Цветовой контраст в живописи
Слово “контраст” постоянно присутствует в нашей жизни. Особенности человеческого глаза таковы, что в зависимости от окружения один и тот же оттенок цвета может выглядеть по разному. Цветовой контраст — это разница между оттенками цвета.
Сегодня речь пойдет об акценте в живописи, который достигается именно посредством контрастов.
Статья и иллюстрации – John Lovett
Цвет является одним из самых мощных имеющихся у нас инструментов для создания художественного образа в живописи.
Существует ряд теорий, описывающих различные подходы к гармоничному сочетанию цветов, но самое простое правило, которое нужно помнить – это использование силы дополнительных цветов.
Чтобы цветовые акценты, основанные на дополнительных цветах, давали необходимое воздействие, вся картина должна быть построена на нюансных цветах (с помощью группы соседних цветов в цветовом круге). Цветовой акцент при этом будет являться дополнением к группе этих соседних цветов.
Выбирая настроение и образ, которое вы хотите передать в вашей картине, выберите группу доминирующих цветов.
Например, для изображения старых обветшавших стен домов подойдут доминирующие цвета: теплый красный / оранжевый / желтый, а для изображения вечернего пейзажа с флотом рыболовецких судов более всего подойдут сочетания холодного синего и зеленого.
Это простая система, и она всегда дает хорошие результаты.
Цветовой контраст: примеры использования
Наш первый пример акцентирования цветом использует группу нюансных цветов, которая включает в себя все оттенки зеленого от синего-зеленого до желто-зеленого.
Они контрастируют с взаимодополняющим их холодным красным:
Картина “Облака Dunedin” использует ряд зеленых цветов, уходящих в синий, и сопоставляет их с небольшим красным пятном в композиционном центре.
Подобная же система цвета используется и в этой картине “Через залив”.
Крыши зданий на набережной – это яркий розовый, сильно контрастирующий с окружающими массами синего и зелёного.
Мастер-классы John Lovett:
Теплая группа нюансных цветов от красного до желтого и оранжевого была выбрана, чтобы изобразить ржавый вид этого старого грузовика. Небольшой участок синего над передним колесом и знак за кабиной разбивает общую теплоту и создает визуальный центр.
Здесь вы видите нюансную группу теплых цветов от ализарина розового до грязно-оранжевого.
Наш цветовой круг показывает насыщенные цвета, но составные цвета с белилами и черным здесь тоже могут быть использованы.
- Насыщенные цвета – это все чистые цвета цветового круга. Это либо основные цвета спектра, либо их смешение: например, красный + оранжевый дают красно- оранжевый и т.д.
- Составные цвета представляют собой смесь, содержащую все три основных цвета – это все коричневые, охра, хаки и т.д.
- Нюансные цвета – любые группы цветов рядом друг с другом в цветовом круге – красный, красно-оранжевый, оранжевый.
- Дополнительные цвета – цвета, расположенные цветовом круге друг напротив друга – красный и зеленый или синий и оранжевый цвета.
Теплые розовые, красные и оранжевые цвета этой старой двери и стен контрастируют с небольшим количеством ФЦ синего / зеленого на стеклах окна.
Стены и дверь представляют собой сочетание составных и насыщенные цветов в нашей нюансной группе.
Наша нюансная группа здесь варьируются от ультрамарина через кобальт до голубой ФЦ. Контрастная группа теплых оранжевых цветов представляет собой смесь охры и ализарина розового с заливками краплака.
В следующей картине, которую вы будете рисовать, постарайтесь не зависеть от цвета ваших объектов.
Вместо этого, найдите нюансную группу цветов, которые подходят для объекта, а затем вводите небольшое количество контрастного цвета, чтобы создать акцент.
Это простая формула, дающая отличные результаты.
Автор статьи и иллюстраций – John Lovett
Перевод – Марина Трушникова с разрешения автора
Копирование данной статьи без разрешения авторов запрещено.
Поделитесь материалом в лентах своих соцсетей!
marinad
04.11.2015 at 16:46Марина, мне кажется, что аналог для Permanent Rose – карминовая, а не алая. Ловетт показывает свой персональный цветовой круг из красок, которыми он пользуется, и вместо теплого красного у него смесь Permanent Rose и хинакридона золотистого. Получается, что все краски у него относительно холодных оттенков- Phthalo Blue, Ultramarine Blue, Permanent Rose and Alizarin Crimson, и только один хинакридон теплого оттенка. Удивительно!
Слава
29.03.2017 at 04:13Так много раз встречалась с выражениями типа “холодный красный”, “теплый синий” и т.п., но никак не могу их понять. Все пишут так, как будто само собой понятно, что это 🙂 Но не мне 🙂 Как красный может быть холодным, а синий – теплым? И как понять, что такое “холодные” и “теплые” теплые цвета и “теплые” и “холодные” холодные? 🙂 Какие из цветов – какие? Как их различать? Есть ли где-то понятное объяснение? Буду благодарна.
Марина Трушникова
29.03.2017 at 13:41Понятное и практическое есть в моем курсе “Основы цветоведения в живописи”.
Вкратце, у каждого оттенка есть оттенки более теплые или более холодные в зависимости от присутствия в оттенке другого цвета. Если в красном больше оранжевого – он теплый, если кармина, краплака – холодный.
Анна Маер
25.11.2019 at 12:35Я тоже не все понимаю….но уж теплые и холодные цвета .. узнать не трудно …Солнце оно какое …теплое .. жёлтое…и красное. . Оранжевый цвет тоже тёплый… ..бывает…холодное это синее ….фиолетовое. ..белое тоже. ..холод… зелёный это нейтральный…однако если к зелёному добавить жёлтый…получится тёплый цвет…..а к красному добавить синий пллучится холодный цвет и т.д…Но это не так важно…важней разобраться в тонах …Вот это настоящий ребус ..однако потихоньку …если интересно всему можно научиться…!!!!
тамара алексеевна веретенова
03.06.2018 at 17:19прекрасные наглядные снимки. Марина, простой и ясный перевод. ” повторение – мать учения”, читала с удовольствием, улыбалась.. Благодарю за качество работы и доброту сердечную.
Гадыл
20.04.2020 at 11:05картины получаются как фотографии, может так задумано. Почему так далеко расположены объекты, где люди . тон проблема чувствуется. цвет чистый спектральный нужно подчинить идее картины.