Техника акварели Сергея Темерева. По его мастер-классу рисования моря, отражений, лодок и камней.
22-23 октября я посетила мастер-класс рисования акварелью, который давал Сергей Темерев. Мастер славится своими морскими пейзажами. В этом обзоре я постараюсь раскрыть, какова техника акварели Сергея Темерева.
Говорю “постараюсь”, ибо… хитрован Темерев ещё тот! Вроде весь процесс он на мастер-классе показал, и все секреты техники открыл (тем, кто пытливо спрашивал), но.. не прост Сергей, ох не прост!..
Не прост, и не скрывает этого. “Кручу-кручу, запутать хочу” – шутил на мастер-классе, то и дело переворачивая планшет с акварелью. Шутил. Но, в каждой шутке, как говорится…
Так, в разные дни он давал противоречивые советы: в первый день серый смешивал из трех цветов и рекомендовал, если и использовать серую Пейна, то только в завершающих слоях, а на второй день составлял все оттенки серого именно через этот пигмент. Некоторые вопросы, заявленные в описании мастер-класса, так и не раскрыл, зато много развлекал публику историями из жизни.
А в финале и вовсе открыто “смухлевал”: начал писать этюд, написал облака, море, а потом перевернул лист – и хоп! облака стали отражением облаков в этом море. Эффектно! Публика аплодирует стоя, Сергей доволен произведенным эффектом.
“Искусство – это иллюзия!” и да, Сергей Темерев – великолепный иллюзионист. 🙂
Краткая биография
Сергей Темерев, 1963 г.р.
Персональный сайт: http://temerevart.com/
Окончил среднюю художественную школу им. Б.В. Иогансона при институте им. И.Е. Репина АХ СССР. Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина АХ СССР, Архитектурный факультет.
Преподаватель, доцент Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии им. А. Л. Штиглица.
Живет в Выборге.
Ни в коей мере не осуждаю мастера за его стиль ведения мастер-класса. Просто хочу предупредить непрофессионалов, приходящих на подобные мероприятия – не ждите, что вам всё разжуют, дотошно и понятно покажут и проконтролируют, чтобы у вас получилось. Будьте пытливы, не бойтесь просить помощи и дополнительных пояснений.
К чести Сергея Темерева, могу сказать, что после демонстрации он подходил ко всем участникам, помогал, объяснял и даже поправлял работы. Был терпелив с теми, кто выбрал другой сюжет из его картин и пытался разгадать принцип их написания, им он рассказал, в какой последовательности вёл ту или иную работу.
Противоречивость же его подходов в разные дни объясняется тем, что Темерев не имеет жестких принципов. Да, у него есть предпочтения в выборе бумаги или красок, принципов работы, но он легко может их поменять при надобности.
“Все вы знаете, что в наборе акварели часто остаются неиспользованными какие-то определенные краски. У меня это фиолетовая и оранжевая. Так вот, однажды я написал цикл акварелей, используя именно эти остатки. Красивая серая гамма получилась!” – рассказывает Сергей.
Материалы, которые использует Сергей Темерев:
Акварельные краски
Предпочитает краски фирмы Daler Rowney и нашу “Невскую палитру”.
Однако по поводу последней говорит, что в этих красках не хватает тона, они несколько пригашены.
Из самых используемых цветов на мастер-классе были замечены: лимонная желтая, охра красная, краплак (кармин), индатреновый синий, серая Пейна.
Не использует оливковую и окись хрома, белила. К применению черной в смесях относится положительно.
Кисти, которыми пишет Сергей Темерев
Замечает, что большинство кистей в его арсенале ему были подарены. Раньше предпочитал кисти натурального ворса, теперь не брезгует и синтетическими.
У него в большом ходу китайские кисти для каллиграфии, подаренные ему китайскими акварелистами.
Отдельно отметил подаренную ему косметическую кисть из козы. Ее он использует сухой для разглаживания влажного красочного слоя.
Акварельная бумага, которую использует мастер
Это однозначно Arshes 100% хлопка или Waterford.
Говорит, что только эти сорта бумаги его полностью удовлетворяют.
“Canson – он слишком гладкий. Так и думаешь, как бы побыстрее по листу пробежать, чтобы не поскользнуться… А Fabriano… Там нижний шедевр гибнет под верхним…” – говорит Темерев
Техника акварели Сергея Темерева
Три “НЕ” в творчестве мастера:
- Он Не задумывается об образе
- Он Не рисует с натуры
- Он Не рисует по фото
Это как? – удивитесь вы.
По словам Сергея, он не отводит серьезной роли поиску образа, как это делает Елена Базанова, например. Главное – чтобы было красиво.
На мой взгляд, Сергей при этом просто недооценивает свое образование и опыт. “Красиво” в его понимании – это и есть некая гармония, некий внутренний подсознательный отбор сюжетов. Ну и сюжеты его с морскими пейзажами на самом деле достаточно просты, здесь много думать об образе не нужно. Но своя изюминка и особенность в них все равно есть. Изысканный небесный свет, к примеру.
Темерев крайне редко пишет с натуры. Это и понятно. Состояния, которые он передает в своих работах, столь эфемерны и кратковременны, что даже если писать их на натуре, то все равно будешь делать это по памяти. Так тогда удобнее писать в мастерской, где условия для акварели гораздо лучше, и можно вести работу неспешно.
Значит Темерев пишет в мастерской по фото? И опять нет!
Конечно, Сергей фотографирует пейзажи и использует их как опору. Но он никогда не следует фотографии дотошно. Меняет освещение, композицию, детали. А чаще и вовсе пишет по воображению, доставая образы из своей памяти.
На наших глазах Темерев создавал свои пейзажи, придумывая композицию, выбирая освещение, формы облаков, ритм волн и отражений “из головы”.
Конечно, в основе такой работы – огромный опыт и отличная визуальная память.
Приёмы живописи акварелью Сергея Темерева
“Акварель – это, прежде всего, ПРИЁМ”. С. Темерев
Подготовка бумаги
Мастер смачивает бумагу с обратной стороны только на один раз. Лист приклеивается влажной стороной на не впитывающий влагу планшет. По периметру лист закрепляет малярным скотчем.
В итоге бумага внутри держит влагу часа 2-3, что дает краске более комфортно растекаться по поверхности.
Техника и количество слоев
Сергей пишет по условно сухой поверхности бумаги.
Т.е. первые мазки он делает по сухой бумаге, а потом в них вливает остальные. Или может сбрызнуть этот слой пульверизатором, чтобы края мягко растекались.
Может использовать несколько слоев акварели для получения нужного эффекта. Например, для того, чтобы нарисовать прозрачную воду, под которой видны камни.
Смешение цветов в заливках
В крупных заливках водной поверхности художник использует приём “вливание цвета в цвет”.
Т.е. сначала, например, наносит слой индатреновым синим, затем в него – пятна лимонной и краплака. После этого он наклоняет планшет в разные стороны, чтобы краска потекла и самостоятельно смешалась в сложный оттенок серого.
Этот приём дает красивую внутреннюю вибрацию серого цвета.
Приём “Сухая кисть”
Для создания блеска на воде или легких просветов бумаги в заливке Сергей использует кисть с небольшим количеством краски. Легким касанием бумаги краска накладвается на бугорки поверхности, а впадинки остаются белыми.
Приём “Водяная маска”
Для того, чтобы оставить какую-то деталь незакрашенной, Темерев использует приём “водной маски”, как он называет его. Он обходит пятно по силуэту, накладывая жидкую краску горизонтальными мазками.
Важно, чтобы при этом на нижнем краю краска была жидкой, имела каплю. Тогда слой не подсыхает, его можно долго прорисовывать, внутри, а потом идти ниже.
Это очень похоже на работу принтера, печатающего страницу.
Использование линейки
Поскольку в морских сюжетах нередко встречаются мачты яхт, то Сергей использует линейку для их рисования. (Так же и Константин Кузема, например, рисует архитектурные пейзажи Санкт-Петербурга).
Архитектор по образованию, Сергей часто руководствуется принципом “главное, чтобы было ровненько”. По линейке же он отрисовывает горизонт.
Прочитать об акварельных техниках других художников, подсмотренных мною на их мастер-классах:
- Мигель Линарес Риос
- Елена Базанова и Сергей Курбатов
- Александр Воцмуш
- Ла Фе (La Fe)
- Лю И (Liu Yi)
- Альваро Кастаньет (Alvaro Castagnet)
Как Сергей Темерев пишет такое фантастически прекрасное небо?
Конечно, он использует различные приёмы для написания неба. Ведь облака в небе бывают разные, поэтому принцип тоже будет разным.
Расскажу, как Сергей писал закатное небо.
Мастер писал небо в два слоя. Сначала заливка неба, затем, после просыхания, облако.
- Заливку начинал от горизонта, перевернув лист. Сначала полоса желтым лимонным, затем – алой, и в самой высоте – синий индатреновый.
Красивый перелив достигается многократным переворачиваетесь листа, чтобы краска плавно растекалась.
- Облако пишет по сухой бумаге. Сначала смесью охры красной и кармина. В верхней его части – темнее, затем сверху кобальт голубой.
Кое-где силуэт облака смягчается влажной кистью.
Прекрасное знание натуры помогает Сергею Темереву создавать реалистичное небо по памяти.
Вот, пожалуй, и всё. Результаты моих двух дней мастер-классов: два этюда по демонстрация мастера и пара новых “фишек” в написании небес.
Надеюсь, что и вам этот обзор был полезен в понимании того, что техника акварели может быть разной, жестких рамок нет, каждый автор находит те материалы, приёмы и принципы, которые наиболее соответствуют его видению.
Но! Учиться мастерству, приёмам нужно обязательно. Ведь “Акварель – это приём”, как сказал С.Темерев. Чем шире ваш набор приёмов в работе акварелью, тем легче вам изобразить то, что вы хотите, и как хотите.
А чтобы легко и уверенно рисовать море, небо и лодки, как это делает Сергей, по воображению, вам нужно просто знать натуру.
Понравилась статья? Поделитесь ею в соцсетях! Спасибо!
Надежда Севостьянова
26.10.2016 at 21:12Спасибо за очередной бесценный подарок!
Марина Трушникова
26.10.2016 at 21:17Пожалуйста, Надюша!
Наталья
26.10.2016 at 21:16Марина спасибо огромное за очередной экскурс в мир мастеров – художников! Всегда интересно хоть краешком глаза посмотреть как работают художники, тем более любителям-новичкам) Спасибо , что делитесь впечатлениями, за ваш труд, у вас получилась прекрасная работа! Всегда читаю ваши рассылки и жду свободное время, что бы позаниматься по вашим урокам!
Марина Трушникова
26.10.2016 at 21:17Наталья, рада быть полезной вам!
Елена
26.10.2016 at 21:20Кажется, что я поняла то, что Вы хотели до нас донести. Реально представляла все те шаги, которые описаны в статье. Очень порадовала мысль о том, что жестких рамок в акварели нет. Это воодушевляет. Иногда хочется сделать так, как до этого не встречала в увиденных мастер-классах, но побаивалась. Надо пробовать и не бояться. До этого была статья об испанском художнике, который использует белую краску, что очень необычно для классических приемов в акварели. Надо попробовать, иногда кажется, что белая краска просто необходима.
Вера Михайловна
26.10.2016 at 21:24МАрина, как всегда щедро, понятно и радостно Спасибо и удачи!!!
Раиля Гарипова
26.10.2016 at 21:42Спасибо, Марина! Очень нравятся Ваши обзоры мастер-классов с художниками-акварелистами. Интересно как работают с акварелью разные художники. Ваши обзоры вдохновляют!
Ирина
26.10.2016 at 21:48Марина,спасибо за статью.Всегда интересно и полезно знать,как работают мастера.Как-то пробовала по его видео МК порисовать (кусочек пены морской даже получился,на мой взгляд :)))) ) Небо получилось восхитительное,благодарю за подробности…
Аноним
26.10.2016 at 21:49Марина, спасибо, спасибо, спасибо! Вы самый щедрый педагог. И свои секретики все расскажете и чужими поделитесь!!! Всегда запоем читаю Ваши статьи и журналы… А сейчас, будто рядом стояла на этом МК!!! ЗдОрово!
Елена
26.10.2016 at 21:51Я не “аноним”, я Елена….! Просто второпях не всё заполнила при отправке!
Леонид
26.10.2016 at 21:55Большое спасибо, Марина! Очень познавательно. Будто бы сам побывал на мастер- классе.
Ольга Михеева
26.10.2016 at 22:07Спасибо, Марина! Все в копилку!! Когда-нибудь из нее тоже что-нибудь да выйдет! Так хочется в это верить!
Светлана
26.10.2016 at 22:24Спасибо, Марина! Просто зачаровывает!!! Пока могу только любоваться мастерством. Уроки и те не все даются.Ах акварель…
Аноним
26.10.2016 at 22:37Мариночка, спасибо!! Очень познавательно!
Светлана
26.10.2016 at 23:03Марина, спасибо Вам большое. Это настоящий подарок. Вы очень интересно я бы даже сказала вкусно рассказываете, очень много нового узнаю из Ваших статей, обзоров по МК Мне кажется, никто из акварелистов, кроме Вас, не делится так щедро своими знаниями. Я Вам очень благодарна за все
Татьяна
26.10.2016 at 23:07Большое спасибо за Ваши комментарии ! Это очень ценно услышать мнение профессионала, Ваш глаз подмечает то, что ускользает от новичка. Я очарована акварелью, пользуюсь Вашими уроками, сейчас работаю над прозрачностью фона, над легкостью мазка. Даже если что не получается (сегодня переписывала осенние листья в 3 раз..), сам процесс работы захватывает… Ваши уроки нахожу полезными, возвращаюсь к ним. Вы сумели сделать очень полезный интернет-ресурс, сердечное спасибо!
Нина
26.10.2016 at 23:15Марина, спасибо.
Светлана
26.10.2016 at 23:16Марина, спасибо большое, всегда с огромным удовольствием читаю Ваши статьи, очень много знаний почерпнула из них. С удовольствием изучаю акварель по Вашим урокам. Они действтельно обучают
PS : Ваши картины ничуть не менее интересны и прекрасны
Екатерина
27.10.2016 at 00:49Марина, спасибо за очень интересный и полезный обзор! С огромным удовольствием прочла от первой строчки и до последней.
Klatilda
27.10.2016 at 03:39Марина! Огромная благодарность за такую великолепную статью!!! И прекрасные фото к ней.. И еще очень понравились работы художника- они живые! Чувствуешь перекат волн и запах моря,дуновение ветерка,бескрайнюю высь и глубину такого разного неба, мягкость облаков…картины завораживают. Невероятно красочное соединение цвета в работах. Очень хочется понять суть акварели и рисовать ее также легко и воздушно. Благодарю за репортаж,очень познавательная статья .Я каждый раз убеждаюсь в том,что человек может многое- и рисовать,и писать статьи, и быть прекрасным фотографом- это я про тебя и про твои работы.Благодарю и жду новых прекрасных репортажей!
Хельга
27.10.2016 at 09:42Марина,с удачным Мастер-классом Вас.
Статья очень понравилась. Лёгкая подача,читается -как дышиться! Благодарю .Узнала полезные вещи. Вы очень щедрый человек.
Удачи,и новых знаний,Вам и нам 🙂
Любовь Евсеева
27.10.2016 at 11:14Открытие, что акварель это набор приемов.Могла только догадываться об этом.Почему то никогда не хотела на его мастер класс.И убедилась теперь в том,что не получила бы удовольствие от таких уроков.
Владимир
17.05.2018 at 09:07Жизнь -это тоже набор приемов,проб и ошибок начиная с умения ходить, читать,писать и так далее. Акварели Сергея Темерева бесподобны.!!!
ЛЮДМИЛА
27.10.2016 at 13:23Посещение Вами МК интересных художников и детальное описание их мастерства дает мощный толчок начинающим учиться, дерзать и накапливать свой опыт. Желаю новых встреч с талантливыми мастерами.
Ольга
27.10.2016 at 14:59Большое спасибо за интереснейший обзор. Для меня было важно понять то, что не существует догм и всегда есть место экспериментам.
Тамара
27.10.2016 at 16:09Спасибо очень понравилось!!!!
Илона
27.10.2016 at 16:34Благодарю! Почему-то меня обзор полностью расстроил…Я ничего не поняла (((… Кажется, что я тупая и безрукая теперь… На фоне таких потрясающих пейзажей я абсолютно никчемна
Татьяна
27.10.2016 at 18:54Очень интересно!!! Спасибо, Марина, что делишься такой ценной информацией!
Елена Соколова
27.10.2016 at 18:59Спасибо, Марина!! Удивительно, какое бесконечное разнообразие приемов у мастеров, акварель просто завораживает! Обзор очень понравился!
Victoria
28.10.2016 at 03:04Вы открываете нам двери в прекрасное!
Мне 48, я пробую себя в рисовании благодаря вашим курсам. Ваши статьи, мастер-классы, публикация журнала очень вдохновляют.
Спасибо огромное, Марина!
А ваш этюд с этого МК великолепен.
Марина Трушникова
28.10.2016 at 11:46Спасибо!
Екатерина
28.10.2016 at 09:47Да, Темерев хитер))) Но очень внимателен к ученикам! Была у него год назад. Рисовал по мокрому (с двух сторон мочил бумагу), скотчем не прикреплял соответственно.
Конечно, надо видеть как он пишет облака, сложно описать словами! Спасибо за репортаж!
Марина, а при Вас он мочил с одной стороны? И как разглаживал бумагу, чтоб не волнилась?
Марина Трушникова
28.10.2016 at 11:46Да, смачивал только с одной. Было удивительно, что она у него при этом не бугрилась. Я первую работу смачивала с двух сторон, чтобы растянуть. Во второй раз попробовала как он, и пожалела – лист пошел волной. Но здесь вот еще – два последних этюда он писал на своей бумаге из блокнота Арш. Видимо, она была другого качества, нежели та, что дали нам.
Татьяна
28.10.2016 at 22:48Спасибо ! Статья очень познавательна, но конечно надо пробовать самим, тогда приемы лучше запомнятся.
Юлия
29.10.2016 at 11:53Марина, спасибо за интересный и полезный рассказ!
Ирина
11.01.2017 at 23:48Марина, большое спасибо за содержательный рассказ о мастер классе!
светлана трыкова
04.05.2017 at 10:32Благодарю за полезную статью уважаемая Марина!
Малаева Наталья
04.04.2018 at 18:27Спасибо за статью. Интересный мастер акварели Сергей Темерев. Отличный результат простыми средствами.
Аноним
22.06.2019 at 15:07Марина,СПАСИБО!1-ый раз читаю технику работы художника осознанно!Понимаю,что такого уровня не достичь,но что-то полезное извлекаешь.Для меня важный элемент-небо.Море,вода тоже,но здесь есть какие-то наработки.
Стас
23.06.2019 at 08:45Марина, спасибо! Но это не то слово, которое отражает моё состояние. Этот пост просто перевернул моё отношение к акварели. Я приверженец масла вдруг понял, что акварель это очень круто! Надо браться за работу! Ура!!!
Аноним
21.01.2020 at 10:47Спасибо. Много полезного для меня. Благодарю.
Елена
28.03.2021 at 15:02Понравились работы, понравился стиль, понравилась фраза: ” Искусство- это иллюзия”!