Пастель для рисования: гид по видам и производителям
Пастель для рисования – художественный материал, родившийся гораздо раньше масляных красок. Такие великие художники как Леонардо да Винчи, Дега, Ренуар писали свои шедевры не только маслом, но пастелью.
Художественная пастель (от латинского “тесто”) – это мягкий и приятный в работе материал. Обычно выпускается в виде мелков и карандашей.
Читать в контексте: Пастель для начинающих: готовимся к работе
Состав пастели достаточно прост – пигмент плюс связующее вещество. В качестве связующего вещества могут использоваться такие клеящие вещества как воск, минеральные масла или гуммиарабик.
Пастель для рисования может быть четырёх видов:
- сухая пастель (твердая, мягкая, ультра-мягкая (софт))
- масляная пастель
- восковая пастель
- акварельная пастель
Остановимся коротко на каждом из перечисленных видов пастели.
Сухая пастель
Такая пастель ложится на бумагу легко и мягко. Даёт штрих размером от 2 до 5 мм. Ее можно растушевать пальцем, превращая штрихи в ровный тон.
Накладываясь друг на друга, цвета легко смешиваются и позволяют при этом получить новые оттенки. Таким образом, даже небольшой набор мелков позволит вам создать богатую по цвету картинку.
Хорошая пастель не должна царапать бумагу, крошиться и ломаться при работе.
В зависимости от соотношения пигмента и связующего вещества, сухая пастель делится на:
- твердую hard
- мягкую soft
- супер-мягкую extra soft
Чем больше в пастели содержание связующего вещества, тем она тверже. При этом некоторые виды пастели, самые мягкие, могут состоять только из пигмента. Часто их просто отличить по форме мелков- мягкую пастель чаще всего делают круглыми мелками, а твердую – прямоугольными брусочками.
Твердая пастель для рисования даёт более чёткие и тонкие штрихи, чем мягкая. Ей удобно рисовать детали рисунка. Она меньше осыпается с поверхности бумаги.
Читать в контексте: Как правильно закреплять пастель?
Мягкая пастель для рисования содержит больше пигмента. Она позволяет заполнять цветом большие поверхности, легко растушевывается.
Она более приятна в обращении, дает красивую бархатистую фактуру рисунка, позволяет легко создать яркие мазки.
Однако начинающим художникам контролировать этот материал непросто – мелки легко ломаются, нанесенный ранее слой размазывается, осыпается. Рисование мягкой пастелью требует особой аккуратности.
Поэтому в работе имеет смысл начинать картинку мягкой пастелью, чтобы забить поры бумаги, а завершать – более твердой.
Пан пастель («ультрамягкая» пастель) выпускается в специальных баночках, которые очень похожи на палетки с тенями. Каждая такая баночка содержит на 35% больше пастели, чем обычная палочка пастели.
Пан пастель хорошо смешивается и дает максимально точную цветопередачу. Поэтому обычно ею работают художники в технике реализма.
Рисуют пан пастелью с помощью специальных поролоновых спонжиков, смешивая цвета прямо на бумаге.
Эта пастель еще не очень распространена, в России продается редко.
Самые известные импортные производители пастели:
- французская компания Sennelier (выпускает палитру в 525 цветов из высококачественного пигмента – эта пастель достаточно дорогая).
- Хорошего качества пастель производят такие фирмы как
- Rembrandt,
- Schminke,
- Faber-Castell
- Talles (Голландия)
- Не менее привлекательной по качеству является пастель корейского производства Mungyo, с хорошей палитрой оттенков. Очень приемлема по цене, она в два раза дешевле Faber-Castell, но ничуть не хуже по качеству.
Больше зарубежных марок-производителей пастели:
Koh-I-Noor (Австрия, Чехия), Conte (Франция), Lyra (Германия), Caran d’Ache (Швейцария), Stabilo (Германия), Cretacolor (ТМ Koh-I-Noor Hardtmuth, Австрия), Derwent (Англия), LeFranc&Bourgeois (Франция), Adel (Турция), Jolly (Австрия), Sakura, Daler Rowney (Англия), Maimeri (Италия), Bruynzeel (Голландия), Apa-Ferrario (Италия), Bosung (Китай), Pentel (Япония), Titi (Корея), Crayon.
Распространенные российские марки пастели:
- Подольск-Арт-Центр
- Сонет
- Аква-Колор
- Олки
- Спектр
Читать в контексте: Мягкие материалы для рисования: уголь, сангина, сепия, соус
Пастельные карандаши
Это разновидность сухой твердой пастели в виде обычных карандашей. Такие карандаши обладают рядом преимуществ:
- удобны в использовании,
- позволяют наносить более аккуратные штрихи,
- не пачкают руки.
Незаменимы при прорисовке мелких деталей и создании, например, плавных фактурных переходов, когда цвета смешиваются карандашами прямо на бумаге. Их лучше использовать для изображения животных и портретов людей, ведь можно прорисовать шерстинки и перышки для большей схожести с оригиналом.
Производители карандашей:
- Faber Castell
- Derwent
- Cretacolor
- Stabilo
Все они тоже отличаются по твердости, например, самые мягкие карандаши — Conte. Самые твердые – у Faber Castell.
Масляная пастель
Несмотря на то, что эти мелки тоже называются пастель, эта пастель имеет совершенно иные качества и, соответственно, способы рисования.
Масляная пастель изготавливается из пигмента с льняным маслом путём прессования. Её мелки твёрдые и как бы жирные на ощупь. Со временем на работах, выполненных масляной пастелью, даже могут проступать жирные пятна.
Мелки масляной пастели оставляют яркие, чёткие штрихи. Цвета плохо смешиваются между собой. Мазки пастелью практически невозможно растушевать пальцем.
Цвета у масляной пастели не такие матовые, как у сухой пастели. Также масляная пастель отличается от сухой тем, что практически не пачкается, законченные рисунки труднее смазать и они не требуют фиксации.
Рисовать масляной пастелью можно на любой поверхности. Ей не требуется специальная бумага, как сухой.
Кроме того, масляную пастель можно размывать. Размывают-растушевывают масляную пастель растворителем (специальным или для масляных красок). Для этого используется кисточка или растушевка (специальная палочка из пресcованной бумаги), смоченная в растворителе.
В итоге результат рисования будет похож на картину масляными красками, а не на работу сухой пастелью.
Производители в основном те же, что и у сухой пастели. Лучшей считается фирма Sennelier.
Восковая пастель
Восковая пастель создается на основе воска (чаще всего полимерного) в сочетании с натуральными наполнителями.
Рисунки, выполненные восковыми мелками, получаются сочными и яркими.
Мелками из воска можно рисовать на бумаге, картоне и даже на стекле. Восковую пастель можно использовать в смешанной технике – рисовать по акварели или гуаши. Поскольку на такую пастель не ложится вода, то с помощью таких мелков можно рисовать в техниках «сграффито», «витраж-эмаль», «энкаустика» и «фроттаж».
Восковые мелки внешне похожи на масляные. в чем же разница?
Чаще всего, восковые мелки – это дешевый материал для детей. Они тверже масляной пастели, поэтому не пачкают руки. В профессиональной сфере используют, в основном, именно масляную пастель.
Акварельная пастель
У акварельной пастели тоже восковая, влажная текстура.
Но это уникальный материал. Он сочетает в себе все преимущества пастели, и при этом в ее состав входят водорастворимые компоненты.
Выполненный такой пастелью рисунок похож на рисунок масляной пастелью. Однако, его можно размыть, превратив в акварель!
Если вы имели дело с акварельными карандашами, то поймете принцип работы акварельных мелков. В отличие от карандашей, мелки мягче и ярче, легче закрашивают большие поверхности и размываются.
Таким образом, под одним и тем же словом, пастель для рисования, можно понимать совершенно разные мелки.
Надеюсь, после этой статьи вы уже не ошибетесь в выборе нужной вам пастели!
Буду рада вашим комментариям и очень благодарна за репосты!
Техника итальянского рисунка: смотрите видео в свободном доступе!
Ольга
03.03.2017 at 02:13Наконец-то!!! Обзор, который я очень ждала! Спасибо огромное, Марина, за то, что сдержали обещание и выполнили просьбу! Время заглянуть в художественную лавку 🙂
Марина Трушникова
03.03.2017 at 11:05Ольга, я рада, что помогла вам с выбором!
Аноним
11.10.2019 at 19:14Да это видно спасибо.
Что вы стараетесь.
Галина
03.03.2017 at 11:53Сохраню этот обзор.Очень пригодится.Спасибо,Марина!
Емельянова Наталия
03.03.2017 at 13:24Марина, большое спасибо! Как всегда подробно, чётко и емко! Очень нужная и полезная информация. Для меня открытие, что есть ещё и акварельная пастель. Спасибо.
Марина, просьба, в художественных магазинах появились холсты для АКВАРЕЛИ. Если можно, в чем их секрет?
Заранее спасибо.
Марина Трушникова
06.03.2017 at 10:32Я думаю, секрета особого нет. Просто основа. Раньше акварелью или темперой под масло делали подмалевок по холсту. Так что это то же самое. Разве что грунт акриловый, я думаю. У меня лежит такой холстик. но я его до сих пор не могу опробовать.
Из преимуществ, думаю, то, что он не будет идти волной, как бумага. Но вряд ли на нем возможны мокрые техники. Не будет того эффекта, как на бумаге.
Людмила
03.03.2017 at 14:54Благодарю Вас, Марина! Очень полезный для меня материал,т.к. я только учусь живописи, в том числе и на Ваших уроках. Об акварельной пастели не знала. Пробовала только сухую пастель. Купила восковые карандаши, а пользоваться не умею.Эту статью прибрала в закладки. Успехов Вам!
Аноним
03.03.2017 at 15:11Спасибо за отличный обзор, теперь понятно, что это за неведомый материал такой. В избранное!
Татьяна Колпакова
03.03.2017 at 16:05Спасибо за статью! как то все разложилось по полочкам. Пастель это так очаровательно и рукотворно!
Сергей
03.03.2017 at 20:14Здравствуйте ,Марина. Полезный урок по видам пастели,но как ее применить в акварельных работах,пока не вижу.Игорь Манухов в свое время показывал применение мелков в написании акварелью цветов,но без пояснений.Хорошо бы это увидеть в Вашем уроке. С уважением Сергей Калининград.
Марина Трушникова
06.03.2017 at 10:29Сергей, вы про какую пастель? Восковую или сухую? Работа по верху акварели или как основа, чтобы был резерваж?
Аноним
03.03.2017 at 23:54Очень нужный и своевременный для меня обзор. Спасибо огромное!!!
галина
05.03.2017 at 01:38Как много интересного я узнала! Большое спасибо.
Наталия
07.03.2017 at 12:48Марина, спасибо за ответ про холсты для акварели.
Анна
08.03.2017 at 23:24Спасибо, Марина! Я только начинаю учиться рисовать, и честно говоря, практически ничего не знаю о инструментах и материалах, но обязательно сохраню статью, думаю в будущем она мне пригодится.
Елена
29.03.2017 at 15:14Большое спасибо за статью, хочу пробовать рисовать и пастелью, но вот не знала какой. теперь прояснилось. Сохраню статью.
Татьяна
09.06.2017 at 02:32Спасибо огромное! Замечательная статья, очень полезная. Про акварельную пастель я раньше не слышала, очень интересно.
Людмила
25.09.2017 at 23:16Марина,спасибо,материал полезный! Сухой пастелью выполнила довольно много работ,очень люблю сам процесс.Масляную пастель выиграла в Репинскул на конкурсе,Осваиваю. Акварельную пастель имею,но редко пользуюсь-мелки очень сыпучие. Сухая и масляная у меня Фабер Кастел.
Ася
26.09.2017 at 01:04Спасибо, Марина.
Очень люблю пастель. Нравиться мягкая сухая. У меня Sennelier и работать с ней одно удовольствие. Хотелось бы попробовать акварельную тоже.
Спасибо за полезную информацию. Если решите создать «пастельный» курс, то я обязательно запишусь.
Гуля
13.03.2018 at 10:49Марина, спасибо большое за этот гид про виды пастели. Я только чуть больше года занимаюсь живописью, начала с акварели, но попробовать захотела все. Пастель пробовала методом тыка (поэтому понимаю, сколько времени и усилий может сберечь никогда не бравшемуся за пастель человеку вот такое разъяснение )
Я делала первый рисунок дома на онлайн вебинаре сухой мягкой пастелью (soft pastels) и поняла, какая от неё пыль и грязь. В студии за большим мольбертом как то лучше и есть где размахнуться. Но сухая пастель мне не понравилась – тем более я на наждачке делала, и вообще без каких то навыков рисования.
Думала, что пустые расходы.
Но потом случайно купила масляную пастель (oil pastels), и с таким кайфом нарисовала прованский пейзаж (тоже с бесплатного вебинара), очень ярко, сочно, аж самой понравилось! Ничего не сыпется, да ещё на тонированной бумаге – пестня! Масляных пятен не видела, но рисунок лежит, посмотрим.
Марина, расскажите пожалуйста про акварельную пастель – и как её включать в акварельный рисунок и как основу, и поверху (тут кто то спрашивал ранее, но не уточнил в ответ на Ваш комментарий).
Акварельными карандашами я пользовалась и обязательно буду – но пока со всеми этими замечательными средствами я как обезьяна с гранатой – сама не знает куда кинет и зачем…
Пастели в круглых кюветках я даже и не видела никогда, теперь буду целенаправленно смотреть, спасибо!
И вообще, постоянные открытия для себя – никогда раньше не обращала внимания на то, чем именно написана работа – недавно узнала, что Дега был увлечённый пастелист.
Пойду читать Вашу статью про хранение и фиксацию – кроме лака для волос для угля ничего не знаю, видела специальные фиксаторы, можно сказать по цене чугунного моста через полноводную реку…
Спасибо!!!
Сергей
10.07.2018 at 15:17Производитель пастели Mungyo (Корея) является контрактным производством и выпускает пастель для большинства мировых ведущих брендов по контракту. Для Faber-Castell в том числе. Нет необходимости быть компетентным в вопросах производства, чтобы понять простую истину – ни один контрактный производитель не выполнит размещенный заказ на товар, качество которого будет выше, чем аналогичный, под собственной ТМ или даже такого же качества. Вырезка из Вашей статьи -“Очень приемлема по цене, она в два раза дешевле Faber-Castell, но ничуть не хуже по качеству”. Этого одного уже более, чем достаточно, чтобы изменить формулировку. Так же рекомендую протестировать продукт Mungyo и Faber-Castell. Ну например – при нанесении цвет на цвет, как ложится и как закрашивает нижележащий, образование при этом “катушков” и т.д. Всего доброго!
Марина Трушникова
13.07.2018 at 17:28Сергей, благодарю за вашу информацию.
Варвара
13.11.2018 at 12:35Прекрасная статья, спасибо!
Недавно вот что узнала на своем опыте. Только после неудачи стала подробно читать и разбираться в материалах, в том числе на американских форумах…
Я очень люблю продукцию Фабер-Кастелл и вот недавно приобрела и их пастель 36 цветов из обновленной серии Creative studio (синяя серия). Внешне, по дизайну и запаху мелки оказались полностью аналогичны Mungyo. Даже на коробке написано «сделано в Корее».
Выбор стоял между ними и Кохинор – жалею, что тогда не выбрала проверенную чешскую марку! Ей, а также Олки и Подольской у меня получается все без проблем. Фабер, хоть изначально ложится ярко и мягко, вообще не держит слой, осыпается, уже не говоря о даже легкой попытке растушевать… бумагу использую Canson, Fabriano – у меня на ней все получается другими материалами.
Буду рада вашему совету, Марина! А то каждый раз, садясь за работу, расстраиваюсь, хочется ведь и некоторые цвета из этой коробки использовать.
Марина Трушникова
19.11.2018 at 12:48Варвара, сожалею, не смогу помочь советом – не пробовала этот набор
Маргарита
24.12.2018 at 19:19Марина, здравствуйте! Кажется, вы мало сталкивались с масляной пастелью 🙂 вы пишете: “Цвета плохо смешиваются между собой. Мазки пастелью практически невозможно растушевать пальцем.” Но это не так. Только дешевая масляная пастель себя так ведет. А среднего класса и уж тем более профессиональная очень хорошо смешивается и растушевывается пальцами безо всяких растворителей.
Я об этом целую статью написала в моем блоге о масляной пастели: https://oilpastelist.wordpress.com/2018/12/22/myths/
А вообще очень нравится ваш сайт, видно, что сделан с любовью, полезной информации масса! В свое время очень помогла статья про выбор акварельной бумаги. Каждый раз с удовольствием читаю статьи и зависаю на сайте 🙂
Аноним
11.10.2019 at 19:16Да это видно спасибо.
Что вы стараетесь.
Аноним
22.10.2020 at 18:28Огромное Вам спасибо!
Просто восторг от статьи. Думала, что о этих материалах знаю много. оказалось, что есть еще чего черпать.
Людмила
08.02.2023 at 12:20Большое спасибо за полезную и подробнейшую информацию.