Back to top
фрактальный рисунок

Фрактальный рисунок

Изучая фракталы, я наткнулась на психологическую практику, которую авторы назвали "Фрактальный рисунок".

Что интересно, из области психотерапевтической эта практика со временем начала переходить в искусство. Люди начинали рисовать в этой технике и художественные произведения. Она достаточна интересна и занимательна. Поэтому я хочу познакомить вас с ней.

рисуночный тест

Авторы  метода - психологи Т. 3. Полуяхтова и А. Е. Комов. Они широко известны работами в области оздоровительных систем и биоэнергоинформационных технологий.  Методу фрактального рисунка уже более 20 лет.  Существует целая плеяда психологов, работающих в этом направлении.

В чем же суть фрактального рисунка? Цитирую по книге авторов:

Особенно значимым был день 14 июля 1991 г. К этому времени уже сложилась технология фрактального рисунка как теста. 


Для его выполнения всем слушателям было предложено взять одинаковые листы ватмана (формат А4). Размер был выбран не случайно, он диктовался пропорциями будущего рисунка. 


Чтобы исключить влияние сознания на рисунок, в момент выполнения всем тестируемым было предложено закрыть глаза. И, не отрывая руки от листа, в течение 45—60 секунд водить шариковой ручкой по листу, стараясь заполнить большую его часть. Этого времени было вполне достаточно для выполнения первого задания. 


На занятии присутствовало сорок девять человек — взрослые и дети. Было очень интересно, какими будут рисунки у детей, что будет на рисунке у молодого человека, что у зрелых людей. Самому старшему слушателю семинара было 56 лет, самому молодому — 6 лет. 


Процесс выполнения рисунка с закрытыми глазами походил на удивительное таинство. Было любопытно наблюдать за тем, как все происходит. 

Наконец положенные 60 секунд окончились. Все открыли глаза, посмотрели на свои рисунки, и в зале раздался дружный хохот. С тех пор такая реакция тестируемых повторяется уже в течение десяти лет. 


То, что было изображено у каждого на листе, действительно вызывало смех. У всех рисунки были разные: у одних прямоугольные ячейки, у других треугольные, у кого-то линии плавные, а у кого-то угловатые, иногда сплошные петли и круги. Правда, при ближайшем рассмотрении оказалось, что некоторые рисунки совпадают по каким-то определенным закономерностям и признакам. 


Затем слушателям предложили раскрасить полученный рисунок. Чтобы исключить осознанное влияние на выбор цвета, договорились: карандаши и фломастеры брать только с закрытыми глазами. 


Когда все рисунки были закончены, участники семинара увидели целую галерею состояний человека. Особенности авторов рисунков ярко проявлялись в характерных моментах пластики линий, геометрии ячеек и цветовой гамме. 


И тогда, на этом семинаре, впервые был применен первый вариант "ключа" расшифровки полученных фрактальных рисунков. Забегая вперед, можно сказать, что "ключ" был очень точно разработан. Это подтвердили дальнейшие десять лет работы, поскольку за это время он практически не претерпел серьезных изменений.


Основа метода - принцип фракталов и фрактальности как таковой.

Рисунок здесь считается продолжением человека, его малой частью, проекцией. И эта малая часть отражает большое целое - человека.

Глядя на рисунок, можно диагностировать состояние его автора. 


Что замечательно, этому нашлось и научное подтверждение. 

На начальном периоде исследований в работе с энергетическими функциями цвета использовалась довольно простая, но эффективная методика. Она позволяла с помощью обычной трипризмы наблюдать цветную радужку над контуром фигуры человека. Совершенно четко было видно, что у каждого человека свое неповторимое сочетание цветовой гаммы. Тогда больше всего удивляло то, что в разном физическом и эмоциональном состоянии у одного и того же человека наблюдалось разное сочетание цветов. Это была настоящая аура (энергетическая оболочка), цветовая гамма которой содержала в себе интереснейшую информацию о человеке. 

Самым поразительным оказалось то, что те цвета, которые доминировали в цветовой гамме трипризмы,были теми же цветами, что доминировали в рисунке. Каждый слушатель закрашивал ячейки преимущественно тем цветом, который преобладал в цветовой гамме его ауры, отраженной в трипризме! 

Думаю, вам уже не терпится проверить этот метод на себе. 🙂 Давайте приступим!

фрактальный рисунок:
технология выполнения

Для того чтобы выполнить тестовый рисунок, необходима более или менее спокойная обстановка и немного свободного времени (около 1 часа).

  Необходимые инструменты:

- набор цветных карандашей, фломастеров и ручек как можно большего количества цветовых оттенков;
- лист ватмана формата А4;
- шариковая ручка черного или темно-синего цвета, в крайнем случае черный тонкий фломастер.

  Как рисовать:

1. Лист перед собой расположить по горизонтали.

2. Шарик ручки устанавливаем в любой точке листа.

3. Закрыв глаза, рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа, в течение 45—60 секунд.

4. Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная.

5. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков.

фрактальный рисунок тест

6. Рисуем спокойно, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные и любые другие геометрические фигуры и стараясь разнообразить направления линий и свои движения, а также не допуская частых повторов: круговых форм; петлеобразных форм; 8-образных форм; геометрических форм.

Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым, без помарок, пятен и надписей.

ВНИМАНИЕ!
Закрашивая тестовый рисунок, карандаши, фломастеры и цветные ручки (из общего набора) надо брать только с закрытыми глазами.

Советы к выполнению тестового рисунка:

♦ Начало и окончание линии надо обязательно подвести или закруглить к ближайшей точке пересечения. Еще раз подчеркиваем, что линию ведем не резко, со средней скоростью (не очень быстро и не очень медленно). Рука должна двигаться свободно, как бы сама собой. Не изображайте знакомые фигуры (цветы, домики, деревья и др.)

♦ Соотношение крупных, средних и мелких ячеек на площади рисунка должно быть близким к 1/3, т. е. треть больших, треть средних, треть маленьких.

♦ Если, открыв глаза, Вы обнаружили, что в рисунке изображено большое количество крупных ячеек, необходимо закрыть глаза и еще некоторое время продолжить рисовать линию, стараясь не выходить за пределы листа.

♦ При закрашивании необходимо помнить, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Если же ячейки соприкасаются в точке и расположены по диагонали, тогда можно.

♦ Ячейки необходимо закрашивать без штрихов, аккуратно и ровно. Самые маленькие ячейки старайтесь закрашивать только ручкой.

♦ Одним цветом можно закрасить либо одну ячейку, либо некоторое количество ячеек, но не более 10—15. В случае когда в руки попадается карандаш одного и то же цвета, то хотя бы одну ячейку, но закрасить необходимо, после чего карандаш возвращается в общий набор.

♦ Допускается и рекомендуется использовать при закрашивании одновременно и карандаши, и фломастеры, и цветные шариковые и гелевые ручки.

фрактальный рисунок тест

Фрактальный метод апробирован на многих людях. По их отзывам, результаты просто изумительны, так как с помощью этого метода можно не только четко обозначить проблемы, но и откорректировать их.

Практическое использование фрактального метода значительно улучшает эмоциональное, психологическое и физическое состояние человека. Способствует его духовному росту и развитию творческих возможностей.

Внимательно изучите "ключ". Старайтесь быть объективным при оценке результата. Используйте знание значений теста, чтобы создать серию новых фрактальных рисунков, на этот раз с целью коррекции. 


фрактальный рисунок:
ключ к расшифровке

Ярко выраженные черты характера, индивидуальные качества, особенности поведения и состояния автора рисунка можно определить по следующим параметрам: 

- характер линии; 

- размер и конфигурация рисунка; 

- размер и конфигурация ячеек; 

- цветовая гамма рисунка, 

- отдельные доминирующие цвета и оттенки. 

Если рисунок содержит характерные особенности, которые занимают до 60—75% его площади, это указывает на то, что качества и черты характера автора, а также его состояние ярко выражены. 

Особенности, занимающие 30—35% площади рисунка, указывают на средний показатель качеств и черт характера.

1. Анализ и расшифровка информации, содержащейся во фрактальном рисунке, начинается с линий

Сначала необходимо посмотреть и оценить качество линии, которой нарисован контур рисунка. Оценить, насколько линия плавная, насколько линия прочерченная, контрастная, толстая. Необходимо оценить скорость, с какой линия проведена. Определить: спокоен был человек в момент нанесения или находился в агрессивном состоянии. (Как считать информацию с линии, я писала в этой статье). 

Четко прочерченная линия — уверенный, твердый характер, целеустремленность и самостоятельность, аккуратность, исполнительность, обязательность.

Нажим при проведении линии не везде одинаковый — чаще всего это творческий человек с гибким характером, мечтатель, не всегда устойчивые эмоции, иногда проявляется неуверенность в себе.

Слабо прочерченные линии — болезненное состояние, комплексы, заметная неуверенность в себе.

Резкие, угловато прочерченные линии — эмоциональное напряжение, стрессовое состояние. 

Линии с плавными переходами — гармоничное, стабильное состояние.

Расположение линий по концентрическому кругу, кругообразный повтор в рисунке — склонность к навязчивым состояниям, неврозам.

2. Размер и конфигурация рисунка

Маленький рисунок (не более 1/3 площади листа) — с одной стороны, комплексы и заниженная самооценка, с другой — склонность к эгоцентризму.

Средний размер (около 2/3 площади листа) и овальный периметр рисунка — чаще всего это показатель уравновешенного характера.

Большой рисунок (значительно больше 2/3 площади листа) с линиями, выходящими за пределы листа, — нестабильное эмоциональное состояние, в некоторых случаях неспособность к концентрации внимания. Прямоугольная форма периметра рисунка — прямолинейный, зачастую сложный характер.

Конфигурация рисунка с причудливо выраженными "хвостиками" по его периметру — яркая индивидуальность, неординарность, в некоторых случаях нестабильность характера. 

3. Ячейки. Конфигурация и размеры

Ячейки на фрактальном рисунке тоже несут в себе достаточный объем информации об его авторе. Когда линия многократно пересекается в пространстве, получается огромное количество ячеек разных размеров, конфигураций и пропорциональных соотношений. Они могут быть треугольные, петлеобразные, круглые, вытянутые и т. д. Ячейки могут раскрыть чрезвычайно любопытные подробности, а их совокупность дает четкую картину о человеке как личности. 

Гармоническое сочетание размеров ячеек на всей площади рисунка (1/3 крупных, 1/3 средних, 1/3 маленьких) — говорит об уверенности в себе, целеустремленности, стабильности.

Большое количество крупных ячеек — добрая открытая натура.

Большое количество средних ячеек — исполнительность, аккуратность, педантизм, наличие аналитических способностей, склонность к точным наукам.

Большое количество мелких ячеек — закомплексованность, стремление к детализации, в некоторых случаях неуверенность в себе, но всегда аккуратность и старательность.

Плавные, округлые ячейки с небольшим числом геометрических форм — рассудительный спокойный характер, склонность к творчеству.

Большое количество геометрических форм — ярко выраженная склонность к анализу, скептицизм в оценках, прямолинейный авторитарный характер.

Резко прочерченные, угловатые, неровные ячейки — эмоциональная нестабильность, раздражение, стресс.

Примечание. 

Внимательно проанализируйте геометрические формы ячеек:

а) заметное, количество ячеек геометрической формы, полученных просто пересечением линий, показывает наличие твердого характера и присутствие деловых качеств. Но при этом отмечается некоторый комплекс зависимости от настроения;

б) геометрические формы ячеек, прорисованные соответствующими движениями руки и заполняющие весь или большую часть рисунка, свидетельствуют о прямолинейном, консервативном типе характера, также этому человеку могут быть присущи такие черты, как целеустремленность и бескомпромиссность.

4. Пятна

Маленькие черные (точечными пятнами) ячейки — наличие качества "формирователя" событий (о чем человек думает, то и происходит).

Любое небольшое черное пятно — свидетельство начала изменения событий в настоящем времени.

Заметное количество средних пятен или большое пятно черного цвета — энергетический голод, обесточенность (нежеланный труд, работа вхолостую).

Большое локальное темное пятно — острая проблема личного характера.

5. Характерные цветовые акценты

Большие ячейки красного цвета — предрасположенность к навязчивым состояниям, тревожность. 

Заметное количество красных пятен среднего размера — напряженность, неустойчивые эмоции.

Одна или несколько больших ячеек коричневого цвета — долго не решаемые проблемы межличностных отношений.

Большое количество оттенков зеленого цвета — природная способность организма к саморегуляции.

Одна или несколько крупных ячеек лилового цвета — тревожное состояние, агрессия, острый стресс.

6. Цвет

Чистый без пятен и помарок белый фон рисунка — высокая концентрация внимания, исполнительность, пунктуальность.

Случайно или намеренно не закрашенные ячейки белого цвета — говорят о значительной невостребованности природных особенностей.

О других цветах можно сказать следующее.

Желтый цвет:

Лимонно-желтый — цвет педагога, учителя.

Цыпляче-желтый — цвет "ретранслятора", передатчика информации, комментатора.

Зеленый цвет всех оттенков - цвет здоровой энергии, оптимальная способность сопротивляемости и самовосстановления организма, способности к целительству.

Синий цвет:

Голубой — цвет спокойной энергии.

Синий и темно-синий — цвет холодной равнодушной энергии.

Сиреневый — цвет сильной энергии.

Фиолетовый — цвет фонтанирующей энергии.

Лиловый — цвет мощной, неуправляемой энергии.

Красный цвет:

Розовый — цвет теплой энергии.

Алый, малиновый — цвет, сигнализирующий о наличии опасности, цвет тревоги.

Густой оттенок красного цвета, бордовый, вишневый - цвет силы, агрессивной энергии.

Оранжевый цвет — цвет жизненной, сексуальной энергии.

Коричневый цвет:

Светлые оттенки (золотистый, бежевый, охра, песочный) коричневого цвета — цвет чистой энергии, святой энергии.

Коричневый — цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками)

Темно-коричневый — цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками).

Серый цвет — цвет, определяющий наличие нестабильных энергий, в сочетании с другими темными цветами — пограничное состояние. В малом количестве этот цвет означает скорое изменение происходящих событий.

Черный цвет — цвет энергетической ямы, вакуума, пустоты, энергетического обесточивания.

Примечание. 

В целом, говоря о цвете, необходимо отметить следующее:

а) темные оттенки цветов показывают наличие чрезмерных (порой приобретающих отрицательное значение) качеств энергетических функций цвета;

б) средняя насыщенность цвета — оптимальные качества по энергетическим функциям цвета;

в) светлые, прозрачные тона каждого цвета — резервные или мало проявленные качества по энергетическим функциям цвета.

Это краткое описание расшифровки фрактального рисунка. Для объективной оценки своего тестового рисунка выпишите его характерные особенности на лист, определите наиболее часто встречающиеся параметры. Строго следуйте инструкции ключа при трактовке результата. 

В данном описании даны лишь краткие характеристики цветов. Однако, это тот параметр, который является основным в методике фрактального рисунка. Как уже говорилось, цвета, преобладающие во фрактальном рисунке, являются цветами, преобладающими и в ауре автора рисунка. И они характеризуют наличие определенных качеств характера, эмоциональное и физическое состояние.

Цветовая характеристика авторов достаточна обширна, поэтому я выношу ее отдельным файлом. Думаю, это описание необходимо иметь в своем архиве каждому.

Авторы метода пишут следущее: 

Каждый слушатель закрашивал ячейки преимущественно тем цветом, который преобладал в цветовой гамме ауры, отраженной в трипризме. При этом всегда проявлялись две закономерности. Первая — полное отсутствие какого-либо конкретного цвета, и вторая — преобладание какого-либо цвета. Отсутствие или дефицит цвета говорит о том, что у человека не хватает либо имеется перебор определенного энергетического качества. Преобладание цвета свидетельствует о присутствии ярко выраженного конкретного качества, характеризующегося этим цветом. 

Затем выявилась еще одна особенность. Доминирующий цвет, проявленный в рисунке, говорил о физиологической проблеме организма, отраженной в неосознанном желании восполнить таким образом недостаток этого цвета, т. е. в рисунке он доминирует именно тогда, когда данный цвет в дефиците. В таких случаях, с целью коррекции, предлагалось человеку ввести этот цвет в последующие рисунки. Если человек принимал рекомендации и рисовал в соответствии с ними, то коррекция, т. е. положительные изменения, была заметна уже на третьем — четвертом рисунке.

Признаюсь, я так и не срастила в своей голове эти два абзаца. На мой взгляд, они противоречат друг другу. Быть может, наши читатели, уже искушенные в рисовании фрактальных рисунков, помогут с этим разобраться?.. И поделятся историями о результатах коррекции? 

В любом случае, напишите, совпадает ли то, что вы узнали из теста с тем, как вы воспринимаете себя. ТОЧЕН ЛИ ТЕСТ?

Больше материалов по теме:

25 комментариев
  • Анна
    24.04.2019 at 10:22

    Марина, спасибо, очень интересно! Впереди длинные выходные, обязательно попробую технику

  • Наталья
    24.04.2019 at 12:17

    Добрый день! Марина, Вы всегда были для меня образцом разумности, но фракталы)))) Предлагаю разделить мух и котлеты. Проективные методики, работающие в том числе с формой и цветом, используются в прикладной психологии давно. Возьмем, к примеру, юнгианские мандалы. Они используются и как диагностический, и как лечебный прием. Юнг, кстати, рисовал мандалы каждый день. Полезно поработать с цветом и формой осознанно – с открытыми глазами, так как вывести ребенка из тени, надо возлюбить и взрастить своего взрослого, а это делается только осознанно…
    Что до изучения ауры в трипризме – я бы вынесла этот момент за скобки.Правда же, вы не любите сочетание фуксии с, ну не знаю, аквамарином?( Бьет по глазам, по мозгам…. Вам это не идет… Простите, если я резка. Просто я профессионал – невролог, психиатр и психотерапевт. А Вы – психотерапевт от Бога) Самостийный, чудесный… Не засоряйте свою чудную ауру эзотерикой.

    • Наталья
      24.04.2019 at 12:19

      слово пропустила – “так как вывести своего ребенка из тени МАЛО”

  • Екатерина
    24.04.2019 at 14:12

    Здравствуйте.
    Напишу не по статье, а по рассылке. Сегодня опять с косяками. Сначала пришло письмо со ссылкой на совершенно другую статью. Этой статьи даже не было на сайте. Потом второе, с правильной ссылкой. Но никаких “Извините, налажали в прошлом письме…”, как обычно пишут приличные люди в случае ошибки, там не было. Вроде как ничего и не произошло.
    К сожалению, всё чаще стали встречаться ошибки на сайте и в рассылке. Это огорчает.

  • Елена
    24.04.2019 at 14:35

    Здравствуйте! Я не поняла. Надо достать любой цвет с закрытыми глазами. Потом я открываю глаза и должна раскрашивать, так? Но если мне этот цвет не нравится, я могу его обратно убрать? Тогда в чем смысл брать карандаши с закрытыми глазами? А если я должна этим цветом раскрасить (даже если мне он не нравится), тогда здесь случайность больше имеет значение, чем психология.

    • Елена
      29.04.2019 at 12:51

      я так поняла красить всё равно надо – вот только разница в том сколько и какого размера ячейки вы выберети для этого цвета.

  • Кузьмичёва жена
    24.04.2019 at 14:50

    Забавно, но не более того. При том, что рисуем-красим по вполне конкретным правилам, а не как Бог на душу положит, говорить о возможности анализа полученного изображения не имеет смысла. И анализ использованных цветов … ммм… А у меня вот в коробке с карандашами всего 6 цветов, один из них чёрный… И что – я получусь какой-то ограниченной?
    Хочется верить, что психику человека можно измерить и разложить на составляющие? Наивно. Этот комплекс слишком сложно устроен для такого вполне примитивного аналитического приспособления. ))
    Но каждый волен применять к себе любые способы. Только вот делать какие-то выводы… не стОит. Поиграться на досуге, позабавиться – это да.

    • Алена
      24.04.2019 at 16:44

      Про ограниченность… В самом начале статьи написано, что надо брать как можно больше разных цветов. Всего с шестью нет смысла и пробовать, это само-ограничение.

    • Елена
      26.10.2021 at 19:44

      1000%

  • натали
    24.04.2019 at 14:54

    Как можно оценить влияние цвета на состояние человека, если цвет выбран с закрытыми глазами, случайно?

    • Мария
      25.04.2019 at 14:02

      Но количество закрашиваемых вами ячеек этого цвета вы определяете сами

    • Елена
      29.04.2019 at 13:09

      может вы закрасити этим цветом одну маленькую ячейку, а другим 15 и больших.

  • Ольга Журавлёва
    24.04.2019 at 15:39

    Уууууу…что же вы такие серьёзно-скучные, девочки?!))) А мне понравилось! )) Всё очень интересно! Это главное!
    Обожаю Мариночку – любознательную и разностороннюю. И здорово, что всеми интересностями с нами делится.
    СПАСИБО!!!

  • Елена
    24.04.2019 at 17:37

    Благодарю, Марина! Интересный тест, занял больше часа времени не считая расшифровки. )) Над расшифровкой стоит посидеть…))) Самым простым оказалось найти не закрашенный…. Если брать цвета с закрытыми глазами, как же тогда специально применять рекомендованный цвет? ) Возможно в других рисунках…?

  • Василий
    25.04.2019 at 12:03

    Очень интересно. Обязательно попробую. Но причем здесь фракталы?

  • Elena
    26.04.2019 at 03:49

    Марина, спасибо за информацию. Это прямо моя тема. Моя техника немного перекликается с этим методом. Но этот тест, конечно на раскрытия подсознания. Обязательно попробую сама и предложу своим близким.

  • Аноним
    28.04.2019 at 14:15

    А мне понравилось!Брала набор карандашей 24 цвета.Что интересно,некоторые цвета брала с закрытыми глазами по несколько раз! Уже и перемешивала карандаши,а они все-таки попадались.Рациональное зерно в этом определенно есть.

  • наталья
    28.04.2019 at 14:16

    А мне понравилось!Брала набор карандашей 24 цвета.Что интересно,некоторые цвета брала с закрытыми глазами по несколько раз! Уже и перемешивала карандаши,а они все-таки попадались.Рациональное зерно в этом определенно есть

  • Аноним
    29.04.2019 at 13:06

    Попробовала. Получилось интересно – и в целом отвечает моему характеру. Действительно не охотно иду на компромисы (а если и вынуждена, меня это злит), не люблю не пунктуальных людей и сама всегда стараюсь быть обязательной во всём, выполнять свои обещания (даже если мне это и кажется не нужным на данном этапе). Того же требую и с окружающих. Жесткая в высказываниях (рублю правду матку или едва сдерживаюсь, что бы не назвать вещи своими именами). Быстро вспыхиваю, резка.

  • Елена
    29.04.2019 at 13:10

    Попробовала – совпадает. будем испровляться.

  • Галина
    04.07.2019 at 11:34

    Для зняття стресу – супер технbка!

  • Ольга
    14.08.2019 at 11:33

    А по мне, так не стоит зацикливаться на этих самых попытках распознать человека по каким-то нелепым тестам. Мы сами не можем про себя толком сказать ничего, а уж других людей судить по картинкам… Психологи сами придумали свои тесты чтобы как-то оправдать свою работу. Посмотрите видео с Черниговскую, которая много занимается изучением мозга. Наше мышление нам не подвластно. Так что не заморачивайтесь, живите счастливо и радуйтесь всему. Ибо жизнь коротка, а желаний и возможностей очень много!

  • Людмила
    08.11.2019 at 19:35

    Марина,спасибо! С фракталами познакомилась давно на курсе арттерапии в 2013 году,впервые пыталась постигнуть цвет,а в 2015 году мы встретились с тобой на неделе роз и -Остапа понесло! Несет меня по сию пору,но к фракталам больше не возвращаюсь.

  • Ольга
    29.01.2020 at 15:05

    Марина, какая вы умница! Наслаждаюсь вашими картинами и всем, что вы делаете. Я репетитор по английскому и немецкому языкам, также имею высшее образование и практику по психологии, сертифицированный коуч. И также я много рисую в любое свободное время (закончила ещё в детстве художественную школу) всем подряд, но больше всего люблю акварель. Знакома с нейрографикой, сама использую и обучаю. Подписана на ваш канал, и очень рада всегда вас смотреть и слушать. Так приятно думать, что вы близкий мне по духу человек. Спасибо вам за всё, что вы делаете! С уважением, Ольга Слуцкая

  • Ильдар
    15.02.2020 at 22:48

    Очень все это интересно и познавательно, пригодится не только художнику, но всем интересующимся творческим людям, Марина, спасибо за идею, вовремя я зашел к вам на страничку. Обязательно буду в контакте!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ