Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Почему художники-профессионалы не любят любителей?

Почему художники-профессионалы не любят любителей?

«Вы что, хотите, чтобы в мире было много плохих художников? Их, по моему, и так достаточно.» - вот такой вопрос задали мне в комментариях к видео, где я говорю о страхах начинающих. 

Вопрос этот наглядно показывает отношение профессионалов к «любителям». Отношение от мягко снисходительного до жестко нетерпимого. 

Давайте поговорим об отношениях между профессионалами и любителями для того, чтобы сделать важные выводы. И, возможно, это уберет большую занозу из вашего сердца.

Упаси вас Бог показать свои рисунки профессиональному художнику в поисках одобрения или критики, если вы не его друг, родственник или ученик.

Только к этим людям профессионал может испытывать какую-то толерантность и щадить их чувства, критикуя работу. В большинстве же остальных случаев пощады не ждите.

Вы рискуете навсегда поселить в себе неуверенность в собственных силах, вернее, подтвердить её словами профессионала. Ведь вы и ранее были не уверены в себе, раз начали искать опору на стороне?

И да, если вы думаете, что никогда не обращались за критикой к профессионалам, то вы ошибаетесь. Ваш «внутренний критик» - это тот же самый голос гипотетического художника, который якобы точно знает, что в искусстве хорошо, а что - плохо.

Почему профессионалы не любят «любителей»?


Мысль первая.

Представьте, профессиональный художник учился своему ремеслу много лет. Вполне может быть, что это обучение лишило его детства. В то время, как вы играли в салочки с друзьями во дворе, он просиживал штаны в художественной школе, рисовал сотни учебных натюрмортов, кормил комаров на пленэре, писал ненавистные постановки с некрасивыми натурщиками, выслушивал от педагогов укоры и замечания. 

Основы рисунка, живописи, композиции ему вдалбливали годами. На это обучение он полжизни положил! А Вы? Вы что же, хотите стать художником за пару месяцев или лет? Да еще и заочно! 

«Это НЕВОЗМОЖНО! Это профанация!»

Никакие логические доводы и примеры обратного не помогут профессионалу. Он предпочитает забыть, что во время обучения видел своего педагога  крайне редко, что тот вряд ли что-то показывал и объяснял, а чаще просто ставил постановки и оценки. Он не учитывает, что его обучение, по большому счету, - это САМОобучение, результат практики,  и этот результат он начал получать уже в первые месяцы рисования. А потом все шло по кругу.

Почему бы любителю не сократить себе этот путь, имея осознанное желание, хорошие методики обучения и выбор художников с мастер-классами?

Я знаю многих любителей, которые дадут фору бывшим студентам художественных вузов в знаниях, умениях и таланте. 

Взрослому осознанному человеку вообще проще постигать любую науку, нежели чем это дается ребёнку или юноше. А если любитель не распыляется во все стороны, как это принято в учебных заведениях, а уверенно идет в одном направлении, то может очень быстро достичь высот.

Но подсознательное убеждение «Я потратил на это годы!» никогда не даст профессионалу принять этот факт


Мысль вторая.

Кто сказал, что рисовать, писать, лепить можно только шедевры? А если нет, то и не стоит начинать? Почему творчество меряется только результатами? И почему этот результат - «достойная» (чего?) картина?

Почему не может быть результатом и поводом рисования просто хорошее настроение? Или развитие мозга? Развитие чувствования и видения? Почему результатом не может быть своя, пусть простенькая, пусть слащавенькая, пусть кривенькая, но созданная с любовью  картина?

Это все «вкусовщина», это «дилетантство», «салонная живопись»!..  Сколько там еще уничижающих эпитетов есть у профессионалов?…  

И этак презрительно поморщить носик..

Знаю-знаю, сама такая. 🙂

Открою вам секрет. 

Профессионалу живется очень сложно. Он с трудом принимает тот факт, что живопись может быть хобби, источником наслаждения и радости, чем-то легким.

Для него творчество - это РАБОТА.  Это источник денег. Это часто от слова «надо», а не «хочу». 

Его так воспитывали и обучали, его к этому готовили. Его ломали об коленку критикой, когда он нес преподавателю свои выстраданные картины, его идеи высмеивали и обсуждали на выставкомах; он прожил жизнь в поисках своего стиля и места в искусстве, в метаниях между «хочу» и «востребовано», в борьбе с непризнанностью, галереями, союзами, с отсутствием денег, в конце концов.

А тут вы! Любители! Такие воздушные и восторженные. 🙂 Пороха не нюхавшие. 

Еще и картинки свои слащавые, бывало, продаете на раз, только рисовать начали.  Где справедливость, а? 

Какой реакции на свое творчество вы ждете от художника, уверенного, что успех в живописи нужно заслужить? 


Мысль третья.

Большинство профессионалов заточены под делание собственной работы, а не под восприятие чужой. (Это к вопросу о том, что в концертных залах среди зрителей нет музыкантов, а если они и приходят, то только критиковать других исполнителей).

Художник смотрит на чужие картины часто не для того, чтобы получить визуальное наслаждение. Он ищет в них то, чего ему не хватает в своих, то что поможет ему продвинуться дальше и выше в собственном творчестве. Он ищет вдохновение, идеи, приемы. 

Художник ищет мастерство , которого пока не достиг сам.

Он постоянно сравнивает себя и чужую картину, как бы спрашивая «я так могу?». Если ответ - «могу», то картина не будет ему интересна. Кстати, «могу» здесь может касаться чего угодно. Примитивная картинка вполне способна впечатлить профессионала, если он понимает, что он уже очень далек от такой наивности и чистоты восприятия.

Именно поэтому в музеях я часто не останавливаюсь возле работ великих художников, а зависаю возле картин совершенно неизвестных авторов...


ВЫВОДЫ из всего вышесказанного.


1.«Не мечите бисер перед свиньями». 

Т.е. не показывайте свои работы людям, которым они в принципе не интересны. Поберегите свое самолюбие. И добрая соседка, далекая от искусства, и художник, слишком высоко это искусство ценящий, будут одинаково равнодушны к вашему творчеству. Равнодушие ранит сильнее критики.

2. Не просите критику на свои работы у профессионалов.

Вообще ни у кого не просите. А если просите, то формулируйте, что конкретно вам самим не нравится. Просите не критики в целом, а совета как достичь того или иного в вашей работе. Это будет конструктивно и по делу.

Клич же «критика приветствуется» - это как воззвание мазохиста, «бейте меня, да побольнее, мне приятно будет». Если кругом люди адекватные, то они либо похвалят, либо смолчат. А если нет… Сами напросились. Потом кисть долго в руки не возьмете.

3. Наращивайте панцирь. 

Творчество - сфера очень деликатная, здесь мы особо уязвимы, потому что наша душа в ней открывается. Поэтому будьте готовы к ударам со стороны. Люди часто делают это не со злобы, они просто не понимают, насколько вы ранимы в творчестве.

4. Приравнивайте внутреннего критика к критике со стороны и ведите себя с ним согласно пунктам 1,2,3.


Понимаю, что многим моя статья может показаться жесткой и "всё это неправда, не все художники одинаковы!".  Согласна, дорогие. Так и есть.

Цель всего того, что я написала - не обличить и заклеймить бездушных профессионалов (к коим тоже себя отношу), а, возможно, раскрыть глаза простодушным любителям, кои то и дело нарываются на презрение и критику со стороны профессионалов и "опускают крылья".

Не слушайте никого! Заткните своего внутреннего критика и идите путем радости и любви к тому, что делаете.  Любитель - это от слова "любить", а любовь творит чудеса. Творите!

134 комментария
  • Людмила
    18.07.2020 at 17:07

    Как мне понятны Ваши слова! Именно художественная школа помешала мне научится рисовать в детстве, потому что только один педагог нас действительно учил (графика), а вот другие просто выставляли натюрморт. Зато теперь я получаю от живописи удовольствие! Хотя, навыки, конечно остались.

    • Марина
      18.07.2020 at 22:24

      А, может, вы потому и получаете удовольствие, что ранее получили навыки и знания? Или вы отказались от осмысленного рисования?

  • Klimova Vera
    18.07.2020 at 17:12

    Замечательная статья!!!!!! Спасибо, Марина!
    Согласна по всем пунктам!

    • Любовь
      19.07.2020 at 18:08

      Озвучили мои мысли!Все от любви !

  • Ludmilla
    18.07.2020 at 17:15

    Отличная статья! Лучше и не скажешь! И какое вдохновение получаешь! Лучшие картины пишутся с любовью.

  • Ирина Терещенко
    18.07.2020 at 17:16

    Благодарю за статью, Мариночка!
    Совершенно согласна со всем сказанным. Столкнулась с тем, что профессионалы даже друг друга критикуют безжалостно, и было противно это слушать.
    Но был и другой опыт. Познакомилась с художником – профессионалом, в каждой работе которого видна великолепная одесско – питерская школа. Убийственно ядовит в своих высказываниях относительно некоторых коллег – профессионалов. Когда я показала ему свою работу и задала конкретный вопрос, то получила конструктивный дельный совет, за который очень ему благодарна.

    • Iryna
      19.07.2020 at 11:19

      Извините, что пишу комментарий совершенно не по теме! Меня ваше имя привлекло )))) Я тоже – Ирина Терещенко. Какое чудесное совпадение

  • Liudmyla
    18.07.2020 at 17:29

    Kak je vi pravi, Marina, absolyutno, 100%. Molodez!

  • Светлана
    18.07.2020 at 17:42

    Я чуть не бросила художку после 2-х лет натюрмортов, когда дети свободно гуляли, а я трудилась. Спас педагог, который лично пришел ко мне домой (мобильники еще не изобрели тогда) и сказал родителям, что если я не вернусь, то мир потеряет второгого Кустодиева 🙂 Я загордилась и вернулась мучиться еще пару лет. Окончила с отличием , но ушла в другую сферу. Вот, вернулась после 40 лет 🙂 И мне очень нравятся Ваши уроки ))

  • Ольга
    18.07.2020 at 17:44

    Марина, добрый день!
    Мне мешает рисовать легко и с удовольствием мой внутренний критик…… все ему не так, ему нужен только результат! Как бы с ним договориться, чтобы он не мешал, а помогал)

  • Марина Соседова
    18.07.2020 at 17:54

    Замечательная статья, основную мысль которой, как мне видится, можно распространить на многие профессии, не только на художников.
    Касаемо этой темы, я столкнулась лишь однажды с подобной ситуацией, но немного в другом ракурсе. Я шла по своим делам мимо продающих на улице картины художников и неожиданно для себя резко остановилась, увидев одну работу – букет цветов. Я поняла, что не могу уйти отсюда без нее, что и сделала, позвав мужа и сказав ему, что это НАША КАРТИНА, и она должна висеть у нас дома.
    Самого автора не было, продавала его коллега. Удивила реакция художников, которые кинулись отговаривать меня от этой покупки со словами, что у них гораздо лучше, и вообще, “он (автор работы) алкоголик, и даже не член союза художников”. Мне вообще было все равно, член он, не член, пьет он, или нет, мне первый раз в жизни сильно понравилась картина. Одна лишь художница, которая и продавала эту работу, сказала, что он очень талантлив и работа действительно хороша. В общем, ушла я с работой и неприятным осадком от “профессионалов” и “членов”)))

    • Елена
      18.07.2020 at 18:44

      Да, не все гладко в мире художников… Да и вообще, в мире. Умение отстоять свой взгляд – большая ценность.

    • Людмила Стаматова
      20.07.2020 at 10:05

      Какая грустная история. А за вас рада, что приобрели картину, которая, нравится.

  • Осипова Татьяна СПб
    18.07.2020 at 18:04

    Марина, очень полезная статья! Художник это тот, кто занимается, т.е. реализуется через своё время. Понятие «плохой» ооочень философское и приемлемо, если действительно несёт негативное разрушительное воздействие на окружение. Соглашаюсь с Вами, кроме наработки панциря) Считаю, человек должен быть открытым, но неуязвимым. Иметь чистую хорошую кожу без коросты, достаточно, чтобы реагировать и анализировать «почему это меня цепляет», работать со своим внутренним. Панцирь же придаёт жёсткость, которая часто приводит к жестокости, потому что ограничивает и внутреннее проявление. Замыкает и саморазрушает человека. Броня отягощает движение. Чтобы не превратиться в черепашку и не залечь на дно, забыв вообще, куда ключик вставляется, нужно быть человеком любящим, т.е. открытым на взаимодействие. А внутренние траблы, решать самостоятельным развитием, движением. Пропаганду же панциря и ранимости тонкой души, лучше заменить духовными поисками внутреннего стержня, который имеет основу Сути. Критика же нужна для снятия критических точек, но для этого нужна работа оппонентов, их взаимодействие, а не отталкивание. Свободный художник от просто художника отличается на право анализа.
    Критика это выражение своей (иной) точки зрения. Реакция на критику возникает в зависимости от неустойчивого или неуверенного личного взгляда, мнения. Человек, будучи художником, не должен себя ограничивать в развитии и обретении устойчивой, стойкой, не иллюзорной точки зрения. Борьба с критикой, возникает от страха потерять свою точку, свой фокус. Критика полезна в определённых дозах, чтобы помочь снять шоры и увидеть мир под разным углом зрения, с разной фокусировкой. Разный фокус обогащает видение. Да, «7 похвал на 1 критику», да, подростковый возраст и эмоциональность нужно учитывать. Эмоция это раздражение, защитная реакция организма, в отличие от чувств раскрывающих ощущения. Заигрывание в эмоциональность, часто плодит срывы, которые в итоге дают сухость, чёрствость. Осторожно, бережно, заботливо расширяем или помогаем снимать границы. А «с пеной у рта», с обвинениями, с недовольством, с претензиями можно лишь разрушить. Но, и разрушение иногда бывает полезно во спасение платформы, основы, на которой стоит загнивающий объект.
    PS: Проза жизни. Если цветочек хочет только цвести и пахнуть, то его лучше не трогать, цветы не любят когда их трогают. Яблоньку, кроме того что окучивать и удобрять, иногда требуется обрабатывать и секатором. А вот на квашеную капусту, нужно давить и не забывать выпускать газы)))
    ЗЫ: Да, я не профи и никогда не желаю бить, но это не значит, отсутствие желания проникать и взаимодействовать. Любовь она такая))) с взаимодействием)) Всем стойкости, любви и самоотдачи))))
    С любовью,
    Татьяна Осипова)

    • Татьяна
      22.07.2020 at 00:52

      Татьяна Осипова, Как же вы прекрасно сказали про Броню, которая мешает и отягощает. ))))))Вот же , где была зарыта собака)))))Да, разный фокус обогащает видение.Обожаю любую критику!Спасибо!)))

  • Лена
    18.07.2020 at 18:18

    благодарю за мудрые советы

  • Аноним
    18.07.2020 at 18:22

    Хорошо что меня в детстве не отдали в худ.школу ))) И да, если человеку надо, он сам быстрее обучится, чем если его будут заставлять. А в зрелом возрасте уже более понятно, что хочется от жизни. В детстве пускай будут счастливые времена и общие знания )))

  • Наталья
    18.07.2020 at 18:33

    Марина, благодарю за статью! Лично для себя увидела несколько точек психологического и духовного роста, преграды и шаблоны, которые мешают быть творческим, когда в голове много идей и “руки чешутся”, но все так и остается в фантазиях из-за каких-то внутренних программ. С раннего детства нас учат жить по слову “надо”, что и убивает творческое начало и способность делать что-то просто так, по зову души. Марина, мне нравиться, что вы затрагиваете вопросы внутреннего развития, без решения которых нельзя стать мастером своего дела. При оттачивании прикладного навыка получится ремесленник, но не творец. По-настоящему творить можно только с любовью.

  • Елена Андреева
    18.07.2020 at 18:38

    Марина, очень хорошая статья, спасибо! Расставлены теперь по местам у меня эти необъяснимые вещи. Я за 14 лет увлечения творчеством все это на себе испытала)). И искала одобрения у профессионалов, и было равнодушие, и критика, и бросание на несколько лет кистей)). Действительно это все, что написано в статье правда правда… Вот бы эти советы мне пораньше)))

  • Наталья
    18.07.2020 at 18:44

    Дорогая Марина, от всего сердца благодарю за прекрасную статью, в которой Вы подробно и понятно раскрыли важную деликатную тему! Ваши советы бесценны!!!

  • Людмила
    18.07.2020 at 18:53

    Мариночка, привет! Присоединяюсь к обсуждению. Профессионал и любитель -сегодня очень спорное понятие. Сейчас масса возможностей учиться рисовать онлайн,масса предложений.Я-любитель без профобразования .Учусь с перерывами давно-акварель ,пастель.графика. Выставлять работы не имею сил,довольствуюсь публикациями в сети. Но-уже много любителей акварели посылают свои работы на выставки ,дают платные уроки, С пастелью немного сложней-не попадались любители. Согласна со всеми доводами,сейчас интересное время, ты имеешь возможность побывать на акварельных фестивалях,нп.Fabriano, фестиваль акварели в Алуште. Марина,со всеми твоими рекомендациями согласна.

  • Светлана
    18.07.2020 at 19:06

    Уважаемая Мариночка, какая же замечательная статья! Вы так продумано описали все аспекты, такие замечательные советы дали, что я даже нигде такое не читала раньше, но все отозвалось в душе. Никогда такое не услышишь от профессионала, разве что совет «не хочешь критики, не спрашивай» Все эти мысли ваши характеризуют вас как проницательного человека большого ума и тонкой чуткости. Честно- зауважала вас еще больше! Большое спасибо, что пишете. Пишите, пожалуйста, еще – всегда с интересом все прочитываю. Успехов вам!

  • Аноним
    18.07.2020 at 19:17

    Очень интересное эссе. Но я почему-то думаю, что профи-художникам вообще нет дела до работ других профи. Как говорил один литературный классик:” читать надо до 18 лет, а потом самому писать” А к работам любителей профи относятся “снисходительно-покровительственно”. Ведь интернет раздвинул горизонты, дав воможность зарабатывать одним, и осуществить мечту детства другим. И конечно же, любители вполне могут, говоря пафосно, влить свежую струю. Николо Пирасмани, наверное, не подозревал, сколько будет у него последователей. От этого только выигрывает МИР, он становится краше.

  • Елена
    18.07.2020 at 19:34

    Марина, огромное спасибо вам за статью. Вы во многом выразили то, что я ощущала подспудно, но считала, что я не имею права на такие мысли по причине отсутствия художественного образования. И, наверное, вселили в меня какую то уверенность идти дальше, не опускать руки.

  • Марина
    18.07.2020 at 19:35

    Точно! Спасибо, Марина! Многое встало на свои места. С детства тяга к рисованию, но, увлечение спортом и обременительные школьные стенгазеты убавили пыл. После года учебы в художке , которую я благополучно бросила, приходил преподаватель ко мне домой и очень просил вернуться, к стати, преподаватель занимался со мной одной, т. к. в школе я училась во вторую смену, а все остальные – в первую. Не вернулась… По жизни иногда на меня накатывала волна желания рисовать, брала простой карандаш и рисовала портреты. И, лишь 2года назад я познакомилась с красками и пастелью, подвигло меня опять рисовать блуждание по инету, наткнулась на бесплатные мастер классы, постепенно обзавелась приличными худ. материалами и теперь рисую для души, иногда мои картины покупают. Всегда удивлялась реакции на мое творчество – восхищение или глухое молчание. Понятно, для профессионалов – мы, любители ,в первую очередь – конкуренты. Но, отдаю должное, на мои вопросы получила подробный поучительный ответ. После не рисовала какое то время, затем выдала 2 шедевра, один из них сразу купили. Может, я ханжа, но мне очень редко нравятся чужие картины в том числе и известных художников, а, вот, что бы еще и деньги за нее платить… такую не встречала. Хочу рисовать так, что бы нравилось мне.

  • Елена Щелкунова
    18.07.2020 at 19:41

    Здравствуйте,дорогая Марина! Благодарю Вас от всего сердца за такую искренность. Можно сказать,что опустили меня с небес на землю.Ведь я даже не помышляла, что художники- профессионалы могут тебя ” обломать”. Ведь они, в первую очередь ,педагоги ! И должны быть снисходительными к ученикам. Наивная! Но,к счастью, художники онлайн школ чаще не такие,я вижу,как они стремятся помочь нам ! Спасибо Вам большое!!!2

  • Наталья
    18.07.2020 at 19:46

    А мне повезло! Моя учительница – художник- профессионал – моя подруга! И очень деликатно поправляет, направляет и даёт советы не только мне, но и всем, кто у неё учится. Мне кажется, это больше зависит от человеческих качеств – опускаться до снисходительно-презрительной критики, либо деликатно и аккуратно указать на ошибки, дабы не отбить охоту творить. Моя подруга очень много уделяет внимания именно второму подходу, поэтому рисуем и учимся у неё с удовольствием!

  • Наталья Лаленкова
    18.07.2020 at 19:47

    А мне повезло! Моя учительница – художник- профессионал – моя подруга! И очень деликатно поправляет, направляет и даёт советы не только мне, но и всем, кто у неё учится. Мне кажется, это больше зависит от человеческих качеств – опускаться до снисходительно-презрительной критики, либо деликатно и аккуратно указать на ошибки, дабы не отбить охоту творить. Моя подруга очень много уделяет внимания именно второму подходу, поэтому рисуем и учимся у неё с удовольствием!

  • Антонина Минкевич
    18.07.2020 at 19:52

    Добрый день! Я сразу вспомнила, как защищала курсовую и ко мне подошёл художник, посмотрел, и на всю аудиторию сказал, что у меня не получается;( Попыталась понять, что не так, ответа не получила. Тогда заявила: “Ну, и пусть, не получится – значит не получится!” Больше ко мне никто не подходил, а работу я сделала. После того случая, не прислушиваюсь особо к критике, но ценю совет. Если что-то не понятно – спрашиваю, как правило не отказывают. Про себя говорю, что я художник-любитель, не посягаю ни на чью славу. На пропитание не зарабатываю чужим ремеслом. А подарки делать своими руками, никому не запрещено. Курсы выбираю по темам, которые мне не совсем понятны, чтоб ухватить какой-то нюанс. Совершенствоваться и учиться человек должен всю жизнь, а в какой сфере – это его личный выбор.
    В Японии и Китае, например, есть виды живописи, которыми занимаются люди в возрасте. Они даже издают пособия для людей старческих возрастов:) По-моему, всё зависит от внутренней культуры человека.
    На выставки тоже ходят разные люди. В Пушкинском музее я чередовалась “подходом к картинам” с двумя дамами. Тактично обходила их, уступала место, шла к другой, затем возвращалась, пока не услышала: “А как ты морковку делаешь?” И это говорит человек, глядя в мировой шедевр!.. А многие с удовольствием рассказывают, как они стояли в очереди: кому, что сказали, услышали.., и ни слова о художнике, не помнят ни одной картины;(
    В любой сфере есть не профессиональные работники. И всем приходится работать вместе, надо уважать и ценить “честь мундира,” а не считать себя ЭТАЛОНОМ только потому, что у кого-то немного другой диплом. Всегда существовали и существуют курсы переквалификации, усовершенствования, а сейчас – это называется вторым, третьим, дополнительными образованием.., заметьте – на Государственном уровне! Надо просто к таким вещам относится терпимее, а может, равнодушнее. Творческие люди всегда ранимые, более эмоциональные, надо это тоже учитывать. Думаю, ХУДОЖНИК прекрасно Вас поймет и не обидится, а на ремесленников не стоит обращать внимание. У Вас, как у Мастера своего дела, есть множество почитателей таланта, ваших учеников, людей, которые обращаются за советом – это прекрасно! Если бы люди не делились своими знаниями и умениями, развивалось ли бы человеческое общество? Здоровья Вам и вашим близким, всего Светлого!

  • Марина
    18.07.2020 at 20:06

    Очень тонко и хорошо поставили все на места…согласна с каждым словом с каждой вами произнесённой мыслью… спасибо за такую статью это необходимо многим любителям понимание и отношение к твоим « произведениям искусства «.
    Спасибо.

  • Аннa
    18.07.2020 at 20:24

    Добрый день, Марина! Приятно было прочитать статью в защиту самого желания творчества.))
    Меня немного удивило, что в наше время, когда любители заняли самую большую нишу информационного зрительского поля (например, Instagram), ещё существует страх перед критикой профессионалов.
    Могу сказать, мне очень понравился пункт о том, что нужно спрашивать совет, а не ждать похвалы или оценки. Это здорово работает в лучшую сторону. Не знаю, может быть речь шла о совсем агрессивно настроенных хейтерах из профессионалов, но от них можно спастись только улыбкой и равнодушием.) От подобных возгласов ни толку, ни вдохновения, ни мотивации.
    Люди делятся на тех, кто ищет достоинства, и тех, кто – недостатки. Я сама вижу, где у меня “кривенько, а где косенько”.))
    Но иногда хорошая, пусть и жёсткая, критика может заставить работать.
    Хотя и бесит порой, и даже злит, особенно в юности, когда амбиций много, а заземления мало.

    Всем любви и мудрых зрителей!))

  • Екатерина
    18.07.2020 at 20:27

    Марина, согласна с тобой по всем пунктам!
    Не мечите бисер.
    Не делайте свою Душу щитом для метания ножей.
    Зачем?
    Изначально, начиная ту или иную работу, я задаю себе вопрос: « Для чего я это делаю?».
    Точка.
    Вобщем тема бесконечна для обсуждения.
    Занимайся собой!))) – мой девиз.
    Вопросы чаще лучше задавать своему внутреннему критику.

  • Ольга
    18.07.2020 at 20:38

    Да, все верно! Путь художника труден, но главное это рисовать и испытывать от этого удовлетворение!

  • Ирина
    18.07.2020 at 20:50

    Почти со всем согласна. Но маленькую кроху несогласия приведу:
    “Представьте, профессиональный художник учился своему ремеслу много лет. Вполне может быть, что это обучение лишило его детства. В то время, как вы играли в салочки с друзьями во дворе…”
    Профессиональному художнику не мешало бы понять, что пока он обучался своему мастерству, другие тоже обучались, только другому мастерству))) Мы ведь тоже заканчивали техникумы, институты, тратили на это годы. Ну разве что школу заканчивали не художественную. Но многие из нас учились на вечерних или заочных отделениях. Это тоже не просто. И только с возрастом начинаешь понимать, какой пласт творчества прошел мимо за эти годы, и пытаешься наверстать упущенное. А зароботок многих профессиональных художников часто зависит от нас, любителей, готовых вкладываться в творчество без всякой надежды на великолепный результат, только получая радость от того, что хоть что-то получается. Вот тем профессионалам и можно показывать свои работы. Они не будут подрезать крылья, а подойдут к оценке конструктивно. Марина, Вы как раз из таких. Спасибо, что Вы есть)))

  • Ольга
    18.07.2020 at 20:51

    Марина, здравствуйте! Спасибо. Чудесная статья. Сталкивалась с негативным отношением профессионалов, да и друзей, когда играла на фортепиано (15 лет). Столкнулась с тем же в любительской фотографии и в акварели. Был долгий перерыв (панцирь наращивала). Помогло мне вернуться к фотографированию и рисованию то, что я поняла, для чего это делаю. Получаю хорошее настроение и развиваюсь. Именно такой подход помог мне сдвинуться с места.
    В прошлой статье Вы писали про музыку. Рекомендую цифровое пианино с динамической клавиатурой.
    Удачи!

  • Oksana
    18.07.2020 at 20:57

    Марина, спасибо большое за эту статью и за дельные советы. Очень они пришлись кстати, как раз терзаюсь (непроходящими, бесконечными) сомнениями о том насколько мое творчество хорошо и вообще имеет ли оно право на существование. Думаю, если буду себе напоминать о том, о чем вы пишете, жить и творить (а может даже и получать удовольствие от творчества) станет немного легче. Очень рада что прошла год обучения в вашей Мастер-студии. Ценю. Помню. Всего вам доброго!

  • Алла Викторовна
    18.07.2020 at 21:36

    Марина, огромное Вам спасибо. Вас Бог послал именно сегодня. Мне только вчера сказали, что я малюю, хотя я получила 30 лайков в чате. Я нарисовала яблоки акварелью. Все сказали, что они живые. Эта дама на некоторое время “отбила мне руки”. Я уехала на дачу уверенная, что быстро за кисточки не возьмусь. Жаль, что я не могу Вам их показать. Пусть я малюю, но яблоки мои живые. Мне 75 лет, рисую я всего 8 месяцев. Я 2 раза брала ваши курсы акварели. Она даже не видела моих яблок. Я имела неосторожность спросить о подмалевке акварелью для пастели. Спасибо огромное. Курсы Ваши прошли, я получаю Ваши чудесные журналы, делюсь ими с Ольгой Смирновой, Я Вас, Ольгу и Татьяну Артыкову на фото в одной компании на выставке видела. И от нее благодарю Вас за журналы. Спасибо за такую своевременную статью.

  • Алла Викторовна
    18.07.2020 at 21:46

    Ольга Суворова , а не Смирнова была с Вами и Татьной Артыковой на Выставке. Так я волновалась, когда писала, что фамилию исказила. Извините, пожалуйста.

  • Alice
    18.07.2020 at 22:13

    Дорогая Марина!
    Прочла на одном дыхании, нашла ответы на свои вопросы.
    Спасибо Вам огромное за открытость и искренность и всего самого доброго!!!

  • Olga
    18.07.2020 at 22:34

    Все верно, так и есть. И это касается не только художников профессионалов. Мы все в чем-то профессионалы. Критика ранит обе стороны. У меня так случилось с танцем. Какое-то время я даже смотреть соревнования не могла. Но все проходит. К счастью в соцсетях люди дают как правило только позитивные отзывы, как и в онлайн школах. В противном случае туда перестанут обращаться, а новые ученики нужны для поддержания бизнеса. Получается выгодно обеим сторонам. Поэтому пока и не перестала рисовать.

  • Аноним
    18.07.2020 at 22:46

    А по моему , Это какая-то нелепая статья.
    При всём уважении,давно на Вас,Марина, подписана. Читаю многое с интересом.
    Однако в этой статье,ну, право же – перебор!
    Говорю,как профессиональный художник. Никто меня и моих коллег по творчеству ничего не лишал : ни детства ,ни юности))Звучит вообще абсурдно такое заявление!))) . Мы учились все весело и с упоением,Натурщики у нас были разные. Но знаете ли , уродство – вещь относительная. А вот что выйдет из под кисти и карандаша,зависит от мастерства и таланта.Ну, всякое бывало,когда-то и меня сильно критиковали старшие коллеги,даже сейчас бывает) \Большое им за это спасибо!\ Ну и что? Надо учится слышать нужную информацию, а не обижаться как ребёночек ,у которого мишку отобрали))Творчество без критики,как жизнь без приключений ,полётов и падений -инфантильно! А как Вам например, если профессиональному художнику подсовывают “козяку-моляку” и ждут самоуверенно восторга? Что плохого в критике-то?
    А восторгаться каждым своим штришочком и мазочком – извольте! Никто не запрещает.Только поймите,профессионалы столько прекрасных картин написали , им это Ваше творчество не удивительно.
    И вообще,зачем обращаться к профессионалам, если не готовы услышать правду?
    Общайтесь с любителями,хвалите друг дружку и подбадривайте! и все будут довольны!
    Творческих Вам всем успехов!

  • Марина
    18.07.2020 at 22:55

    Спасибо за статью, Марина! Как вы правы в том, что мы часто занимаемся мазохизмом, спрашивая оценку у окружающих, у профи, ругаем себя сами постоянно. Зачем? Хотим, чтобы нас похвалили – тщеславие развиваем :)) Это глупо. У профи надо спрашивать конкретно по непонятным темам/вопросам, помочь разобраться в чем то. Самое важное – получать удовольствие от проделанной работы.

  • Аноним
    18.07.2020 at 22:58

    Почему-то мой комментарий высвечивается как “анонимный”. Меня зовут Вера. Я ваш подписчик в фейсбуке https://www.facebook.com/vera.lushik?ref=bookmarks

  • Ирина
    18.07.2020 at 23:08

    Марина, замечательная статья! Я тоже за любовь и желание заниматься творчеством. Я получаю удовольствие от процесса, а профессионалу вряд ли понесла свои работы. Хотя хочется все-таки искренне получить подсказки, чтобы исправить и улучшить работу. Результат конечно не безразличен, ведь было потрачено столько времени, старания и душевных сил! Очень хочется быть настоящим художником!!!

  • Светлана
    18.07.2020 at 23:31

    Марина, большое спасибо за статью. Я с Вами начинала учиться. Было трудновато, т.к. прежде увлекалась живописью только в форме посещения выставок. Даже не думала, что это так затянет ( в хорошем смысле). Вы как-то сразу и бесповоротно убедили, что живопись под силу всем. Конечно, я не стала профессионалом, конечно, живопись – не мой хлеб, но благодаря Вам я получила толчок к творчеству. Открылась новая дверь , и я этому рада. Не только эта статья, но и все предыдущие , Ваш журнал всегда интересны и полезны. Спасибо!!!

  • Аноним
    18.07.2020 at 23:32

    Прочитала статью. Вы мне понравились ещё больше. Успеха вам

  • Светлана
    18.07.2020 at 23:33

    Тема неоднозначная и мне кажется, это только “подтема” злободневной темы (извиняюсь за тавтологию) “Чувства и свобода высказывания собственного мнения”. Можно много об этом говорить, а по существу вопроса, так: кто предпочитает сладкую ложь горькой правде, поглаживания и убаюкивания предпочитает так и оставатися в “теплых перинах” пока не задохнутся. И не надо обобщать никого. Профессионалы тоже люди, как и самоучки: тактичные и грубые, завистливые и альтруисты, талантливые и бездари, успешные и неудачники, лентяи и борцы. А Вы, Марина, добрая, милая и “За Любовь!” Спасибо .

  • Любовь Ярина
    19.07.2020 at 00:01

    Спасибо. Марина!

  • Надежа
    19.07.2020 at 00:07

    Спасибо, Марина. Как я это все прочувствовала в свое время.
    Когда-то, лет 7 назад, попала на м-к к одному известному художнику. Я только начала рисовать пастелью. Дома висела его картина. Мужу подарили коллеги на работе.
    Я захватила свои пастельки. Очень они мне нравились. Ждала критики. Как не странно ничего от художника ни плохого, ни хорошего не услышала. Зато его ученики были желчны. Столько негатива я не видела и не слышала никогда. Больше за критикой я никуда не хожу. Хожу за советами к своему знакомому художнику. Очень талантливый и доброжелательный человек.
    Смотрю м-к. Чаще смотрю и слушаю, чем пишу.
    Очень хочется научится акварели, но пока не очень получается. Может со временем она поддастся.
    Спасибо Марина. Вы добрый и умный человек.

  • Екатерина
    19.07.2020 at 01:28

    Хорошая статья, спасибо.
    Я не профессионал, хотя отучилась в художке и даже целый го в вузе. Но я помню, как в то время могли задеть комментарии профессионалов. Преподаватели не шпыняли нас, кстати :).
    Сейчас мне фиолетово, кому не нравится моё творчество :). Знаю, многим нравится, для них рисую. И для себя, конечно. Вижу слабые места, сама ищу, как вышеупомянутые профи, новые фишки и методы. Но вот критики не ищу, не прошу.
    Хорошо так рассуждать, когда вернулся к творчеству после более чем двадцатилетнего перерыва. Когда тебе за сорок и в принципе уже умеешь фильтровать оценки со стороны.
    А если нет, тогда ой как сильно могут задеть оценки, сморщенные носы и фальшивая снисходительность.
    Хочу пожелать всем рисовать! И еще рисовать! И ещё! В кайф и со вкусом! ))))))))

  • mila
    19.07.2020 at 01:45

    Вам,Марина,хочешь-не хочешь приходится иметь дело с любителями,потому что вы преподаете.Думаю, что как раз художникам-профессионалам до этих самых любителей вообще дела нет,никогда,поэтому и ходить туда не надо,хотя бы потому, что для любителя это в основном хобби,а профессионала -образ жизни.Мало понятно зачем любителю критика или признание художника.Сейчас кто запрещает выставляться,продавать свои работы и т д.На мой взгляд расстояние между любителем и профессионалом в любом деле просто огромное,непреодолимое,называется оно- опыт.Мне,к примеру,со своим музыкантский опытом странно было читать подбадривающие комментарии людей не просвещенных, по поводу занятий музыкальным инструментом.Представляю сколько ждёт разочарований…
    Одним словом хочу сказать,что хорошо бы понимать что ты и кто ты на самом деле самому ,куда идти и что делать,а не ходить к профессионалам для одобрения и признания,короче: знать свое место сегодня и сейчас.

    • Татьяна
      19.07.2020 at 02:56

      Согласна с вами, опыт это огромная дистанция.

    • Осипова Татьяна СПб
      19.07.2020 at 16:45

      Прям, выводим новый вид человека “профессионал”, побойтесь Бога! Люди, они везде люди, вне зависимости от опыта и образования умею/желают любить. Нужно лишь включать мозги, чтобы любить по-человечески. Идут не за одобрением и признанием, а за другим мнением, опытом. Другой вопрос, какова реакция и период адаптации на чужой фокус зрения. В этом великая сила взаимодействия людей, появилась до понятия “профи”. Помощь и коррекцию нужно учиться не только давать и принимать, но и самостоятельно осуществлять по отношению к себе и другим. Т.е. реакция оппонента не должна сильно смущать, особенно первично эмоциональная, часто нужен временной зазор. В отличие от лжи, правда это то как вы считаете, ваше мнение/решение/выбор за который вы по-взрослому берёте на себя ответственность и излагаете в открытую “правду матку”, а сокрытие это “детское” потворство лжи. Конечно, нужно стараться учитывать взаимные координаты искривления и максимально настраиваться друг на друга для лучшей стыковки. А потеря желания любить, не связана с узкой профпригодностью, это просто болезнь.

  • Светлана
    19.07.2020 at 02:11

    Думаю, мы дилетанты, стремящиеся к росту, сами себе хорошие критики. Есть у меня в соц.сетях друг художник-профи, он с умилением меня хвалил и поддерживал, когда мои работы были более слабы и наивны. А когда они стали более интересными по исполнению, пока с намеком на профессионализм, он с особым азартом любезно тыкает меня носом в мои промахи, которые я и так вижу. Я не сержусь, улыбаюсь…и иду дальше, ставлю мини-задачи и шаг за шагом медленно, но расту. Нет ничего невозможного в жизни, оставайтесь собой, не стесняйтесь своего уровня сегодня, кто знает, каким Вы будете через год. Главное не останавливаться и делать с любовью то, что тебе нравится. Всем творческих успехов!

  • Татьяна
    19.07.2020 at 02:51

    Может быть это потому, что ваша аудитория люди 50+? Среди молодежи такого нет.

    • mila
      19.07.2020 at 04:06

      О каком профессионализме речь,если молодой человек в возрасте становления?Потом вызывает сомнение,что молодой художник захочет пальцем пошевелить за просто так.Профессионалу за 50 такая финансовая прыть и не снилась!А кроме того ни у меня ,ни у моей дочери,независимо от возраста,не возникает желания со своими рисунками бежать к профессионалу.Вопрос: для чего?

  • Светлана
    19.07.2020 at 10:11

    Спасибо Вам за статью. За возможность быть уверенным в себе, в своём творчестве и не испытывать за это стыд. Вы – самый лучший наставник. Успехов, творческих находок!

    • Ирина
      19.07.2020 at 12:44

      Судя по статье,могу отнести себя к профессионалам :))) Марина,спасибо, всё написанное в статье-правда !

  • Татьяна С.
    19.07.2020 at 10:13

    Марина, огромное спасибо за поддержку! Желая научиться живописи, я наступила на все грабли , описанные в Вашей статье. Сейчас появилась мысль: поверить в себя! в свои силы! Пока силы такие, буду развивать. От Вас идет такая любовь и доброта, желание помочь. Вы- замечательный УЧИТЕЛЬ и в живописи, и в жизни.

  • Выше Радуги
    19.07.2020 at 10:23

    Распечатала Вашу статью повесила над рабочим столом, крылья растут, прям чувствую!!!! СПАСИБО!!!!

  • Татьяна
    19.07.2020 at 11:58

    Одним из самых счастливых дней в моей жизни был тот, когда я поступила в худ.школу. Мне очень нравилось там учиться, хотя не все получалось, то хвалили, то критиковали. Но мое желание рисовать было столь сильным, что меня ничто не могло остановить. К сожалению, я не закончила школу по причине жизненных обстоятельств, но решила, что доучусь сама. Есть ведь книги, есть другие художники, у кого можно поучиться. И так и случилось. Я читала учебники по живописи, рисунку и композиции, читала монографии о жизни известных художников, читала литературу по истории искуссва, также наблюдала, копировала чужие работы, искала других художников, и мне пригодились все советы, которые мне когда-либо давали. По большей части я встречала поддержку от других художников и добрую критику. И сама также поддерживаю или даю советы, если кто-то меня спрашивает о своих работах. Сейчас, благодаря фейсбуку, я нашла друзей, единомышленников из разных стран. Мы периодически обсужадаем наши работы, спрашиваем мнение друг друга. В группах, правда, я видела всякое, в том числе и жесткие разносы. Но всегда видно, когда критика конструктивная, а когда негативная, направленная на унижение другого человека и его творчества. На такое даже не стоит обращать внимание. Про зависть и конкуренцию я тоже в курсе, но художники – те же люди, и людьми они могут быть разными, с разными качествами и характером. Вообще мне все понятно, что описано в статье. Пусть у меня нет высшего художественного образования, но этот путь учения, труда мне тоже знаком, я понимаю всех – профессиональных художников, самоучек, любителей. Некоторые мои друзья-художники, за плечами которых остались художественные академии, тоже считают себя самоучками в каком-то смысле – в том плане, что свой творческий метод, стиль они искали сами, ему не учат, это уже продукт самостоятельной работы художника. И этот поиск, стремление к росту никогда не заканчиваются. Главный критик при этом – ты сам, творческая работа – это микс радости и счастья с неудовлетворенностью, мучениями и сомнениями. По крайней мере, для меня так. Последнее постоянно толкает разиваться, учиться дальше, совершенствоваться, а первое позволяет не терять вдохновения и веры в то, что делаешь. Ну и да, без любви никуда. Она – тот источник, которые питает и наполняет любую форму, преображает ее – как нас самих, так и то, что мы делаем.

    • Осипова Татьяна СПб
      19.07.2020 at 16:13

      Респект!!! Золотые слова, изначально бесконфликтны. Спасибо)

  • Ольга
    19.07.2020 at 12:54

    Спасибо Вам, Марина, что вы есть! Спасибо за вашу Любовь! Огромное СПАСИБО за ваши уроки!!! Вы НАСТОЯЩИЙ ПЕДАГОГ! А это, к сожалению, очень редко можно встретить!

  • Ольга Арюкова
    19.07.2020 at 14:41

    Всё прочитала)))))))) Поэтому просто- БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

  • Татьяна Дементьева
    19.07.2020 at 16:40

    Марина, БлагоДарю за вашу статью, полностью согласна. ТВОРИТЬ и передавать свои чувства и эмоции в картинах! Учиться у позитивных учителей. С интернетом это легко! Я не профессионал, а самоучка. Если работу наполнять ЛЮБОВЬЮ, то СВЕТ от картины чувствуют люди. Убедилась в этом через свой опыт. Начинайте, Творите и учитесь пока живы! Самосовершенствуйтесь во всём! Пусть наш мир становится лучше и чище с каждой секундой. Света всем, Любви и Добра!

  • Екатерина
    19.07.2020 at 17:07

    Марина, добрый день. Какая замечательная статья. Вы, как всегда, очень тонко и чутко расставили акценты и поддержали всех кто по жизни не получал художественное образование, но очень хотел рисовать. Ваши слова вдохновляют и побуждают двигаться дальше в волшебный мир красок, образов, композиции и пространства. Спасибо большое. С глубоким уважением и благодарностью.

  • Зоя
    19.07.2020 at 17:23

    Марина, спасибо за статью! Психология рулит)) Очень рада, что училась у тебя в мастер-группе, именно из-за подхода к преподаванию. Замути еще какую-нибудь движуху, вроде домиков, цветов, или, в этом году, можно “Отпуск, которого не было”. Мне очень нравится у тебя учится и люди, которых ты вокруг себя собираешь. Удачи, успехов и счастья-а-а-а-!

  • Римма
    19.07.2020 at 21:09

    Марина, абсолютно с Вами согласна.
    Для нас, особенно начинающих, очень важна оценка и подсказка доброжелательных, пусть даже и не специально обученных, людей. Главное – умеющих видеть реальный отход твоей работы от первоисточника.
    Ведь часто во время многочисленных правок, дополнений, дорисовок глаз замыливается, и ты перестаешь видеть неточность. А это важно.

  • Татьяна
    19.07.2020 at 21:16

    Все так. Хорошо, что сами профессионалы это осознают. А ревность и конкуренция и в других профессиях присутствует, просто в творческих больше нарциссических личностей, особенно в балете, там доходит до членовредительства. Статья замечательная и много комментариев интересных, благодарю!

  • Мария
    19.07.2020 at 22:04

    Добрый вечер! Да, статья философская. Но тут еще вопрос, что значит профессионал и любитель. Профессионал, тот, кто имеет диплом и зарабатывает творчеством? Чьи работы академически соответствуют правилам? Вот читала про современных акварелистов, на Вашем сайте, Марина, в том числе. У многих популярных художников СВОИ правила. Один черный цвет не использует, другой – смешивает кучу цветов и грязи не получается, другой вообще рисует “грязью” по его выражению, четвертый – сплошной импрессионизм и т.д. Правила я не отрицаю, кому-то они могут помочь, а кому-то и создать лишние рамки. А как насчет энергетики? Бывает, смотришь на работу в галерее, такая вся “правильная”, а не цепляет. А бывает, видишь любительскую работу, и ты сам любитель, но видишь кучу “неправильностей”, и думаешь, вот ее на свою пустую стену я бы повесила. Наверное, через понятия профессионал-любитель реализуются еще такие качества, как зависть, тщеславие, гордость жадность … или широта души, щедрость, рисую-потому-что-не-могу-иначе, открытость… И профессионал иногда способен оценить и работу любителя, а не только снисходительно прокомментировать как работу ребенка (в лучшем случае). Человек – творец по природе своей души, и, возможно, главное – творчество ради развития, а не оценки и признания. Всем вдохновения и вкуса жизни!

  • Марина
    19.07.2020 at 22:38

    Марина, вот здесь, цитирую Профессионалу живется очень сложно. Он с трудом принимает тот факт, что живопись может быть хобби, источником наслаждения и радости, чем-то легким.
    Для него творчество – это РАБОТА. Это источник денег. Это часто от слова «надо», а не «хочу».
    «
    Вы конечно описываете вовсе не художника, ну ремесленника возможно! ни одно слово от сюда не про художника, даже близко! Ходожнику если честно никакого дела нет до того, что делают любители, его интересует только то что делает он сам и те, кто делают это лучше него. и конечно ни я ни другие художники не стали бы лезть к новичкам со своей критикой, за исключением случаев, когда они сами выносят на обсуждение свои работы и спрашивают прямым текстом, в акварельном клубе, например, – что Вы об этом думаете?, но тут уж простите, но мне кажется это уж совсем нечестно, говорить, ой, какая прелесть, шедевр, талант и т.п, это ребенку маленькому можно еще, но не адекватному взрослому человеку, который к счастью своему взялся за кисть, и я совершенно не понимаю, зачем ему нужно, чтобы кто-то кривил душой, выкрикивая возгласы восхищения? мне это вот прямо совсем не понятно

  • Irina Sun
    19.07.2020 at 23:32

    Я соглашусь со всеми аргументами. Я закончила художественные курсы, школу, университет. Занималась в учебных художественных заведениях 20 лет с 5летнего возраста. Прошло почти 10 лет после окончания университета, а попытка взять в руки кисточку вызывает просто панику. Кисточки красиво стоят у меня на подоконнике как предмет декора, а краски лежат в шкафу. Я иногда на них смотрю. Результат 20 лет учёбы-панические атаки… Но, люблю ходить по картинным галереям и искать интересные техники))

  • Юлия
    20.07.2020 at 01:29

    Ноев ковчег построил любитель. Профессионалы построили “Титаник”…

  • Наталия
    20.07.2020 at 09:31

    Марина, как всегда по делу и деликатно. Читаю все ваши опубликованные размышления. Раз кнопочка Фейсбука у вас активирована, то сделала ссылку в группу Начинающие художники, как будто специально для нее написана. Жду ещё мудрых мыслей.

  • Ирина
    20.07.2020 at 10:24

    Здравствуйте,Марина! И вот я с Вами совершенно согласна! Хорошо,что Вы озвучили свои соображения! Для меня творчество-выход в другую реальность и способ релаксации. Работы свои,в основном, дарю. Но занятия с художниками считаю нужными и полезными. Спасибо Вам и всего доброго.

  • Вера
    20.07.2020 at 10:45

    Спасибо, Марина. Статья интересная и нужная, во всяком случаи для меня. К профессионалам я не когда не обращалась, но критиков со стороны друзей и знакомых предостаточно. От фразы “ничего у тебя не получится”, до совета “порви, выбрось, забудь и займись делом” сколько угодно. А мне нравится поднимается настроение, забываю про время и наслаждаюсь своей мазней ( не всегда мазней) . Спасибо Вам Марина за советы, уроки, курсы.

  • Олег
    20.07.2020 at 11:35

    Осмелюсь напомнить хрестоматийный факт – клакеры хотевшие сорвать концерт Федора Шаляпина, были настолько поражены его выступлением, что наградили его овацией. Пишите шедевры достойные Третьяковки и Лувра и никто не сможет вам возразить. Есть прекрасное понятие – “безупречность”, это главное качество профессионала. Даже черный квадрат безупречен. Так же как Мона Лиза.
    Ну и напоследок совет Карлоса К;астанеды – “Не индульгируй” то есть, не занимайся самооправданием. Если ты понимаешь, что твоя картина не совершенна, значит надо работать и работать, а не искать поддержки у людей малосведущих.

    • Лилия
      22.07.2020 at 01:29

      )) Прочла сперва как “совет Карлсона,” и думала, что будет что-то о картине “очень одинокий петух”:

      Малыш вновь огляделся по сторонам.
      — Ну, а где твои картины с петухами? Они что, тоже взорвались? — язвительно спросил он Карлсона.
      — Нет, они не взорвались, — ответил Карлсон. — Вот, гляди. — И он
      указал на пришпиленный к стене возле шкафа лист картона.
      На большом, совершенно чистом листе в нижнем углу был нарисован
      крохотный красный петушок.
      — Картина называется: «Очень одинокий петух», — объяснил Карлсон.
      Малыш посмотрел на этого крошечного петушка. А ведь Карлсон говорил о
      тысячах картин, на которых изображены всевозможные петухи, и все это,
      оказывается, свелось к одной красненькой петухообразной козявке!
      — Этот «Очень одинокий петух» создан лучшим в мире рисовальщиком
      петухов, — продолжал Карлсон, и голос его дрогнул. — Ах, до чего эта
      картина прекрасна и печальна!..”

  • Наталия
    20.07.2020 at 16:48

    Очень интересная статья, раскрылись глаза на некоторые вещи)) Марина, у Вас помимо прочих, талант писателя или журналиста. Такие нужные темы, так четко и интересно изложен материал. Спасибо!

  • Кристина
    20.07.2020 at 22:12

    Спасибо за подробную статью.

    Последнее время постоянно именно от профи “огребаю”, иногда конструктивно, а иногда не очень. Причём любителям мои работы нравятся в большинстве случаев. Наверное нахожусь на продолжающем уровне, застряла в нём.

    Заметила, что когда только первый год рисовала, профи на меня внимания даже не обращали ))) Сейчас видно у них внутри что-то задевается, раз активно комментируют.

  • Елена
    21.07.2020 at 11:11

    Марина, спасибо за статью! Особенно понравилась мысль о результате (“достойная чего-то или кого-то”). Да, наши критики – и внешние и внутренние, заточены на результат, да как минимум “первый раз делаю и хочу, как у него/нее”, чтоб не хуже, а состояние “здесь и сейчас” , процесс, мало кого волнует. Начинаем пробуждаться! Пришло время дарить себе себя – наслаждаться процессом, своими эмоциями и чувствами, радовать себя состоянием любви!

  • Лилия
    22.07.2020 at 12:03

    Честно говоря, я не совсем понимаю откуда идет такая сакрализация творческих профессий, в частности художника, — ведь это обычный скилл, который можно развивать, в каком-то смысле ремесло. И да, есть некая база знаний, умений и навыков, которую можно освоить не оканчивая профильный вуз, чтобы создавать “грамотные” и интересные работы.

    А судьи кто?

    Теперь перейдем к людям, которые выступают за “чистоту рассы” профессиональных художников. Уверена, что большинству таких критиков нужен хороший психотерапевт. Ведь гармонично развитый, счастливый, во всех смыслах здоровый человек, профессионал своего дела, будет или выше “забав с карандашом” простых смертных, смотря на это все со снисходительной доброй улыбкой, или, наоборот, поделится знаниями с теми, кто в них нуждается.

    Милосердие – это доброта и мудрость. Счастливые, реализованные люди чаще всего милосердны. Люди же, которые любят покритиковать, зачастую сами страдают от своего внутреннего критика. Когда они критикуют других, этот их критик просто “вылазит наружу”, а в остальное время он как правило “выедает мозг” хозяину. Так что, если кто-то критикует чужое творчество, особенно если его об этом не просили, то… в общем как говаривал Остап: “Вам, предводитель, пора уже лечиться электричеством!”

    Я художник – я так вижу!

    Теперь подобрались к самому интересному. Непрофессионалы, которые именуют себя “художниками”. Я не очень понимаю, что может заcтавить взрослого человека, состоявшегося в жизни, не имеющего профильного образования, называть себя художником. У меня перед глазами почти всегда встает некая домохозяйка, которая сидела-сидела дома, потом взялась за краски, и за неимением иных форм реализации решила именовать себя “художником”. На эту тему даже есть анекдот, когда втречаются два фотографа, и один говорит, что он переквалифицировался и работает хирургом. Его бывший коллега удивлен, спрашивает, когда тот успел переучиться. А бывший фоторграф отвечает: “да просто купил супер-крутой скальпель!” Примерно такая же ситуация с многими аматорами-художниками.

    Уинстон Черчиль писал великолепные картины, ему даже пожаловали звание почетного члена Королевской академии художеств, но ему и в голову не приходило позиционировать себя именно как художника. Потому, что человек он был масштабный, что называется “в крупную клетку”, имеющий за плечами множество других достижений и успешно реализованный в иных областях.

    В общем, по поводу художников-критиков — думаю, людям стоит проработать внутренние проблемы, чтобы их Эго не ранило чужое несовершенство, а аматорам следует больше учиться, прежде чем выставлять свои работы на суд публики. Ну, или не обижаться, когда в них полетят гнилые помидары.

    Ну а мне следует заткнуться, ибо, по-моему, во мне уже проснулся внутренний критик.

  • Анна
    22.07.2020 at 13:39

    Спасибо, Марина!

  • Евгения
    22.07.2020 at 17:16

    Щедро делиться опытом и без потаенной зависти оценивать работы других могут только по-настоящему одаренные люди, а таких мало. И Марина среди них. Меня очень радует ее восторженное отношение к удачам коллег по цеху. По-моему, главное в любой работе – внутренний свет, который излил на полотно художник из своей души. Или огонь, которым он загорелся от сильного чувства. Если это чувство – боль, сострадание, отчаяние, страх, зрителю тоже будет больно и страшно. По мне так лучше, конечно, если в картине отображается упоение красотой мира или хотя бы приятие бытия, какое оно ни есть, со всеми его несовершенствами. Возможен, конечно, и художественный бунт, но тут важно оценить свои силы и направить их в нужном направлении, чтобы и бунт был созидательным, иначе от картины просто захочется отвернуться. Когда в художнике есть внутренний свет, взращенный тонким проникновением в суть жизни, даже неуклюжая картина будет светиться изнутри, привлекать и вызывать позитивный отклик, как почти любой детский рисунок. Но как же мало таких картин у современных профессиональных художников, которые выставляются в галереях современного искусства. Они как будто истерзаны своей мучительной подготовкой к творчеству, и радости в них почти не осталось, равно как и желания понимать и принимать этот мир, менять его к лучшему, не бросая упреки, а начиная с себя. И бунтуют, бунтуют… Какая уж тут объективная критика. Вывод: нужно работать над собой, и не знаю, что тут главнее – отработка техники или общая гармонизация?

  • Фаина
    26.07.2020 at 20:50

    Здравствуйте, Марина. Смотрю ваши уроки и статьи, они всегда интересные. Вы талантливый педагог, смогли создать школу нового современного формата “он лайн”. Это здорово.
    С этой статьёй, конечно, согласна. Она поможет не “обжечься” на критике, даже скорее не на критике, а на равнодушной, безразличной или негативной реакции . Критика, особенно конкретная, полезна. Для меня, например, хуже, когда человек смотрит на твоё детище и молчит, чтобы не сказать чего-нибудь обидного.

  • Ирина
    30.07.2020 at 14:32

    Насчёт панцыря – очень понравилось! А вот по поводу критики со стороны проф- ла, ну или более опытного любителя.. а как тогда расти!?? Мне критика нужна! Конечно, хочется доброделательного отношения, но ради пользы можно и потерпеть… А вдруг прилетит “волшебный” пендель, и тогда я как рвану чарез ступеньку!!!!!

  • Аноним
    07.08.2020 at 17:23

    А мне вот видимо повезло, не сталкивалась я с такой жесткой критикой профессионалов, второй год езжу на пленэры в Домбай, где очень высокого уровня мастера собираются, и указывая на ошибки и недочеты делают это весьма деликатно, но там вообще очень дружественная атмосфера. Годы учебы в художке и художественном вузе в расчет не беру,это обучение и критика в обучении со стороны преподавателя это нормально, без нее ты и не научишься.

  • Татьяна Николаевна
    10.08.2020 at 15:37

    Уважаемая Марина, на это Ваше письмо отвечаю с задержкой. Немного не хватает времени. Но я часто вела с Вами внутренние монологи. Меня глубоко трогает Ваше желание предупредить от психологических ударов своих учеников. Я старше Вас и Ваша материнская бережность вызывает особенное чувство. Но у меня поднялось понимание, что Вы тоже нуждаетесь в поддержке.
    Да, многих из нас можно назвать «каляками», меня в первую очередь.
    Но не сомневайтесь, ваши уроки – это для нас осуществление желания развиваться, познавать себя. У Ваших учеников разные стартовые позиции, кто-то начинающий, как я, кто-то шлифует своё умение, и могут быть разными цели. Для меня это увлекательное знакомство с акварелью, это удовольствие от самого процесса рисования. На всех этапах обучения нужен кто-то, кто укажет на ошибки. Хорошо, когда умеешь их видеть сам, Ваши уроки дают такую возможность. Ну, а те, кто захотят услышать мнение профессионала должны понимать, что они заходят на «другую территорию» и надо быть готовым, может быть, к жестким словам.
    Мы же взрослые люди. Есть обычный жизненный опыт.
    С уважением и благодарностью Татьяна.

  • Елена
    23.08.2020 at 21:11

    Надо мной посмеялись когда узнали что я рисую в стиле близкому к аниме и что это фигня 🙁

    • Елена В.
      04.12.2020 at 20:38

      Я – профессиональная художница, состою в профсоюзе и просто обожаю стиль аниме, который, к стыду моему, не умею и мечтаю научиться. 😉 Желаю Вам сил, терпения, успехов и вменяемых попутчиков по жизни.

  • Анна
    23.09.2020 at 10:37

    Критиковать тоже нужно уметь. У меня такое ощущение, что у нас этого просто не умеют делать, даже профессиональные художники. Поэтому всю критику я прошу на иностранном форуме. Как пример, в попытке постичь светотени на шаре я обратилась со своей работой на российский и зарубежный форумы одновременно. Своих ошибок я не видела, но в рисунке меня что-то отталкивало. Когда я спросила у русскоговорящих “что тут неправильно?” Я получила буквально следующий ответ: “да всё неправильно. Вам ещё работать и работать над шаром”. Зарубежники же на тот же самый вопрос ответили “поправить форму самого шара, сделать штриховку не такой грубой, а рефлексы не такими тёмными”. Один человек даже не поленился стрелочками нафотошопить места, где были ошибки. Это конечно было приятным бонусом, но сама форма подачи критики сильно отличается у нас и у иностранцев.

  • Эла
    10.11.2020 at 16:40

    “Его ломали об коленку критикой, когда он нес преподавателю свои выстраданные картины, его идеи высмеивали и обсуждали на выставкомах; он прожил жизнь в поисках своего стиля и места в искусстве, в метаниях между «хочу» и «востребовано», в борьбе с непризнанностью, галереями, союзами, с отсутствием денег, в конце концов.”

    Вот это и есть то самое, почему такое же отшонение формируется к другим. Во-первых, подсознательно формируется отношение такое же, как относились к самому, человек “зеркалит”, это своеобразный автопилот. Во-вторых, “любитель” не прошёл через многие этапы “посвящения”, или “круги ада” 😀 Это своеобразные психологические травмы, и очень жаль что в обучении почувствовавшие власть педагоги часто травмируют детей (и в обычной школе тоже). Ведь далеко не все взрослые – зрелые полноценные личности. Эх.

    Ещё могу добавить, что в высшем – не все конечно, но некоторые – педагоги подсознательно давят конкуренцию, некоторые хотят от студентов не индивидуального стиля, а такого стиля, какой нравится педагогу либо который он сам хотел бы развить, но по каким-то причинам не может.
    В муз. школе тоже может быть не весело, зависит очень от педагога, я сменила три, и только одна из них била линейкой по рукам и локтям (фортепиано, конечно же), остальные так не делали.

  • Елена В.
    04.12.2020 at 20:31

    Профи не любят в той же самой степени таких же профи и разносят в пух и прах. Зайдите, например, на Артлиб, почитайте комментарии: там такой трэш и сюр местами творятся, что это просто ужас какой-то, мягко говоря. Общаюсь только с умершими художниками-классиками посредством их творчества, с доброжелательными живыми через их блоги и на фэйсбуке. Ну и со своими заказчиками/поклонниками.

  • Аноним
    18.02.2021 at 02:14

    Уважаемые читатели и почитатели этого поста. Я никогда не учился в “художках”. Никогда не дружился и даже не знал художников (ни профессионалов, ни любителей). Но, иногда рисовал (очень редко). Уже в возрасте взялся за живопись и понеслось… Хорошо или плохо не мне судить. Но рисовать вроде умею (простите за нескромность). А вот писать “шедевры”, наверное у меня никогда не получится. Профессионал я или любитель ни мне судить. Но, живопись поддерживает меня в жизни, это кайф!
    Единственное вынес из комментариев данного поста: Я не понимаю, почему идет такой спор? – Почему профессионалы не любят любителей? Даже фальшивомонетчик Баранов, оказался круче всей индустрии профессиональных изготовителей денег.
    НО, есть одно “НО”…
    Нельзя к живописи относится, как к ничему не значащему. (типа любой “дурак” может наваять шедевр по Мастер классам из интернета). Всему нужно учится.
    Нельзя взять три аккорда и сыграть симфонию. У симфонии свои законы, а у уличного музыканта свои.
    Отсюда вывод: Нет профессионалов в живописи и нет любителей.
    И всё-таки есть профессионалы против любителей. Это те, которые могут сыграть произведение с листа, или сочинить и расписать свою партитуру (как в музыке, так и в живописи). А любитель, как бы он не любил свою живопись, не напишет читаемую партитуру, которая будет приятна на слух или на глаз зрителю.
    Любое произведение нужно выстрадать, понять ход событий. И лишь после этого, обыватель пользующийся его продукцией скажет – “Ты профессионал”!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ