Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Кому НИКОГДА не научиться рисовать во взрослом возрасте? Обсудим?

Кому НИКОГДА не научиться рисовать во взрослом возрасте? Обсудим?

Мне казалось, что массовое развитие в интернете школ и конференций по рисованию уже всем ответило на вопрос "можно ли научиться рисовать во взрослом возрасте?", однако я продолжаю получать письма с сомнениями на этот счет.

Вот два примера из последней почты:

Мне очень хочется научиться рисовать, и акварель люблю еще со школьных уроков. Просто не уверена, что у меня получится. Скажите, пожалуйста, а после Ваших уроков навык рисования вообще может появиться? Я имею в виду просто способность отображать окружающий мир:)

Хотим маме подарить сертификат на 3 месяца обучения у вас, она не умеет рисовать, но очень хотела бы научиться. Поздно ли уже это делать, и существует ли у вас что-то подобное? Ну и самое главное, подойдет ли ей ваша "школа", так как текущие ее рисунки очень далеки от правильных как по правилам перспективы и свето-тени, так и анатомии.

Я хорошо понимаю, что мой ответ "ДА, КОНЕЧНО! Рисовать можно в любом возрасте! Научить можно кого-угодно!" будет выглядеть очень субъективно.

Какой педагог признает, что он не может научить тому, чему учит?

Поэтому я хотела бы спросить у вас.

Каков Ваш личный опыт? Во сколько лет Вы начали учиться рисованию? 

Пытались ли учиться через интернет, по видеокурсам, без реального присутствия педагога?

И если у Вас есть опыт обучения оффлайн и онлайн, то могли бы вы сказать, что эффективно только живое обучение?

И вообще, как Вы думаете, есть ли люди, которых невозможно научить рисованию?

Мне интересно ваше мнение! Не для того, чтобы "пободаться убеждениями" или прорекламировать достижения своих учеников, нет.

Мне хотелось бы, чтобы люди, которые хотят рисовать, но думают, что учиться им уже поздно, люди, которые не имеют рядом поддержки и коллег по хобби, чтобы эти люди увидели наглядные примеры, увидели тех, кто преодолел страхи и лень и достиг результатов!

Напишите! Ваш пример может дать кому-то силы и веру в себя.

А от себя все же скажу. Очень кратко, ибо в данном вопросе много подводных камней. И один вопрос может таить в себе, на самом деле, совсем другой...

Поэтому вот просто тезисно:

Рисовать мы все изначально УМЕЕМ.

Взял карандаш, провел линию - это уже рисунок. Когда мы говорим "научиться рисовать", то что каждый из нас имеет в виду? Какое рисование? На уровне выпускника ВУЗа?

Желая "научиться рисовать", КАКУЮ ЦЕЛЬ Вы преследуете?

Войти в историю искусств? Зарабатывать рисованием картин? Делать выставки своих работ, повысить свою самооценку, получать одобрение и уважение окружающих? Просто получать удовольствие от процесса?

Вы не поверите, но во всех этих случаях, порой совершенно не нужно образование на уровне выпускника ВУЗа.

Современное общество разрушает исторически сложившиеся стереотипы, и вы легко найдете убедительные тому примеры.

Научиться рисовать с натуры МОЖЕТ КАЖДЫЙ.

Впрочем нет, не каждый. Я обобщаю. Каждый здоровый, вменяемый человек, имеющий руки и возможность видеть, может научиться рисовать так, чтобы это было реалистично.

Вопрос усидчивости, желания и исходных данных типа нормальной моторики рук (а то мы уже забыли, как ручку в руке держать..), развитого глазомера и общей природной склонности. Т.е. если исходные данные невысокие, то путь обучения будет дольше, но результат все равно будет.

Подчеркну, что для рисования с натуры не нужен талант! Здесь все крайне просто - вижу, измеряю, переношу на лист. Важно просто в голове иметь инструменты и приёмы, как это делать.

Курс "Ключи рисунка" вам в помощь, если не знаете инструменты рисования с натуры. Курс бесплатный, вводный, обязательный для любого, кто хочет рисовать "похоже".

Чтобы научиться рисовать, вам НЕ нужен "живой" учитель

Этот пункт обычно вызывает бешенство у тех, кто учился в ВУЗах... Мол, как это, мы пять лет жизни потратили, а кто-то на этот уровень претендует, будучи самоучкой?..

Ну, на самом деле, в этом утверждении я тоже обобщаю.

Далеко не каждый человек способен научиться по книгам или видео. Ему либо самоорганизации не хватит, либо общения с "гуру". Особенно нам, женщинам, кому в процессе обучения нужны эмоции, дружеская поддержка, утирание соплей, жилетка и дружеский пендель, когда у нас "не получается!.."

В идеале нужно каждому искать обучающий канал по своему темпераменту и способу обучения. 

А НУЖНО ли вам учиться?

Хороший вопрос. Я уверена, что многим людям "учиться рисовать" НЕ нужно.

Им нужно просто рисовать, как умеешь, и получать от этого удовольствие. Правда, окружающие такое творчество вряд ли поймут и оценят. Поэтому этот совет только для тех, кому начихать на общество и их мнение.

Но таких, я думаю, просто единицы. Это нужно быть очень просветленным человеком, чтобы творить не для результата, а для процесса, уметь наслаждаться этим.

Мои курсы ДАЮТ результаты.

Обещала без рекламы. ))) Но вопросы были прямые - дадут ли мои курсы определенные навыки. 

Да, безусловно. Даже учитывая, что они на видео, без живого моего присутствия. Доказано более чем 10 годами обучения через интернет результатами тысяч учеников.

Но, опять же, смотреть нужно, какие цели вы преследуете, и решает ли эти задачи тот или иной курс.

И да, конечно, будет результат или нет - вопрос вашего усердия. Здесь, увы, я мало чем могу помочь. Разве вдохновлять издалека...

Так кто же никогда не научится рисовать?

ТОТ, кто не пробует это делать!

Эх, обещала высказаться кратко, но, кажется, не получилось. Хотелось донести свою позицию. Повторюсь, это мои убеждения, основанные на моем личном опыте преподавания. У вас могут быть иные убеждения, основанные на вашем опыте.

И мне интересен ВАШ опыт. С удовольствием прочту о нем в комментариях.

И вот еще несколько материалов в тему:

80 комментариев
  • Елена
    06.09.2017 at 18:58

    Мне было 39 когда я решила записаться в школу акварели, на курс для начинающих. С тех пор прошло 3 года , я не просто научилась рисовать, а мои работы иногда покупают как картины или как иллюстрации электронную версию, хотя я считаю рисование своим хобби а не заработком. А в соц сетях часто спрашивают совета как у художника (хотя я себя таковым не считаю) Научиться рисовать и хорошо рисовать можно в любом возрасте. Я тоже сомневалась, а зря.

    • Елена
      06.09.2017 at 19:00

      Ой да, забыла добавить, что немалую лепту в мое обучение внесли курсы Марины Трушниковой, по акварели я купила и прошла цветы и город.

    • Марина Трушникова
      06.09.2017 at 19:22

      Елена, благодарю за вашу историю и ваше желание рассказать ее. Уверена, для кого-то это может быть полезным примером обучения во взрослом возрасте!

  • Людмила
    06.09.2017 at 18:58

    Марина, доброго вам дня. Меня зовут Людмила, мне 48 лет. Рисую давно, но с большими перерывами. Поэтому технику можно сказать нарабатываю и теряю. Рисую только акварелью. Из ваших курсов брала, цветы, город в акварели, акварельные фантазии (точно не помню название) и карандашные фантазии, облака. С желанием встречаю все ваши журналы. Очень хочу наконец научиться рисовать. С мая этого года рисую каждый день. Рисую с натуры и пользуюсь возможностями ютуба. В 2000году обучалась в вечерней художественной школе. Прошла два курса из трех. Дети были маленькие и я забросила. Усидчивость с годами добавилась. Верю, что рисовать научиться могу.

    • Марина Трушникова
      06.09.2017 at 19:20

      Людмила, судя по вашей истории обучения и практики, рисовать вы уже должны неплохо. Значит, говоря о том, что “научусь”, вы недовольны сегодняшнем уровнем. Какие цели вы в этом случае перед собой ставите? Что для вас “научиться рисовать”?

  • Ирина
    06.09.2017 at 19:17

    Начала обучаться в 50. Прошла курс обучения у Марины. Сейчас осваиваю акварель по её курсам. Картинами маслом заполнила стены в квартирах родных и знакомых. Очередь из заказчиков.

    • Марина Трушникова
      06.09.2017 at 19:24

      Ого! Даже очередь? Ирина, вам нужно поделиться, как продвигать своё творчество ! У вас были сомнения, стоят ли ваши картины того, чтобы их дарить или поодааать

  • Людмила
    06.09.2017 at 19:19

    Марина,добрый день! Очередной раз делюсь опытом рисования в весьма преклонном возрасте.Предполагаю,что сигналом послужил звоночек в части здоровья иуроки восстановительной художественной терапии-2013 год.В 2015 году я познакомилась с Вами ичто-то накалякала на неделе роз. Учусь по доступным вебинарам у художников,с которыми я уже знакома .Материалы-акварель,пастель,карандаши. Работы дарю родным и знакомым.От рисования получаю большое удовольствие. Мое творчество на странице ВК и ФБ. Недавно на конкурсе Репинскул я выиграла набор масляной пастели Фабер Кастел. Всем-удачи!

    • Марина Трушникова
      06.09.2017 at 19:26

      Людмила, если не секрет, сколько вам лет? 🙂

  • Larisa Boguslavsky
    06.09.2017 at 19:24

    Я думаю, что не так важно он-или офф-лайн курс, как качество преподавания – на сколько педагог владеет своим предметом и способен передать свои знания и умения другим. Я брала офф-лайн курсы по рисованию, и была глубоко разочарована содержанием и методом преподавания этих курсов. В то же время, многие он-лайн курсы не только по рисованию, но и по статистике раскрывали для меня суть предмета и давали неоценимые знания и навыки. В этом и есть призвание ПЕДАГОГА, а способ передачи материала – это уже нюансы (личное общение, через интернет, или посредством книг…) Я и фитнессом занимаюсь по видео, и ценю эти занятия гораздо больше, чем походы в спорт-зал 🙂

    • Марина Трушникова
      06.09.2017 at 19:32

      Соглашусь с вами, Лариса. Педагог и его умение передавать знания – решающи, особенно в онлайне. У художников, которые не педагоги, не имеют системы обучения, лучше учится очно. Так ты со временем переймёшь технику письма, основные понятия и стиль. Но лучше иметь при этом базу, конечно. Иначе путь обучения будет очень долгим.
      А в онлайне становится все больше толковых школ и курсов, где реально быстро научиться азам.

  • Глызина Наталья
    06.09.2017 at 19:36

    Я начала учиться рисованию подростком в изо школе, в итоге сбежала. Ну реально! Рисовать карандашом одну и ту же шахматную доску ДВА месяца…. это треш! В начале 2000 ных нашла Марину в интернете, полностью прошла ее курс. Довольна до сих пор! Все ясно и понятно, и жутко интересно было. Сейчас переехала на рисование в Фотошопе! Цифровое искусство! Но задатки для этого дала Марина! Еще пару лет училась под контролем художницы, брала частные курсы. Единственное что приятно, когда над тобой чуткий учитель – вот эти моменты: когда я занесла руку с акварелью что бы сделать очередной мазок, а она мою руку схватила на подлете к холсту ))))))))))). Сказала, перестараешься – испортишь)))))))) Ну, это наверно, мне внимания на мою персону просто нужно было))))))))))). И всетаки, уже около 17 лет прошло, а я Марину добрым словом вспоминаю! Спасибо ВАМ ОГРОМНОЕ! За все те ценные и понятные уроки! У Марины ТОЧНО можно научиться рисовать даже в формате онлайн!

    • Марина Трушникова
      06.09.2017 at 19:47

      Наташенька, до чего ж приятно! Ну, про 17 лет – это ошибочка, конечно. Мой срок в интернете -11 лет. В 2006 я впервые запустила школу. А вы, значит из тех первенцев? Здорово! Спасибо, что остаётесь на связи!

  • Наталья М.
    06.09.2017 at 19:41

    Добрый день всем! Я начала учиться рисовать в 60 лет (страшные цифры, но правдивые), когда после выхода на пенсию появилось, наконец, время для этого. Учусь по материалам из интернета: видео, книги, мастер-классы. С живым педагогом не общалась, профессионалы мои работы не оценивали, поэтому мне трудно сказать, достигла ли я каких-то “общественных” результатов. Но когда люди смотрят мои картинки, они улыбаются, глаза их добреют. Мне это доставляет радость. Но самую большую радость и удовольствие я получаю от самого процесса рисования акварелью. Да, учусь я долго и трудно, наверное, с педагогом было бы в сто раз быстрее, но упорство и ежедневный труд, я уверена, даст результаты.
    Очень помогают статьи, видео, объяснения Марины. Марина, я Вам от всей души благодарна. Читаю-перечитываю, смотрю-пересматриваю все Ваши материалы. Вы очень убедительны, внимательны и добры! На видео очень нравится наблюдать за Вашими умелыми руками и слушать Ваш спокойный голос. Вы прекрасно объяснили, что я могу научиться рисовать, и я с наслаждением учусь. Спасибо Вам огромное!

    • Марина Трушникова
      06.09.2017 at 19:49

      Наталья, какая вы молодец, что слушаете себя и ничего не боитесь! Успехов вам в акварели!

  • Аноним
    06.09.2017 at 19:45

    Спасибо большое за эту тему! Я неплохо рисовала в школе, но потом надолго от этого ушла. Всегда приятно осознавать, что ты что-то там можешь. Только на пенсии и после тяжелой болезни я решилась опять попробовать рисовать. Начала, как мне кажется, с самого трудного, с китайской живописи, потом акварель, пастель и масло. Это были очные занятия в течении 3 лет. Самая настоящая классика, со сдачей экзаменов по теории! Всё было интересно: прогулки по городу с их зарисовками, обнаженная натура, домашние натюрморты, выезды на пленэры. Основа была положена, но чего-то не хватало. Начала искать курсы по Интернету и попала на “Грандъ живопись”, где и запомнила Марину Трушникову. Марина, мне очень много дали Ваши занятия за 4 месяца! Я поняла, что моей основе не хватает развития фантазии, то, без чего не мыслимо творчество. Пока научилась хорошо копировать, но лучшие работы впереди!!!Вы расширили мои горизонты! Возраст здесь совершенно ни при чем, важен внутренний настрой к творчеству, а Вы подталкиваете именно к этому! Благодарю, Марина!

  • Федорина Вера
    06.09.2017 at 19:47

    Добрый вечер, многоуважаемый учитель!
    Хочу поделиться своим опытом взаимоотношений с рисованием. В детстве – двойка по рисованию, позднее – подруга с академическим художественным образованием отбили охоту рисовать на целых 50! Лет! Но тянуло страшно… Когда появился внук, стала с упоением рисовать ему картинки к сочиняемым сказкам. Он человек благодарный, все время восхищался. Конечно, 65 летняя бабушка рисовала лучше, чем 5 летний мальчик. Захотелось какого-то движения вперед, купила пару учебных пособий Натали Котовой… Почерпнула и научилась многому, но вопросов возникло такое количество, что снова начала искать где бы поучиться. Стало мне понятно, что без обратной связи, какого- то контакта, не обойтись. Много всяких курсов есть в Москве, но в силу обстоятельств посещать их не могла. Ваши, Марина, уроки обнаружила в Фейсбуке. Это оказалось то, что тогда было мне нужно. Вдохновлённая Вашими уроками рисовала все лето. Главное, почти перестала думать о том, хорошо это или плохо! Рисовала! Наваяла много… прочитала и пересмотрела кучу литературы, работ начинающих и великих. Должна сказать, это не менее увлекательно, чем процесс рисования. Открылся целый мир, до этого бывший в тумане. Снова – море вопросов. Теперь хочу перейти к платным Вашим урокам. Не знаю только с какого начать…. посоветуйте, пожалуйста. Увлекает акварель. Понимаю, что это очень непросто. Восхищаюсь всеми увиденными акварелями, понимаю, что до некоторых высот не добраться, но все равно хочу Рисовать.
    Вывод – больше Ваших уроков, хороших и разных! Спасибо, Ваш труд очень нужен нам.

    • Марина Трушникова
      06.09.2017 at 23:54

      Вера, благодарю за ваш отклик! Относительно вашего вопроса скажу, что нужно понимать ваши цели и задачи, прежде чем советовать. Если не хватает в голове системы и понимания основ рисования, то лучше идти в Школу . Но там мы практически не работаем акварелью. Если нужны азы акварели, то начать с бесплатного вводного курса “Укрощение Акварели”, после – “Пишем акварелью с натуры”. Либо можно сразу начать “Цветы в акварели”. Там целая энциклопедия по техникам работы акварелью, начиная от простого к сложному.

  • Елена
    06.09.2017 at 19:52

    Акварелью не рисую. Она меня пугает. Мне она кажется неуправляемой, своенравной. Рисую в основном гуашью и пастелью. Мне эти материалы более понятны. Рисую около 2-х лет. Считаю, что, чтобы узнать получится у тебя что нибудь или нет, надо просто попробовать. И не отступать, при неудаче. Как и в любом деле.

    • Марина Трушникова
      06.09.2017 at 23:55

      Да, акварель дама своенравная… Для изучения азов рисования не подходит. Зато какое удовольствие найти с ней общий язык!… 🙂

  • Ольга Журавлёва
    06.09.2017 at 19:57

    Добрый день!)
    Вот уверена, что такая тема – это, своего рода, ответ на вечный вопрос “быть иль не быть”?..Рисовать или не рисовать? Конечно, рисовать!
    Я “ввязалась” в рисование в 40 лет. Сейчас мне 49. Учусь постоянно. Рисую с удовольствием. Опять же – постоянно! Оооочень благодарна тебе, Мариночка, за замечательную Школу Изобразительную Искусства. Закончила – уверенности прибавилось значительно! И потом там столько открытий – акварельная графика, уголь, пастель, дудлинг, монотипия.. Теперь прохожу Цветоведение. Учусь постоянно, хотя уже вот вторая выставка у меня в Риге)) И группа замечательных учеников! И работы свои продаю))
    …Вот подозреваю, что начинающие художники начинают пробуксовывать, когда целью творчества становится задача “нарисовать точь-в-точь”. Как только не получается, всё – кисточки в сторону и головой об стену с отчаянием “я бездарность”( Тут надо не унывать. Для точности есть …фотоаппарат! (Это я , такая умная, говорю уже своим ученикам)) А для творчества важно найти Свои материалы, Свои технические приёмы, Свои цвета, в конце-концов! Живопись – она такая разнообразная!!
    Обязательно ходите на выставки! Особенно современного искусства! Набирайтесь смелости творчества! И непременно осваивайте классические приёмы живопись – это как основа, фундамент.
    И рисуйте! Как говорят, “чтобы писать – надо писать”. Так вот , чтобы рисовать – надо рисовать. И всё!)
    Нет. Не всё! Ещё ооочень важно найти Своего Учителя! Мариночка – ты Чудо! Спасибо тебе ..за крылышки!!!))

    • Марина Трушникова
      06.09.2017 at 23:57

      Олечка, спасибо за дельные советы. И за комплименты! 🙂

  • Глызина Наталья
    06.09.2017 at 20:04

    Да, Марина, я ошиблась в дате, но это не важно! Все равно столько лет прошло, и столько событий, я не могу все запомнить))))))))) Я на Вас вышла тогда через Геннадия Павленко. До сих пор и его и Вас читаю )))))))) Мне нравятся Ваши письма в почту (рассылки)!

  • Ольга Половка
    06.09.2017 at 20:09

    Мне скоро 65. Второй год учусь рисовать в Доме культуры, где появились бесплатные уроки. До этого пыталась рисовать по мастер-классам в интернете. В библиотеке беру книги по искусству. На уроки иногда беру с собой внучку 5 лет.В День молодежи взяли с внучкой и её подружкой первое место за картинку на большом листе ватмана на тему экологии, получили грамоту и три рамки со стеклом в подарок. Ваши мк у меня в отдельной папке.

    • Марина Трушникова
      06.09.2017 at 23:58

      Ольга, чудесно! А сколько тем для обсуждения с внучкой, верно? Успехов вам обеим!

  • Анна Юрьевна Васильченко
    06.09.2017 at 20:09

    Я рисовала как все, в детском саду. С годами получалось лучше, конечно, но по-настоящему увлекло меня это занятие лет в 17. Чем чаще я рисовала, тем острее понимала, что между нарисованным и тем, что я хотела нарисовать – огромная разница:) Потому и пошла в художку, на вечернее отделение для взрослых. Отучилась два года из трех (потом уехала и не смогла продолжать). Было интересно и я многому научилась, но, не могу сказать, что меня научили там рисовать. Скорее я пыталась совершенствовать навыки. Многое забылось, к сожалению.
    Меня, наверно, можно назвать самоучкой. Но если бы была возможность, я бы получила профессиональное образование в этой сфере. Обучение в живую мне кажется лучшим вариантом, при условии, что педагог это действительно педагог и мастер своего дела)

    Нет людей, которые не могут рисовать))) Даже самый бесталанный человек, упорно и постоянно занимаясь, достигнет замечательных результатов, если не будет лениться и опускать руки. И не будет сравнивать себя с другими, более успешными и талантливыми художниками. Всегда ведь найдется кто-то, кто будет рисовать лучше.

  • Марина
    06.09.2017 at 20:20

    Здравия всем присутствующим)) Расскажу и я свою историю. Мне 36. Мой опыт… В детстве как и все дети рисовала на уроках ИЗО и порой для себя.. открытки родителям к праздникам и т.п. Ничего выдающегося) Художку не посещала и желания такого не испытывала. Затем отучлаь на бухгалтера, работа, семья, дети. У же в стала мамой, а через 8 лет родился сын. Рисование мое ограничивалось котиками-зайчиками-русалочками для детишек.. в садик-школу какие-то картинки порой рисовала для олимпиады или откуртых уроков. Да чирканье карандашом ручкой во время длинного телефонного разговора в офисе. Только тогда я не знала что это называется скетч)
    НО! Год назад я в поисках средства для морального отдыха, успокоения и радост жизни окрыла для себя раскраски по номерам. Вы наверное сейчас снисходительно улыбнетесь, мол это не живопись и не искусство ни разу. Но для меня это стало первым шагом. У же на 9-й – 10-й раскраске я поняла, что хочу рисовать САМА! Как же было страшно) Без номеров. В мае этого года у меня появились первые самостоятельные скромные рисуночки) Я рисовала по привычке акрилом, затем очень быстро и смело стала осваивать масло! Рисую и гуашью. Рисовала по фото и мастер-классам. В отпуске подключила карандашики (в том числе акварельные) и пастель! Пастель отдельно хочу отметить – очень полюбилась)Акварель вот мне только не дается. Это единственный пока материал, который мне не дался с первой попытки. Но это ничего)
    Порисовав 2-3 месяца по мастер-классам, получила в результате несколько неплохих (на мой скромный взгляд) работ, которые висят в рамочке на стене)) Парочка работ подарена) И теперь поняла, что ОЧЕНЬ хочу научиться рисовать. Мастер-классы – это для получения результата, но сам такого же уровня работы ты, просмотрев МК, не создашь. А я горю желанием постичь все хитрости, тонкости, натренировать глаз, руку и душу. Сейчас уже месяц как я учусь онлайн. Мое мнение: не важно онлайн или оффлайн. Важно чтобы был педагог замечательный) И по поводу людей, которых невозможно научить: Да, есть такие люди – это те кто не хочет научиться) Самое главное желание и понимание, что тебе это нужно. Это уже пол дела. А вторая половина – это конечно грамотный, чуткий, терпеливый и талантливый учитель. Вот такая история, получилось длинновато) Надеюсь не очень замучила вас. Вроде ответила на все ваши вопросы.
    Я всего то 5-й месяц как взяла в руки кисть и чувствую, как меняется мое мировоззрение, мироощущение. Я по другому смотрю вокруг, узнаю о художниках, с большим удовольствием погружаюсь в этот удивительный мир. Звучит наверное со стороны слишком идеалистично, но как выразить по другому – не знаю)
    Жалею, что не училась живописи с детства, столько лет потеряно… Но видно, всему свое время
    Спасибо всем, кто дочитал до конца))

    • Марина Трушникова
      07.09.2017 at 00:01

      Марина, благодарю за ваше желание поделиться своим опытом! Я не вижу ничего крамольного в том, чтобы рисовать по номерам. И даже советовала это в одной из статей как одну из возможностей соприкоснуться с рисованием без стресса.

  • Ирина
    06.09.2017 at 20:21

    Как и все дети я рисовала в детстве. Но все время хотелось рисовать по по-настоящему (как художники). Лет в 13 у дяди на книжной полке нашла книгу по графике.Попыталась нарисовать портрет. Переодически были попытки рисования портретов любимых артистов. Потом долгое время не рисовала, только книги по рисованию покупала. Два года назад нашла онлайн-курс по акварели, к тому времени мне было 38 лет, до сих пор учусь на онлайн-курсах. Такой формат для меня удобен. Сейчас появилась возможность пойти на живой курс. Два года я рисую каждый день.Так что учится никогда не поздно. Главное что есть желание и стремление. И все получится.

    • Марина Трушникова
      07.09.2017 at 00:02

      Рисовать каждый день – это просто героизм, на мой взгляд. Но это даёт отличные результаты!

  • Анна
    06.09.2017 at 20:23

    Рисунок начал получаться в 56 лет при обучении онлайн, офлайн не помог).С акварелью пока не получается, техники освоить не смогла пока.

    • Марина Трушникова
      07.09.2017 at 00:04

      Надо же, онлайн вам лучше подошёл ? Здорово. Возможностей больше.

  • Ольга
    06.09.2017 at 20:23

    Здравствуйте, меня зовут Ольга. Рисовать (творить!) нравиться. В прошлом году ходила на занятия по академической живописи, но поняла, что мне не хватает теории. Да, незначительные результаты есть, но вот отнесение цветов на холодные и теплые, правильность построение композиции, как правильно делать штриховку, построение изображения по пропорциям осталось загадкой. Одним словом от неудовлетворенности собой и отсутствием ответов на возникающие вопросы …..забросила.

  • Татьяна
    06.09.2017 at 20:25

    Доброго времени суток!
    Марина, с радостью отвечу на ваш вопрос. Думаю, что научиться рисовать может конечно же каждый. Только не каждый хочет учиться, именно проходить процесс учения, проб, ошибок, переделываний, неудач.
    Мой личный опыт. Я люблю рисовать с детства, но нигде специально не училась. папа же у меня художник-самоучка, от него любовь к рисованию. А вот неконструктивная критика сразу отворачивала меня от педагога в школе(“почему у тебя голова плоская?” ну т.д.). Потом надолго я забыла про рисование, посчитала, что не мое. И во взрослом возрасте стала ходить в студию. Мы там довольно непоследовательно, но всё-таки изучали и построение, и приемы. Но главное там была чудесная атмосфера легкости, дружбы, позитивного общения. Снова захотелось рисовать, учиться. Так я пришла к Вам на интернет-курс, Марина. Большое спасибо за него, я значительно продвинулась в рисовании. Появилась система. Но к сожалению 4й месяц так и не окончила, не могу заставить себя взять в руки ни карандаш. ни кисточки. Наверное, сдулась + мне вот не хватило живого общения как было в нашей “реальной” студии. Не воспринимайте это пожалуйста на свой счет. Я очень благодарна за эти 4 месяца обучения, они были самым большим прорывом для меня. Может, когда-нибудь я вернусь к рисованию снова. Удачи всем рисующим и обучающимся!

    • Марина Трушникова
      07.09.2017 at 00:08

      Сообщество, живое общение – одна из важных составляющих в любом хобби, а для некоторых людей даже решающая. Обучение в школе – непростой процесс, труд. Должна быть сильная мотивация, цель, чтобы трудится. А ещё энергия. Возможно, просто усталость и потеря цели не дали завершить обучение. Но у нас то всегда есть возможность вернуться при желании..

  • Ekaterina
    06.09.2017 at 20:56

    Многословием не стану утомлять читателя. Скажу одно-занимаюсь у Марины 8 месяц,но уже после первых двух недель занятий поняла,что встретила настоящего Учителя!!! Не умела рисовать совсем-сейчас умею многое из того,о чем даже не мечтала. с Радостью продолжаю открытия себя-художника! Ура!!!)

    • Марина Трушникова
      07.09.2017 at 00:09

      Екатерина, благодарю! Приятно, нет слов!

  • Олеся
    06.09.2017 at 21:15

    Всем добрый вечер!
    В детстве неплохо рисовала,нигде не обучаясь,затем забросила и такое ощущение ,что вообще никогда не умела рисовать.
    В 2008 году нашла курс Марины Трушниковой,который состоял из 30 последовательных уроков,очень он мне нравится,вдохновлял и дисциплинировал,прошла все уроки,в итоге даже портреты получались более менее похожими (по крайней мере так говорили окружающие).Потом снова забросила и снова напрочь утраченные навыки,наверное это моя индивидуальная особенность )))
    Был опыт и очного обучения,но это было не совсем обучение ,а перерисовывание чужих картин под руководством преподавателя.
    Пару лет назад снова вернулась к Вам,Марина,частично прошла курс “Зеркало души”,еще лежат не раскрытыми “Карандашные фантазии” и “Цветы в акварели”.Все таки не хватает мне волшебного пендаля )))
    Все статьи читаю с удовольствием !
    Отдельное спасибо за истории шедевров!
    Марина,спасибо,что Вы есть на этой планете!:)

    • Марина Трушникова
      07.09.2017 at 00:11

      Олеся, вы тоже из “первенцев”? :)) приятно видеть! Ну, считайте, что волшебный пендель я вам выдала. Какую страницу в альбоме нарисуете следующей?

  • Евгений
    06.09.2017 at 21:32

    Научиться рисовать можно и по интернет и по книгам, и как-то ещё. Главное желание.

  • Александр Караулов
    06.09.2017 at 21:44

    Я не рисовал никогда. Если не считать поясняющие изображения при проведении занятий на работе и чертежи. Работа занимала почти всё. Изобразительным искусством интересовался и интересуюсь. Рисовать решил все же научиться в возрасте более 67. Стаж на сегодняшний день месяца 3. Марина Трушникова очень убеждающий ученика в его потенциальных возможностях педагог. Честно пройдя курс Марины “Ключи рисунка” поверил, что можно учиться не общаясь с педагогом в классе. Сейчас в основном набиваю руку и настраиваю глазомер и взаимодействие руки, глаза и мозга-управленца движениями. Пробую “укротить” (по названию курса) акварель. От “успехов” иногда бывает чувство восторга. Самоорганизоваться не так сложно, как ответить на вопрос% “Надо это мне или не надо”. После честного ответа -надо, определяются проблемы, задачи и способы их решения. Работы показываю пока только домашним. Для критики предложу несколько позже, когда посчитаю их (работы) достойными для выставления на обозрение. Карандаш и блокнот (скетчбук) теперь мои спутники при выходе из дому. Цель рисования для себя определил возможностью материализовать некоторые мысли о своем и окружающем мире. Марине респект за курсы онлайн.

    • Марина Трушникова
      07.09.2017 at 00:15

      Как приятно видеть мужские комментарии! Вот вы, мужчины, во многом трезво и конструктивно смотрите на вещи. Мне это очень нравится. Проблема- задача-путь решения- действие-результат. Все по полочкам. :))
      Успехов вам, Александр!

  • Елена
    06.09.2017 at 22:05

    Доброго времени суток! Свою мечту — научится рисовать, я начала исполнять в 30 с копеечкой, как только в городе появилась студия изобразительного искусства принимающая взрослы не на конкурсной основе. Было чудесно, но учителя не крепостные, и к большому сожалению поменялись, удовольствие творчества ушло вместе с ними. Из плюсов, конечно, это коллектив единомышленников, и возможность «подглядеть», из минусов, пожалуй, тоже «подсмотреть» и самый большой что двигаешься ты не в своём темпе, а в общеколлективном. Потом были частные уроки. Не сложилось! мастер-классы! Разные учителя! Учится по принципу повтори делай как я всё-таки не для меня. Люблю «для чего и как» и мне повезло. Я, правда, плохой ученик, делаю довольно длительные перерывы, но на вопрос «охладела к рисованию» однозначно говорю НЕТ. А на вопрос, который чаще всего задают такие как я, смогу ли я научиться мой первый учитель сказал, если ты умеешь писать и что-то чувствуешь, ты обязательно научишься хорошо рисовать. Вот я и учусь. Спасибо что Вы мой учитель!

    • Марина Трушникова
      07.09.2017 at 00:18

      Елена, благодарю и желаю успехов!

  • Татьяна Мелихова
    06.09.2017 at 22:05

    Прямо закричала в ответ на второе письмо – дарить ли сертификат? Дарить, дарить и еще раз дарить!!!! Лично я никогда в жизни не рисовала, и всегда удивлялась – откуда это умение у сына. И в школе , и в колледже он всегда оформлял стенгазеты. И вот я на пенсии, чему я только ни научилась через интернет – плести фриволите, вязать кукол, шали и спицами и крючком, вышивать шары – темари. И вот как-то решила принять участие в творческом марафоне. Задание раз в неделю, выполнять можно в любой технике. Некоторые участницы выкладывали рисунки. Решила и я попробовать нарисовать. И понеслось… Металась от марафона к марафону пока не попала на марафон “На Перспективу”, после марафона решила твёрдо – надо учиться серьёзно, тем более скидка. И вот я уже учусь 10-й месяц. Учусь с огромным удовольствием! Не всё получается, но я еще вернусь к этим темам обязательно! Мне в этом году исполнится 59 лет, мои внуки смотрят на меня с завистью, пробуют рисовать со мной, но видно их час еще не пробил. Так что рисуйте, даже если никогда этого не делали! Это так здорово!

    • Марина Трушникова
      07.09.2017 at 00:12

      Татьяна :))) как эмоционально!

  • Татьяна К.
    06.09.2017 at 22:40

    Хочу поделиться опытом. Стала заниматься живописью после выхода на пенсию. Ходила 5 лет в студию.Обучение в студии было такое: придешь с фотографией какой-нибудь картины художника и копируешь ее. Думать особенно не надо было, т.к. в работе художника все решено, а именно композиция, колорит, атмосферный свет и т.д. Технику написания картин приобрела в студии. Когда захотела написать что-нибудь свое, живописно не получалось. Параллельно брала уроки масляной живописи онлайн у Вологодского художника. Покупала видео уроки у многих художников, даже у бельгийской акварелистки Жанин. Очень понравились видео акварелиста Стерхова, Ибряева. Постоянно смотрела мастер-классы Игоря Сахарова. Много картин написала, большинство подарила своим родственникам и знакомым. В данный момент можно сказать начала с начала, пишу этюды, уже свои. Я поняла, что только сейчас я начинаю что-то понимать в живописи. Так что, не все так просто! Главное чтобы было огромное желание учиться.

  • Alev
    06.09.2017 at 23:18

    http://www.sjkkirjastus.ee/продукты/индивидуальные-карты/
    Добрый день!
    Выше ссылка на работы художников, которые пишут ногами или ртом.
    Думаю, что вопрос про кому и когда и как научить рисовать отпадёт сам собой.

    Марине огромное спасибо за её труд. Всех благ и вдохновения!

  • Людмила
    06.09.2017 at 23:24

    Дорогие девочки! Считаю удобным такое обращение — мне 70 лет. В 60 попала на МК по правополушарному рисованию. Так и не поняла, что это за вид рисования, но с первого занятия зарисовала — и рисую до сих пор. По книжным самоучителям, видео, живым МК. Смелости, дерзости училась у Кати Дзюба, тщательности письма у Дениса Никонова, каждый художник обучал по-своему интересно. Марина Трушникова обладает всеми достоинствами, которые нужны художнику-педагогу, я училась и учусь по ее материалам. Нужно быть ооочень ленивым, чтобы не научиться у нее.
    Свои работы только дарю.

  • Gulia
    07.09.2017 at 01:06

    Здравствуйте, Марина и все, изучающие живопись!
    Я начала рисовать в январе этого (2017) года, в группе акварелистов. Мне 62, всю сознательную жизнь я всегда рисовала человечков, особенно на скучных совещаниях.
    В группу пошла случайно, хотелось общения с другими и творчества. Преподаватель там тоже любительница, просто рисует и делится всем, что знает и умеет сама – хотя она формально не училась, вообще она бывшая учительница музыки 🙂
    Мне нравится посещать эти живые занятия раз в неделю по два часа, все очень милые люди – но стали возникать вопросы, на которые стала искать ответа на интернете, в книгах, в мастерских профессиональных художников.
    Случайно вышла на мастер-класс Марины, записалась на несколько курсов, потому что подкупает ее доброжелательная манера и подробные объяснения.
    Я прошла с Мариной курс Ключи рисунка, купила пару курсов дополнительно – поняла, что хочу учиться, чтобы иметь возможность освобождаться от скопления эмоциональной энергии, выражать свои мысли и чувства
    Мне нравится возможность сочетать онлайн обучение с общением в реальном мире. Я не тщеславна, и рисую не для того, чтобы стать профи – а для того, чтобы моя душа радовалась и творила, и чтобы я знала, как этого добиться.
    Поэтому благодарно впитываю все крупицы познания у тех, кто умеет передавать свои знания окружающим.
    Спасибо, Марина!

  • Ольга Михеева
    07.09.2017 at 02:03

    Всем здравствуйте!
    Приведу свой пример для сравнения разных форм обучения. Научиться рисовать я хотела всегда, но поступила почему-то в технический ВУЗ. Когда с ребенком сидела дома, решила поступить в Рисовальные классы при Академии Художеств, и училась там 4 года академическому рисунку. Учили там в то время почти без объяснений, но рисовать мне очень нравилось, и, конечно, такая школа не была для меня бесполезной. Но во время сдачи выпускных работ маститые академики так меня разругали, что отбили охоту к дальнейшему обучению еще на 20 лет. Недавно я закончила Школу Искусств Марины Трушниковой, и сделала в рисовании такой гигантский скачок, что все, кто не верил в возможность обучения онлайн, вынуждены были признать свою неправоту!! Сейчас, сравнивая школу Марины с другими (по открытым урокам и вэбинарам), могу сказать, что не все школы одинаковы. Где-то будет и интересно, и познавательно, но нигде больше я не увидела такой простоты, логики и доходчивости в объяснениях, при которых необходимости в физическом присутствии преподавателя даже не возникает. А вот мистическое ощущение присутствия – сколько угодно!!
    Марина, еще раз благодарю за незабываемые месяцы обучения!

  • Дорогая Мила! Вот уже седьмой год я занимаюсь живописью! Вы были моей одной из первых педагогов, которая давала задания на Кубы, Тени, и все штрихи от тёмного к светлому и наоборот! Потом.. были другие педагоги… и они, как вы из Международного Онлайна живописи. За мной уже девять выстовок в Баку. И все успешны! Вы наверно вспомнили меня, Валентину Эфендиеву – поэтессу с” именем”, у которой 17 книг и множество участия в сборниках, как в Азербайджане, так и в России!, но я возвращаюсь к вам! Благодаря Вам я поднималась по “ступенькам” вверх! Желаю вам много новых учеников и радости в творчестве!

  • Gila
    07.09.2017 at 09:14

    Марина, у меня нет опыта учебы в Вузах и личном контакте с преподавателями, но благодаря твоим курсам можно научится рисовать в любом возрасте!

  • Надежда
    07.09.2017 at 10:53

    За 7 лет обучения рисованию взрослых у меня был только ОДИН случай, когда я “разбила лоб” о стенку непонимания со стороны девушки, пришедшей на мой курс акварели. И то это была странная ситуация: девушка половину времени отвечала на звонки, выходя в коридор, мыслями явно была не с нами, а мои объяснения пропускала мимо ушей. У остальных у всех был явный прогресс. Так что, для меня очевидно, что научиться рисовать может любой человек, который этого ХОЧЕТ. Другое дело, что степень достигнутого мастерства зависит еще от целого ряда обстоятельств и условий (например, личные цели, дополнительное рисование дома и пр.).

  • Елена Чувакина
    07.09.2017 at 12:15

    Привет:) Мне сейчас 50 с небольшим. Такое чувство, что рисовать я хотела всю жизнь, -и никогда не рисовала. Но очень хотела. Но как, когда?если уходишь на работу в 8, приходишь в 8, и сил хватает только дотянуться до подушки…Пару лет назад появилось стойкое понимание, что жизнь идет где-то в параллельном мире, а я – зомби. И то, чем я занимаюсь, совершенно ничего мне лично не дает, ну, кроме денег, конечно. Вот тут и понеслось. Захотелось восстать из руин собственной личности…
    Для меня понятие “научиться рисовать” сейчас состоит из нескольких частей. Первое. Овладеть неким набором элементарных знаний, навыков. Чем отличается акварель от масла, какие есть кисти, как обращаться с холстом и бумагой. Что нарисовать сначала-объект или фон? Что такое цвет, а что такое тон? тысячи мелких вопросов чисто технического характера, многие из которых даже сформулировать поначалу не могла. Поэтому смотрела видеоуроки, мастерклассы и молча впитывала. Даже вопросы стеснялась задавать. Мариночка, а ты все это знала, про все мои страхи и сомнения, и отвечала мне на все мои незаданные вопросы!как будто вела меня за руку, и я становилась с тобой все увереннее, смелее… как же мне повезло, что из всего огромного мира интернета я нашла именно твой курс, твою Школу! Я научилась не бояться.
    Вторая часть. Натренировать глаза и руку, чтобы глаза видели то, что нужно, а рука послушно передавала увиденное. Научить глаза видеть-это безумно интересно, скажу я вам. Это тот момент, когда мир вокруг тебя меняется раз и навсегда. Становится ярче. С одной стороны, более детальным, а с другой-наоборот, более цельным. И ты испытываешь упоение от этого нового мира. В этой второй части происходит то, что для многих и есть наверное -“научиться рисовать”. Потому что ты начинаешь рисовать “похоже”, реалистично.
    Ну и третья часть. Самая сложная, потому что первым двум тебе помогут научиться люди, которые это умеют и готовы с тобой поделиться. Третя часть это только ты сам. Третья часть -это нащупать себя самого в том, ЧТО ты хочешь от своего рисунка. Картины, которые даришь потом друзьям или скетчбук-дневник в рисунках, которые с удовольствием листает твоя семья, или тебе хочется, чтобы твои картины висели на выставке? Как далеко ты хочешь идти в мире рисунка? И здесь начинается бесконечность.
    Вывод. Научиться рисовать может каждый. При единственном условии, что он ХОЧЕТ рисовать и делает это. А то, что не все попадают со своим искусством в залы Эрмитажа, -так это же дело случая…

  • Марина
    07.09.2017 at 13:23

    А, я присоединяюсь к мнению, что “если человек может не рисовать, то и не рисуйте” не надо, но если Вы не можете не рисовать, тогда всё по-другому: тогда будете и рисовать, и вдохновляться, и учиться))) Тогда Вам сюда, в нашу теплую компанию))) Я услышала зов красок и кистей в 35лет, будучи работающим и семейным человеком, времени нет вообще не только учиться, но и просто рисовать. Зацепилась за курсы Марины Трушниковой и потихоньку, урывками, от урока к уроку, сначала бесплатные, потом и цветы в акварели и т.д. Сейчас мне почти 39, но прогресс есть, хоть и “улиточными” шажочками. По ощущениям: есть чувство вины за недостаток времени пройти следующее задание на курсе, но страх забыть уже пройденное заставляет брать себя в руки))) Об успехах: Больше всего мне помог курс скетчера. С тех пор, как я начала носить с собой карандаш и блокнот ощутился прорыв в обучении и качестве работ. Начали появляться свои сюжеты, свои картины, а это самое главное было для меня. Спасибо Марине!!!

  • Гиллис Светлана Анатольевна
    07.09.2017 at 15:07

    Я в детстве хотела рисовать, но меня отдали на прыжки в воду и как то все забылось..А потом увидела Ваши бесплатные уроки и начала с яичницы, потом чашки и постепенно купила почти все Ваши курсы кроме розы и волны. С удовольствием рисовала ангелов, это были мои первые рисунки. которые я показала и подарила друзьям. Самое интересное, что попробовала масло и не мне понравилось, я поняла, что люблю акварель и пастель! Спасибо Вам Марина за эту новую жизнь, за любовь к акварели. У меня в городе нет сподвижников, все рисуют маслом, а общение, говорить об акварели очень хочется!) Этой зтой будет 3 года как я рисую и чем дальше в лес, тем больше дров!) Раньше мне нравились мои акварели, а сейчас я много читаю и теории наверное больше чем практики и вижу и понимаю, что ничего не получается, но рисование доставляет удовольствие!

  • Ирина
    07.09.2017 at 15:19

    Всем привет! Моя история очень похожа на многие, описанные в предыдущих комментариях. Рисовать любила с детства, но не училась этому, рисовала своим детям, когда они были маленькими, или цветочки-елочки-человечков на скучных заседаниях… Сейчас мне 61 год, у меня появилось свободное время, и это время мне хочется потратить на то, чтобы научиться РИСОВАТЬ. Первый опыт обучения был в “живой” школе для взрослых. Очень приятное общение, интересные люди, но… я быстро поняла, что там ничему не научусь. Счастье, что есть онлайн уроки и онлайн-школы! Однозначно, что по ним можно овладеть приемами и различными техниками, можно довольно-таки успешно повторять за преподавателем уроки и получить при этом неплохой для начинающего художника результат. Согласна и с тем, что начинаешь по-другому смотреть на окружающий мир, он становится ярче и интереснее, ты находишь красоту и прелесть там, где прежде ее не мог увидеть. И вот тут-то тебя и подстерегает первое разочарование: твоих знаний недостаточно, чтобы перенести это твое личное впечатление на бумагу! Вроде все понятно, когда учитель объясняет, а вот самостоятельную достойную работу сделать не получается. Но я попыток не оставляю… Наслаждаюсь процессом, а уж когда что-то получается, радуюсь как ребенок. Возвращаясь к вашему вопросу – да, можно научиться рисовать во взрослом возрасте. Ведь если я могу нарисовать открытку ко дню рождения подруги или даже портрет ее кота, я уже умею рисовать, не правда ли? Другое дело, что мне хочется большего. Нет, я не собираюсь участвовать в выставках или продавать свои картины. Я хочу чувствовать свободу, когда рисую, хочу, чтобы в моих работах читалось настроение, чтобы они нравились мне самой. Боюсь, я из тех, кому все-таки мало онлайн формата. Нужно живое общение, взгляд со стороны. Что касается – каждый ли сможет? – однозначно нет. Также как не каждый может научиться слушать музыку и играть за музыкальном инструменте. Да даже шить или вязать. Люди разные, мышление у них разное и желания разные. И тут ключевое слово – ЖЕЛАНИЕ. Хочешь – значит сможешь!

  • Ольга Колганова
    07.09.2017 at 19:53

    Добрый день!
    А я вообще пока ничего не поняла про себя. Зачем, для чего рисую??!))
    В детстве, как все, рисовала, специально нигде не училась.
    Накрыло рисованием в 55 лет, после серьезной болезни и депрессии. Потыкалась по различным МК, конференциям и поняла, что не владею основой – рисунком, и еще многими навыками и знаниями, поэтому работы мои меня больше расстраивали, чем радовали.
    Попала на Марафон “На перспективу” к Марине и поняла, что хочу учиться у этого человека )! В ее Школе.
    И не ошиблась. Ощущение, что отдалась в руки опытного, талантливого, изобретательного и доброжелательного педагога и можно расслабиться иии…
    плыть по течению. От урока к уроку, и все интереснее и интереснее!!
    Чувствую, что прогресс есть у меня, радуюсь этому.
    Не смотря на то, что домашние по-прежнему равнодушны к моим занятиям и я по-прежнему не знаю и не понимаю зачем мне это, почему рисую, что будет впереди…
    Может, это и называется “жить в моменте, здесь и сейчас”)))??
    Не знаю..
    Мариночка, спасибо тебе!!!
    Что касается оффлайн-обучения, ничего не могу сказать, в нашем городе мне не встретилось ничего подходящего с таким же профессиональным уровнем как у Марины. Москва вроде близко, выбор большой, щно там цены огого((.
    И это тоже один из плюсов Марининой Школы, думаю, ничего стыдного нет, в том что я об этом говорю))? Меня очень устраивает стоимость обучения.
    Спасибо, спасибо и еще раз спасибо)!!

  • Людмила
    07.09.2017 at 20:03

    Марина,большой секрет-я иногда кокетничаю со своими педагогами. Мне 76 лет. Пройденный курс лечения химии и облучения. Сей час буду удалять почти все зубы и ставить новые-эдакая старуха Изергиль! Очень обижаюсь,когда меня называют ,,бабушкой,, Мой сын погиб 22 года назад.Он хорошо рисовал,был способный мальчик. Такая печальная история…

  • Людмила
    07.09.2017 at 22:32

    Марина, приветствую тебя и всех, кто читает эти письма.
    Научиться рисовать можно в любом возрасте, если ты очень хочешь рисовать. У меня это желание появилось после шестидесяти лет. Занятия в группе, где копируют картины и картинки, стали не интересными через два месяца. Чтобы рисовать самой нужны базовые знания. Книги. Да их сегодня столько, что… Онлайн. “Ключи к рисунку “была хорошая проба. А как манили , Марина, твои акварельные рисунки. Пробовала. Пришло понимание, что к аеварели надо идти через опыт работы с карандашом, гуашью, маслом. В школе izo-life занималась семь месяцев. Замечательная школа, чтобы понять, что ты умеешь а чему еще надо учиться, какие твои предпочтения. Отлично выстроена программа. Было очень интересно! Правда, сегодня мечтаю о живом обучении. Опыт, который я получила у тебя, думаю мне поможет рисовать дальше.
    С уважением Людмила

  • Борзова Галина
    07.09.2017 at 22:54

    Мариночка! Спасибо за Ваши уроки! Они вдохновляют и очень полезны для начинающих.
    Я тоже, как и многие из комментаторов, рисовала в детстве (в кружке при Доме Пионеров Ленинграда), но учиться дальше не пошла. Обрела специальность инженера, хотя преподаватель уговаривал меня идти по этому пути. Разговаривал с родителями.
    И вот только выйдя на пенсию, открыла для себя интернет, увидела, что можно тут и учиться, и общаться, и делиться опытом, и заводить друзей по интересам.
    Я стала рисовать сперва цветными карандашами, а теперь второй год укрощаю акварель. Сложно конечно, без знаний. Но уж больно велико желание. Для меня это и как психотерапия – ухожу от забот и проблем. Есть успехи, хочется востребованности. “В столе” уже предостаточно накопилось.
    Ещё раз : спасибо за Ваши, Марина, бесплатные уроки. Платные не могу себе позволить.
    Вы очень грамотно и доходчиво преподаете, хорошо, что Вы есть у нас!

  • Колпакова Татьяна
    08.09.2017 at 00:26

    Марина! Моя история поражает меня саму до сих пор. Я никогдан не рисовала. В 63 года я случайно попала в художественный магазин, купила маленький набор красок Сонет и какую то детскую кисточку, представляя, что рисовать это значит раскрашивать. Потерпев полное фиаско, полезла в интернет учиться. Потратила уйму времени, ничего не получалось. Совершенно случайно понравилась учительница Марина Трушникова. Я верила каждому её слову, что рисовать нужно с удовольствием, каждый день, учиться, учиться, учиться…. Рисовала в основном по вечерам и ночам, когда никто не мешал. Сначала я прошла все бесплатные курсы Марины. И постепенно из детско-нелепого творчества что-то стало получаться . Скажу честно , мне нравилась каждая моя работа, и каждая придавала мне энтузиазма. Этим грешу до сих пор. Я ждала любой информации от Марины, курсов, мастерклассов, журналов и пр. Окончила 10 месяцев Марининой школы на одном дыхании, испугалась дипломной работы. Очень многому меня научил скетчбук. Сейчас мне 65 лет, я постоянно рисую всем, чем меня научила Марина : карандашом, акварелью, пастелью, маслом …. , но , как первую любовь, обожаю акварель. Самым простым оказалось писать маслом (всегда считала это для небожителей). Хожу на пленэры (все, как учит Марина) , и, даже , была с ней в Выборге этим летом на пленэре. И вот там я поняла, какое это удовольствие учиться вживую у мастера! Огромное спасибо, Марина!

  • Галина Якубова
    08.09.2017 at 01:24

    Добрый день всем! Главный вопрос о возможности научиться рисовать во взрослом возрасте хочется разбить на подвопросы. Научиться рисовать по фотографиям и копировать картины других (карандаш, масло, акрил) так, чтобы ими можно было украсить свою квартиру-дом или порадовать друзей, может любой и в любом возрасте, для этого нужны только труд и базовые знания. Эту базу великолепно даёт Школа Марины Трушниковой.
    Рисовать с натуры тоже можно научиться в любом возрасте. Более того, рисуя с натуры, наблюдая за миром вокруг тебя, жизнь становится намного богаче и ярче, и это здорово! А какое удовольствие делать зарисовки-заметки из повседневной жизни, из увиденного вокруг – этому тоже может научиться абсолютно каждый. А делая зарисовки каких-то исторических мест, даже с фотографий, узнаёшь так много интересного из истории своей страны и мира… Мне очень помог в навыках рисования набросков курс Марины по скетчингу. Школа и курсы – это всё онлайн, с обратной связью от Педагога (с Большой буквы, потому что Марина – Учитель от Бога, что подтвердят все, проходившие Маринины курсы или Школу!)
    Теперь, что касается рисования по своим сюжетам и по воображению, то с этим и сложнее, и проще. Сложнее – потому что сложно развить творческую жилку в “солидном” возрасте, а проще – потому что жизненный опыт здесь помощник, уж стооолько всего за жизнь повидалось… И здесь – акварель нам в помощь. Она творит такие чудеса, только и остаётся “отпустить” себя и её… Я обожаю акварель и скетчинг за эмоциональность, за невероятные переживания и чувства, которые они будит.
    Мне 63 года, рисованием начала заниматься года 4 назад, до этого не брала карандаш-кисточку в руки со средней школы. По жизни я технарь-физик, совершенно не творческая личность. Но 4 года назад для меня началась как бы другая жизнь, и я просто счастлива сейчас! Конечно, не только сам процесс рисования меня радует, но и то, что мои работы висят в доме невестки и всех моих родственников. А для двух моих стареньких тётушек они отдохновение, каждый раз, когда я им звоню, они меня благодарят за привнесённую в их жизнь радость. А внукам я дарю на праздники блокнотики со своими рисунками для раскраски, и эти самодельные блокнотики куда дороже, чем магазинные игрушки.
    Что касается “живого” обучения – я была один раз с Мариной в артпутешествии по скетчбукингу, и личное общение с Мариной и друзьями-художниками дал мне и технический, и эмоциональный скачок в творчестве. Но база для этого скачка была заложена в онлайн-обучении.

  • Татьяна Бакланова
    08.09.2017 at 01:41

    Марина, добрый день! Привет всем участникам беседы! Очень интересно было прочесть ваши истории.

    Я неплохо и с удовольствием рисовала в детстве. Посещала при жэк кружок рисования. Но на тот момент уровень самооценки был слишком низкий. Я постоянно обесценивала свои результаты, сравнивая с работами тех, у кого получалось лучше. Поэтому бросила кружок под предлогом перегруженности, так как одновременно еще брала уроки по фортепиано и занималась горными лыжами в спорт-школе. Продолжала рисовать дома – карандашом. Мама отнесла мои рисунки в художественную школу, куда меня приняли, и я с желанием отправилась на уроки…. но после первой же жесткой критики на втором занятии желание посещать школу пропало. На долгие годы рисование осталось привлекательным, но неизведанным направлением возможного творческого развития.

    Сейчас мне 53. С самооценкой к этому возрасту уже все в порядке.)) Так что, самое время наверстать упущенное. Где-то год назад я снова взялась за карандаш. У меня есть практическая цель – хочу нарисовать собственные иллюстрации к своей книжке избранных стихотворений. Но есть еще и другое, это творческая реализация. Когда-то это была игра в любительском театре-студии, потом – поэзия, теперь – рисование и живопись. Пока что большинство моих работ – учебные, то есть, созданные по мастер-классам или скопированные с картин и фотографий. Но есть несколько своих рисунков, которые наиболее дороги. Да и по мастер-классу часто начинаешь с учителем, а уезжаешь так далеко, изменяя сюжет в свою сторону, что и не узнать источник.))

    С Мариной я познакомилась по мастер-классу “Березы пластиковой карточкой”. Я на тот момент совершенно не рисовала красками. Передать предмет или даже портретное сходство карандашом у меня получалось. А нарисованный красками помидор не отличался от яблока.:)) Но стоило мне выполнить последовательно несколько действий вслед за Мариной, как у меня получился вполне достойный и симпатичный рисунок. При том, я получила в свой арсенал несколько практических приемов, узнала о волшебном цвете “индиго” и, самое главное, я нашла учителя, который умеет дозировать материал, давая достаточно, чтобы и усвоить и ощутить продвижение вперед. Оценив по достоинству первый урок, я тут же открыла страницы Марины в поисках продолжения обучения и не ошиблась в предположениях. Я прошла курс “Ключи рисунка” и “Укрощение акварели” – и опять, – подача информации очень грамотная, постепенная, плавная, никаких резких скачков, но не успеешь оглянуться, как одолеешь вершины, которые тебя приятно удивят!))

    Я взяла еще курсы “Пишем акварелью с натуры” и “Цветы акварелью” (его еще не проходила). После “Марафона на перспективу” с Мариной, где я снова почерпнула новые – интересные и полезные сведения, я записалась в Школу Марины – Мастер-Группу, которую одолела пока до середины. Скоро закончится огородный сезон, и я продолжу занятия. Но могу смело сказать, что значительно продвинулась вперед в обучении. Я познакомилась с гуашью, пастелью и акрилом, переступила барьер страха перед маслом. У меня появилось ощущение, что уже что-то получается, что я могу проявлять на картине те образы, которые хочу. Это становится заметно не только мне, но и родственникам, друзьям и знакомым, которые еще год назад скептически смотрели на мои каляки-маляки.)) . Даже выставку в городе предложили организовать, хотя еще и выставлять пока нечего – слишком мало своих, а не учебных работ.

    Отвечая на последние вопросы – учиться могут почти все. Кроме тех, кто уже “все знает” – им просто некуда новую информацию воспринимать, все “полочки” заняты.:)

    Обучаться в Интернете не только можно, но и очень удобно. Интернет – это просто кладезь уроков и информации, а так же возможность делиться своими работами и общаться с единомышленниками. Даже при ограниченности в средствах, как у меня, к примеру, можно очень многое почерпнуть, особенно, если Вам посчастливилось встретить такого замечательного учителя, как Марина Трушникова!

  • Ирина
    08.09.2017 at 13:30

    ДОбрый день, Марина!
    Отвечу на заданные вопросы:
    1.Каков Ваш личный опыт? Во сколько лет Вы начали учиться рисованию?
    год назад мне подарили сертификат на МК “Нарисуй за один раз “картину”… Посмеялась… Пошла… Понравилось. До этого ничего, никогда… Ну, в детстве… Мне 64 года

    2.И вообще, как Вы думаете, есть ли люди, которых невозможно научить рисованию?
    Вы ответили сами на вопрос- смотря что подразумевать под понятием “Рисование”…
    Моя цель – цветотерапия (это я так говорю)… Поэтому выбираю пейзажи, которые пытаюсь скопировать. Но, правда, маслом, начала с акварели, но технические проблемы пока не дали должного удовольствия.

    3.Пытались ли учиться через интернет, по видеокурсам, без реального присутствия педагога?
    Пока не пыталась это делать последовательно. Смотрю разные ролики, что-то стараюсь для себя уложить в голове… очень ощущается разница в подходах у людей, получивших базовое художественное образование и тех, кто постигал тонкости на собственном опыте…

    4.И если у Вас есть опыт обучения оффлайн и онлайн, то могли бы вы сказать, что эффективно только живое обучение?
    Моё мнение тут наверно не очень верное, но опять-таки многое зависит от поставленной цели, и еще говорят есть разные типы людей ( аудиалы, визуалы и кинестетики) – вот мне кажется, что и это может сыграть большую роль. Для меня скорее всего нужно живое общение-обучение. Более молодые люди, скорее всего больше привыкли черпать информацию из интернета. Им будет привычнее работа онлайн.

  • Татьяна
    08.09.2017 at 16:16

    1.Каков Ваш личный опыт? Во сколько лет Вы начали учиться рисованию?
    Рисую с переменным успехом пятый год. Начала рисовать в 57 лет.
    Ходила в разные студии, поначалу очень нравилось, а потом поняла, что обучения там никакого, просто приходишь и рисуешь сам по себе, иногда к тебе подходят, кое-что подправят или просто похвалят и все. А мне хотелось учиться всему, начиная с самых азов. Поэтому ваш курс “ключи к рисунку” для меня очень подошел. Во-первых потому что он меня организовал. Во-вторых- дал приемы. которых мне не хватало. Очень рассчитываю пройти и остальные ваши программы, включая он-лайн школу.

    2.И вообще, как Вы думаете, есть ли люди, которых невозможно научить рисованию?
    Думаю. научить можно каждого, если есть желание с той и другой стороны. Как говорится “если хочешь- значит, можешь”

    3.Пытались ли учиться через интернет, по видеокурсам, без реального присутствия педагога?
    Через интернет я раньше не пыталась учиться. Думала. что без живого общения это не получится. Теперь ваш курс рисования полностью изменил мое мнение. Мне очень понравилась ваша подача материала и все прочее.

    4.И если у Вас есть опыт обучения оффлайн и онлайн, то могли бы вы сказать, что эффективно только живое обучение?
    Как оказалось, вопреки моему убеждению, живое общение нет так уж обязательно, более того, имеет ряд недостатков- например. нужно выделять для него определенное время, или невозможно повторить урок в удобное для нам время.

  • Елена
    11.09.2017 at 00:02

    Я еще со школы усвоила, что рисовать не умею и всегда завидовала тем, кто рисует.Спокойно жила до 58 лет и вдруг попалась мне в интернете книга Эдвардс Ты художник, где утверждалось, что рисовать может каждый и в любом возрасте, решила попробовать и вот уже почти пять лет не могу не рисовать . Училась только через интернету по видео-урокам и мастер-классам. У Марины очень хорошие уроки с доступным объяснением для начинающих, мне они очень помогли поверить в себя. Мы все разные, у каждого свое восприятие, поэтому нужно найти своего учителя, объяснения которого понимаешь, особенно на начальном этапе. И главное не бояться и не переживать , если что то сразу не получается, мы же учимся и рисуем в первую очередь для себя . И еще, учиться вживую или через интернет, выбирает каждый сам, как удобнее для вашего восприятия. Я точно знаю, что рисовать может каждый и не важно сколько вам лет, главное ваше желание.

  • Asya Eisenberg
    11.09.2017 at 08:26

    Добрый день, Марина.
    Никогда не умела рисовать. Мне это даже в голову не приходило. Лет 8 тому назад у меня вдруг появилось желание рисовать. Возможно это связано с тем, что езжу по живописной местности на работу. После долгих колебаний купила книги и начала их изучать. Тогда мне было 57-58 лет (сейчас мне 61). Одновременно с книгами пользовалась интернетом. Все это было не эффективно. Однажды вечером в интернете наткнулась на Ваш сайт. Взяла курс “Ключи рисунка”. Не могу сказать, что после курса начала свободно рисовать, но что-то сдвинулось и я решила записаться в Вашу школу. Школа очень помогла мне, хотя я застряла на 9 ом месяце обучения. Операция на правом плече, которую уже нельзя было откладывать, надолго вывела меня из строя. Я безнадёжно отстала.
    После этого был курс по скетч бук и мастер классы по элементам landscape. Успехи мои довольно умеренные. Я не уверенна, что смогу когда нибудь осчастливить друзей и родных своими картинами. Я просто хочу писать. Люблю акварель и пастель. Работа с ними доставляет мне удовольствие. В моих планах взять акварельные курсы , курс цветоведения и , конечно, очень хочу поехать на plein air с Мариной.
    Марина, ещё раз хочу поблагодарить Вас за помощь . С Вашей помощью, пусть и черепашьими шагами , я продвигаюсь к осуществлению своей мечты.
    P.S.
    можно ли обучить рисованию любого ? Я не уверенна. Способности ( а ещё лучше талант) хотя бы минимальные необходимы.
    С уважением
    Ася

  • Вера Михайловна
    12.09.2017 at 18:44

    Марина добрый день. Мне 68 лет. Сказать, что рисовала всегда- не могу. В институте было техническое рисование и начертательная геометрия. Но всё забылось. Рисовать начала по вебинарам, приобретала платные курсы , иногда появляется возможность присутствовать лично на занятиях. Впервые была на акварельном пленере в усадьбе Репина Пенаты. Но я живу в Питере и возможностей здесь больше для офлайна. Без личного присутствия и работы с преподавателем мне всё же трудновато. У нас для пенсионеров раз в неделю проводят бесплатные занятия по акварели.И это очень помогает и дисциплинирует меня. Много я недорабатываю, либо нет настроения, либо устаю. Школа Ваша мне очень помогла, я вспомнила много, а особенно марафон по перспективе. Всегда внимательно читаю журнал Жизнь в искусстве. Благодарю за ценные рекомендации. Больше всего люблю акварель. Некоторые муж повесил в квартире, а остальные разобрали, даже в Германию увезли. Я не ожидала такого. Нельзя научить того, кто не хочет. Нет слова НЕ МОГУ, есть слово НЕ ХОЧУ.

  • НАДЕЖДА
    13.09.2017 at 16:20

    В очередной раз насладилась вашей работой, Марина! И подбором выбранного Вами материала. Очень правильная и нужная статья. Каждый кто прочтет, думаю не просто задаст себе вопрос, но и уже ответит “я тоже смогу!”. И возраст тут не причем.
    Вот мой ответ на поставленный Вами вопрос.
    У меня в семье рисовали карандашами, акварелью, как любители почти все. Мне с детства очень хотелось нарисовать какой-нибудь “шедевр” акварелью (о масле и не задумывалась), но получались только кляксы, какие-то пятна, размазня, одним словом. Карандашом рисунок тоже не удавался, как сейчас понимаю без соблюдения пропорции, перспективы и прочего. Даже цветочков нормальных, как любят рисовать девочки не получались, рисовала домики. Мысль о том, что я не умею рисовать запала стойко и надолго.
    Желание же неудержимо начать рисовать Маслом пришло неожиданно и молниеносно, когда мне было уже 52 года. Я сидела с соседкой по площадке во дворе, бегали на площадке наши дети, а мы общалась. Она заговорила о своем отце, который живет в Украине. Он художник, о чем я должна догадываться, по ее словам, так как во всех комнатах весят его картины. Я много раз бывала у них, но не помню, чтобы обратила внимания на них. Соседку это даже задело, как же так такое не разглядеть! Я и сама поразилась. Срочно пошли к ней домой. Вхожу и вижу уже с порога в прихожей, первую его работу, кувшин с незабудками. Вот это да! Дальше, больше. Кухня, натюрморт в голландском стиле, в зале две огромных работы, пейзажи на всю стену в технике близкой к Шишкину, и так далее. Вид этих работ, разговоры о красках… И вот вышла я от нее поражённая настолько, что не могла дождаться утра (хорошо это была суббота) и бегом в магазин «Парта». Купила просто все, что там посоветовали для письма маслом. Села и сразу написала три работы, два пейзажа и натюрморт, как мне тогда показалась здорово. Потом решила сразу попробовать написать первую увиденную мной картину с незабудками. И опять, о чудо, все получилось! Мои близкие в восторге, а я сама Счастлива!
    Но больше всего мне понравилось то состояние, в котором находишься, когда ты работаешь с красками, когда ты творишь! Состояние приподнятости, полета, не знаю, по-другому как состояние Счастья и не назовёшь! Все свои работы, которые удалось выполнить я так и называю «На счастье!» и дарю всем своим родным, близким и знакомым, желающим их приютить.
    Учится рисованию маслом начала по разным обучающим сайтам, потом стала приобретать видео уроки, потом некоторое время работала с педагогом. Поняла, что необходимо живое общение, работа с ошибками, которые видит глаз мастера. Из-за отсутствия времени ездить в мастерскую, всё-таки решила, что онлайн общение на данном этапе мне больше подходит. Мое увлечение – это многослойная живопись. Учиться начала на работах «малых голландцев». Рисую для своего удовольствия в свободное время. Правда работы занимают много времени, но это того стоит.
    Тогда же, в поиске обучающих сайтов нашла и Ваш Марина, чему уже несколько лет не сказано рада. Как же здорово любоваться Марина Вашими работами и работами других мастеров, как это получается в акварели, порой представить сложно. Сколько нового нашла в Ваших статьях, сколько узнала, скольким восхищалась. Теперь всегда ношу с собой эти карандаши трехцветные в сумке, которыми вы делились в одной из статей, много всего, а отписаться все не находилось времени. Вот добралась.
    Теперь понимаю, что для того, чтобы получился рисунок в акварели нужны знания, которыми вы делитесь в своих уроках и тогда обязательно все получится. Нарисовать сможет абсолютно каждый, в этом я теперь точно уверена, как самый не умеющий рисовать из всех, кем я себя считала раньше. Могу только сожалеть, что раньше никто мне этого ни сказал. А все, кто прочитал Ваши статьи и уже попробовал уроки, точно знают ответ «рисовать сможет каждый»! Кто еще не решился пробуйте скорее и наслаждайтесь, у Вас все получится!

    Извините, что поторяюсь. Вставила не в тот раздел.

  • Аноним
    20.09.2017 at 15:04

    Здравствуйте, Марина. Рисовала в детстве. Хочу вернуться. Что касается того. когда можно или нужно… Когда есть желание. Не помню кого из великих спросили – умеет ли он играть на фортепиано? Он ответил: “Не знаю, еще не пробовал.”

  • Ирина Рогова
    27.09.2017 at 17:10

    Здравствуйте! Я начала рисовать сначала в компьютере, а года три назад захотелось порисовать карандашом. И первое обучение прошла именно здесь, у Марины, виртуальный курс для начинающих. И пошло-поехало, и курсы онлайн, и живые курсы, короче, не могу остановиться)))) Просто нравится, пробую разные техники, разные материалы, иногда даже вроде и неплохо получается. Марина, спасибо Вам, у вас хорошие курсы, очень все понятно, и очень большая информационная база, мне очень нравится ваш журнал, я читаю и пробую почти каждый номер. Что хочу сказать? Не нужно думать о возрасте, нужно пробовать делать то, чего не делал раньше, и с рисованием “проще” потому, что не на публике, это не пение и танцы, можно не комплексовать из-за , что не получилось с первого раза, и во время процесса рисования вам будет не до таких глупостей как возраст)) О возрасте вам будет приятно напоминать только смс о перечислении пенсии)))

  • Наталья
    09.10.2017 at 19:45

    Здравствуйте, Марина!
    Я всю жизнь что-то делала руками, хотела рисовать, но всегда находились причины отложить это занятие. И вот в конце 2014 года в 60 лет я решила попробовать. Посоветовалась с приятельницей, которая много лет пишет в разных техниках. Она предложила мне сначала поискать в интернете бесплатные уроки. Таким образом, я познакомилась с Вами, Марина. Начала с бесплатного курса, затем стала покупать. Тогда и возник вопрос: могу ли я научиться рисовать? Я комплексовала; когда меня хвалили и говорили, что у меня способности, отмахивалась, отнекивалась.
    Потом появился другой вопрос: что значит уметь рисовать? Множество ответов. А какой мой? Почему, когда спрашивают пятилетнего ребенка, умеет ли он рисовать, он говорит – да? Семилетний ответит на этот же вопрос отрицательно. Значит ли это, что социум выстроил определенные рамки, в которые входят только академические умения? Помучившись, я расширила для себя эти границы, или убрала их совсем.
    Я начала с вопроса – почему я рисую? Для кого я рисую? Что лично мне важно в этом занятии?
    Ответы пришли сами. Мне нравится, мне хочется.
    Мне не надо соответствовать какому-то мнению, не надо подстраиваться… Не надо сравнивать себя с другими.
    Я просто играю с красками, формами, пробую разные техники.
    С того дня, как я начала рисовать, мир стал богаче, ярче для меня. Оказалось, я не замечала стольких оттенков, игры света и тени… Я и сейчас не все вижу, а уж передать на бумаге!… Это же какой резерв, сколькому еще можно научиться, столько открыть!
    Я рисую так, как мне нравится. Сам процесс приносит мне радость, увлекает, мотивирует.
    Результат?
    Иногда вдохновляет, иногда смешит, иногда опустошает.
    Получается?
    Да, когда процесс затягивает, когда руки так и чешутся. Да, когда вижу задуманное на бумаге, или когда все наоборот рождается спонтанно. Да, когда окружающие останавливаются, рассматривают, не остаются равнодушными. Да, когда покупают мои работы. Да, когда мой сын просит подарить ему мою картину.
    Нужен ли «живой» учитель?
    Думаю, это индивидуально. Кому-то необходим. Кому-то нужна еще и группа. Другой же нуждается в одиночестве. Сегодня возможны все варианты.
    Интернет обучение – удивительная, доступная, независимая от расстояния и времени возможность что-то делать, развиваться, двигаться для тех, кто хочет.,
    Самоучка или профессионал?
    Всего несколько имен без комментариев: Sugna Park, Hanny Arifin; Anna Mary Robertson Moses (бабушка Мозес), Екатерина Медведева…

    Кто-то из знакомых мне сказал, что я должна рисовать, у меня, якобы, способности. Вот как только я буду должна, я остановлюсь и прекращу заниматься рисованием. Вся прелесть в этом занятии для меня, что я никому ничего не должна. Все, что я делаю – все для меня.
    Вам, Марина, моя огромная благодарность за то, что Вы делитесь тем, что сами знаете, умеете, открываете. Удачи Вам во всем.
    С уважением,
    Наталья.

  • Аноним
    14.02.2018 at 12:40

    Мы, женщины, кому нужна эмоциональная поддержка… Не обобщайте, пожалуйста. Научилась рисовать самоучкой, по книгам и туториалам, работаю художником по играм. Мне нужна от педагога не эмоциональная поддержка, а система и умение дать занния соотвествующие моему запросу, например.

  • Надежда
    27.08.2018 at 14:46

    здесь можно почитать что в итоге получается https://www.artsellbuy.com/

  • Александр
    22.08.2019 at 16:30

    Здравствуте Зачем вы пытаетесь убеждать в том, что рисование реальное дело? Это же иллюзи, за два года не приобрел элементарных навыков, перепортил уму бумаги, а результата как не было, так и нет.

    • анонимышь
      31.08.2019 at 13:33

      На компьютере рисуй. Виртуальное полотно всё стерпит, и имеет ctrl+Z.
      Вообще не понял, что значит “реальное дело”… А какое оно тогда?
      И всё зависит от того, что называть “результатом”. Перепортить уйму бумаги – это тоже результат. Любая ошибка – результат. Отрицательный результат неизбежен в любом деле, и без него никогда не достичь положительного… Работай над ошибками, пытайся понять, что именно делаешь неправильно, и всё получится!

  • Александр
    19.10.2019 at 20:30

    Послушайте, я соблюдал многие советы, в т.ч. рисовал каждый день… О какой системе вы говорите?
    У всех один совет рисуйте каждый день, анализируйте, исправляйте ошибки и будет вам счастье.
    И желание есть и время а результата нет. Почитал я комментарии и понял, что многие внушают себе
    результат, а ведь получается что-либо стоящее у едениц, остальные пожизненно имеют статус начинающих

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ