Пейзаж акварелью: поэтапное рисование пейзажа с домиками
Хочу поделиться с вами своим пошаговым мастер-классом по рисованию учебного пейзажа в контровом освещении с пленэра в Черногории.
Пейзаж в контражуре - один из любимых сюжетов у современных художников, так как он дает ощущение света, атмосферы, глубины пространства. При этом, поскольку большая часть объектов располагается против света, то не требует тщательной детализации, и пейзаж акварелью с легкостью получается цельным.
Что еще приятно, в подобных картинах можно использовать очень ограниченную цветовую палитру, поскольку сюжет построен на игре светлых и темных тонов, на тональных контрастах, а не цветовых нюансах.
При кажущейся сложности, такой пейзаж может написать даже начинающий.
Попробуем?
Мастер-КЛАСС МАРИНЫ ТРУШНИКОВОЙ
"ЧЕРНОГОРСКИЙ ПЕЙЗАЖ АКВАРЕЛЬЮ"
МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВались:
Бумага: Saunders Waterford 100% хлопок, фактура - среднее зерно, размер: 28х38 см
Краски: "Невская палитра" в кюветах, цвета:
- Лимонная
- Индийская желтая
- Карминовая
- Индатреновый синий
- Серая Пейна
Кисти: Крупная круглая кисть для заливок из натурального ворса, Средняя круглая кисть из синтетики с тонким кончиком.
Исходный пейзаж:
ХОД РАБОТЫ:
Шаг №1. ТОНАЛЬНЫЙ ЭСКИЗ
При рисовании пейзажа акварелью с натуры я очень рекомендую вам сделать небольшой тональный эскиз будущего этюда.
В этом эскизе обозначьте три тона: самые светлые объекты, самые темные объекты и средний тон.
Особое внимание обратите на ритм светлых и темных участков, их объединение в единую массу и одиночные пятна. Именно темные и светлые участки, если их меньше, задают визуальные акценты. Поэтому ритм этих пятен должен быть гармоничен.
Что значит "гармоничен"?
Если кратко, то гармонию задает наличие форм трех размеров: крупные, средние и мелкие, а также разнообразие промежутков между этими формами - избегайте монотонных повторов через одинаковое расстояние.
Помимо композиционных задач такой этюд покажет вам поэтапность нанесения слоев краски: светлые пятна пишутся в первой заливке, затем задаются средние по тону, и в конце - самые темные.
В моем случае "светлое" представлено небом, освещенными крышами и тропинкой на переднем плане. "Темное" - кулисой зелени на переднем плане и вертикалями кипарисов. Обратите внимание на ритм этих пятен.
Больше информации о том,
как выполнять предварительные
эскизы для акварельных этюдов,
читайте в статье Джона Ловетта.
После завершения эскиза, убедившись, что композиция гармонична, переношу ее на лист акварельной бумаги.
Для работы я использовала бумагу 100% хлопка Saunders Waterford фактуры Grain Fin. Использование именно хлопковой бумаги в данном случае может быть необходимым условием, поскольку я делаю несколько влажных слоев. Не всякая целлюлозная бумага позволит это, краска первого слоя может сниматься последующими. В любом случае, пробуйте!
Шаг №2. ПЕРВАЯ ЗАЛИВКА
В данной работе я использовала ограниченную цветовую палитру.
Ее основа: индийская желтая и индатреновый синий. В первой заливке я использовала еще лимонную желтую для неба и серую Пейна для цвета облаков.
Делаю большие замесы раствора основных цветов на палитре:
В первой проходке самой крупной кистью заливаю небо бледным лимонным оттенком, а землю - более темным цветом индийской желтой.
Получается сырая заливка всего листа с градиентом от бледного до темно-желтого.
Сразу же, пока слой не высох, индатреновым синим пишу светлые массы облаков.
Затем, добавив к этому синему серую Пейна, прописываю темные участки облаков.
Подсушиваю первый слой.
Шаг №3. ДАЛЬНИЙ ПЛАН
Для дальнего плана использую только индатреновый синий и индийскую желтую.
Смешивая их в разных количествах, пишу гору справа, чтобы получались мягкие переливы цвета.
Границу горы кое-где смягчаю, прыснув на нее водой из пульверизатора. Такого же эффекта можно добиться, если немного увлажнить бумагу чистой водой до нанесения краски.
Продолжаю тянуть заливку от горы ниже. Использую тот же цвет, но светлее.
Обхожу участки освещенных крыш домов так, чтобы образовывался четкий край этих пятен. Это очень важный момент, который даст ощущение формы дома и контрового света.
В нижней части домов тон чуть ослабляю, чтобы получить эффект атмосферной дымки.
Обратите внимание, что при обходе крыш нужно тянуть всю заливку единым влажным пятном, не разделяя ее на домики, не позволяя себе выкрашивать отдельные формы. Домики мы найдем и проявим позже. А общая заливка задает целостность восприятия, ощущение атмосферности.
Шаг №4. ЗЕЛЕНЬ НА ПЕРЕДНЕМ И СРЕДНЕМ ПЛАНЕ
В еще влажную заливку густыми темными мазками вписываю вертикали кипарисов.
Для зелени на переднем плане я также использую только два цвета: индийскую желтую и индатреновый синий.
Больше желтого добавляю для освещенной части зелени, больше синего - для теневой.
Начинаю со светлых оттенков травы и полутеневых участков на кустарниках среднего плана:
Проложив светлые пятна, сразу же по сырому ввожу более темные теневые участки в нижней части кустов.
При этом слежу, чтобы ярусы зелени разделялись между собой четкими краями.
Порядок при этом такой (сверху вниз): свет-полутень-тень верхнего (дальнего) яруса кустов, затем четкий край между тенью верхнего и светом нижнего яруса, затем желтый цвет, оставшийся от первого слоя и обозначающий свет на ближнем кусте, затем его полутень -тень и опять четкий край к следующему ярусу зелени.
Кулиса из деревьев на переднем плане должна быть самым темным пятном.
Поэтому я сразу беру достаточной густой замес зеленого, сначала теплый:
Слой при всей своей густоте тона должен оставаться прозрачным.
Затем, добавив к цвету еще больше синего, прописываю более темные зоны зелени:
Шаг №5. ДОМА
Когда заливка дальнего плана подсохла, беру очень бледный оттенок карминовой и прокрываю им крыши.
Обратите внимание, что освещенные крыши должны остаться очень светлыми по тону. Поэтому старательно разводите красный цвет на палитре, чтобы не закрасить крыши густо, кроюще. Яркость цвета не придает светоносности!
Начинаю прорисовывать дома, а вернее, промежутки между ними.
Достаточно несколько темных пятнышек между домами, несколько линий под крышей и несколько точек на месте окон, чтобы большая серо-голубая масса превратилась в домики.
Проанализируйте, что добавила я:
Не пытайтесь обводить домик и крыши сверху! Это лишит этюд реалистичности и глубины пространства.
Старайтесь производить как можно меньше работы! Не нужно прорисовывать все-все окошки.
Шаг №6. ДЕТАЛИЗАЦИЯ
На этом этапе можно более подробно прорисовать отдельные участки пейзажа.
Полоски на крышах домов, какие-то черточки, травинки, окошечки.
Главное - не пытайтесь показать все и сразу, не углубляйтесь в детали излишне!
И да, нужно не забыть придать розоватый оттенок тропинке на переднем плане...
Шаг №7. ОБОБЩЕНИЕ И ЗАВЕРШЕНИЕ
Подходя к завершению этюда, отхожу от него и смотрю издалека.
Где переборщила с детализацией? Нет ли дробности?
Что нужно добавить? Что обобщить?
Выделяется ли главное?
В моем случае я усилила по тону передний план, сделав ближнюю часть травы темнее.
Это внесло большую глубину пространства и направило взгляд вглубь, к домикам.
Вот теперь этюд завершен, можно ставить подпись!
Надеюсь, вы с легкостью повторите данный этюд. И убедитесь, что подобные сюжеты не так уж сложны для повторения. Попробуйте рассмотреть работы Альваро Кастаньета, Евгения Кисничана и понять, как они были нарисованы. Теперь вы тоже сможете написать подобные.
Буду рада вашим комментариям и репостам в соцсетях!
Людмила
31.07.2018 at 18:12Марина,спасибо за домики!Никак не могу освоить этот объект.В работах у меня вроде немало домиков,но это колоссальное напряжение для моих мозгов,даже-страх. Делаю очередную попытку)))
Марина Трушникова
31.07.2018 at 19:57Людмила, главное, отнеситесь к домикам как к массе пятен, объединенных одной тенью и кусочкам освещенных крыш. Затем немного черточек, пятнышек окошек – и будут реалистичные домики. Не нужно много мучений и подробностей
Светлана
31.07.2018 at 18:20Марина спасибо за открытый урок, Ваша работа получилась легкая, от нее веет свежестью, как после дождя…
Марина Трушникова
31.07.2018 at 19:57Большое спасибо, Светлана! очень приятно слышать
Елена
31.07.2018 at 18:34Как здорово! Спасибо, Марина! Замечательный мастер-класс. Обязательно попробую. Люблю такие пейзажи. Была бы рада, если бы были у Вас уроки по написанию пейзажей. Можно с домиками, можно без домиков)). Мне все уроки Ваши нравятся, учусь понемногу. Создайте, пожалуйста, уроки по написанию пейзаже разных времен года. Спасибо за Ваш труд
Марина Трушникова
31.07.2018 at 20:00Елена, такая серия про времена года у меня есть. Правда, она уже старовата и предлагается только подписчикам курса “Укрощение акварели”… В общем, надо подумать.
Кстати, марафон про домики тоже ведь с временами года! https://izo-life.ru/akvarelnyj-marafon-vse-lyubyat-domiki/ Там тоже ограниченная палитра и четыре разных акварельных техники
Аноним
31.07.2018 at 18:55Замечательный пейзаж- светлый, прозрачный… Я как раз увлеклась изучением создания контражура)) как, почему, за счёт чего…
Спасибо….
Марина Трушникова
31.07.2018 at 20:00Видите, как вам в тему. Свет и тень – вот и тайна контражура.
Аноним
31.07.2018 at 18:58Марина, второй раз уже , отправив комментарий, я вижу тут себя как АНОНИМ!
ПОЧЕМУ?
Я же давно уже получаю ссылки на свою почту, на свой адрес, где есть имя…
Марина Трушникова
31.07.2018 at 20:01Просто нужно при написании комментария заполнить графу “имя”. По умолчанию она не подставляется
Татьяна
31.07.2018 at 19:13Очень красиво! Спасибо за прекрасный МК!
Марина Трушникова
31.07.2018 at 20:01Спасибо за отклик, Татьяна! 🙂
Колпакова Татьяна
31.07.2018 at 20:05Ура! Домики! в пейзаже! Марина! Спасибо за подарок! Я еще в отпуске. У меня есть время! Как красиво! Должно получиться! С глубоким к вам уважением!
Марина Трушникова
31.07.2018 at 22:05Татьяна, рисуйте и делитесь результатами!
Елена
31.07.2018 at 21:01Марина, а Ганза желтая подойдет? И еще: чем заменить бы Индатреновый синий? Я его ни разу не пробовала. У меня есть только Голубая, Индиго, Ультрамарин.
Марина Трушникова
31.07.2018 at 22:07Можно заменить любым синим, будет немного другой колорит. Индатреновый похож на Синюю из Невской палитре, чуть пригашенную черным.
Ганза желтая даст более яркий цвет. Можно заменить сиеной натуральной. Или смесью желтого с синей – это будет более близкий аналог
Елена Соболева
31.07.2018 at 21:33Марина! Спасибо. Часто вспоминаю те домики, которые мы рисовали и жалею, что не могу к ним вернуться. А тут такой подарок.
Марина Трушникова
31.07.2018 at 22:08К домикам можно вернуться. Просто доступ бессрочный уже дороже. https://izo-life.ru/akvarelnyj-marafon-vse-lyubyat-domiki/
Кристина
31.07.2018 at 21:49Марина, спасибо вам большое!
Марина Трушникова
31.07.2018 at 22:09Пожалуйста, рисуйте с удовольствием!
Наталия
31.07.2018 at 22:00Замечательная акварель: легкая, прозрачная. Буду пробовать.
Присоединяюсь к мысли, что хотелось бы курса по акварельным пейзажам 🙂
Спасибо большое за твои удивительные акварельные уроки!
Наталия Урбан
Марина Трушникова
31.07.2018 at 22:10Наташа, а каким конкретно пейзажам? У нас в арсенале есть пейзажи с водой, с деревьями, со скалами : https://izo-life.ru/master-class/
Есть целый курс по городскому пейзажу. Подсказывайте, какие сюжеты еще интересны
Лариса
31.07.2018 at 22:17Марина, спасибо огромное, какой замечательный МК! Этюд волшебный и все очень доходчиво, как всегда)
Марина Трушникова
31.07.2018 at 22:25Лариса, благодарю! Рисуйте с удовольствием!
Елена
31.07.2018 at 22:41Марина, спасибо! Вы, как всегда, щедро делитесь с нами вашим творчеством и даете готовые решения. Обязательно попробую.
Дарья
31.07.2018 at 23:16Спасибо, Марина! Только сегодня смотрела видео Евгения Кисничана, а тут такой подарок от тебя: пошаговое, подробное объяснение! Обязательно нарисую этот сюжет, и наличие только целлюлозной бумаги меня не остановит))
Марина Трушникова
01.08.2018 at 12:14Расскажите потом, получилось ли на целлюлозе
Оля
01.08.2018 at 00:26Огромное спасибо, Марина, за столь детальное объяснение. Ну, очень в тему, так как эскиз нарисован, а вот взять в руки палитру начать рисовать как-то боязно. Теперь стало ясно, что и как рисовать.
Как интересно все складывается. Сделала, что могла – раскладка по тону и эскиз, и вот теперь МК как знак свыше, что пора продолжать работу.
М-да, уже в который раз убеждаюсь, что случайности не случайны. Марина, вы – добрая волшебница!
Алина
01.08.2018 at 02:12Марина, спасибо большое!!! Всегда была интересна данная техника с заливками и в тоже время с такими чёткими, реально смотрящимися домами. Я не могла понять, как это все пишется. Благодаря Вам поняла. Осталось попробовать на практике)).
Татьяна A.
01.08.2018 at 04:23Большое спасибо за мастер-класс! Я совсем недавно начала пробовать писать на открытом воздухе.
Очень люблю писать деревья. У меня трудности с зеленым цветом, смотрела Ваши уроки на youtube канале, но всё равно не могу добиться красивого цвета, когда хочу “приглушить”, добавляю черный, и после высыхания смотрится совсем грязным.
С удовольствием буду читать уроки по пейзажам.
Даша
01.08.2018 at 09:58Извините, что вмешиваюсь) Чтобы приглушить зеленый, добавляйте красный, и попробуйте смесь изумрудной и краплака, получается потрясающе красивый цвет)
Лилия
01.08.2018 at 16:00Татьяна, сделайте себе табличку – возьмите изумрудку и добавьте к ней все цвета своей палитры (имею ввиду, конечно, не одновременно; просто получите смеси изумрудки с каждым из имеющихся у вас цветов: изумрудка+лимонная, изумрудка+сиена и т.д.). Вы удивитесь, какое разнообразие оттенков зеленого сможете получить…
Татьяна A.
02.08.2018 at 03:46Даша, Лилия, спасибо за подсказки. Буду пробовать.
Елена
01.08.2018 at 06:19Спасибо за урок! Все очень понятно, надо обязательно попробовать! Мне нравится такой формат, как в книге)))
Юлия
01.08.2018 at 10:33Марина, большое спасибо! Как всегда очень полезно.
У меня остались два вопроса: почему на дорожке вы решили добавить розовый цвет и почему домики размыты в нижней части?
Марина Трушникова
01.08.2018 at 11:24Поскольку исходила из ограниченной палитры, то использовала только 5 цветов. Теплая подкладка на тропинке уже была от первого слоя. Второй розовый слой дает ощущение освещений солнцем земли.
Домики размыты в нижней части, поскольку, во-первых, от земли всегда идут испарения и нижняя часть объектов как бы погружается в мягкую атмосферу. Во-вторых, важнее проявить четкий край крыш, чтобы показать контраст от солнца, четкий край внизу сделал бы домики вырезанными из среды
Елена
01.08.2018 at 10:52Марина, все же такой МК лучше бы на видео… Простите,но на практике для меня это оказалось невозможным: я просто застряла, остановилась(дальше не смогу продрлжать, п.ч.не понимаю логики) на этапе ярусов кустов. Как пролодить свет-полутень-тень обьяснено очень бегло, на фото надо было, думаю, стрелочками показать на этапы- мы же видим готовый результат данного этапа работы, а как это сделать- совершенно непончтно. К тому же надо удерживать в голове, что это контражурный пейзаж…. А когда психуешь, обо всем забудешь. Короче, сложный МК, работа испорчена, этапы неясно объяснены, такие уроки должны быть только на видео, или хотя бы графически (стрелочками и др.) укащывать, где тменно на картинке прошел тот или иной этап. Ведь в первую очередь по поэтапным фото-МК рисуют начинающие, а не профессионалы.
Марина Трушникова
01.08.2018 at 11:26Елена, этот мк был не про зелень. И в целом она здесь не является главным персонажем, поэтому даже ошибавшись, получишь результат. Я поняла, что для полного понимания нужно сделать отдельный МК именно про ярусы зелени. Обычно на пленэре я этому отвожу отдельное занятие для начинающих. Этот мк, конечно, не для тех, кто взял кисть в руки впервые.
Татьяна
01.08.2018 at 11:16Классный урок! Один из моих любимых сюжетов – теперь и сама попробую. Спасибо, Марина.
Людмила.
01.08.2018 at 11:40Спасибо за чудесный урок! “Невской палитры” у меня нет. Купить у нас проблема. Буду смешивать ( как и раньше делала) на палитре, подбирать цвета. Жду помощницу и благодарного зрителя – внучку))) Привезут на днях. Вместе начнем! Еще раз спасибо за урок!!!
Марина Трушникова
01.08.2018 at 12:13Вы можете использовать любые краски. Ориентируйтесь на синий и темный желтый. например, сиену натуральную. Просто получится немного другой колорит
Татьяна
01.08.2018 at 13:45Марина, спасибо за мастер класс! Попробую прямо сегодня! Очень нравится недосказанность таких пейзажей, лёгкость и воздушность.
Наталья
01.08.2018 at 15:09Марина, скажите пожалуйста, чем заменить Индатреновый синий? Есть Церулеум, Голубая, Кобальт синий, Ультрамарин и Индиго Невской палитры. Синей нет! Индийскую желтую заменю сиеной натуральной как вы советовали в комментарии выше.
Марина Трушникова
03.08.2018 at 12:35Ближе всего к инднтреновой синяя от НП. Можно взять ультрамарин. Если будет где-то ярковато, добавьте к нему немного индиго
Наталья
03.08.2018 at 18:39Спасибо большое!
Лилия
01.08.2018 at 16:09Марина, спасибо за урок! Как замечательно Вы разложили весь процесс по полочкам и внятно всё объяснили. Буду использовать как методичку 🙂
И несмотря на довольно абстрактный сюжет, Черногория получилась очень узнаваема!
Ирина
01.08.2018 at 18:51Спасибо большое .Очень полезный МК
Ирина Царева
02.08.2018 at 00:54Марина, очень кстати этот подробный мастер-класс! Спасибо за такой подарок. Буду пробовать. Правда, хлопковой бумаги нет, зато есть Палаццо с хлопком и Лана (которую я ещё не тестировала). Очень люблю работы в таком стиле, надеюсь, что-нибудь и у меня получится!
Анна Анатольевна
04.08.2018 at 04:44Марина, благодарю сердечно за Вашу щедрость, за такой чудесный МК. Ваш этюд получился как-то воздушнее и радостнее, чем оригинал
Людмила
17.11.2019 at 12:17Мариночка! СПАСИБО!Мое слабое место-домики,хотя уже есть несколько городских пейзажей,вполне себе…
Алла Викторовна
23.02.2020 at 02:31Марина, большое спасибо. Очень сожалею, что размер пенсии не позволяет пользоваться вашими платными курсами. Вы талантливый художник и педагог!
Вероника
21.08.2020 at 09:21Спасибо Вам!
Геннадий
08.12.2020 at 00:19Марина, спасибо за урок. Очень понятно и красиво получилась сама работа.
Юлия
01.01.2021 at 22:55Спасибо большое, было очень интересно. Ничего не вышло, но получила массу удовольствия и мужественно дошла до конца.
Людмила
18.01.2021 at 14:15Мариночка,СПАСИБО за новые знания!!!