Back to top
мужчины не рисуют

Почему мужчины не рисуют? Обсудим?

В преддверии мужского праздника хотелось бы поговорить о сильной половине человечества...

К сожалению, при том, что 90% истории живописи представлена художниками мужского пола, мужчины, занимающиеся рисованием как хобби - редкое явление.

Ну почему?!

Почему мужчины не рисуют???

Придя на занятия в студию или на мастер-класс художника, там найдешь лишь одного-двух мужчин на полтора десятка женщин.

Т.е. ситуация в обучении складывается обратной ситуации в искусстве. Даже в учебных заведениях среди студентов только 10% парней. Мой сын, например, к выпуску из художественного училища был единственным в группе из девчонок. Хотя начинали они примерно в равных количествах...

Что уж говорить о непрофессиональном обучении! Единицы могут позволить себе подобное хобби.

Это подтверждает и наша онлайн Школа. Обычно на весь поток из 30-100 человек набирается всего 1-3 представителя сильного пола.

Михаил Филимонов, студент Школы Изобразительного Искусства

Чем это объяснить?

Первое, что можно предположить, что, на самом деле, мужчины как учились рисованию, так и учатся. В том же количестве. А вот женщин, увлекающихся рисованием, стало в десятки раз больше.

Действительно, ранее женщины были очень редки в искусстве. Живопись считалась неженским занятием. И стать художником (у этого слова классически даже нет женского рода!) было чем-то невероятным.

Сейчас же всё больше женских имен появляется на выставках, женщины встали в один ряд с мужчинами в искусстве.

Что уж говорить о занятии рисованием как хобби! Сейчас это так популярно, что многие представительницы прекрасного пола увлекаются живописью.

Евгений Цветков, работы 2-3 мес. занятий Школы Изобразительного Искусства

Игорь Беляков, учебные работы из Школы Изобразительного искусства, 1 - 4 мес. занятий

Но всё же, всё же, почему же и мужчины не вовлекаются в это хобби?

Полагаю, они не видят в нём реальной выгоды.

Мужик ведь должен деньги зарабатывать, так? Добиваться успехов в карьере. Быть признанным в своем мужском сообществе.

Чтобы вот посмотрели друзья и сказали : "Ну, ты - МУЖИК! Ну, молодец!"

А рисование - что? Деньги не приносит. Результатов быстрых не даёт. Общественного признания здесь добиться непросто, трудиться нужно.

Читать в контексте: Почему люди рисуют? 12 причин!

почему люди рисуют

А просто для удовольствия мужчины редко готовы чем-то заниматься. Это вроде как несерьезно. По бабски.

В результате в студии приходят те 10% мужского сообщества, которым наплевать на условности и стереотипы общества.  Им важнее не привычные мужские игры "кто круче", а собственные ощущения, которые дарит творчество.

Александр Кутаков, работы 8-13 мес. занятий Школы Изобразительного Искусства

Илья Усенко, 12 лет, ученик Школы и курсов Марины Трушниковой

Обожаю таких мужчин.

В них встречается и духовная сила, и душевная тонкость.

Ведь, на самом деле, мужчины внутри гораздо более мягки и уязвимы, чем женщины. И если эту уязвимость они не затаптывают, не боятся ее, то становятся по-настоящему счастливыми. Потому что способны испытывать глубокие чувства, искренние переживания. И именно это придаёт жизни большую наполненность.

Александр Милосердов, работы с различных акварельных курсов Марины Трушниковой

Геннадий Маклаков, работы 3-4 месяца занятий Школы Изобразительного Искусства

Я знаю и ценю всех своих учеников - мужчин.

Преклоняюсь перед их выбором пойти против стереотипов общества и учиться рисовать во взрослом возрасте! Понимаю, что им преодолеть этот барьер сложнее, чем женщинам.

Конечно, мужчины как ученики - более вдумчивы, тщательны, склонны докапываться до истины. Они хотят получать высокие результаты. И готовы ради этого трудиться.

Посмотрите на работы, представленные в этой статье. Все они нарисованы моими учениками. Студентами Школы Изобразительного Искусства, участниками курсов.

Хочу каждого из них поздравить с наступающим мужским праздником и пожелать им успехов. Успехов во всех делах и творчестве, понимания и любви в семье, процветания в обществе!

Дмитрий Семёнов, работы с курсов "Город в акварели" и "Цветы в Акварели"

Мое мнение, которым я поделилась - сугубо субъективное. И я буду рада, если мы подискутируем. Хотелось бы услышать мужчин, в первую очередь.

Дорогие наши мужчины! Откликнитесь в комментариях, напишите, что вы думаете по этому поводу?

Почему так редко мужчины позволяют себе рисовать и заниматься тем, к чему лежит душа? А?

67 комментариев
  • Анна
    22.02.2017 at 16:43

    Полагаю, мужчины догадываются о том, что для занятия искусством им придется снять доспехи и оставить душу без брони. И будут ошибки, в которых им признаться гораздо сложнее. И придется учиться, и при этом выглядеть неуклюжими, не-асами, так сказать. А они выросли с одним таким правилом – они мужчины, они крепкие, ловкие, умелые, и вообще крутые, они – непоколебимая надежная опора, а не кисейная барышня, которая восторгается, радуется, колеблется, и, конечно, ошибается – это ж так свойственно женскому племени…

    • Владимир
      22.02.2017 at 16:55

      Это стереотипы)

  • Владимир
    22.02.2017 at 16:54

    Добрый день! А почему мужчин не должно быть в ваших подписках?)

  • Екатерина
    22.02.2017 at 17:07

    Само собой стереотипы общества их останавливают, боязнь быть осмеянными друзьями и выглядеть не мужественно в женской компании никто не хочет. И в России в большинстве своем так и будет, молодых еще будут воспринимать, а взрослых точно нет, даже надо мной, когда я начала рисовать в 17 лет, мои же родственники смеялись, при том, что я девушка, первый год я рвала и все выбрасывала. К сожалению, толерантность не русское качество, иногда это на пользу, иногда нет. Но мужчине нужно иметь не только силу воли, но и стойкий характер, чтобы заставить людей воспринимать себя серьезно, также как и девушке в мужских занятиях.

  • Александр Милосердов
    22.02.2017 at 17:11

    …и это еще не самые лучшие мои работы, прошло столько времени…жаль, что перестал работать субботний клуб – лучшее (после арттурпоездок) детище Марины…

  • Леонид
    22.02.2017 at 17:31

    Если я не ошибаюсь основные шедевры живописи были созданы когда? Тогда когда царил патриархат, а женщины занимались детьми и домой, в светском обществе они считались дополнением мужчин (я конечно могу в чем то заблуждаться (не бейте сильно)). Сейчас ситуация поменялась, стереотипы поменялись и все большее кол-во женщин стало заниматься рисованием, а процент мужчин остался прежний.
    Сейчас рисованием занимаются только те мужчины, которые по настоящему увлечены, так как у мужчин первоочередное это содержание семьи, стройка на даче (если таковая имеется) или дела по дому. В связи с развитием IT многие мужчины занимаются другими видами деятельности, и остаются только истинно увлеченные рисованием. Но например в Японии другие стереотипы – культ аниме.

  • Ната
    22.02.2017 at 17:53

    есть еще мнение что мужчина если увлечется -то фанатически а женщина может как хобби, заниматься n -м количеством хоююи

  • Bogdan Goncharenko
    22.02.2017 at 18:10

    Можно искать причины и предлагать свои версии, но заголовок статьи просто маркетинговый трюк. Мужчины конечно же рисуют, хотя женщин в арт школах и на семинарах, намного больше. Марина к вам мужчины не идут по причине непривлекательности ваших курсов. Я почти уверен что мое сообщение вы забаните. Я купил пару ваших курсов, удовольствия не много ,а стоят дороже. Боюсь ваши курсы так и останутся женским клубом.
    Хорошего дня

  • Леонид
    22.02.2017 at 18:12

    Тут все зависит от возраста, менталитета и от человека (активные и пассивные люди есть как среди мужчин так и среди женщин). Большинство российских мужчин (по личным наблюдениям) к сожалению занимаются так называемым пассивным отдыхом. Я, например, свой отдых в зимнее время стараюсь связать с электроникой или разбором залежей в шкафах (нравиться мне оптимизация), в летнее занимаюсь дачными делами. Самый лучший отдых – это смена деятельности!

    Еще в дополнение про занятие рисованием мужчинами. Я полагаю, что основная масса таких людей – не пишут картины, они занимаются дизайном (интерьеров, компьютерных персонажей и т.д.), аэрографией, татуировками и то что может принести доход и связано с модными тенденциями.

  • Михаил Филимонов
    22.02.2017 at 18:34

    Ну наверно так и есть, нужно отделаться от условностей и прочих инстинктов, перестать пытаться доминировать и попытаться просто получить удовольствие от процесса.

    • Марина Трушникова
      23.02.2017 at 00:19

      Спасибо, Михаил! И с праздником!

  • Ольга
    22.02.2017 at 18:48

    Сейчас эпоха Матери Мира, поэтому женщины активнее мужчин.

  • Валерий
    22.02.2017 at 19:03

    Почему мужчины не рисуют?А почему мужчины пьют?Почему женщины повально закурили? Наше общество серьезно больно!Философия,конечно,но…Помотрите наше ТВ(хотя никакое оно не наше)…Взять меня-вышел на пенсию,отпустил бороду ,взял в руки карандаш/кисть,супруга в шоке(сплошные наезды)-я перестал быть таким как все!Лучше водку пить-это по-мужски. (получается и женщины в этом виновны) Рисование,как и любое другое дело,прежде всего-ТРУД. А трудиться многие разучились или не научились. Мрачновато как-то накануне праздника(возрастное брюзжание),но уж что есть. Марина!Благодарен Вам за уроки,вы-настоящий педагог,будьте здоровы.Успехов!

    • Марина Трушникова
      23.02.2017 at 00:20

      Да, вы правы, и от женщины, которая рядом, многое зависит…

    • Нина Вольнева
      23.02.2017 at 10:01

      Валерий, сначала хочу поздравить Вас с праздником и пожелать всего самого хорошего и желанного!
      А теперь хочется сделать маленькое “алаверды” Вашему комментарию. Я – женщина, как нетрудно догадаться, но у меня абсолютно те же проблемы, что и у Вас. Рисовать я начала неожиданно для себя в 57 лет, чтобы сохранить душевное здоровье. И самый близкий мне человек меня не поддерживал весьма активно. Я даже научилась вставать в 4 утра, чтобы успеть порисовать, пока все дома спят. 🙂
      А ведь казалось бы: рисование – женское дело? Если как хобби, конечно. И я вписывалась в рамки стереотипов. Но нет, от меня тоже всегда ждут такого занятия, которое обязательно приносит деньги, по-возможности быстрые. 🙂
      Отношение ко мне несколько изменилось после того, как я проиллюстрировала книжку, которую издали.

  • Дементьев Станислав
    22.02.2017 at 19:27

    Добрый день, Марина и всем читающим. Конечно, современное общество раскрепостило женщину. Мужчины действительно ментально остались прежними, а у женщин высвободилась их энергетика. Они более чувственны, а живопись есть способ выразить эту чувственность. Я вот, например, получил свободное время только хорошо углубившись в пенсионный возраст и решил, что для правого полушария очень подойдёт рисование, а для левого изучение китайского точечного массажа, Су Джок. Это будет занятие до…. Кстати, я Ваш подписчик, с удовольствием смотрю Ваши уроки и уроки других художников. Свои картины часто просто дарю и получаю от этого удовольствие. Продавать не научился, хотя за работы не очень стыдно. Жаль, прикрепить фото не могу.

    • Марина Трушникова
      22.02.2017 at 23:55

      Благодарю, Станислав. Очень мудрые мысли.
      А работы в сети у вас есть? Можно ссылку на ваши альбомы дать.

  • Александр
    22.02.2017 at 20:06

    Мужская работа в современном мире сопряжена с огромным стрессом. Он не дает творческим отделам мозга работать в этом направлении. Те мужчины, кто посвятил себя искусству изначально или имеют много свободного времени, давольно неплохо себя чувствуют в ряду художников.

    • Марина Трушникова
      22.02.2017 at 23:58

      Согласна, современный мир – это постоянный стресс. Но ведь рисование как раз способно этот стресс снимать…
      Здесь, конечно, вопрос “что было в начале – курица или яйцо”. Не работают творческие отделы мозга и потому не рисуем или не рисуем, и потому мозг не включается?…

  • Андрей Мосолов
    22.02.2017 at 20:09

    Марина, читал вашу статью и увидел в ней себя.
    В 34 года я решил заняться рисованием и когда прошел восторг от первых успехов, каждый раз во время рисования думал: “Ну, чем я занимаюсь? Времени и так на все не хватает. Лучше бы пошел и денег заработал!” В итоге сделал выбор в пользу дополнительного обучения в рамках своей профессии, и все ради профессионального и карьерного роста. Как вы и написали в статье. Увы! Времени на занятия рисованием совсем не стало, а его нужно действительно много.
    Но все же когда-нибудь надеюсь вернуться к рисованию, по этой причине и остаюсь у вас в подписчиках.
    Спасибо вам за ваши обучающие материалы!

    • Марина Трушникова
      22.02.2017 at 23:59

      Вы правы, Андрей. И подобные мысли не только у мужчин в голове крутятся. Так и откладываем свои желания “на потом”…

  • Viktor Bardin
    22.02.2017 at 20:40

    Я не знаю, почему другие мужчины не рисуют. Я рисую и этим доволен. Я ваш подписчик, но в семинарах не участвовал, ничего не покупал. Собираю, что бесплатно. Может это и немного, но мне пока хватает. Олимпа я уже вряд ли достигну (мне 58), а для себя, для удовольствия хватает и бесплатного. Да и цены у вас, столичных жителей, столичные. Для вас 1000 долларов не деньги, а мне 3 месяца работать за них. Не обязательно вы, учителей же много. Извините, у меня нет желания обидеть вас. Может покупают уроки для дочерей, любимых женщин – пусть учатся, а себе – и так сойдёт. Конечно, может я один такой, безденежный, а у других и ситуация другая. Но у меня такая.

    • Марина Трушникова
      23.02.2017 at 00:05

      Интересная сторона вопроса, Виктор… То есть мужчины тоже на себя деньги жалеют? Обычно этим женщины отличаются. Для детей, для семьи – все, а себя на второй план.
      Курсов за 1000 долларов ни разу не видела. Разве что выездные туры у иностранцев. В нашем проекте свыше 100 долларов и нет ничего…
      Но, не суть. Я даже и не задумывалась, а ведь действительно, мужчины порой более, чем женщины стеснены в средствах. Они их зарабатывают, но не управляют ими.
      Но здесь вопрос ценностей в семье, конечно. Понимает ли жена, что у мужчины должен быть свой мир, что на его роли добытчика все не заканчивается.

    • Александр
      23.02.2017 at 01:09

      Поддерживаю! У меня примерно такая же ситуация

  • Вероника
    22.02.2017 at 21:20

    Марина! Я разделяю ваше мнение: рисуют, поют, вышивают или еще что там творят, только сильные мужчины!!! Свободные от стереотипов среднестатистического общества! Такие МУЖЧИНЫ живут более полной жизнью и в гармонии с собой. К счастью, я живу в окружении именно таких мужчин, и сыновей воспитывают в многогранном развитии!
    Вот вспомнила, что в клинике в Уфе знаменитого во всем мире врача-офтальмолога Э.Мулдашева на стенах висят его картины! Они необычные, загадочные.

    • Марина Трушникова
      23.02.2017 at 00:06

      Спасибо, Вероника!

  • Марианна Горелова
    22.02.2017 at 21:29

    Мы с мужем по образованию оба физики. Но я 10 лет назад оставила свою профессию, начала рисовать и так увлеклась, что сейчас по роду занятий, скорее, художник – веду художественную студию для детей и делаю на заказ керамику. По субботам с группой художников и преподавателем выезжаем на пленэр и рисуем пейзажи. И вот в семье возник конфликт интересов: муж рассчитывает, после недели работы в субботу на мое общество, совместные мероприятия, поездки, а я уже в пятницу вечером расстраиваю его – собираю у выхода мои художественные инструменты, мольберт, холст и пр. А в глазах радость и возбуждение от завтрашнего пленэра. Собираемся с девочками (да, 100% женщин на наших занятиях живописи) в субботу рано утром и начинаем с того, что делимся – как на сей раз расстроился муж, и как нам удалось сбежать, и когда непременно надо вернуться домой, а то семья развалится. «Девочки, у меня сегодня праздник – муж с утра уехал на рыбалку, и я с чистой совестью сбежала!» «А у меня мрачен как туча, я сегодня в 12 должна быть дома….»
    Конечно, был бы прекрасный выход – увлечь мужа рисованием и выезжать на пленэры вместе! Но он даже попробовать не хочет! Не уговаривается даже взять кисточку и один раз мазнуть по холсту! Даже просто погулять рядом с тем местом, где мы рисуем. Полное сопротивление и нежелание.
    Спасибо Марина, что устроили дискуссию, и я как-то поняла проблемы моего мужа.
    Марина, раз Вы на связи, вопрос: как можно вернуться к занятиям? Бросила больше года назад на 3ем месяце, и хотела бы через какое-то время опять заниматься по Вашему курсу. Это можно?

    • Марина Трушникова
      22.02.2017 at 22:37

      Конечно можно. Материалы всегда открыты, возвращайтесь. В марте 11 поток будет на 4 мес занятий . Напишите, мы вас в рассылку к ним добавим

  • Аноним
    22.02.2017 at 21:47

    Здравствуйте Марина! Я с удовольствием читаю все ваши письма, журналы, смотрю уроки. Получаю от этого удовлетворение, так же как и от рисования. Я нигде не обучался, но тем не менее мне приятно что мои картины нравятся друзьям, знакомыи, родным. Я их просто дарю и получаю от этого позитив.
    Но иногда все же понимаешь, что порисовать несколько часов не получиться, остальные дела страдают, вот и приходиться рисовать когда выпадает свободное время. И понимаешь что для качественной проработки нужно больше время, чем можешь себе позволить. Вот так и живем. Но все равно дело к пенсии и думаю буду больше уделять времени и совершенствоваться. В первую очередь ведь никому не надо что то доказывать так, как самому себе.

    • Марина Трушникова
      23.02.2017 at 00:10

      У рисования, помимо результатов в виде картин на выставке, есть много другой пользы. Но наше общество заточено под другие критерии, видимо. К сожалению. Поэтому мы считаем, что нужно долго тренироваться, чтобы позволить себе заниматься рисованием. Но ведь на самом деле и небольшого наброска на полях блокнота вполне достаточно, чтобы почувствовать некоторый релакс, отвлечься от мыслей, всколыхнуть свое творческое начало.

  • Катя
    22.02.2017 at 22:26

    Просто потому,что им нужно содержать семью.они работают,устают,им хочется просто отдохнуть.А рисование как хобби не считают нужным и серьезным занятием.

  • Аноним
    22.02.2017 at 23:01

    Марина, как говорится: ,,Можешь не рисовать – не рисуй.” Но если мужик не может не рисовать, то он в последнюю очередь побежит на семинар или курсы. Ему нужно Мастерство, а женщинам Эмоции. Поэтому мужик сидит и работает тихо, молча,вдумчиво,один на один с собой. Информацию он конечно черпает, везде, где может, но ,,на люди” выйдет, только когда посчитает, что ,,созрел” держать удар

    • Марина Трушникова
      23.02.2017 at 00:13

      Вот, я тоже про это подумала. Что мужчинам особенно тяжело учиться. Вот как мужчины могут вытерпеть меня как педагога? Это же признать, что какая-то дамочка будет его поучать! Значит пойти учиться к мужчине? Но опять же соперничество!

      И ведь сколько у нас мужчин, оказывается рисующих. Спасибо им за смелость в комментариях! Есть они, мужчины! Просто все сами-сами, тихой сапой осваивают науку. 🙂
      И это радует.

    • Валерий
      23.02.2017 at 09:31

      Очень верная мысль.

  • Елена
    22.02.2017 at 23:14

    Марина, здравствуйте! У меня есть несколько знакомых мужчин разного возраста -успешных и состоявшихся во всех планах – которые не только очень бы хотели рисовать, но и пробуют это делать. Но они не пойдут на курсы, не купят их (как-нибудь с техническими-то приемами справлюсь – и не такие проблемы решал!), не станут выкладывать свои работы, хотя нуждаются, я знаю, в советах и, как художники, хотели бы явить свои творения миру. Но у них уровень самооценки зашкаливает, и они боятся в изобразительном искусстве оказаться не на высоте, боятся потерять лицо. Их страшит даже возможность столкнуться с критикой, тем более недоброжелательной. Вот, мол, сделаю картину достойного (?) уровня тогда … И так уже много лет. Приводят они и такой аргумент: вот на очный МК соберутся тетеньки-девочки, а я среди них буду как белая ворона, ну ведь правда? Правда, отвечаю, будете сидеть по углам, так на МК и станут собираться менее закомплексованные девочки. Что и подтверждает статистика. И ещё, у них явно не хватает элементарной самодисциплины и упорства. Невозможно добиться хоть каких-то успехов в живописи без ежедневного, упорного труда. Женщины как-то собираются и работают вечерами-ночами после трудового дня и бытовых забот, ещё и получая при этом удовольствие от процесса. И чем больше втягиваются, тем выше результат. У мужчин, по крайней мере, моих знакомых, оказывается множество причин, чтобы отложить создание шедевра на потом. Хотя, возможно, это лишь одна из множества причин дисбаланса.

    • Марина Трушникова
      23.02.2017 at 00:18

      Елена, вы очень точную картинку описали. Вот про самодисциплину только не скажу. Обычно, если мужчина решил чем-то заняться. то как раз упорства и въедливости им не занимать. И мне очень нравится эта черта в мужчинах. Главная, чтобы она не становилась резоном “раз не могу лучше всех, то и вообще не буду”…

  • Наталия Куницына
    23.02.2017 at 00:34

    А меня этот вопрос тоже всегда занимал! И даже однажды мы обсуждали это с Никоновым Денисом. Правда, я под другим ракурсом тогда сформулировала: почему так много женщин рисуют, а среди наиболее успешных в профессии в основном мужчины? По мнению Дениса, семейные заботы не дают женщине вполне отдаться творчеству. Справедливости ради надо отметить, что также обстоят дела и во многих других отраслях – женских имен среди выдающихся людей меньше…

    • Марина Трушникова
      23.02.2017 at 00:41

      Наташ, я думаю, женщины просто не столь амбициозны по своему воспитанию и не ставят таких задач – стать успешной в роли художника.

  • Дмитрий Семенов
    23.02.2017 at 01:05

    Марина, спасибо за поздравления! Я считаю,что у женщин более развито то полушарие мозга, которое отвечает за чувственность, поэтому они и больше тянутся к живописи чем мужчины. И ещё у женщин больше забот и проблем по этому они стараются отвлечся,а рисование пожалуй самый действенный способ отвлечся. За себя могу сказать,что рисование-это часть моей жизни. Марина,спасибо, что приоткрыла мне дверь в волшебный мир акварели.

  • Александр
    23.02.2017 at 01:29

    Марина, спасибо за поздравления! Разрешите и мне вставить свои 5 копеек, хоть я и не Ваш ученик.
    Я пенсионер, и моя пенсия 45 долларов. Да, в Украине это норма :). Поэтому Вашим учеником я не буду. Но дело не в этом. Я рисую давно, но пока не вышел на пенсию, не мог выделить время для серьезных занятий. Сейчас хожу на курсы в Одессе к замечательным педагогам (вместе с Ланой Богатыревой). Отношусь к живописи и рисунку очень серьезно. Думаю, что мужчин почти нет на этих курсах по следующим причинам:
    1. Пока работаешь, не хватает времени, чтобы серьезно заниматься.
    2. Если заниматься не серьезно, тогда зачем? То есть, если можешь не рисовать, то лучше не начинать. Это мужской подход к любому делу 🙂
    3. Качество курсов в основном не очень высокое (то, что вижу он-лайн в основной массе). Мне приходится пробегать глазами огромное число видеороликов, чтобы почерпнуть что-либо полезное.
    4. Каждый ученик должен найти своего учителя. Это важно! Должно быть некоторое родство душ учителя и ученика. Извините, но Вы не мой учитель, хотя Ваш журнал просматриваю.
    5. Тематика, которая интересна женщинам, совершенно не интересна мужчинам. У меня в фейсбуке почти вся новостная лента (что касается живописи) – это кошечки и цветочки восторженных женщин :). Приходится смотреть, чтобы не пропустить моих любимых авторов: Игоря Хайкова, покойного Александра Карпана, Игоря Манухова…
    Посмотрите сами работы Ваших учеников-мужчин, которые Вы выложили в статье. Из них лично мне понравились не более 2-3. Может, я кого-то обидел, но тематика не очень интересна (ИМХО), да и исполнение в основном не ахти… Не обижайтесь, но это Вы их научили. Извините за прямоту, я никого не хотел обидеть. Просто вы спросили, а я ответил 🙂

    • Андрей
      23.02.2017 at 03:32

      Марина, а если копнуть поглубже?! Цель всех курсов, студий, классов – научиться рисовать? А зачем? Скуки ради? Дети выросли? Денег много? Хочу как подруга? Или я хочу показать тот мир, который вижу и поделиться им с другими! Я просто не могу молчать! Я просто ДОЛЖЕН это рассказать! Это не прихоть – это очень для меня важно! Тогда это уже серьезный разговор. И мужчина решившийся на такой шаг не станет размениваться на несерьезное отношение к этому вопросу. Он будет искать качество и знания, а не лапшу на уши о творчестве. Его действия – это решение, а не женский каприз.

    • Марина Трушникова
      23.02.2017 at 13:22

      Александр, вы правы, каждому человеку нужен свой учитель. Нельзя всех под одну гребёнку. И мне вполне понятно, что мужчинам вообще сложно принять руководящую роль женщины как учителя.
      Не согласна с вашим замечанием по поводу работ учеников. Некорректно критиковать людей, не зная их уровня изначально, не зная задач, поставленных перед ними. Вы же знаете, насколько больно ранит критика, когда ты лишь в начале пути, когда сам постоянно видишь, что твои работы не музейного уровня.
      Нравится – не нравится, это мы и на выставке можем сказать, что по душе придётся десяток картин из сотен. Когда же работы учебные, да ещё в самом начале, нельзя ждать от них шедевра и высокого исполнительского мастерства. Для меня важнее, что усвоил ученик, какие принципы рисования понял, а не как получилась конкретная работа.
      Желаю вам благодарных и понимающих зрителей.

    • Марина Трушникова
      23.02.2017 at 13:27

      Андрей, целей у рисования очень много. Но мне нравится ваша постановка вопроса. Именно об этом я говорю ученикам на уроках композиции. Очень важно ставить задачу, ради чего ты пишешь ту или иную картину, что хочешь ей сказать миру. И по удивлению студенток я понимаю, что для женщин очень сложно воспринимать своё творчество именно так. Они эмоциональны. У них нет желания анализировать, искать идею, выстраивать её по правилам. Они увидели – красиво, и им хочется это запечатлеть. Зачем и как – не важно. Просто это их будет радовать.
      Да, мы такие разные, мужчины и женщины…
      Поэтому и подход к обучению, конечно должен быть разным.

  • Владимир
    23.02.2017 at 09:58

    Марина добрый час!!! Я нахожу в ваших уроках кое-что. Сам начал заниматься акварелью и гуашью после выхода на пенсию, военный лётчик. Со многим согласен с предыдущими высказывании. Тоже ищу где бесплатно. Кое что получается. Дарю родным и близким. Это хобби и отвлечение от реалий. Когда пишу и если получается, как в нирване себя чувствую. Я ваш подписчик, спасибо за уроки. Всех благ!!!

    • Марина Трушникова
      23.02.2017 at 13:33

      Владимир, в поиске только бесплатного есть подвох. Информации очень много сейчас. Но в ней нет системы. В итоге, если нет базы, то так и будешь хватать по верхам, не продвигаясь к цели. Только имея образование, или хорошую основу, где есть система знаний, можно разобраться, что нужно, а что нет, что плохо, а что хорошо во всех этих мастер-классах из сети.
      Это не призыв – выбирайте мои курсы, упаси Боже. Но я считаю, что обязательно нужно если не профессиональное образование, то обучение в системе, некий учитель, поводырь, который выстроит твоё движение. И вот бесплатно это вряд ли кто-то будет делать. Педагог – это профессия, и его труд тоже должен оплачиваться.

  • Нина
    23.02.2017 at 12:58

    Я спрасила об этом у сына и он сказал, что мужчина найдет способ лучше самому докапаться, чем ходить на семинары. Например, если женщине надо что-то найти, она скорее всего будет расспрашивать прохожих, а мужчина возьмет карту и сам найдет.

    • Марина Трушникова
      23.02.2017 at 13:34

      В каждом из нас есть и мужские и женские качества. 🙂 я бы тоже по карте искала. 🙂

  • Дементьев Станислав
    23.02.2017 at 15:01

    Добрый день всем. Марина, я Вам уже писал. Посмотреть мой альбом можно в Одноклассниках. Дементьев Станислав Александрович. 17.04.1038. Санкт Петербург. Россия. Что мне, мужчине, даёт рисование? Я бывший конструктор-электронщик, занимался спортивным туризмом, байдарки, лыжи, пешком. Облазил Забайкалье, Приполярный Урал, Кольский, Прибалтику, Белоруссию, близкий мне Северо-Запад, центр России. Образы природы вошли в душу многообразием. Начал рисовать, мир стал много более ярким. Рисуешь и вновь переживаешь, погружаешься в то, что рисуешь. Жизнь становится чувственно много богаче. Даже рисуя портрет, общаешься, беседуешь с ним. Конечно, дома частенько интересы не совпадают, приходится выбирать время, но летом на даче полный простор. А умение, качество, во многом зависят от того, сколько рисуешь, изучения приёмов. Для среднего, совсем неплохого уровня умения, 90% труда, остальное дар природы. Я так думаю. Спасибо за дискуссию, интересно мнение каждого.

  • Игорь Беляков
    23.02.2017 at 15:14

    Здравствуй, Марина! Спасибо тебе огромное за поздравление. Про себя скажу, что рисовать люблю и хочу, но придя домой с работы в 20.00 честно говоря очень тяжело себя заставить что-то порисовать (карандашом), а живописью занимаюсь не каждый выходной, не всегда могу настроиться на творчество, но если настроился то сам радуюсь. Ладно, это все нытьё. Родные относятся к моему творчеству с пониманием и никто меня не осмеивает. Всё, что не получается зависит только от меня и я пытаюсь найти себя в творчестве, хочется найти гармонию (для меня это сложная задача). На самом деле, я благодарен тебе Марина, что ты даешь вдохновение своим примером. Спасибо!

  • ДМИТРИЙ
    23.02.2017 at 23:06

    Спасибо за поздравление.
    Возможно моё мнение воспримется в штыки, но на то оно и мнение.
    Что касается вашего вопроса, то если внимательно посмотреть на мужчин-художников, можно рассмотреть много женского: утончённость, манерность, некие женские повадки. Не встречал брутального художника-байкера или качка с татуировками, сидящего за мольбертом. Возможно есть, но в большинстве – это исключение.
    Я нисколько не хочу обидеть мужской пол, в каждом из нас есть мужское и женское начало, можно назвать это инь и янь, в идеале эти две силы сбалансированы, но это большая редкость, как правило одна сила преобладает над другой, и контролировать это сознательно мы не можем.
    У мужчин и женщин совершенно разная природа, женщина – получает удовольствие от процесса, мужчина – от результата, а когда мужчина не видит результата, то задумывается о смене занятия. Мне кажется в этом ответ на ваш вопрос, Марина. От рисования нужно получать удовольствие, не полагаясь на результат, его может и не быть. И женское начало выигрывает в этом, поэтому женщин гораздо больше на ваших занятиях, а мужчины лишь редкие гости.

    • Анна
      24.02.2017 at 05:10

      Возможно, это и так. Могу, для разнообразия, посоветовать посмотреть картины художника Игоря Медведева, и на него самого. Картины своеобразны, дергают за такие струны души, где-то внутри, про которые помнила только в глубоком детстве. А сам художник… ну во внешности ничего от женского, байкер, только бороды не хватает…

    • Елена
      24.02.2017 at 14:25

      Еще раз о внуке. Сейчас учится в кадетской школе, исступленно занимается рукопашным боем, стрельбой, физкультурой – ну мужик в чистом виде, никаких женских манер, ничего женского и от девчонок бегает как очумелый, говорит, что мешают своей заботой, то резинку предложат, то кисточку….
      И при этом не выпускает из рук карандаша.
      Так что еще раз скажу – содержание обучения!!!!
      Ибо для него результат получается печальный – без профессиональной помощи в он остановился в развитии, а в “женскую ” художественную школу отказался холить категорически

  • Елена
    24.02.2017 at 14:16

    Мой внук рисует много, но учиться в художественной школе не хочет. Причина – много девочек и…. все темы женские: цветочки, а я хочу рисовать оружие, технику.
    Вот так!
    Женское окружение и содержание задания, а результат – смотрит ролики на ютубе про самолеты, танки. НУ не хочется ему рисовать цветочки, здания
    Кстати, когда я была маленькой, то рисовала фантастическую технику, а если надо нарисовать цветок или натюрморт меня тошнит 🙂
    вот такая семейная наследственность
    так что надо другое содержание обучения, для мальчишек, надо прочесть суть ученика и уверена, что пойдет интереснее.

    • mila
      25.02.2017 at 04:57

      да, похоже что так, Елена, обучать мальчиков надо иначе… да и вообще – индивидуума… Я вот в художке училась в детстве, у нас были и мальчики, и по-моему как-то наполовину набирали и мальчиков и девочек при Советском Союзе… но всё же … индивидуальности учусь только сейчас, как попала в Австралию… там – всех под одну гребёнку помню. Но разнообразие было, и классическое было образование: История Исскуств, Линогравюра, Скульптура, Композиция – школа Айвазовского. Сейчас вот здесь хочу детскую художественную школу открыть – для всех!

  • mila
    25.02.2017 at 04:11

    Сколько общаюсь с мужчинами, изучаю взаимоотношения, экспериментирую на своих, читаю книжки да ещё слушаю своего любимого мужчину, который приносит обсуждения домой со своих мужских тусовок, то скажу одно — У мужчин пока что ещё не было возможности заниматься такими увлечениями, смотрите мужчины ведь сами здесь пишут – на их мужественные плечи падает обеспечение семьи, работа, ответсвенность за весь так сказать клан … когда ему развлекаться. К этому доступ пока что у женщин есть. Да и то у обеспеченных, живущих в каких-никаких удобствах, или одиноких. А у мужчин другие заботы. Мой муж, например, страдает иногда такими мыслями, что мол вот вы женщины, вам можно развиваться-развлекаться-общаться, а у нас так вот нет такой возможности. Но если даже возможность появляется ему и в голову не придёт рисовать или другими такими тонкостями заниматься, он лучше вон в лес – дрова порубит, или кому мозги вставит интеллектуально про политику, или книжку какую почитает. А рисовать – нет!

    Ещё один моментик – они ведь наши защитники, воины … это как бы не сочетается, и может даже опасность тут есть заниматься такими чувствительными вещами. Например, Э́рих Мари́я Рема́рк «На Западном фронте без перемен» как молодой боец вспомнил в окопе о сестре и о бабочках, которые она собирала, и тут бабочка полетела, он загляделся и был убит.

    Я думаю, что мужчины если уж занимаются искусством, то уже профессионально, они же фокусируюстся очень хорошо. Это мы, женщины можем заниматься всем понемножку… и для удовольствия. У мужчин, как и у деловых женщин, удовольствие связанно не только с процессом, но и с результатом. А потом еще бывает судьба, талант, вот человек может по жизни художник, ну тогда уже никуда не уйдёшь от этого, и семья не отвлечёт. Опять же хочется привести пример из Анны Карениной, когда её возлюбленный, богач и красавец, Алексей Вронский, ищет себя, и пытается заняться рисованием… Там здорово это выраженно. Если интересно перечитайте.

    Я думаю всё ж мы разные и по-этому-то притягиваемся к друг другу. Вот, например я рисую, и мне мужа рисовальщика ну совершенно не надо, у меня свой очень эмоциональный и без этого, и мне нравится в нём все же то что во мне нет и не будет. Хотя, если подумать у Фриды Кало был муж творческий и знаменитый. Вот! Опять же – признание общества. Но опять же какая драма! Мне бы спокойствия побольше.

  • Михаил
    08.03.2017 at 19:10

    Добрый день, дорогая Марина! Вот как раз я тот третий, на фото, из не рисующих! Когда я был в “группе поддержки” своей жены, Надежды, у Вас на пленэре в Черногории, в мае 2015 года, то не планировал рисовать, но для меня явилось сюрпризом, что это не так… Но в процессе, ходя вокруг и около группы, появилось непреодолимое желание поучиться, именно у Вас. Получив хорошее образование (“Муха”), работая дизайнером и преподавателем (компьютерная графика) могу ответственно сказать, что у Вас великолепный уровень. А комментарии, не сильно “позитивные” от людей, которые просто не в “теме”. Акварель не презентабельно выглядит на экране, да и в печати, почти, всегда не передается ее прелесть. Размечтались, поехать к Вам на пленэр в Выборг, (поменял летнюю практику на зимнюю, а жена, тоже Ваша ученица, тоже преподающая 🙂 умудрилась сложно сломать правую руку), но надежды не теряем. Спасибо, Вам, Марина!

  • Natalia Ortmann
    26.03.2017 at 22:20

    А может все гораздо проще. Просто очень мало людей вообще, а в частности мужчин, которые бы увлекались творчеством, в котором себя выражаешь. Ведь для этого надо, чтобы было что выражать. Чтобы было внутреннее духовное содержание. Гораздо проще: отработал, пришел, поел и завалился на диван. Отдых! По-моему, просто лень. По себе знаю, чтобы что-то путнее сделать, надо всю волю в кулак зажать. А мужчинам больше нравится расслабляться по-другому. Однако это какается далеко не всех.
    Это тоже мое субъективное мнение.
    Наталья

    • Аноним
      07.05.2017 at 19:05

      Однажды слушала одного искусствоведа(одну), где она говорила о том, в 17, 18 веке. Было достаточно женщин, почти 50% занимающихся искусством. Многие даже ради. Искусства бросали семьи, уезжали, но об этом помалкивают. В запасниках хранятся много картин, написаных ими, и сейчас уже достают их оттуда. И сейчас предостаточно мужчин, даже больше чем женщин, художников. Наоборот женщин меньше, чем мужчин. Я художник, вижу, общаюсь и пробиваются мужчины больше.

  • олег
    10.12.2017 at 14:38

    Я отвечу сразу на несколько вопросов.
    1. Я начал рисовать в 46 лет, интернет-курсов тогда не было, но были друзья-художники. Через 13 лет меня приняли в Союз художников России. Видимо, учился неплохо)))
    2. Я активно просматриваю мастер-классы профессионалов в интернете и отчеты о мастер классах которые пишете Вы, Марина.
    3. Мужчины не рисуют в основном потому, что нацелены не результат. Женщин вполне устраивает роль вечных учениц. Знаю потому, что сам веду мастер-классы, ходят одни и те же барышни от 20 до 70 лет, и встречаясь через год я обычно узнаю, что они сами так ничего и не нарисовали. Или нарисовали что-то по мастер классу из интернета. За год забываю все чему учил и просят опять повторить то самое))
    Мужики – большая редкость, если сразу но получают результат – уходят (кубики с шариками рисовать не хотят, и если рисуют, то после того как “набьют шишек)

  • Алексей
    25.09.2018 at 20:51

    Добрый день Марина! С большим удовольствием просматриваю ваши уроки. Очень нравится как вы их ведёте. Хотя мне больше по Душе масло и пастель. Зацепила тема о мужчинах. Я начинающий, мне 68. Не работаю. Жена скрипит, что деньги трачу на холсты, краски и кисти. На платные МК не хватает. Работы с МК раздаю друзьям. Чисто своих пока маловато, не хватает времени. Очень много всего хочется: пробую пластилиновую живопись, акварель с пастелью, масло, пастель, акриловые разливайки, учусь кататься на роликах, зимой лыжи: беговые и горные и ещё много разных хобби. Кто-то осудит- мол не целеустремлённый, но я очень Люблю Жизнь и хочу многое успеть. С 15 лет на заводе, с турсекцией прошёл многие горные реки России, спортивное ориентирование, инструктор туризма. Не стремлюсь к званию Художник. Но сам процесс как медитация уносит из обыденности, и в этом Прелесть и Радость, и вдвойне, если твои работы нравятся людям!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ