Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Что ценнее в современном мире: искусство в музее или собственное творчество?

Что ценнее в современном мире: искусство в музее или собственное творчество?

Темы смысла творчества и любительства в искусстве, которые я затронула ранее, получили широкий отклик, поэтому я рискну продолжить.

Стучусь к вам с новой идеей на «подумать, обсудить».

Начало здесь:


И, да, если вы помните, началось все с пианино из моего сна. Надеюсь, вам интересно, что же из этого вышло. 

Ободренная вашими советами, я пошла навстречу своему желанию учиться музыке.

Расскажу чуть подробнее про свой первый опыт, поскольку многие из вас узнают в этом собственный опыт в рисовании. И в этом будут поучительные выводы.

Сначала, чтобы проверить, что мое желание музицировать - не сиюминутная блажь, я попросила у соседа синтезатор и пару дней экспериментировала, извлекая из него звуки. Мне понравилось.

Я почувствовала себя исследователем в новом мире, в котором ранее была «полным нулем».  Давишь клавишу - звучит! Нажмешь вторую - ого! Вот так звучит красиво, а так -дурно. 

Я радовалась как ребенок. Я рождала свою(!) музыку.

Правда, я не смогла бы ее ни повторить, ни сыграть кому-то. Эта импровизация рождалась и умирала тут же. В ней были как гармонические переливы, так и сплошная какофония. 🙂 Но эта музыка и это творчество радовали меня. И только меня…

Могло ли это продолжаться долго? Наверно, могло. Я бы продолжала радоваться своим открытиям и, потихонечку запоминая сочетания клавиш и звуков, начала бы все чаще производить на свет что-то гармоничное… А родилась бы с идеальным слухом и выдающимися способностями к музыке, так и вообще бы начала сама музыку подбирать или сочинять...

Но, как человек социума, я решила, что нет смысла самой изобретать велосипед, надо идти учиться! Нотной грамоте и технике игры.

В общем, купила я цифровое фортепиано и онлайн курс по игре на нем.

Хм, к слову сказать, прежде чем приступить к обучению, я поймала себя на том, что потеряла к игре интерес. Неделю инструмент стоял беззвучно. Был какой-то внутренний ступор, который мешал мне…

Усилием воли и пониманием, что деньги потрачены немалые, я его преодолела и открыла курс.

И… до чего же интересный мир мне открылся! Шквал новых терминов, крючков и закорючек нотной грамоты, новые правила и закономерности звука! Я опять почувствовала себя исследователем, дешифратором всех этих тайн музыки.

И было радостно, что часть этих правил я открыла для себя до обучения, в период интуитивного изучения инструмента.

Теперь я прилежно учусь, уделяя музыке час, а то и два в день.

И, знаете что… Я заметила, что обучаясь технике игры,  я не могу фокусироваться сразу на всем: на счете, клавишах, пальцах, нотах и звуках. Я почти НЕ слышу мелодию, которую я играю!

Т.е. если до обучения я наслаждалась МУЗЫКОЙ (ну, ладно, сочетанием звуков, но своих), то теперь я вроде правильно играю мелодию, но я ее не слышу! Весь мой фокус внимания уже не на наслаждении от звуков, а на ПРАВИЛЬНОСТИ результата игры. И удовольствие зависит от того, правильно я сыграла или нет.

Вам это ничего не напоминает? 🙂

Не подумайте, что я умаляю ценность обучения. Нет, конечно. Я хорошо понимаю, что это этап роста. Этап становления. Нужно научиться технике до автоматизма, а там уж и до импровизации опять можно дойти. И получать удовольствие совершенно иного уровня. И дарить его своей игрой другим. Так ведь?


Возвращаясь к теме про любителей и профессионалов. На каждом уровне свои «плюшки», свои радости. И выбор оставаться любителем и наслаждаться своим творчеством в одиночестве или становиться профессионалом и радовать искусством других каждый делает сам.

Ясен пень, в музыке мне достаточно быть любителем и эгоистично принимать все радости и пользу музицирования для себя одной. 🙂


А вот теперь тема для обсуждения.

Как художник я порой задумываюсь о значении искусства. Вот именно Искусства с большой буквы.

ДЛЯ ЧЕГО ЛЮДЯМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО? 

Что оно дает? Какую пользу?

Вот давайте сейчас честно, отбросив стереотипные убеждения про то, что «искусство спасет мир», «искусство очищает душу» и прочее.

Какую пользу человечеству несет картина в музее? 

Что дают нам те произведения, которые мы с чистой совестью называем искусством?

Пекарь дает нам хлеб, сапожник - сапоги, врач лечит людей. Их работа имеет понятную ценность, их жизнь - понятный смысл.

В ЧЕМ СМЫСЛ работы и жизни ХУДОЖНИКА?

Быть может, искусство действительно кому-то улучшило настроение? Кого-то вылечило? Воодушевило? Заставило задуматься или изменить свою жизнь?

Возможно. Но далеко не каждая картина, согласитесь. И если искусство как-то влияет на общество, то какие картины я, как художник, должна рисовать, чтобы они действительно что-то меняли в мире? 

Высокие цели, правда? И для многих-многих художников они романтически-недостижимые.

А вот теперь, внимание! Вопрос.

Сравните влияние чужой картины на вас и вашей собственной.

Сколько эмоций вы испытали, пока рисовали? 

Какие чувства испытали, какие осознания вам пришли? 

Сколько времени вашей жизни занял процесс творчества? Чем было наполнено это время? 

Какой опыт при этом получили ваш разум, чувства, душа?

Даже негативные эмоции, критика себя, бесчисленные попытки и отчаяние - все это было частью вашей жизни и бесценного опыта души, не так ли? Что уж говорить о позитивных ощущениях и радостных открытиях, которые дарит занятие живописью.

Редко какая картина способна произвести такое впечатление! И делать это неоднократно.


Так вот подумайте, что же ценнее лично для вас - великое искусство или личное творчество?

И нужно ли себя терзать, что ваша живопись - не искусство?


Наше время уникально. Художник потерял значение фотоаппарата, который сохраняет для потомков образы или украшает интерьер. Фотография сделает это лучше. 

У живописного искусства  должна быть какая-то иная цель, если оно должно нести пользу.

И в то же время творчество стало демократичным, доступным каждому. Теперь любой может рисовать и получать радость от этого процесса.

Так может, сейчас наступили времена, когда сам процесс творчества стал важнее искусства? Ведь он, процесс,  гарантированно оказывает большее влияние на человека. Развивает мозг, дает новое видение красоты мира, позволяет отдыхать от привычной рутины, улучшает настроение…


Знаете, я точно никогда не буду великой пианисткой. И даже для друзей вряд ли что сыграю. Но я безмерно ценю тот опыт, который дает мне обучение и бездумное бряканье по клавишам. 


И комментарии типа «Мне со своим музыкантским опытом странно было читать подбадривающие комментарии людей не просвещенных, по поводу занятий музыкальным инструментом. Представляю сколько ждёт разочарований…» вызывают у меня улыбку. 🙂


Обсудим?

Сразу скажу любителям все утрировать и делать вывод по заголовку - я НЕ считаю, что мировое искусство не имеет ценности для человечества.

Вопрос в другом - что оказывает большее влияние на людей сейчас? Смотреть или творить самому?

И если рисовать самому важнее, то есть ли смысл критиковать себя за то, что твои картины - не Искусство?

Другие статьи в блоге:

66 комментариев
  • Елена
    06.08.2020 at 18:10

    Как всегда, очень интересно читать Ваши письма. Интересно поставлены вопросы, и тут же оставлены нити ответов. У меня не так развито литературное начало, поэтому всего несколько слов. Для меня это совершенно две разные вещи, как молоко и влюбленность. У каждой предназначение свое. И нельзя сказать, что что-то важнее. Но я рада, что Вы подарили мне возможность учиться, а значит, больше узнать мир, пока (как это ни пафосно) существую.

  • Margaryta
    06.08.2020 at 18:34

    Здравствуйте, Марина, и спасибо за Ваш опыт и интересную статью.

    По-моему, ставить вопрос о том, что ценнее не имеет смысла. Ценно абсолютно всё, и оно имеет место быть.

    Например, искусство может быть очень ценным для людей, которые, скажем, им не занимаются. У меня был случай, когда я с группой сокурсников попала в музей Жана-Мишеля Фолон. До этого я не интересовалась акварелью вообще. А в музее я попала в сказку. Этого художника-скульптора в начале на его родине в Бельгии не понимали и считали, что он пишет ерунду. Успех к нему пришёл в Америке.
    А в музее, кроме его многочисленных работ в разных техниках, были документальные фильмы, где он рассказывал и показывал как создаёт свои работы и о своей любви к акварели. Эти фильмы изменили моё отношение не только к акварели, но и к искусству вообще. Я вообще потом ходила, наверное, месяц под впечатлением этого визита и в моей душе пели птицы, которых много в работах этого художника.
    Про собственное творчество, могу сказать, что труднее всего определиться с целью. И от этого зависит то, что творчество принесёт конкретно этому человеку. Я для себя решила, что я буду писать картины для моего удовольствия, поэтому всё, что я делаю, приносит мне радость. И когда мне не хочется рисовать, я спокойно не рисую, а обдумываю мои будущие сюжеты.
    Я общаюсь в чате с такими же художниками, как и я. Есть талантливые люди, работы которых поднимают настроение. А есть люди, которые пишут долго, по МК, у них очень много ошибок, так как нет базы, их картины не всегда хороши, но они очень огорчаются, что не могут их продать. Они сами считают, что написали здорово, а другие их хвалят, чтобы тем было приятно.
    В любом деле, не только в искусстве, есть понятие профессионализм. Сейчас нет канонов что правильно, а что не правильно. Если знаменитый художник напишет каляки-маляки, то их у него купят, так как он известен, он себе сделал имя. А если любитель напишет каляки-маляки, то тут зависит от его настроя. Если он сделал это с удовольствием, ничего не ожидая в обмен, то польза ему будет. А если он хочет заработать на этом или прославиться, то вряд ли у него это получится.

  • Гуля
    06.08.2020 at 19:11

    Очень согласна с Margaryta
    Я решила, что у меня есть хобби, поэтому рисую. Конечно, получить деньги за работу – это неплохо, хоть какой то доход всегда к месту, но он не самоцель. Мне чаще всего неинтересно выставлять результат, оформлять картины в паспарту или рамки, но я это делаю, хоть и не со всеми работами.
    Меня артинг спасает от тоски.

  • Olga
    06.08.2020 at 19:13

    Интересное продолжение темы. Восприятие искусства очень индивидуально. Здесь как и в любой отрасли нужны знания предмета. Как любитель я люблю рассматривать картины, которые мне понятны. Не обязательно великих живописцев, но такие которые дают понять о чем речь. Что мне это даёт? Эстетическое наслаждение. Мне приятно смотреть на красивые цвета, формы, возможно узнавать сюжет и просто получать позитивные эмоции. Мои произведения иногда меня радуют, мне нравится разглядывать мои удачные рисунки и думать: неужели это я? Это тоже вызывает во мне позитивные эмоции. Это как читать книги, если сюжет интересен хочется чтобы книга не закончилась слишком быстро, хочется продлить удовольствие. В случае, если я писателя не понимаю, чтение превращается в тягость и после нескольких страниц книга откладывается на неопределенный период. Также и в изобразительном искусстве, то чего я не понимаю не вызывает во мне эмоций несмотря насколько это произведение высоко ценится специалистами. Моё мнение ценно то, что чувствуется хорошо и значимо для индивида, но так как мы все очень разные, то и ценности у нас тоже разные.

    • Olga
      07.08.2020 at 12:41

      Конечно, искусство возвышает и развивает. Но для того чтобы развиваться нужно учиться, набираться опыта, понимать искусство. Без понимания, восприятие искусства будет очень упрощённым.

  • Аноним
    06.08.2020 at 19:35

    Спасибо ,Вам,Марина за рефлексию и за искренность.

  • Алла
    06.08.2020 at 19:45

    Здравствуйте. Очень интересная тема. Искусство и каляки-маляки.Люблю ходить на выставки. Люблю рассматривать работы мастеров. Не скажу, что все картины вызывают восторг и восхищение. Но все равно люблю, все равно нравится. Есть работа души, есть эмоции. Но это эмоции постфактум. Имеется ввиду не то, что приходят после встречи с картиной, а то что это не те эмоции, которые испытывал автор во время их написания.
    Я немного рисую. Мои рисунки – это те самые каляки-маляки. Но сила эмоций во время их написания гораздо больше и значимей, порой, чем сила эмоций от просмотра чужой картины. Да, после того как рисунок создан идут совсем другие эмоции!
    Искусство с большой буквы важно и его значение для культуры человека, его формирования, для его души нельзя не дооценить! Но чувства, человека рисующего каляку-маляку, для своего самовыражения, от своего творчества, не менее важны и значимы.
    У меня два внука, калякающих вместе со мной, и я никогда не рассматриваю их работы с точки зрения “это каляка”. Я вижу, что по мере роста стопки с каляками растет и их критичность к своим работам. Они уже по-другому ведут себя на выставках, у них появляется интерес к картинам. Я думаю, что это результат работы их души, результат тех эмоций и чувств, которые они испытывают, создавая свои каляки-маляки.
    Не думаю, что у взрослых душа работает по-другому. Поэтому: ДА ЗДРАВСТВУЮТ КАЛЯКИ-МАЛЯКИ!

  • Светлана
    06.08.2020 at 19:55

    Марина, здравствуй. Спасибо большое за письмо. Я очень рада, что ты позволила своему желанию заниматься музыкой развиваться дальше. По поводу вопроса что важнее… У меня есть знакомые, которые «не вылазят» из музеев, по много раз обходят Эрмитаж и наслаждаются картинами, но их не заставить взять в руки хоть что-то, что может оставить след на бумаге. У них нет потребности в этом. Другие же рисуют по мастер-классам, стараются повысить свой уровень, как художника, и у каждого для этого причины свои. В моей жизни рисование возникло внезапно, как ступенька на пути саморазвития, когда поняла, что хочу нарисовать, но, не зная азов, получается каляка-маляка, совершенно непохожая на образ в голове. Расстройство, да и только! Мастер-классы мне были не интересны, т.к. рассказывали как нарисовать конкретный предмет, сюжет, образ, но не выдавали секрета почему именно так. Я очень рада, что именно в этот момент моих мытарств ты объявила о последнем наборе в свою школу и я в нее попала! Безумно тебе благодарна!!! И хоть я еще ее не закончила, и впереди у меня еще 4 месяца, уже давным-давно могу твердо сказать, что ты закладываешь твердую базу основ рисования и своими заданиями позволяешь почувствовать самостоятельность в создании работы, при этом аккуратно поправляешь ошибки, потому что все именно так, как ты написала про занятия музыкой: «я не могу фокусироваться сразу на всем»! Я не знаю для чего рисование именно мне, и что из всего этого выйдет в итоге, но, когда я рисую, я чувствую себя лучше и понимаю, что это правильно для меня.
    В последнее время всё чаще замечаю, что разным людям нужно и нравится разное, и если каждый идет по зову своей души и занимается тем, чем ему нравится, то всё это вместе составляет единое, гармоничное, красивое целое. А “делай как я”, или “давайте будем все делать как он” почему-то не срабатывает.

  • Нина
    06.08.2020 at 19:57

    Я думаю, что если бы не любила картины мастеров, то и не начала бы сама рисовать. Чувства от процесса рисования – это уход в астрал, а от созерцания шедевров – это восхищение и удивление.

  • Татьяна
    06.08.2020 at 20:03

    Марина, благодарю сердечно за эту статью! Она распутывает сумбурные мысли по поводу собственного творчества и направляет их в верное, продуктивное русло.

    Твои письма похожи на камертон – они помогают заново настроить душу, которая норовит расстраиваться из-за критики или самокритики, настоящей или надуманной..

  • Мария
    06.08.2020 at 21:27

    Марина, огромное Вам спасибо за все, что Вы делаете! У меня с живописью происходит все так как у Вас с музыкой. Да, я не профессионал, но когда передо мной белый лист бумаги я испытывают трепет. И я точно знаю, если не отсупаться, то в любом деле рано или поздно станешь мастером. А по поводу каляк-маляк и великого искусства вот какой вопрос у меня: Черный квадрат Малевича это искусство или каляка-маляка? Или, напрмер, творчесво Ван Гога?

  • Irina
    06.08.2020 at 22:20

    Марина, подписана на Ваш журнал, читаю то, о чем Вы пишите, в частности, об искусстве. Одно из определений искусства: “Искусство – один из множества способов исследования мира”. Еслипринять определение, то все становится на места: ребенок берет карандаш и начинает визуально изучать мир. Если ему интересно, задачи усложняются и со временем это превращается в профессию, как и любое другое дело или увлечение. Если со временем появляются другие приоритеты, бросает это дело. Но ключевое слово”исследование”. Да, присутствуют и озарение, и вдохновение, и состояние души. А в каком деле, если человек его делает талантливо, не требуется вдохновения? Даже борщ можно сварить гениально. Нужно ли учиться? Да, нужно. Как и любому другому делу. И неважно, какой у человека уровень, на котором он готов остановиться, любительский или высокопрофессиональный. Правда есть один момент: на этом пути остановиться не получится))) Но это-то и прекрасно…

  • Оля
    07.08.2020 at 00:22

    Марина,Вы стали заниматься музыкой по зову души-Вы услышали ее – это не случайно и здорово..А вся неразбериха и путаница,как пена,со временем осядет,это всегда бывает,когда учишься чему-то совершенно новому и сложному,еще и сам. На фото Вы смотритесь отлично.А теперь ,по моему опыту,нужно четко определить цель-для чего все это.Можно научиться играть по нотам небольшие красивые (несложные) произведения-такие есть и в классике,и в эстраде или научиться подбирать на слух любимые песни и при этом напевать их,или…Я сама прошла через подобное.С детства мечтала играть на гитаре,аккомпанируя себе,а родители отдали на фортепиано.Отучившись 2 года,поняла-не мое.Потом дочку отдала на гитару(она,кстати, закончила курс),дочка приболела,а уроки были оплачены и я взяла у ее педагога 4 урока-постановка рук,популярные аккорды и как связать одно с другим.Начала с самого простого,каждый день понемногу и скоро результаты порадовали,в итоге играю около 50 песен-Окуджава,Высоцкий,Розенбаум,песни из фильмов,романсы,студенческие и др.Есть еще куда развиваться.Что сказать-получаю удовольствие,аккомпанируя себе,поднимаю настроение,играя любимые мелодии.Играю не на публику,хотя раньше в компании таких же гитаристов-бывало,но,в основном,для души.,для себя.И Вам успехов. А по поводу творчества…Мне дочка купила пастель,краски,кисти,бумагу и сказала мне,что я -человек творческий и должна им заниматься,а не на лавочке сидеть,как другие-пришлось попробовать-получилось!-и масло,и масляная пастель-все в удивлении приятном,а для меня это,как волшебство,состояние,как в трансе,ты прямо там,в том,что творишь.Когда работа закончена,то как будто весь выложился,до остатка.Сделала дома маленькую выставку,мне работы мои нравятся и расставаться с ними жаль.Приходил мастер по компу,так сказал,что мои работы лучше,чем выносят городские художники на продажу.Вот такие каляки-маляки у меня . Оля

  • Ирина Клишевич
    07.08.2020 at 01:54

    Добрый день!Марина,я восхищена твоим стремлением заниматься музыкой!Мне не хотелось писать о том,что для профессионализации или хотя бы для приближения к этому нужен хороший инструмент,т.к.это стоит серьезных денег.Но ты это сделала!Теперь главное не сдаваться!Так же как в живописи есть скучные штудии,так и в музыке есть гаммы и этюды,не игнорируй их.Все будет получаться,сравнивай себя вчерашнюю с сегодняшней,тем более что ты уделяешь занятиям 2часа в день,это хорошее время для ожидания результата.Делай аудио-записи своих достиженийСтарайся месить клавиши глядя в ноты,а не на руки.Щупай их и щупай,ориентируйся на две чёрных и три чёрных.Ты такая чувствительная,что очень скоро все начнёт получаться.В общем В ДОБРЫЙ ПУТЬ!!!
    Теперь по теме.Музыка как и живопись открывают форточку в голове каждого ими занимающимися.Даже если это не становится профессией и не приносит денег.Ты становишься другим без сомнения.И дети занимающиеся музыкой или рисованием-это другие дети.Так же и взрослые,занимающиеся или нет-это другие люди.Спасибо тебе большое за твою любовь к своему делу.Я очень много получила от очных и заочных занятий с тобой.Восхищаюсь твоими картинами и удивляюсь твоему таланту как педагога.Мы ведь как правило или испонтители или преподаватели,это редко совмещается в одном человеке.У музыкантов,по крайней мере))Успехов тебе на всех поприщах!!))

  • Осипова Татьяна СПб
    07.08.2020 at 04:36

    Про фильм, отвечу словами Веры: «если бы я в это верила, я бы давно в дурдоме была». Я не верю этому фильму. Внешне, только внешне, главная героиня, напомнила мою знакомую, ей ~ 45 лет, она уже на пенсии, потому что работала на зоне с трудными подростками, в том числе применяя художественную терапию. Да, тяжёлая работа, и на пенсию раньше выходят не запросто так. Но, даже в период её усталости и выгорания, я работала с ней и видела, что она не убита. Работая с человеческими душами, нужно быть профессионалом и работать в команде, в связке, с взаимной страховкой и поддержкой, постоянно развиваться, как и любому творцу.
    А не надо быть простым карандашом, как эта Антонина, да карандаш легко сломать, а вот связку нет. И этими связками, стайками, стаями ещё пользуются и имитаторы, те, кто сам пока не может творить, а лишь паразитирует, все эти бандитские кланы и мафии, с дружбанством (друдж – кстати созвучно, в переводе «ложь»), когда за другана прибьют, отомстят, даже если он сам упырь.
    Нужно учить творить, но для этого нужно быть учителем, а не просто мухой. Я не встречала столько «крыс» в одной школе, педагогами их не назовёшь. У Антонины нет педагогического образования, только «муха» и «небольшой опыт», поэтому такая неумёха. А дети не подопытные кролики. Таким людям не место в педагогике, им самим нужно прежде научиться, а не бросаться в жернова, затягивая туда и детей. Мишка -зависимый человек, который снова может попасть под влияние нового негативного авторитета, или его брат опять возьмёт власть над ним, навязав ему свою правоту, утверждая, что правда в силе.
    Утрировано мраком. Даже вначале, в названии киностудии «Соль» – показано «С» как символ убывающей, чёрной Луны – Лилит, несущей ложь и обольщение. Фильм, несущий детям +16 – мрак, остальным преимущественно либо протест, либо сироп: «они плохие – я хороший». После таких фильмов, дети хотят покинуть Родину, от обречённости и безнадёги, которую навязывает фильм.
    Образной, зрительной памяти требуются положительные картины. А вот смысловая память, через проговор, те же страшные сказки, но с анализом и счастливым концом, всегда рассказывали и детям, потому что смысловая/речевая память работает с негативом, она его перерабатывает и ищет выход к свету. Образ же сам соткан из света и зрительно, надо показывать лучшее, оно запечатляется и идёт на развёртку. Звук же, речь, рассказы способны давать свёртку негатива, аннигилировать его, если подключается смысловая память. Закрепляется же всё механической, композиционной памятью, которую человек оформляет со временем посредством выбора, т.е. должен быть посыл «а как нужно сделать», пример к действию. В фильме его нет и это ужасно. Только зрелые, взрослые личности, имея уже предыдущий оформленный опыт, могут отработать эту картину, сделать правильный вывод. Но, тогда кпд фильма ни о чём.
    И метафора: Поцелуй змея-> Ощущение вины от измены -> Инфаркт/Смерть. Жуть.
    Что рисовать/творить? – только красоту, добро, целеустремлённость на развёртку. И, да, если умеете, дайте посыл на закрепление, композиционное побуждение, на желание действия, закрепление в механической, оформленной памяти.
    Если мои искренние выражения, обозначенные мной с уверенностью, вы воспринимаете как наставления – я сожалею, я лишь даю свой отклик.
    Что касается творчества – то это самореализация. Искусство же – способ взаимодействия. Личное и общее/совместное творческое развитие человечества. Они должны быть параллельны, в связке. Картина художника имеет насыщение, которым обладал автор, творец. Взаимодействуя с картиной, происходит дальнейшее действо, которое зависит как от картины, её автора, так и от того, кто на неё смотрит, анализирует и делает выбор, насыщая оформленную память всего человечества. Да, можно работать и с негативными картинами, пропуская через смысловую, но это уже другая тема, частично она затрагивает и тему критики. В ней важна ответственность того, кто работает с негативом, и, да, не забывая иметь страховку, связку, поддержку. Не быть просто карандашом.
    Для меня важен человек и только потом его творчество, которое может оформиться в искусство. Я тоже человек))

  • Светлана
    07.08.2020 at 08:19

    “… искусство существует лишь потому, что мир плохо устроен…” /А.Тарковский/ Высокое искусство, великие произведения, те, которые на века, делаются одержимыми ремесленниками, поцелованными Богом. И по моим наблюдениям они творили не в самые комфортные и сытые времена. Из современников, тот же Шемякин, ему наверное 85, а он спит по 4 часа в сутки. И нынче много талантливых рисовальщиков-профессионалов, а вот на века ли они..не факт. Для меня конечно ценно великое искусство, как образец таланта, профессионализма, который отражает историю человечества. Но и мое личное творчество тоже важно для меня, просто потому, что это и есть я, часть меня. Через свои работы я вижу, что мне надо изменить для начала в себе..может поэтому и рискнула покорять акварель, чтоб стать легче, свободней, прозрачней..не бояться выйти за грани предложенного. И я просто без этого не могу. Как-то так)

  • Раиля
    07.08.2020 at 09:47

    Важно то, что и внутреннее и внешнее воздействие имело место быть, а не отсутствовало вовсе.

  • Hava
    07.08.2020 at 11:35

    Мне очень понравилась Ваша статья. Я по профессии музыкант. Мои ученики взрослые и дети.Наше отношение к музыке,к другим видам искусства-это просто иностранные языки ,которые хочется понять,изучить,чтобы уметь выражать свои чувства и эмоции.И чтобы понимать других людей, находить общее с нами или различия. Мы всю жизнь находимся в поиске, хоть и не осознаём это. Один мой ученик,тридцати-пятилетний отец шестерых детей,прекрасный певец, дающий концерты один, без музыкального сопровождения.Когда он поёт ,у меня “мурашки” бегут по коже.А ведь я с детства в музыке и давным-давно уже бабушка.Меня трудно удивить. И вот этот Певец с Большой Буквы пришел ко мне и сказал: ” Я никогда не учился музыке. Всё ,что я пою-песни,романсы, арии-я выучил на слух. Я не знаю нотную грамоту. Я пою, но не знаю,как я это делаю.Я хочу узнать ЯЗЫК МУЗЫКИ.” Он прекрасно понимает, что не будет пианистом.Самое большее-он будет играть для себя и для детей. Но как дети, которые научились писать,выражать свои мысли и чувства, выучили азбуку и письменный ЯЗЫК -так и он стал не просто петь, но и понимает теперь,что и почему он поёт именно так,а не иначе. “Мне стало легче в пении выражать свои мысли и чувста, а не блуждать часами в потёмках,чтобы найти нужный звук.” Сейчас он уже играет по нотам и хочет записывать в нотах на листах свои собственные мелодии.
    “А какое отношение это имеет к живописи? “- спросят многие. А самое прямое. Музыка-это ЯЗЫК. Это выражение чувств БЕЗ СЛОВ. Живопись-тоже. Танец,Скульптура,даже наша одежда-это язык. Каждый ищет свой способ выразить то,что у него на душе.Маленькие дети, неумеющие говорить-плачут.Мамы понимают их язык.А потом эти крохи “малюют”.И психолог понимает этот язык.
    Я с раннего детства рисую.В школе я была главный “рисовальщик” стенгазет и карикатур.На улице и дома делала наброски пейзажей и портретов. Меня ругали за это: “Столько времени теряешь,лучше бы полы помыла.”А я всего лишь хотела поделиться восторгом от красоты цветка,увиденного утром.
    Я никогда не училась живописи.Но будучи уже студенткой Консерватории,после занятий шла не домой, а в музей и часами стояла у картин художников,пытаясь понять какими средствами выражены их мысли и эмоции.
    Теперь я учусь у Вас Марина. Постигаю азы ЯЗЫКА ЖИВОПИСИ. Чтобы легче и быстрее находить нужные мне СЛОВА и БУКВЫ красок,линий,оттенков,чтобы что то сказать себе,рассказать другим.Дать себе и им увидеть и почувствовать мой мир.
    Когда мы рисуем, мы лучше понимаем мир,природу,людей,краски жизни.Можно ещё много говорить об этом.Не всем это важно. А мне и Вашим ученикам это НУЖНО. Нам это очень нужно. Так же , как моему ученику,у которого блестят глаза от счастья,когда он трогает с нежностью клавиши фортепиано.
    Всего доброго.

  • Марина
    07.08.2020 at 13:21

    Спасибо вам, Марина, за статью – вы подняли интересную тему, о которой мне пришлось задуматься.. Прежде всего, хочу порадоваться за ваши музыкальные успехи и открытия! Если душа того требует, значит обязательно надо попробовать себя в этом деле. Мне кажется, раньше у людей было больше свободного времени в силу отсутствия ТВ и интернета, поэтому люди развивались многосторонне. Не крестьяне, конечно, а благородное сословие. Поэтому неудивительно, что Лермонтов очень красиво рисовал. Хотя известно об этом не многим. про свои музыкальные опыты могу сказать следующее. Я отучилась в музыкальной школе 8 лет, еле ее закончила по настоянию родителей. Было и хорошее и плохое, но главное – я поняла, что это не мое. Теперь я наслаждаюсь, когда слушаю игру больших мастеров, но у меня нет потребности сесть и играть. И это тоже здорово на самом то деле! 🙂
    А вот с рисованием – это у меня другая история. Боюсь, как бы не написать уж слишком большой текст здесь)) Вы все правильно пишете, но не все. Прежде всего я бы выделила 2 категории людей, которые не осваивали профессию художника. Первая категория – это люди, ищущие выхода творческой энергии, если работа у них монотонная, либо пенсионеры, у которых появилось время для развития творческих навыков, творческой самореализации. Эта категория людей рассматривает рисование как хобби, не гонится за достижениями, рисует в свое удовольствие. Хотя, кого то это увлекает настолько, что они достигают в своем творчестве больших успехов и даже зарабатывают на этом. Вторая категория людей мечтает о том, чтобы творчество стало для них источником дохода, возможно, единственным. Я отношу себя ко второй категории, расскажу немного об этом. Я работаю в науке. В какой то момент работа стала совсем монотонной, скучной. И вот в возрасте 27 лет мне вспомнилось, что рисование когда то в детстве доставляло мне большущее удовольствие. Первое, что я делала, когда начинались летние каникулы в школе, это доставала большую фанеру на пианино, крепила на него ватман и рисовала, срисовывала. Мне так это нравилось! С этого начиналось мое лето, моя свобода))) Потом свобода ушла далеко и надолго. И вот в 27 лет я купила медовую акварель Гамма и нарисовала лошадок по картинке из интернета. Мне опять жутко понравилось. Вернулось то самое детское ощущение. С тех пор я поняла, что хочу освоить навыки рисования, стала брать онлайн и оффлайн занятия. С тех пор я начала задумываться о том, что хочу зарабатывать, занимаясь творчеством. Меня увлекли рисование, каллиграфия, вышивка, простое шитье.. Но в силу нехватки времени и сил делать все это после работы, я мало продвинулась в своих навыках. А мечта то осталась. А там еще и карьерные перспективы рисовались на работе, я готовилась к защите кандидатской диссертации сначала одной, потом другой. Но это все накрылось медным тазом в силу многих обстоятельств и еще больше убедило меня в том, что мне это не нужно. Когда рисую что нибудь или делаю перепост творческих проектов в соц сетях, начальство потом начинает язвить по поводу того, что этот ваш хенд-мейд доморощенный не нужен никому. Занимайтесь работой, и желательно в свое свободное время тоже.
    А я хочу заниматься творчеством. Я еще не придумала, каким. Мне 35, и совершенно нет желания отчитаваться перед начальством о том, чем я занимаю свое свободное время. Думаю, что великого художника из меня не выйдет, слишком многому надо учиться, совершенствоваться. Но я вижу прекрасные работы непрофессионалов, набирающие тысячи лайков в соц сетях. Людям нравится не только профессиональное творчество, а творчество, приносящее приятные эмоции! Сейчас передо мной маячит декретный отпуск, время разобраться в себе, сбежать с ненавистной работы)))) И придумать, как же я смогу зарабатывать на своем творчестве. Давайте как нибудь порассуждаем об этом! О том, какие перспективы есть у творческих людей. Прикладное творчество, декорирование, куда его можно применить так, чтобы оно приносило пользу. Вот такой длинный текст, простите 🙂

    • Елена К
      08.08.2020 at 14:35

      Пианино в качестве мольберта – класс!!!)))))

  • Осипова Татьяна СПб
    07.08.2020 at 13:34

    Марина, я ответила на ваш вопрос во всём своём тексте. Не то чтобы каждому своё, человек не статичен, ему нужно всё. Мне важно творчество, и искусство мне важно не только для себя. Да, мне приходится работать и с детьми, и с подростками, а не только с взрослыми, поэтому отклик и дан через фильм как вид искусства. Я бы посоветовала смотреть фильм детям +16, но с анализом и помощью от наставника, многим детям нужна поддержка в период становления, направление на положительный позыв, который в фильме не читается явно, а лишь проявлен посыл для уже сформированной личности. Кино это не только видео ряд (образный), но и звуковой (смысловой). Для оформления и выбора, нужен анализ и синтез, нужен урок. В +16 ещё идёт становление. О кадрах и операторской работе, не хочу спорить)))
    И, да, мне очень нравится, что вы занялись музыкой)

  • Аноним
    07.08.2020 at 14:48

    Только когда делаешь что-то сам, можешь в полной мере оценить сделанное другим: и труд, и смелость, и технику. Понимание изобразительного искусства и любовь к нему пришла после собственного творчества.
    Желание полюбить классическую музыку реализовалось в обучении игры на фортепиано ( у Ольги Пучкиной). Вижу по нотам на фотографии у Вас, что Вы на этом же онлайн курсе.

  • Александра
    07.08.2020 at 15:24

    У меня много лет была картина. Купленная в магазине, из стандартной интерьерной живописи, но чем-то зацепившая, вызывающая какие-то приятные ассоциации. Она мне очень нравилась, три раза со мной переезжала))). Но когда я начала учиться рисовать, я с получением опыта стала видеть в ней все больше недостатков. Сейчас я вижу в ней только набор шаблонов, которые уже не цепляют((( Я ее переросла и на ее месте сейчас висит моя собственная картина. И она действительно вызывает гораздо больше эмоций, несмотря на свою простоту.

  • И.
    07.08.2020 at 17:35

    Мне иногда просто хочется нарисовать что-то конкретное, и пока не нарисую, я не успокаиваюсь. Как оно получится… второй вопрос. Как-то. все равно для себя. главное сделать и фуууух. Иногда просто что-то хочется, а что конкретно не знаешь, тогда ищу какие-то фотки из своих (особенно хорошо, что у меня есть своя коллекция с адриатического побережья), тут тоже когда как результат. Но дело еще в том, что и процесс может ощущаться по-разному. Иногда он приятен, а иногда совсем нет, и меня такое не радует. если у меня что-то не получается ил иполучается не так, как мне хотелось – то увы. я на результат буду смотреть с сомнением всегда, даже если кому-то рядом он нравится (профи у меня рядом нет). И я не вижу никаких преимуществ такого искусства для себя в тем моменты, когда оно приносит негативные эмоции в процессе или после. только ругаешь себя за неумелость или еще что.
    вот когда получается – тогда ок. Получается, конечно, с моей т.з. а не какого-нибудь профи, который найдет ошибки – плевать, если честно, когда мне самой нравится.
    Вешаю картинки на стену временно, потому меняю на следующие, потому что в основном они нарисованы пастелью, она сыпется и лучше аккуратно спрятать. некоторые сразу прячу, они не для чужх глаз, более личные. Если еще немного акриловых мелочей, на картоне с тканью и предметы, типа вазочек, яиц деревянных, фигурок гипсовых. Те комнаты не боятся, но рисовать акрилом неудобно, сохнет быстро и вид не очень, а масло покупать без опыта и места, где его использовать вообще страшно.
    Но самое страшное – акварель))) Она есть, но нарисовать что-то толковое пока что для мня нереально. Но я в себя верю:)
    Но хочется не только для себя что-то делать, но продавать физическое пока нечего, так что иногда продаю только что-то электронное (фотошоп, илюстратор).
    Насчет чужого искусства. Тут мне кажется, что но, конечно важно и оно мне приносит эмоции не меньше моих собственных при рисовании . Конечно, толкьо то, что меня цепляет. Но кого-то зацепит другое, значит должно быть самое разное, чтоб всем хватило)))
    И да, я впоследние пару лет начиталась разног по теории, и теперь вижу недостатки. не знаю, хорошо это или плохо.
    Музыке учили с раннего детства, но не скажу, что бы мне это как-то исльно было интеерсно сейчас. Да, иногда хочется что-то для себ япоиграть, но не так уж часто. Я вот не знаю, это жизнь так фигово устроена, что ли, что хочется того, чему толком не научили (рисовать в моем случае), а то, чему учили, не интересно? мда. Мне много лет, и я только в последние 2-3 года решилась взять в руки кисточки и краски после школьного возраста, и вообще впервые в жизни пастель (мне она сразу понравилсась). До этого было страшно. Кисти не слушаются, руки не слушаются. краски не слушаются. Так что рисовала только простым карандашом, н хотя бы слушался. Но захотелось цвета и красками быстрее.

    • Olga
      07.08.2020 at 20:04

      Я узнаю себя в вашем посте. Главное когда нравится мне моё произведение и не важно, что другие по этому поводу думают. Я тоже выставляю свои шедевры в своей комнате и сама на них любуюсь. Приятно знать, что я не одна такая. А великие художники тоже с каляк маляк наверняка начинали. Сложно представить, что Рембрандт родился с кистью в руке и набором красок. Только по стечению обстоятельств кто-то становится великим, а кто-то остаётся любителем. Поэтому сложно сказать, что важнее. Это как сравнить яблоко и грушу, что важнее …

  • Елена К
    08.08.2020 at 14:19

    Марина, дошла до места в тексте про простоявшее пианино неделю и ступор, и … мне сразу стало легче))). Я пережила это, но как же я себя корила, ругала, ненавидела за это!!. И сейчас бывают такие моменты. Но теперь я бережнее к себе. К тому же теперь я точно знаю что , если ступор пришёл, значит, я на пороге нового этапа.
    По поводу влияния искусства: лично для меня станковые работы великих мастеров – это ремесленничество. То есть сидит человек в мастерской и пишет работу недели и месяцы. Да, это Мегатруд, огромная Картина, но все же ремесло. А вот ЭТЮДЫ многочисленные к ней – это Искусство. Эти этюды – не каляка, а именно воплощённые на бумаге/холсте знания, опыт, вИдение, впечатление, страсть, физика-химия цвета с целью передать и подарить зрителю Состояние(!). Причём все сделать надо за короткое время. И я на выставках зависаю перед этюдами – жаль, что их немного – я погружаюсь в них вся! Ни одна «готовая» Картина не производила ещё на меня похожего эффекта.

    • Елена К
      08.08.2020 at 14:27

      Но вот понять не могу, почему я стесняюсь вывесить свои работы у себя же дома… я боюсь, что люди их увидят и высмеют. Я их раню в папке и альбомах- иногда достаю и любуюсь. Кстати, Марина!!! Недавно доставала и больше всего эмоций, восторга, гордости за себя во мне вызвали именно акварели по вашим урокам! Это самые первые уроки для начинающих! Как хорошо что я не выбросила их(у меня дурная привычка выбрасывать черновики, все, что кажется несерьёзным, детским и т.д.). Честно, Марина, я заплакала, когда их увидела: в тех первых самых этюдах стОлько Жизни, желания рисовать, стремления, и… нет страха!!!! В тех акварелях – МОЩЬ! А вот потОООм …. появился страх. Когда купила первые платные курсы, начала учиться в мастергрурпе ((((. Будто враг сама себе..

  • Надежда
    08.08.2020 at 15:05

    Уважаемая Марина! Посмотрела фильм “Простой карандаш”, который вы порекомендовали. Спасибо большое. Фильм запоминающийся, очень тронул. Вот так живет глубинка. Сколько времени нам еще вставать с колен – большой и трудный вопрос.
    Надежда

    • Осипова Татьяна СПб
      08.08.2020 at 18:22

      Надежда, пожалуйста, дайте номера и координаты таких школ, если вы лично с подобным сталкивались (один, два выгоревших препода в школе – не в счёт). Вы педагог? Или жертва?

  • Luiza
    09.08.2020 at 08:49

    Очень интересно читать ваши статьи! Хоть и захожу редко пока,..

  • Gila
    09.08.2020 at 08:51

    Мне со школы говорили:” люби искусство в себе, а не себя в искусстве”( хореографическое училище). Но чаще происходит наоборот, не осознано,утилитарно, занявшись другим видом деятельности и увлеченно окунувшись головой, совершенно не интересует прошлые увлечения или как его можно применить по новому. Пол жизни проведя в балете и выйдя на пенсию, преподаю детям, меня балет как вид искусства уже просто не интересует. Окунувшись в живопись, постигаю новые горизонты, лучше узнаю себя. Искусство это как религия, душа не может находится в вакууме и она примыкает к той или иной вере и этот выбор был сделан в детстве и как продолжение я не схожу с пути, а только выбираю новые пути, оставаясь в русле искусства!

  • Gila
    09.08.2020 at 09:16

    Как было прежде- искусство служило интересам религии, усиливая его чувства, это было необходимо, а сейчас у него другой хозяин или другие заказчики, посмотри в верха, что там творится и если хочешь стать успешной, то надо принять правила игры, а если нет, то просто остается наслаждаться, тем чем занимаешься и через него познавать мир.Да. многим людям не нужна эта вера и духовная пища!

    • Gila
      09.08.2020 at 09:24

      Закралась ошибка- вера нужна людям и первая обязанность человека- это быть творцом!

  • Ольга
    09.08.2020 at 13:22

    Читала комментарии и зацепили те, где написано, что в любом деле нужно четко понимать, зачем ты это делаешь, с какой целью. Вот и я себя спрашиваю – зачем мне рисовать? Всю жизнь люблю ходить в музеи и рассматривать любимые картины. Восхищаюсь мастерством художников) когда стала рисовать сама, у меня была цель – нарисовать картины для своего домашнего интерьера. Сделано. Висят, всем вроде нравятся) и рисовала я их с восторгом , не веря глазам своим – неужели это я сама рисую? Некоторые картины совсем недорого, но покупали, это давало возможность покупать новые материалы. Одна моя работа принимала участие в онлайн – выставке. А сейчас я что- то потерялась – зачем рисовать дальше? Ответа нет. Когда рисую, процесс захватывает, конечно. Но цели нет, поэтому не рисую.

  • Татьяна Николаевна
    10.08.2020 at 18:04

    Тема личного творчества многогранная и непростая. Попробую порассуждать.
    Самореализация для каждого человека безусловно важна, даёт ощущение полноты жизни. Но знает ли каждый из нас, в чем его способности или главный талант. Порой человек живет обыденной жизнью и об этом не задумывается. Или знает, чувствует, но не имеет возможности раскрыться. У кого-то талант просто рвется наружу. Это могут быть скромные способности, но их можно развивать. Все мы разные. Но когда мы на пути раскрытия себя, расширения представления о ранее неизвестном это и есть личное творчество. Все написанное, конечно же, не только об изобразительном искусстве. Для меня, цель – получение новых интересных знаний, «проба собственного пера», а по результату я свободна, мне просто интересно, что же получится. Что хорошо нарисовала, какие ошибки, в чем не хватает фантазии или вкуса… Все это вместе – удовольствие.
    Профессиональные художники – люди с ярким талантом, с наработанным багажом знаний, могут ставить себе разные цели. Овладение новыми приемами живописи или утверждение собственного стиля, достижение признания, высокой материальной оценки, участие в выставках и другие. Для них это тоже пути личного развития, а при достижении – чувство удовлетворения. На этом пути возможно меньше тихой радости, как у меня, здесь конкуренция или даже открытая борьба. Но это их путь.
    О шедеврах. Всем известные слова «Классика всегда современна». Если мы, простые посетители, подолгу всматриваемся в картину или профессионалы изучают то, что было создано века назад, значит, нас каким-то образом связывает ниточка времени. Я думаю человек в своей глубинной сути мало чем изменился. Это и дает связь времен. Я думаю, что шедевры это как вехи, как ступени в развитии достижений человечества. А современные люди в меру своего таланта, выбранного направления с какой-то из этих ступеней могут шагать в своем развитии дальше.
    Но без развития личного творчества шедевров не может быть.

  • Ирина
    10.08.2020 at 21:40

    Я еще не знаю, как бороться с тем, что, когда я что-то рисую, я теоретически могу знать, как было бы правильно что-то сделать, но физически я этого сделать не могу (пока не могу или вообще никогда не научусь, фиг его знает). Но я вижу, что я делаю “не то” как я сама же хочу, что-то получается неправильно и или вообще не получается, и меня это БЕСИТ. Может, было бы лучше не знать какиз-то вещей. Хотя тоже не факт, что лучше, потому что тогда было бы , ко всему, еще и непонятно, что именно не так.
    У меня так с музыкой всю жизнь. Люди могут просто слушать, а моему мозгу надо поанализировать. это не лечится. 🙁

    • Ольга
      11.08.2020 at 02:40

      Ирина, можно я отвечу? Я тоже такая, глаза видят, как надо, а руки не могут так нарисовать… но, прочитав слова Ван Гога, я поняла, что это свойственно всем творческим людям. Он сказал : “Что такое рисование? Это умение пробиться сквозь невидимую железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь”.

  • Ирина
    12.08.2020 at 12:38

    ну как-то не помогает:)
    И тут еще момент. Дело не физически “в руках” и что я ими умею, в моем случае. Я понимаю, что я могу сходу не нарисовать что-то ровно, скажем, потому что у рук мало опыта. Но бесит не это, а то, что идет “от головы”. Когда то не та краска, то не то кол-во воды, то ее не вовремя наносишь или она не туда или не так течет (если акварель), то не те оттенки, то думаешь, что делаешь одно, а получается другое. Или хочешь изменить цвет, в той же пастели, где теоретически проще, чем в акварели, а оно все равно не получается. или уже сверху не берется, или вообще все пошло не так:)) Или просто изначально не так рассчитываешь, что где должно быть и оно “не сходится” по размерам или месту или по контрасту или еще как-то.
    Да, короче, все плохо.\
    Еще сложно изменить мышление на акварель. В плане, что нужно начинать со светлого, а не темного, и светлое нельзя добавить позже, как это делаешь в том же фотошопе (сначала основу, потом освещение, где оно надо, допустим). или пастели. Но тут никто и ничто не поможет, кроме опыта, я понимаю.

    • Эла
      10.11.2020 at 16:26

      Про оттенки, попробуйте сделать палитру с оттенками – т.е., какие цвета получите смешав имеющиеся краски друг с другом (цвета 1+1, желательно в равных частях). Про высветление в акварели – можно использовать маскирующую жидкость, или высветлить белой акварелькой, белым акварельным или не акварельным карандашом, гуашью осторожно т.к. она сильно кроющая, если нужны акценты подойдёт и белый акрил, а если вы, простите, из снобов (это сказано в шутку, пожалуйста не обижайтесь) – подпишите под работой “смешанная техника” и вам не будут задавать вопросов 🙂
      В пастели, если уже не липнет, попробуйте из мягкой стерки “клячи” сделать тонкие шипы, и этими шипами точечно пройдитесь по поверхности. Либо, используйте спец. грунт для пастели, или специализированную бумагу со спец. покрытием – подойдёт и очень мелкая наждачная бумага, мне кажется они очень похожи. Бумага доя пастели в большинстве магазинов бывает со спец. фактурой, но не имеет “наждачного” напыления. Конечно, пастельки на такой спец. бумаге очень быстро расходуются.
      После кроющих красок и мне тоже сложно было изменить мышление на акварель, но это возможно, не сдавайтесь 😉

  • Надежда Гордеева Де Боно
    14.08.2020 at 00:57

    Я разделяю для себя «Искусство» и «искусство». В первом случае – это прекрасные шедевры в музеях и галереях по всему миру, показывающие историю человечества, многообразие культур и цивилизаций, и во втором случае – своё личное творчество. До недавнего времени, как человек мнящий себя образованным, я старалась «приобщаться» к Искусству и по мере возможностей и сил в поездках и путешествиях я всегда посещала музеи и выставки. Честно признаюсь, что результатом моих усилий стала огромная коллекция фото и видео материалов (о которых я забывала после поездок и годами их не просматривалась), порой приятные воспоминания но.. пустота в душе. Но зато чисто по мещански я могла сказать ,что дескать и там я была и это я уже видела.. Где то пару лет назад, я в достаточно зрелом возрасте, после 30 лет опыта работы в финансовой сфере, начала рисовать. Это конечно громко сказано. Правильнее было бы сказать, что начала пробовать себя в творчестве. В силу жизненных обстоятельств, все мои курсы только в формате записи и онлайн занятий. Прежде чем нарисовать даже маленький сюжет, я по много раз просматриваю каждое видео, анализирую, экспериментирую с материалами. И этот процесс меня занимает намного больше, чем результат моих усилий. Я стала видеть обыденные вещи и предметы по другому- обращаю внимание на тон, цветовую гамму, композицию. Я смотрю на каждый предмет вокруг меня с точки зрения того, как можно было бы это нарисовать- какой фон я бы выбрала, какую текстуру, как эту текстуру изобразить, какие цвета можно смешать чтобы получить нужный оттенок…. Скажем так- жизнь заиграла новыми красками! И это в моем случае не только слова. После первого года моего обучения и познания я пришла на выставку в музей. И я получила огромное удовольствие! Я начала видеть и понимать- это было открытие новой Вселенной! Я теперь пересматриваю всю коллекцию фотографий от прежних посещений и удивляюсь тому, что я видела и тем гениальным людям, которые это сотворили. Поэтому для меня искусство – это процесс познания, удовольствие, а главное помощь в понимании и принятии Искусства. А Искусство – это скорее элемент истории и гения конкретного человека, его прожитая жизнь. Чтобы получить от него пользу и удовольствия нужно быть к этому готовым, в противном случае это просто потеря времени и сил.

  • Эла
    10.11.2020 at 16:15

    У меня всё же остались вопросы. Т.е., это старые вопросы, которые не стали яснее. Довелось слышать много разных мнений, и все по своему правы.
    Что такое Искусство с большой буквы? Если критерии это музей и мировое имя, тогда Настоящих Художников творящих Искусство очень мало.
    Или критерии это высшее художественное плюс талант? Есть много самоучек (про РФ я не совсем в курсе, т.к. ещё даже не довелось побывать в РФ), эти самоучки прекрасно творят и их работы продаются. Галереи тоже есть разные, не во все нужен “билет” высшего изо-образования, ведь они, галереи, тоже на этом зарабатывают.
    Поэтому не совсем осталось понятно конкретно о терминах.
    Я бы разделила для себя если минимум на два, то тогда на “искусство”, что есть творчество в целом, и на “культурное наследие” или что-то подобное. Творчество ведь может быть и примитивным по сути, и в психиатрических больницах тоже бывают шедевры пишут. Многих людей знаю, которые искусством называют только те работы, которые “красивые”, поймите – те работы, которые они могут понять, т.е. ясно понятно, что изображено, и имеется определённый стиль, напр., реализм (или, каждому на его вкус). Но большинство таких людей ведь говорит даже на самый примитивный реализм – “шедевр”, и даже на самый лучший, волшебный абстракционизм – “это что за каляки?” или классически “я б так левой ногой смог с закрытыми глазами” ‍♀️
    На большой выставке среди множества авторов довелось видеть про-художника, выставившего работы в стиле детских рисунков восковыми мелками с подписью “такой-то таков, 41 год”. Т.е., искусство бывает очень разнообразное, в данном случае с мелками можно много философии оттуда вывести. А напр., работы Пикассо “Авиньонские девицы” – эстетического восторга не вызывают, просто это было новшеством, тоже с определённой философией, признан мировым обществом и имеет для многих большую ценность.
    Ещё есть извечный “проблемный” вопрос про – а дизайн это искусство или нет? А архитектура, что по сути – своеобразный дизайн плюс математика и сопромат (физика)? Ведь в живописи тоже есть химия, и даже немножко математики.
    Часто бывает не слишком понятно, потому что много философии, много различных мнений – которые иногда изменяют мнения общепринятые, плюс наверняка есть различия в менталитете т.к. заметила, что на западе люди более терпимо к терминам относятся, но что довелось на русском читать, всё показалось слишком строгим.
    А если – Искусство это творчество, имеющее ценность? Причём ценность может быть не только музейной. Напр., хотя бы, если кто-то заплатил за это деньги, это как вещ.док. ценности 🙂 И тогда снова начинается философия – а что такое “ценность”?
    Простите за длинный комментарий по сути ни о чём.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ