Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Рисунки углем, сангиной, сепией и соусом. Путеводитель по мягким материалам для рисования!
рисунки углем ангиной сепией соусом

Рисунки углем, сангиной, сепией и соусом. Путеводитель по мягким материалам для рисования!

Рисунки углем, сангиной, соусом, сепией хорошо подходят для зарисовок и набросков, когда нужно передать характерность формы, сделать мягкие переходы тона.

Эти материалы для рисования отлично "справляются" с изображениями с крупных размеров, когда не нужно вдаваться в детали. Таким образом, способность быстро покрывать большие плоскости листа значительно ускоряет процесс рисования по сравнению с карандашом.

материалы для рисования уголь сангина соус сепия

Рисунки углем, сангиной, сепией и соусом: способы рисования

  • Рисование боковой поверхностью мелка
  • Растирание пальцем, растушевка. Растушевку можно выполнять как с использованием специальных принадлежностей (конических палочек из прессованной бумаги, каучуковых кистей), так и подручными средствами (ватными палочками, бумажными салфетками или пальцами:)
  • Использование острия мелка (карандаша)
  • Комбинирование одновременно нескольких материалов (нередко к ним добавляется еще и мел)
  • Микс сухого и мокрого способа рисования (для сепии и соуса). Так, сначала выполняется рисунок мокрым способом, а для выделения деталей и текстуры используется сухой способ.

Особенности мягких материалов для рисования:

Выбор бумаги зависит от ваших художественных целей.

Если вы стремитесь к простоте рисунка, то лучше возьмите максимально гладкий лист. А если хотите добиться более сложной структуры, используйте зернистую бумагу (например, акварельную).

Мягкие материалы для рисования поддаются стиранию!

Для стирания и корректировки рисунка лучше использовать клячку. Это очень мягкая резинка тестообразной консистенции (раньше в подобных целях использовали хлебный мякиш). Ее можно мять и отщипывать от нее кусочки нужной формы. Клячка отличается от ластика тем,  что не повреждает бумагу и не размазывает рисунок.

Рисунки мягкими материалами требуют закрепления (лаком для волос, например), однако, в сравнении с пастелью, эти материалы менее сыпучи.



Уголь

рисунки углем, уголь для рисования

С углем человечество знакомо с момента зарождения. Этот материал дает возможность раскрепоститься в процессе рисования, наслаждаться красотой линий и пятен!

Художники всегда любили использовать уголь именно для набросков будущей картины. В дальнейшем работу над картиной продолжали масляными или другими красками. А нанесенный углем контур стряхивали, что было очень удобно.

картины углем

И.Репин, В.Серов, И.Шишкин

Уголь для рисования бывает древесный и прессованный.


Древесный уголь достаточно просто получить самому. При таком способе изготовления рисунки, выполненные углем, имеют бархатистый, несколько прозрачный оттенок.

Вот рецепт для самостоятельного изготовления рисовального угля!

1. Возьмите очищенные от коры ивовые или березовые веточки диаметром примерно 3-6 мм.

2. Сложите их в жестяную банку вертикально.

3. Засыпьте отверстия между веточками песком и плотно закупорьте банку (чтобы исключить возможность попадания кислорода). Для большей уверенности в герметичности крышки швы можно замазывать глиной.

4. Положите банку в печные угли на 5-6 часов. Дождитесь остывания (это займет еще несколько часов).


В современных условиях, как правило, нет необходимости изготавливать уголь самому. Ведь несложно найти готовый в магазинах для художников.

Прессованный уголь отличается от древесного насыщенной чернотой и жирностью.

Его изготавливают химическим путем из угольного порошка. В качестве связующего компонента используют растительный клей.

Прессованный уголь представлен в виде палочек и может быть трех видов твердости.


Сангина

сангина для рисования

Знакомство человечества с сангиной состоялось еще в эпоху Возрождения. В переводе с латыни sanguis означает "кровь".

Этот материал был излюбленным для Ватто, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Рембрандта, Фрагонара, Ренуара, Моризо, Мане. Среди русских мастеров стоит отметить Брюллова, Кипренского, Серова.

рисунки сангиной

А.Вестерберг, К.Моне, У.Флинт

Сангина – это чудесный рыжий мелок. Имеет в основе глину, окись железа и связующее вещество. Обладает хорошим уровнем стойкости к солнечному излучению. При нанесении на бумагу, придаёт рисунку «эффект бархата», не осыпается.

Приятная оранжево-красная гамма придает особенную теплоту и неповторимость как портретам, так и обнаженным моделям, за что сангина неизменно любима художниками.

Выпускается сангина в виде граненых или округлых брусочков, в виде стержней (для механических карандашей) или в виде классических карандашей для рисования. Цвет варьируется от светлых до темных оттенков.


Способность сангины легко отпечатываться на бумаге дает возможность использовать ее для получения зеркальных изображений!

Для этого достаточно намочить лист бумаги и прижать с помощью пресса  к рисунку сангиной. Полученное изображение будет не таким ярким, как исходник, однако достаточно точным.



Итальянский рисунок

техника рисования

3-мя карандашами!


Сепия

сепия для рисования

Мягкий материал более темного коричневого оттенка, чем сангина.

Отличается от сангины тем, что может размываться водой. Встречается светлых и тёмных коричневых оттенков, иногда – красновато-фиолетовых. 

сангина сепия

А.Шильдер, К.Брюллов

В переводе с латинского «sepia» — каракатица 🙂 И действительно, в биологии существует род каракатиц, которые носят название Сепии!

У сепий (которые каракатицы) в печени вырабатывается вещество, которое выделяется наружу в момент опасности. Черная жидкость мгновенно создает в воде плотную завесу объемом в тысячи литров, со временем меняя цвет на темно-коричневый.

В настоящее время сепия доступна в виде акварели, чернил, карандашей, водорастворимых брусочков. Подобно соусу, сепией можно работать кистью или даже пером.


Соус

соус для рисования

Наверное, самый мягкий из всех мягких материалов, внешне напоминает толстые карандаши или кусочки пластилина. В составе соуса смесь мела, сажи, оксиды железа, клей и каолин. 

Первые упоминания об этом материале появляются в 18-19 веках. В это же время он приобретает наибольшую популярность.

Соус активно используют в своих работах И. Е. Репин, А. К. Саврасов, Н. А. Ярошенко, И.Н. Крамской. Однако с начала 19 века соусом пишут все реже и реже...

В дальнейшем соус так и не получил распространения в художественном. Он по-прежнему считается традиционно русский материалом. Иногда в зарубежных магазинах можно встретить подобие соуса. (Sauce – Russian Clay, что переводится как "русская глина").

рисунки углем соусом

И.Крамской, Ф.Васильев

Соус очень мягкий. Невозможно им штриховать или прорисовывать четкие контуры, поэтому в работе предпочтительнее пользоваться растушевкой.

Палитра соуса достаточно разнообразна. Это более 10 оттенков, полученных путем от смешения черного, коричневого цветов и белил. 

Соус можно разводить водой. В таком случае его следует наносить кистью и следить за тем, чтобы сквозь него бумага оставляла просветы.

14 комментариев
  • Ольга
    08.06.2017 at 14:16

    Класс! Наконец-то всё по полочкам: я получила некое представление о том, что это за звери такие и чем они отличаются. Здорово бы ещё посмотреть мастер-классы от вас, Марина, типа техники итальянского рисунка… Материалы эти недорогие, но популярностью особо не пользуются, наверное, потому что их потенциал раскрыт не до конца и новички (вроде меня) попросту не понимают, что с ними делать!..
    А за чёткий и подробный обзор большое спасибо, Марина!!

  • Марина
    08.06.2017 at 15:42

    Марина. здравствуйте,
    получается, как вы пишите. необходимо закреплять, а как и чем закреплять?

  • С уважением, Елена
    08.06.2017 at 19:05

    Большое спасибо за информацию. Все просто и ясно, а потому – полезно.

  • Ирина
    08.06.2017 at 19:53

    Спасибо большое .Полезная информация.

  • Виктория
    08.06.2017 at 20:47

    Спасибо за такой подробный материал!!! Наверное для общего развития нужно хоть раз попробовать эти материалы☺

  • Анна
    08.06.2017 at 20:50

    Добрый день, в последнем предложении сказано что нужно оставлять просветы. А как это? очень интересно понять что это означает.
    Спасибо огромное за за такую пояснительную страничку!!

    • Марина Трушникова
      09.06.2017 at 12:50

      Чтобы слой был прозрачным, как в акварели

  • Елена
    08.06.2017 at 20:53

    Спасибо! Как всегда все понятно.

  • Ольга
    10.11.2017 at 21:52

    Спасибо огромное! Наконец-то поняла разницу между сангиной и серией. Все чётко и понятно объяснено.

  • Евгения
    10.08.2018 at 20:32

    Скажите пожалуйста, возможно ли рисунок, выполненный сангиной, продолжать масляными красками ??

    • Марина Трушникова
      14.08.2018 at 15:22

      Раньше художники использовали под масло рисунок углем. Если его смахнуть, чтобы не было большого слоя, то он почти не пачкается. Сангина по качествам похожа на уголь, так что, думаю, моно. Здесь вопрос общины слоя ангины и абсорбции основы, насколько она шероховатая

  • Лина
    13.01.2019 at 13:58

    Марина, огромное спасибо за интересную информацию о мягких материалах! В пастель уже влюблена, пробовала рисовать. Соус, сепию, сангину, уголь тоже приобрела, но еще не пробовала рисовать. Посмотрев Ваш МК “Итальянский рисунок”, обязательно попробую! Начну тоже с ракушки.)))

  • Оксана
    12.10.2023 at 23:29

    Марина, благодарю Вас за эту информацию!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ