Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Пастельные цвета акварели “Невская палитра”. Тестирование, смешение, варианты использования.

Пастельные цвета акварели “Невская палитра”. Тестирование, смешение, варианты использования.

На днях в магазины начали поступать новые пастельные цвета акварели "Невская палитра".

Яркие и приятные цвета заметно выделяются на фоне обычной акварели и, конечно же, притягивают взор. Моя внутренняя девочка прямо-таки ахает от умиления, насколько эти цвета "вкусные" и нежные, но строгий классический акварелист  усмиряет: "Стоять! Для чего тебе эти цвета? Они же непрозрачные! Дадут муть и грязь!"

Так это или нет, нужно проверить. А заодно понять, как можно использовать эти прекрасные пастельные цвета акварели? Ведь для чего-то их производят?

В этой статье я для начала покажу вам свои тесты новых пастельных цветов "Невской палитры", а затем расскажу о вариантах использования таких красок акварелистами.

Для начала отмечу общие свойства всех тестируемых пастельные цветов акварели.

Они, как минимум, двухпигментные. В составе, помимо базового пигмента, есть белила титановые, пигмент P.W.6. Таким образом, краски эти кроющие, непрозрачные.

В данном выкрасе красок поверх черной полоски можно увидеть их непрозрачность в сравнении с прозрачным ауреолином и полупрозрачным церулеумом:

Все новые пастельные цвета являются светостойкими. Этот параметр отмечается на упаковке тремя звездочками. (***)

Следующая общая особенность этих оттенков - изменение цвета при высыхании не в сторону высветления, как мы привыкли, а в сторону потемнения.

Это качество может оказаться для вас неожиданным. Вы смачиваете краску, и она при этом светлеет, становится белесой. Вы наносите ее на бумагу, и пока слой влажный, оттенок остаётся светлым. Но при полном высыхании краска темнеет, возвращаясь к тому цвету, который вы видели в кювете.

Вот так это выглядит. Краска "Дюна" во влажном и в просохшем состоянии:

Подобное свойство, как я уже сказала, может стать для вас большой неожиданностью. Ведь мы привыкли, что акварель после высыхания светлеет. Здесь эффект обратный. Подобное свойство, на мой взгляд, может затруднить работу в реалистичной картине, когда требуется очень точное попадание в светлоту оттенка. Нужно будет приноровиться к изменению тона, особенно в замесах с обычными цветами. 


А теперь давайте посмотрим на каждый цвет отдельно. В принципе, все цвета ведут себя очень похоже, сходства больше, чем различий, но все же различия есть.

ТЕСТИРОВАНИЕ НОВЫХ ПАСТЕЛЬНЫХ ОТТЕНКОВ

В табличке тестирования я смотрю следующие параметры: (слева направо) выкрас цвета в наиболее раскрываемом его оттенке, тест на укрывистость-прозрачность, тест на грануляцию, тест на вымываемость-въедчивость из влажного (верхняя полоска) и сухого (нижняя полоска) слоя краски.

Коралловая (Corall) 

В основе этого цвета помимо белил содержится пигмент P.R.242, тот же, который составляет новую Гераниевую красную.

В отличие от Гераниевой, которая выглядит то теплой, то холодной красной, Коралловая дает однозначно теплый оттенок.

пастельные цвета акварели

По сравнению с остальными пастельными цветами Коралловая показалась мне менее кроющей, полупрозрачной. Не въедчивая, хотя пигмент P.R. 242 в Гераниевой достаточно сильно проникает в бумагу, но здесь белила в составе препятствуют этому.

Краска при высыхании не тускнеет, остается яркой. Менее остальных светлеет при высыхании.

Не гранулируется.

Розовый кварц (Rose Quartz)

Основной пигмент P.R.170. Применяется также в Рубиновой.

пастельные цвета акварели

Активная краска, легко растекается по влажной поверхности. В тесте на грануляции видно, как она при большом количестве воды может дать красивые потеки. Воистину, кварц.

розовый пион (pink peony)

Основной пигмент P.R.122 - Розовый Хинакридон. 

пастельные цвета акварели

Краска яркая, сочная, оттенок холодный. Сильно изменяется при высыхании - темнеет гораздо больше остальных, становится еще ярче.

Не въедчивая. Не гранулируется.

Лиловая (Lilac)

Основной пигмент - P.V.19.  У "Невской палитры" он используется в Сиреневом хинакридоне и в Фиолетово-розовом Хинакридоне.

пастельные цвета акварели

Красивый оттенок, в реальности чуть более фиолетовый, чем получается при сканировании. (Это, кстати, наверно, тоже нужно брать на заметку иллюстраторам, которые сканируют свои работы)

Свойства краски общие с остальными: кроющая, темнеет при высыхании, не въедчивая, не гранулируется.

Лавандовая (lavender)

Трехпигментная краска. Помимо титановых белил P.W.6  в ее составе два пигмента: Фиолетовый ультрамарин P.V.15 и Ультрамарин синий P.B.29.

пастельные цвета акварели

Это, пожалуй, самый ожидаемый цвет в группе пастельных благодаря творчеству Альваро Кастаньета... Об использовании им этого цвета читайте ниже.

Краска имеет приятный оттенок лаванды, матовая, кроющая.

Королевская голубая (Royal blue)

В основе краски пигмент Ультрамарин P.B.29.

пастельные цвета акварели

Нетрудно догадаться, что этот цвет очень похож на Лавандовую. В основе тот же синий пигмент, но уже без добавки фиолетового.

В слое есть намек на слабую грануляцию. По крайней мере, пигмент ведет себя интересно, он подвижен.

Мятная (mint)

Основной пигмент P.G.7 - Фталоцианин зеленый.

пастельные цвета акварели

Приятный нежный оттенок. Цвет меньше других меняется при высыхании.

Краска менее подвижная. Не гранулируется.

ДЮНЫ (Dunes)

Четырехпигментная краска. В составе кроме белил пигменты-оксиды железа: Желтая P.Y.42, коричневая P.Br.6 и черная P.Bk.7 (Ламповая сажа)

пастельные цвета акварели

Краска в кювете выглядит очень эффектно - серебристо-золотистой. При нанесении на бумагу имеет более тёмный и коричневый тон.

Сильно меняется во время высыхания - сначала темнеет, а затем светлеет. Слабовъедчивая, слегка окрашивает бумагу. Не гранулируется. 

СМЕШЕНИЕ ПАСТЕЛЬНЫХ ЦВЕТОВ АКВАРЕЛИ "НЕВСКАЯ ПАЛИТРА"

Судить  о красках только по указанным выше тестам было бы опрометчиво. Лучше всего цвет раскрывается на практике, в конкретной работе, при смешении с другими цветами.

Поэтому я сделала перекрестные таблицы смешения пастельных цветов с другими цветами. Смешивать со всеми подряд цветами не имеет смысла. На мой взгляд, интересные сочетания имеет смысл искать в противоположных цветах.

Группу розовых цветов я смешивала с Майской зеленью, она тоже из новинок, с Бирюзовой и Синей, а также с теплой и холодной черной - Серой Пейна и Воронежской Черной.

На пересечении в таблицы видно три результата смешения: средний результат или преобладание того и другого цвета.

пастельные цвета акварели

Понятно, что при смешении пастельных цветов с любым другим будут получаться припыленные, матовые и кроющие оттенки.

В их смешении есть какая-то особая красота, элегантность. Яркие, но нежные пастельные цвета при смешении дают красивую палитру сдержанных припудренных оттенков. В моем воображении это как маленькая девочка с леденцом превращается в элегантную даму в шелках и жемчугах.

И есть в бархатистости этих цветов нечто уютное...

Если собрать эти замесы, то картинка может быть такой:

пастельные цвета акварели

Пастельно нежная, матовая. 

Безусловно, нет в ней той звенящей акварельной прозрачности, но есть что-то другое, необъяснимое. Может вы сможете сформулировать?

Следующую группу цветов смешивала с желтыми и красными своей минимальной палитры: Индийской желтой, Сиены натуральной, Венецианской пурпурной, Кармином, а также Оранжевой, которая после полугода использования вошла в фавориты:

пастельные цвета акварели

Здесь уже результат более разнообразный и, на мой взгляд, менее притягательный. Хотя зеленые оттенки в смесях из Индийской желтой получились вполне себе ничего...

И вот такая импровизация получилась из замесов:

пастельные цвета акварели

И в финале я сделала смешение цвета "Дюна" с основными цветами своей минимальной палитры.

Предсказуемо, смешение этой много-пигментной и сложной по цвету краски не дало какого-то интересного эффекта. 

Полагаю, эту краску имеет смысл использовать только саму по себе или с минимальными изменениями другими цветами по прямому назначению - рисовать песчаные дюны, берег моря, тропинки.

И вот здесь можно наконец перейти к вопросу "Для чего же нужны эти непрозрачные краски акварелисту"?

КАК использовать пастельные цвета акварели?

Предполагаю, что многие классические акварелисты сразу поставят этим цветам клеймо "блажь" и даже не взглянут на них в силу убеждения, что акварель должна быть прозрачной.

Раньше я бы, наверно, сделала так же.

Но, посмотрев, на работы современных художников, на то, как они используют возможности кроющих цветов в акварели, я стала более осторожной в суждениях.

В процессе тестирования я нашла как минимум 7 вариантов использования этих пастельных цветов.

Вариант 1.

Если подумать, то действительно ли акварель обязана быть прозрачной? Откуда в нас взялось это убеждение?

История показывает нам отличные варианты использования акварели в компании с гуашью. Плотность и матовость полупрозрачных цветов порой очень удачно подчеркивает фактуру, материальность и вносит ощущение бархатистости, мягкости, благородства.

Я помню, как меня поразила на выставке в Фабриано акварель китайского художника.

Я не нашла его работы в сети по фамилии, поэтому покажу свое фото. Не обессудьте, что такое боковое - стекло очень бликовало.

В этой акварели, на мой взгляд, удачно сошлись матовость и белесость акварели с замыслом картины. Нежность девичей кожи, мягкость шелка, припыленные оттенки в рисунке магнолии, общее состояние неги, покоя и юности. 

Мне показалось это решение очень верным и стильным

Вариант 2.

Пастельные цвета акварели будут очень хороши для иллюстраторов, которые минимально смешивают цвет, используют готовый. 

Ведь такие пастельные цвета в прозрачном виде будут восприниматься иначе. Обогащенные белилами они проявляют свою яркость, создают мягкие уютные оттенки. 

Полагаю, для иллюстраций в детских книжках и для изображения цветов эти краски будут очень хороши.

Вариант 3.

Кстати, если говорить о цветах, то наверно не случайно "Невская палитра" выпустила в таком количестве именно розовые и сиреневые оттенки.

Для ботанической иллюстрации эти готовые замесы розовых будут очень хороши.

Я уже имела возможность убедиться в этом на мастер-классе Ла Фе.

Написать с натуры розовую розу в той технике, которую использует он, без разбеленной Brilliant Pink было невозможно.

la fe художник , розовая роза

Прочитать об особенностях техники мастера La Fe можно здесь.

Обратите внимание, что он использует оптическое смешение цветов, грануляцию красок.

Вариант 4.

Если продолжать разговор о мастерах акварели, то уместно будет вспомнить Викторию Пришедько. Я писала о её мастер-классе совсем недавно здесь.

В минималистичной палитре Виктории Пришедько одним из основных является Royl Blue - Королевский синий. Посмотрите, как он чудесно работает в ее живописи по-сырому:

Живопись Пришедько никак не назовешь непрозрачной или мутной. Кроющий Королевский синий здесь органично соседствует с прозрачными цветами и не создает грязи и мутности. Все потому, что он используется в чистом виде, без смешения. И в разумных дозах.

Вариант 5.

Использовать кроющие цвета для деталей - это очень распространенный прием у современных художников.

В завершающей стадии они используют поверх крупных заливок мелкие мазки кроющих красок или замесы с белилами для создания акцентов одежды, огней светофора, мелких цветочков или камушков.

Особенно любимой в данном случае является Лавандовая. Мне кажется, моду на нее ввел Альваро Кастаньет.

О технике письма Альваро Кастаньета я писала здесь.

Как вы понимаете, в этом варианте очень важны именно кроющие свойства краски, чтобы она была видна даже на фоне темного слоя. С прозрачной краской этот номер не пройдет.

Вариант 6.

Еще один очень интересный вариант использования пастельных цветов - набрызг ими.

Как это работает? Если делать набрызг белильными красками на влажный слой, то они будут раздвигать ее, внедряться. Получается очень красивое мерцание.

Можно использовать и набрызг по-сухому.

Особенно мне нравится набрызг бледно-зеленой минеральной краской в гохуа, китайской живописи. Мятная "Невской палитры" очень на нее похожа.

В этом примере зеленый немного другой, но принцип понять можно:

Liu Maoshan

А вот кусочек работы Томаса Шаллера:

Он тоже активно использует пастельные цвета как для деталей, так и для набрызга.

Вариант 7.

Где еще используются белильные цвета?

Для меня удивлением было узнать, что художник Мигель Линарес добавляет в замес красок белила, чтобы писать падающие тени.

От этого тени получаются легкие, прозрачные, невесомые.

О технике письма Мигеля Линареса писала здесь.

Думаю, для создания подобного эффекта легких теней можно использовать цвет Дюна или замесы с Лавандовой, Королевской синей, в зависимости от температуры теней.

Вариант 8.

Вспомнила еще один способ использовать кроющие разбеленные краски.

Мы его применяли в написании городских пейзажей в стиле Джона Ловетта в курсе "Город в акварели".

Джон Ловетт использует акриловый белый грунт для лессировки и обобщения. Например, он может покрыть таким муаром края картины, чтобы привлечь внимание к центру, а края увести в недосказанность.

Как видите, муар недосказанности может быть не только белым, но и розовым, и голубым. Так что пастельные цвета для этой цели подойдут как нельзя кстати!

Итак, кажется, мне удалось убедить своего внутреннего строгого акварелиста, что пастельные цвета акварели - это не только для детей и романтичных дамочек.  Есть где их применить и художнику-акварелисту.

Перейдем к выводам.

РЕЗЮМЕ

Безусловно, качество красок "Невская палитра" не вызывает сомнений.

Радует, что все новые пастельные цвета имеют высокую светостойкость.

Они насыщенные, не тускнеют при высыхании, дают как плотный кроющий слой при густом нанесении, так и полупрозрачный при разведении водой.

Буду ли я их использовать? Пожалуй, обязательно возьму в свой арсенал Мятную, Лавандовую, Королевский синий. Еще потестирую розовые, когда буду писать цветы.

Вполне возможно, что что-то из этого станет любимчиком, как стали любимчиками Кобальт Лазурно-бирюзовый и Оранжевая из прошлого тестирования. Их пришлось покупать вновь и вновь, так быстро я их расходовала на пленэре...

Но что я хотела бы посоветовать другим в отношении этих красок:

  • Используя эти цвета, вы должны понимать, что получите непрозрачный, полупрозрачный или мутный слой. Вы должны делать это осознанно. Посмотрите внимательно, как используют пастельные цвета мастера, почитайте про их технику.
  • Наносите пастельные краски однослойно. 
  • Для промывания кисти используйте отдельную банку с водой, чтобы белила не замутняли растворы других прозрачных цветов. 
  • Экспериментируйте! Возможно, вы откроете какие-то еще способы использования белильных цветов, которые обогатят вашу акварель.

Напишите в комментариях, использовали ли вы уже новые пастельные цвета акварели? Быть может, пользовались подобными у других производителей? В каком варианте вы их применяете?

А если такие краски для вас новинка, то какой способ вам понравился? Будете пробовать?


Если эта статья была для вас полезной, поделитесь ей в соцсетях. Другие интересующиеся будут вам благодарны:

Больше полезных материалов по теме:

69 комментариев
  • Аноним
    03.12.2019 at 15:59

    Марина, благодарю! Очень актуально!

  • Ольга Левонович
    03.12.2019 at 16:10

    Очень интересно. Просто открытие. Спасибо!

  • Аноним
    03.12.2019 at 16:26

    Спасибо за статью!

  • Елена
    03.12.2019 at 16:33

    Спасибо, Марина!

  • татьяна
    03.12.2019 at 16:44

    Марина, спасибо за тесты, как всегда своевременно и по существу. Как раз раздумывала над покупкой. Лавандовая у меня есть от Shinhan. А вот на королевскую голубую от Сенелье денег не хватало. Теперь есть возможность попробовать родную питерскую. И обязательно попробую дюны. В планах на следующий год рисовать больше морских пейзажей. Думаю, для белесого балтийского песка подойдет. Спасибо.

  • Елена
    03.12.2019 at 16:59

    Долго ходила в магазине вокруг этих красок и присматривалась и восхищалась красотой, но… в это время изучала «Песню цвета» Джинн Доби – а там же все прозрачное и только. А эти новые цвета так и просятся в палитру. Вы так доходчиво и просто все объяснили, что сразу захотелось попробовать что- нибудь ими написать. Ваш новый урок просто бесценен! По Вашим публикациям так интересно учиться и познавать мир акварели и, благодаря Вашим статьям, мы всегда в курсе всего нового. Огромное Вам спасибо, Марина! Ваши статьи очень нужны.

  • Елена И
    03.12.2019 at 17:06

    Марина,спасибо за экскурс по пастельным краскам.За новый приобретённый опыт их использования в живописи.Надо будет их попробовать.

  • Ирина
    03.12.2019 at 17:34

    Спасибо. Очень интересный и полезный обзор.

  • Римма
    03.12.2019 at 17:37

    Марина, благодарю за статью! Как всегда, очень понятно и информативно! И сразу же захотелось попробовать!!!

  • Елена
    03.12.2019 at 17:39

    Марина,может, сделаете поэтапный МК в статье о том, как изобразить сирень этими пастельными красками? Я знаю, у вас есть мк с сиренью. Но именно как этими,новыми красками рисовать, было бы интересно. Почему именно сирень? А потому,что цвета новые подходящие.

  • Наталия
    03.12.2019 at 18:14

    Марина, огромное спасибо за статью! Присматривалась к этим цветам, но кроме лавандовой и королевской голубой не знала, для чего они могут понадобиться. Теперь обязательно попробую.

  • Галина
    03.12.2019 at 18:37

    Марина, спасибо большое за разбор! Я как раз в октябре была в Питере, продавщица показала мне эти краски (в тюбиках), но я, следуя своей излишней категоричности, сразу их отвергла. Хотя работы в пастельных тонах мои любимые. Во-первых, я не умею (отсюда – и не люблю) работать с непрозрачными красками, а во-вторых, подумала, если что, можно их смешать из обычных. А вот после твоего разбора, пожалуй, обращу на такой тип красок внимание. Ещё раз Благодарю за такой подробный и полезный разбор

  • Аноним
    03.12.2019 at 18:46

    Марина, спасибо! Добавила себе в копилку 6,7,8 варианты))

  • Ольга
    03.12.2019 at 19:19

    Спасибо, очень интересно. Я может не соберусь специально купить такие. Но интересно всё же как их использовать. А ещё возникла мысль что иногда так можно использовать краски детские. Туда зачастую добавляют такие прибеленные цвета. Детям не разрешаю ими пользоваться. В ответ слышу – а зачем тогда они? Вот надо мне их тоже протестировать, что из них выйдет )))

  • Ольга
    03.12.2019 at 19:21

    Спасибо, как всегда очень интересно, надо купить какие нибудь из этих цветов и попробовать.

  • Инга
    03.12.2019 at 19:46

    Марина, спасибо за статью! Как всегда интересно и познавательно. Будем изучать…

  • Елена
    03.12.2019 at 19:59

    Марина, спасибо за такой подробный обзор. Очень полезно! Тоже хожу вокруг них в размышлениях. Теперь знаю, что выбрать для начала

  • Вера
    03.12.2019 at 21:08

    Марина, спасибо. Очень интересно. Надо попробовать.

  • Алла
    03.12.2019 at 21:09

    Марина,спасибо за такой подробный анализ новых акварельных красок,с интересом читаю ваши статьи и журнал

  • Елена
    03.12.2019 at 22:15

    Интересно, спасибо, захотелось попробовать. Импровизации напомнили маленькие иллюстрации из старого сборника стихов, такие же выразительные и удивительно притягательные.

  • Светлана
    03.12.2019 at 22:47

    Марина, спасибо большое за обзор! Ваши публикации всегда очень информативны и интересны!

  • Аноним
    03.12.2019 at 22:48

    Огромное спасибо за проделанную работу! Очень интересно будет попробовать эти цвета в деле. Особенная благодарность за варианты применения.

  • Анна
    03.12.2019 at 23:03

    Спасибо за отличную статью!
    Я себе пока хочу лавандовую – она мне так и видится в тенях на снегу. Остальные пока не придумала, куда бы я их использовала, но красивые ужасно.

  • Ольга
    03.12.2019 at 23:16

    Огромная благодарность за такой подробный, детальный разбор акварели! Давно положила на них взгляд, но были сомнения. Теперь точно приобрету некоторые. Еще раз спасибо!

  • Наталия Ручманн
    04.12.2019 at 00:47

    Отличная статья, полезная и иллюстративная. Спасибо , Марина! Жаль, что эти цвета я смогу получить только в июне следующего лета, когда буду в России. Ваши статьи бесценны.

  • Алиса
    04.12.2019 at 01:27

    Марина, спасибо за обзор! Но крутится мысль: а не проще ли (не утяжеляя и так полную палитру) смешать, допустим, с китайской белой те же хинакридоны, чтобы получить нужные розовые, или пару ультрамаринов – чтобы получить лавандовый?.. Я понимаю готовую “особую” кювету, если цвета надо много, причем стабильного (иллюстрация++), но вот для акцентов-то?

    • Светлана
      04.12.2019 at 14:12

      Или добить в чистую акварель чуточку белой гуаши?

  • Юлия
    04.12.2019 at 09:16

    Марина, спасибо за своевременность статьи, я как-раз на днях приобрела эти краски и не знала, как к ним подступиться))

  • Оксана
    04.12.2019 at 10:22

    Отличная статья! Все по делу! Спасибо!!

  • Ирина
    04.12.2019 at 11:27

    Хм…Похожи на дедовские краски. Личного опыта использования нет, только обзоры художников видела. Заинтересовал ваш совет для ботанической иллюстрации попробовать Скорее всего, для знакомства, куплю именно розовые оттенки. Спасибо за обзор!

  • Ирина
    04.12.2019 at 14:10

    Спасибо, интересно, особенно новичкам в акварели. Вы настоящий УЧИТЕЛЬ! Все интересное- ученикам! С уважением Ирина

  • Gila
    04.12.2019 at 14:48

    Марина, спасибо за обзор красок,анализ, за примеры художников. Статья важная и необходимая для меня, так как я тоже стала задумываться о их использовании, наблюдая их у других художников, работы которых мне нравятся. Да, они придают акварели больше материальности и создают особую атмосферу, где вступают в игру плотность и прозрачность.Было бы здорово, если сделать такой МК или курс, где можно будет поработать с новыми красками, а так же с красками грануляции ( какие есть в Невской палитре? Знаю только ультрамарин).

  • НАТАЛЬЯ
    04.12.2019 at 15:12

    Марина, спасибо большое. Как всегда всё очень интересно и познавательно. Жаль, что времени на всё не хватает.

  • Мария Бирюкова
    04.12.2019 at 15:49

    Очень полезная и увлекательная статья! Благодарю!

  • Ольга
    05.12.2019 at 08:23

    Мариночка, спасибо за такой подробный обзор! Открытием стал способ нарисовать голубые окна в теневой части дома и розовые цветы на фоне зелёной травы.
    У меня есть вопрос немножко на другую тему. Как известно, в коробке НП помещается 36 кювет. А у меня их уже больше 40. Приходится раскладывать кюветы по другим коробкам. Вопрос: в чём лучше хранить кюветы, чтобы они были в ОДНОМ месте? Заранее благодарю.

    • Анна
      16.12.2019 at 20:20

      Ольга, в хозяйственных магазинах встречаются невысокие органайзеры для рукоделия. Там съёмные перегородки, свободно умещается около 60 кювет, а то и больше. Чтобы не “ездили” можно закрепить на 2-сторонний скотч.

  • Елена
    05.12.2019 at 18:33

    Здорово, очень по делу, очень глубоко подана тема, замечательные примеры – для меня много открытий! Большое спасибо!

  • Ольга
    06.12.2019 at 17:15

    Марина! Классный обзор – подробный и скрупулезный! Спасибо

    • Аноним
      06.12.2019 at 17:17

      Закину себе в “настольные” материалы)

  • Елена
    06.12.2019 at 21:30

    Надо же, купила лавандовую и лиловую, но была уверена, что использовать из буду только в иллюстрациях! Теперь докуплю мятную, пион и кварц. Благодарю за вдохновляющие примеры! Обожаю Ваш сайт, видео-курсы и мастер-классы 😉 Напишите книгу по акварели. Я думаю, Вы можете рассказать даже больше, чем Том Хоффман в книге “Как понять акварель”, особенно для российских акварелистов.

    • Надежда
      09.12.2019 at 12:27

      Да, Марина, и мы Вашу книгу купим с радостью – у Вас материала уже не на одну книгу! Хорошую Книжку так приятно держать в руках перед сном…

  • Надежда
    09.12.2019 at 12:24

    Спасибо, Марина! как всегда, очень кстати!

  • Аноним
    09.12.2019 at 12:52

    Марина, благодарю!!!Очень полезная и увлекательная статья!

  • Алена
    25.12.2019 at 14:45

    Марина, спасибо за подробный обзор!

  • Жанна
    28.12.2019 at 12:55

    Это очень интересно и познавательно. Я только в начале познавания акварели, для меня Ваша статья, как клад. Спасибо.

  • Игорь
    06.01.2020 at 18:23

    Спасибо, Марина!
    Краски интересные, прозрачности нет, но есть пушистость.
    С Новым годом, и наступающим Рождеством!

  • Нина
    20.01.2020 at 02:31

    Марина, спасибо огромное за 8 вариантов! Это очень интересно, буду пробовать.
    А Вам добавлю свой, 9-й 🙂
    Все эти пастельные тона идеально показали себя в монотипии на чёрной бумаге.

    И за монотипию Вам спасибо огромное! Жаль только, не успела посмотреть все уроки марафона, они куда-то исчезли уже… Посмотрела первый и побежала сразу рисовать 🙂 Когда сделала штук 50, пришёл второй… Успела только открыть и понять, что до кое-чего уже сама додумалась 🙂
    А потом пошёл жёсткий цейтнот, и больше я уже ничего посмотреть не успела… Сейчас время появилось – а уроков уже нет… жааалкооо…

  • voronenka_art
    24.01.2020 at 20:23

    Спасибо, Марина, очень полезно и интересно.

  • Аида
    03.06.2020 at 17:20

    Интересно и профессионально, как всегда. Увидела на ютубе эти краски у тебя , не думала что они с белилами. Но они такие красивые , сразу стала искать где купить
    Буду заказывать)

  • Елена В.
    25.06.2020 at 22:37

    Я из экономии места в своей и без того расширенной палитре попробовала смешать готовые акварельные цинковые белила с другими цветами, дабы получить нечто пастельное, но получилось как-то слишком прозрачно для пастели и слишком мутно для стандарта, ни то ни сё, да и мало, придётся намешивать очень много цвета. Но цинковые белила дают бОльшую визуальную воздушность, чем титановые, но меньшую укрывистость. И тут пионы, лилии, нарциссы, тюльпаны, анютины глазки, ирисы, даже розы, они очень хорошо пойдут в такой технике: цвет ложится как бы уже готовыми полосками лепестков.

  • Николай
    23.05.2022 at 15:06

    Марина,возник вопрос, можно ли обойтись акварельными белилами в смешениях с акварелью и получить тот же результат, что пастельными акварельными? А если использовать гуашевые титановые разбавленные,разумеется там, где это нужно?

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ