Бумага для акварели: что лучше – хлопок или целлюлоза?
В последнее время бумага для акварели из хлопка находится "в тренде".
Распространено мнение, что рисовать акварелью имеет смысл исключительно на бумаге из 100% хлопка. Большинство акварелистов на своих мастер-классах скажут вам об этом.
Я же полагаю, что не совсем верно считать хлопковую бумагу залогом успешной работы. И у нее, и у целлюлозной бумаги есть свои "плюсы" и "минусы".
Важно просто знать о них и выбирать бумагу в соответствии со своими задачами. Ведь, если дешевая целлюлозная бумага позволяет получать нужный результат, то зачем же переплачивать, покупая хлопковую?
Для начинающих акварелистов дороговизна хлопка может даже стать серьезным сдерживающим фактором для творчества - акварель требует смелости, большого количества проб и ошибок, огромного количества испорченной бумаги, купив же лист хлопковой за 700 руб, неизбежно начинаешь его беречь и бояться испортить.
Поэтому выбор хлопковой бумаги, на мой взгляд, должен быть осознанным шагом.
Эта статья для тех, кто выбирая бумагу, хочет понять, в каких случаях ему необходима хлопковая бумага, а когда можно рисовать и на целлюлозе.
Существует мнение, что акварельная бумага из хлопка оптимальна для начинающих.
Якобы она "прощает" все ошибки, позволяет краске легко течь по листу и долго вносить исправления за счет того, что держит влагу. Это в какой-то мере так.
Однако замечу, что именно длительное удержание хлопковой бумагой влаги требует определенных технических навыков, которые позволят контролировать течение краски или исправлять ненужные затеки. Хлопок требует хорошего чувствования влажности бумаги, кистей, раствора.
Тестируя разные сорта хлопковой бумаги, я пришла к определенным выводам, которыми хочу поделиться с вами.
Слева - работа на хлопковой бумаге, справа - на целлюлозе.
акварельная бумага из хлопка: отличительные особенности
Хлопковая бумага обладает прекрасными впитывающими способностями.
Хлопок - это фактически ткань, а целлюлоза - дерево. Если сравнить эти две среды, то станет понятно, что хлопок обладает бОльшими впитывающими свойствами, нежели целлюлоза. Краска на хлопке глубоко проникает внутрь в отличии от целлюлозы, где акварель остается на поверхности слоя.
Это дает, свои минусы и плюсы.
"Плюс," на мой взгляд, это красивая бархатистая фактура получившейся акварели. Она практически не видна на фото или мониторе, но заметна, когда смотришь на картину вживую. Хлопок как бы более благороден.
Хлопковая бумага сохнет дольше, чем целлюлозная.
Это означает, что работая на хлопке, вам не нужно будет спешить, выполняя многоцветные заливки и вливания цвета в цвет. Влажная среда заливки позволит вам разнести пигмент равномерней, исправить что-то в течение более продолжительного времени, пока краска не высохла.
Эта же особенность может стать минусом во влажной атмосфере. Рисуя у моря, к примеру, придется очень долго ждать, пока просохнет первый слой, чтобы продолжать работу.
Кроме того, контролировать растекающиеся пятна на хлопке сложнее. Вы положив краску, рассчитываете, что она займет определенный участок, но акварель может продолжать все больше и больше расползаться по волокнам хлопка.
Хлопковая бумага сильно "гасит" цвет, особенно это проявляется в многослойной живописи.
Пигменты глубоко проникают внутрь рыхлой поверхности бумаги, теряя изначальную яркость. Особенно это проявляется в многослойной живописи.
Бумага для акварели из хлопка дает больше возможностей рисовать многослойно. Поскольку краска уходит глубже, то она почти не снимается при нанесении последующих слоев.
Вы можете просушить нижний слой, затем вновь смочить бумагу и писать следующий слой по-сырому. Целлюлоза такого не потерпит.
Самый большой плюс хлопка для меня - он выглядит визуально иначе.
Картинка а-ля прима с большим количеством заливок, выполненная на хлопке, выглядит визуально более благородно и бархатисто, чем на та же работа, выполненная на целлюлозе.
Что действительно хорошо удается на хлопке, так это заливки. Водная среда, небо, облака - все, что требует мягких краев, растекания и минимума контроля.
Акварельная бумага из хлопка часто очень вынослива, позволяет снимать краску или смывать неудачные фрагменты.
Там, где целлюлоза при смывании уже давно бы пошла катышками, хлопок терпит. Это позволяет исправлять акварель, сколько потребуется.
Давайте немножко подытожим и сравним бумагу для акварели разного состава:
бумага для акварели: сравнение хлопка и целлюлозы
Характеристика | Хлопковая бумага | Целлюлозная бумага |
---|---|---|
Цена | Высокая от 300 руб за лист 76х56 | Доступная от 14 руб. за формат А2 |
Наличие в российских магазинах | Бумага 100% хлопка в России не производится, поэтому найти ее можно только в магазинах для художников или заказать через интернет-магазин | Максимально доступна, можно купить почти в любом магазине канцтоваров |
Количество фактур | Холодное прессование: Grain Fin (HP) Rough Torshon Горячее прессование: Satin | Холодное прессование: Среднее зерно Торшон Горячее прессование: Скорлупа Холст Лен Кожа |
Работа в многослойных техниках | Позволяет работать многослойно даже в мокрых техниках. | Позволяет перекрывать первый слой по-сухому. "Снимается" вслед за кистью при повторном нанесении слоя по-сырому. |
Работа в технике по-сырому | Все текстуры хорошо держат влагу, дают хорошую растекаемость краски | Дает хорошие результаты при полном замачивании листа, позволяет писать мягкие среды. Текстуры горячего тиснения плохо переносят влажные техники. |
Насыщенность цвета акварели | Цвет может становиться менее ярким, особенно при многослойной живописи | Цвет остается насыщенным |
Время высыхания слоя | Слой краски просыхает долго. | Слой краски сохнет быстро. |
Устойчивость к вымыванию и исправлениям | Очень высокая. Поверхность бумаги практически не страдает от вымываний, если их производить по сухой бумаге. | Низкая. Большинство видов бумаги плохо переносят смывание краски, идут "катышками". |
Лучшая бумага для акварели - что же выбрать: хлопок или целлюлозу?
В большинстве случаев целлюлоза неплохо справляется с художественными задачами.
Большой плюс целлюлозы в том, что эту бумагу не так страшно испортить как дорогостоящий лист хлопка. В акварели важна практика. Чем больше бумаги вы "перепортите", тем лучше. С этой точки зрения целлюлоза хороша для отработки навыков, поиска своей техники.
Чтобы решить, нужна ли вам дорогая хлопковая бумага, важно понять, что вы будете на ней рисовать.
Хлопковая бумага не нужна, если ваша задача в акварели - сделать акцент на цвете, быстроте, скетчивости. С этим лучше справится целлюлоза. Она сохранит яркий цвет и даст возможность работать быстро, сохраняя эмоции и вдохновение.
Хлопковая бумага может стать проблемой, если вы рисуете на пленэре во влажной среде, а вам нужен быстрый результат.
На целлюлозной бумаге можно точно так же писать красивые облака, воду, туман. Но управляться с краской вам будет легче.
Если же вы пишете многослойно, предполагаете наличие мягких краев во втором и третьем слое письма, то на целлюлозе это сделать практически невозможно. Здесь вам точно нужен хлопок.
Так пишет Сергей Курбатов и Мигель Линарес к примеру.
Вот моя акварель в подобной технике:
Если вы пишете по-сухому, делаете заливки с вливанием цвета в цвет, но медлительны, любите "повозюкать" кистью в заливке, то увеличить время работы вам тоже поможет хлопок.
Здесь можно привести в пример технику Ла Фе. Вот мои акварели в его технике письма. (Увеличивайте нажатием, чтобы рассмотреть фактуру бумаги).
В каком случае действительно нужно переходить на хлопковую бумагу, так это при рисовании портретов. Именно фактура хлопка способна передать бархатистость кожи, создать мягкость переливов цвета.
Вот для сравнения первый портрет моей племянницы на целлюлозе и второй, через несколько лет, на хлопке:
Именно потребность красивой текстуры и длительности работы в портрете заставили меня перейти на хлопок.
Стоит ли вам выбирать в качестве основной акварельной бумаги хлопок или целлюлозу - решать вам!
Несколько слов про бумагу - МИКС хлопкА и целлюлозы
Помимо 100% по содержанию того или иного волокна бумаги, встречается еще смешанная. Добавление к хлопку целлюлозы делает такую бумагу дешевле.
Но сколько бы процентов хлопка в бумаге не было, ведет себя такая бумага весьма неоднозначно. Это уже не целлюлоза, но еще не хлопок. У каждой конкретной марки и каждого процентного соотношения будут проявляется те или иные особенности.
С этой бумагой нужно пробовать работать, привыкать к каждой отдельной марке и не ждать от нее многого. Ну или обходить стороной.
Например, мой опыт рисования в склейках Fabriano показал, что частицы хлопка на ней проступают более темными пятнышками. Картинка становится попросту рябой.
А вот с бумагой марки "Палаццо" вполне можно подружиться. Но быть готовым, что она ведет себя скорее как целлюлоза, а не хлопок.
Хлопковая бумага: мой опыт рисования на бумаге разных производителей
Разные производители выпускают бумагу разного качества. Каждый художник имеет свои предпочтения в зависимости от стиля письма.
Расскажу немного о своем опыте.
Портреты я предпочитаю писать на Arshes с зернистостью grain fin. У нее два недостатка - при многослойности она сильно съедает цвет, темный черный на ней получить практически нереально. Ну, и потом, это самая дорогая бумага на российском рынке.
Альтернативой ей я вижу Sanders Waterford.
Опыта работа на этой бумаге пока у меня не очень много, но по моим ощущениям цвет на ней ярче. К тому же цена на акварельную бумагу Сандерс в 1,5-2 раза ниже, чем на Arshes.
Другая популярная у акварелистов марка - Fabriano Artistico.
Мне не понравилась бумага с поверхностью Rough. У нее глянцевая "скользкая" поверхность, более похожая на целлюлозу. Это качество, казалось бы, должно давать яркий цвет. Но я этого не заметила. Кроме того, фактура очень крупная, будет хороша для крупных картин, например, натюрмортов.
Но опыт показал, что смывать краску и переписывать участки на ней можно много раз:
Зато мне очень понравилась бумага Fabriano фактуры Satin. Больше, чем тот же Сатин у Arshes.
Это гладкая бумага, на ней хорошо рисовать городские пейзажи с большим количеством мелких деталей, ботаническую акварель. У Фабриано эта бумага очень приятна, дает красивые заливки, отлично впитывает:
Бумага Lana GF , пожалуй, самая доступная по цене среди хлопковых. Склейки с ней продавались даже 15-20 лет назад, когда ничего другого не было. Бумага хорошая по свойствам, у нее приятная фактура поверхности.
Однако бумага эта сложнее в работе нежели Arshe, например. К ней нужно приспособиться. Лучше использовать эту бумагу для однослойного письма:
Акварельная бумага Canson Moulin De Rou.
Более гладкая фактура, сама бумага нежная, по качеству близка к Fabriano Satin. Она дает красивые мягкие переливы в заливках, поэтому я люблю писать на ней водную среду.
К сожалению, в России не выпускается бумага 100% хлопок. Встречалась мне только одна, об использовании которой я сильно пожалела - фирмы Kroyter.
Бумага тонковатая, придает живописи сероватый цвет, гасит контраст даже при однослойности:
Бумагу с хлопком я везу из-за границы или покупаю в интернет-магазине Jackson's Art. Даже учитывая стоимость доставки, цена на нее получается дешевле, чем заказывать в России.
Об этом магазине есть подробная статья-инструкция. Читайте здесь:
А я на этом завершу свой рассказ.
Было бы интересно узнать ваше мнение о том или ином виде бумаги.
Какую предпочитаете вы?
Олег
23.02.2018 at 08:38понравилась китайская бумага 100% хлопок купленная на алиэкспресс. Склейки с оранжевым рисунком Называется baohong. По моим ощущениям сандерсу не уступает. И примерно на четверть его дешевле. Ещё довольно бюджетный вариант Clairfontane.почему-то она всегда дешевле и в склейке целых 25 листов. Причём большие форматы иногда дешевле маленьких в России.
Елена
23.02.2018 at 09:05Спасибо, что поделились!
Марина Трушникова
23.02.2018 at 09:48Олег, благодарю! Clairfontane мне пока только в виде целлюлозы встречалась. Спасибо за наводку на китайский вариант. Обычно китайская бумага разочаровывает. Та же серия Сонет, к примеру.
Елена
23.02.2018 at 09:04В одном из первых абзацев в предложении запятая, которой быть не должно:”Это дает , свои плюсы и минусы”. Грубейшая ошибка.
Марина Трушникова
23.02.2018 at 09:46Всего одна? Учитывая, как я вчера дописывала статью в первом часу ночи, их должно быть больше… :))
Валентина
22.11.2018 at 10:49Придираетесь напрасно. Замечательная статья. Главное не ошибки в ней, а суть!
Елена Ситнер
23.02.2018 at 10:05Мариша, дорогая, спасибо за статью! Полностью согласна! И когда говорят :”Ах, только хлопок!”, всегда вспоминаю твои замечательные учебные работы по учебным курсам!!!! Не бумага главное, а мастерство Художника, знание процесса и представление конечного результата! Каковы задачи, такова и бумага. Все верно. Из хлопковых люблю Сандерс, причем 190 г нравится больше, чем 300 г. А с Аршем не получается пока подружиться, почти полрулона из последней Черногории извела, но надежды не теряю….
Марина Трушникова
23.02.2018 at 10:37Спасибо, Леночка. Да, Гознак в курсах был изначально неизбежным выходом (ничего другого не было в магазинах тогда), а позже – осознанным. Ведь все начинают рисовать на том, что можно купить в соседнем магазине. И важно показать, как с этой бумагой работать.
Хотя хлопок не менее сложен в определенных отношениях. Видимо, пора и по нему уже мастер-классы снимать. Для тех, кто подрос и уже пользуется хлопком. 🙂
Катя Логвиненко
23.02.2018 at 11:44Мне ОЧЕНЬ нравится Арш, и руж и фин, но дорогой он( Пользуюсь Саундерсом, средняя фактура нравится больше, руж кажется навязчивой. Осенью купила Фабриано руж – огромная фактура! И она очень сильно идет волнами. Спасибо за совет по сатину Саундерса, надо поробовать)
Марина Трушникова
23.02.2018 at 11:51Катя, я про сатин Сандерса ничего не говорила. Про Фабрично Сатин только. Он мне нравится
Татьяна Колпакова
23.02.2018 at 12:29Спасибо, Марина! Есть о чем подумать и что попробовать! Интересно!
Марина Трушникова
23.02.2018 at 23:36Успехов, Татьяна!
Татьяна
23.02.2018 at 13:06Марина, спасибо за статью! Выбор бумаги, действительно сложная задача, особенно когда начинаешь учиться и пробовать разные техники в акварели. Согласна, что целлюлоза иногда вполне достойно себя ведет даже в работе “по сырому”. Сейчас я пробую разную бумагу и пока не поняла, какая больше “моя”. Каждая ведет себя по своему и требует привыкания, а для этого нужно больше рисовать, что не всегда получается. Я покупала и Гознак 50% хлопок, и Палаццо 70% хлопок, но, честно говоря, это не тот хлопок, который лучше целлюлозы. Потом я “разорилась” на Saunders и Arshes формата А4 и долго ходила кругами, боясь к ним прикоснуться. Затем, справилась со своими страхами и начала пробовать. То, что я успела понять, это то, что хлопок Saunders Woterford 300 гр CP, конечно, прекрасен. Он любит воду и разрешает исправлять ошибки, не коробится. А вот бумага FABRIANO Artistico 100% cotton, crana fina, cold pressed, меня разочаровала. Правда, она и на много дешевле Saunders и Arshes, купила ее из-за умеренной цены за формат А3. FABRIANO почему то идет волнами от воды, пигмент впитывается мгновенно и навсегда, смыть кистью невозможно, может под краном? Я не мастер акварели, я учусь, это мое ощущение. Возможно, проблемы как раз из-за отсутствия навыков. Наверное, к каждой бумаге можно приспособиться и найти в ней свои плюсы. ARSHES я купила весом 185 гр., и, несмотря на небольшую толщину, она повела себя прекрасно, не покоробилась от воды, смывалась когда надо, терпела меня. Мне понравилась. Теперь меня ждет лист Мулин дю руа, говорят очень хорошая.
Еще хочу сказать Вам Марина, что мне очень понравились Ваши новые работы. Они замечательные, свободные, легкие. Портреты потрясающие. Мне показалось, что Ваш стиль немного изменился.
Может как раз из-за бумаги, которую Вы используете?
С уважением, Татьяна Савина, Ваша ученица.
Марина Трушникова
23.02.2018 at 23:27Татьяна, вы подтвердили мои ощущения.
Спасибо за отклик по портретам. Стиль мой изменился от освоения новых техник и проб рисовать в стилях разных мастеров. Да и портреты я раньше не писала. А они, естественно, требуют иного подхода, чем все остальное.
Юлия
23.02.2018 at 13:14А кто-то вообще на ватмане пишет и считает его самой лучшей бумагой))
Марина Трушникова
23.02.2018 at 23:29Да, кому-то это вполне подходит.
Мы в художественной школе 15-20 лет назад были бы рады рисовать на ватмане. Не было его, только тонюсенькая рисовальная бумага, в которую все впитывалось или, наоборот, скатывалось…
Gila
23.02.2018 at 13:25Марина, спасибо за статью! У меня конечно нет таких дорогих фирм бумаги, да и у нас купить их не где, но есть разные другие и со 100% хлопком, на котором я еще не пробовала писать. А так как я не уверена в своих акварельных силах и успокаивая себя тем, что только попробую, чаще всего выбираю свои дешевые альбомчики, даже такие как промокашка и порой результат меня вполне удовлетворяет если получается что нибудь сносное, а если нет, то есть другие способы – линер, пастель их доработать.Но прошлый год я больше времени посвятила графики, скетчу и в этом году хочу еще раз вернуться к акварельным курсам, которые у тебя приобрела и вновь их пройти.
Марина Трушникова
23.02.2018 at 23:29Успехов, Гила! Главное – начать!
Iryna
23.02.2018 at 13:41Марина,большое спасибо!
Марина Трушникова
23.02.2018 at 23:30И вам, Ирина, за отклик! 🙂
Марина
23.02.2018 at 14:15Марина, большое спасибо за такой обстоятельный обзор разных видов бумаги! Я еще только присматриваюсь к дорогой хлопковой бумаге – купила для пробы себе пару склеек разных марок. Действительно, к хлопковой бумаге надо привыкнуть, потому что ведет себя она иначе, чем привычная целлюлоза.
Марина Трушникова
23.02.2018 at 23:31Марина, при этом учитывайте, что склейки часто имеют худший вариант бумаги, нежели листы. В них больше хлопковой пыли от нарезки листов. Поэтому не всегда склейка может дать правильное впечатление от бумаги в целом.
Helena
14.07.2020 at 23:40Спасибо большое за обзор! А Baohong Вы не пробовали? Я купила и что-то не пойму… Palazzo с 70% хлопка мне как-то роднее, но я художник начинающй, могу не понять нюансов.
Анна Юрьевна Васильченко
23.02.2018 at 14:23А я ни разу на хлопке не рисовала – не знала даже, где его купить))) Теперь поняла, что и не буду. По крайней мере пока. Я не настолько мастер в акварели, чтобы управиться с этой бумагой, а деньги на ветер жалко бросать. Целлюлоза – моя судьба, похоже)))
Марина Трушникова
23.02.2018 at 23:33Не зарекайтесь. 🙂 Я потому и написала статью, чтобы вы поняли, когда уже просто следует переходить на хлопок, а не пенять на то, что “ручки кривые”. 🙂 В некоторых случаях только хлопок даст нужный результат.
Валерия
23.02.2018 at 17:52Спасибо за прекрасную статью и такой профессиональный анализ
Марина Трушникова
23.02.2018 at 23:33Спасибо, Валерия, за оценку моего труда.
marinad
23.02.2018 at 18:02Марина, спасибо за статью! Много нового для меня, особенно про сатинированные поверхности. Один раз попробовала сатин ARCHES (это так пишется) и сказала себе: “больше никогда”. То же самое хочу сказать про Фабриано среднего зерна. В свое время купила несколько акварельных скетчбуков (блокнотов с книжной обложкой) на распродаже и никак они не кончаются. Бумага сохраняет яркость цвета, но после пары лессировок становится как промокашка. Была у меня и толстая как картон 640 г, но все работы на ней неудачные. Даже Темерев на вчерашнем круглом столе сказал, что для своей техники бумагу Фабриано он не смог приспособить.
Из моих предпочтений – Ханемюле Британия, Ханемюле Корнвал – они частично хопковые и Лана 25% хлопка (это совсем не то же самое, что хлопковая Ланакварелле). Ханемюле Тьеполо хлопковая, на ощупь напоминает ткань – в общем понравилась. АРШ и Саундерс средней фактуры- прекрасные бумаги, но для меня ушли в прошлое, так как я стала практиковать снимание краски по сухому, что они не очень красиво переносят. Я пробовала даже акваборд АРШ – это картонка с наклеенной на нее бумагой – было здорово, очень благородные оттенки, хотя трудно рассчитать количество воды, но с корректировками тоже сложно. Теперь купила Canson Héritage, буду пробовать. В общем, после всех лет я все еще в поиске подходящей бумаги, которая выдерживала бы тысячу лессировок, смывания, снятие краски, исправления и т.п.
Марина Трушникова
23.02.2018 at 23:35Сорта бумаги все прибавляются и прибавляются, так что экспериментировать нам еще и экспериментировать… 🙂
Наталия
23.02.2018 at 20:54Добрый день, Марина. Благодарю за статью. Новичок очень волнуется(боится), поэтому портить дорогую бумагу я не стала. Тренироваться можно на бумаге подешевле. Например, у нас в художественных магазинах есть акварельная бумага 50 процентов хлопка, 300 гр. А3 цена 24 р. Плотная, толстая, фактурная, классная). Это конечно не 100 % хлопок Canson Moulin De Rou. Но поучиться можно и на этой бумаге. Целлюлозу попробовала – хороша для зарисовок, для набросков карандашом, для эскизов. Как следует из моих экспериментов, для удовольствия рисования акварелью необходимы как воздух: знания или база, долгое время тренировок в рисовании и не только акварелью, хорошая бумага, качественные кисти и краски(хотя бы Невская палитра) и вдохновение). Ваша статья для меня очень полезна. Прекрасного вам творчества!
Марина Трушникова
23.02.2018 at 23:36Вы правы, Наталия. 🙂 Спасибо!
Ольга
24.02.2018 at 08:53Марина, в России таки производят акварельную бумагу 100% хлопок! Это – Палаццо “Кентавр Хирон”. Вот пейзаж по МК Курбатова, который я написала на этой бумаге: http://vfl.ru/fotos/41c3985820711085.html. Эта бумага с честью выдержала четыре “курбатовские” заливки: смочить, нарисовать, высушить; смочить уже нарисованное, нарисовать сверху что-то ещё, высушить. И так – 4 раза!
Марина Трушникова
24.02.2018 at 09:36Ух ты! А где покупали? Никогда не встречала и не слышала. Пойду погуглю…
Марина Трушникова
24.02.2018 at 09:40Нашла, что это альбом для офортов, с гладкой поверхностью. Верно? Якобы в сети Леонардо есть. Хотя в Белгороде я ещё не видела такой. Спасибо за наводку, буду искать и тестировать!
Varvara
27.01.2019 at 22:45Ого! Браво! Как у Вас это получилось?
А я не смогла с ей справиться – ни акварелью, ни цветными карандашами. С акварелью идет катышками, стоит второй мазок поверх сделать. Что по-мокрому, что по-сухому… И с карандашами (у меня Фаберы Полихромос) – второй слой скользит и рисунок становится невозможен (рисовала птицу в технике реализма, там нужно много слоев).
Я понимаю, что каждая бумага для своего вида техники – но продавец мне этот альбом “Хирон” рекомендовала именно как очень качественный хлопковый для графики. Сейчас я делаю в нем просто выкраски, и все.
Ольга
24.02.2018 at 11:48Да, Марина, я её и купила в Леонардо, но НЕ в отделе аква-бумаги, а в отделе бумаги для графики. На альбоме написано, что бумага для графики, офортов, чего-то ещё и АКВАРЕЛИ. Плотность 250 г/м.
Светлана
24.02.2018 at 13:09Марина, согласна с вами насчет склейки Kroyter листы бежевого цвета, очень плотная 300 грамм, но работы получаются не прозрачными, краска не высветляется после просыхания
Екатерина
24.02.2018 at 19:29Марина, спасибо за полезную статью, все очень по полочкам разложено!
Я из начинающих, на хлопок тратиться жалко, вы правы, его цена очень сильно сдерживает в экспериментах. Но мне понравилась бумага Kroyter, покупаю вот такие альбомы https://www.ozon.ru/context/detail/id/32194406/
бумага не идеальна, но ее не жалко и в отличии от целлюлозы, она мягкая, краска по ней лучше растекается. Мокрые техники отрабатывать на ней лучше, чем на целлюлозе)
Тамара
28.02.2018 at 18:56Здравствуйте, коллеги! Хочу рассказать один эпизод из моей жизни. Бывала я на мастер-классе К. Стерхова. Первая картина была нарисована на хорошей бумаге (марку не запомнила 300 г кв. м), а вторая на Гознаке со словами -“это для того, чтобы вы не говорили, что у вас не получилось из-за бумаги”( выдал бумагу Гознак). Разницы в результате у Константина не было. Согласна с Мариной, в начале пути поработать “на корзину”, целлюлозу не жалко. Марина, спасибо за обзор бумаги. У меня опыт небольшой, Гознак рисовальная марки А, 200 г, Кэнсон 300 г. А ещё хотела спросить про бумагу Эстампную марки Г. В прайсе написано хлопок, тоже недорогая 50 листов А3 – 160 р ( на фабрике). Быстро впитывает, рисовать быстро, без карандаша, смывок не переносит. Может и не хлопок? Но мне нравится.
Ольга
06.12.2019 at 03:36Спасибо огромное за статью о бумаге.Я только начала учиться.Сначала мне надо освоить рисунок.
Наташа
01.03.2018 at 15:34Марина, спасибо за статью – как всегда не без пользы!
Недавно получила в подарок вожделенную Саундерс Вотерфорд. 300гр, ср.зерно… Я столько о ней слышала прекрасных отзывов. И вот….Уселась в предвкушении за натюрморт (рисую немного больше 2х лет и уже немножко умею)…
И …была разочарована до слез… Цвета жухнут, словно в мел проваливаются, любимая техника- лессировки по-сухому… выдаёт глухие оттенки…
Уже закралось подозрение- а не левая ли это бумажка?… Может такое быть? или я такая безрукая…
даже рисовать несколько дней не хотелось…
Вероника
21.08.2018 at 23:36Попробуйте Кентавр. Он немного больше нормы серии, но цвета выглядят очень ярко. Мне даже кажется, что гораздо ярче, чем на любой целлюлозе.
Pingback: Бумага для акварели, что лучше — хлопок или целлюлоза? — Центр Дистанционного Образования Твой Успех
26.05.2018 at 00:44Олег
19.06.2018 at 23:23Свои пять копеек внесу? Здравствуйте! По моему с целлюлозы проще убрать лишнюю краску бумажной салфеткой, с хлопка намного сложнее. А из российских марок мне понравилась Палаццо и ее Бейрут А3 и Рим А2 с содержанием хлопка 70%. По цене для начинающих самое то. Лист 280 г/м2, очень плотный, при пропитке с двух сторон приклеивается к планшету
Людмила
18.07.2018 at 11:52Марина, спасибо большое за подробную , очень полезную статью. Кроме того очередной раз хочу сказать спасибо за ваш журнал. Всегда с огромным наслаждением читаю, рассматриваю, восхищаюсь очередным номером. Он такой красочный, яркий, но в то же время светлый, нежный как сама акварель и, также, очень информативный, разнообразный, интересный.
Маргарита
03.10.2018 at 14:50Спасибо вам за чудесный обзор! Мне как новичку это очень актуально, а то из-за стоимости “правильной” бумаги вообще начала сомневаться, что стоит пробовать акварель. Особенно в начале, когда ты вообще ни в чем не уверен )
Комментарии тоже очень полезные!
Вообще в восторге от вашего сайта, очень информативный и добрый 🙂 спасибо и дальнейших вам творческих достижений! 🙂
Владимир
03.04.2019 at 06:25Добрый день! Спасибо за статью. Но … посадите на несколько минут редактора поработать с текстом. Ужасно много ошибок. Это недопустимо для статьи! Всё же не переписка “бегом”.
Светлана
15.06.2019 at 22:08Владимир, тут не кружок русского языка. Люди собрались здесь по другому поводу.
Спасибо автору за информацию!
Татьяна
22.06.2019 at 16:21Спасибо, Марина, мегапознавательно и полезно. Согласна, что от выбора бумаги много зависит в акварели, надо все пробовать. А с Вашим обзором это сделать гораздо легче.
Лидия Ланская
19.10.2019 at 10:53Спасибо большое за ваш труд, прекрасный обзор. Вчера в инстаграм Нина Петрова nina_petrovs онлайн в прямом эфире…проводила тестирование бюджетной бумаги фабриано для начинающих , очень интересно, рекомендую.
Anna
30.01.2020 at 03:57Спасибо! Интересная статья, про акварельную бумагу очень подробно все описано.
Елена
08.07.2020 at 18:59Марина, большое спасибо за статью. Очень полезно и интересно.
Helena
14.07.2020 at 23:41Спасибо большое за обзор! А Baohong Вы не пробовали? Я купила и что-то не пойму… Palazzo с 70% хлопка мне как-то роднее, но я художник начинающй, могу не понять нюансов.
Марина Трушникова
18.07.2020 at 15:37Да, на Баохонге я пишу. Но важно взять именно 300 г/м, не тонкий в склейке. Почти не гасит яркость цвета. Поверхность специфичная, сохнет чуть быстрее, чем привычный Сандерс ил Арш. Но для бюджетных работ вполне приемлемая бумага.
Анна
23.07.2020 at 21:42Марина, добрый день. У Белых ночей появилась бумага 100% и 70% хлопок. Вы пробовали?
Михаил
02.09.2020 at 17:42Спасибо за обзор. Я пишу акварелью 2й год, много трудностей пока. А по поводу гашения цвета у хлопка читал, что это из-за впитывания пигмента волокнами. Можно взять hot press, он более ровный и мелкозернистый и “выцветания” такого не наблюдается. Вот только-только заказал, хочу проверить на практике. Про сравнение хлопка и целлюлозы на ваших образцах, конечно, в данном контексте хлопок смотрится интереснее. Но я не буду отрицать, что определенные задачи возможно даже лучше будут решаться на целлюлозе. Про цену, моё мнение, когда во что-то вписываешься – надо понимать сколько это будет стоить, и экономить не надо, а то получится сплошное разочарование в результатах сврего труда.
Саша
02.12.2020 at 13:27а про обойную бумагу не напишете? Люблю ее очень, но не знаю, в чем ее секрет. Из старых запасов обоев)
Елена
13.01.2021 at 21:38Самоучка, которая в июне 2020 начала писать акварелью. Что перепробовала? Начала с рулона 1,5мх10м Лилия Холдинг 50% хлопка. Сложность уже в том, чтобы ее разрезать и распрямить. Бумага отвратная. Вроде бы среднее зерно. Это было впечатление тогда летом. Сейчас я ее решила использовать под черновики и тестирование красок. И оказалось, что по сухому даже очень ничего. Одну работу (барвинок в горшке) у меня попросили знакомые и оформили в паспарту. На данный момент пишу на ней по сухому. Цвета остаются очень яркими. Лессировку и вливание цвета делать очень легко. Я ее даже не прикрепляю к планшету.
Вторая бумага – это 100% хлопок, 300гр Малевичъ (папка для акварели, А3, мелкое зерно, итальянская бумага, я подозреваю, что Fabriano). Прошу прощения, но жрет пигмент страшно, если по сырому. Сьедает краски процентов на 80. То есть расход увеличивается краски в разы. Держит влагу очень долго, приходится использовать фен. Но если приноровится (что и произошло к зиме), то для новичка отличный дешевый вариант. Но больше подходит для техники по сухому. Очень яркая работа получается, краски плавно перетекают друг в друга. Я на ней люблю писать птиц по сухому. А по мокрому, практически пастельные зимние пейзажи, получается как бы все в тумане и в дымке морозной.
Третья – это Baohong 300 гр, хлопок Использую по сырому. Краски для меня, наоборот, осень яркие остаются. Я люблю более приглушённые тона. Поэтому на этой бумаге использую всегда меньше замеса красочного.
Четвёртая ~ Невская Палитра, папка 100% 300 гр. Это бумага литовская SLMT . В принципе разнице с Малевичъ особенно не увидела. Специально за один раз написала один и тот же этюд. Чуть фактура бумаги разная. Более крупная.
А для скетчей у меня скетчбуки с целлюлозой. Но мне ближе и больше нравится все же хлопок. Дорогая хлопковая бумага ряда брендов лежит в шкафу и ждёт своего времени, когда рука окрепнет и я буду точно знать, что делать в конкретный момент работы.
Анна
28.02.2021 at 15:37Почему Arshes а не Arches?
Aigul
23.08.2022 at 14:24акварельная работа пары в танце- улет! Даже не вериться, что это акварель- такая легкая и реалистичная при этом работа!!!