Игра с акварелью. С мастер-класса Александра Воцмуша.
Когда я впервые увидела на выставке в ЦДХ акварели Александра Воцмуша, а было это лет восемь назад, я застыла, пораженная. Какая экспрессия, какая красивая текучая акварель! Какие интересные ироничные сюжеты! И как он это делает?!
С тех пор я мечтала увидеть, как же этот загадочный художник рисует свои картины. Несколько лет назад в интернете появились первые видеоролики с Воцмушем. И я уже примерно представляла, какова техника художника. Но жгучее желание познакомиться с художником воочию и узнать его секреты – осталось.
И вот мне повезло – Александр дает мастер-класс в Москве. Целых три дня! Я бросаю все и еду.
Воцмуш начинает свой мастер-класс необычно. Он показывает первый сюжет с Венецией не на бумаге, а на пенокартоне. Формат его сильно вытянут в длину.
Для выставки Александр привез очень много новых картин именно этого формата. Видимо, эта протяженность хорошо соотносится с его любовью к многофигурным сценам.
Первое, что сразу бросается в глаза в материалах Воцмуша – гуашеподобная акварель.
– Какими красками Вы пользуетесь?
Немецкие краски Shminke в тюбиках.
– А наши?
Нет! И бумага у нас не очень…
Мне нравится, когда густо, сметанно.
Александр разводит акварель из тюбика в небольших баночках. Добавив воду дозированно, шприцем, разводит краску до консистенции густой сметаны. Среди привычных прозрачных колеров есть и частично непрозрачные разбелы неаполитанских красок.
Помимо красок Воцмуш активно использует акварельные карандаши. В зарисовках они могут даже преобладать. Но и в больших работах тоже ненавязчиво присутствуют.
– Какую бумагу предпочитаете?
Waterford, гладкую по текстуре – satin.
– Почему вы работаете именно акварелью?
Здесь есть и случайности, которые помогают в работе. Кто работает акварелью, тот знает.
– Вы всегда пишете в один слой?
Да. Ну, какие-то детали можно поверх карандашиками дать.
Мастер-класс Александра для многих – взрыв мозга. Он заставляет откинуть все свои стереотипы, все умения и привычки в акварели и придти к спонтанному фантазированию, легкости подачи, максимальной выразительности.
Он дает задание на быстрые импровизации. Сразу кистью, без эскиза, на придуманную им тут же тему.
Но, все по честному – одновременно со студентами Воцмуш рисует свой вариант сюжета. “Портрет”, “Любимое животное”, “Кем я хотел быть в детстве”, “Вода”…
– Как вы придумываете сюжет?
Фантазия все, воображение. Живешь и смотришь, что происходит вокруг… У меня это с детства случилось. Когда я был маленький, иллюстрации советских художников вдохновляли, кино опять же… Маленькие люди впитывают. В художке были натюрморты, гипсовые головы, скучно, конечно, хотелось что-то свое рисовать.
– В голове рождается какой-то сюжет, вы делаете набросок или сразу рисуете?
Всегда легче, когда есть материал, но можно и сразу импровизировать. Особенно когда материал этому способствует. Как в акварели в технике по-мокрому. Бросаешь пятна, а потом начинаешь видеть в них (как в какой-нибудь облупившейся стенке или потеке на металлической плите) образ или сюжет, который может стать твоей картиной.
Можно назвать то, что я делаю, баловством, но мне кажется, это намного круче, чем добротно сделанная картинка. В ней есть сила, экспрессия, неповторимость.
Как вы относитесь к детским рисункам?..
– Как вы пришли к этому осознанию?
Когда немного подрос и понял, что это намного интереснее, чем серьезные картины художников.
Мастера акварели разбивают стереотипы!
– Для этого нужно пройти классику, всю эту рутину?
У всех все по-разному, я не смог пройти эту школу и бросил институт. Хотя я много рисовал “салонных” сюжетов и мне, на самом деле, это даже нравилось, но потом я освободился, и теперь интересно и так, и так. Иногда хочется сделать более законченную . Скажем, коммерческую вещь. Все зависит от настроения.
– Вы иллюстрировали книги?
Я написал одну книгу про девочку, проиллюстрировал всю ее и издал. Что-то продалось, друзьям подарил..
Где ее купить? В Севастополе. Есть у нас замечательная галерея “Пирамида”, там и джаз, и рок, и выставки разные… Всех приглашаю.
– Такие экспрессивные картинки можно рисовать, когда уже какой-то опыт за плечами есть?
А вдруг вы талант? Конечно, то же самое, что в акварели, что в масле нужно знать, что такое перспектива, абрис, свет, тень, рефлекс…
– А как научиться отключать голову?
Медитация…
– Вы работаете в студии?
Да, у меня свой дом, в нем есть студия. С утреца туда иду, если есть силы..
– У вас бывают творческие кризисы?
Нет. Бывает лень. Но на самом деле не обязательно каждое утро просыпаться и рисовать. Можно просто наблюдать.
– Вы на пленэры ходите?
Последний раз на пленэре был два года назад… Но с натуры рисую. У меня всегда с собою блокнот. Рисую друзей, транспорт, собак, кошек… Картинки из жизни… И все это не просто так. Казалось бы безделица, а потом даже спустя год -два взял, вспомнил, что было с тобой.
– А фотографии используете?
Да, использую фотоматериал. Особенно про архитектуру. Сейчас уже меньше, поскольку многое нарисовал, запомнил. Конечно, материал должен быть, можно даже рисовать с фотографии, если она сделана вами, потому что задача не стоит сделать фотореализм, а важно восстановить то переживание, которое побудило вас сделать это фото.
– Как вы нашли свой стиль?
Не сразу. Долго работал в разных стилях и техниках, и маслом писал. Зарабатывать ведь надо было. Рисовал для салона. Много искал. А потом в один вечер сделал маленький эскиз и понял – вот оно!… И все, поехало. Двадцать лет уже.
На второй день помимо зарисовок мы делаем длительную работу большого формата. Формат – А2. А времени… целый час! Александр сначала показывает технику работы, а потом отправляет нас в собственное плавание на заданную тему.
Сам он при этом тоже рисует. Ну просто фонтан воображения и творческой энергии!
– Вы член творческих союзов художников?
Нет. Может, и надо, но у меня нет времени заняться всеми этими формальностями.
Подытожу техническую часть.
Основные принципы работы Александра Воцмуша:
- Замес красок в гуашевых баночках
- Крупные заливки и резерваж
- Акварельные карандаши для деталей
- Техника сухой кисти для мягких краев
- Стилизация и упрощение. Упор на композицию.
Может показаться, что Воцмуш – очень “не от мира сего человек”, мол, со странностями, как все творческие люди. Возможно, так оно и есть. Он сохранил детский неравнодушный взгляд на мир, веру в то, что в творчество можно играть, он рисует в удовольствие. Далеко не каждый “нормальный человек” может себе это позволить. И каждый художник хочет.
Именно поэтому я, будучи на мастер-классе, старательно впитывала в себя идеи и творческую энергию Александра. И кажется, ему удалось дать мне хороший творческий пинок, который сподвигнет и меня к новым играм с акварелью…
Мои работы с мастер-класса А.Воцмуша можно посмотреть здесь
Рецепт успеха от Александра Воцмуша:
– Больше воды, выразительности, больше смелости!
– Отключайте голову!
– И меньше “работы”!!
Если вам понравился мой отчет, не стесняйтесь делиться публикацией в лентах соцсетей!
Прочитать об акварельных техниках других художников, подсмотренных мною на их мастер-классах:
- Елена Базанова и Сергей Курбатов
- Ла Фе (La Fe)
- Лю И (Liu Yi)
- Мигель Линарес Риос (Miguel Linares Rios)
- Сергей Темерев
- Альваро Кастаньет (Alvaro Castagnet)
Светлана
27.01.2015 at 18:18Марина, спасибо большое, как всегда, очень интересно, познавательно. А можно посмотреть, что получилось у Вас? Извините, если нагловато.
admin
27.01.2015 at 18:28Светлана, так в конце статьи же есть ссылка. http://newcolorlife.blogspot.ru/2015/01/blog-post.html
Людмила
27.01.2015 at 18:34Марина,творческий пинок от Воцмуша был очень- преочень эффективным!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
admin
27.01.2015 at 18:38Уже посмотрели мои результаты? 🙂 Ну, насколько эффективным – время покажет. Важно выйти на собственную орбиту…
Шинаглова
27.01.2015 at 18:35Я восхищаюсь! Просто чувствую как мне близка акварель , этот способ выражения окружающего мира.
Мне кажется, что я однажды видела акварели Этого художника в Праге и и стояла перед ними буквально “с открытым ртом”
Cпасибо за очень интересные информации
C уважением М. Шинаглова
admin
27.01.2015 at 18:39Он очень плодовит. Рисует стремительно. Так что посмотрите, в сети есть масса его работ.
Jekaterina Riga
27.01.2015 at 19:41Спасибо большое за отчет!!!
Яна
27.01.2015 at 20:14Может я и не очнь разбираюсь, но мне, Марина, ваши работы понравились больше, чем Александровы
admin
27.01.2015 at 20:57Ну, каждому, ведь, свое. Здесь вопрос не в зарисовках, а в финальных работах. У него они шикарные. Да и импровизации очень точные, с иронией, с выдумкой.
Kolena
27.01.2015 at 20:20Мариночка, спасибо за рассказ! Ходила сегодня на выставку. Мне показалось, что работы Воцмуша написаны на грунтованном плотном материале. Конечно всего несколько работ как-бы для ознакомления, надо его смотреть сразу в большом количестве, чтобы голова закружилась. Вообще на выставке очень много интересных российских художников, так бывает не всегда. Отношу это к хорошему вкусу организаторов. Ты не зашла там в магазинчик? Были кисти Rubleff микс.
admin
27.01.2015 at 20:57Заходила, но что-то не обратила внимание на кисти…
vera
27.01.2015 at 20:30Акварель это восхитительно, как-то не дооценивала раньше. Марина, большое спасибо за открытие!!!!
Ольга Новиченко
27.01.2015 at 20:56Очень интересно! Спасибо Мариночка!
Светлана
27.01.2015 at 21:33Марина, спасибо большое за этот репортаж. Очень интересно узнавать, как художники создают свои шедевры. У вас, кстати, очень здоровские рисунки получились. Мне особенно понравился слон, дамочки в платьях и о себе любимой. Да, и еще хочу поздравить вас с членством в Международном художественном фонде.
эльвира шангареева
27.01.2015 at 21:39Мариночка спасибо огромное за статью!!!!очень интересно было узнать про воцмуша!!!
Natalia Urban
27.01.2015 at 22:01Марина,спасибо ОГРОМНОЕ! Этот стиль показался созвучным моему внутреннему миру.Твои работы очень экспрессивно-улетательные 🙂 Особенно, директор цирка с женой.А может быть из всего этого нового материала родится новый МК:работа по смешанной технике:твоей и этого художника? Ты ведьтоже любишь причудливые переливания. Ты,пожалуй,единственный преподаватель, кто учится у других и делится новыми впечатлениями со своими учениками.И мы очень благодарны тебе за это!!!
Снова возвращаюсь к необходимости рисовать в sketchbook , а я так и не подружилась с привычкой ежедневных зарисовок. Стыдно…
Ирина
27.01.2015 at 22:18Земляк:)) Бывает в нашем Художественном музее(в Севастополе) на открытии выставок…Но конечно,побывать у него на МК,что-то запредельное…Марина,и поздравляю с исполнением мечты:)) Мне он тоже нравится своей легкостью,незамутненностью и мастерством! Его “странности” результат долгого творческого пути,ведь не сразу к этому пришел,многое пробовал,делал,чувствовал….и нашел -себя и признание!
Что-то моцартовское есть в его фантазиях…Мариночка,спасибо за репортаж-это так вдохновляет и наполняет! Твои работы с МК очень нравятся,есть эта легкая энергия!
Ирина
27.01.2015 at 22:21А “Пирамида” прямо у входа в заповедник-музей Херсонес,давно не была,надо посетить галерею
admin
28.01.2015 at 17:00Правда? Никогда не видела. Спасибо, буду знать. Обожаю Херсонес.
admin
28.01.2015 at 17:01Ирина, действительно, рисовать просто совсем бывает непросто, за этим – опыт… Спасибо!
Inna
27.01.2015 at 22:21Марина, огромное спасибо!
Виктория
27.01.2015 at 22:34Спасибо, Марина, действительно – прекрасные работы!
Алина
27.01.2015 at 22:58Марина,благодарю Вас за такое описание мастер-класса,как будто тоже там побывала.Очень интересно! Необычно!Новый взгляд! Вам огромное спасибо лично от меня.Благодаря Вам я поняла как обращаться с акварелью (без художественного образования)и полюбила ее.И вообще Вы вносите огромный вклад в развитие меня как художника(с удовольствием смотрю Ваши МК,уроки,чиитаю журнал,статьи).Благодарю от всей Души!
admin
28.01.2015 at 16:59Спасибо, Алина!
Ирина Голоднова
27.01.2015 at 23:50И я очень Тебе благодарна, Марина, за такую экскурсию к талантливому мастеру.И хотя мне его стиль изначально был не очень симпатичен, но с Твоей подачи я все рассмотрела другими глазами. Действительно, поток смелости и импровозации такой сильный, что сразу себя загоняешь в угол со словами: “так у меня никогда не получится, это не для меня “. Но потом ощущается что-то вроде магнетизма, хочется “зайти” в предлагаемый сюжет и поучавствовать там в карнавале, в общении с людьми и т.д. Успехов Тебе, наш дорогой Учитель.
admin
28.01.2015 at 16:59Ирина, спасибо! Твори!!
Наталия
28.01.2015 at 00:05Интересная техника, но какую надо иметь фантазию. чтобы из пятна получилось что-то живое, необычное и в тоже время простое! Марина, ваши работы просто здоровские! Если бы еще маленький мастер-класс от вас!
admin
28.01.2015 at 16:58Вы не первая спрашиваете. 🙂 Значит, включу что-нибудь этакое в свое выступление на фестивале.
Светлана Игнатова
28.01.2015 at 00:06Привет, Марина! Каждый раз с большим удовольствием читаю твои отчеты, а сегодня решила таки написать))).
Здорово!!! Это главная эмоция от просмотра картин Александра Воцмуша!
Все-таки чудно смотреть как взрослые люди пытаются писать по-детски, выключить голову и найти где-то в глубине подсознания своего ребенка! Здорово! ЖивО, искренне, ярко!
Я очень рада учиться у такого педагога, который сам всю жизнь учиться, не ставит рамок дозволенности, академичности, правильности. Спасибо тебе, Марина! Посмотрела твои работы с мастер класса Воцмуша – очень понравились коты и директор цирка с женой))). Тяжело рисовать по-детски, да, Марин!? Мастерство, как говориться, не пропьешь :-))), само все прорисовывается… Но есть над чем поработать ( в смысле учиться поменьше работать))) Удачи, Мариночка.
А мы, твои ученики, идем за тобой))).
admin
28.01.2015 at 16:57Светлана, благодарю за столь живой и эмоциональный отклик! Спасибо!
Елена , SPb
28.01.2015 at 10:55Марина! Спасибо большое за открытие для меня_ Александра. Какие волшебные, легкие картины… Хочется научиться рисовать в такой-же манере… Успехов всем!
Galina
28.01.2015 at 11:38Мариночка, спасибо за такой мощный экскурс в мастерскую Художника. Акварель для меня недосягаемый вид творчества. Возможно потому, что в ней каждый мазок – последний. Не поддающийся корректировке. Где начинается корректура – заканчивается акварель. Когда смотришь на работу Мастера, понимаешь, какая глубина за мнимой простотой. Марина, мне очень нравятся Ваши работы – нежные и экспрессивные одновременно!
admin
28.01.2015 at 16:56Благодарю! 🙂
Галина
28.01.2015 at 13:06Поймала себя на том, что пока смотрела и его и ваши картины и зарисовки, всё время улыбалась. Спасибо, спасибо, спасибо!!!
Евгения
28.01.2015 at 13:24Марина, спасибо, что делитесь с нами своими открытиями
Нина
28.01.2015 at 14:51Марина, спасибо за обзор и новую информацию! очень понравились работы Воцмуша и твои!!! ах, как хотелось бы так же легко и воздушно творить!
Борис
28.01.2015 at 15:58Марина, спасибо пребольшое!
Не понял технику “Техника сухой кисти для мягких краев”, можете пояснить? Мягкие края делаются с водой, не так ли?
Спасибо также за публикацию Ваших собственных работ с описанием намерений и оценок.
admin
28.01.2015 at 16:51Борис, эта техника в данном случае похожа на технику “сухой кисти” маслом. Воцмуш берет стертую до основания колонковую кисть, на нее краску сухо и растирает пятно.
Виктория
28.01.2015 at 20:23Марина, спасибо за такой подробный и насыщенный репортаж! Особенно понравились рецепты Александра, нахожу для себя что это очень очень важно быть в свободном состоянии и не циклиться на работе. А Ваши работы очаровательны!
Анна
29.01.2015 at 21:22Марина, спасибо огромное! Информация необычайно полезна и интересна! Его советы надо на стенку весить, однозначно! 🙂
Наталья
13.02.2015 at 13:26Марина, я восхищаюсь вами! И как человеком, и как художником! Откуда у вас столько энергии и столько неистощимого энтузиазма? Как вы все успеваете? Может вы приедете ко мне в Германию? Я бы с радостью приняла вас как гостью!
Наталья
13.02.2015 at 14:07Марина! Я прочитала сейчас вашу короткую биографию. Оказывается мы с вами земляки. Я тоже всю жизнь прожила в Комсомольске-на-Амуре. Только старше вас на 11 лет. Волею судьбы оказалась в Германии. Приезжайте в гости!
admin
18.02.2015 at 16:13Благодарю, Наталья! :))
Аноним
20.03.2016 at 13:54Спасибо, Марина! Фраза “не каждый “нормальный” может позволить, но каждый художник хочет” – самое в точку! В арттерапии, мне кажется, это огромный прогресс, когда ты рисуешь чувства, отбросив голову и стереотипы про свое умение, а особено, если ты учился рисованию :).
Анна
30.03.2016 at 12:55Спасибо, Марина, за открытие такого художника! Тронуло до глубины души! Открыло новые возможности ,даже не в смысле техники, а в том ,что не надо стеснятся своих мыслей ,воображения,придумок, снов-картин… просто живи и рисуй!)
Виктория
02.08.2016 at 11:31Спасибо за опыт, Марина! Я была на выставке Шумцова в Днепре, и да, таки, очень удивительно он обращается с акварелью, и, как-будто, ничего не боится) Из Ваших тренировок по Воцмушу особенно выразительны композиции № 8, № 18 и № 27, — отличная образность и атмосферность, так что, пора переходить на пенокартон;)
Аноним
28.12.2016 at 04:26Очень интересно! Эти работы напоминают иллюстрации старых детских журналов.Захотелось и попробовать, и перелистать.
Luiza
28.07.2017 at 11:15Спасибо, очень интересно! очень нравятся его работы!
Jolanta
05.03.2018 at 11:56Марина, спасибо огромное! Сюжеты мне чем-то напомнили нашего литовского художника графика Valentinas Ajauskas, как тесен и прекрасен наш мир.
Галия
15.06.2018 at 00:20Марина! Спасибо Вам большое за Ваш материал. Много полезного и интересного.
А я никак не начну системно заниматься по Вашим занятиям. Думала на пенсии будет больше времени. Поняла: надо садиться и рисовать!! Тогда и время появится. Я начну все сначала. С Азов в акварели.