Back to top
как закреплять пастель

Как закреплять пастель?

Простота использования пастели компенсируется сложностью хранения рисунка. Необходимо защищать нежную и бархатистую работу от смазывания и осыпания.
Пастель можно не закреплять. В таком случае следует заранее подумать о её сохранности:

  • во-первых, выполнять рисунок на поверхности, с которой пастель не будет осыпаться (наждачная, бархатная бумага, бумага с ярко выраженной фактурой либо натянутый холст)
  • во-вторых, помещать незакреплённую работу под стекло, используя паспарту (желательно, чтобы лист паспарту был потолще и работа не касалась стекла)

Больше интересных материалов по теме:


как правильно закреплять пастель

Фиксация может быть выполнена самыми разными способами. На основе воздействия желатина, рыбного клея и даже… молока.

Однако наиболее простым способом является закрепление обычным лаком для волос, либо специальным лаком для пастели.

Но насколько они хороши? У художников есть разные мнения…


Важно! Фиксативы имеют свойство затемнять цвета и убирать бархатистость пастельной текстуры. Если вы имеете дело с незнакомой маркой пастельного фиксатива, лучше применить его сначала на пробном рисунке.


Я обычно мнениям без собственного тестирования не доверяю. Поэтому провела тест, что лучше для пастели – дорогой специальный лак или дешевый лак для волос?

Смотрите результаты в новом видео!

Как закреплять пастель: проводим эксперимент


Полезно: Рисуем ирис пастелью: поэтапный мастер-класс


Памятка по работе с фиксативами:

  • Сначала обязательно проверьте эффекты фиксатива на черновых листах.
  • Затем, расположив работу под углом к стене (защитив макулатурой пол и мебель), и удерживая баллончик на расстоянии 30 – 40 см от листа, перемещая его так, чтобы на поверхности получался ровный слой тонкой пленки, закрепите пастель. Если распылитель поднести слишком близко, частицы пастели будут выдуваться с поверхности, также есть опасность того, что капельки фиксатива, выступающие вокруг сопла могут попасть на работу и оставить жирные пятна.
  • Внимательно прочтите информацию о мерах безопасности. Фиксативы вовсе не безобидны, они токсичны, легко воспламеняется и некоторые обладают сильным запахом (за исключением двух марок – Rowney Perfix и Blair No Odor Spray Fix, однако это не значит, что они безвредны).
  • По возможности, распыляйте фиксатив вне мастерской, лучше – на открытом воздухе.

А какой опыт закрепления пастели есть у вас?

Знаете хороший способ? Напишите в комментариях!

Если видео было вам полезно, сделайте репост, нажав на одну из кнопок соцсетей:

35 комментариев
  • Светлана
    04.03.2015 at 13:51

    Спасибо за тест, тоже пользуюсь лаком для волос, нормально!

  • Ольга
    04.03.2015 at 14:00

    У нас тоже лак для волос. Дешево и сердито

  • Екатерина
    04.03.2015 at 14:04

    Спасибо Марина! Всегда даете дельные советы. Творческих успехов вам.

  • Наташа
    04.03.2015 at 14:05

    Спасибо огромное,Марина!!!
    Как говорится-зачем платить больше)
    а я как раз собиралась потратиться на фиксатив,Вы спасли мой бюджет от таких ненужных затрат

  • Ольга
    04.03.2015 at 14:06

    Марина, здравствуйте! Вопрос о закреплении пастели меня очень волнует, потому, что мои работы преимущественно пастельные. Я не пользуюсь закрепителем вообще! Это по совету Татьяны Артыковой. Работы надо посто оформить под стекло. После нанесения закрепителя работа теряет яркость. Это мое мнение.

    • Виктория
      04.03.2015 at 19:57

      Да, есть такое. После нанесения фиксатива работы теряют нюансы цвета.

  • Елена
    04.03.2015 at 14:44

    Большое спасибо! Я рисую в основном цветными карандашами, иногда пастелью. Закрепляю рисунки лаком для волос и всегда сомневаюсь, а правильно ли я делаю, а не купить ли мне дорогой фиксатор? Вы развеяли мои сомнения)))

  • Rouse
    04.03.2015 at 15:11

    Марина, Вы не посоветуете мне, как оживить пейзаж, который я нарисовала акварелью , но он получился тусклым.? Вы, наверное,
    говорили, но я прослушала, чем закрепить акварель?

    • admin
      04.03.2015 at 20:29

      Акварель не требует закрепления. И тускнеет она после высыхания, как и всякий высыхающий после воды предмет становится менее ярким.

  • Галина
    04.03.2015 at 17:15

    Здравствуйте, Мерина! Я очень люблю пастель и, когда поняла, что это надолго, купила этот вонючий (тогда этого не знала) фиксатив. Мало того, он ещё и плевался каплями. Не пожалела, выбросила. А так как всё написанное под стекло не уберёшь, купила самый дешёвый лак, в моём случае это “Сюжет” сверхсильной фиксации, дешевле не бывает)) Сначала, так же как и Вы, водила из стороны в сторону. Под этими микрокапельками пастель собирается в миникомочки, от этого и темнота и просветы. Но вот увидела чьё-то видео иностранное. Там художник показал, что водить надо с расстояния около 40 см и только в одном направлении, допустим слева направо. Причем, начинал он не на самом листе, а немножко за ним и плавно вёл ряд за рядом. И верхний, покрытый, прикрывал листом. А вот пока первый слой не высох, второй не наносите, совсем затемните, это на себе проверено. Ну, а всё остальное действительно верно – лучше не покрывать. Я храню работы в папке, вкладываю в файл, они разных форматов. За глянцевый журнал – большое спасибо!

    • Аноним
      04.03.2015 at 18:11

      Спасибо, Марина, за дельный совет!

    • Виктория
      04.03.2015 at 20:01

      Спасибо, Галина. Очень важная для меня информация.

    • admin
      04.03.2015 at 20:34

      Галина, спасибо за совет! Надо попробовать и так. Но пахнет он действительно отвратительно!

  • Наталья
    04.03.2015 at 19:53

    Пользовалась лаком, потом купила кохиноровский фиксатив, который был чрезвычайно вонюч. Пастель затемнял еще больше, чем лак. Стараюсь совсем не пользоваться фиксативами. Девочки – продавцы в художественном магазине недавно сказали, что по отзывам очень хорош “sennelier”, но его в продаже не было на этот момент. Стараюсь не пользоваться фиксативами совсем. Храню пастель между листами кальки или оформляю под стекло.

  • Наталья
    04.03.2015 at 19:58

    Такая больная тема, что я даже не поздоровалась )))
    Извините, Марина и огромное спасибо Вам за материалы, которые вы постоянно выкладываете!

    • admin
      04.03.2015 at 20:30

      Если работаешь много, то не напасешься стекла и паспарту к ним. Я нашла способ для мелких работ – хранить их в глянцевых журналах.

  • MARIA
    04.03.2015 at 23:16

    Уважаемая Пани Марина 1 Большое спасибо за секрет фирмы для работы с пастелью и за знакомство с Вами и Вашим творчеством и школой.

  • ольга
    05.03.2015 at 03:07

    Марина, спасибо за такой дельный совет, я сейчас увлеклась рисованием в технике “пастель”, но не знала как сохранить рисунок, теперь знаю и благодарна Вам, что делитесь своими секретами!

  • Лариса
    05.03.2015 at 12:16

    Марина,спасибо Вам большое за советы,они как всегда,очень актуальны! Редко беру в руки пастель,но единичные работы закрепляю обыкновенным лаком для волос. Выполняю работу сначала на несколько тонов светлее,чем она будет в результате.И после закрепления лаком все становится как задумано.

    • Марина Трушникова
      07.03.2015 at 12:44

      Да, это хороший ход. Нужно чувствовать, какой цвет насколько потемнеет.

  • Виолетта
    05.03.2015 at 12:48

    Спасибо!

  • Наталья
    05.03.2015 at 21:45

    Спасибо, Марина, очень интересно. А как вы потом оформляете работы, если не закрепляете лаком? Просто под стекло? Но ведь пастель может и под стеклом смазаться?

    • Марина Трушникова
      07.03.2015 at 12:43

      Обязательно нужно делать паспарту из толстого картона. Оно предохраняет не только от смазывания. но и от статического электричества, когда крошки пастели могут прилипнуть к стеклу.

  • Надежда
    22.03.2015 at 09:44

    Спасибо, Марина!
    Я тоже когда-то выбрала “Прелесть”, но сомневалась в сроке жизни пастели. Теперь уже вижу, что картинки более 10 лет живут и не осыпаются. Так что, после Вашего видео все сомнения отпали.
    И за подсказку с журналом спасибо, он будет удобнее баллончика с лаком и файлов на пленэре.

  • Елена Воробьева
    25.03.2015 at 23:28

    Марина, добрый день! Огромное спасибо за добрые советы, которые раздаете щедрой рукой!
    Я ещё не рисую пастелью, поэтому мое мнение можно не учитывать как непроверенное)))
    Я иногда закрепляю рисунок на декоративных работах аэрозольным лаком из строймагазина. На баллоне написано “краска акриловая” фирма Magicline , крышка прозрачная. Аромат от него тоже не духи, конечно. А разбрызгивается вроде бы хорошо. По объему побольше лаков для волос (вес 265г), так что, если в работе нормально, вполне возможно и дешевле получится.
    Всем желаю успехов и счастья во всем его многообразии!

  • Ольга
    06.08.2016 at 11:09

    Большое спасибо, Марина! Информация своевременной оказалась, т.к. лежит работа, исполненная пастелью, но не было времени узнать чем можно закрепить.

  • Татьяна
    09.02.2017 at 11:40

    Большое спасибо за советы. Пастель еще не пробовала, но приобрела уже. Советы помогут не испугаться начать.

  • Аноним
    05.04.2017 at 18:52

    Марина! Большое спасибо за советы!

  • Карина Фатыхова
    04.05.2017 at 17:30

    Огромное спасибо, Марина, за информацию! Очень своевременно! Как раз начала серию пастельных работ. Надо приобрести лак для волос. Хотя уже и рамочки со стеклом приглядела симпатичные.

  • Соколова Елена
    12.06.2017 at 08:51

    Спасибо, Марина за информацию, я пользуюсь лаком фиксатив фирмы Sonet , так же как и от других, пастель собирается комочками, наверно соглашусь с мнением, что лучше совсем не закреплять.

  • Наташа
    19.06.2017 at 17:43

    О, совет с хранением в глянц. журнале прост и интересен)).
    Я свои юношеские (девические) пастели храню в папке с листами гладкой кальки, они там просуществовали лет за 25-30…
    Заодно спрошу: Марина, а как стОит хранить акварельные рисунки?
    Если просто в коробке, вертикально, не травмируется ли красочный слой?
    В журнал не положишь, т.к. даже формат А4 великоват.

  • Дарья
    27.11.2017 at 15:09

    А я пару лет пользовалась лаком для волос, а недавно все-таки решила купить фиксатив. Мне больше нравится, кому как. Как-то надежнее, а небольшое затемнение цветов мне даже на руку) Это на любителя, наверное!

  • Гуля
    23.03.2018 at 13:32

    Марина, спасибо за советы, особенно глянцевый журнал – и участницы тоже вносят интересную лепту. Я пастель и уголь фиксирую лаком когда смогу. Мне нравится пастель и карандаши пастельные – но столько пыли от soft pastels, решила что от масляной не так пыльно, хотя и от сухой отказываться не хочется! Восковую не пробовала никогда, даже и не видела мне кажется.

  • Алевтина
    07.02.2020 at 00:15

    Марина, спасибо большое за секреты творчества. Я люблю рисовать пастелью, фиксировать художественным матовым акриловым лаком. В прошлом году в Сочи в парке увидела художников, рисующих портреты , как мне показалось пастелью. Но рисовали они странно – кистью брали растёртый мелок и наносили на лист бумаги. Рисунки выглядели очень воздушными, а мои получаются с очень плотным цветом. Отвечать, чем работают, они не захотели. А я вот всё ищу в инете такую технику и не нахожу… Может, вы что нибудь знаете об этой технике? Буду очень благодарна за ответ.

  • Евгений
    28.02.2020 at 21:29

    В х/салонах есть лак в аэрозольном балоне. Содержание хим.растворителя снижено на 78-80%. Запах едва заметный. Сохнет быстро. Удобно для квартиры и помещений с неважной вентиляцией.
    Правда, он не дешёвый. Примерно 700р/шт.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ