Как закреплять пастель?
Простота использования пастели компенсируется сложностью хранения рисунка. Необходимо защищать нежную и бархатистую работу от смазывания и осыпания.
Пастель можно не закреплять. В таком случае следует заранее подумать о её сохранности:
- во-первых, выполнять рисунок на поверхности, с которой пастель не будет осыпаться (наждачная, бархатная бумага, бумага с ярко выраженной фактурой либо натянутый холст)
- во-вторых, помещать незакреплённую работу под стекло, используя паспарту (желательно, чтобы лист паспарту был потолще и работа не касалась стекла)
Больше интересных материалов по теме:
- Пастель для рисования: гид по видам и производителям
- Мягкие материалы для рисования (уголь, сангина, сепия, соус)
Фиксация может быть выполнена самыми разными способами. На основе воздействия желатина, рыбного клея и даже… молока.
Однако наиболее простым способом является закрепление обычным лаком для волос, либо специальным лаком для пастели.
Но насколько они хороши? У художников есть разные мнения…
Важно! Фиксативы имеют свойство затемнять цвета и убирать бархатистость пастельной текстуры. Если вы имеете дело с незнакомой маркой пастельного фиксатива, лучше применить его сначала на пробном рисунке.
Я обычно мнениям без собственного тестирования не доверяю. Поэтому провела тест, что лучше для пастели – дорогой специальный лак или дешевый лак для волос?
Смотрите результаты в новом видео!
Как закреплять пастель: проводим эксперимент
Полезно: Рисуем ирис пастелью: поэтапный мастер-класс
Памятка по работе с фиксативами:
- Сначала обязательно проверьте эффекты фиксатива на черновых листах.
- Затем, расположив работу под углом к стене (защитив макулатурой пол и мебель), и удерживая баллончик на расстоянии 30 – 40 см от листа, перемещая его так, чтобы на поверхности получался ровный слой тонкой пленки, закрепите пастель. Если распылитель поднести слишком близко, частицы пастели будут выдуваться с поверхности, также есть опасность того, что капельки фиксатива, выступающие вокруг сопла могут попасть на работу и оставить жирные пятна.
- Внимательно прочтите информацию о мерах безопасности. Фиксативы вовсе не безобидны, они токсичны, легко воспламеняется и некоторые обладают сильным запахом (за исключением двух марок – Rowney Perfix и Blair No Odor Spray Fix, однако это не значит, что они безвредны).
- По возможности, распыляйте фиксатив вне мастерской, лучше – на открытом воздухе.
А какой опыт закрепления пастели есть у вас?
Знаете хороший способ? Напишите в комментариях!
Если видео было вам полезно, сделайте репост, нажав на одну из кнопок соцсетей:
Светлана
04.03.2015 at 13:51Спасибо за тест, тоже пользуюсь лаком для волос, нормально!
Ольга
04.03.2015 at 14:00У нас тоже лак для волос. Дешево и сердито
Екатерина
04.03.2015 at 14:04Спасибо Марина! Всегда даете дельные советы. Творческих успехов вам.
Наташа
04.03.2015 at 14:05Спасибо огромное,Марина!!!
Как говорится-зачем платить больше)
а я как раз собиралась потратиться на фиксатив,Вы спасли мой бюджет от таких ненужных затрат
Ольга
04.03.2015 at 14:06Марина, здравствуйте! Вопрос о закреплении пастели меня очень волнует, потому, что мои работы преимущественно пастельные. Я не пользуюсь закрепителем вообще! Это по совету Татьяны Артыковой. Работы надо посто оформить под стекло. После нанесения закрепителя работа теряет яркость. Это мое мнение.
Виктория
04.03.2015 at 19:57Да, есть такое. После нанесения фиксатива работы теряют нюансы цвета.
Елена
04.03.2015 at 14:44Большое спасибо! Я рисую в основном цветными карандашами, иногда пастелью. Закрепляю рисунки лаком для волос и всегда сомневаюсь, а правильно ли я делаю, а не купить ли мне дорогой фиксатор? Вы развеяли мои сомнения)))
Rouse
04.03.2015 at 15:11Марина, Вы не посоветуете мне, как оживить пейзаж, который я нарисовала акварелью , но он получился тусклым.? Вы, наверное,
говорили, но я прослушала, чем закрепить акварель?
admin
04.03.2015 at 20:29Акварель не требует закрепления. И тускнеет она после высыхания, как и всякий высыхающий после воды предмет становится менее ярким.
Галина
04.03.2015 at 17:15Здравствуйте, Мерина! Я очень люблю пастель и, когда поняла, что это надолго, купила этот вонючий (тогда этого не знала) фиксатив. Мало того, он ещё и плевался каплями. Не пожалела, выбросила. А так как всё написанное под стекло не уберёшь, купила самый дешёвый лак, в моём случае это “Сюжет” сверхсильной фиксации, дешевле не бывает)) Сначала, так же как и Вы, водила из стороны в сторону. Под этими микрокапельками пастель собирается в миникомочки, от этого и темнота и просветы. Но вот увидела чьё-то видео иностранное. Там художник показал, что водить надо с расстояния около 40 см и только в одном направлении, допустим слева направо. Причем, начинал он не на самом листе, а немножко за ним и плавно вёл ряд за рядом. И верхний, покрытый, прикрывал листом. А вот пока первый слой не высох, второй не наносите, совсем затемните, это на себе проверено. Ну, а всё остальное действительно верно – лучше не покрывать. Я храню работы в папке, вкладываю в файл, они разных форматов. За глянцевый журнал – большое спасибо!
Аноним
04.03.2015 at 18:11Спасибо, Марина, за дельный совет!
Виктория
04.03.2015 at 20:01Спасибо, Галина. Очень важная для меня информация.
admin
04.03.2015 at 20:34Галина, спасибо за совет! Надо попробовать и так. Но пахнет он действительно отвратительно!
Наталья
04.03.2015 at 19:53Пользовалась лаком, потом купила кохиноровский фиксатив, который был чрезвычайно вонюч. Пастель затемнял еще больше, чем лак. Стараюсь совсем не пользоваться фиксативами. Девочки – продавцы в художественном магазине недавно сказали, что по отзывам очень хорош “sennelier”, но его в продаже не было на этот момент. Стараюсь не пользоваться фиксативами совсем. Храню пастель между листами кальки или оформляю под стекло.
Наталья
04.03.2015 at 19:58Такая больная тема, что я даже не поздоровалась )))
Извините, Марина и огромное спасибо Вам за материалы, которые вы постоянно выкладываете!
admin
04.03.2015 at 20:30Если работаешь много, то не напасешься стекла и паспарту к ним. Я нашла способ для мелких работ – хранить их в глянцевых журналах.
MARIA
04.03.2015 at 23:16Уважаемая Пани Марина 1 Большое спасибо за секрет фирмы для работы с пастелью и за знакомство с Вами и Вашим творчеством и школой.
ольга
05.03.2015 at 03:07Марина, спасибо за такой дельный совет, я сейчас увлеклась рисованием в технике “пастель”, но не знала как сохранить рисунок, теперь знаю и благодарна Вам, что делитесь своими секретами!
Лариса
05.03.2015 at 12:16Марина,спасибо Вам большое за советы,они как всегда,очень актуальны! Редко беру в руки пастель,но единичные работы закрепляю обыкновенным лаком для волос. Выполняю работу сначала на несколько тонов светлее,чем она будет в результате.И после закрепления лаком все становится как задумано.
Марина Трушникова
07.03.2015 at 12:44Да, это хороший ход. Нужно чувствовать, какой цвет насколько потемнеет.
Виолетта
05.03.2015 at 12:48Спасибо!
Наталья
05.03.2015 at 21:45Спасибо, Марина, очень интересно. А как вы потом оформляете работы, если не закрепляете лаком? Просто под стекло? Но ведь пастель может и под стеклом смазаться?
Марина Трушникова
07.03.2015 at 12:43Обязательно нужно делать паспарту из толстого картона. Оно предохраняет не только от смазывания. но и от статического электричества, когда крошки пастели могут прилипнуть к стеклу.
Надежда
22.03.2015 at 09:44Спасибо, Марина!
Я тоже когда-то выбрала “Прелесть”, но сомневалась в сроке жизни пастели. Теперь уже вижу, что картинки более 10 лет живут и не осыпаются. Так что, после Вашего видео все сомнения отпали.
И за подсказку с журналом спасибо, он будет удобнее баллончика с лаком и файлов на пленэре.
Елена Воробьева
25.03.2015 at 23:28Марина, добрый день! Огромное спасибо за добрые советы, которые раздаете щедрой рукой!
Я ещё не рисую пастелью, поэтому мое мнение можно не учитывать как непроверенное)))
Я иногда закрепляю рисунок на декоративных работах аэрозольным лаком из строймагазина. На баллоне написано “краска акриловая” фирма Magicline , крышка прозрачная. Аромат от него тоже не духи, конечно. А разбрызгивается вроде бы хорошо. По объему побольше лаков для волос (вес 265г), так что, если в работе нормально, вполне возможно и дешевле получится.
Всем желаю успехов и счастья во всем его многообразии!
Ольга
06.08.2016 at 11:09Большое спасибо, Марина! Информация своевременной оказалась, т.к. лежит работа, исполненная пастелью, но не было времени узнать чем можно закрепить.
Татьяна
09.02.2017 at 11:40Большое спасибо за советы. Пастель еще не пробовала, но приобрела уже. Советы помогут не испугаться начать.
Аноним
05.04.2017 at 18:52Марина! Большое спасибо за советы!
Карина Фатыхова
04.05.2017 at 17:30Огромное спасибо, Марина, за информацию! Очень своевременно! Как раз начала серию пастельных работ. Надо приобрести лак для волос. Хотя уже и рамочки со стеклом приглядела симпатичные.
Соколова Елена
12.06.2017 at 08:51Спасибо, Марина за информацию, я пользуюсь лаком фиксатив фирмы Sonet , так же как и от других, пастель собирается комочками, наверно соглашусь с мнением, что лучше совсем не закреплять.
Наташа
19.06.2017 at 17:43О, совет с хранением в глянц. журнале прост и интересен)).
Я свои юношеские (девические) пастели храню в папке с листами гладкой кальки, они там просуществовали лет за 25-30…
Заодно спрошу: Марина, а как стОит хранить акварельные рисунки?
Если просто в коробке, вертикально, не травмируется ли красочный слой?
В журнал не положишь, т.к. даже формат А4 великоват.
Дарья
27.11.2017 at 15:09А я пару лет пользовалась лаком для волос, а недавно все-таки решила купить фиксатив. Мне больше нравится, кому как. Как-то надежнее, а небольшое затемнение цветов мне даже на руку) Это на любителя, наверное!
Гуля
23.03.2018 at 13:32Марина, спасибо за советы, особенно глянцевый журнал – и участницы тоже вносят интересную лепту. Я пастель и уголь фиксирую лаком когда смогу. Мне нравится пастель и карандаши пастельные – но столько пыли от soft pastels, решила что от масляной не так пыльно, хотя и от сухой отказываться не хочется! Восковую не пробовала никогда, даже и не видела мне кажется.
Алевтина
07.02.2020 at 00:15Марина, спасибо большое за секреты творчества. Я люблю рисовать пастелью, фиксировать художественным матовым акриловым лаком. В прошлом году в Сочи в парке увидела художников, рисующих портреты , как мне показалось пастелью. Но рисовали они странно – кистью брали растёртый мелок и наносили на лист бумаги. Рисунки выглядели очень воздушными, а мои получаются с очень плотным цветом. Отвечать, чем работают, они не захотели. А я вот всё ищу в инете такую технику и не нахожу… Может, вы что нибудь знаете об этой технике? Буду очень благодарна за ответ.
Евгений
28.02.2020 at 21:29В х/салонах есть лак в аэрозольном балоне. Содержание хим.растворителя снижено на 78-80%. Запах едва заметный. Сохнет быстро. Удобно для квартиры и помещений с неважной вентиляцией.
Правда, он не дешёвый. Примерно 700р/шт.