Секреты мастера акварели Лю И (Liu Yi)
C 6 по 12 июня я была на курсе у китайского мастера акварели Liu Yi. Как это было, я писала здесь.
А вот здесь я просила читателей написать свои вопросы к мастеру. Большую часть из них мне удалось задать, поэтому сегодня расскажу вам о нем.
Ну что вам сказать, от Лю И я в восторге. Не только как от художника, но и от личности.
Лю И – очень близкий и понятный нам человек. В противовес международной тусовке он также, как и мы, русские, томился по-испански длинными ужинами, без следа звездности общался и стремился всем помочь – что-то подвинуть или поднести чемодан.
Он сам подчеркивал, что русские люди и искусство ему близки. Китайцы многому научились у нашей академичекой школы живописи и всегда смотрят на творчество российских художников. Наверно, поэтому в процессе мастер-класса у меня постоянно возникало ощущение, что я смотрю на работы мастера периода соцреализма.
Конечно, работы Лю И при этом очень романтичны. Глядя на него, возникает ощущение, что он живет в каком-то своем мире, где все выглядит красиво и возвышенно. Написанные им с натуры портреты были совсем не копией портретируемого. Яркая Мона из Мадрида, чьи иранские черты вдохновили мастера на два портрета, в его акварелях была такой же светлокожей и светлоглазой, как и все его балерины.
В своих портретах Лю И , похоже, ставит задачу не отобразить образ человека, который сидит перед ним, а создать красивое произведение искусства. Поэтому черты лица моделей он подвергает корректировке в соответствии со своим представлением о красоте: кожу побелее, носик поменьше, глаза … да, глаза тоже чуть меньше, чем в натуре… Видимо, это китайская ментальность…
Мастер начал обучаться рисованию с детства. И с детства же занимался балетом. Но поскольку “лицо у меня слишком круглое, не для балета”- шутит Лю И, то победила живопись. И балет стал ее частью.
В школе живописи Лю И всегда был в отличниках. Начинал он с живописи маслом у известного китайского живописца Чень И Вэя, также изучал китайскую традиционную живопись. У художника были все шансы стать успешным и богатым, “ездить на Феррари”, поскольку именно эти виды живописи востребованы в Китае. Но в 1982 г. Лю И посетил выставку акварели и, что называется, пропал. Он понял, что акварель – его судьба. И пусть эта живопись в Китае не ценится, пусть у него будет Порш вместо Феррари, но он будет писать именно акварелью! Так что в университете Лю И учился рисовать акварелью.
О технике живописи Liu Yi.
Мастер использует краски в тюбиках фирм Winsor&newton, Van Gog и корейские Mission.
Что интересно, для живописи портрета он использует очень яркие базовые цвета: ярко-розовый и голубой. Активно использует жженую сиену для теплых участков и смешивает ее с ультрамарином для создания серых оттенков. Белильных цветов в его наборе нет. Разве что розовая.
Кисти в пенале мастера парные. Сначала я думала, что он использует разные для теплых и холодных оттенков. Однако оказалось, что на деле он активно использует лишь одну – крупную китайскую кисть темного ворса ( видимо, это волк). В процессе работы он ее сплющивает так, чтобы получился плоский кончик вместо тонкого. И таким образом он пишет и крупные заливки, и, повернув ребром, мелкие детали.
Примечательно, что Лю И не рисует сразу новой кистью. Сначала он полгода ее оббивает, моет ею палитру. Кисть становится мягче, податливее, приобретает нужное ему качество.
Вторая рабочая кисть – широкий мягкий флейц для смачивания бумаги и написания фонов.
А третья – плоская кисть из жесткой синтетики с коротким ворсом. Этой кистью мастер выбирает светлые места.
Сорта бумаги для работы: Аrshes, Fabriano, 100% хлопок, зерно grain fin или rough fin.
Перед работой Лю И смачивает лист с обеих сторон, растягивает его на планшете или оргстекле и фиксирует клейкой лентой по краям. Как только сверху бумага подсохнет, делает рисунок сразу кистью, светлым раствором охры. Дает рисунку подсохнуть и опять смачивает. Портрет пишет по едва-едва влажной поверхности., пейзаж – по сухой.
В работе над портретом, чтобы сделать мягкое растекание краски, движется “от куска”. Т.е. выбирает участок, который успеет написать по влажному, сначала заполняет его светлыми оттенками нежно розовых и сиреневых цветов, в них вводит более теплые и темные. Пишет это место, пока краска не схватилась. Детали и темные участки, глаза, например, пишет вторым слоем.
В работе над натюрмортом начинает писать с фона, чтобы создать среду, а в портрете – с головы, чтобы не потерять свежесть впечатления.
Если работа крупная, то может писать ее несколько сеансов, продолжая идти от участка к участку. Фен художник не использует. Он виртуозно дозирует количество воды на кисти и влажность бумаги.
Лю И не исключает использования резерважа, маск флюида, но никогда не пользуется белилами. Подтверждает, что отказ от белил – признак мастерства.
О композиции, предназначении и творческом кризисе.
Китай, в силу особенности традиционной живописи и каллиграфии, дал много виртуозных акварелистов. Причина, как думает Лю И, в том, что китайцы с детства приучены к работе кистью. У них уже изначально есть чувство линии и пятна, ощущение сухости-влажности кисти при работе тушью по рисовой бумаге. Кроме того, сама китайская живопись с ее стилизацией и символизмом, особой перспективой, формирует правильное отношение к акварели как к графической технике. Художник в этом случае не становится рабом натуры, он трансформирует ее под нужный ему образ.
Для больших серьезных работ мастер обязательно делает эскизы. Он говорит, что особенно важно продумать композицию до ее нанесения на большой лист. Ведь акварель ошибок не прощает. Поэтому порой он пишет и вторую, и третью версию картины. Хотя иногда этюд с натуры на пленэре бывает гораздо свежее и интересней, чем его возможный дубль. В нем есть главное – впечатление.
Лю И видит предназначение художника в том, чтобы открывать другим красоту мира. “У художника другой взгляд на мир. Есть много людей, которые не понимают и не любят балет. Но глядя на мои картины, они видят, как это красиво. И им открывается эта сторона жизни.”
К сожалению, с балеринами в качестве натуры у мастера сложно. Пригласить позировать балерину очень дорого. В Шанхае это стоит 700 евро за 2 часа. Поэтому художник работает по фото или использует в качестве натурщиц подруг, одетых как балерины. И очень мечтает познакомиться с примой шанхайского балета, чтобы написать ее портрет…
А еще Лю И планирует приехать с группой художников в Санкт-Петербург. Ведь у нас самый лучший в мире балет!
Бывают ли у мастера творческие кризисы? Что его вдохновляет и помогает выйти из них? “Женщины!” – сразу отвечает Лю И и смеется. “А если серьезно, то нужно просто расслабиться, походить, посмотреть. Смотреть вокруг, пить кофе, разговаривать с коллегами – это тоже Акварель! ”
Судя по всему, у него никогда не бывает творческих кризисов, потому что у него всегда есть акварель. А это и удовольствие, и вызов, и поиск. Он весь живет в этом мире.
Думаю, хорошим завершением рассказа о Лю И будет повторить его творческое кредо: АКВАРЕЛЬ – ЭТО УДОВОЛЬСТВИЕ! Наслаждайтесь!
Буду рада, если вы прокомментируете эту статью или поделитесь ею с друзьями.
Прочитать об акварельных техниках других художников, подсмотренных мною на их мастер-классах:
- Мигель Линарес Риос
- Елена Базанова и Сергей Курбатов
- Александр Воцмуш
- Сергей Темерев
- Ла Фе (La Fe)
- Альваро Кастаньет (Alvaro Castagnet)
Елена Градзион
22.06.2015 at 18:16Марина,спасибо,очень интересно,желаю еще много знакомств с мастерами и их техниками в реале,меня удивило про- полгода мыть новой кистью палитру ,чтобы она стала родной!,спасибо,что делишься с нами )
Елена Градзион
22.06.2015 at 18:21кисть родная,а не палитра)
Ирина
22.06.2015 at 18:16Мариночка, спасибо большое за то, что поделились с нами этой информацией! Действительно неожиданно и как-то обнадеживающе было узнать, что мастер работает по фотографиям тоже! Какой козырь теперь есть в защиту фото! И вроде как самой не стыдно будет пользоваться… Спасибо! Вы всегда даете очень полезную информацию!
Наталия
22.06.2015 at 19:03Марина, спасибо, так хорошо напмсано, легко представить художника, для которого “Смотреть вокруг, пить кофе, разговаривать с коллегами — это тоже Акварель! “
Светлана
22.06.2015 at 20:59Марина, Вы всегда очень позитивны, информативны и каким-то образом после Ваших рассказов появляется надежда на успех в творчестве. Спасибо Вам большое
Олеся
22.06.2015 at 21:09Марина, спасибо за очерк! Ты всегда интересно пишешь. Желаю новых уроков у интересных акварелистов!
Татьяна
22.06.2015 at 21:31Марина, спасибо огромное! Прочитала обе ваши статьи, очень интересно и очень познавательно! Подбросили угольку в мое желание учиться писать акварелью….
Ольга
22.06.2015 at 21:50Марина, Благодарю Вас за щедрость! Спасибо!
Желаю Вам и дальнейшего совершенствования в любимом деле!
Светлана
22.06.2015 at 21:58Как ни сказать, что китайский и русский народ – братья? :-)))))
Вот вам и русская душа, и русская любовь к балету))).
Спасибо, Марина, что все время берешь и нас с собой в путешествия и знакомишь с интересными художниками и их секретами))).
PS А я думала, что чем больше “возюкаешь” кистью, тем хуже она становится… Вот ведь – век живи, век учись.
Елена
22.06.2015 at 21:59Мариша, я люблю читать и смотреть все, что ты пишешь!Твоими глазами я увидела уже много того, что до сих пор было незнакомо! Очень рада, что тебе понравилось обучение у Мастера! Пусть будет еще много таких поездок – обучающих и вдохновляющих! Благодаря встрече с тобой Акварель прочно и , вероятно, навсегда вошла в мою жизнь. Вернее, стала ее очень важной частью!
Ирина
22.06.2015 at 23:31Марина, ОГРОМНОЕ СПАСИБО за прекрасный рассказ! Творческих успехов!
Елена
22.06.2015 at 23:34Очень вдохновенный рассказ о творчестве и личности Лю И.Марина . большое спасибо! Здорово, когда человек открыт и делиться увиденным, опытом! Поэтому я сразу репостнула ваш рассказ!Хочу также побывать в роли вашего ученика!) А акварель люблю еще с художественной школы!
Натали
22.06.2015 at 23:45Марина, как же здорово, что была такая поездка, встреча! Спасибо за такие “вкусные” подробности, моменты! Получилось близкое и теплое знакомство с мастером Liu Yi благодаря такой интересной и ценной подборке ответов с фотографиями. Чудесная статья!
Ирина Голоднова
23.06.2015 at 01:31C нетерпением ждала обещанного рассказа и вот: удовольствие и от статьи и от работ мастера огромное! Рада за Тебя, Марина!!!!! и спасибо большое за то, что успеваешь с нами делиться увиденным.
Ирина
23.06.2015 at 08:17Спасибо огромное, Марина, за чудесную статью. Спасибо, что ты есть у нас! И творческого настроения всем и всегда!
Оксана
23.06.2015 at 10:07Мариночка!!! Спасибо за статью. Было очень интересно и приятно узнать о Лю И! Очень ждала эту статью о нем. Спасибо!
Галина-Фумико
23.06.2015 at 10:32С удовольствием побывала вместе с вами на мастер-классе. Спасибо и жду новых увлекательных подробностей.
Обожаю акварель!
Татьяна
23.06.2015 at 10:37Марина, огромное спасибо за статью! Такую легкую, вдохновляющую и душевную!
Аноним
23.06.2015 at 11:00Спасибо за отзыв)
Маргарита!
23.06.2015 at 11:16Марина!Спасибо ,что Вы с нами делитесь своими впечатлениями!Обожаю Ваши мастер классы!Вы-лучший педагог!
Ольга, Екатеринбург
23.06.2015 at 11:20Марина,очень интересно))) после Ваших статей отпал страх ехать на заграничные пленеры и МК к художникам-инострнцам, я ведь самоучка)))) Спасибо Вам огромное.
Дарья
23.06.2015 at 11:23Спасибо большое! Было очень интересно читать. И мне тоже нравятся акварельные работы других мастеров, к сожалению, с ним у меня на Вы.
Светлана
23.06.2015 at 11:24Марина, большое спасибо! Когда читала так и видела все что происходило у вас!! Сама воодушевилась и написала клубнику! Теперь только вперед! Теперь я точно знаю что смогу!
Марина, творческих успехов тебе и новых МК для нас!!!!
Светлана
23.06.2015 at 11:25Да! Марина! Ты лучший педагог! !!!!!!! Я согласна!!!
Татьяна
23.06.2015 at 11:27Очень интересный рассказ, вдохновляет. Спасибо тебе, Мариш! А палитра какая красивая у мастера 🙂
Светлана
23.06.2015 at 11:31Мариночка, спасибо огромное за интересную информацию о Лю И. Это же так здорово, когда человек с таким художественным багажом как у вас специально едет перенимать опыт другого художника и щедро делится им с учениками! Желаю вам творческих успехов и еще много-много пленэров с талантливыми акварелистами.
Ольга
23.06.2015 at 11:48Марина! покажите ваши работы с этого путешествия. Очень интересно!
Лилия
23.06.2015 at 11:50Марина, спасибо! Очень интересно. А покажете ли Ваши работы на этом МК? Было бы интересно посмотреть и на то, что получилось у других участников этого курса… Это дополнительно помогло бы определиться, имеет ли смысл самой участвовать в мероприятиях этой школы.
ЭЛЛА
23.06.2015 at 11:59Марина, замечательно, что так детально и с удовольствием вы делитесь своими приобретениями – впечатлениями, знаниями и размышлениями. Этого очень не хватает таким новичкам в мире акварели, как я.
С вами не хочется расставаться. Хочется смотреть и слушать…
Большое спасибо вам. Буду очень ждать новых встречь.
Марина Маркова
23.06.2015 at 12:19Марина, спасибо огромное за такой подробный отчет! Лю И стал просто родным человеком, а не только лучшим акварелистом мира! Спасибо за секреты мастера, тонко подмеченные , за все фотографии с мастер- классов! Как всегда, твои статьи- высший пилотаж! Пиши еще! И рисуй так, как умеешь только ты, но со знаниями, полученными от Лю И! Передавай ему огромный привет от всего нашего сообщества!
Наталья
23.06.2015 at 15:57очень-очень было интересно окунуться краешком глаза в жизнь мастера! Огромное спасибо!
marinad
23.06.2015 at 16:12Спасибо большое! Отличный репортаж!
marinad
23.06.2015 at 16:22Фраза о том, что Лю И старался помочь с чемоданами, сразила наповал!
Хельга
23.06.2015 at 17:10Ах,Марина! сразила на повал. Чудесный рассказ,быстрый,лёгкий ,как акварель. и совсем без белил.
Марина,Вам обязательно нужно написать книгу.
Наталья
23.06.2015 at 17:47Марина! Очень увлекательный рассказ, я прямо будто своими глазами увидела Лю И. Хочется еще фото работ, побольше, побольше :), потому что мне очень понравилась твоя работа из прошлой статьи, в галерее. Она немножко другая, новая для тебя, мне кажется.
Рита
23.06.2015 at 18:33Марина,Вы очень подробно описали свой курс и очень интересно. Кстати, как всегда. Спасибо огромное! Интересно узнать подробности работы акварелью такого мастера! О Лю И я впервые узнала от Константина Стеркхова. Восхитилась его пейзажами, портретами, в том числе балеринами. Благодаря Вашему профессионализму педагога и художника мы узнали акварельную “кухню” Лю И.
Желаю Вам ещё побывать на подобных курсах, а нам прочитать такие подробные отчёты!
Александр
23.06.2015 at 19:45Спасибо! С интересом прочитал….Что-то новое узнал.
Светлана
23.06.2015 at 20:16Марина спасибо!!!Очень интересно и познавательно!!!!
Марина, а показывали вы свои работы мастеру и что он сказал?
Если можно покажите свои работы с МК с Лю И.
Марина Трушникова
25.06.2015 at 14:24Мастер сказал, что меня ждет успех. :))
Мои работы: http://cs622229.vk.me/v622229506/3a85c/37FaS4PE8wM.jpg
Галина
23.06.2015 at 20:17Спасибо большое, Марина! Интересно, что он пишет картины участками. Я боюсь границ, всегда размываю их, если будет ещё второй слой или продолжение. А у него на лице девушки такой резкий обрыв участка краски, как же он “замывает” его, чтобы не было заметно перехода?! (но это так, вопрос непрофессионала)
Марина Трушникова
24.06.2015 at 12:37Галина, вот для этого как раз и нужна кисть из синтиетики. Если граница сильно присохла, то он ее размывает этой кистью.
Татьяна
23.06.2015 at 21:07Марина, спасибо за интересные статьи о мастере. С большим удовольствием читала и смотрела на работы. Очень интересно.
Светлана Сметанина
24.06.2015 at 09:51Марина, спасибо большое за статью! За простые и такие важные советы от мастера. Как же замечательно, что ты с нами делишься! Акварель объединяет!
Валентина
24.06.2015 at 15:50Марина, спасибо за интересные статьи! Интересно и познавательно. Марина, творческих успехов Вам!!!
Светлана
25.06.2015 at 00:16Спасибо,Марина.Очень Вы интересно излагаете любой материал,талант во всём,Вы замечательный человек!!!
Анна
25.06.2015 at 11:52Спасибо, Марина! Всегда любила акварель, а благодаря вам узнала много нового!
Марина Трушникова
25.06.2015 at 14:25Дорогие мои, спасибо за ваши теплые отклики!
Алиса Лозайка
26.06.2015 at 00:07Судя по фотографии мастер активно использует традиционную китайскую кисть из шерсти волка. Кроме того у него в наборе я заметила и кисточки из козы, тоже традиционные китайские. И флейцы также из козы.
Раиса
26.06.2015 at 07:41Спасибо, Марина! Ты очень здорово рассказываешь!
Оксана
27.06.2015 at 20:51Марина , огромное спасибо за статьи! За прекрасные фото, акварельные настроения! И спасибо за качественные уроки, за журнал и пр. Всё читаю и смотрю с удовольствием. пробуем с дочкой повторять техники, осваивать новое) Присоединяюсь к просьбе, озвученной выше, очень хочется увидеть ваши работы из этой поездки)
Vahid Novruzov
14.09.2015 at 10:28Eto ochen xorosho,kogda znakomishsya s raznımi texnikami.Ya dumayu Russkaya shkola i kitayskaya traditsiya,i masterstvo privodit prekrasnım itogam akvarelnogo iskusstva.Blagodarim za takie chudesnıe statyi
Зэла Бурассон
14.07.2016 at 23:30У Вас прекрасный стиль изложения. Читать Ваши зарисовки – просто наслаждение!
Надежда
02.07.2017 at 15:06Как замечательно, что мне попалась эта статья! Очень люблю этого художника. Его работы… волшебны! Спасибо, что рассказали о нем. )
Ольга Лакшинская
16.04.2019 at 09:38Марина с удовольствием читаю все твои статьи. Много полезного. Спасибо!)