Ошибки начинающих художников. Как их избежать?
Перевод статьи Robie Benve “13 Beginner Painting Mistakes You Want to Avoid”
Было ли с вами такое – вы пришли на выставку и вдруг поняли, что вокруг работы одних новичков? Как их распознать? Какие ошибки начинающих художников свойственны любительской живописи?
Многие начинающие художники делают одни и те же ошибки. Их легко могут заметить как профессиональные художники, так и обычные зрители.
Ниже приведен список самых распространенных ошибок новичков. Он поможет вам их избегать, а ваши работы перестанут выглядеть посредственнымы и скучными.
ОШИБКИ НАЧИНАЮЩИХ ХУДОЖНИКОВ
Ошибка №1. Рисовать все, что видите
Не пытайтесь быть фотоаапаратом. Вы создаете картины, в них – ваше собственное видение мира, изображаемых объектов.
Вы не обязаны рисовать каждую деталь лишь потому, что она есть в реальности.
Будьте избирательными – включайте только те элементы, которые подчеркнут каждый конкретный сюжет. Фотография – ваш помощник. На ней есть все необходимые элементы, но какие из них включать – решаете только вы.
Кроме того, когда вы пытаетесь достичь фотореализма в своих работах, даже маленькие незначительные ошибки в несоблюдении размеров, углов наклона и тому подобные, будут очень заметны зрителю.
Читать в контексте: Линия горизонта, как правильно найти ее место в картине?
Ошибка №2. Быть заложником сюжета
Не обязательно рисовать объекты в том месте, где они находятся на самом деле. Вы можете менять их местоположение, если это усилит композицию картины. Это верно для любого жанра, в том числе и для пейзажа.
Можете совмещать элементы с разных фотографий. В этом случае важно помнить про то, где находится источник освещения.
Если вы рисуете узнаваемое место, передвигать объекты в рамках картины может быть проблематично. Вместо этого можно сдвинуть вторичные или переменные элементы или вовсе от них отказаться. К таким элементам относятся фигуры людей, зонты, мебель, цветы и т.д.
Ваша основная задача – передать сюжет, ухватив его суть, и подобрать для этого лучшую композицию из возможных.
Ошибка №3. Размещать главные элементы в центре картины
Не размещайте главный элемент картины строго в центре, иначе взгляд зрителя будет прикован только к нему.
По этой причине избегайте и размещения по центру основных линий, таких как край стола, ствол дерева. Они как будто разрезают картину пополам вертикально или горизонтально.
Ошибка №4. Рисовать похожие или равноудаленные объекты
Есть одно простое композиционное правило – расстояние между объектами должно быть разным. Это значит, что вы должны применить разнообразие ко всем элементам картины, чтобы привлечь внимание зрителя и заставить его взгляд блуждать по ней.
Если вы работаете над пейзажем – меняйте форму и размер ваших деревьев, смешивайте разные оттенки зеленого, обратите внимание на расстояния между объектами. Избегайте однотипных рядов деревьев или кустарников одного размера.
Даже если вы рисуете такой упорядоченный, с заданной формой, объект как забор, добавьте немного разнообразия – сделайте местами шире зазоры, наклоните пару досок, а то и вовсе пропустите одну.
Великолепная работа Винсента Ван Гога “Ирисы”. Густые мазки краски, чуть размытый фон, продуманные линии, прекрасная композиция и размещение центра картины.
Как развить идеальный глазомер?
Ошибка №5. Одинаковое количество деталей на переднем и заднем планах
Эта ошибка особенно часто встречается у тех, кто рисует не с натуры, а по фотографиям.
На фотографиях сохраняется огромное количество деталей и почти все они в фокусе. Вы можете ясно разглядеть и травинку на переднем плане, и ветку дерева вдали.
Однако наши глаза видят по-другому. Если мы сосредоточим взгляд на одной области, все остальное будет размыто.
Решите где будет центр вашей работы, нарисуйте его более подробно.
Не детализируйте все области картины одинаково. Как правило, в фоне очень мало деталей, их количество постепенно увеличивается к переднему плану и композиционному центру картины.
Ошибка №6. Использовать готовые зеленые оттенки
Поражает разнообразие и насыщенность зеленых оттенков, встречающихся в природе. Их невозможно подобрать, используя лишь краску из готовых заводских тюбиков и кювет, сколько бы их у вас ни было.
Основное преимущество покупки зеленых оттенков – они всегда у вас под рукой. Однако вы добьетесь куда больших успехов, смешивая готовые цвета с другими, чтобы добиться желаемых оттенков.
“Они будут продавать вам тысячи оттенков зеленого цвета. Veronese green, изумрудный, кадмий зеленый, и любой зеленый, который вы только пожелаете, но нужный – никогда.” – Пабло Пикассо
Яркие и похожие друг на друга оттенки зелени присутствуют в работах многих начинающих художников. Вы сразу заметите, что они используют готовые зеленые краски.
Чтобы избежать подобной ошибки, смешивайте свои оттенки зеленого, добавляя разные цвета. Добавив синий к зеленому, вы сделаете его холоднее. Желтый цвет сделает зеленый оттенок более теплым, а красный цвет приглушит яркую зелень.
Ошибка №7. Нежелание учиться смешивать собственные зеленые оттенки
Похоже на разобранную выше Ошибку №6, но речь немного о другом.
Когда вы смешиваете зеленые оттенки, то будете получать разные вариации в зависимости от используемых голубых и желтых цветов, а также их пропорций в смесях.
Но! Зеленые, полученные путем смешивания только синих и желтых оттенков, как правило, слишком яркие по сравнению с реальными цветами в пейзаже.
Каждое зеленое растение или объект имеет несколько иной оттенок – насыщеннее, теплее, холоднее или даже тускнее чем тот, что вы получили.
Некоторые оттенки, расцененные нами как зеленые, вообще оказываются синими или очень тусклыми желтыми, местами встречается и серый цвет.
Смешивая зеленые оттенки из синих и желтых, добавляйте туда оранжевые или красные, посмотрите как они приглушают зелень.
Обратите внимание на то, что зеленые оттенки в пейзаже меняются в зависимости от времени суток, цвета света и времени года. То, что утром кажется вам сине-зеленым, вечером может быть окрашено в желто-зеленый цвет. Зеленые оттенки более насыщенны весной и тусклые осенью, во время листопада они более оранжевые.
Как получить красивые оттенки зеленого цвета?
Ошибка №8. Экономный расход краски
Это трудноискоренимая привычка – использовать малое количество краски, экономить.
Ничто так не говорит о непрофессиональности художника как неуверенные, боязливые, скупые мазки.
Смешайте в два раза больше краски чем вам нужно и используйте ее. В конечном итоге у вас может остаться лишняя краска, но это не так страшно.
Будет хорошо, если вы начнете работу над картиной с тонких слоев, но по мере заверешения ваши мазки должны быть более густыми, решительными, уверенными. Оставьте их такими, не трогайте.
Не возвращайтесь назад и не пытайтесь переделать уже наложенные мазки. Придите к согласию с собой, чтобы оставить их как есть, даже если вам трудно на это решиться.
Иногда краска, нанесенная на холст, выглядит иначе чем на палитре и не соответствует вашим ожиданиям. Не исправляйте сразу же. Поработайте над другой областью и подождите. Когда вы снова вернетесь к этому участку, то уже успокоитесь и посмотрите более “свежим” взглядом. Примите решение – стоит ли повозиться с этим участком еще немного или он хорошо смотрится и так?
Ошибка №9. Рисовать то, что знаешь, а не то, что видишь
Это типичная ошибка как совсем новичков в рисовании, так и тех, кто уже занимается какое-то время.
Например, мы знаем, что дом белого цвета, и рисуем его белым.
Мы знаем, что цветок пурпурный, и рисуем его пурпурным.
Часто мы принимаем за реальный цвет объекта тот цвет, что видим когда мы смотрим на него близко и под прямым источником света.
Это же касается и форм. Мы знаем, что сосна треугольная, а тарелка круглая, и рисуем их в соответствии с заложенными общими образами, даже не пытаясь наблюдать, анализировать, сравнивать.
Прищурьте глаза и посмотрите на объект. Обратите пристальное внимание на форму, негативное пространство, структуру. Что темнее? Что легче? Задавайте себе такие и похожие вопросы.
Белый цвет в тени темнее чем черный на свету.
Мой мозг не принимает это утверждение автоматически, но если я прищурюсь и начну пристально вглядываться в объекты, то смогу удостовериться в том, что это верно.
Ошибка №10. Использовать неверный цвет в работе, чтобы не выбрасывать оставшуюся краску
Краски стоят дорого. Поэтому когда на палитре скапливается большое количество неиспользованной краски, то одна мысль о том, чтобы ее выбросить вызывает боль. Мы начинаем искать варианты куда бы ее пристроить, не так ли?
Но когда мы начинаем смешивать оставшийся большой кусок смеси тускло зеленого цвета с чем-то другим, то на выходе получаем что-то не менее тусклое или даже серое.
Прекратите пытаться исправить залежавшуюся смесь. Начните сначала. Не используйте неправильный цвет в работе. Или найдите ему иное применение – в качестве “серого” или добавляя по чуть-чуть, чтобы нейтрализовать другие яркие цвета.
Используя в своей работе неподходящие цвета лишь в целях экономии, чтобы они не пропадали впустую, вы рискуете конечным результатом и впечатлением от вашей живописи.
Как смешать нужный оттенок в живописи?
Ошибка №11. Рисовать только жесткие границы
Когда я только начала рисовать, я и понятия не имела, что бывают жесткие, мягкие и даже исчезающие границы, края. Большинство границ моих объектов были жесткими. Иногда я случайно делала мягкие края там, где нужно, пытаясь повторить то, что видела в реальности. Позже я узнала, что есть несколько правил когда применять тот или иной вид краев.
Итак, что такое мягкий край? Он проявляется когда вы объединяете цвета вместе, вливая один в другой. Жесткий край проявляется когда цвета не смешиваются и это подчеркивается формой объекта.
Общая рекомендация такова – используйте жесткие края для объектов в центре картины, а мягкие – для вторичных объектов и на заднем плане.
Акварель для начинающих: прием “четкий край” ВИДЕО
Ошибка №12. Работать над картиной кистями неподходящих размеров
Кисти бывают разной ширины и диаметра. Кисти маленьких размеров используются только для прорисовки деталей, они понадобятся вам в самом конце работы. Не поддавайтесь желанию взяться за них слишком рано, это приведет к тому, что ваша картина будет перенасыщена деталями.
Мне нравится начинать работать с кисточками больших размеров, ими я рисую основные формы. Затем я перехожу на кисти средних размеров для более мелких объектов. В конце берусь за маленькие кисточки, заканчиваю работу над деталями картины.
Как определить размер самой большой кисти, нужной вам для работы? Это зависит от размера ващей будущей картины. Например, если я рисую на формате 15 х 15 см, то начинаю с кисти 2,5см, постепенно меняя кисточки на более мелкие.
Чем больше размер вашей заготовки, тем большего размера кисть вам нужна. Для больших полотен 76 х 102 см я использую в начале флейцевые кисти 5 или 7 см (их можно найти и в строительных магазинах). В процессе работы я заменяю их на художественные кисти более мелких размеров.
При помощи больших кисточек вы наносите сразу больше краски. Но это не единственная причина, по которой вам стоит начинать работу с них. Они объединяют ваши мазки, позволяют им выглядеть цельно.
Когда нужно переходить на кисти более мелких размеров? Как можно позже. Работайте с большими кисточками ровно столько, сколько сможете, прежде чем заменить их.
Китайские кисти для акварели вместо традиционной белки и колонка!
Ошибка №13. Беспокоиться из-за результатов
Доверяйте своим инстинктам и верьте в себя!
Страх – одна из самых коварных опасностей, поджидающая начинающих живописцев. Ученики боятся сравнения с другими более талантливыми учениками. Начинающие художники боятся как оценят их творчество более опытные живописцы. И каждый боится критики и негативных отзывов зрителей.
Страх пораждает неуверенность в себе. Для художника подобные метания и сомнения в принятых решениях особенно опасны – они обязательно отразятся на картине.
Иногда это даже не страх, что ваша работа кому-то не понравится, а страх перед тем, что напрасно тратите дорогие художественные материалы (прочитайте еще раз ошибки №8 и №10).
Откиньте все сомнения и опасения, доверяйте своим инстинктам, верьте в себя!
Следуйте за своей творческой звездой и наслаждайтесь процессом!
Перевод с источника Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой
Напишите в комментариях, в каком из пунктов вы узнали себя? Делитесь статьей, если она стала вам полезной!
Аноним
29.11.2016 at 15:28Верные советы ! Просто в точку ! Спасибо , Марина Трушникова !
P.S. : так интересно подмечено , какие делают ошибки начинающие художники . Разъяснение и совет толковый ! Спасибо ещё много раз !
Ольга
29.11.2016 at 15:46Огромное СПАСИБО, Мариночка, ! В четырех ошибках узнала себя. Такая нужная и полезная статья! Обязательно поделюсь ею. Благодарю Вас!!!
Аноним
29.11.2016 at 18:04Большое спасибо, то, что я чувствовала на интуитивном уровне, Вы четко обозначили, я в восторге…
Татьяна
29.11.2016 at 19:25Марина, спасибо большое! Очень тонко подмечено))) а я думала такие ошибки только у меня)).
Людмила
29.11.2016 at 20:12Спсибо,Марина,за полезную статью,всегда экономлю краски,но когда пыталась не экономить.получался перебор,сразу жестко.а потом остальное трудно вытягивать.
Надежда
29.11.2016 at 20:501,2,8,12.13- это про меня.. Марина , спасибо Вам за нужную информацию.
Анна Абаршалина
30.11.2016 at 01:01Отличная статья, спасибо! Каждый совет был полезен. Абсолютно каждый!!!
Ирина
30.11.2016 at 01:13Марина спасибо интересно. Себя проверила, да коаски жалко выбрасывать, да и хочется чтобы каждая картина была шедевром). страх ошибится)
ЛЮДМИЛА
30.11.2016 at 01:18Добрый вечер, Мариночка! Очень актуальная статья и для меня на данном этапе творческого развития. Часто рисую сюжет с фотки, а тут решила совместить по своему с 2-х фоток и здесь в твоей статье прочитала, что это даже хорошо. Еще рисовала акварелью на А-3 и использовала для неба не тот размер кисти, как для А-4, конечно же, небо не получилось, хотя был нужный размер. Да и по всем пунктам, если пройтись, то есть такое, может не так часто, но имеет место быть. Очень благодарна за статью=полезная для меня!
Gila
30.11.2016 at 10:48Спасибо, Марина! Очень точно подмечено. Часто допускаю ошибки-1,2, 10 и самая сильная 13-страх и сомнения, она как снежный ком накрывает меня и сковывает мои действия.
Ольга
30.11.2016 at 14:25Марина, срасибо за статью. Полезно для самоанализа.
Елена
30.11.2016 at 18:06Марина, спасибо за статью! пункт 13 – самое оно!))) и 1, и 2, и еще много чего, но главное – 13)))
Светлана
30.11.2016 at 21:41Марина, спасибо! Нашла себя в первых двух пунктах. Всегда пытаюсь изобразить все, что вижу и обязательно строго по сюжету. Я это подметила и сама, увидела, как это портит мои старания и пытаюсь от этого уйти. Правда не всегда удается…
Наталья Малаева
01.12.2016 at 01:18Марина, спасибо за статью! Очень актуально. Пункт 13 про меня, хотя по жизни я не трусиха. Боюсь начинать урок рисования от неумения, но стоит начать и страх сменяется удовольствием.
Олег Салмагаметов
01.12.2016 at 05:35Спасибо за статью.
Бинака
01.12.2016 at 08:42Огромнейшее спасибо!
Михаил
01.12.2016 at 08:51В самом начале первого совета опечатка “Не пытайтесь быть фотоаапаратом” в слове фотоаппарат.
Лидия Павлова
01.12.2016 at 11:50Не увидела опечаток. 2,8,9, 12, 13 – это моё! Но, оказывается – не только – моё. Уже легче.
Хочется еще все вставочки посмотреть – про фон, зеленый цвет, четкий край.
Большое спасибо. Открываешь письмо, а там столько информации – выбирай и пользуйся.
Наталия
01.12.2016 at 15:58спасибо, очень узнаваемо)))))))
Марина Эскина
01.12.2016 at 17:38Все правильно, спасибо, Марина! А еще иногда бывает, что думаешь, что это ошибка, а это, наоборот, художественная находка. У меня так бывала на ювелирных курсах.
Марина Эскина
01.12.2016 at 17:39То есть, бывало.
Таня Шахматова
01.12.2016 at 17:47Благодарю!!!!Да очень нужная статья и облегчающая творчество!!!!!!1Нашла многие мои ошибки-2.9.11.13.Именно сейчас нахожусь в раздрае,рисовать по урокам ,учиться уже не могу исама не могу.Ну и не рисую…Читая почувствовала вдохновение и как-то отпустило….Еще раз огромная благодарность!!!!!
Людмила Петровна.
01.12.2016 at 22:56Марина,благодарю вас за статью,Ваши статьи всегда дают много знаний и обязательно информацию к размышлению.Конечно,, во многом я увидела себя,но,когда находила советы сходные моим мыслям-радовалась.Я не профессионал,я просто рисую для удовольствия,когда появляется время или очень очень большое желание.Мне уже много лет,и поэтому я,как ни кто другой,ценю это,появившееся в последние2 года окно в мир прекрасного.Благодарю вас за помощь,за возможность участвовать в творении и познавать его.И еще я радуюсь,что благодаря вам я раз за разом становлюсь критиком своих картин.Еще раз БЛАГОДАРЮ вас.Буду надеяться,что в следующем году я найду возможность тоже поучиться у вас на курсах
Аноним
03.12.2016 at 19:20Марина, спасибо. Удивительно, как Вы все успеваете!
Элен
05.12.2016 at 16:10Марина, спасибо Вам за такую актуальную статью. Непрофессионалу такие знания очень нужны и полезны для развития. Успехов и творческих находок.
Ира
05.12.2016 at 23:54Очаровательно! Благодарствую, все в точку, о чем очень хотелось услышать!)))
Наталья
07.12.2016 at 05:22Узнала себя в самом последнем пункте ошибок. Когда беру в руки фото или картинку которую хочу скопировать, думаю, ого, как сложно! Нет, тут такой сложный снег или ” нет, такой цвет у меня не за что не получится” И начинаю подыскивать в своем архиве что-то другое. А так хотелось бы именно это написать! Но страшно, что не выйдет. Спасибо за статью. Пытаешься чувствовать себя уверенней!
Екатерина
07.12.2016 at 17:24Почти все пункты про меня. Но больше всего – последний!
Нина
08.02.2017 at 23:28Спасибо.
Елена
11.02.2017 at 16:19присоединяюсь к благодарностям. часть ошибок я уже осознавала (12, 13), часть уже не делала, а над некоторыми даже не задумывалась, не видела. теперь есть над чем подумать.
Любовь
11.02.2017 at 23:56Спасибо за статью !!! Все пункты актуальны, особенно для непрофессионалов. Это, как
таблица умножения. Себя узнаю в первом пункте. Мне хочется нарисовать все, может еще
потому, что рисую с картинок.
Ирина
18.02.2017 at 05:36Узнала себя во всех ошибках) часть уже стараюсь не делать. Повторение-мать учения) особенно про размыте края, детали на заднем плане. иногда , когда задумаешься, прямо беда.а главное про экономию краски… в наши дни оооочень насущно. Куда б ее пристроить? ??? Чего добру пропадать?!!! С другой стороны есть и плюс) начинаешь придумывать.. чего б ещё нарисовать в этом же цвете)))) и ведь бывает очень удачно! Да и про работу с фузой тоже можно помнить, но я как- то с этим не очень( спасибо, Марина, всегда читаю от корки до корки! Ты умница!!!
Марина Трушникова
21.02.2017 at 11:17Спасибо, Ирина!
Федорина Вера
18.05.2017 at 19:56Спасибо Марина! Как всегда содержательно, чётко и по существу! Узнаю себя в многих пунктах “ошибок”. Некоторые уже осознала, благодаря Вам! Боюсь размеров бумаги, чем больше лист, тем страшнее начинать! Почему? Ответа пока не нашла.
Татьяна
24.05.2017 at 08:27Очень полезная статья! Спасибо большое! Мы все проходим разные стадии, для меня сейчас актуален пункт 9. Я всегда любила рисовать только простым карандашом, внутренне понимая, что существуют свои законы цвета. Позже я полюбила акварель и главная моя задача это научиться всматриваться в объект, находить цвета и оттенки. Для меня это, как отдельный мир, полный невообразимых открытий. Действительно, кто бы мог подумать, что белый цвет в тени может быть темнее чёрного на свету. Это непостижимо порой для мозга с его рациональным логическим мышлением. Теперь для меня вошло в привычку наблюдать за предметами где бы я ни была, делая все новые и новые открытия. Спасибо Вам, Марина!
Аноним
16.01.2018 at 11:47Благодарю! Начинаю рисовать и почти все пункты для меня актуальны. А на счёт экономии прелвижу большие проблемы, люблю тутелька в тютельку.
Ирина
17.01.2018 at 18:32Спасибо,очень полезная статья. 13 пункт актуален для меня. 8-й : “Не возвращайтесь назад и не пытайтесь переделать уже наложенные мазки. Придите к согласию с собой, чтобы оставить их как есть, даже если вам трудно на это решиться.
Иногда краска, нанесенная на холст, выглядит иначе чем на палитре и не соответствует вашим ожиданиям. Не исправляйте сразу же.” – да, моё слабое место….могу исправлять “до посинения” и всё равно результат не радует.