Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Натюрморт. Как правильно его составить, чтобы получить гармоничную картину.

Натюрморт. Как правильно его составить, чтобы получить гармоничную картину.

Думаю, каждый из вас хоть раз в жизни рисовал натюрморт.

Почему именно натюрморт? Потому что это самый простой жанр, доступный для начинающих. На примере натюрмортов легче учиться передавать объем, пространство, фактуру.

натюрморт

Если вы учитесь самостоятельно, то вопрос грамотной постановки натюрморта будет для вас актуален.

В данной статье мы разберём теорию композиции натюрморта и поговорим о том, как правильно его составить.

Натюрморт (фр. "мертвая природа" или голл. stilleven, нем.stilleben, англ. still-life "застывшая жизнь") - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов.

Этот жанр достаточно молодой и начал появляться лишь в 15-16 веках как часть композиции, окончательно сформировался в 17 веке в нидерландской и фламандской живописи. Получил развитие в 18-20 веках в европейской, русской, американской живописи.

Прежде всего, запомните,


Хороший натюрморт рождается задолго до того,

как вы возьмете в руки краски и кисть.


Вы должны максимально грамотно продумать детали и композицию натюрморта уже на стадии его постановки, чтобы в последствии не мучиться с рисунком и не исправлять ошибки композиции непосредственно на листе или холсте.

Идея натюрморта

Очень важно изначально продумать, о чем будет ваш натюрморт.

Даже если вы ставите постановку в чисто учебных целях, то каша из разномастных, не объединенных одним направлением предметов, будет смотреться странно и негармонично.

Подумайте, к какой тематике вы хотели бы отнести ваш натюрморт.

голландский натюрморт
натюрморт с лимонами

Примеры тематики натюрморта:

- предметы искусства
- охотничий натюрморт
- цветы и фрукты
- о смысле жизни
- завтрак
- национальный
- дачный
- учебный

натюрморт

Интересно, что в живописи старых мастеров было 2 типа натюрморта:
- "вещи человека" (личные, характеризующие человека, например "суета сует")
- "вещи для человека" (например "цветы и фрукты", "битая дичь")


Посмотрите на пример ниже.

Глядя на этот натюрморт, можно сказать, что он об изобилии, плодородии, щедрости земли, которая дает нам такое количество плодов.

Идея передается художником в виде множества фруктов, корзин и подчеркивается изображением рушника с вышитым на нем древом жизни. 

натюрморт

Выделите основную идею натюрморта и придерживайтесь её, выбирая предметы и драпировки.

Подбор предметов натюрморта:

Итак, предметы в натюрморте должны быть связаны по смыслу. Но это не единственное условие для гармоничной композиции.

Основные ориентиры по подбору предметов для интересного натюрморта:
- Предметы подходят по смыслу
- Предметы имеют разные формы и пропорции
- Разнообразие предметов по размерам. Используйте крупные, средние и мелкие объекты для более интересного ритма.
- Цветовая гармония. Выбирайте драпировки и объекты, гармоничные по цвету.
- Разнообразие текстур и фактур. Предметы с различными поверхностями (матовыми и глянцевыми, шероховатыми и гладкими) смотрятся интереснее, поскольку подчеркивают различие друг друга.

как составить натюрморт

Помните о самом важном правиле:

предметы должны вам нравиться, вызывать эмоциональный отклик, 

натюрморт должен всячески вдохновлять вас на его написание.


Теперь поговорим о композиции натюрморта и рассмотрим все основные аспекты.

композициЯ натюрморта

О чём стоит задуматься при расстановке предметов:

1. Определяемся с форматом: горизонтальный, вертикальный или квадрат?

2.  Расположение предметов будет симметричное или асимметричное?

3. Будет ли использована какая-то композиционная схема: треугольник, круг, диагональ?


Давайте рассмотрим разные варианты данных пунктов.

Формат композиции натюрморта

Горизонтальный формат - наиболее распространен, т.к. подчеркивает плоскость стола и позволяет расставить большое количество предметов.

Он располагает к задумчивому движению, передает идею покоя, изобилия, неторопливого разглядывания, релакса.

Зачастую художники дополняют его вертикалью (боковая поверхность, ниспадающая драпировка) для проявления глубины пространства.

цветочный натюрморт
цветочный натюрморт

Вертикальный формат более подвижный и дает ощущение идеи роста.

Этот формат подойдет для изображения цветов, веток, высоких ваз.

Вертикальный формат также несет более высокое одухотворенное начало.

Квадратный формат легко ловит и концентрирует восприятие зрителя.

В нём нет движения вширь или ввысь, появляется круговое движение и устремленность в центр. Он даёт ощущение стабильности.

Круглый или овальный форматы встречаются довольно редко, поскольку неудобны для оформления.

Однако они легко вписываются в квадрат и могут использоваться под паспарту.

Композиционные схемы постановки предметов:

1) Треугольник: в основе такой схемы в центре располагают высокий предмет, который дополняют  более мелкие объекты в основании треугольника.

2) Круг: подходит для квадратного формата, когда нет одного доминирующего по размеру предмета. Взгляд зрителя как бы скользит по кругу, обозревая натюрморт.

3) Диагональ: дает подвижную композицию и зачастую ощущение внутреннего дисбаланса. Подходит для передачи движения, хаоса, а также для акцента на пустую часть формата. Там, например, может быть окно с пейзажем.

Расположение предметов:

Симметрия: даёт ощущение стабильности и незыблемости.

Ассиметрия: более притягивает взгляд, поскольку появляется динамика и интерес, основная проблема при этом - создать равновесие композиции.

Линии золотого сечения: правильные гармоничные пропорции, созданные самой природой.  Объекты, расположенные в фокусных точках, на пересечении линий золотого сечения или, как альтернативы, третей непроизвольно притягивают взгляд зрителя.

Свободное расположение предметов - бесфоновый натюрморт, взгляд сверху, рассыпанные предметы, ощущение дыхания, света, свободы.

голландский натюрморт

Плотное расположение предметов - стабильность, благородство, наполненность - близкое расположение предметов друг к другу.

Композиционный центр

Это главное место в картине, куда чаще всего направляется взгляд зрителя. Целесообразно именно здесь располагать предмет, проявляющий идею натюрморта.

Композиционный центр - место или объект, который в первую очередь притягивает взгляд зрителя.

Может проявляться различными способами (светлое на темном, создание иной формы, более сложной, контрастность, цвет).

Ритм

Расставляя предметы, следите за их чередованием, повторяемостью - ритмом. Целесообразно использовать предметы подобные, но разных размеров: крупные, средние, мелкие.

Например, посмотрите на натюрморт слева.

Обратите внимание на то, как здесь встречаются различные подобные формы: половинка граната, долька граната, зерна граната.

Или как в натюрморте справа чередуются пятна розового. Они есть и в букете, и в бокалах, и на скатерти.

Именно такой повтор делает картину цельной.


Композиционный центр и ритм рождают пластику натюрморта - 

движение глаза по картине.


Чего следует избегать при постановке предметов:

  • одинаковых по форме объектов
  • несоразмерных объектов (очень большие и очень маленькие, рекомендуется использовать 3 размера: большой, средний, маленький)
  • выстраивания предметов на одной линии
  • отсутствия перегораживая (когда все предметы видны целиком, перегораживание дает эффект глубины пространства)
  • совмещения осей у симметричных предметов
  • соприкосновения силуэтов
  • "лесенки"
  • неуравновешенности частей (когда одна часть композиции перевешивает другую)
  • дробности
  • слияния силуэтов

Примеры неудачного набора предметов:

Верхний ряд:

1) все линии силуэтов прямые - выглядит скучно
2) все линии силуэтов со сгибами
3) все предметы горизонтальные - не хватает вертикалей

Нижний ряд:
3) одинаковая форма оснований у всех объектов
4) все объекты имеют ручки и сложные элементы
5) все основания равны по площади 


ВАЖНОСТЬ ФОНА

Очень многое зависит от фона, он может давать необходимую пластику и единство цвета.

ОГРАНИЧЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Неглубокое пространство, например,  позволяет больше сосредоточиться на предметах:

Если же пространства вокруг предметов много, то оно может быть дополнено драпировками. 

ДРАПИРОВКИ

Драпировки добавляют натюрморту цельности, собирают разрозненные части за счет пластики складок.

Кроме того, яркий цвет драпировок вносит рефлексы на предметы, и это служит объединяющим живописным началом для натюрморта.

ФОН С ОКНОМ

Изображение окон в натюрмортах появилось в 19 веке с течением импрессионизма. Окно дает композиции ощущение большего пространства, открытости, дыхания и света.

ИНТЕРЬЕР

Фоном для натюрморта может послужить целый кусок комнаты, где видны мебель и даже персонажи, как здесь:

Колористическое единство

Очень важно следить за гармонией цветовых сочетаний в натюрморте. Для этого можно использовать определенную цветовую схему: сочетание нюансных оттенков, только холодных или только тёплых, или, наоборот, контрастных. 

Кроме того, обязательно должен присутствовать ритм повторяющихся оттенков по всему натюрморту.

Важно, чтобы и фон, и предметы были созвучны - повторяющиеся цветовые пятна были разбросаны по всей картине.

Свет

В завершении процесса постановки натюрморта необходимо выставить свет.

Это очень важный этап, поскольку свет может коренным образом изменить вид натюрморта.

Свет поможет выделить главный объект, а также придать всей композиции цельность.  

Свет может играть эмоциональную роль, являясь одним из главных действующих персонажей, задавая настроение.

Свет может быть и отдельным, очень важным, объектом композиции (например, свеча).


Итак, мы вкратце пробежались по теории композиции. Теперь её важно подкрепить практикой. 

Давайте подытожим сказанное и создадим ваш натюрморт. Вот краткая инструкция для вас:

Инструкция ПО постановкЕ натюрморта:

шаг 1

Придумайте тему натюрморта. 

Безусловно, можно поставить на стол все красивые предметы сразу, но гораздо логичнее будут выглядеть компоненты, объединенные одной историей, угадываемой личностью их хозяина или хотя бы стилистически.

шаг 2

Рассортируйте все составные части по форме. 

Желательно, чтобы она была разнообразна - найдите предметы широкие и узкие, высокие и низкие.

шаг 3

Проследите за тем, чтобы натюрморт не состоял из продуктов и вещей, которые не сочетаются по цвету.

Если вам сложно определить это на глаз, воспользуйтесь цветовым кругом. Впишите в него равносторонний треугольник. Его углы будут указывать на 3 основных цвета, хорошо сочетающихся друг с другом. В качестве дополнительных цветов можно взять оттенки, которые находятся по бокам от основных.

шаг 4

Присмотритесь к фактуре каждого участника натюрморта. 

Интереснее будут смотреться предметы, сделанные из разных материалов. К тому же, это позволит вам развивать свои навыки рисования стекла, керамики, меди, дерева и т.д.

шаг 5

Подберите подходящий фон.

Можно разложить натюрморт на драпировке или непокрытой поверхности. Важно, чтобы по цвету она была нейтральной (если оттенки предметов насыщеннее) или сочеталась со всей композицией. В любом случае фон не должен забирать на себя львиную долю внимания зрителя.

шаг 6

Расставляя предметы на плоскости, старайтесь ориентироваться на законы композиции.

Не перегружать пространство и не оставлять незаполненным какую-то его часть.

Чувство гармонии есть практически у каждого человека: просто передвигайте предметы по столу, и в какой-то момент вы поймете, что пространство заполнено правильно.

шаг 7

Выставьте свет над натюрмортом.

Он не должен быть слишком тусклым или наоборот делать некоторые фрагменты вашей композиции "засвеченными".

Если дневного света недостаточно, поставьте дополнительно настольную лампу так, чтобы центр композиции четко просматривался и не уходил в тень от других предметов.



Успехов вам в составлении натюрмортов!

Буду рада вашим комментариям и репостам!


ОБУЧАЮЩИЕ МАСТЕР-КЛАССЫ СЕРИИ "НАТЮРМОРТ"

54 комментария
  • Валентина Анатольевна
    08.12.2017 at 13:13

    Спасибо большое. Очень важная и нужная статья.

    • Марина Трушникова
      08.12.2017 at 13:40

      Валентина Анатольевна, благодарю за отклик!

    • Екатерина Крюкова
      26.12.2017 at 14:21

      Валентина Анатольевна, полностью с вами согласна… 🙂
      Понравилось, что в уроке есть пошаговая инструкция, и то как НЕ нужно ставить натюрморты.

  • Валентина Анатольевна
    08.12.2017 at 13:15

    Спасибо большое за такую важную и нужную статью.

  • Олег
    08.12.2017 at 13:16

    Марина, спасибо большое!
    начал заниматься в изостудии и прочитал в статье несколько полезных советов. Воспользуюсь ими на практике в ближайшее время

    • Марина Трушникова
      08.12.2017 at 13:41

      Практика здесь – самое важное!

  • Людмила
    08.12.2017 at 13:58

    Большое спасибо. Вы очень щедрый и творческий человек. Ваша помощь помогает идти дальше, не останавливаться. Бывает что-то не получается, а что не сразу понимаешь. Открываю Ваши статьи, журналы – и всегда нахожу решения, получаю помощь. И эта статья безусловно нужна.

    • Марина Трушникова
      08.12.2017 at 14:18

      Людмила, благодарю вас за столь теплый отклик и благодарное сердце! Мне важно, что мой труд оценен.

  • juli
    08.12.2017 at 14:38

    Марина, огромное спасибо! Всего полгода знакома с вашим сайтом, но ваши курсы, уроки, статьи… даже не представляю, как раньше без них обходилась. Особая благодарность за “перспективу” – это что-то невероятное! Титанический труд, великолепная подача материала и очаровательный преподаватель – нигде не встречала ничего подобного. Ещё раз спасибо, спасибо, спасибо!

  • Елена
    08.12.2017 at 14:56

    Марина, большое спасибо за очень нужную и интересную статью.

  • Ольга
    08.12.2017 at 15:05

    Спасибо за статью! Все четко и по делу! Как всегда. В разделе про неудачные варианты натюрмортов две опечатки, во-первых в нумерации рисунков, и в комментарии номер 3: “все предметы горизонтальные – не хватает горизонталей”, видимо. имелось ввиду – не хватает вертикалей?

  • Елена Соболева
    08.12.2017 at 16:49

    Очень хорошая статья! Спасибо!

  • Ирина
    08.12.2017 at 19:34

    Марина, огромная Вам благодарность за Ваше подвижничество, за то, что щедро делитесь своими знаниями, своими наработками, “секретами” своего мастерства.
    Очень нравятся Ваши журналы и уроки. Всегда стараюсь применять на практике Ваши бесценные советы.
    Раньше я считала жанр натюрморта скучным, но теперь понимаю, как важно уделить этой теме внимание. Ваши статьи и уроки – очень мощный обучающий материал.
    Еще раз большое Вам спасибо.

  • Gila
    08.12.2017 at 21:11

    Марина, как долго не могла понять и приступить к натюрморту не понимая какие задачи в них надо ставить, твоя статья все расставила на свои места и вдохновляет на его живописное решение.Спасибо тебе, что ты находишь на нас время собирая по крупицам всю не обходимую информацию и подаешь нам на тарелочке в шикарном оформлении, у меня нет выхода- Надо только совершенствоваться!

  • Татьяна
    08.12.2017 at 21:16

    Марина, спасибо за очень полезную статью.

  • Нина
    08.12.2017 at 22:09

    Марина, спасибо за статью! Всё чётко, ясно, упорядочено и без лишнего, поэтому правила легко запоминаются.

  • Вера
    08.12.2017 at 22:20

    Марина, спасибо за статью. Очень интересно, к натюрморту относилась как-то холодно, считала что это не интересно и скучно. Прочитала статью руки зачесались, но голова пока тормозит, думаю они договорятся. Спасибо за Ваш труд.

  • Евгения
    08.12.2017 at 23:23

    Марина , огромное Спасибо за Ваши обучающие статьи.Всегда с интересом читаю их, просматриваю журналы. Начала заниматься живописью совсем недавно. По вашим урокам писала ботинок, смотрела отчеты о прошедших пленерах и , конечно , мысленно была с Вами. В основном работаю масляными красками , но акварель очень !!! нравится. Спасибо Вам ! Душа всегда откликается на ваши публикации.

  • Мария
    09.12.2017 at 00:16

    Марина, спасибо большое! Замечательная статья!

  • Ирина
    09.12.2017 at 00:26

    Очень хорошая и полезная статья.Спасибо. Но мне немного не хватило информации о золотом сечении. Хотелось бы поподробнее.

  • Галина
    09.12.2017 at 11:38

    Спасибо, Марина! Как всегда, интересно, наглядно, очень полезно!

  • Елена Ионкина
    09.12.2017 at 11:56

    Мариночка, очень важная и глубокая статья. Спасибо! Будут ее изучать, так как от одного прочтения не достаточно.

  • Vera
    09.12.2017 at 12:27

    Марина вы продолжаете удивлять и восхищать. очень полезная статья. грамонтно и четко разобраннан материал. просто восхищает.

  • Наталья
    09.12.2017 at 12:40

    Марина, спасибо большое! Очень важная и своевременная тема для меня. Буду работать.

  • Оксана
    10.12.2017 at 09:17

    Mарина, супер статья. Мне не хватало такого руководства по натюрмортам, это мой любимый жанр. Все изложено четко с наглядными примерами. Спасибо! И пользуясь возможностью, хочу поблагодарить за твою щедрость. Ты публикуешь безвозмездно столько бесценного материала, видео, статьи и тп. Мне очень повезло быть у тебя на курсе. ))

  • Аноним
    10.12.2017 at 09:52

    Здравствуйте, МАРИНА! Очень признательна Вам за рассылку таких важных и полезных материалов. Просто, доступно, интересно – всё замечательно! СПАСИБО!

  • Лариса
    10.12.2017 at 09:57

    ВСЁ ОТЛИЧНО! ВЫ замечательный педагог! Моё высказывание выше под именем “аноним”. (первый раз пишу комментарий и не заполонила правильно строки))))

  • Аноним
    10.12.2017 at 22:58

    Спасибо, Марина! Полезная статья! Применю на практике.

  • Татьяна
    11.12.2017 at 00:39

    Большое спасибо,Марина,за статью.Давно искала такой материал где бы было так просто и доходчиво все рассказано.Еще раз большое спасибо.

  • Ольга
    12.12.2017 at 02:34

    Марина, большое спасибо за статью) я очень люблю натюрморты, пробую рисовать свои)) очень хочется научиться составлять гармоничные композиции, писать красивые картины) Спасибо тебе большое за помощь, за консультации)

  • Ирина
    15.12.2017 at 08:10

    Марина, большое спасибо за содержательные и очень нужные рекомендации для начинающих любителей живописи! Вы щедрый и чуткий педагог, замечательный художник. С удовольствием занимаюсь по Вашим мастер-классам, хочется рисовать ещё и ещё ‍

  • Елена
    15.12.2017 at 11:32

    Спасибо, Марина! Как грамотно разложено по полочкам! Сразу же хочется действовать! Очень актуальная статья!

  • Виктория
    15.03.2018 at 14:19

    Марина, Вы волшебница! С огромным удовольствием читаю Ваши статьи, вдохновляюсь и радуюсь! Все материалы подаются мягко и доходчиво! Спасибо!

  • Светлана
    16.03.2018 at 00:10

    Марина,спасибо! Очень полезная,нужная информация и инструкция!!!И главное она всегда доступна на твоем сайте!!!!Спасибо!!!!

  • Гуля
    16.03.2018 at 02:23

    Марина, спасибо за этот материал. Пока читала, вспомнила свои неудачные композиции – теперь я поняла как их исправить. В одном случае выбрала вазочку и молочник, одной высоты, на фоне атласной ткани со складками – потому что хотела научиться рисовать складки блестящей ткани и игру света на блестящих металлических поверхностях. Теперь поняла, что изначально само построение натюрморта никак не помогало, а наоборот разрушало мою задумку.

    В другом случае я хотела обыграть различные оттенки зеленого – керамический кувшин, стеклянная груша и кастрюлька с крышкой. Теперь поняла, что неправильно расположила по высоте и вообще, стало яснее и понятнее. Конечно, технических навыков все равно пока не хватает…

    Спасибо большое, Марина!

  • Елена
    16.04.2018 at 13:02

    Отличная статья! Столько много интересного и важного для себя открыла. Марина, огромное спасибо Вам за ваш труд. Я только начинаю делать какие-то попытки в живописи и ничего об этом не знаю. Просто всю жизнь хотелось рисовать и только сейчас приступила к этому волшебству. Без Вашего руководства, без Вашей щедрой передачи знаний было бы это очень трудно. С Вами есть надежда …

  • Вета Овчинникова
    03.04.2019 at 03:48

    Училась в ДШИ много лет, но не задумывалась о том, что все так трудно, обычно, пришел, поставил, поправил и все, сидишь рисуешь. А тут вон оно какие трудности. Спасибо разрабам за такой четкое и познавательное объяснение”)

  • Михаил
    05.09.2019 at 16:42

    Марина! Большое спасибо! Наконец-то нашел внятное и толковое пособие по работе с натюрмортом.

  • Ольга Арюкова
    21.10.2019 at 18:33

    Дорогая Марина! Искренне благодарю за прекрасную статью. Весь материал – это готовый план-конспект урока!!!! Надеюсь, Вы не будете возражать, если я им воспользуюсь?)))) Обязательно дам ссылку на первоисточник. Очень жалею, что уже второй год, с появлением классного руководства))), руки не доходят до собственно рисования…

  • Надежда
    21.10.2019 at 19:01

    Благодарю!Ценная статья!Четко,понятно,доказательно!Супер!

  • Ольга
    22.10.2019 at 05:46

    Спасибо огромное! Очень много ценной информации. Все четко и понятно. Восторг!!!!

  • Ольга
    22.10.2019 at 10:42

    Огромное вам СПАСИБО за творчество и желание делиться им с огромным количеством людей. Всех Вам благ!!!

  • Ирина
    22.10.2019 at 12:51

    Спасибо Вам, Марина! Вы так красиво и увлекательно делитесь своими знаниями!
    Всего Вам самого доброго и успехов во всем!

  • Надежда
    22.10.2019 at 15:52

    Очень лаконично и ёмко! Спасибо большое!

  • Татьяна
    22.10.2019 at 18:26

    Спасибо огромное за то, что Вы щедро делитесь своими знаниями и опытом. Всегда с интересом читаю Ваши статьи и жду новых. Удачи Вам в творчестве!

  • Олесь
    22.10.2019 at 21:06

    Спасибо, Марина!
    Рад, что однажды познакомившись с Вашими работами, остался Вашим искренним почитателем.
    Все замечательно: и обзоры, и репортажи, и короткие зарисовки, и, конечно же, уроки!
    Спасибо!

  • Людмила
    26.10.2019 at 10:34

    Марина, большое Вам спасибо за информацию! За то, что объясняете очень доступно! Как хорошо, что Вы есть!!!))

  • Татьяна
    10.11.2019 at 01:09

    Спасибо большое! Удачи и благополучия.

  • Goulnar Bek-Mukhamed
    27.01.2020 at 08:54

    Марина, я уже оставляла Благодарный комментарий о первых попытках создания натюрморта с атласной тканью и с зелёными предметами – а сейчас перечитала статью и сделала репост на своих страницах ФБ. Я поняла, что помимо всего прочего, мне нужны знания о передаче ФАКТУРЫ предметов для натюрмортов – переливчатые или мягкие ткани, стекло, керамика, кожа, мех, кружева… всего не перечесть!
    Мариночка, сделай нам курс по фактурам?!!!
    Пейзаж – или что это, как назвать мои обожаемые старые двери с облупившейся краской, таинственные заржавевшие ключи, фактура старого дерева, – это натюрморт или пейзаж? Неважно, как назвать, важно, что необходима ФАКТУРА!!!
    С любовью и благодарностью,
    Гуля Бек-Мухамед

  • Воропаева Наталия Анатольевна
    15.01.2021 at 13:49

    Браво!Просто и понятно.Спасибо)))

  • Николай
    04.10.2022 at 16:04

    Большое спасибо,Марина за статью.Когда я фотографирую натюрморт,я всегда вспоминаю о ваших рекомендациях.

  • Татьяна
    26.10.2022 at 23:42

    Мариночка, спасибо тебе за подробный и тщательный разбор, который конспективно и на практических примерах передает содержание “толстых книжек”!!! Всегда восхищаюсь твоим структурированным доступным изложением, в которое как обычно вкладываешь частичку своей увлеченности живописи. Изложение материала окрашено эмоциями художественных открытий ! Когда начинаешь читать статью по теории живописи, готовишься с нудному подробному изложению, а твои статьи увлекают соучастием читателя в совместных размышлениях. Статья читается на одном дыхании. спасибо!

  • Galia Lerner
    05.01.2024 at 15:33

    Спасибо за такую прекрасную статью! Можно ли испльзовать его в моей лекции о натюрморте с указанием автора?
    Заранее спасибо Галия Лернер

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ