Техника рисования акварелью: как избавиться от “грязи”?
Сегодня в рубрике "техника рисования акварелью" мы поднимем тему, которая не даёт покоя многим начинающим акварелистам.
Мы разберемся с одной из самых распространенных трудностей - как избежать грязи в акварели.
Полагаю, некоторые советы, которые я дам, будут полезны не только для акварелистов. Они общие для живописи в целом.
Итак, нам хочется, чтобы живопись акварелью была тонкой, нежной, звенящей, прозрачной. Именно прозрачность и чистота цвета часто пленяют в этой технике.
Однако, порой нас ждет разочарование - невзирая на все наши усилия, акварель становится серой и невзрачной, и чем больше мы стараемся её исправить и добавить яркости цвета, тем больше грязи появляется в ней. Знакомо?
Прежде, чем ответить на вопрос, как не допустить в своей картине грязь, нужно понимать, что же вообще считать "грязью".
Серый цвет?
Глядя на этот этюд, мы вряд ли можем сказать, что акварель здесь грязная. Цвет в ней сдержанный, серый, но, согласитесь, ощущение грязи он не вызывает.
Значит серый цвет в картине - это совсем не плохо?
Почему же мы считаем появление серого цвета в работе грязью? Ведь сам по себе серый цвет вовсе не грязный, а очень даже живописный.
Посмотрев на работы подписчиков, которые прислали свои акварели как пример "грязных", я сделала первый вывод:
"Грязь" - это когда серый цвет возникает там, где его не ждали.
Вот пример. Мы планировали нарисовать красные цветочки. Нарисовали зеленую траву, а сверху - красные цветы. Ввиду прозрачности акварели зеленый цвет просвечивает через красный, и цветы получаются уже не красными, а серо-буро-малиновыми. Грязь? Грязь.
А вот вторая картинка в примере выше даёт нам другое озарение:
"Грязно" - это также провал, мутность, замытость, недостаточная контрастность.
В обоих примерах нет использования серого цвета. И причины грязи, на самом деле, лежат не в использовании сложных цветов, а в совсем иной области.
И таких причин может быть гораздо больше.
В пунктах ниже я попыталась собрать все возможные варианты появления грязи при рисовании акварелью и дать совет, как их избежать.
Техника рисования акварелью "Без Грязи".
СОВЕТЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ.
В РИСОВАНИИ АКВАРЕЛЬЮ ИСПОЛЬЗУЙТЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Глядя на первый пример (а это реальная картинка, которую мне прислали для разбора недочетов в акварели), можно сразу сказать, что причина грязи здесь - тонкая бумага, которая не приспособлена для рисования водными красками.
Она размокает, коробится, идет волнами и "катышками".
Не используйте для рисования акварелью обычную принтерную или тонкую альбомную бумагу!
Многие художники вообще будут уверять вас, что рисовать акварелью можно только на специальной бумаге 100% хлопка.
Я не столь категорична. Вполне подойдет и чистоцеллюлозная бумага с пометкой "для акварели", и даже бумага для черчения. Главное, чтобы она не была тонкой. Смотрите, чтобы плотность бумаги составляла не менее 170 гкв.м.
Для начинающих я также не рекомендую бумагу для акварели типа "скорлупа", "холст", "лен". Это бумага горячего прессования фирмы Гознак частенько встречается в папках и склейках. Однако для тех, кто еще плохо владеет техникой акварели, эта бумага будет сложна.
Во вторую очередь, качество вашей работы будет зависеть от красок. Избегайте наборов красок, которые по своему внешнему виду белесые, с пастельными оттенками. Они будут давать мутность в замесах.
СЛЕДИТЕ ЗА ПРОЗРАЧНОСТЬЮ АКВАРЕЛЬНЫХ СЛОЁВ
Два примера ниже демонстрируют нам яркую и сочную, однако непрозрачную живопись, более похожую на гуашь, нежели акварель:
Помните, что через слой краски в акварели бумага должна просвечивать.
И это не значит, что цвета должны быть бледными, светлыми!
Даже черный цвет в рисунке акварелью может быть прозрачным, при этом оставаясь насыщенным и глубоким.
Посмотрите на примеры выше. В первом случае чёрный цвет кота кажется нам мутным и грязным, а во втором тёмные чёрные участки картины продолжают оставаться звонкими.
Разница здесь именно в толщине слоя краски, его густоте и непрозрачности.
НЕ СМЕШИВАЙТЕ АКВАРЕЛЬ С БЕЛИЛАМИ
Даже если в вашем наборе красок есть белила, это не значит, что их нужно смешивать с другими цветами или накладывать большим слоем с целью получить светлый оттенок.
В акварели роль белого играет бумага. Чтобы получить светлый оттенок, мы просто разводим краску водой.
Посмотрите на примеры ниже. Использование белил делает акварель мутной и непрозрачной. И как следствие - грязной.
Конечно, как и в любом правиле, здесь есть исключения. Встречаются пигменты, уже содержащие белила. И есть художники, сознательно подмешивающие белила в оттенок. (Например, Мигель Линарес. Статья о его технике здесь)
Но используя белила, вы должны понимать, что делаете и зачем, и уметь компенсировать непрозрачность слоя контрастом.
Поэтому в рисовании акварелью для начинающих я рекомендую забыть про белила.
АККУРАТНО ИСПОЛЬЗУЙТЕ КРОЮЩИЕ КРАСКИ
К кроющим краскам относятся желтый, оранжевый, железо-окислая красная, церрулеум и другие оттенки.
Перед использованием обязательно пропустите их через палитру и разбавьте водой, т.к. они более густо, чем остальные, берутся на кисть. И, сами того не желая, вы привнесете в картину кроющий слой.
Помните, что в акварели нельзя добиться звонкой яркости за счет густоты слоя.
Чтобы желтый светился, был ярким, его нужно класть прозрачным слоем!
В большинстве случаев, густота слоя = непрозрачность = грязь.
НЕ ПИШИТЕ СВЕТЛЫМИ ОТТЕНКАМИ ПО ТЁМНЫМ
Если вы рисуете акварелью многослойно, накладываете один оттенок на другой, то идите от светлого к тёмному.
Сначала пишите все светлые и удаленные участки, а затем постепенно идите к переднему плану и более тёмным оттенкам.
В варианте, когда оттенки равны по светлоте, сначала пишите кроющими красками, затем - прозрачными.
Например, чтобы дать растяжку неба от теплого оттенка у горизонта к холодному вверху, сначала проложите охру, а затем в неё вливайте оттенок синего.
Почему именно так?
Потому что желтые оттенки, как уже говорилось выше, более кроющие, и если они положены сверху прозрачных и тёмных, то создают непрозрачный мутный слой.
Тёплые светлые оттенки кладите первым слоем, тогда удастся получить прозрачную структуру.
НЕ СМЕШИВАЙТЕ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЦВЕТОВ В ОДИН ЗАМЕС
Мы уже выяснили, что серый цвет может быть звучным и красивым.
Некрасивым и грязным он становится, когда теряет свою прозрачность.
Запомните, чем больше красок вы смешиваете, тем большее количество разных пигментов, составляющих их, участвуют в замесе. И тем меньше у вас шансов получить боле звучный и прозрачный цвет.
Исходя из этого,
СОВЕТ! Как рисовать акварелью без грязи:
1. Берите 2 емкости с водой (для промывания кисти и для набора воды в раствор краски). Следите за чистотой воды, чаще меняйте ее. Ведь в акварели вода - это 90% содержания. И если она грязная, то этот цвет подмешивается к оттенку на кисти.
2. Знайте свои краски. Открывая новый набор, сохраните этикетки с названиями и сделайте выкрасы красок в том порядке, в котором они расположены в коробке. Держите эту табличку рядом с коробкой красок.
Так вы будете всегда попадать кистью в нужный цвет, не цепляя случайные оттенки в замес.
3. Периодически мойте свои кисти холодной водой с мылом, чтобы убрать пигмент, задерживающийся на ворсе.
4. Старайтесь получать нужный оттенок, используя замес минимального количества цветов
5. Чем больше слоев, тем глуше цвет; если хотите писать сочно и звонко, то пишите а-ля прима, в один слой.
С ОСТОРОЖНОСТЬЮ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЦВЕТА
Противоположные цвета, называемые также контрастными или комплиментарными, - это цвета, лежащие в цветовом круге друг против друга.
Их смешение в равных пропорциях даёт серый или черный цвет.
Противоположные цвета:
- красный - зеленый,
- жёлтый (охра) - фиолетовый,
- оранжевый - синий
Не располагайте рядом противоположные оттенки, иначе слившись, они дадут серый цвет.
СОВЕТ! Как Не получить серый:
1. Выполняя заливку или работая акварелью с большим количеством воды, не располагайте рядом мазки противоположных цветов. Они могут потечь, объединиться и дать серый цвет там, где вам не нужно.
2. В многослойной живописи акварелью не накладывайте противоположные цвета друг на друга.
Помните про красные цветы на зеленой траве.
ДОБАВЛЯЙТЕ К ЗАМЕСУ КРАСКИ ДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ВОДЫ
Помните, что акварель любит воду. Для покрытия больших участков (заливок) используйте большое количество раствора. Заранее разводите нужный оттенок на палитре или в небольшой емкости.
Недостаток воды в заливке ведет к явным мазкам. Что не всегда оправдано даже в деталях.
Посмотрите на примеры ниже. Если бы выкрасы здесь были более равномерными, плавными, без видимых мазков, то и картинка не казалось бы грязной.
СОВЕТ! Как исправить сухость заливок:
- для заливок используйте крупную мягкую кисть (не синтетику, не щетину), а для деталей - кисть, которая хорошо отдает воду
- для большой заливки наводите раствор краски на палитре или в ёмкости заранее, не используйте маленькие палитры с мелкими углублениями. Кроме того палитра должна быть белой (можно использовать доску для лепки или тарелку)
- крупные заливки , где требуется мягкие перетекания в деталях, выполняйте по заранее увлажнённой поверхности бумаги:
СОЗДАВАЙТЕ ДОСТАТОЧНЫЙ КОНТРАСТ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Живопись акварелью, построенная на сочетании бледных оттенков, не всегда красива.
Если у вас вся композиция выдержана в едином тоне, а при этом вы используете противоположные цвета, то это даст ощущение вялости, выстиранности, мутности изображения.
Особенно грешат тотальной бледностью акварели неуверенные в себе дамы, которые прямо-таки боятся взять цвет поярче и испортить бумагу.
Причина бледности красок может быть и в их сухости, когда невозможно взять нужное количество краски на кисть.
СОВЕТ! Как исправить бледность акварельных работ:
- размочите краски перед использованием, чтобы легче набрать нужное количества пигмента на кисть
- для больших заливок используйте краски в тюбиках
- при замесе краски не разводите лужу на палитре, научитесь контролировать густоту замеса для светлых и тёмных тонов
- снимайте лишнюю воду с кисти на салфетку
- помните, что акварель при высыхании светлеет и берите цвет темнее
СЛЕДИТЕ ЗА КОНТРАСТОМ ТЕНЕЙ
На самом деле, всем вышесказанным можно пренебречь, если в вашей акварели достаточно контраста. И если вы правильно решаете тональные отношения в картине.
Что это значит?
Если вы не попадание в правильный тон (светлоту оттенка) на том или ином участке изображения, то это не только ломает его объём, но и придаёт ощущение грязи.
Посмотрите на этого лягушонка, его цвет в тенях кажется серым. Но это лишь потому, что сложный цвет тени в данном случае не слишком отличается от тона ярко-зеленого на свету.
Если бы тень была темнее, то мы бы не воспринимали её, как серый цвет, а просто бы видели объёмный объект.
Запомните очень важную мысль -
Серость можно легко исправить добавлением контраста
Даже если вы "накосячили", и у вас получились невзрачные серо-буро-малиновые пятна, введение контраста боле тёмным тоном может это исправить.
СОБЛЮДАЙТЕ ГАРМОНИЮ ЦВЕТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В КАРТИНЕ
Грязью мы так же считаем негармоничность цветовых отношений.
Все цвета в картине должны взаимодействовать между собой, должен быть выдержан определенный колорит.
Если какой-то цвет выпадает из общего колорита, то он воспринимается инородным, грязным.
В данном примере фиолетовый цвет фона недостаточно увязан с остальными тёплыми оттенками натюрморта. Следовало либо сделать более нейтральный или тёплый фон, либо добавить больше фиолетовых рефлексов в объекты натюрморта.
НЕ НАРУШАЙТЕ ЛОГИКУ ОСВЕЩЕНИЯ В КАРТИНЕ
Иногда в работе и контраста достаточно, и цвета яркие, а всё равно есть ощущение непрофессиональной работы, раскрашенности и грязи.
Такое может случаться, если отсутствует логика освещения.
От цвета освещения зависят цвет и тени на объектах. Если между ними нет взаимосвязи, то картина выглядит неправдоподобно.
Например, в первом случае мы видим голубое цвете небо и, при этом, фиолетовые тени от деревьев. Тени тогда тоже должны уходить в сторону синего.
А вот на картинке справа обратите внимание на зелень у подножия сосен.
Свет падает сверху, значит зелёная масса должна быть освещена сверху и затемнена снизу. Будь это соответствие освещению, автор добился бы иллюзии объема кустов. А без этого возникает ощущение "раскраски" и грязи.
Как видите, в вопросе "как рисовать акварелью без грязи" не так всё просто. Техника рисования акварелью может быть абсолютно не при чём.
Но, надеюсь, мои примеры и советы помогут вам разобраться.
Напишите, какие из указанных ошибок характерны для вас? Что было новым?
ПОДЕЛИТЕСЬ этой статьёй в соцсетях. Это лучшая благодарность за мой труд!
Ирина
06.10.2017 at 19:24Марина, очень полезная информация, спасибо большое Вам !
Марина Трушникова
06.10.2017 at 19:35Ирина, какой пункт был для вас открытием?
Ирина
07.10.2017 at 19:16Марина, не могу сказать что было открытие как таковое. Давно еще заканчивала художку, а недавно курсы, все это в голове откладывалось. Но Вы очень четко написали и все с примерами и советами, и это так наглядно и понятно, что я в восторге. Хоть распечатывай себе как напоминание, потому что когда практика нерегулярная, а у меня именно так, то бывает конечно что что-то да забывается, приходится следить за собой. Еще раз спасибо Вам !
Анна
06.10.2017 at 19:37Огромная благодарность, Марина! Все советы очень полезны и своевременны, почти все – новое для меня! Спасибо!
Ирина
06.10.2017 at 20:18Супер полезный материал! Спасибо Марина!!!!! Как всегда информативно и содержательно и бесценно по полезности!!!!! Тысячу благодарностей!!!!
Аноним
18.06.2020 at 21:23Чтобы все это запомнить и применять, нужны пошаговые занятия и рецензирование работ учителем.
Тамара
06.10.2017 at 20:32Спасибо большое,очень полезно
Ната
06.10.2017 at 21:10“В варианте, когда оттенки равны по светлоте, сначала пишите кроющими красками, затем – прозрачными.”
я знаю правило наоборот. и охра лессировочная краска а не в категории желтая кроющая
Марина Трушникова
06.10.2017 at 21:28Мы говорим про акварель? Т.е сначала голубым, а потом желтым? Попробуйте так и так, посмотрите на результат.
Людмила Виноградова Акварель в батике
12.06.2020 at 19:30Ната, Вы не грамотны в красках. Охра это земельная краска, кроющая. А лессировочные краски прозрачные.Это краплак,изумрудная, синяя ФЦ.
Выучите состав и применение красок. Удачи!
Светлана
06.10.2017 at 21:10Без цветоведения никак!
Светлана
06.10.2017 at 21:53Марина, спасибо!
Елена Соболева
06.10.2017 at 22:33Великолепная статья! Спасибо Марина! Приобрела курс “Пишем акварелью с натуры” и многое не получается. И теперь я поняла почему. Не знала многих вещей, о которых вы пишете в статье и которые есть в ваших акварельных уроках. Творчество помогает нам жить.
Марина
07.10.2017 at 00:17Спасибо!
Asya Eisenberg
07.10.2017 at 00:55Марина, трудно выразить словами какая своевременная и полезная статья. Как все разложено по полочкам, все ясно и понятно. Конечно, не все получиться сразу и много « серости» ещё будет в моих работах, но, возвращаясь к статье, смогу улучшить акварель.
Хочу заказать « цветоведение в акварели. У меня только один вопрос: можно открыть семинар на iPad или только скачать на компьютер? Мы расстались с нашим компьютером из-за ненадобности. Будет страшно обидно, если не смогу получить этот семинар. Он необходим, как воздух.
Ещё раз спасибо.
Ася
Марина Трушникова
07.10.2017 at 10:32Ася, запись можно скачать и можно посмотреть онлайн.
Светлана
07.10.2017 at 01:26Спасибо большое. Очень люблю акварель, только не взаимно у нас как то. Через какое-то время наловчилась, но нет нет да и какой-нибудь кусок всю работу портит. В общем, все эти советы дошли со временем и практикой методом тыка и литературы, но когда они собраны в одно, помогло все это обобщить. Да и сложно выразить словами, то что чувствуешь. Только рисуешь когда, увлечешься и….. очень плохая привычка: а тут чего-то не хватает и тут чего то не хватает. Не успеешь оглянуться все работа замучена. Титанический труд и работа мозга. Тем более на работе приходится работать акриловыми красками и эмалью, иногда не сразу переключаешься на акварель. Как то на собрании в школе у сына обсуждали сочинение по математике( ну да, у нас математичка оригинальная дама), тема была: “Как математика поможет в твоей будущей профессии и помогает ли она вашим родителям”. Одна девочка написала “никак” и все. Все посмеялись, а одна из родителей сказала: “Будет свободным художником”
Вот зря она это сказала, я как начала перечислять сколько нужно знать художнику, чтобы написать картину! Ну теперь по-крайней мере хоть в нашем классе знают, что труд художника это не просто талант от рождения.
Eugene
09.01.2019 at 18:16Ах как я вас понимаю!!!! Хорошо написали.
Ирина
07.10.2017 at 01:33Мариночка, спасибо Вам за Вашу открытость, за Ваше желание поделиться опытом, за очень полезную информацию.
marinad
07.10.2017 at 01:37У Невской палитры есть желтые кроющие (кадмии), а есть прозрачные – лимонная, ганза желтая. И с перекрыванием кроющих прозрачными тоже не согласна – первые слои делаю всегда прозрачными. А кроющие хуже сцепляются с бумагой и при нанесении второго слоя могут смываться.
Марина Трушникова
07.10.2017 at 10:25Марина, согласна. Но вы профессионал, и понимаете, что делаете, какие пигменты используете.
Статья написана для начинающих с опорой на их рисунки. Они и “Невской палитрой” то не пользуются…
Ирина Васильченко
07.10.2017 at 08:52Марина, спасибо большое за статью! Для меня открытием стало использование кроющих красок! И пункт про то, что светлым по темному писать не надо – тоже. Хотя, конечно, не раз слышала, что в акварели нужно писать от светлого к темному. Но простой пример с выкрасами запомню теперь навсегда!)))
Надиночка
07.10.2017 at 11:44Марина, да , есть новое для меня: “когда оттенки равны по светлоте, сначала пишите кроющими красками, затем – прозрачными.”
Бывает не добираю цвета сначала, потом понимаю , что при втором наложении мазка уже может появиться не тот эффект.
Вопрос к пункту 11. Картина насыщенна, яркая, вызывает желание задержать взгляд на ней, при добавлении рефлексов может появится грязь. Нужно “поиграть цветом” (ощущение импрессионизма) приблизить цвет рефлекса к цвету фона не смешивая с основным цветом предмета, в данном случае с цветом бутылки? Или это всё же будет считаться ошибкой, если отражающийся не смешивать с собственным цветом предмета в данной картине?
Спасибо за информацию!
Надиночка
07.10.2017 at 11:58Хотя стеклянный предмет сам по себе как бы играет резкими перепадами, бликует, может можно чуть темнее фиолетового туда, но не будет ли бумага на фоне которой стоит бутылка преградой к попаданию рефлекса от стены?
Надиночка
07.10.2017 at 12:26При введении в прозрачный, например синий, тонкий слой кроющего охристого получается очень красивый эффект, конечно важны качественные материалы. Конечно, если охру вводить густо будет работать как утяжелитель.
Людмила
07.10.2017 at 12:26Акварель без Знания этих рекомендаций просто будет мертвой. А хочется, чтобы она запела. Марина, большое спасибо за эту статью.
Надиночка
07.10.2017 at 12:34Но как, например рефлекс от стены на картине в пункте 11 попадёт на бутылку через бумагу между ними, в случае, если фон хочется оставить насыщенным, он привлекает глубиной и поддерживает яркость противоположного цвета предметов?
Надиночка
07.10.2017 at 12:45Ой, наверное много вопросов задаю, прошу прощения, но как получить ответ не задавая вопросов, это естественно. Конечно можно и самому через долгий путь прийти к ответу. Тогда зачем нужен учитель? Ну ладно, сама пройду долгий путь. Не буду мешать.
Наталья
07.10.2017 at 16:27Спасибо, Марина, за полезную статью! У меня всегда было “ощущение непрофессиональной работы, раскрашенности и грязи” в своих работах, всегда была недовольно тем, что “намазала”. А понять не могла в чём дело…Ваша статья глаза раскрыла.
Галина Якубова
07.10.2017 at 16:46Марина, преогромное спасибо за статью! Я её распечатаю и буду всегда держать при себе. Для меня наиболее важными моментами являются – обращать внимание на прозрачность-непрозрачность красок, не писать светлым по тёмному (вот иногда тоже цветочки также пытаюсь нарисовать), выдерживать контраст теней, логику освещения, использование противоположных цветов. И – пастельность! – для борьбы с этим в ближайшее время собираюсь делать некоторые работы жидкой акварелью – вот уж где насыщенность зашкаливает! Про мытье кисточкой с мылом услышала от тебя где-то год назад, и, когда первый раз так помыла, поразилась, сколько цвета остаётся на ней, с тех пор обязательно с мылом мою каждый раз. Короче, у меня получилось – все пункты важны! Ещё раз Благодарю за твою работу, Учитель!
Елена
07.10.2017 at 22:43Марина, давно хотела Вам сказать, что все статьи, которые вы пишите и то как Вы пишите, и та локаничность с которой все излагаете- это все дорого стоит. Вы, пожалуй, единственный педагог по акварели, у которого действительно есть методика. Вы умеете научить, пользовать акварель правильно, получая от процесса удовольствие. Других таких педагогов не знаю. У вас учусь и систематизирую свои познания. За работой других только наблюдаю и пытаюсь повторять( в интернете сейчас размещают много интересных видео и зарубежные акварелисты), в результате копятся знания и оттачивается техника. Благодарю особенно за курс” на перспективу”, который использую как настольную книгу, там есть не только перспектива, там есть все, для тех кто хочет рисовать осознано, получать гарантированный результат. Желаю Вам интересных идей и благодарных учеников, каковой и являюсь сама.
Лидия Мокиевская
07.10.2017 at 23:13Спасибо большое, я только начинаю уже в пенсионном возрасте, но мне всё интересно. Стараюсь следовать добрым советам опытных людей.
Ирина
08.10.2017 at 02:21Марина, спасибо большое за такую полезную статью. Для меня особенно было полезно про кроющие краски. Никак не получалось получить хороший желтый цвет. Теперь стало понятно почему. И про противоположные цвета, который при случайном смешении дадут серый цвет. Вроде и знаю об этом, да на практике вспоминаешь, когда уже сделала не так. Это надо помнить как дважды два.
Ekaterina
08.10.2017 at 06:49Марина,большое спасибо! Очень полезная информация-достойный инструмент!!!)
Лариса
08.10.2017 at 07:23Спасибо за ценную инфу, для меня новое, по темному цвету нелзя светлое.
Марина Эскина
08.10.2017 at 09:15Марина, прекрасная статья! Я вроде это все в теории знаю, но надо снова и снова тыкать носом… Для меня главный урок – добавлять нужное количество воды. Вообще, это самое трудное, знать, сколько воды должно быть на бумаге и сколько на кисти. И еще главное – вовремя остановиться, чтобы не замучить картину.
Даша
08.10.2017 at 22:31Потрясающе! Спасибо! Рисую по мк и вашим курсам, получается хорошо, а свои картины не радуют своей грязью и непрозрачностью, вроде почти все пункты уже слышала у вас на акварельных курсах, но всё равно увлекаюсь и получается не то, что представляю себе в голове. Буду тренироваться)
Лариса
06.02.2019 at 02:27Я болею этой же болезнью ))))
Gila
09.10.2017 at 00:11Марина, меня почему то не смущает грязь в акварели, я ее не замечаю, была она только пару раз за всю мою практику, когда я расстроилась Хотя не могу сказать, что есть у меня удачные акварельные работы. Больше всего мне приносит досаду лохматые края, абрис предметов.Спасибо за статью, теперь буду обращать на это внимание.
Елена Соболева
09.10.2017 at 10:25Какой интересный и полезный материал. Как много вы даете людям. Я Вам очень благодарна!
Светлана
09.10.2017 at 14:21Марина, замечательная статья! Распечатаю и буду пользоваться как настольной книгой! Для меня все нужно, важно и интересно! Огромное спасибо!!!!
Александр
09.10.2017 at 16:00Бомба:)!!! Мариочка. Супер. 15 лет не рисовал акварелями. Сделал недавно пару этюдов, все печально,все забыто, в мусорку(((. А главное жаль времени, которого и так нет. и тут как нельзя к стати ваш урок!!! Будем вспоминать))) спасибо огромное!!! Творческих успехов!!!
Марина Трушникова
11.10.2017 at 16:35И вам успехов, Александр! Акварель требует постоянной практики.
Татьяна
11.10.2017 at 06:49Очень полезная информация! Благодарю! Особенно понравился пункт про мазки, я с детства не любила акварель именно из-за этих мазков, которые высыхают внахлест, оставляют полосы и разводы… Я думала это неизменный атрибут акварели)) А еще мне непонятно, зачем вообще выпускают кроющие краски?!! В каких случаях их использовать, чтобы не навредить рисунку?
Марина Трушникова
11.10.2017 at 16:38Кроющими красками некоторые художники успешно пишут. Вопрос в том, чтобы не смешивать эти цвета, если не хотите Неожиданной непрозрачности, замутненности слоя.
Наталия
11.10.2017 at 20:57Добрый вечер, Марина. После прочтения статьи и узнавания своих ошибок, мне очень сильно захотелось поучиться у вас технике рисования Акварелью.
Boris
10.11.2017 at 22:40В данной статье я хотела бы кратко и доступно рассказать какие существуют приемы и техники живописи акварелью и каким образом их можно осуществить.
людмила
26.12.2017 at 22:49Большое СПАСИБО ! очень интересная и полезная статья.
Ирина
29.12.2017 at 00:59Спасибо! Очень важно узнать такие необходимые тонкости, особенно в начале знакомства с акварелью.
Натка
21.01.2018 at 23:02а я училась когда то в детстве в изостудии, сейчас читала статью – конечно я почти новичок, буду пробовать рисовать без грязи. до этого рисовала интуитивно – ну ничего, мне вроде нравится, но я для себя – т. в удовольствие и без оценок :))
а коммент сюда пишу, потому что читала статью про Мигеля Линареса – он типа сепию использует.а я рисую кофе – развожу его, и потом мешаю с акварелью – мне нравится эффект…. так и ношу с собой когда рисую – стик растворимого …..:))
Лариса
06.02.2019 at 02:23Благодарю, Марина!
Я как раз та дама, что боится испортить бумагу и часто мои работы очень тусклые.
В то же время, я впадаю и в другую крайность – делаю гуашевые слои.
Техника А ля Прима мне очень нравится, но мне она пока совсем-совсем не даётся.
луиза
02.06.2020 at 08:38О, такая же история, боюсь цвета что-ли, что делать с этим?
Марина Трушникова
02.06.2020 at 13:46Возьмите краски в тюбиках на пробу. Их легче взять на кисть, они сразу дадут больше пигмента. Так что сделать картинку более светлой и тусклой будет сложнее. 🙂
Валентина
01.04.2019 at 15:06Марина! Спасибо. Очередная очень полезная статья. У меня всякое бывает. Если спешу, могу и грязи налепить (но как говорит Вугар Мамедов, правда, это скорее для масла, “больше грязи, больше связи”). Но иногда и грязь в акварели очень прилично смотрится. Бывают случаи, когда на темное хочется положить светлое, бывает даже удается почему-то. А если работаю не спеша, особенно по рисовой бумаге минеральными красками (я рисую в технике гунби), то там грязь просто недопустима. Тут нужна аккуратность и точность.
Марина
05.07.2019 at 20:19Спасибо, Марина! Вы добрая и рассказываете то, что другие учителя просто так не раскрывают.Есть еще тип рисования акварелью, когда при смешивании пигментов выпадает осадок и дает неповторимый эффект картинке.Я видела это на листьях роз кажется у La Fe. Вы бы не смогли подсказать какие пигменты при смешивании дают эффект крошки. Краски это такой волшебный мир, экспериментируя с ними, меняя пропорции воды, при смешивании можно открыть много новых “соцветий”.Акварель тем и хороша, что иногда не знаешь, что тебя в итоге ожидает)) Конечно, нужно помнить, что есть несовместимые краски, которые дают черноту.Ваши советы бесценны для начинающих акварелистов.
Марина Трушникова
06.07.2019 at 00:48Эффект выпадения пигмента называется грануляцией. Такой эффект дают краски с крупными частицами пигмента, например, ультрамарин, кобальты, окись хрома, железно-окисная красная. Сейчас некоторый производители выпускают даже специальные оттенки, обладающие таким свойством. Смешение других красок с гранулирующейся краской дает грануляцию всей смеси. Например, это Lunar Blue или Moonlight у Daniel Smith
Татьяна
22.02.2020 at 02:44Есть даже бесцветный гранулирующий медиум, например Winsor and Newton. С ним любые пигменты можно сделать гранулирующими))
Марина
05.07.2019 at 22:50Вот, кстати, по этой теме еще материал нашла о прозрачных и непрозрачных красках https://urokiakvareli.ru/razlicia-prozracnyh-i-neprozracnyh-akvarelnyh-krasok
Tata
08.10.2019 at 04:19Марина, спасибо за ссылку. Интересно. Теперь все краски проверю на прозрачность. )))))))
Ирина
07.10.2019 at 19:02Спасибо за советы!
LILITA
07.10.2019 at 22:19Благодарю за столь подробное обучение по акварели,вы шедро делитесь своим опытом и это очень ценно.
Tata
08.10.2019 at 04:13Всё интересно и познавательно, НО… Мне бы хотелось, чтобы вы пометили картинки “правильно” и “неправильно” . Зелёная галочка и красный иксик. Ну, это, чтобы уж совсем было понятно даже самым начинающим.))) Там, где говорится про сами картинки, более или менее, но понимаешь. А вот без пояснений уже не понятно что показано. Но это я “со своей колокольни” сужу. Для меня такой объём информации, точно, не на один “заход”. Так что ещё вернусь перечитывать и сверяться с действиями. Спасибо.
Марина Трушникова
08.10.2019 at 12:46Тата, в разборе ошибок все картинки “неправильные” 🙂
Ирина
08.10.2019 at 10:43Спасибо большое за статью, было очень полезно прочитать!
Александр
10.10.2019 at 15:36Марина, на моем сайте есть статья: ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ. В ней разделы: “PЕЗЕРВАЖ” (БЕЛЫЕ И СВЕТЛЫЕ УЧАСТКИ В АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ), О КРАСКАХ и др. Если разрешите вот ссылка: https://oformitelblok.ru/tekhnika-akvarelnoj-zhivopisi.html
Алла Викторовна
28.01.2020 at 12:17Огромное Вам СПАСИБО!!! Я самоучка, скачала книги, ищу вебинары и мастерклассы бесплатные, т.к. я пенсионер с маленькой пенсией.
Алла Викторовна
28.01.2020 at 12:21Огромное Вам СПАСИБО!!! Я самоучка, скачала книги, ищу вебинары и мастерклассы бесплатные, т.к. я пенсионер с маленькой пенсией. Рисовала снегирей зимой, не справилась с водой, появились горы и ущельяю В ущельях- грязь. Жаль, что не знаю, как отправить свои рисунки вам для получения совета. Снегирей я перерисовала на картоне, но это было похоже на гуашь. У меня акварель дешевая школьная медовая.
Vera
10.04.2020 at 13:01великолепное руководство для начитающих художников . спасибо большое.
Виктория
01.05.2020 at 12:35Спасибо большое за полезную статью))) увидела в своих работах практически все ошибки, которые тут указаны
Вы просто и понятно объяснили как их исправлять, спасибо))
Дари
08.06.2020 at 19:35Очень хорошая статья! Правда я ее читала уже у нескольких художников и фото те же, но перечитала с удовольствием! Потому что если не перечитывать, то ошибки снова повторяются. У меня как раз такая акварель, которая больше похожа на гуашь, ну и оранжевый поверх фиолетового я частенько наношу и получаю грязь. Сохраню, буду напоминать себе и улучшать качество своих работ!
Галина
13.06.2020 at 20:40Марина! Спасибо большое Вам за советы, уроки! Пошла на пенсию и решила воплатить свою мечту – научиться рисовать. Учусь рисовать акварелью с Вами. Спасибо за ваш труд, уроки! Здоровья и творческих успехов. Буду ждать новые уроки и учиться вместе с Вами!
Анастасия
24.06.2020 at 16:40спасибо!
Наталия Хорошайло
21.08.2020 at 00:52Спасибо огромное за такую ПОЛЕЗНУЮ статью) Она для меня настоящая находка)) Я совершала (и еще буду совершать из-за своей неопытности) все ошибки, кроме использования белил… Вот смотришь на свой рисунок и он не нравится, при этом не понимаешь, что именно с ним не так.. Но сейчас, после прочтения этой статьи, я вижу эти ошибки и знаю из-за чего они возникают и как их избежать)) Спасибо Вам огромное за ваш труд, за статьи, за курсы и уроки))) Здоровья Вам и вдохновения!
Юлия
07.12.2020 at 07:50Спасибо огромное. Я только начинаю осваивать акварель и для меня всё полезно. Но особенно полезными стали пункты 4 (кроющие краски), 5 (порядок наложения), 9 (контраст изображения), 10 (контраст теней), 11 (гармония цветов), 12 (логика освещения). Про две баночки воды не приходило в голову, возьму на вооружение. Вчера делала выкраску и обратила внимание, что берешь два цвета, накладываешь друг на друга в разной последовательности и как-то по разному смотрится. А в статье нашла этому подтверждение.