logo

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ МАРИНЫ ТРУШКИНОЙ.

Обучение рисованию онлайн. Бесплатные вводные курсы. Видео-курсы по живописи на скачивание. Арт-путешествия и пленэры.
Мы в соц.сетях
Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Палитра пейзажа: 6 художников рассказывают о цветах, которые обязательно присутствуют в их палитрах.
палитра пейзажа

Палитра пейзажа: 6 художников рассказывают о цветах, которые обязательно присутствуют в их палитрах.

Недавно я писала статью о том, какие цвета входят в мою коробку акварельных красок для пленэра.

А  на сайте Jackson's Art как раз вышел материал Lisa Takahashi, где сразу несколько художников поделились своим опытом и рассказали, из каких красок состоит их палитра пейзажа.

Мы решили перевести эту статью для вас, чтобы продолжить тему авторской палитры художника.

Палитра пейзажа:
6 художников делятся своим опытом!

Не секрет, что ассортимент красок может насчитывать более 40 или 50 оттенков разных цветов. Но какие из них действительно стоит включать в состав своей палитры? 

Я задала этот вопрос шести художникам. Мы ориентировались на пейзажную живопись. Давайте посмотрим, что они ответили!


Джессика Биггс /Jessica Biggs/


палитра пейзажа

Cloud, Winter Sky, 2020
Jessica Biggs. Oil on panel, 20.5 x 25.5 cm

Я всегда начинаю с Натуральной Умбры, Ультрамарина Синего, Охры Золотой и Титановых белил (Raw Umber, Ultramarine Blue, Golden Ochre,  Warm White или Titanium White). Вы можете смешать хорошие оттенки серого, синего и зеленого только из этих цветов.

Следующий набор цветов будет зависеть от того, теплая или холодная основа нанесена на холст.

палитра пейзажа

Если я рисую густую летнюю зелень Гайд-Парка, то беру для поверхности земли теплые оттенки. 

Но при этом зеленые оттенки достаточно прохладные: Виридоновый, зеленый Веронезе, Кобальт Синий (Viridian, Veronese Green, Cobalt Blue).


Hyde Park, Summer, 2020
Jessica Biggs. Oil on canvas,
40.5 x 30.5cm

Если же я пишу в прохладный облачный день, то цвет земли приобретает более холодные оттенки с добавлением Умбры Жженой и Сиены Жженой  (Burnt Umber и Burnt Sienna).

Italian Gardens, Hyde Park, Summer, 2020
Jessica Biggs. Oil on canvas, 51 x 76 cm

Меня всегда вдохновляют эксперименты с новыми цветами. Это так воодушевляет - открывать для себя новый бренд,  да и просто новый тюбик краски.

Сейчас я тестирую Индийскую Желтую, Зеленый стойкий и Оксид Хрома (Indian Yellow, Permanent Green и Chromium Oxide).

Я постоянно варьирую краски и убираю оттенки, если чувствую, что излишне привязалась к ним.

Connemara, West of Ireland, 2020
Jessica Biggs. Oil on panel, 30 x 46 cm


Адам Ралстон /Adam Ralston/


Last Of The Summer, 2019
Adam Ralston. Oil on board, 28 x 35.5 cm

В моей палитре: Белила Титановые / Лимонная Желтая / Охра Желтая / Жженая Умбра / Виридоновая Зеленая / Ультрамарин Синий / Церулеум / Малиновый Ализарин / Кадмий Красный / Кадмий Оранжевый

(Titanium White / Lemon Yellow / Yellow Ochre / Burnt Umber / Viridian Green / Ultramarine Blue / Cerulean Blue / Alizarin Crimson / Cadmium Red / Cadmium Orange)

Я использую краски профессионального качества фирм Jackson's Professional, Michael Harding и Winsor&Newton.

Это хороший набор прохладных, теплых и земляных цветов. Я пишу этими оттенками уже длительное время и не чувствую необходимости их менять. 

Замечу, что на палитре цвета расположены в том же порядке, в каком приведены их названия.

Sea Sparkle, 2019
Adam Ralston. Oil on board, 20.3 x 25.4 cm

У меня есть два кадмиевых лимонно-желтых цвета. Один из которых фирмы Jackson Professional.  Я использую его в основном потому, что он хорошо ложится на поверхность, а другой - фирмы Michael Harding, он имеет более «лимонный» оттенок.

Я также часто добавляю Перманентный Розовый. В отличии от других, он дает возможность получить звонкий и яркий оттенок розового.

К слову, я имею опыт использования бОльшего количества цветов. Но эта практика однозначно добавляла больше путаницы и хаоса при смешивании.

Даже указанного мною количества более, чем достаточно.

Blackpool Donkeys, 2020
Adam Ralston. Oil on canvas, 15.2 x 20.3 cm

Все эти цвета яркие, их нужно "приглушать" тонально, особенно при рисовании на пленэре. Это может быть сделано путем добавления белого или с помощью комплиментарных цветов.

К примеру,  если цвет слишком красный, добавьте немного зеленого. Если слишком фиолетовый, добавьте немного желтого или охры и т. д.

Я никогда успешно не использовала черный, и предпочитаю смешивать свой собственный оттенок темного. Либо с помощью Жженой Умбры и Виридонового Зеленого для холодного черного, либо с Ализарином для теплого черного.

Титановые белила - самый яркий белый, он хорош для бликов или морских искр.

Summer Holidays, 2019
Adam Ralston. Оil on board, 40.6 x 50.8 cm


Джорджина Поттер /Georgina Potter/


Сейчас у меня есть стандартный набор цветов для моей палитры, хотя я часто выбираю новый цвет и влюбляюсь в него.

Sunset with moon, 2020
Georgina Potter. Oil on board, 17.8 x 22.8 cm

Как амбассадор Cranfield Oil Paints, я использую все их цвета линейки Artist в сочетании с несколькими из линейки Studio (не смогла бы жить без их Марса Фиолетового Mars Violet, который как раз из линейки Studio).

Разница между Studio Oils и Artist Oils в Cranfield заключается в цене - чем выше цена, тем лучше пигмент и тем меньше вам нужно его использовать, особенно при смешивании. 


Важно позаботиться о том, чтобы в палитре всегда были холодные и теплые оттенки основных цветов.

К ним я добавляю несколько дополнительных, в зависимости от того, где я буду рисовать в этот день. Например, если я нахожусь в сельской местности, то в моей палитре будет три желтых, а если у моря, то много синего.

Большая часть моих работ написана на пленэре. Раньше я везде тащила большой мешок с красками. Но теперь у меня есть мольберт Страда, в нем предусмотрено отделение, где я могу заранее выдавить краски нужных оттенков.

Оттенки используемых цветов могут меняться в зависимости от местоположения. Но я всегда кладу в сумку дополнительный тюбик Титановых Белил

Поскольку я достаточно долго присматриваю подходящее для пленэра место, для меня важно не нести с собой лишний груз.  Быть "налегке" -для меня идеально и всегда немного азартно.

На мой взгляд, цвет не настолько важен, как форма и тон. Вы могли бы дать мне любой синий, красный, желтый, белый и черный, и я уверена, что справлюсь с ними. 

Вариант, который я беру с собой, просто дает мне больше возможностей и помогает мне быстро получить нужный оттенок.

Итак, состав моей палитры:

1) Белила Титановые /Titanium White
2) Черный Слоновая Кость / Ivory Black
3) Ван Дик Коричневый (Studio Oils)/ Van Dyke Brown
4) Марс Фиолетовый (Studio oils) / Mars Violet
5) Красный Светлый (Studio oils) /Light Red
6) Охра Желтая / Yellow Ochre
7) Кадмий Красный / Cadmium Red
8) Яркий Желтый Bright Yellow Lake
9) Кадмий Темно -Желтый / Cadmium Yellow Deep Genuine
10) Кадмий Оранжевый Дженуин / Cadmium Orange Genuine
11) Розовый Хинакридон / Quinacridone Magenta
12) Французский Ультрамарин / French Ultramarine Blue red shade
13) Синий Blue red shade
14) Королевский Темно-синий / Kings Blue deep
15) Бирюзовый / Phthalo Turquoise

палитра пейзажа

Cloud trails, evening light, 2020
Georgina Potter. Oil on canvas, 23 x 23 cm

Прежде чем смешать нужный оттенок, я много наблюдаю. Большинство цветов на моих картинах - это инстинктивные миксы. 

Например,  для потрясающего яркого, почти зеленого цвета теннисного мяча я смешиваю Бирюзовый с Ярко-желтым и Титановыми белилами. Для красивой приглушенной серой фиалки я люблю смешивать Mарс Фиолетовый с Королевским темно-синим.


Джеймс Мач /James Murch/


палитра пейзажа

Goodrington Lake, 2018
James Murch. Oil on panel, 30 x 48 cm

Моя палитра довольно постоянна и состоит из 12-13 цветов плюс черный и белый. Все краски высокого качества фирм Michael Harding и Old Holland. Неиспользованная краска не засыхает на палитре, по крайней мере, несколько дней.

Я предпочитаю смешивать дополнительные оттенки (оранжевый/фиолетовый/зеленый) из основных. Полагаю, это помогает мне лучше понять цвет и добавляет гармонию в картину, не говоря уже об экономии денег.

Я привык выкладывать свои цвета (белый/желтый/красный/синий/умбра натуральная/черный) на палитре, как линейную версию цветового круга. Это  упрощает планирование и корректировку того, что я делаю, с точки зрения составления цвета (использование гармонических триад, квадрантов и т. д.).

Как оказалось, эти вторичные цвета оранжевого/фиолетового/зеленого образуют гармоническую триаду, которая очень полезна для пейзажей, поэтому я часто использую эту закономерность в качестве отправной точки. Я смешиваю эти 3 цвета и варьирую их по мере рисования картины, ориентируясь на чувство гармонии.

Например: если мне нужно добавить в пейзаж ярко-желтый или зеленый, то можно представить, что триада поворачивается против часовой стрелки. Фиолетовый приобретет оттенок синего, а оранжевый -  красного.

Goodrington Lake, 2020
James Murch. Oil on Panel, 23 x 29 cm

Интересный факт: когда нейтральный серый цвет создается логически из сбалансированной смеси всех основных цветов, зритель ощущает равновесие и чувство порядка.

Что меня поразило, так это то, как природа сама все уравновешивает. Нам остается только научиться видеть то, что уже создано высшей силой.
Конечно, некоторые художники могут предпочесть диссонанс,и преднамеренно стремиться к дисбалансу.

Практику рисования на пленэре я считаю хорошим подспорьем для анализа и дальнейшего самообучения.

В последние годы я выбираю пейзажи, опираясь на интерес, воображение и любопытство.

Помимо достижения цветовой гармонии и баланса, для меня важно правильно подбирать тон (добавляя белый, комплиментарные оттенки и черный). Визуально насыщенные и теплые оттенки цветов выступают на первый план, а ненасыщенные и более прохладные оттенки отходят на второй план.

Стоит также отметить, что особенностью цвета является его реакция на объекты, находящиеся рядом. Поэтому первоначальная проработка рисунка в общем цвете помогает предотвратить нежелательные эффекты в конечном результате.

James Murch. Against the light at Galmpton Creek, 2019
Oil on panel, 28 x 48 cm

James Murch. Spitchwick Common, 2019
Oil on panel, 30 x 48 cm

Состав моей "пейзажной" палитры:

1) Теплый белый / Warm White
2) Желтые: Никель Титан Желтый, Кадмий Желтый, Охра Желтая / Nickel Titanium Yellow, Cadmium Yellow, Yellow Ochre.
3) Красные: Охра Красная, Кадмий Красный, Малиновый Ализарин, Сиена Жженая/ Red Ochre, Cadmium Red, Alizarin Crimson, Burnt Sienna
4) Синие: Кобальт Синий, Ультрамарин Синий, Прусская Голубая / Cobalt Blue, Ultramarine Blue, Prussian Blue.
5) Винный Черный / Vine Black - практически это темно-синий.
6) Зеленые: Умбра Натуральная / Raw Umber - практически зеленый цвет. Иногда я использую Genuine Terre Verte,   но чаще всего смешиваю зеленые из Черного и Кадмия Желтого в качестве отправной точки.


Эндрю Хоррод /Andrew Horrod/


Я рисую акварелью, маслом и акрилом. В то время как линейки цветов, производимых компаниями, различны (и названия похожих цветов могут отличаться), я выбираю определенные цвета в течение всего своего творческого пути.

В общем, мой выбор цветов одинаков для акварели и масла/акрила. Я использую белую гуашь, а не белую акварель, потому что она более непрозрачна. Но все же предпочитаю использовать в качестве белого цвет бумаги.

В случае с акварелью я всегда использую тубы, а не кюветы.

В основе моего выбора лежит использование двух или (чаще) трех оттенков каждого основного цвета, а именно:

1) Желтый: Лимонный, Средний Желтый/Кадмий и Охра / Lemon, a medium Yellow/Cadmium и Ochre
2) Красный: Телесный оттенок, Кадмий и Пурпурно Красный / Flesh Tint, a Cadmium и Purple-Red
3) Синий: Ультрамарин, Кобальт и, возможно, Церулеум и/или Прусский / Ultramarine, Cobalt, Cerulean или Prussian
4) Коричневый: Умбра Натуральная, Умбра Жженая и, возможно, Красно-коричневый / Raw Umber, Burnt Umber и Red-Brown
5) Зеленый: Средний зеленый и, возможно, зелень Бирюзового и Оливкового оттенка / medium Green (Sap),  Turquoise и Olive
6) Белый: Титановые Белила или Flake, иногда оба, если использовать масло или акрил.

Andrew Horrod. Wandsworth Common, 2020
Acrylic on canvas, 30 x 40 cm

Меня не очень волнуют точные названия или небольшие различия между оттенками. Например, Сиена Натуральная подойдет так же, как Желтая Охра.

Как правило, я избегаю черного и подобных ему оттенков. Например, Серая Пейна, этот цвет может сделать смешанный оттенок безжизненным.
Хотя я не покупаю отдельные тюбики с черной краской, иногда они входят в комплект и могут быть полезны. Черный, смешанный со светлым цветом, сделает хроматический серый, который я часто применяю в качестве основы для холста или картона, если использую масло или акрил.

Если я знаю, что буду рисовать городской пейзаж, то могу взять тюбик теплого серого, чтобы не смешивать его с другими цветами. В свою очередь телесный оттенок, смешанный с чем-то другим, полезен для этой цели.

Два цвета, которые часто используют художники, - Ализарин Кримзон и Виридоновый Зеленый (Alizarin Crimson и Viridian Green) - я держусь от них подальше. Так, если буду рисовать сине-зеленое море, то предпочту Бирюзовый, а не Виридоновый Зеленый.

Работа над пейзажем зависит от размера готовой работы и погодных условий.

Я обычно выдавливаю немного каждого цвета на палитру независимо от объекта. Объем «вторичных цветов», при этом еще меньше. Это также полезно, когда мне может понадобиться ограничить палитру во время путешествия налегке.

Далее я придерживаюсь оттенков каждого из перечисленных цветов и одного белого, зная, что могу смешать все, что нужно.

Самыми важными цветами для меня являются Лимонный, Кадмий Желтый, Кадмий Красный, Перманентный Розовый, Ультрамарин, Жженая Умбра. 

Так что, если бы мне пришлось ограничиться 6 плюс белым, я бы выбрал именно эти цвета!


Валери Пирло /Valérie Pirlot/


Valérie Pirlot. Sunset from the back of my garden, 2020
Oil on board, 17.8 x 25.4 cm


Я всегда работаю с одной и той же палитрой и смешиваю одни и те же цвета независимо от того, что предстоит рисовать. За последние 10 лет я пользовалась одинаковым набором цветов. Это позволило сосредачиваться на предмете и не беспокоиться о том, какие цвета использовать.

Для тех, кто начинает рисовать на пленэре, я бы порекомендовала использовать ограниченную палитру и добавлять больше цветов постепенно. Хотя не исключено, что вам вполне может понравиться работать с ограниченной палитрой.

Мне нравится смешивать мои собственные зеленые, оранжевые, пурпурные. Они кажутся мне более естественными и гармоничными.

Valérie Pirlot. Sunny steps to the studio, 2020
Oil on board, 20.3 x 25.4 cm


Вот мой состав ограниченной палитры:

- 2 синих: Церулеум, Французский Ультрамарин / Cerulean Blue и French Ultramarine

- 2 желтых, преимущественно для получения оттенков зеленого: Кадмий Желтый, Охра Желтая / Cadmium Yellow и Yellow Ochre

- Сиена Натуральная Raw Sienna - хороший земляной оттенок, который придаст теплоту вашим цветовым миксам.

- 2 красных - Перманентный Розовый / Permanent Rose (люблю использовать его для смешения розовых оттенков) и Кадмий Красный / Cadmium Red (прекрасен для добавления картине теплоты).

- Отличная альтернатива белому в рисовании освещенных участков зданий - Неаполитанская Желтая / Naples Yellow

- И, конечно, Белила Титановые / Titanium White

Я использую белый в основном для неба, воды и для того, чтобы сделать цвета более пастельными и менее интенсивными (как пурпурные и серые).

Избегаю использовать белый для бликов, потому что результат зачастую скучный или безжизненный. Вместо этого лучше взять Неаполитанскую Желтую.

С этой палитрой мне удается смешивать подходящие оттенки для любых пейзажей.

Я использую водорастворимые масляные краски Winsor & Newton Artisan. Для меня они гораздо удобнее, чем традиционные.

А каков ваш выбор цветовой палитре в пейзаже? Без каких цветов вы не можете обойтись?  Какие тюбики лежат в вашем этюднике, когда вы выходите на пленэр? 

Пишите в комментариях!

Узнать, какие цвета есть в моей палитре:

8 комментариев
  • Анна
    18.06.2020 at 19:26

    Марина, благодарю за новый материал!

  • Вера
    18.06.2020 at 20:47

    Очень интересно, спасибо.

  • Анна
    18.06.2020 at 23:51

    Интересная статья, спасибо за перевод

  • Гуля
    19.06.2020 at 21:07

    Спасибо! Оставила кое-что в свою “копилку”…

  • Larisa
    19.06.2020 at 22:42

    Марина,большое спасибо за статью! Очень интересно было почитать про палитры художников….взяла себе на заметку некоторые моменты.

  • Диана
    20.06.2020 at 18:19

    Очень интересный материал, благодарю за перевод!

  • тато
    22.06.2020 at 09:40

    Спасибо, Марина, за полезнейшую статью. Вы умеете выбирать нужный материал из огромной массы информации

  • Аноним
    26.06.2020 at 11:12

    Спасибо, Марина. Очень интересно.

Написать комментарий