоению акварели я приступила недавно, раньше она для меня была непостижимой тайной. Надеюсь, что с Вашей помощью она начнет раскрываться для меня.

  • Алла Викторовна
    04.09.2020 at 22:41

    Марина, щедрая душа, спасибо , что Вы о нас помните и ведете дальше

  • Елена
    20.10.2020 at 20:41

    Спасибо огромное за теоретические знания и за возможность подтвердить и попробовать на практике! Ваши уроки бесценны!

  • Galea
    03.11.2020 at 11:19

    Большое Вам спасибо за такие полезные статьи и мастер- классы.

  • Алия
    04.11.2020 at 21:48

    Здравствуйте, Марина. Прекрасная статья, очень доступно. Новым оказалось для меня третье правило, большое Вам спасибо за него!

  • Лада
    10.02.2021 at 01:33

    Над третьим правилом раньше как-то не задумывалась. Спасибо большое за статью!

  • Оксана
    11.10.2022 at 16:19

    Здравствуйте, Марина!
    Благодарю за Ваши уроки! Для меня “новым” было третье правило.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ