Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Ограниченная палитра цветов акварели = Неограниченные возможности моей пленэрной палитры.

Ограниченная палитра цветов акварели = Неограниченные возможности моей пленэрной палитры.

Посчитайте, сколько цветов в вашей коробке с акварелью. 24? 36?

А сколько вы на самом деле используете? Возможно, пора задуматься об ограниченной палитре цветов?

В таком решении есть куча бонусов:

  • Экономия финансов во-первых. Можно покупать не новую коробку красок, а малое количество сменных кювет или тюбиков.
  • Меньше красок = осознанное их использование. Вы меньше хаотично бродите по своей коробке красок кистью, попадая не туда и неся не тот цвет. Работа с ограниченной палитрой даст вам хорошее знание своих красок и понимание смешения цветов. 
  • У вас вырабатывается своя узнаваемая авторская палитра.
  • И конечно, вы уменьшаете вес своей коробки красок!

Для меня именно последний пункт стал поводом придти к ограниченной палитре.

Я много работаю на пленэре, и здесь для облегчения поклажи приходится думать, какие краски взять с собой, а какие оставить. Поскольку у "Невской палитры" малая пластиковая коробочка вмещает 12 кювет, то мой выбор стоял в пользу только 12 красок.

В этой статье я расскажу вам, какие 12 цветов прижились в моей ограниченной палитре, и раскрою их возможности.

ПРИНЦИП ОТБОРА КРАСОК ДЛЯ ОГРАНИЧЕННОЙ ПАЛИТРЫ

Прежде всего, нужно упомянуть принципы, которыми я руководствовалась, выбирая данные цвета. Подробно я писала о них 5 лет назад в статье "Какие цвета оставить в своей палитре. Тестирование акварели". Принципы остались те же, хотя моя палитра изменилась с появлением новых более качественных цветов у "Невской палитры".

Итак, в основную минималистичную палитру я выбираю краски:

1. Светостойкие

2. Прозрачные (или близкие к этому)

3. Однопигментные (желательно)

4. Универсальные. Т.е. те, которые дают остальные необходимые цвета, плюс являются высококонцентрированными.

В итоге на данный момент в моей палитре присутствуют следующие цвета акварели "Белые ночи":

МОЙ "ПОХОДНЫЙ" НАБОР АКВАРЕЛИ:

  • Лимонная
  • Индийская желтая
  • Индийская золотистая
  • Сиена натуральная
  • Венецианская пурпурная
  • Карминовая
  • Сиреневый хинакридон
  • Синяя
  • Индатреновый синий
  • Бирюзовая
  • Серая Пейна
  • Сепия (?) Эта краска пока под вопросом, поскольку недавно появились новые однопигментные коричневые, на которые я хотела бы заменить этот цвет.


Расскажу обо всех цветах своей палитры по-порядку.

ограниченная палитра набор красок

ТРИАДА ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ В МОЕЙ ОГРАНИЧЕННОЙ ПАЛИТРЕ

Полагаю, вы знаете, что все оттенки можно смешать, используя всего три основных цвета: желтый, красный, синий. И тогда ограниченную палитру можно вообще свести к трем цветам.

На практике же вы, думаю, убеждались, что далеко не с любыми основными цветами это можно сделать. Смешать чистый фиолетовый из красного и синего получается не всегда. Почему это происходит, и как смешать чистый фиолетовый, я писала здесь: Как  смешать фиолетовый цвет.

Я нашла три основных краски у "Невской палитры", которые действительно позволяют получить все чистые цвета спектра при их смешении. Это базовая триада моей палитры:

  • Лимонная 
  • Карминовая
  • Синяя
ограниченная палитра триада

Обратите внимание, что Карминовая, хоть и является холодной красной, а не спектрально-нейтральной, но при смешении с Лимонной дает и теплый красный, и оранжевый. И, конечно, именно смешение Синей с Карминовой, а не с теплым красным, даёт нам более чистый фиолетовый и лиловый. (К сожалению, на картинке их звучность выглядит пригашенной, нежели чем в натуре).

Синяя у "Невской палитры" - превосходный спектральный оттенок. Прозрачная, высококонцентрированная и универсальная краска. Её легко увести и в чистый фиолетовый, и в яркий зеленый. А активный пигмент позволяет создавать очень темные оттенки при смешении. 

В целом, если бы у меня была потребность ограничиться только тремя красками для пленэра, то этих трех цветов было бы достаточно.

Но для работы на натуре нам далеко не всегда нужны спектрально-чистые краски. Наоборот, есть потребность в слабонасыщенных сложных оттенках. Тогда ограниченная палитра в 3 цвета - это более сложные оттенки основной триады:

  • Сиена натуральная
  • Венецианская пурпурная 
  • Индатреновый синий
ограниченная палитра триада

Сиена натуральная - представитель натуральных земляных красок. Это замена желтому в смесях для создания темных и малонасыщенных оттенков. И составляющая оттенка любого объекта в теплых тенях.

Венецианская пурпурная - моя любовь сама по себе как красивый оттенок цвета корицы. Из нее легко можно получить красивый коричневый оттенок шоколада. В смеси с Сиеной или Индийскими даст разные оттенки кирпича, черепицы или человеческой кожи.

Индатреновый синий - красивый джинсовый оттенок синего. Составляющая оттенка любого объекта в холодных тенях.

Нужно учитывать, что при высыхании цвет и замес с Индатреновый синим светлеет и теряет насыщенность больше, чем другие смеси.


Итак, я рассказала о 6 цветах из двенадцати. Идем ко второй половине.

ИНДИЙСКИЕ 

Как вы, наверно, заметили, у меня 4 желтых оттенка в палитре. Это уже указанные Лимонная, Сиена Натуральная и две Индийских: Индийская желтая и Индийская золотистая:

Вы можете спросить, зачем столько желтых, тем более похожих?

Потому что Индийские - это особая моя любовь. Эти краски высоко-концентрированные и прозрачные. В разбавленном водой виде они очень яркие и светящиеся, а в концентрированном могут дать темный тон и, тем самым, не высветлить при смешивании оттенок. 

Например, при смешении с Синей Индийские дают достаточно темные оттенки зеленого. Желтая даст яркие спектральные цвета, а Золотистая - сдержанные, с оттенком бронзы.

Более наглядным будет смешение Индийских с серой Пейна. Желтая даёт нам оттенки зеленоватые, оливковые, а Золотистая - оттенки умбры, коричневатые.

Индийские желтую и золотистую мы успешно использовали в ограниченной палитре из трех цветов, когда писали осенние пейзажи в курсе "Природный пейзаж. Осень".

Раз уж речь пошла о Серой Пейна, то расскажу о своих черных.

ЧЕРНЫЕ В МОЕЙ ПАЛИТРЕ

За "черные" в моей палитре отвечают два цвета - серая Пейна и Сепия.

Серая Пейна - сложносоставная краска, которую любят многие художники. Она не нейтрально черная, а с синевато-фиолетовым оттенком. Поэтому логично, что из нее можно с успехом получать малонасыщенные холодные оттенки.

Однако, я люблю смешивать Серую Пейна с Лимонной - это дает отличный оливковый цвет, который практически не отличим от краски Оливковая.

Второй оттенок чёрного - теплый. Он нужен для смешения коричневых оттенков, которых в моей ограниченной палитре нет. Сейчас я использую Сепию, но подумываю о том, чтобы заменить ее на однопигментные Воронежскую черную, Ван-Дик коричневый или Умбру жженую. Про первые две я рассказывала в последнем тестировании здесь: Капут-Мортуум, Иргазин, Перилен - новые краски Невской палитры

К черной, конечно, ближе Воронежская, но она не столь концентрированная, как мне нужно... Наверно выберу на замену один из коричневых.

БИРЮЗОВАЯ И СИРЕНЕВЫЙ ХИНАКРИДОН

Это две краски, которые я в полной мере могу назвать волшебными. 

Их цвета не относятся к основным, но смешать их из основной триады почти невозможно. Поэтому я предпочитаю их иметь. Особенно сложно смешать чистый изумрудный и бирюзовый оттенки. А они бывают необходимы при написании моря именно в их спектральной чистоте.

Из Бирюзовой легко можно получить изумрудный оттенок, если добавить немного Лимонной. Если добавить больше, то у вас получатся ярчайшие оттенки майской зелени. В общем, Бирюзовая в моей ограниченной палитре заменяет все зеленые!

В сочетании с Венецианской пурпурной Бирюзовая дает прекрасные оттенки серого и коричневого:

Но самое большое волшебство случается при смешении Бирюзовой и Сиреневого Хинакридона. Вопреки всем законам цветоведения эти цвета вместе порождают прекрасные оттенки синего и фиолетового.

ограниченная палитра кобальт и оранжевая

Я очень люблю использовать эту смесь для морских пейзажей.

Сиреневый хинакридон дает мне и другое волшебство. В смешении с желтыми цветами он образует цвет кожи, будучи очень хорош для загорелой кожи или цвета тела в тени.

ограниченная палитра

Итак, я рассказала о всех 12 цветах своей основной пленэрной палитры.

Безусловно, она не является догмой и не безусловным примером. Моя палитра мобильна и меняется в зависимости от новинок, которые появляются.

Посмотрев старую статью о своей основной палитре, я с удивлением обнаружила, что из 14 цветов в ней со временем остались только два: Карминовая и Серая Пейна. Все остальные - новые!

И вот год назад в моей палитре появилось еще 2 цвета, которых нет в маленькой коробочке. Хотите знать, какие? 🙂

+ 2 цвета к базовой палитре

Не буду вас томить. Это новые цвета акварели  "Невской палитры" : Оранжевая и Кобальт лазурно-голубой.

В паре два этих цвета дают потрясающие сочетания. На прошлом итальянском пленэре я написала несколько этюдов, используя только эти две краски.

Кобальт лазурно-голубой - полупрозрачная краска. И в смесях он дает определенную припыленность. И это мне нравится!

ограниченная палитра кобальт и оранжевая

Смотрите, на картинке выше я показала варианты смешения Кобальта лазурно-голубого и Оранжевой, а ниже - свою попытку смешать подобные оттенки из цветов моей базовой палитры. Безусловно, получить такие же оттенки ограниченной палитрой можно. Просто они будут другими, более прозрачными. И красок придется смешивать больше.

Именно некая припыленность, непрозрачность, нравится мне в данном случае. Она дает ощущение старого камня, бархатистости поверхности.

Таким образом, я в какой-то мере отказалась от собственных убеждений выбирать только прозрачную акварель. Порой именно в укрывистости краски раскрывается её потенциал для решения творческих задач.

Поэтому, безусловно, помимо основных 12 цветов в моем арсенале в студии есть все остальные. Приступая к работе над картиной, я ищу её колорит и краски, которые наилучшим образом его раскроют, делаю предварительные выкрасы и цветовые эскизы. Однако на пленэре я предпочитаю иметь уже знакомые цвета, которые обеспечат мне комфортную работу и предсказуемый результат. 

Итак, я советую вам задуматься о выборе своей ограниченной палитры цветов, возможности которой вы будете знать досконально. Это значительно облегчит вам работу с акварелью и создаст ваш неповторимый колорит.

Вы уже знаете, какие краски лягут в основу вашего маленького набора акварели? Напишите в комментариях! Очень интересно, у кого какие "любимчики" среди красок.

Считаете эту статью полезной? Поделитесь ею в соцсетях! Другие люди будут вам благодарны!

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

49 комментариев
  • Ирина
    14.05.2020 at 19:10

    Я, наверное, консерватор.) Настолько привыкла к стандартному набору 24 красок, что просто докупаю те, что заканчиваются. И не входящих в набор только оливковый цвет. Купила и не пользуюсь.) Однако, за вашими находками смотрю с интересом.

  • Мария
    14.05.2020 at 19:20

    Спасибо большое за описание! Хорошая база для того, чтобы формировать свою палитру. Здорово, что вообще такие статьи есть, потому что помню сложности, когда думала о своей палитре в процессе обучения. В универах не объясняют многих вещей, в том числе и по какому принципу формировать свою палитру, а здесь прям так подробно! Здорово!

    Я пользуюсь разными производителями, но цвета более или менее одинаковые везде, поэтому мой набор на настоящий момент:
    1. Лимонный (PY3).
    2. Гамбодж, он же гуммигут или индийская золотая, двухпигментный, но заменяет тёплый жёлтый, охру и часть других земель, даёт интересные эффекты с обоими фталами (PY150+PO48).
    3. Нейтральный красный (PR254). Он полупрозрачный и заменяет мне кадмиевый красный, заодно гасит истеричность фталов.
    4. Собственно, фтал синий или голубой (PB15) – идеален для морских пейзажей, с нейтральным красным и гамбоджем даёт богатый спектр оттенков от звонких фиолетовых до серой пейны, и, в общем-то им можно было бы обойтись, но я люблю грануляцию.
    5. Поэтому у меня в палитре есть ультрамарин, обычно его более тёмной версии (PB29).
    6. Фиолетовый хинакридон был включён после того, как я стала писать больше теней на фиолетовых оттенках и поняла, что слишком быстро расходую красный с синим. Он стал хорошим выходом, потому что при добавлении красного даёт красивые розовые оттенки, а при добавлении любого из синих – красивые тёмно-фиолетовые. (PV 55)
    7. Фтал зелёный или, в простонародье, зелёнка. На базе него мешаются все необходимые оттенки зелёного, включая майскую зелень, красивый морской волны (с фталом синим), глубокий идантреновый синий и т.д.
    8. В общем-то можно было бы на этом закончить, потому что земли при таком наборе смешать довольно легко. Но мне сложно обходиться без жжёной сиены, потому что она даёт красивую грануляцию и припылённые оттенки.
    Иногда добавляю титановый белый, когда знаю, что буду делать работу иллюстративно или очень быстро. Добавление его в смеси делает цвет плотнее и глуше, он позволяет снимать краску с листа и добавлять полупрозрачные белые акценты в работу.
    Собственно всё. =)

  • rieile
    14.05.2020 at 19:44

    Интересный подход к составлению ограниченной палитры, особенно неожиданным для меня был выбор синих.
    У меня набор достаточно сильно отличается от Вашего, но общие принципы те же.
    1. Прозрачная желтая PY151, абсолютно бесхарактерная и нейтральная.
    2. Ультрамарин PB29, темный гранулирующий
    3. Церулеум PB35, создает приятную “плесневелось”, а сам по себе идеален для создания холодного света.
    4. Виридиан PG18, в отличие от зеленой фц он красиво гранулирует и в целом помягче. Из него можно сделать все зеленые, холодные синие и приглушенные фиолетовые.
    5. Умбра жженая PBr7
    6. Перманентный краплак, адская смесь PR177, PV19, PR149, которая на удивление хорошо себя ведет.

    Для пейзажей к этому набору добавляется:
    7. Хинакридон розовый PV19
    8. желтая Тернера PY216 – теплый чуть персиковый кроющий желтый, незаменим для закатного неба.
    9. прозрачный пиррол оранжевый PO71, из него получаются хорошие красные и приглушенные фиолетовые.

    • Мария
      14.05.2020 at 19:48

      Пироль оранжевый – ван лав в расширенной палитре! <3

    • rieile
      14.05.2020 at 21:27

      В основном Schmincke в силу географического положения. Перманентный краплак и пиррол оранжевый Daniel Smith, желтая Тернера – Winsor&Newton.

  • Екатерина
    14.05.2020 at 19:48

    Марина, Спасибо большое за разбор палитры!

  • Ирина
    14.05.2020 at 21:07

    Благодарю Марина за полезную информацию! Когда только начинала пробовать писать акварелью, покупала краски, какие использовали в пособиях для определенной картинки, т.к. понятие не имела, как получать нужные цвета. Интернета еще не было и училась по художественным пособиям. За это время приобрела много всяких красок, которые я почти сейчас не использую.

  • Елена
    14.05.2020 at 22:09

    Спасибо, Марина! Очень интересная статья и очень, для меня, полезная. Я пока новичок, тренируюсь по Вашим урокам, краски покупаю поштучно, и получилось в общей сложности 19 цветов, собрались из рекомендованных в уроках. Пока даже не думала о сокращении палитры, ибо расходуются, приблизительно, равномерно. Ведь, когда природу пишешь, цветы, растительность разную, нужны одни цвета, архитектура требует уже других цветов и оттенков. Пока больше всех расходуются синие и желтые цвета, меньше красного.

  • Ольга
    14.05.2020 at 22:30

    В моей ограниченной палитре 2 триады: [ауреолин + венецианская пурпурная + ультрамарин с грануляцией] и [лимон + розовый хинакридон + индантрен], сиена жжёная. Итого 7 пигментов. Это если минимум-миниморум.

    Если дожимать до 12ти, то можно ещё добавить PBk11, он с грануляцией; церулеум, фиолетовый PV23, умбру натуральную, она зеленоватая, мне нра; изумрудку PG7.

    Сине-зелёные мне не нравятся в принципе. PB15 есть, но пользуюсь очень-очень редко.

    Начитавшись книг по цветоведению и сделав кучу упражнений по смешиванию оттенков, тоже предпочитаю монопигменты.

    Насчёт венецианской пурпурной от БН. Когда она сырая, то цвет – умопомрачительно красивый. А когда высохнет, становится тусклой… Марина, у вас тоже так или только у меня? И как его оживить? Заранее благодарю за советы…

    • Ольга
      19.05.2020 at 22:26

      Марина, спасибо за ответ. А что такое “спектрально чистый цвет”?

  • Елена
    14.05.2020 at 23:24

    Марина, спасибо за статью. Очень интересная и полезная.

  • Ирина
    15.05.2020 at 01:51

    Спасибо за интересную информацию,Марина.Вот как ограничить себя,после статьи задумалась о венецианской пурпурной. Моя нежная любовь-гераниевая и ни розовая ,и ни красная,для ботаники love.Вывод:новые краски-такой возможности!

    • Аноним
      15.05.2020 at 01:52

      *новые возможности!

  • Владимир Чернецкий
    15.05.2020 at 09:12

    Здравствуйте. Хочу уточнить маленькую упущеную деталь.
    Каримн, который мы сегодня покупаем в магазине, является новым вариантом этой краски. Раньше это был нафтол PR170:1, принадлежащий к красному спектру, как видно по пигментному коду, а сейчас это пигмент PR19, так же принадлежащий к красному спектру, но горячее старого Кармина, и именно поэтому с холодной жёлтой у него больше шансов создать оранжевую смесь чистого тона, а не коричневые цвета жухнущих листьев, как делал старый Кармин. И да, не забывайте, что это именно краска под названием Кармин, а не пигмент. В классификации пигментов Кармин, это пигмент PR176, выпускаемые многими фирмами, красивый, элегантный цвет, но, увы, не так светостоек, как новая краска от НП, не такие сочные оранжи смешивает и поджухает в смесях при высушке…. Поэтому поблагодарим Невску палитру за такой изысканный подарок, а Марину за исследовательский пыл и за то, что щедро делится знаниями!

    • Марина Трушникова
      15.05.2020 at 14:46

      Владимир, благодарю! И просто благоговею перед вашими знаниями в области химии и классификации красочных пигментов. Все же мужской ум – более пытливый и глобальный…

    • Аноним
      15.05.2020 at 15:25

      Большое спасибо, Владимир. Очень полезная ремарка про карминовую.

    • Ольга
      15.05.2020 at 15:49

      Владимир, Большое спасибо за разъяснение. У меня еще не кончились запасы кармин PR170:1, прикуплю еще и новой для разнообразия.

  • Анна
    15.05.2020 at 09:26

    благодарю за новую статью и ваш подход к исследованию!

  • Ирина
    15.05.2020 at 10:24

    Спасибо, Марина! Как всегда, полезно и интересно. Я еще блуждаю в дебрях и поисках. Обнаружила в любимых цветах кобальт бирюзовый фирмы ROSA. Дает красивые цвета в смесях, и зелень с ним хороша, и коричневые оттенки.

  • Ирина
    15.05.2020 at 13:03

    Очень интересная статья, надо подумать о своей палитре. Марина, а как вы получаете ультрамарин? Я без него не представляю палитру.

    • Марина Трушникова
      15.05.2020 at 14:37

      Если в работе нужен чистый яркий цвет и грануляция ультрамарина, то, конечно, я возьму ультрамарин. А в базовой палитре синий с оттенком фиолетового, но не столь яркий, конечно, получаю смешением синей с сиреневым хинакридоном

  • Аноним
    15.05.2020 at 15:30

    Марина, спасибо за статью! Я заурядный любитель и когда кто-то определяется с “собственной” палитрой – это для меня уже признак, что человек рисует много и, возможно, профессионально. Так что пока большой набор красок для меня лично – это просто экономия времени на смешивании нужных цветов.
    Но Ваша информация все равно очень полезная. Спасибо

    • Наталья
      17.05.2020 at 17:00

      Спасибо за статью, для меня она как рекомендация учителя. Своей палитры пока нет, потому что рисую пока в основном по мастерклассам, большей частью, Вашим, или что-то схожее, если берусь за что-то свое- тычусь в краски как котенок. Мне сейчас проще искать бесконечные тонкости в смешении нескольких цветов, выжимая из них возможности и отрабатывая навыки. Ваша статья поэтому для меня и актуальна, и интересна, и полезна, и перечитывать ее буду, чтобы уложилось глубже. Спасибо, Марина, что Вы показываете как минимум средств достичь нужного эффекта, для начинающих это особенно актуально- не запутаться в множестве красок.

  • Ольга
    15.05.2020 at 16:09

    Большое спасибо за статью! Всегда интересно как у других. Особенно у более опытных. Сама не ограничиваю себя ни в чем, люблю пробовать разное. Вожу с собой две невские палитры, большую на 36 кювет и маленькую на 13. Все цвета использую в разной степени. Чаще всех докупаются ceruleum, cadmium lemon, ultramarine, green earth, из темных чаще пользуюсь ivory black. Стараюсь не привыкать даже к очень красиво найденным сочетаниям, каждый раз пробуя разные варианты, – что не заметилось сегодня, то может удивить завтра, на другой бумаге, в другом расположении духа, – в поиске есть свое удовольствие, и рука тянется к цвету иногда совсем неожиданно. Лучше вместо бутербродов взять с собой три грецких ореха, чтобы облегчить ношу, но обе палитры должны быть в сумке.

  • Вера
    15.05.2020 at 20:51

    Марина, спасибо большое за обзор, на удивление, мы с вами очень сходимся в выборе оттенков) Я только не знала про Венецианскую и Синюю (у меня в любимцах только индатреновая), сиену я тоже не использовала, но вижу, что у вас она дает очень красивые сочетания, обязательно попробую, т.к. остальные цвета у нас с вами совершенно одинаковые) Интересная статья, еще раз спасибо!

  • Аноним
    16.05.2020 at 11:00

    А что означает буква “G” на маркировке сиены в Невской палитре?

    • Аноним
      16.05.2020 at 11:55

      а… грануляция

  • Татьяна
    17.05.2020 at 11:36

    Очень интересно, спасибо за описание!

  • Валерия
    18.05.2020 at 20:20

    замечательная статья, спасибо
    насчет лимонной- именно лимонная или кадмий лимонный? последний мне кажется более прозрачным

    • Елена
      19.05.2020 at 15:42

      Что вы, наоборот! Кадмии – непрозрачные. Попробуйте посмеиваться смдругими цветами лимонную и лимон.кадмий- увидите разницу. Кадмиевые смеси – мутные, припыленные, «гуашевые».

    • Аноним
      21.05.2020 at 19:46

      Лимонная более прозрачная

  • Елена
    19.05.2020 at 15:44

    Как интересно! Спасибо за такой подробный разбор!

  • игорь
    21.09.2020 at 17:44

    здравствуйте уважаемая авторка.
    Мне интересно вас спросить:
    А вы книгу Майкла Уйлкокса: “Синий и Желтый не дают зеленый читали” ?
    Там как раз много полезной информации.(И дана хорошая ограниченная палитра всего 12 цветов)
    Хотя лично мне ваша палитра кажется мега странной.
    Скадите а где у вас кажмий желтый и красны,
    где хиникридоны ?
    Ну и на коней где Ультрамирин, без него вообще никуда?
    А что касается Серой Пейна, то её основное действующее лицо ,это Синий ФЦ.
    Так что по своим свойства они близки.

    • Алла
      22.09.2020 at 21:57

      Довольно странно как раз читать подобные комментарии.
      Во-первых, что это за обращение “авторка”?
      Насчёт кадмиев – да, не всем они нравятся, представьте себе. Лично мне они не нужны на данном этапе. Можно конечно сказать, что я “не умею их готовить”, в смысле с ними обращаться, но мне гораздо комфортнее взять для смеси прозрачный оранжевый типа пиррола. Так что вопрос “где тут у вас?” неуместен в принципе. Каждый работает с той палитрой, которая ему удобна. Ведь автор не говорит о том, что её палитра – это истина в последней инстанции. Напротив, речь о том, что от раза к разу она меняется, в зависимости от предпочтений.
      Будьте вежливы. Вы всё-таки в гостях.

    • Ирина
      23.02.2021 at 12:20

      Алла, совершенно с Вами согласна: безграмотное хамство в гостях очень портит настроение, так заботливо созданное гостеприимной хозяйкой блога, умной, деликатной и щедрой! Марина, спасибо за такой интересный материал! Я тоже учусь. И безумно интересно участвовать в экспериментах, которые Вы предлагаете.

  • Валентина
    13.01.2021 at 17:51

    Я ярый поклонник Вашего творчества, только благодаря Вашим курсам начала рисовать пейзажи осознанно,а не тыкая во все подряд краски и надеясь на авось!;) Очень полезный для меня материал, периодически перечитываю Ваш блог и не устаю бесконечно Вас благодарить!!!

  • Татьяна
    01.02.2021 at 01:31

    Спасибо Вам Марина за статью и авторам комментариев ,которые поделились. У меня своя палитра еще не сложилась.Я беру очень ограниченно, но всегда разные цвета для работы. Возможно из настроения.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ