Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Развитие воображения: как превратить бедное воображение в богатое?

Развитие воображения: как превратить бедное воображение в богатое?

А какое у вас воображение, бедное или богатое?

Зачастую взрослые люди уверены, что воображение у них не то что бедное, его у них вообще нет! Сравнивая себя с детьми, брызжущими фантазией, видя плоды творчества одаренных людей, они с грустью констатируют, что для них придумать что-то неординарное - это просто сверхзадача. 

Можно ли исправить ситуацию и развить воображение? Давайте разбираться!

В этой статье мы рассмотрим такие вопросы:

  • Что такое воображение? Для чего оно нужно?
  • Чем воображение ребенка отличается от воображения взрослого?
  • Как тренировать воображение?
  • Каких правил придерживаться в творческом процессе?
  • Какие методы творческого мышления можно использовать?

А чтобы вопрос не остался в рамках теории, я предложу вам ряд практических упражнений.

нужно ли нам хорошее воображение?

Первый вопрос, на который вам стоит ответить: "Действительно ли вы считаете, что эта тема для вас важна? Для чего вам хорошее воображение?"

Казалось бы, и без воображения можно неплохо жить! 

Не всем нужно быть творцами, не всем нужно писать книги, придумывать что-то новое и двигать технический прогресс.  Вполне можно жить, пользуясь чужими идеями, чужими изобретениями и плодами творчества.  Вполне можно жить по устоявшейся схеме, по придуманному кем-то алгоритму и инструкции. 

Главное, чтобы скука и рутина не засосали... А еще, чтобы не случалось "внештатных ситуаций", которые потребуют нетривиальных решений, кои в правилах не прописаны. Ведь тогда-то, чтобы решить проблему, придется искать выход и включать это самое воображение!

Подумайте, как могла бы измениться ваша жизнь, если бы вы всегда видели десятки вариантов и новых решений, если бы в вашей голове роились сотни оригинальных идей, если бы ваша фантазия цвела пышным цветом. Была бы ваша жизнь такой же, как сейчас?..

ЗАДАНИЕ.

Помечтайте, что будет, если у вас будет отличное, искрометное, воображение? 

Продолжите, пожалуйста, фразу: "У меня отличное воображение и я ...."

Не останавливайтесь, рассмотрите разные сферы жизни. Как они изменятся?

Помечтали? Давайте обобщим.

ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНО ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ?

Воображение нужно нам, чтобы:

  • создавать творческие продукты: сочинять стихи, картины, музыку; делать открытия в науке, изобретать новые вещи,
  • в обычной жизни: разнообразить рутину и привычный образ жизни, находить новые способы взаимодействия с людьми, играть с детьми,
  • создавать проекты в практической деятельности, бизнес-проекты

Имея богатое воображение, мы становимся более успешными.

Мы больше доверяем миру, нас меньше пугают жизненные перемены, мы более приспосабливаемы и гибки. Мы всегда можем придумать стоящую идею в бизнесе и найти выход в любой ситуации.

Мы становимся любимчиками в любой компании, потому что с нами интересно. Да и сами мы всегда воодушевлены и полны творческих идей.

Мы чувствуем жизнь во всей ее полноте!

творческое воображение

Красивая перспектива, не так ли? 

А что делать, если у вас воображения нет от слова "совсем"?

Я вам скажу, так не бывает! Воображение есть у каждого человека. И вот почему:

что такое воображение?

На самом деле, когда мы говорим о воображении, то это не только про изобретения и творчество.

 Есть 2 научных определения воображения.

1) Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего проецированная действительности.

2) Воображение - способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте.

В основе обоих определений лежит понятие "образ". И не обязательно, что этот образ творческий. 

В зависимости от того, создаем мы абсолютно новый образ или воссоздаем уже созданный ранее, воображение делится на воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение есть у каждого человека. Благодаря этому виду воображения мы можем общаться и представлять то, о чем нам говорит собеседник. Мы можем читать книги и понимать, о чем они рассказывают. Мы можем обучаться. Мы воссоздаем описанные образы в своей голове.

Так работает воссоздающее воображение. И оно, повторюсь, есть у всех.

А вот новый образ, нечто, чего раньше не было, дает нам Творческое воображение.

При этом продукт творческого воображения может быть разной степени значимости. Вы можете создать нечто новое на собственном уровне или на уровне всей планеты. Да, степень значимости для социума будет разной, а вот сила воображения при этом мало изменится.

Поэтому, говоря о воображении, не гонитесь за результатами мирового уровня. Сочинить нехитрый стишок - это тоже победа творческого воображения над косностью ума!

В общем, начните с малого, как говориться...

Правда ли, что воображение детей сильнее?

Принято считать, что самое богатое воображение у детей. Действительно ли это так?

На самом деле воображение ребенка слабее, чем у взрослого.

Воображение - это результат деятельности мозга, а мозг ребенка только развивается по сравнению с мозгом взрослого человека. Его возможности в детском возрасте слабее.

Кроме того, у ребенка гораздо меньше жизненного опыта, соответственно продукт его воображения не будет столь сложным, как у взрослого человека.

Попросите, к примеру, ребенка 5 лет сочинить сказку. И дайте то же задание взрослому. Как думаете, чья сказка будет длиннее, содержательнее, "навороченнее"? 

(Если вы думаете, что ваша сказка будет хуже, то вам обязательно нужно  выполнить все задания этой статьи.  А еще...  поработать над самооценкой!)

развитие воображения

Впечатление, что воображение ребенка богаче, создается от того, что дети более спонтанны в своих фантазиях, они свободны от шаблонов и стереотипов. 

На самом же деле в 5 лет воображение ребенка только формируется.

Развитие воображения длится до подросткового возраста и достигает своего пика к 14-15 годам. В дальнейшем же, если человек не ставит перед собой творческие задачи, не пользуется воображением, то оно начинает угасать. И вот тогда мы действительно можем скатиться в своем уровне воображения до уровня пятилетки...

Почему мы считаем, что воображение ребенка более яркое, гибкое, фонтанирующее?

Воображение включается тогда, когда в нём есть необходимость.

У ребёнка это происходит гораздо чаще. Если взрослый человек живет по наработанному сценарию, шаблону и инструкции, знает ответы на многие вопросы, то у ребёнка постоянно возникают ситуации неопределенности. Он не знает, как действовать, он не знает взаимосвязи явлений, он не знает и додумывает решение по собственной логике.

"Почему идёт дождь?" - спросите у ребёнка и у взрослого. Один расскажет вам про круговорот воды в природе, а другой придумает несколько фантастических версий сообразно своему опыту сказок, наблюдения за природой и общения.

Убедила я вас?

Знаю, многим захочется поспорить про бедность воображения детей, но суть здесь не в этом. Не потеряйте ее. Во всем вышесказанном важно следующее: 

Чтобы воображение развивалось, его надо включать!

развитие воображения

как активировать воображение?

Чтобы включить воображение, прежде всего, нужно поставить мозгу творческую задачу. Нужно сказать ему, что требуется изобрести, найти, придумать.

Повторюсь.

Если вы хотите, чтобы ваше воображение включилось, включите его!

Это, казалось бы, элементарный совет. Но, на самом деле, многие люди делают вывод о бедности своего воображения, даже не пытаясь ставить перед собой задачу придумать что-то новое.

А взрослые люди, как мы уже выяснили, живут иначе, чем дети. Они всё знают, у них есть готовые решения и инструкции - им просто не за чем "изобретать велосипед" и искать иные варианты, т.е. включать воображение. Наш мозг экономит ресурсы и идет по умолчанию идет простейшим путем, старым и проторенным. Хотите пойти новым путем - приложите для этого усилия.

Как же включать воображение? Я дам вам несколько способов!

Способы "Включить" воображение

Способ 1. Как я могу сделать это "другим способом"?

Воображение, как и любые другие мышцы или психические процессы, поддается тренировке.

Чтобы научить мозг видеть разные варианты решений, регулярно спрашивайте себя: "как я могу сделать то, что я делаю, другим способом?" 

Данное действие внесет в вашу повседневную жизнь бОльшую долю осознанности и мыслетворчества.

развитие воображения

ЗАДАНИЕ

Ответьте на вопрос "как я могу сделать это другим способом?" в отношении ситуаций:

  • Обратная дорога с работы
  • Отдых на природе
  • Семейный ужин
  • Нарезка овощей
  • Уборка дома

Не останавливайте свою фантазию, пусть она предлагает вам самые абсурдные ситуации!

Способ 2. Ввести квоту на количество идей. Сделать не менее...

Когда вы даете себе творческое задание, обязательно определите, сколько вариантов решений вам нужно найти. При этом повышайте планку - не 2-3 варианта, а минимум 10-15 идей.

Почему это важно?

Потому что первые варианты будут стереотипными, из того, что вы знали, использовали или видели где-то раньше. В этот момент у вас работает только воссоздающее воображение.

А вот когда готовые варианты иссякнут, вы начнете "копать глубже", комбинировать разные идеи, вот тогда то и включится творческое воображение!

Поэтому всегда вводите высокую квоту на количество идей.

развитие творческого воображения

ЗАДАНИЕ

  • Придумайте 20 способов использования кирпича
  • Сочините 12 вариантов окончания сказки "Репка"
  • Придумайте 15 необычных идей, в каком месте можно весело провести вечеринку.

Способ 3. Создать эмоциональный стимул

Скучно делать что-либо только потому что должен. Гораздо интереснее, когда за необходимостью стоит эмоция, влечение, что-то приятное именно для вас.

Ставя перед собой творческую задачу, подумайте, что даст вам её решение?

Быть может, вас все похвалят, скажут "Вот ты фантазер! Не ожидали!" Или вы наградите себя чем-то вкусненьким. Или просто почувствуете такую распирающую гордость за себя, что будете летать, как на крыльях?

Представьте этот момент, когда вы можете заорать "Эврика!" и начинайте генерировать идеи. Много идей, как мы помним.

творческое мышление

Способ 4. На время творческого процесса убрать критику

Очень важно, когда вы начинаете поиск идей, отключить внутреннего критика.

Вы должны допускать появление самых абсурдных и нереализуемых идей. Пусть они появляются свободно. Не одергивайте себя "Ну, это совсем чушь!" или "Это нереально!".  Позвольте себе фантазировать свободно. 

Потом, когда вы выдадите свою квоту идей и еще чуть-чуть, вы сможете разобрать все эти варианты критически и даже в нереальных найти какое-то интересно зерно. Но во время процесса поиска идей критика должна стать табу!

Почему так? 

Дело в том, что за творчество и за логику, критику, отвечают у нас разные полушария мозга. Два полушария одновременно не работают в полную силу.

Поэтому - либо вы создаете новое, либо критикуете.

Никогда не оценивайте в процессе придумывания (выработки) идей то, что у вас получается. Новая идея всегда слаба, поэтому "отключите" внутреннего критика на время процесса творчества!

развитие творческого мышления

ЗАДАНИЕ

Вы ведь уже придумали 20 способов использования кирпича из предыдущего задания? Теперь придумайте ещё 20, более оригинальных и безбашенных.

Критика - долой!

Оцените результаты после, сравните свои первые варианты со вторыми.

Способ 5. Добавить движение

Движение способствует лучшей генерации идей. Даже 30-минутная прогулка поможет обрести свежий взгляд на привычные вещи.

Обязательно фиксируйте то, что приходит вам в голову, поскольку новые идеи имеют свойство улетучиваться.

творческое воображение

ЗАДАНИЕ

Отправляйтесь на прогулку и приготовьте диктофон на телефоне.

Когда гуляете, вернитесь к заданию про 15 необычных идей вечеринки. Минут через 10 прогулки можно начинать наговаривать варианты на диктофон. Но не нужно тужиться и выдавать все варианты скопом. Гуляйте и ловите приходящие в голову идеи.

Способ 6. Использовать приёмы творческого мышления

Для того, чтобы раскачать творческую фантазию, убрать силу инерции и косность мышления, хорошо бы владеть хотя бы несколькими приёмами творческого мышления.

Подобные приемы вы найдете в большом количестве у авторов, которые занимались проблемами творческого мышления. Существуют даже отдельные научные направления в этой области, например, ТРИЗ и эвристика.

Приведу небольшой список книг, которые я рекомендую к прочтению:

Давайте рассмотрим несколько приёмов, которые удобно использовать в художественном творчестве.

приемы творческого мышления для генерирования идей

Ассоциативные методы

Ассоциация - закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти.

При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями А и В возникновение в сознании человека явления А закономерным образом влечет в появлении сознания явления В.

Говоря бытовым языком, ассоциация - это образ, который у вас возникает в связи с другим образом. Мы говорим "осень" и в голове у нас возникает образ желтых листьев или дождя. Говорим "береза" и вспоминаем ее белый ствол. Или Есенина. У кого что.

Ассоциации бывают слуховые, вкусовые, зрительные. Это зависит от того, какой способ восприятия у человека более развит. 

На основе способности человека работать с ассоциациями, были придуманные разные методы творческого мышления. 

Например, 

1. Метод случайных объектов

Этот метод состоит в том, чтобы создать новый образ на основании абсолютно случайного выбора объектов.

​Как это работает?

Вы берете свою творческую задачу и спонтанно выбираете объект, свойства или форма которого могут подсказать вам новое оригинальное решение.

Например, в данном графическом символе использована форма пчелы и случайный объект - алмаз. Художник берет от алмаза его принцип огранки и разбивает форму пчелы на геометрически правильные пятна-грани.

развитие творческого воображения

ЗАДАНИЕ

Придумайте новую форму светильника, используя случайный образ. Для этого откройте книгу на любой странице и выберите первое попавшееся слово.

Слово может быть как существительным, так прилагательным или глаголом.

В результате вы можете, например, скрестить:

- Светильник + шагать

- Светильник + арбуз

- Светильник + осторожный

При этом избегайте прямых аналогий. Не нужно создавать светильник в форме арбуза. Вы можете взять от арбуза какие-то другие признаки. Например, тот факт, что у него внутри есть семечки. И тогда подумайте, как может выглядеть светильник с "семечками" внутри. Что это за семечки? Лампочки? Плавающие в лучах света частички? Что-то еще?

2. Метод переноса

Этот метод схож с предыдущим, однако заключается в переносе не самого объекта, а его определенных качеств.

Так, выбирая случайным образом объект, нужно составить список прилагательных, свойственных ему. А затем "наложить" каждое из свойств на исходную задачу.

развитие творческого мышления

Продолжая идею со светильником и арбузом, вы должны составить список признаков арбуза: круглый, полосатый, сочный, сахарный, хорош в свой сезон, очищает организм, с хвостиком, лопается от спелости и т.д.

Теперь подумайте, как этот признак можно проявить в светильнике. Могут получиться очень оригинальные варианты, о которых вы даже не могли подумать.

Комбинаторные методы

К комбинаторным относят ряд приемов,  основанных на механическом подборе всевозможных вариантов. 

творческое мышление

В случае с созданием зрительных образов, дизайном, мне очень нравится следующий метод:

Метод морфологической таблицы

Первое, что мы делаем в данном способе - это разбиваем исследуемый объект на составляющие части, варианты которых вносим в таблицу.

Например, в данном примере я изобразила, из каких элементов состоит женская рубашка.

приемы творческого мышления

Я взяла несколько составляющих этой системы: полочка, рукав, воротник, карман, застежка (можно продолжать - ткань, отделка и т.д.). Затем в таблицу вносим возможные варианты данного параметра. Желательно найти все возможные варианты.

Затем мы начинаем методом перебора формировать образ из разных строчек таблицы. Полочка причаленная, рукав зауженный, воротник английский и т.д.

В результате мы можем собрать сотни новых вариантов рубашки!

Минус данного способа, что не все варианты будут эстетичными или работающими.


Покажу вам практическое применение этого метода, который я использовала для картин. Он позволяет создать очень интересные варианты сказочно-фантазийных сюжетов.

Я сделал для себя вот такую табличку:

приемы творческого мышления

Здесь есть одушевлённые существительные - персонажи, неодушевленные существительные (которые, впрочем, тоже могут ожить и стать персонажами), есть существительные как место действия, мелкие предметы или детали одежды, и есть глаголы. Причем глаголы я написала с предлогами.

И вот в результате перебора могут возникнуть самые разнообразные образы:

- Фламинго в юбке, который живет на песочных часах в башне,

- Дракон с моноклем, гуляющий с кошкой по дереву

- Сказочник с шахматами, который едет по лестнице в ботинке

А чтобы образы создавались быстрее, я сделала еще и визуальную табличку с интересными объектами:

приемы творческого мышления

Так нагляднее и быстрее срабатывает фантазия.

Попробуйте сами!


Пока готовила эту статью, нашла интересный вариант карточек по книге Майкла Микалко "Рисовый штурм". Это уже готовый инструмент с методами творческого мышления. Рекомендую!


Ну что же, друзья мои, как вы себя ощущаете к конце статьи? Зашевелилось ли ваше воображение? Воодушевили мои примеры?

Тогда давайте помнить, что развивать воображение никогда не поздно!

Подытожим:

Для развития воображения нужно:

  • желание его развивать
  • постоянные действия в этом направлении

Для включения воображения нужно:

  • правильно поставить задачу
  • обозначить количество идей
  • добавить эмоциональный стимул
  • преодолеть инерцию, используя методы творческого мышления
  • отключить критика

Я желаю вам успеха в творчестве! Будьте... Фантазёрами!

А если вам была полезна эта статья, поделитесь ей в соцсетях. Спасибо!


Развитие воображения: подборка статей

21 комментарий
  • Анна
    18.09.2019 at 09:37

    Марина, благодарю, супер статья, столько простых и полезных упражнений!

  • Марина
    18.09.2019 at 11:43

    Спасибо! С интересом прочитала! Что то освежила в памяти, а что то добавила!

    • Аноним
      22.10.2019 at 10:05

      Очень полезная статья! Спасибо

  • Екатерина
    18.09.2019 at 13:04

    Марина, спасибо. Замечательная подборка.

  • Liudmila
    18.09.2019 at 13:12

    Очень хорошая статья, то, что надо и в нужный момент.
    Спасибо, Марина.

  • Ольга
    18.09.2019 at 13:45

    Марина, огромное спасибо! Очень интересная и полезная статья!

  • Елена
    18.09.2019 at 13:50

    Начиная с Метода переноса НИЧЕГО не понятно(((((

  • Лариса
    18.09.2019 at 14:50

    У кого сколько с кирпичами получилось? )))

  • Лидия Мокиевская
    18.09.2019 at 16:47

    Спасибо, Марина! Как всегда, интересно и полезно.

  • Анна
    18.09.2019 at 20:33

    ОГРОМНОЕ спасибо, Марина! Очень полезная статья и именно то что нужно мне именно сейчас!

  • Елена
    18.09.2019 at 20:46

    Марина, благодарю! Очень интересные упражнения и полезные для меня!)))

  • Anna
    19.09.2019 at 02:37

    Великолепная статья! Спасибо.

  • Аноним
    19.09.2019 at 11:37

    Спасибо, Марина! Очень интересная и полезная статья!

  • Маргарита
    19.09.2019 at 18:27

    Мариночка, благодарю. Вы, как всегда, непревзойденно подаете информацию. Все по-полочкам, просто. понятно и так вдохновляюще. Давно с Вами, может не так близко. Будьте благословенны и радуйте нас своими трудами.

  • Наталья
    19.09.2019 at 21:55

    Марина, спасибо! Очень интересно. Придумала 20 применений кирпича, стало смешно, завтра обязательно займусь следующим упражнением

  • Валентина
    20.09.2019 at 00:45

    Марина! Как всегда. очень интересно и полезно. Спасибо.

  • Татьяна
    20.09.2019 at 02:19

    Прочитала. Почти ничего не поняла. Выполнять задания, не имеющие для меня смысла, … зачем? Как применять кирпич? А зачем мне думать об этом, если я его нигде и никак не применяю. Мне есть о чём думать. Гле провести вечеринку? А зачем её проводить? Без ней гораздо приятней.
    Моё воображение развить невозможно, оно мёртво. Не спит, нет. Отсохло за ненадобностью. И мне в этом состоянии комфортно. А когда нужны идеи по тем вопросам, что имеют ко мне отношение, то я работаю генератором идей неограниченное время. Идеи новые, зачастую неожиданные, зачастую революционные и фантастические. По делу идеи, а не по кирпичу. А воображение тут ни при чём. Надо что-то сделать, улучшить, реформировать – да пожалуйста. Если есть желание, то есть и варианты. Только никто не хочет ничего менять. И все идеи на помойку. Проверено. И чтобы не расстраиваться бессмысленной деятельностью, лучше генератор идей выбросить. Кому оно надо?

  • Людмила
    24.09.2019 at 23:02

    Большое спасибо, Марина! Очень много полезного почерпнула из этой статьи…поняла, что больше развито воссоздающее воображение, не хватает творческого… Буду стараться развивать его…

  • Галина
    08.10.2019 at 09:09

    Марина,спасибо!! Рабочая статья! Надо действовать

  • Татьяна М.
    13.10.2019 at 23:38

    Марина, спасибо. Классная статья! Как раз кстати.

  • Аноним
    14.12.2019 at 23:21

    Благодарю, Марина! Шутя, играючи о сложном

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ