Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Черный цвет в акварели: как использовать с пользой для картины
черный цвет в акварели

Черный цвет в акварели: как использовать с пользой для картины

К вопросу использования черного цвета в акварели художники подходят по-разному.

Предлагаю вам посмотреть на этот вопрос с точки зрения художника Джона Ловетта, перевод чьей статьи мы вам предлагаем:


Источник перевода: https://www.johnlovett.com/black-watercolor


Студенты часто спрашивают, использую ли я в своих картинах акварель черного цвета. Если не считать нескольких экспериментов с черной гуашью, то мой ответ - нет.

Я считаю, что готовый черный цвет в акварели слишком мертвый и нейтральный. Это, безусловно, вносит в картину значительную долю тонального контраста. Но, делая темные тона либо холодными, либо теплыми, мы придаем работе гораздо больше жизни.

Моя цветовая палитра очень проста.

При использовании прозрачного желтого (Индийский Желтый или Хинакридон Золотой) можно смешать чрезвычайно насыщенные темные тона. Их можно "согреть",  добавив больше Ализарина и Хинакридона Золотого, или "охладить", добавив больше Ультрамарина.

А тщательно сбалансированная смесь оттенков, при необходимости, даст вам нейтральный темный цвет.

Чтобы смешать действительно насыщенные темные тона в акварели, важно использовать много пигмента и очень мало воды.

  • Не мойте кисть между погружениями в разные цвета на палитре - это только разбавит смесь.
  • Убедитесь, что у вас выдавлено много краски - вы не сможете смешать темные тона с минимальным количеством краски на палитре.

Перманентный Малиновый Ализарин, Хинакридон Золотой и Французский Ультрамарин можно смешивать для получения теплого, нейтрального или холодного черного.

Эффект теплых и холодных темных оттенков можно увидеть на этих двух скетчах ниже.

Темный оконный проем в первом примере окрашен в теплый темный цвет и кажется более близким и менее прозрачным, чем холодная отступающая темнота во втором примере.

Теплый темный оконный проем кажется тесным и плотным. Прохладный темный оконный проем создает ощущение прозрачности и кажется отдаляющимся.

Мы можем использовать в своих картинах уходящую/наступающую природу холодных/теплых темных оттенков. Регулируя цветовую температуру черного, мы можем управлять ощущением глубины в нашей работе.

На этой картине холодный черный цвет в тенях и пустотах здания отступает. Теплые черные оттенки пальм на переднем плане выдвигаются, разделяя деревья и здания, добавляя впечатление глубины.

Как получить нейтральный черный цвет в акварели

Иногда тени на картине могут казаться плоскими и безжизненными. Обычно это происходит потому, что они нейтральны и не склоняются в сторону прохладных или теплых оттенков.

Чтобы решить эту проблему и вернуть эти участки картины к жизни, достаточно лишь немного добавить в них чистого Ультрамарина или Ализарина.

Темные тени под полосатым навесом оживают благодаря нескольким мазкам Ультрамарина. В данном случае я использовал ультрамариновую гуашь прямо из тюбика.

При высыхании гуашь становится ровной, непрозрачной и более заметна на темных тонах, чем подобный акварельный оттенок.

Здесь область нейтральной темноты оживлена несколькими пятнами чистого Ализарина Малинового.

На рисунке ниже Ультрамариновая Синяя гуашь была добавлена к некоторым оконным стеклам в фокусной области, а так же в тень под аркой туннеля. Это помогло разбавить сплошную нейтральную темноту,  добавило картине разнообразия и создало ощущение глубины пространства.

Легко попасть в ловушку, если просто наносить темные оттенки, не задумываясь об их цветовой температуре.

Удивительно, насколько простая настройка на тепло или охлаждение, а так же добавление нескольких пятен ультрамарина или ализарина могут повлиять на динамику цвета вашей готовой работы.

Автор статьи: John Lovett.     Перевод: Анна Орлова. 

Источник: https://www.johnlovett.com/black-watercolor


Понравился материал? Поделитесь им в соцсетях:

Больше полезных материалов:

Ограниченная палитра цветов акварели = Неограниченные возможности моей пленэрной палитры.

Читать далее...
тестирование акварели

Какие цвета оставить в своей палитре? Тестирование акварели.

Читать далее...
24 комментария
  • Алла Викторовна
    18.08.2020 at 16:04

    Вы – мой первый учитель в акварели, спасибо, что вы училка СССР -овских времен, помните своих учеников

    • Марина Трушникова
      19.08.2020 at 00:21

      Ну, не настолько я древняя… Союз развалился раньше, чем я начала преподавать в 1996м 🙂

  • Елена Дугина
    18.08.2020 at 16:28

    Спасибо, Марина! Очень своевременная статья, теперь понятно, почему темный цвет на моих рисунках безжизненный и плоский. Буду дальше учиться.

  • Ирина Климова
    18.08.2020 at 17:36

    Очень полезная статья, огромное спасибо!

  • Гуля
    18.08.2020 at 18:02

    Спасибо! Очень во-время…

  • Luiza
    18.08.2020 at 18:03

    Спасибо! Очень полезно!

  • Марина
    18.08.2020 at 23:04

    Марина, спасибо большое! Даже через статьи мы получаем от тебя полезную информацию.

    • Марина Трушникова
      19.08.2020 at 00:23

      Пожалуйста. Спасибо автору, Джону Ловетту.

  • Наталья
    18.08.2020 at 23:58

    Марина, спасибо за статью! Как всегда и приятно, и полезно почитать)

  • Natalya
    19.08.2020 at 00:58

    Спасибо))) то, что было нужно!

  • ЗОЯ АЛЕКСАНДРОВНА
    19.08.2020 at 09:58

    не любитель коментарий но тема уж больно интригующая особенно после черного квадрата Малевич Ваш взгляд? с уважением З А

    • Марина Трушникова
      21.08.2020 at 18:27

      Зоя Александровная, я не поняла вопроса. Вы спрашиваете о моем мнении о “черном квадрате”? 🙂

  • ирина
    19.08.2020 at 10:20

    а считают ли за черный в акварели серую пейну?
    я недавно его использовала “вместо маркера” для черной мелочи. выглядит как черный.
    но не приходилось пробовать на больших участках.

    • Марина Трушникова
      21.08.2020 at 18:26

      Я использую именно Серую Пейна, не использую черный. Но именно для смешения с холодными цветами. Глубокий черный нейтральный Пейна вам не даст, у нее в составе синяя и фиолетовая, помимо черной.

  • Марина
    19.08.2020 at 18:03

    Спасибо большое за статью! Марина, как вы считаете, если черную акварель смешивать с теплыми или холодными оттенками (черный пигмент, конечно будет преобладать в этом соотношении), то таким образом тоже можно добиться тепло-холодности черного цвета, я правильно понимаю?

    • Марина Трушникова
      21.08.2020 at 18:25

      Да, Марина, все верно. Я в своей практике использую вместо ахроматического черного цвета краски Серую Пейна как холодный черный и сепию как теплый оттенок.

  • Юлия
    20.08.2020 at 05:04

    Мариночка, спасибо, очень полезная и очень своевременная статья. Действительно, всё гениальное – просто!))

  • Екатерина
    20.08.2020 at 11:34

    Мариночка. Очень прям кстати эта статья. Так важен ваш ритм таких рекомендаций. Спасибо огромное. Познаем с твоей помощью сказочную и волшебную АВКАРЕЛЬ.

  • Надежда
    20.08.2020 at 11:49

    Добрый день! Спасибо большое, Марина! Признательна Вам за предоставление статьи и ее перевода. И хотя я много старше, я считаю Вас своим наставником по укрощению акварели. Конечно надо работать и работать, но именно Вы показали мне первые шаги, которые надо правильно сделать.

  • Елена
    21.08.2020 at 19:10

    Теперь все стало понятно отчего меня темные мазки (на грани черного) не удовлетворяют, совершенно не думаю о температуре цвета. Спасибо, Марина!!!

  • Лариса
    23.08.2020 at 17:15

    Спасибо большое, Марина! Очень нужная статья.

  • Татьяна
    25.08.2020 at 23:35

    Спасибо огромное! Очень наглядно и полезно.

  • Наталья
    09.10.2020 at 16:53

    Спасибо за статью!!!! Я вдруг поняла то, что чувствовала до этого только интуитивно, а теперь все стало понятно!!!! Очень полезная информация!

  • Светлана
    19.10.2020 at 18:58

    Спасибо, необходимые сведения. Плюс ваше дополнение.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ