8 простых секретов рисования на пленэре!
Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях.
Характерным в рисовании на пленэре, является освещение, совершенно иное, чем в закрытом помещении.
Пленер появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону.
Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленер как термин получает широкое употребление).
Благодаря пленэру краски стали выпускать в тубах. До этого художники готовили краски в своих мастерских сами.
Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и не в последнюю очередь Клод Моне внесли свой вклад в становление пленерной живописи.
В России во 2-й половине XIX — начале XX века пленерной живописью успешно занимались Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.
Работа на пленэре: 8 необходимых рекомендаций!
1. Выбор места расположения
Располагайтесь в тенёчке! Это обязательное условие.
Работа, написанная на ярком солнце, в помещении будет выглядеть тёмной. А вы, работая на солнце, испортите своё зрение.
2. Необходимость головного убора
Кроме того, даже в тени, одевайте широкополую шляпу или кепку с козырьком. Это сфокусирует вас на пейзаже, даст видеть его отчетливее.
Подробнее о выборе места и чистоте живописи пленэрного этюда:
3. Этюдник
Для работы на пленэре художник использует специальный этюдник. Но его отсутствие — не повод отказывать себе в удовольствии писать пейзажи.
Всегда можно удобно расположиться, имея низкий складной стульчик и планшетик. Краски при этом кладутся на землю, планшет — на колени, а палитру — в нерабочую руку. Всё получается!
Как сделать мольберт из фотоштатива?
4. Скорость работы
Пишите быстро. Иначе глаз быстро привыкает, «замыливается» и не видит нюансов.
Широкими мазками проложите основные цветовые отношения: небо-земля (вода), кроны деревьев дальнего и переднего плана (свет и тень). Это нужно сделать в первые 15 минут работы.
Иногда уже на этом можно остановиться, для этюда больше и не надо, остальное можно дописать дома.
5. Перерывы в рисовании
Если работаете больше часа — делайте перерыв, чтобы отвлечься, дать глазу отдохнуть и увидеть всё опять свежим взглядом.
6. Формат работ
Размер этюдов лучше брать небольшой – от 10х15 см до альбомного формата. Больший размер потребует большего времени и красок.
И потом, как говорил И. Левитан: «Никогда не гонитесь за большими размерами этюдов; в большом этюде больше вранья, а в маленьком совсем мало».
Летний пейзаж: ВИДЕО этюд с пленэра
7. Постоянно сравнивайте
В процессе работы постоянно сравнивайте разные участки этюда по тону и цвету.
Чтобы хорошо видеть тональные отношения иногда смотрите на натуру расфокусированным взглядом — так детали исчезают, и тон объектов виден лучше.
8. Детальность этюда
В завершении этюда пропишите первый план более детально. Это придаст пейзажу глубину, а картине — законченность.
Как правильно передать глубину пространства в пейзаже?
Сделайте репост статьи в лентах своих соцсетей! Мне приятно, когда мой труд не напрасен:)
Юлия
16.05.2016 at 18:04Спасибо за статью, я не знала, что до импрессинистов художники на пленеры не выходили
Людмила
16.05.2016 at 19:38Марина,спасибо за статью-теоретически готова,не могу пока себя преодолеть,хотя вокруг природа,,шепчет,,-все цветет! )))
Ирина
29.05.2016 at 10:48Смотрела фильм про импрессионистов, так там говорили наоборот, что изобретение красок в тубах позволило писать на пленэрах.
Ольга
29.05.2016 at 16:26Да, Это правда
mila
04.06.2016 at 20:25Только сегодня была на пленэре с целой группой любителей.Одна бы никогда не решилось,а тут человек 10! Была как раз поставлена задача разобраться с тепло холодностью и первым,вторым и тд планами…Какое получила удовольствие,обалдеть! Сто раз читала,смотрела и только вдруг поняла что такое цветовые отношения.Вот четвертый секрет , “скорость работы”,во мне прямо отзывается ! Помогают и знания школы Марины,но не сразу,через время,через осознание.
Вера
19.04.2018 at 01:00Руки чешутся, хочу на свободу. на воздух, на природу! Лучше, конечно, в коллективе. Откликнитесь, кто ходит или выезжает на пленэры.
Валентина
26.06.2019 at 09:576 пункт – СУПЕР! Спасибо.
Валентина
27.06.2019 at 09:49Спасибо за статью. 6 пункт -СУПЕР!
Тарасова Татьяна
16.04.2020 at 12:29Спасибо большое за статью! Очень помогла в работе! Класс!
Аноним
22.11.2022 at 17:33оргомное спасибо за Ваши прекрасные полезные статьи