Back to top

Рисуем акварелью поэтапно цветущий лес

Встретился мне замечательный весенний мастер-класс Paul Talbot-Graves.

Всё в его акварели с лесным пейзажем и просто, и эффектно. Это замечательный пример упрощения сложного сюжета и решения его средствами акварели.

Вот перевод этого мастер-класса. Рисуем акварелью поэтапно цветущий лес!



Любая акварель, в которой присутствуют противоположные цвета, требует особого внимания,  дабы не потерять свежесть ярких красок. 

Для пейзажей подобными примерами могут быть те, в которых присутствуют колокольчики (фиолетовый/зеленый) или маки (красный/зеленый).

Свободное перетекание красок может превратить такие сочетания из шедевра в "грязевую ванну".  Поэтому здесь важно не только сохранять мягкость оттенков, но и держать их отдельно друг от друга. Технике "мокрым по мокрому" здесь на замену приходит техника "мокрое против мокрого".

Опишу подробнее ход работы над этим пейзажем.

Первоначальной моей задачей было определить самые светлые места в картине. Это некоторые участки неба, немного свежей весенней листвы на деревьях и освещенные солнцем колокольчики. Я писал по сухой бумаге, использовал крупную кисть и прием "мокрое против мокрого". Поэтому мне удалось расположить цвета так, чтобы избежать их перетекания друг в друга.

Я вел работу сверху вниз, начиная с неба, далее смешивая светлые оттенки зелени и завершая колокольчиками. Мне понадобились две крупные кисти, которые хорошо держат воду.  Одну их кистей я окунул в зеленый раствор, вторую - в фиолетовый, и попросту "набросал" поочередно оба цвета по всему листу.

Затем я уточнил цвета и границы основных объектов, ориентируясь на первоначальные заливки.  Листву сделал более насыщенной, проработав ее вокруг освещенных деревьев с левой стороны. Затемнил деревья, пока они были еще немного влажными. Усилил тени и передний план фиолетовых участков.

Я вновь работал двумя кистями, чтобы прокладывать оттенки фиолетового и зеленого рядом было удобно. Мне хотелось добиться ощущения мягкости и создать впечатление стелющихся по траве колокольчиков.

На данном этапе я уже был доволен работой. Поэтому объемы финальных уточнений были минимизированы.

Однако я решил добавить еще несколько колокольчиков. Если писать их акварелью, то велика вероятность того, что они получатся тусклыми и темными. Поэтому я использовал немного гуаши и прием набрызга. Немного набрызга "досталось" также кронам деревьев.

После этого работа над картиной была закончена.

рисуем акварелью поэтапно цветущий лес

Материалы

Хорошего качества хлопковая бумага, например, Saunders Waterford Rough

Ближе к крупному размеру беличья кисть и средняя круглая кисть  для деталей

Акварель:
sap green - травяная зелень
aureole - желтая
windsor violet - фиолетовая
burnt sienna - сиена жженая
yellow ochre - охра желтая
cerulean blue - церулеум 

Гуашь:
spectrum violet - фиолетовая
cerulean blue - церулеум
permanent white - белый

Этап 1

Начинаем с наброска деревьев и лесного склона. Я использовал для этого простой карандаш 6В и бумагу Saunders Waterford Rough плотностью 300 г/кв.см

Далее мне понадобилась беличья кисть №6 для работы с самыми светлыми заливками. Слабым раствором Церулеума коснулся двух небольших участков (просветов неба) между деревьями.

Сразу же подключил Sap Green (Травяная Зеленая),  Aureolin (Ауреолин) и Yellow Ochre (Охра Желтая), произвольно смешивая их на бумаге.

На склоне я перешел на Vinsor violet (Фиолетовый). Краска очень насыщенная, поэтому я разбавил ее водой. Накладывал этот цвет вкраплениями в светло-зеленый. Делал это достаточно аккуратно, чтобы расположить цвета рядом, а не смешивать их вместе. Такой прием позволил сохранить цвета чистыми и яркими, но в то же время создать впечатление мягкого сливания.

Этап 2

Далее выполняю второй слой общей для всех деревьев заливки вплоть до края земли.

Для этого подойдет крупная беличья кисть.  У меня нужный оттенок получился путем смешивания Травяной зелени,  Желтой и Охры.

Затем важно подождать, пока влага впитается и бумага перестанет блестеть. Затем густым замесом Ультрамарина, Охры и Сиены жженой быстро обозначить стволы фоновых деревьев.

После завершения работы с деревьями добавляю более глубокие фиолетовые тени колокольчикам с помощью более насыщенного оттенка фиолетового.

В тени на переднем плане я также добавил немного зеленого в фиолетовые участки и немного фиолетового к зеленым, чтобы слегка оттенить их. Я нанес эти оттенки рядом друг с другом и оставил работу сохнуть.

Этап 3

Я смешал оттенки Зеленой и Желтой гуаши и набрызгом обозначил несколько светлых листьев по верхушкам крон так, чтобы они были видны на темных стволах.

Затем я смешал Фиолетовый, Синий и Белый цвета гуаши до консистенции однородного крема, а кистью из соболя "разбрызгал" синие колокольчики на передний план.

Нарисуйте свой цветущий лес, используя в качестве референса фотографию, приведенную выше. Возможно также, что методики, использованные мной, станут для вас ориентиром в создании собственной картины!


Понравился мастер-класс? Поделитесь им в соцсетях!


Больше полезных материалов по рисованию пейзажей:

27 комментариев
  • Аноним
    17.05.2019 at 18:35

    Марина, большое спасибо, очень интересно. Попробую изобразить . Благодарю!

    • Марина Трушникова
      19.05.2019 at 09:20

      Рисуйте с удовольствием!

  • Ирина
    17.05.2019 at 18:36

    Марина, большое спасибо, очень интересно. Попробую изобразить . Благодарю!

    • Марина Трушникова
      19.05.2019 at 09:20

      Успехов, Ирина!

  • Ольга
    17.05.2019 at 20:20

    Как чудесно! Спасибо, Марина!

    • Марина Трушникова
      19.05.2019 at 09:21

      Я рада, что мой выбор понравился.

  • Ирина
    17.05.2019 at 20:46

    Спасибо,Марина! Хорошо, что Вы про нас не забываете и посылаете нам всякие приятности.

    • Марина Трушникова
      19.05.2019 at 09:20

      Ирина, 🙂 Спасибо

  • Галина
    17.05.2019 at 21:31

    Спасибо,Марина! Чудесная статья. Все мои страхи перед пейзажами постепенно уходят,и даже я полюбила их рисовать акварелью.. Очень благодарна Вам за ценнейшие статьи,которыми вы делитесь и которые помогают разобраться в тонкостях акварельного рисунка. Удачи Вам и успехов в творчестве.

    • Марина Трушникова
      19.05.2019 at 09:19

      Галина, благодарю за отклик!

  • Анна
    17.05.2019 at 23:26

    мне очень поправилось сочетание цветов в пейзаже! кажется, что совсем несложно даже..)

    • Марина Трушникова
      19.05.2019 at 09:19

      Пробуйте.

  • Irina
    18.05.2019 at 00:20

    Спасибо,Марина! Очень интересно.

    • Марина Трушникова
      19.05.2019 at 09:19

      Рисуйте с удовольствием!

  • Натали
    18.05.2019 at 01:02

    Какое чудо! Спасибо огромное! Напишу!

    • Марина Трушникова
      19.05.2019 at 09:19

      Успехов!

  • Аноним
    18.05.2019 at 02:28

    Отличный мастер-класс! Всё так понятно..”Сразу же подключил Sap Green (Травяная Зеленая), Aureolin (Ауреолин) и Yellow Ochre (Охра Желтая), произвольно смешивая их на бумаге.” – как всё это важно, если не владеешь рисунком на уровне профи. Смешно. Т.е. важно знать, какую именно краску подключить, а далее всё само собой получится, делай закарючки кистью, они сами собой превратятся в ветки, траву и т.д, и т.п. Зачем обманывать людей, что бы создать такой пейзаж годы нужно отдать (если есть талант, без него _ десятилетия)

    • Марина Трушникова
      19.05.2019 at 09:18

      У читателей этого сайта разный опыт в акварели. Кому-то достаточно даже картинки пейзажа, чтобы все понять. Кому-то нужны подобные объяснения автора. Ну а кому-то, понятно, нужны более подробные ОБУЧАЮЩИЕ, а не демонстрационные мастер-классы. Каждому свое.

  • Наталья
    18.05.2019 at 10:26

    Марина, спасибо! Очень своевременный мастер-класс. Обучаясь по Вашему курсу “Природный пейзаж акварелью. Весна”, задумалась над первой частью майского урока. Мастер-класс с одуванчиками понятен. Сделав первую прокладку жёлтым цветом, без боязни можно во второй вводить зелёный. Но как это сделать с другими цветами? На свой страх и риск я использовала две каллиграфические кисти с разными красками. Что-то получилось. И вот этот мастер-класс. Прямо в ему! Моя догадка нашла подтверждение и дальнейшее развитие. Прежде мне и в голову не пришёл бы такой способ. Но Ваш курс даёт не только новые умения, но пробуждает ум самостоятельно искать пути решения новых задач. Спасибо большое за всё!

    • Марина Трушникова
      19.05.2019 at 09:16

      Ничто не случайно. 😉 Спасибо за отклик, Наталья!

  • Ольга
    18.05.2019 at 12:03

    Марина, огромное СПАСИБО за прекрасный МК ! Ценные иллюстрации и пояснения техники акварели! Хочется попробовать повторить.

    • Марина Трушникова
      19.05.2019 at 09:15

      Спасибо автору. 🙂 И вам за отклик!

  • Ольга
    18.05.2019 at 12:59

    Я бывала в таком лесу с цветущими колокольчиками, в Hallerbos, сказочно прекрасно когда вокруг цветное покрывало. Правда, мы оттуда унесли клеща, но все обошлось. Спасибо за мастер-класс, теперь и по своим фото с тех мест можно будет нарисовать пейзаж.

    • Марина Трушникова
      19.05.2019 at 09:15

      Обязательно попробуйте!

  • Наталья
    19.05.2019 at 00:54

    Марина, спасибо за то, что регулярно делаете нам столь щедрые подарки!!! Спасибо за Ваш труд, за просветительскую деятельность, за Ваши собственные уроки, настолько подробные и доходчивые, что начинаешь верить в себя, даже если до этого сомневался! а если чуток потрудиться, результат непременно появляется. Родным, смотря на работы, приходят в голову мысли, что у меня талант, а я со смехом отвечаю, что это не моя работа, а по мастер классу, да еще пока с рядом существенных недочетов, понимая, что это умение педагога разложить по полочкам, плюс желание педагога научить- вот это талант! Здоровья Вам , Марина, Счастья, да прибудет с Вами все, что необходимо, важно, приятно и полезно! Спасибо за Ваш труд, пропитанный добросовестностью, качеством, любовью к акварели и к ученикам!

    • Марина Трушникова
      19.05.2019 at 09:14

      Наталья, благодарю сердечно. Очень важные слова для меня!

  • Марина
    31.05.2019 at 07:24

    Марина, вы просто освещаете мою жизнь! Кажется, я прошла все ваши мастер классы, или по крайней мере большинство.
    По ним получаются отличные картины. А вы еще и переводите для нас уроки, и печатаете советы… Этот урок сейчас сажусь рисовать. На душе уже праздник! Спасибо вам, от всей души!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ