Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Мастер-классы по рисованию  / Зимний пейзаж пастелью: пошаговое руководство Catherine Inglis
зимний пейзаж пастелью

Зимний пейзаж пастелью: пошаговое руководство Catherine Inglis

Если вы любите пастель, то рекомендую вам попрактиковаться по мастер-классу Катрин Инглис. Хочу заметить, что не менее самого этюда в данном случае важны советы Катрин, которые вы найдете среди объяснений.

Итак, слово автору:

Источник перевода: https://www.arttutor.com/blog/201905/simple-pastel-snow-scene-step-step-tutorial

Этот пейзаж прекрасен в любое время года, он находится неподалеку Восточного Йоркшира, места, где я живу. Мне хотелось бы поделиться процессом его написания!


Совет. Перед началом работы уделите время композиции.

Убедитесь, что линия горизонта находится не на середине изображения, а выше или ниже центра. Исходная фотография в моем случае достаточно удачна. Хотя я все же "опустила" дерево слева и упростила забор, добавив между столбами промежутки, чтобы не «блокировать» глаз зрителя, а провести его внимание через все изображение. 

Никогда не будьте заложниками фотографии-референса или увиденного на пленэре. Создайте такую композицию, которая поможет стать вашей картине настоящим шедевром!


ДЛЯ РАБОТЫ ПОНАДОБЯТСЯ:

  • Бумага для пастели (800p grade)
  • Белый пастельный карандаш для наброска (в моем случае серый)
  • Маленькая кисточка (стирать ошибки)
  • Клячка
пастель для рисования

ПАСТЕЛЬ ДЛЯ РИСОВАНИЯ:

Твердая пастель (автор использует пастель марки Conte a Paris Carre): 

Сепия - 42 Sepia
Умбра натуральная - 54 Natural Umber
Зеленый - 76 Leaf Green

Мягкая пастель, основные оттенки (автор использует пастель марки Unison):

Охра желтая - Yellow Ochre Y2
Оранжевый - Orange 12
Светло-персиковый - Pale Peach 6
Сине-зеленые оттенки - /BG/ Blue Greens 5, 7, 11, 12
Сине-фиолетовые оттенки - /BV/ Blue Violets 1, 2, 7, 9
Коричневый - /BE/ Brown Earth 28, 36
Желто-зеленый - /YGE/ Yellow Green Earth 18

Дополнительны оттенки:

Темно-фиолетовый - /A36/ - Darkish Purple
Темно-зеленый - /A43/ Dark Green
Темно-синий - /A49/ Dark Blue
Серо-голубые - /A51/ и /A52/ - Blue-Greys
Светло-серый - Grey 27

P.S. Используйте ту пастель, которая у вас есть! Фото выкрасов помогут подобрать вам наиболее подходящие оттенки.

сухая пастель

Совет: Уберите бумажную обертку и разломайте брусочки пастели надвое. Так вам будет гораздо удобнее работать. 


пастель

ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ ПАСТЕЛЬЮ: ХОД РАБОТЫ

Этап 1

Используйте один из пастельных карандашей для наброска. Графитный карандаш в данном случае не подойдет. Убедитесь, что грифель не слишком остро заточен, и не слишком надавливайте, так как это повредит бумагу.

набросок пастелью

Используя цвета сине-зеленые оттенки (BG 5,7,11 и 12), делаем  легкие широкие мазки краем пастели. Оставляем более светлые области облаков, так как синие оттенки могут впоследствии сделать их бледными.

Затем делаем тоже самое бледно-лиловым для теней на нижней стороне облаков. Вместо белого использую светло-серый (Grey 27). В нем больше блеска, что важно для областей, излучающих свет.

Добавляя оттенки, будьте осторожны, чтобы не смешать их с синим, если только вы не хотите получить бледно-зеленый! Для теневого склона слева я использую немного серо-голубого (A52).

Светло-серым (Grey 27) наметьте отдаленные холмы и передний план. Темно-зеленым (A43) проложите участок склона слева, располагайте штрихи вертикально.

пейзаж пастелью для начинающих

Мы задали движение и тональные значения.


Совет: Всегда наносите цвета одновременнно по всей работе. Это поможет сделать конечный результат гармоничным. Я стараюсь работать над всей картиной сразу, а не прописывать отдельно взятые участки поочередно.


Этап 2

Серым и серо-голубым (Grey 27, A52) прорабатываем передний и средний план.

К дальним холмам добавляем так же сине-фиолетовый (BV7).

Слегка троньте сиреневым (BV2) правый склон холма, добавьте чуть-чуть желтой охры (Y2). Это поможет передать текстуру. Вы можете мягко смешать эти цвета.

Смесь умбры (BE36) и пурпурного (A36) используйте для деревьев дальнего плана.

зимний пейзаж

Совет: Температура цвета является важным фактором. Более холодные, более светлые цвета и меньшие тональные различия создают иллюзию расстояния. Более теплые, насыщенные цвета и акцент на использовании тонального контраста наоборот, приблизят передний план к зрителю. 

Позаботьтесь о зернистости бумаге - убедитесь, что нанесено достаточно пастели и не увлекайтесь сильным нажимом при смешивании!


Этап 3

Темно-синим (A49) оттенком, придайте глубину тени левому склону.  Работайте короткими вертикальными штрихами.  Для деревьев, расположенных за этим склоном, используйте умбру  (BE36).

Убедитесь, что в работе присутствует ощущение света, проходящего сквозь верхние ветви.

Для небольшой группы деревьев за правым склоном используйте немного фиолетового (A36). Благодаря этому оттенку нижние темные пятна не будут выглядеть плоскими.

Для прорисовки деревьев используйте твердую пастель: сепия (42), зеленый (76) и умбра (54). С твердой пастелью, в отличие от мягкой,  у вас получатся более изящные очертания ветвей. 

Я также использовала зеленый в рисовании ровной диагональной линии вдоль склона на переднем плане. Добавьте переднему склону также оттенки сине-зеленого (BG5), сине-фиолетового (BV7, 9),  серого (Grey 27).

Для прорисовки дальнего склона понадобится охра (Y2), смешанная с умброй (54). Небольшой склон слева затемните сине-фиолетовым (BV9).

зимний пейзаж пастелью

Совет: Я часто использую твердую пастель, чтобы эффектно смешать оттенки мягкой пастели. Это очень хорошо работает на пастельной бумаге. 


Этап 4

С добавлением забора пейзаж становится композиционно интереснее. 

Используем темно-зеленый (A43), коричневые (BE36, BE28),  охру (Y2),  зеленый (76), оранжевый (12) и светло-персиковый (6) для теплых бликов. 

Эти цвета позволят передать как форму, так и фактуру столбиков.

Дополнительно поработайте над передним планом. Убедитесь, что не забыли о тенях.

Легкими линиями наметьте линии перекладин между столбиками. Используйте для этого коричневые оттенки. 

Немного детальнее поработайте над небом. Используйте те же цвета, что и ранее, но с добавлением светло-персикового (6) по верхам облаков. Это даст ощущение приятного теплого света.

пейзаж сухой пастелью

Совет: Убедитесь, что вы правильно отобразили объекты в перспективе. Так как столбики спускаются и исчезают на склоне, их нужно расположить ближе друг к другу, сделать меньше по размеру и сдержаннее по цвету. То же самое относится и к деревьям на склонах. 

Старые покосившиеся изгороди всегда интереснее художнику, чем идеальные современные!


Этап 5

Разнообразьте передний план. Используйте оливково-зеленый (YGE18),  зеленый (76), а также немного умбры (54) и охры (Y2) для участка с правой стороны. 

Завершите работу над забором. Обратите внимание, что тени от забора, будут деформироваться за счет неровностей снежного покрова.

Я предлагаю нарисовать так же несколько деревьев в центре работы. 

Наконец,  добавьте участки травы с использованием оттенков зелени, коричневых и охры. 

Убедитесь, что у вас есть темные полутона и блики для ощущения 3D-эффекта. Опять же,  не забывайте о тенях!

пейзаж пастелью поэтапно

Я надеюсь, мои пояснения будут вам полезны, и вы получите удовольствие от работы над этим пейзажем!

Больше материалов по пастели:

14 комментариев
  • Анна
    15.01.2020 at 12:45

    спасибо, Марина, пейзаж под стать погоде за окном!

  • Галина
    15.01.2020 at 12:57

    Спасибо,Марина! Я полюбила пастель с 2010 года. Самостоятельно изучала технику писания. Пейзаж очень привлекательный,так как у нас зимы в этом году нет и вместо крещенских морозов идут дожди,поэтому писать такой пейзаж будет одно удовольствие.

  • Аноним
    15.01.2020 at 13:57

    Волшебная и очень актуальная статья! Спасибо, Марина!

  • Людмила
    15.01.2020 at 14:36

    Спасибо,Марина! Люблю пастель!!!

  • Тамара
    15.01.2020 at 14:37

    Мариночка, огромное Вам СПАСИБО за такой замечательный урок!!! Очень важно, что Вы показываете свою работу поэтапно и даёте рекомендации по материалам. Ждём ещё!!! =)

  • Елена
    15.01.2020 at 16:31

    Спасибо за практичные советы.

  • Екатерина Косач
    15.01.2020 at 17:19

    Великолепно. Очень все актуально и интересно. Впрочем, как всегда у Марины. И это очень радует, такая щедрость творческого вовлечения в удивительный мир красок, композиции. Спасибо, большое.

  • Алекс
    15.01.2020 at 20:08

    Марина, спасибо за урок, Вы всегда знаете, что предложить и мастерски это делаете и это подтверждает Ваш журнал Жизнь в искусстве – это огромное образовательное волшебство, которое помогает открыть мир акварели и познакомиться с творчеством разных мастеров. Огромное Вам спасибо.

  • Алексей
    15.01.2020 at 21:58

    Мариночка, благодарю за великолепный МК Катрин Инглис! Интересная и познавательная работа. Нужные и ценные советы. Люблю писать пастелью и маслом, а акварель использую как цветной подмалёвок (подложку) под пастель в пейзажах. На чисто акварельные работы не хватает терпения и знаний. Ваш блог и журнал читаю с большим удовольствием. Вы чудесный педагог и замечательный Человек! БлагоДарю!

  • Марина Терзибашян
    16.01.2020 at 00:54

    Марина спасибо ,у меня жирная пастель нету сухой Могу рисовать жирной?????

    • Марина Трушникова
      16.01.2020 at 21:47

      Это разные виды пастели. Масляная не растирается как сухая. Так что рисовать сюжет ей можно, но помнить, что смешать цвет втиранием или сделать плавный переход ей не получится

  • Sofia
    16.01.2020 at 11:48

    Спасибо,Марина. В комментариях увидела для себя новую вещь,использовать акварель как подмалевок для пастели. Интересно,я просто картонки покрывала нужным цветом акриликом

    , а вот акварель,да еще пятнами,надо попробовать!

  • Лидия
    27.01.2020 at 12:38

    Спасибо за великолепный МК! За возможность поучиться у такого мастера, как ВЫ !

  • Ирина
    29.01.2020 at 09:07

    Спасибо за интересный МК!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ