Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Искусство и страх: что мешает нам свободно заниматься творчеством?

Искусство и страх: что мешает нам свободно заниматься творчеством?

«Творчество требует смелости» - сказал Анри Матисс.

С высказыванием знаменитого художника сложно не согласиться. Сколько страхов нужно преодолеть художнику на пути творчества! Это и страх "чистого листа", и страх испортить материалы, страх показать свои результаты и быть осмеянным,  страх не найти свой стиль, сомнения в качестве или актуальности того, что делаешь, и многое - многое другое! Творчество действительно требует смелости!

Что уж говорить о людях, которые начинают заниматься творчеством, не будучи профессионалами.

Испытывать ряд сомнений и страхов, когда погружаешься в новое для себя дело - это вполне естественно.  Тем более это нормально для занятий, связанных с публичностью, к коим живопись тоже относится.

Надеюсь, эта статья поможет вам справиться с некоторыми страхами и поддержит на пути творчества.

Прежде чем говорить о страхах, давайте разберёмся,

что же такое Творчество? Почему оно для нас так притягательно? 

Людям, которые уже занимаются творчеством, на этот вопрос очень легко ответить.

Когда мы начинаем рисовать, танцевать, петь или музицировать, мы попадаем в такое состояние, которое вновь и вновь нас привлекает. Это состояние правополушарного мышления, и состояние это очень приятное.

Я думаю, каждый из вас согласится, что когда он рисует, то теряет ощущение времени. 

Это происходит, если мы не мешаем творческому процессу: не осуждаем себя, не контролируем, исключаем внутреннего критика. Если мы позволяем себе творить свободно, то ощущаем очень приятное состояние расслабления, состояние парения. Это то, что некоторые авторы называют «духовным электричеством», и это то, что есть внутри каждого человека. Никакие наркотики не нужны...

Творчество - это "духовное электричество",  наша истинная сущность.

Психологи и философы говорят, что творчество – это насущная потребность каждого человека, высшая духовная потребность.

Как только у человека решены самые простые насущные проблемы, у него возникают потребности духовные.

Ему хочется самопроявления, ощущения творения. 

В каждом из нас есть потребность к творчеству. Это наша истинная, божественная сущность. Когда мы творим, мы имеем возможность почувствовать себя близкими к Богу.

Знакомо ли вам это состояние? Понятно ли то, о чём я говорю? Есть ли в вас это «духовное электричество»,  духовная искра?

Джулия Кэмерон

"Неважно, сколько вам лет и чем вы занимаетесь в жизни, неважно, является ли искусство вашей профессией, хобби или мечтой, — важно, что никогда не поздно заняться творчеством, и это не будет с вашей стороны проявлением эгоизма, тщеславия или глупости".


Джулия Кэмерон - "Путь художника"

Когда мы занимаемся творчеством, то чувствуем себя свободными, лёгкими и радостными. И все бы хорошо. Но в какой-то момент вдруг включается внутренний критик, появляются сомнения, зарождаются страхи, появляется стопор. 

Мне регулярно приходят письма от подписчиков, которые во взрослом возрасте только вступают на путь рисования. Эти письма полны сомнений и страхов, в них люди как бы просят у меня индульгенции на то, что они тоже могут начать рисовать.

Такие письма вызывают во мне недоумение.

Взрослый, свободный человек... что мешает ему рисовать? ​

У него нет обязанности перед обществом в виде диплома художника, как у меня, например. Когда ты художник, ты обязан показывать всем свои работы, ты должен отчитываться, доказывать своё мастерство. Ты всегда находишься под обстрелом критики. Есть чего бояться.

А любитель, занимающийся рисованием ради хобби,  может рисовать для себя, в своё удовольствие,  делать то,  что он хочет.  Откуда у него страхи? 

ИЗ ПИСЕМ ЧИТАТЕЛЕЙ:

«... одним словом, образования нет, талантов особо тоже не вижу. Но есть интерес. Очень не уверена. Что могу делать (рисовать или скрапбукинг или ещё что-то) нечто. Что будет кому-то нужно и чем смогу зарабатывать.

Сейчас на распутье: получать ли художественное образование здесь, например, для работы в детской изостудии, в детском саду, а заодно и для своего личного творческого роста. Вы пишите – Идите своим путём. Если всё так неопределенно у меня, думаете, это совет для меня тоже? Тем более трое детей, надо их кормить. Нет права на ошибку, но и не хочется всю жизнь жалеть о несделанном...»


«Вспоминается фраза одного художника, что женщины художниками не становятся – быт, семья... и как начать? Постоянно находится куча дел, которые нужны домашним, а не мне. Дочь всячески подталкивает меня к творчеству, а у меня словно ступор... Боюсь, что не получится, ведь мой критик вырос вместе со мной...»


«Мне нравится рисовать, но все мои попытки научиться рисовать ничем глобальным не заканчивались. Я делаю несколько уроков и понимаю, что в общем-то мне не нравится рисовать по правилам, чтобы было реалистично. Мне нравится полёт фантазии, свободное движение кистью – интуитивная живопись такая, арт-терапия. Недавно прочитала небольшую статью (видимо, профессиональный искусствовед писал), где написано, что такая живопись (или вот рисунки в стиле наив), никому не интересны, кроме самого художника и близкого круга его друзей и знакомых.

Хотелось бы узнать ваше мнение по этому поводу. Мне хочется рисовать так, как я рисую, чувствую в себе огромную энергию творчества и хочется делиться с людьми своим вдохновением! Но никто меня не поддерживает... – типа рисованию нужно учиться с детства, а инженеру в 30 лет... Ну, разве что после специальных курсов, на которые уйдёт немало времени...»


Вам отзывается боль, которая есть в этих письмах?

В вас есть подобные сомнения?


Давайте с ними разбираться!


Я поделила все страхи на "страхи начинающих" и "страхи мастеров".  Начнем со вторых.

Чего боятся художники?

Да-да, художники-профессионалы тоже имеют множество страхов и сомнений!


Причина этого, на мой взгляд, в том, что современное искусство в корне отличается от древнего или средневекового. Раньше всё строилось на канонах, определённых правилах изображения,  которые передавались из поколения в поколение.

То есть ты становился художником и знал, что рисовать нужно так-то и так-то (в таком повороте, такими красками, такой сюжет), и успех тебя как мастера зависел только от того, насколько точно ты воспроизводишь эти каноны,  насколько хорошо им следуешь, каковы твои умения.

У художников были очень чёткие ориентиры и правила: религиозные (в первую очередь), социальные, технологические.

Возьмём голландскую живопись, например, голландский натюрморт.

В нём есть определённый смысл и символика: идея изобилия или бренности бытия, к примеру. Зритель, для которого писались эти картины, был подкован в символике натюрморта, умел его читать. Т.е. у художника и зрителя был единый язык символов, на котором можно было выразить идею. 

Художнику достаточно было собрать в натюрморте нужные символы, правильно и красиво их расставить, используя определённые композиционные схемы, и написать всё это.

Для письма тоже была установленная технология: с чего начать, чем завершить, какие приемы и материалы использовать, чтобы получить нужный результат.

заниматься творчеством


Конечно, у художников тогда тоже были искания, художник, как творческая натура, без этого не может.  Каковы были эти поиски? Возможно, это поиски лучшего материала (эксперименты с пигментами, замесами), на чём писать (доска или холст), варианты композиции.

Однако при этом художник не задавался вопросом о самовыражении, работая в рамках канона. 

Первые художники вообще не подписывали свои работы. Они были ремесленниками, и как ремесленники должны были достичь определённого уровня мастерства, которое было измеримо и понятно. 

Ни о каком самовыражении и новаторстве речи не шло!

Что же сейчас? В современном искусстве всё иначе, потому что ориентиров нет совсем. Можно сказать, что главным ориентиром является отказ от всяких ориентиров, любых догм, правил и традиций.


Раньше художник был успешен, если максимально точно копировал старое, а теперь – если он открывает нечто новое, исключительное.

Вот в этом сейчас для художников и есть основная сложность, именно поэтому у них есть масса сомнений и страхов.

По статистике в Америке, где общество процветает и искусство востребовано, 98% студентов творческих вузов не продолжают свою стезю. Они становятся кем угодно, но только не художниками. Такая же статистика существует и у нас.

Требуются иные условия, чтобы стать художником в социальном значении, тем человеком, который пишет, продает свои работы и успешен в этом. Очень трудно найти работу и получить заработок, нет поддержки социума, поэтому многие и не идут в эту профессию.

Когда я была ребенком и выбирала, в какой  кружок записаться, мой отец хотел, чтобы я пошла учиться в художественную школу. Он уговаривал меня два года. Помню, основным аргументом для такого выбора было то, что художник очень хорошо зарабатывает.

Действительно, он видел на примерах вокруг, что художники могут написать картину и потом жить на эти деньги весь год. Или сделать заказ для кинотеатра или завода, написать лозунг на демонстрацию и получить хорошие деньги.

Да, в 80-е это действительно было так – художник был востребован и имел хорошую поддержку от Союза художников: бесплатные материалы, мастерские, заказы, дачи художников, пленэры и выставки.


Сейчас все изменилось. Творческие союзы не имеют прежнего значения. Художнику нужно надеяться только на самого себя.


Таким образом, у современного художника полно страхов и сомнений:

  •  Достаточно ли высока моя техника? Конкурентноспособна ли? Достаточно ли я талантлив?
  • Интересен ли мой стиль? Верно ли я выбрал стиль, материал, сюжеты или иду не в том направлении?
  • Буду ли я востребован со своим стилем и сюжетами? Смогу ли я  заработать своим творчеством? Смогу ли я остаться собой, не "продаться за кусок хлеба"?
  • Как оценят меня зрители? Жюри конкурса? Выставочный комитет или галерея? 
  • Я уникален или посредственен? Останется ли мое имя в веках или никто обо мне и не вспомнит через десятилетие?
  • А вдруг кто-то начнет копировать или использовать мои работы для принтов и наживаться на этом? 
  • Мне придется заниматься самопродвижением? Тратить массу времени на сайт, соцсети, рекламу вместо того чтобы просто заниматься творчеством?

Но давайте оставим профессионалов с их страхами в стороне. В конце концов, я пишу не для них. Я пишу для любителей.

Понятно, что у них тоже возникают страхи: а для чего; кто меня поддержит; куда я пойду дальше со всем этим? Но все же у них первичны страхи иного рода.

Давайте остановимся на них подробнее.


Что мешает нам свободно заниматься творчеством:
4 страха начинающих художников:

  • у меня нет таланта (способностей)
  • у меня ничего не получается
  • что скажут окружающие
  • check
    учиться надо с детства, тогда будет успех, а в 50 лет уже поздно начинать

1. Страх отсутствия таланта

Что принято понимать под словом талант, способности?


Первое и самое распространённое понимание слова "талант" – это когда тебе что-то даётся очень легко: взял в руки кисть и написал шедевр. 

На примере детей мы видим, что есть дети талантливые от природы: у них есть сильный интерес в сфере своего таланта (если рисуют, то рисуют-рисуют-рисуют), при этом их рисунки по качеству выше среднего уровня их сверстников.

 

Здесь мы можем говорить об определённой природной склонности, способности. то, с чем мы рождаемся.


Действительно, каждый из нас при рождении имеет определённый набор способностей к той или иной сфере деятельности. Иногда это определяют даже по физическому развитию ребёнка, если мы говорим о спорте.


заниматься творчеством

Мы рождаемся с такими склонностями, но достаточно ли таланта для того, чтобы стать успешным в творческом плане человеком?

Ребёнок может родиться со склонностью к рисованию, но если это в своё время не будет поддержано, не будет развито, то его талант просто зачахнет на корню.


Для успеха к Таланту должен прилагаться Труд.


И вот здесь есть подвох.

Часто то, что даётся легко, не вызывает интереса. Та сфера, в которой ты особо одарен, является как-будто само собой разумеющимся, а значит, не всегда притягательным. Ты делаешь что-то, не напрягаясь, а потому не вкладываешь туда сознательных усилий и внимания. В результате - одаренность есть, а труда нет. И результаты хуже, чем у тех, кто обладал меньшими способностями, но трудился.

Я, например, была средним по части одаренности в рисовании ребенком. Сейчас, глядя на детские и юношеские работы, я вижу, что они далеки от отличных и уж тем более они не уникальны. 

И были в моем окружении действительно талантливые дети. Со своим взглядом на мир, с яркой индивидуальностью, с легкостью письма. То, над чем я корпела часами, им давалось "на раз".

Но в итоге мои сокурсники оказались в числе тех 98% студентов, которые не пошли в профессию, не создали ни одной картины после дипломной работы. А я продолжаю "трепыхаться"  и доказывать звание художника. И многие люди при этом восхищаются, насколько легко парит моя кисточка, думая, что это природный дар. Нет, ребята, на самом деле это не дар, это - упорный труд!


Чтобы убрать раз и навсегда сомнения - есть у вас способности к рисованию или нет,  я вам скажу следующее:

Если у вас есть интерес к рисованию, раз вы здесь, на этом сайте, то способности у вас точно есть!

 

У человека никогда не возникает интерес к той сфере, в которой нет хотя бы минимальных способностей. Значит у вас эти способности есть!


А талант... да, талант рождается редко. И, если вы принимаете теорию прошлых жизней, то я считаю: если человек уже родился с талантом, то он тянется откуда-то из прошлых жизней, он там уже много чего наработал, потрудился.


Уберите все страхи и сомнения по поводу того, есть ли у вас талант. Он вам не нужен, совершенно не нужен, чтобы заниматься творчеством.

Без таланта, но со своими способностями и трудом вы способны достичь отличных результатов!


2. Страх, что не получится

Начиная рисовать, вы примерно представляете, как это должно быть в Идеале.

У Рембрандта или у Шишкина. Ну или у кого-то там еще из гениев.

Вы, естественно,  боитесь, что не сможете этого идеала достичь. Вы же не Рембрандт и  не Шишкин, вы твердо знаете, что вам до них далеко.

Понятно, что это провальный путь, подобное сравнение никогда не даст вам заниматься творчеством.


Ладно, допустим, вы не такой идеалист, вы ставите для себя планку пониже. Вы говорите себе: «Хорошо бы научиться рисовать хорошо».

А что это для вас значит? Что для вас является идеалом? Какова ваша планка?

Без ориентира она такая плавающая, что вы всегда будете рисовать "не на том уровне", у вас всегда будет "не получаться", сколь хорошо бы вы ни рисовали.


Найдите свой идеал и постройте цепь шагов, как к этому идеалу прийти!


Поясню:

Вы видите, например, красивый рисунок лошади карандашом и это для вас – идеал. Вы пытаетесь нарисовать так же, но не получается. 

Проанализируйте, в чём заключается это «не получается»?

У вас нет такого идеального красивого штриха? Значит, ваша цель – отработать штрих.

У вас не получается создать объём? Ваша цель – изучить, как передавать объём.

Не получается нарисовать ровно, также идеально, симметрично и точно (чтобы глаз был на месте)? Нужно изучить строение лошади, наработать глазомер, чтобы правильно соотнести пропорции. 

Вот несколько шагов и целей, чтобы прийти к идеалу!

И это значит, что ваша цель достижима!


А вы просто нарисовали как получилось, смотрите и говорите «ой, у меня ничего не получается, я – плохая, я – плохой, мне не стоит дальше заниматься рисованием». И впадаете в уныние.


Помните,

нужно проанализировать неудачу. Ваше сравнение должно быть направлено на поиск действия, а не на то, чтобы убедиться в своей слабине!

заниматься творчеством

У «ничего не получается» есть ещё второй аспект – видение опережает воплощение.

Это не когда вы сравниваете свой рисунок с рисунком другого художника, а когда сравниваете свой рисунок с тем, как вы видите его внутри себя. 

Есть люди, которым всё равно, что говорят окружающие, им интересно то, что происходит внутри них. Они видят внутри себя какие-то картинки, образы, хотели бы их нарисовать, пытаются, но не получается.


Здесь ситуация сложнее: образ находится внутри, его невозможно сравнить с фотографией или натуральным объектом. Видение опережает воплощение.

С этим нужно смириться и, опять же, рисовать, рисовать, рисовать.

Интересный момент я нашла в книге «Искусство и страх». Автор книги занимается музыкой и спрашивает у своего учителя, мастера, перед которым преклоняется: «В голове я слышу музыку гораздо более совершенную чем та, которую могу извлечь пальцами...»  Мол, что с этим делать? А в ответ учитель спрашивает его: «А с чего ты взял, что это когда-нибудь изменится»?

Возвращаясь к тому, что есть некий творческий источник внутри нас, вот эта духовная сущность наша, идеал, который мы видим внутри себя и можем перенести в физическую реальность, так вот, возможно, нам стоит смириться с тем, что мы не боги. Что мы находимся в физическом воплощении и не можем передать ту впечатляющую реальность, которая есть внутри нас, те картинки, те видения, которые к нам приходят. Что мы не можем передать их физическую реальность в той божественной форме просто потому, что она совершенно другой природы.

У меня есть хороший пример перфекционизма:

В одной гончарной мастерской ученикам предложили эксперимент.

 

Мастер поделил своих учеников на две группы.

Одной он сказал, что экзамен будет приниматься по количеству сделанных горшков, т. е. за определённое время они должны сделать максимальное количество горшков. Во второй группе ученику нужно было создать только один горшок, но отличнейшего, идеального качества. 

В итоге после окончания экзамена стали взвешивать результаты.

В первой группе, которая была ориентирована на количество, вышел определённый, очень большой вес горшков на 5 баллов, определённый большой вес на 4 балла, а во второй группе у каждого был один горшок, и качество его оставляло желать лучшего.


В чём здесь суть? В том, что пока одна группа билась и трудилась над качеством, думала насколько это идеально и хорошо, вторая просто оттачивала свои навыки и училась на ошибках: сделали один горшок плохо, следующий лучше, лучше и лучше. За одно и то же время первая группа при всём количестве пришла к отличнейшему качеству: количество перешло в качество.


Поэтому, если вы сомневаетесь в качестве своих рисунков, просто увеличивайте их количество, и качество обязательно появится.


3. страх перед мнением окружающих

Вы должны понимать, что искусство всегда будет претерпевать критику. Хорошо вы сделаете или плохо, вас всё равно будут критиковать, потому что у каждого зрителя есть свои внутренние критерии.

Даже если вы что-то сделали идеально, безупречно, это может не понравится другому человеку просто потому, что он с вами "не на одной волне", ему нравится нечто совершенно другое.


Всегда будут критики, с этим нужно смириться.

У человека, занимающегося творчеством, душа тонкая, ему всегда хочется одобрения, похвалы, принятия.  Именно поэтому,  если вы не хотите быть раненным критикой,  не показывайте своё творчество всем подряд. 

Будьте скромнее. Уважайте право других людей иметь свой вкус, свое мнение и не либеральничать с вами.

На первых порах показывайте свои труды тем людям, которые способны его оценить и принять. 

заниматься творчеством

Не ждите, что ваши близкие будут принимать ваше творчество с восторгом.


Вы начинаете рисовать во взрослом возрасте, это для многих окружающих вас людей будет непривычно и непонятно. "Привычно" – это когда пришёл с работы, поужинал, включил телевизор, посмотрел новости, сериал, погулял в интернете, и всё. А вы вдруг садитесь и начинаете заниматься каким-то пустым делом – рисованием. Вы сразу выбиваетесь из общей среды и, естественно, она пытается затянуть вас обратно на диван к сериалу, показывает на вас пальцем и начинает крутить у виска.

Конечно, бывает и другой вариант - ваши родные, друзья и коллеги приходят в восторг, узнав, что вы занялись рисованием. Действительно, приятно слышать от них: «как здорово!», «слушай, ну ты – молодец», «я так не смогу», «как это тебе удалось».


Я думаю, что вы сталкивались и с той и другой реакцией окружающих.

У кого-то больше тех, кто завидует вашему хобби, у других тех, кто пытается осуждать. Кстати, это часто зависит от вашего отношения к себе, окружение его отзеркаливает.

 

Если вас часто притесняют, говорят, что вы не тем занимаетесь, задумайтесь, а как вы сами относитесь к своему творчеству?

У меня в художественной студии занимались женщины, боявшиеся сообщить мужьям, что начали рисовать. И их, действительно, осуждали, говорили «куда это ты ходишь, лучше дома сиди, ужин лишний раз приготовь, приласкай», то есть делай что-нибудь полезное для мужа.

Но со временем, когда женщина добивалась определённых результатов, начинала рисовать картины, и эти картины нравились друзьям и сослуживцам – отношение мужа менялось, он начинал больше уважать жену. Что произошло? Как только женщина изменила отношение к самой себе, начала ценить собственное творчество, ощущать себя хорошо и комфортно во всём, то и отношение мужа и позиция окружения поменялись.

Поэтому,  если вас до сих пор не понимают, посмотрите на себя, принимаете ли вы то, что делаете?

4. Страх, что начинать уже поздно

Мне часто пишут о своем преклонном возрасте, о том, что есть страх не успеть научиться. Забавно, что чаще такой страх преследует тридцатилетних, а не шестидесятилетних...


Вопрос в том, чему вы хотите научиться, когда мы говорим о рисовании и живописи.

Важно правильно расставить приоритеты и понять, а нужно ли вам вообще учиться? Быть может, вы уже умеете  и нужно не учиться, а просто заниматься творчеством, рисовать без обучения?

В моей книге «Твоя жизнь в искусстве» есть тест, какое направление вам ближе, куда вам двигаться, каков ваш путь. Проверьте себя, далеко не каждому человеку нужно учиться рисовать горшки и натюрморты.

заниматься творчеством

В чём состоит проблема тех, кто во взрослом возрасте приходит в художествен-ные студии?  Их так же, как детей, сажают за рисование натюрмортов, прогоняют по существовавшей долгие годы схеме обучения.


Но большинство взрослых людей приходит рисовать совсем не для того, чтобы стать художниками, им не подходит стандартная и полная схема академического образования!


Сейчас программу в школах пытаются менять, потому что времена поменялись, приоритеты поменялись. Но в большинстве работают по старинке.

Нужно понять куда вы движетесь, какова ваша конечная цель в рисовании.

Хотите работать только для своего удовольствия – значит вам достаточно повторять за мастером его действия на мастер- классах и находиться таким образом в зоне комфорта.

Если ваша цель глубже и дальше, а в какой-то момент она станет такой, вам захочется рисовать самостоятельно и проявлять себя, то тогда и выбор формы обучения будет другим.

Что в этом случае нужно понять? Во-первых, к чему больше лежит душа. 


А как это определить? Никто, кроме вас, вам этого не скажет. Только вы сами можете определить, к чему лежит ваша душа. 

Сделать это можно по каким-то косвенным признакам.

Например, вам нравится работать тем или иным материалом, значит, нужно больше погружаться именно в этот материал, пробовать разные манеры и техники исполнения в нем. Или, если вам нравятся работы определённых художников, какое-то направление в живописи вас привлекает больше - это значит, что вам нужно двигаться в том направлении, которое нравится, копировать работы других авторов в этом стиле, нарабатывать технику и искать собственное самовыражение через схожие средства.


Несомненно, можно идти и стандартным путем - путем изучения основ изобразительной грамоты по программам, схожим с программой художественной школы или ВУЗа. Так я обучаю в онлайн Школе Изобразительного искусства

Но это для тех, кто уже определился, что ему не хватает азов для самовыражения в творчестве.

И вот, когда страхи начинающих вы успешно обошли, вас могут настигнуть новые страхи и сомнения, которые могут помешать вашему творчеству...

Что мешает нам свободно заниматься творчеством:
страхи мастеров:

  • Насколько хороши мои работы в плане мастерства?
  • Насколько хороши мои работы в плане новизны и самобытности?
  • Как это воспримет публика?
  • check
    Мои работы - искусство?

За всеми этими страхами стоит один страх – достаточно ли я хорош(а) для того, чтобы позволить себе заниматься рисованием? Хорошо ли я это делаю, как мастер, творец, творческая личность, индивидуальность? Могу ли я проявлять свою самобытность или она не стоит того, чтобы выносить ее на публику? 

могу ли я позволить себе рисовать так, как хочу?

Это вопрос, который мы не рискуем задать себе вслух. Это та суть, которая составляет любой наш страх, особенно в творчестве и искусстве.

 

Достаточно ли я хорош(а)?


Достаточно ли я хороша, чтобы открываться перед обществом такой, какая я есть или лучше спрятаться за маску популярных сюжетов, того что принято в обществе? Достаточно ли я хороша, чтобы предстать с тем уровнем способностей, который имею на данный момент? Достаточно ли я хороша, чтобы навязывать другим людям свое видение мира?


За этим вопросом стоит потребность в признании, в любви и... самопринятии. Согласитесь, это корень многих наших проблем. 


И понятно, что в этом случае нужно работать с собой уже не на уровне рисования, а на уровне психологии.

заниматься творчеством

Как работать со страхами в ТВОРЧЕСТВЕ?

Наши страхи успешно маскируются под лень, нехватку времени, плохое настроение, раздражение от материалов (плохая бумага, кисточка), недовольство собой, неуверенность в себе.

Как взрослые люди мы должны их отслеживать, понимать, сознавать, различать и уметь с ними справляться.

Существует много психологических методик и различных подходов.


Из авторов, популярных для творческих людей, советую почитать Джулию Кэмерон и её книги «Золотая жила» и «Путь художника».

Замечательна книга «Искусство и страх: гид по выживанию для современного художника" авторов Д.Бейлс и Т.Орланд. 

Эти книги помогут вам на ментальном уровне убрать привычные способы мышления и с помощью практических упражнений продвинуть вас в направлении свободы от страхов.


В целом, всё зависит от того, насколько у вас эта проблема запущена, насколько вы зажаты страхами и сомнениями, критичны к себе.  Хотите убрать страхи – работайте над ними.

У Джулии Кэмерон мне понравилась фраза о том, что «мы можем творить в двух состояниях: когда творит Эго и когда творит Сердце».


Страхи появляются, когда творит Эго – наше желание проявить себя, быть первыми, одобренными, достичь каких-то результатов. А когда творит Сердце, мы просто наслаждаемся результатом, слушаем его и позволяем себе делать то, что оно хочет.


Тогда вы наверняка ощущаете творческое электричество, такое безумно приятное состояние творческого горения. И здесь нет места страхам.

Когда вы «говорите с собой», вы проявляете свою индивидуальность, вы создаете то уникальное, что ищет современное искусство. 

В этом и состоит большой плюс нашего времени и современного искусства -позволено всё, выражайся как хочешь. Сейчас тебя не выгонят из гильдии художников, если ты нарушаешь канон, и любому художнику найдутся поклонники. 

Вы должны сделать выбор: хотите быть приятными большинству или следовать своей индивидуальности? 

Пойдете путем Эго или путем Сердца?

Если вы творите Сердцем, ваше Эго в каком-то смысле всё равно будет удовлетворено, вы будете приняты и почитаемы. Если же вы будете рисовать только то, что нравится другим, то внутри никогда не будете удовлетворены, ваше творческое «я» не найдёт выхода, и вы НЕ будете счастливы.


Мне очень нравится высказывание Мэри Лу Кук: 

«Творчество значит изобретать, экспериментировать, расти, идти на риск, нарушать правила, делать ошибки и получать удовольствие». 

Я бы сказала: «И при всём этом получать удовольствие».

 

Какой бы путь вы не выбрали, вам предстоит ошибаться, падать, набивать шишки, работать вновь и вновь. Но на пути Сердца вы при этом получите большее удовольствие, потому что это путь без страха!


Я надеюсь, что эта статья действительно что-то изменит в вашей жизни, поможет вам осознать ваши сомнения, уберёт какие-то препятствия и решит некоторые проблемы.

Если вы чувствуете, что у вас страхов и комплексов много, то с этим нужно работать. Во всяком случае мы обозначили ориентиры, куда нужно идти. Идите!


Спасибо, что дочитали до конца. Рисуйте с Удовольствием! И без страха.

Подборка полезных материалов:

63 комментария
  • Тамара
    09.11.2018 at 18:12

    Огромное Вам СПАСИБО за столь содержательный и вдохновляющий материал!!! Думаю, что такие статьи обязательно нужно публиковать, читать и перечитывать всем время от времени, чтобы отступали страхи и появлялось желание творить! Здоровья Вам, вдохновения, счастья, радости и благополучия Вашему дому!!!

    • Марина Трушникова
      10.11.2018 at 02:05

      Тамара, огромное спасибо за поддержку и пожелания! Рисуйте с удовольствием!

  • Мария
    09.11.2018 at 18:31

    Чего-то не нашла у себя ни одного из перечисленных страхов…Ну разве что муж не оценит рисунок. Но тогда можно смело сказать, что он в искусстве ничего не понимает и вообще это я в школе учусь и знаю как надо) Он всегда соглашается) Или еще страх?, что Марина заставит чего-то переделывать. Хотя это наверное тоже не страх, а скорее нетерпение, потому что данная работа уже приелась и хочется взяться за новую.

    • Елена
      11.11.2018 at 02:16

      Нет, страхи есть. Марина, их очень хорошо описала. Несмотря на то, что меня буквально все поддерживают, я боюсь разочаровать их и прежде всего себя. Показать, что я неумеха, что у меня не получится. Да, получалось раньше, ну и что? А теперь вот не получится. И накручиваешь километры возле мольберта, и оттягиваешь момент старта. А если еще и действительно все пойдёт не так… У меня не радость, а почти всегда муки творчества. Да, время, действительно, останавливается. Я забываю есть, пить… Удовлетворение приходит только в конце, когда я довольна результатом. Видимо, это и есть Эго? А тянет то Сердцем… Спасибо, Марина. Теперь я понимаю, что я не одна такая, и даже с этим что-то можно делать. Я углублюсь в тему и попробую.

  • Светлана
    09.11.2018 at 18:34

    Марина, какая мощная статья ! Браво!!! Очень нужные и очень важные мысли. Буду ее перечитывать в сложные моменты. Спасибо

  • Анна
    09.11.2018 at 18:39

    Марина, спасибо за статью, готова подписаться под каждым Вашим словом! Работать!

  • Татьяна СПб
    09.11.2018 at 18:57

    Слава богу) в моём окружение отсутствуют люди с подобными страхами, а тем более угнетающие
    и вселяющие страхи другим. Мне пятый десяток, рисовать начала недавно, рисую, потому что не могу не рисовать) Кроме этого, мне интересно ощущать новое, а значит, интересно учиться и совершенствоваться в проявлении своего интереса)
    Статья понравилась. Пока я только слышала, что есть люди которые хотят, но бояться рисовать. Я думаю, такому страху подвержены те, кто не отягощён страстным желанием рисовать.

  • Лилия
    09.11.2018 at 18:57

    Марина, спасибо Вам большое за такую содержательную вдохновляющую статью! Прочитала ее с большим интересом и с удовольствием от четкости изложения и ощущения Вашего теплого отношения к читателю. Спасибо за Ваш труд и за вдохновение на творчество!

  • Ольга Михеева
    09.11.2018 at 19:14

    Ох, и много мыслей родилось, пока читала! Сначала казалось, что со многим не соглашаюсь… Потом, ближе к концу, что полностью согласна со всем! Поняла главное – согласна с тем, что мои страхи – это мои психологические проблемы, которые могут проясниться и разрешиться только в процессе собственно рисования. И да – одни страхи уходят, а другие появляются, по мере роста. И, может быть, это нормально, и даже хорошо… Спасибо большое за статью, Марина! Она была очень важна для меня. Я сейчас как раз в активном процессе примирения с самой собой!

  • Геннадий
    09.11.2018 at 19:18

    Марина! Спасибо за статью. Есть над чем подумать. Время (недостаток) и условия многое определяют.Но одно совершенно -Однозначно. Необходим постоянный ТРУД. Под всем подписываюсь. Я давний Ваш почитатель.Геннадий.

  • Оксана
    09.11.2018 at 19:19

    Мариночка, ты самая лучшая, умная, талантливая и красивая! Все твои слова так ровно ложаться на мое сознание, как-будто специально для меня написаны! Спасибо большое за то, что ты есть!

  • Ольга
    09.11.2018 at 19:21

    Спасибо, Мариночка! Статья, прям …как таблетка, которую надо время от времени принимать (читать)))
    ..На мой взгляд, страх надо уравновешивать покупкой новых кисточек-красочек, холстов, книг об искусстве, посещением выставок, крУгом единомышленников и т.п. То есть , если на одной чаше весов страх, сомнения, неуверенность, то грузим РАДОСТЬ творчества в другую чашку!))
    (Рисовала, рисую и буду рисовать! И всё тут!))) Спасибо ВАМ!!!)))

  • Надежда
    09.11.2018 at 19:25

    Благо дарю!Классная статья!Как впрочем и все другие материалы у Марины.Понимаю,принимаю,обожаю!Есть над чем подумать, перечитать,действовать.Поддержка и вдохновение.Надо заняться своими ограничивающими убеждениями.Как хорошо,что вы есть,хотя я так и не воспользовалась приобретенными материалами по акварели(люблю масло и не хочется разбрасываться,а .может,потому что акварель сложнее).Благодарю!ВСЕХ БЛАГ!!!

  • Ирина Алексеевна
    09.11.2018 at 19:45

    Марина, здравствуйте! Прочитала. Очень интересно. Я вся в комплексах и страхах, и постоянно работаю с этим, чтобы избавиться, Читала книги Джулии Кэмерон, следую её рекомендациям и …. топчусь на месте. И только сейчас поняла, что это не Я хочу свободно,легко и быстро рисовать, а моё ЭГО.И оно меня очень цепко держит. Это зверь очень хитрый, ловкий ,изворотливый на всё находит ответы, оправдания , подпитывает мою неуверенность в себе, и всем недовольно.
    Сейчас я это увидела.

  • Валентина
    09.11.2018 at 19:53

    Марина! Спасибо за статью. прочла ее с интересом и поняла, что у меня нет никакого страха ни перед чем. Художественным творчеством начала заниматься поздно. еще работая, но будучи уже на пенсии. Поэтому могла себе позволить брать уроки у художников, покупать МК и материалы, даже прошла годичную переподготовку в МГУДТ, по специальности графического дизайна получив диплом гособразца с правом работать по специальности. И мне не было страшно, что я -пенсионерка хожу 4 раза в неделю на занятия вместе с молодыми мальчиками и девочками, которые сначала на меня, наверное, смотрели как на ненормальную бабку. А мне в этом виде творчества все интересно – и масло, и акварель, и графика, и мозаика, и дизайн. Когда-то мой начальник сказал на моей первой ПВ, на которой, кстати, были только работы маслом, что я не нашла себя. Мне все равно, кто и что подумает и кто и что скажет обо мне и моих работах. Мне просто все интересно. И не важно, как это у меня получилось – хорошо или плохо. Мне ничего не страшно (видимо, мой внутренний критик так и не проснулся). Так что я иду на риск, наверное, нарушаю правила, делаю ошибки, но при этом получаю удовольствие. Конечно, не хватает знаний, методов, техник. Но я не думаю, достаточно ли я хороша, чтобы навязывать другим людям свое видение мира. Я просто участвую в выставках, в пленэрах, размещаю свои работы ВК и FB, – не нравится, не смотрите. Но у меня крепкая опора в семье – муж поддерживает и морально, и материально, и физически. (Он и сам за это время научился отличать серое от бежевого). Сын раньше критиковал, а сейчас просит что-то написать-нарисовать для подарков друзьям. Что мне еще надо? Страх, да нет его просто!
    Книги Джулии Кэмерон «Золотая жила» и «Путь художника» прочла давно, начинала, бросала, опять начинала. До конца все-таки дочитала. Даже дневники вела за компанию с коллективом. Но это было как-то само по себе. Почему-то я ее советы на себя перенести не смогла. Ваша же статья замечательная и она еще раз убедила меня, что, что хочу, то и делаю; что хочу, то и рисую; чем хочу, тем и занимаюсь! Спасибо, Марина, Вам!

  • Татьяна
    09.11.2018 at 21:11

    Марина, добрый день! Большое спасибо за статью! У меня, как и у большинства начинающих, есть страх, связанный с рисованием. Это прежде всего страх испортить себе настроение неудачной работой, усугубить имеющиеся комплексы. С другой стороны, удачная работа окрыляет, хочется продолжать учиться рисовать. Близкие меня поддерживают, даже заставляют рисовать, если я ленюсь. Для собственной мотивации я придумала такой способ. Вешаю на стену лучший на сегодняшний день свой рисунок, через какое-то время меняю его на другой, более удачный. Таким образом, я вижу, что пусть медленно, но всё-таки двигаюсь вперёд.

  • Ирина
    09.11.2018 at 21:22

    Ирина Марина, спасибо за статью и за то, что Вы постоянно пытаетесь направить нас на путь и убедить, что ничего не нужно бояться, а просто идти путем, которым хочется идти, и тогда, быстрее всего, все случиться.

  • Екатерина
    09.11.2018 at 22:38

    Учитель , Приветствую!
    В очередной раз благодарю за развитие и постоянную поддержку .
    Спасибо , что освещаешь путь !
    Мои страхи развеяны по ветру благодаря Он – лайн Школе Марины Трушниковой .
    Легкая и понятная любому система преподавания окрыляет .
    Рисование – свежий воздух , праздник Души и Радость .
    А всем , кто чего-то боиться рекомендую прям с этой самой минуты идти вперёд , брать в руки кисти и карандаши .
    Думать о Любви и исправно выполнять домашние задания!)))
    Всем нам творческих успехов!!!!)

  • Ирина
    09.11.2018 at 22:38

    Большое спасибо,Марина! Вы, конечно, правы! Не нужно бояться!

  • Ольга
    09.11.2018 at 23:27

    Марина! Какой же Вы талантливый художник, педагог и психолог! Очень редкое сочетание! Восхищаюсь Вами!

  • Olg@
    10.11.2018 at 00:36

    “Что мешает нам заниматься творчеством?” – А мешает нам ещё заниматься творчеством – отсутствие финансовой стабильности в нашей нынешней жизни (все эти уроки, МК, материалы – требуют финансовых затрат, и не малых). Ну хорошо, сэкономишь на чём-то, потратишься, а чувство вины и гиперответственность тут как тут – и “гложут”, и “пилят”, и “пилят”: “Всё лучшее детям и внукам”, “Не до жиру, быть бы живу”, “Да на тебе пахать надо!”, “И вообще, идите вы в бухгалтерию” (ну или еще куда-то по делу):))… И не дают расслабиться и “заняться ерундой”

  • Татьяна
    10.11.2018 at 00:40

    У меня обычно так мало времени из-за работы и личных проектов, а тут освободилось немного, а я сижу и прокрастинирую, хотя внутри так и тенькает “Возьми рисунок и закончи”… Это все они, страхи, да. Сотни причин не браться! Гр-р-р… Сейчас пойду и займусь!

  • Iryna
    10.11.2018 at 01:57

    Спасибо,Марина!

  • Зоя
    10.11.2018 at 02:58

    Страхи будут всегда, это нормально, как часть инстинкта самосохранения. но, по-моему, очень важно не нагружать этими страхами других людей, требуя от них поддержки и постоянного “поливания сиропом”. Я думаю, отчасти ты, Марина, написала эту статью, потому что наболело – быть бесплатным психологом утомительно.

  • Людмила
    10.11.2018 at 07:10

    Благодарю за статью. Действительно, страхи есть, поэтому и куча отговорок и сотня причин находится. Буду бороться!

  • Виктория
    10.11.2018 at 08:56

    Спасибо, Марина! Если понимать и принимать свои страхи и слабости, а “не прятать голову в песок”,то с ними легче справиться. Всегда поддерживает одобрение близких и друзей. Ошибок не стоит бояться, все мы учимся!

  • Gila
    10.11.2018 at 09:34

    Мариночка, благодарю за статью и рекомендации.Действительно, многие страхи перечисленные здесь пришлось преодолевать в себе, счастливый художник, который точно знает свой путь и свое предназначение.Когда сняла с себя этот вопрос и обязательства,стала ставить определенные задачи, мне сразу стало легче и больше стала получать удовольствие самого от процесса.

  • Светлана
    10.11.2018 at 11:07

    Марина, большое спасибо за статью!!! Есть над чем подумать)) Для себя уже поняла, что ключевой момент – творение из Сердца, а потом уже наработка мастерства. Вижу, что когда творю от Души, результат находит больше поклонников, да и самой становится не так важно, что скажут другие, как оценят, потому что получаешь такое невероятное удовольствие, полет, и это ценно само по себе. Только далеко не всегда получается поймать это состояние, пока еще чаще рулит эго.

  • Ольга
    10.11.2018 at 13:52

    Все наши страхи от недостатка знаний и опыта. Нехватка знаний сильно сужает творческий потенциал. Нужно видеть и знать, что ты хочешь сотворить)) тогда все идет легко!

  • Нинель
    10.11.2018 at 15:58

    Доброго дня! Ваша статья Марина попала в самую точку моих сомнений. Я рисую уже 4 года по мастер классам, выйдя на пенсию. Пробовала рисовать всем и все и запуталась. Теперь благодаря вам поняла что нужно выбрать что-то одно и совершенствоваться в этом направлении. И действительно картины выполненные несколько раз с каждым разом становятся лучше. Ведь есть маринисты, пейзажисты …
    Благодарю от души! Всего доброго!

  • Инга
    10.11.2018 at 16:26

    Как мне это все знакомо. У нас люди очень самокритичны….Хорошо, если все в меру…Статья очень полезная, дает понимание и направление, что делать, а главное как? Творить надо действительно с сердцем и тогда это будет в удовольствие. Марина, Благодарю за статью!!! И за тонкое понимание происходящего.

  • Аноним
    11.11.2018 at 01:34

    огромное спасибо за детальный разбор!

  • Аноним
    11.11.2018 at 04:28

    Марина,спасибо,такая интересная тема..Конечно,страхи есть,но в моём случае ,они уступают потребности рисовать.Несмотря на некоторые внутренние противоречия, вроде,лучше время истратить на домашних,я понимаю, что не рисовать я уже не могу .

  • Elvira
    11.11.2018 at 12:13

    Марина, спасибо огромное за статью! ВСЕ В ТОЧКУ )))) во многих моментах увидела себя прежнюю, сейчас конечно многое поменялось (а ведь вся проблема просто в ГОЛОВЕ-отпусти ситуацию и мир засияет яркими красками, и страхи пройдут и неуверенность и т.д.). посмотрела свою первую работу (посмеялась по доброму-как будто детский рисунок)))) , взглянула на нынешние- даже какая-то гордость за себя (виден РОСТ-и это таак приятно, что смогла, не опустила руки, а продолжила трудиться-трудиться и еще раз трудиться ), в этом и заслуга Мариночки есть (учеба в ее школе на многое открыла глаза), СПАСИБО!! ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ и НОВЫХ СТАТЕЙ!!

  • Марина
    11.11.2018 at 13:01

    Мариночка, отличная, просто отличная статья! Все четко, все по делу, особенно понравилось про установление конкретных шагов к достижению цели. В целом статья произвела впечатление теплой и крепкой руки, протянутой в трудную минуту. Все страхи есть, не есть также и радость. В основном я рисую, чтобы выразить свою любовь к миру. Это как заниматься с миром любовью! Я просто чувствую, что становлюсь тем, что рисую, и потом несколько часов нахожусь в приятнейшем состоянии синестезии, когда я ощущаю цвета и формы, даже когда смотрю на газетный текст или пью кофе. Это очень трудно объяснить, но состоянии фантастическое.
    Cпасибо вам. Я ваша верная ученица и поклонница!

  • Ирина
    11.11.2018 at 13:55

    Здравствуйте! Большое спасибо за статью. Она мне в чем-то очень поможет. У меня есть еще один страх, который был не описан в статье. Самый главный для меня – страх затраченного времени. Рисование у меня отнимает много времени. И меня грызут угрызения совести, что я рисую вместо того, чтобы что-то приготовить ребенку вкусненькое, или посмотреть вместе с ним фильм, или пообщаться с друзьями или убрать квартиру. Если я начинаю рисовать меня злит, когда меня отвлекают. А так как рисую я медленно – на одну картинку уходит несколько часов или дней, то в эти дни я забрасываю другие дела, трачу время. Рисование моя не основная работа, хобби. Домашних дел много. Как совместить всё и не мучится угрызениями совести? Научиться рисовать быстро? Вот для меня это проблема. Страх, что не успепею, не успеваю…

  • Екатерина
    11.11.2018 at 21:26

    Спасибо вам огромное, Марина, что пишете о страхах. Тема очень актуальная. Второй год учусь рисовать и перманентно страхи то приходят, то отступают. Утешаю себя тем, что важно больше рисовать, а таланта всегда только 10% в мастерстве, остальное труд. Надеюсь все получится у всех, кто хочет чтобы получилось

  • Алена Глазова
    12.11.2018 at 16:00

    Марина, статья очень важная для начинающих, спасибо. Я так же считаю, что, если чем-то увлеклась, значит способности есть. Творчество — это всегда труд, когда я шла на курсы, я отдавала отчет, что желаемый результат придет не через год, а позже, возможно значительно позже. Я не стану живописцем (не в большом смысле этого слова, ни в маленьком), но иллюстратором я буду. Страхи у меня такого рода: сложно работать в дороге, открыть альбом, потому что я не умею делать хорошо наброски и, если кто-то заглянет, он это увидит и привяжется. Пока проблему эту стараюсь решить таким путем: купила маленький блокнот, он внимание не привлекает. Попробую. Еще мой альбом по эскизам больше напоминает записную книжку, очень много написано о том, как должна выглядеть зарисовка, что должна выражать фигура и т.д. Испытываю большущую проблему с композицией, и само собой – с перспективой. С композицией решила проще: делю лист на квадраты и зарисовываю человечков (палка, палка, огуречик). В основном все же в зарисовках больше цепляюсь за что-то одно: руки, глаза и потом это все не складывается, так и остается глазами, руками, ботинками. Понравилась книга «Профессия иллюстратор» Натали Ратковски, в одной из глав она предлагает поиграть в забытую игру «ассоциации», очень раскрепощает воображение. Мой мозг, мне часто напоминает моего кота во время игры с ним. Кот видит мышку, и бьет по ней лапой, заставить толстяка двигаться очень сложно.

  • Korneyot
    23.11.2018 at 10:53

    Поздравляю, какое отличное сообщение.

  • Киселева Ольга Алексеевна
    09.01.2019 at 21:03

    Марина, спасибо за статью. Весной мне будет 60 лет и сейчас я учусь в другой онлайн-школе акварели и карандашному рисунку. Получалось хорошо,пока на последнем уроке не нарисовала самостоятельно портрет знакомого карандашом. Столкнулась с тем, что не знаю многих правил рисовать реалистично глаза, рот, нос, голову в целом.Перенеся изображение фотографии на бумагу по клеточкам, рисунок получился “бездушный”, что сильно расстроило меня и похоже разочаровал знакомого, на день рождения которого я его подарила. И теперь у меня сильное уныние и руки не подымаются продолжать рисовать. Что бы отвлечься, стала искать в интернете дополнительную информацию и наткнулась на вашу школу. Понравился ваш план обучения и обширный дополнительный материал по искусству. Хочу поучиться в вашей школе.

  • Людмила
    23.08.2019 at 01:36

    Благодарю за интересный обзор по творческой тематике! Особенно для меня актуальный был отрывок про ученика и мастера: книга «Искусство и страх». Автор книги занимается музыкой и спрашивает у своего учителя, мастера, перед которым преклоняется: «В голове я слышу музыку гораздо более совершенную чем та, которую могу извлечь пальцами…» Мол, что с этим делать? А в ответ учитель спрашивает его: «А с чего ты взял, что это когда-нибудь изменится»? На вопрос: что такое рисование?, Ван Гог ответил:это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь. И не факт, что ты пробъешь эту стену. Ведь мы только стремимся к совершенству, но совершенство не досягаемо, как и сам Источник! Еще раз, спасибо и -творческих Побед!

    • Людмила
      23.08.2019 at 01:39

      со слов и не факт-мое!

  • Евгений
    05.08.2021 at 14:36

    Здравствуйте! Страхи многие у меня присутсвуют, согласен.

    Но основной страх и риск – это где брать деньги на творчество и жизнь? Я вот хочу заниматься только творчеством, не отвлекаясь на наемную работу, но где брать деньги?
    В итоге я уже много лет работаю на наемной работе и никак не займусь творчеством полноценно, а если ты не посвящаешь все время творчеству, то ты навряд ли достигнешь в этмо успеха…А хочется успеха, а не просто хобби…Единственный вариант – накопить финансовую подушку на определенный срок и за этот срок попытаться монетизировать свое творчество…
    Вот это, я считаю, основная проблема творческих людей – отсуствие денег на жизнь, которая вынуждает творческих людей становиться обычными работягами или клерками… Плюс ожидания общества в виде успешной матери или состоявшегося мужчины, которые очень сильно давят и ограничивают…Потому что не каждый способен быть полжизни белой вороной у которого в 30 лет ни квартиры, ни машины, ни детей, а только кусок холста и краска…

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ