Пастель для начинающих: что нужно приготовить для работы!
Бывает трёх типов: сухая, восковая и масляная. Все эти разные виды пастели нельзя использовать в одной работе.
«Плюсы» пастели:
- Простота работы. По большому счёту вам нужна только бумага и мелки. Нет определённых технологий и правил работы этим материалом. Вы можете легко наносить цвет, смешивать и удалять.
- Светостойкость. В отличии от других материалов пастель не выгорает на солнце, не тускнеет и не меняет свой цвет со временем.
- Цветовые нюансы. Пастель даёт мягкие переходы из цвета цвет, ей легко изображать портреты, имеющие тонкие цветовые нюансы.
- Бархатистость. Слой пастели даёт красивую бархатистую поверхность.
«Минусы»:
Вернее, один минус — незакрепленная пастель осыпается или смазывается. Ею нужно либо рисовать на шероховатой поверхности, либо сразу оформлять в раму под стекло. Закрепление поверхности пастели лаком приводит к изменению цвета.
Пастель для начинающих: технология материала
Вспомогательные средства
- Вода, терпентин
В многосеансных этюдах для создания своеобразного подмалевка, художники наносят распылителем определенный объем воды, терпентина либо другого разбавителя на первоначальные слои пастели, что выравнивает их, обобщает и дает возможность дальнейшей работы, уточнений, избежания естественных в этом случае колористических потерь.
- Фиксативы
В длительных работах, чтобы закрепить частицы пастели перед нанесением последующих слоев, художники распыляют на лист тонкий слой фиксатива. Они также покрывают фиксативом и завершенную вещь, чтобы предупредить осыпание и отслаивание пастели при обрамлении и транспортировке.
Но есть мастера – принципиальные противники фиксативов, поскольку последние «приглушают» цветовые валеры картины. Потребителю предоставлен выбор двух видов фиксативов в аэрозольных баллончиках – матовый и глянцевый.
Если вы решили ими воспользоваться , постарайтесь это делать весьма аккуратно. Лишний фиксатив непоправимо испортит работу.
Пастель для начинающих: основы для пастели
- Специальная бумага для пастели.
Для пастели подбирают бумагу с крупнозернистой фактурой, которая способствует лучшей адгезии ее слоев. Кроме белой существует множество цветной бумаги – цвета слоновой кости, желтовато-коричневая, серая, синяя, зеленая, фиолетовая и так далее. Цвет бумаги также важен, как оттенок подмалевка в других техниках живописи. Помните, что этот выбор довольно велик и необходимо постепенно испытать как можно больше сортов основы.
- Акварельная бумага.
Для пастели подойдет любая акварельная бумага, но лучше всего бумага холодной прессовки. Если необходим подмалевок акварелью или акриловой краской, эта основа – лучший выбор, так как не всякая бумага одинаково хорошо реагирует на водоосновные грунты – вода вызывает деформацию их поверхности.
- Бумага для угольного карандаша.
- “Наждачная” бумага.
Эта бумага покрыта мелкими частицами абразивного материала (как обычная наждачная ), за счет которого она удерживает значительный объем пастели. Хотя в ней есть кислоты, популярность ее среди художников велика.
Изготовление «наждачной» бумаги
-
-
- Возьмите высококачественную, не содержащую кислот бумагу (включая акварельную), можно картон.
- Легко смочите ее обратную сторону. Это необходимо для предотвращения деформации, когда вы нанесете водный состав на лицевую сторону листа.
- Теперь флейцем обильно смочите лицевую сторону бумаги (или картона) заранее подготовленным составом:
– 4 части акрилового геля.– 2 части состава для создания зернистой структуры (кремень, мраморная пыль или пемза).– 1 часть воды (объем может варьироваться).
- Дайте подсохнуть. Если результат не устраивает, повторите шаги 2 и 3. Если бумага все-таки покоробилась, положите лист лицевой стороной вниз на чистую ровную поверхность и смочите вогнутые места. Затем прижмите края бумаги и дайте ей высохнуть. Если лист не выпрямился, повторите весь процесс, используя меньший объем воды.
-
Есть еще один способ – воспользуйтесь приведенным во вставке рецептом, заменив акриловый гель акриловой грунтовкой. Мастихином или губкой нанесите смесь на бумагу. В результате получите превосходную фактурную поверхность, способную реагировать с пастелью в новом, неожиданном ключе.
- Бумага для графики
- Ткани
Пастель для начинающих: инструментарий и аксессуары
- Чертежная доска, клейкая лента и кнопки
- Кисти
- Наждачная бумага
МАСТЕР-КЛАСС по теме: Рисуем цветок ириса пастелью
- Растушка, ластик-резинка
- Пылесос, маски
Сделайте все возможное, чтобы предотвратить попадание пастельной пыли в дыхательные пути и легкие. Художники, постоянно работающие с пастелью, обычно устанавливают в мастерской специальные фильтрующие системы-вытяжки.
По крайней мере, можно воспользоваться пылесосом, расположив шланг у нижней части этюдника, для этого берут очень длинный шланг, располагая пылесос в другой комнате, чтобы не слышать звук работающего мотора. Авторов, работающих пастелью лишь время от времени, вполне устроит портативный ручной пылесос.
Иногда пользуются маской, которую можно приобрести в аптеках и художественных салонах. Она представляет собой бумажный фильтр, укрепляемый на голове с помощью резинки. Маски очень эффективны, хотя к ним нужно привыкнуть.
- Этюдник
- Ящик для транспортировки
Для работы на пленэре понадобится специальный ящик с множеством отделений для хранения пастели. Ящики для пастели «Artbin» способны вместить от двух дюжин до более чем 100 пастельных мелков. К тому же они довольно легкие, имеют замки и ручку. Если вы приобретаете ящики с отделениями для пастельных мелков, обратите внимание на размер отделений.
Некоторые виды пастельных мелков, как, например, Schmincke толще остальных. Позаботьтесь о том, чтобы ящик был снабжен хорошим замком, иначе пастель может просто рассыпаться. Хотя огромный выбор пастели весьма соблазнителен, советую начинать с небольшого набора цветов основных мелков.
После выполнения нескольких зарисовок, у вас появится чутье на недостающие цветовые оттенки пастели (и марки).
Какую пастель выбрать? О видах и производителях читайте здесь!
Самый полный список материалов для рисования пастелью!
- Мягкая пастель – набор из 25 – 30 мелков.
- Твердая пастель – набор из 24 мелков.
- Пастельные карандаши – набор из 12 штук.
- Бумага: 45 х 60 см зашкуренная, 30 *45 см цветная пастельная бумага в наборе.
- Чертежная доска, достаточных размеров, чтобы разместить самый большой лист бумаги.
- Клейкая лента.
- Ткань, бумажные полотенца.
- Кисти – пара щетинных или упругих синтетических кистей для удаления пастели.
- Палочки для тушевки, tortillons.
- Ластик-резинка.
- Наждачная бумага.
- Точилка.
- Маска-повязка. Пылесос.
- Мягкая пастель – один или два мелка каждой марки – для сравнения продукции изготовителей.
- Баллончик матового фиксатива в аэрозоли.
- Мягкие кисти – для увлажнения пастели.
- Этюдник (для работы вне мастерской)
- Латексные перчатки.
Однако прежде, чем отправляться в художественный магазин, помните, что для начала вполне можно обойтись одним набором пастели, бумагой и … желанием рисовать:)
Буду признательна вам за вопросы и отклики на статью. Оставляйте в комментариях пожелания к тематике будущих мастер-классов по пастели!
Поделитесь материалом статьи в лентах своих соцсетей!
Ольга
10.10.2016 at 12:39Марина, спасибо огромное за такую полную, богатую материалом статью! Мне, как человеку, ничего не сведущему в пастели, не хватило немножко описания разницы между упомянутыми видами пастели (сухая, твёрдая, восковая, масляная). Какие эффекты они дают? С какой лучше начать знакомство? Какие трудности могут возникнуть? Или нужно купить по маленькому набору каждого вида, чтобы прочувствовать разницу своими руками?
Марина Трушникова
10.10.2016 at 13:29Ольга, благодарю за ваши вопросы! Это материал для целой статьи. И для меня важно знать, что такие, казалось бы, простые вопросы, возникают. Значит нужно написать подробный обзор.
Вкратце же скажу, что сухая пастель в корне отличается от восковой и масляной, поскольку в основе масляной и восковой лежит иное связующее, поэтому эти два вида пастелей нельзя сочетать. И техника работы ими другая.
Ольга
14.10.2016 at 11:22Марина, спасибо большое за ответ! Знаю, что пастель сейчас не очень-то в тренде, более популярна акварель и маркеры. Но тем не менее, было бы здорово развести такие элементарные понятия, как “сухая, мягкая, твёрдая, восковая, масляная … и т.д. пастель” и особенности работы с ней, с какой лучше начать. Когда увидела такое разнообразие материала в магазине, я растерялась, а спросить постеснялась, поэтому будет очень здорово, если вы когда-нибудь сделаете обзор для совсем начинающих чайников. Уверена, что помимо меня найдётся много благодарных творцов! 🙂
Голикова Ирина
11.11.2016 at 23:59Марина, спасибо за ценный материал. Я не знала, что пастелью можно работать на таких разнообразный поверхностях. Очень хочу попробовать сделать самой “наждачную” бумагу. А чтобы сделать ее цветной, надо, наверное, добавить в грунт краситель?
Марина Трушникова
12.11.2016 at 18:34Да, можно добавить гуашь или акрил
Агламазова Валерия
03.03.2017 at 13:33Спасибо! Прочитала обе Ваши статьи. На самом деле до этого долго гадала почему сухая пастель ведет себя настолько по разному и чем рисовать мелкие элементы. Сейчас у меня три набора: подольская, на сколько я понимаю, совсем мягкая (очень сыпется, сильно размазывается и совсем не яркая), Фабер Кастел в квадратных брусочках (красивая и яркая, но практически не поддающаяся растушевке) и кохиноровские пастельные карандаши, (которые до прочтения Ваших статей не знала к чему применить). Мне все это очень нравится, но пользоваться ими для меня пока что сложнее чем акварель. Сейчас есть большой стимул попробовать все сразу вместе и на одном листе (а вдруг получится).
Вот бы еще мастер класс по масленой пастели посмотреть! Ей пользоваться для меня еще труднее чем сухой.
галина
05.03.2017 at 00:52Марина,как всегда полезная и понятная информация.Большое спасибо, я о пастеле слышала, но ничего не знала. Пока изучаю акварель, но всю информацию по пастеле обязательно буду читать. Еще раз спасибо.
Катерина
24.12.2017 at 18:35Марина, спасибо! Какое ваше мнение о велюровой бумаге?
Оксана
04.03.2018 at 10:40Марина, спасибо большое за статью, я как раз купила пастель, а как рисовать ею, не знала, рисовала интуитивно, теперь многое прояснилось.Вы такая умница, спасибо что делитесь своими знаниями и опытом
Аноним
22.03.2018 at 20:14Благодарю, за отличную статью! Многое стало проще и понятнее.
Гуля
23.03.2018 at 13:46Здравствуйте! Мне тоже про велюровую бумагу интересно, я сейчас на стадии опробования всякого разного, то есть самый нижний уровень начинающего пастелиста – несмотря на попытки и участие в разных вебинарах. Всякие лавандовые поля и цветочки даже самой нравятся, неплохо – но чем дальше, тем сложнее и больше вопросов
Интересно про наждачку, как самой делать – Марина, Вы гениально объясняете, я с Вами и скетчбуки сама делала разных размеров, и вот сейчас желатином собираюсь бумагу обработать для упражнений с маслом – а тут и наждачку оказывается можно самой, ваузерс!!! Я на обычном тонком наждаке рисовала этюд мельниц голландских – самый первый опыт, но это прямо из строительного магазина – такое на Ваш взгляд допустимо?
И ещё мне интересно как точить пастель, есть ли толк от точилок и от каких? Заказала сегодня с интернета точилку для пастели, но не знаю, будет ли толк.
Мечтаю о толковой коробочке для хранения пастелей – в чем её лучше хранить, чтобы она друг об друга не пылилась?
Спасибо!!!
Марина Трушникова
29.03.2018 at 14:41Гуля, я никогда не затачивала пастель. Удобнее использовать пастельные карандаши для тонкой работы, на мой взгляд, чем стачивать драгоценный пигмент. И пастель я храню в тех же коробочках, в которых она продается.
Ольга
08.07.2018 at 13:46Здравствуйте! Я самый-самый начинающий художник. Хочу научиться рисовать пастелью, возникла уже куча вопросов.
1. У меня не карандаши, а мелки. Как добиться тонкого штриха? Заточить тонко не удаётся.
2. Рисуя мелком, художник использует цельный мелок или отламывает кусочки?
3. Что лучше для заточки пастели: лезвие или наждачка?
Потом, возможно, поспрашиваю ещё. Спасибо!
Марина Трушникова
13.07.2018 at 17:25Ольга, для тонких линий лучше всего использовать именно пастельные карандаши. Затачивать мелки можно ножом, но ведь так жалко мелок! Каждый художник придумывает свой способ обращения с мелком, Кто-то использует его целиком, кто-то сразу ломает на кусочки поменьше. Кстати, свежий сломанный мелок как раз даст вам тонкую линию, если рисовать острой гранью облома.
Аноним
04.12.2020 at 16:56М
Ольга
19.11.2018 at 01:44Марина, мне хочется узнать, как делать подмалевок акварелью или акрилом)) сейчас многие так рисуют павстелью и им Нравится! Тоже очень хочется попробовать)
Ольга
19.11.2018 at 01:46Ой, акварелью и гуашью, ошиблась, прошу прощения….
Мари
03.04.2020 at 23:35Спасибо за подробный Обзор! Хочу освоить работу пастелью (сейчас портретами, графитными карандашами увлекаюсь). Пастель- не самый дешевый материал на первый взгляд, поэтому пока только «облизываюсь»)) Скажите, как надолго хватит мелков, если работать по обычной, не абразивной бумаге формата А3, например? Может я заблуждаюсь, и 30 мелков может хватить на много портеров?
Марина Трушникова
10.04.2020 at 12:27Все зависит от того, насколько плотно вы будете накладывать слой пастели, какой цвет будет преобладать. Пастели, если она используется без преобладания какого-то одного цвета, хватает на большое количество работ. Сложно сказать, насколько. Это индивидуально очень.