logo

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ МАРИНЫ ТРУШКИНОЙ.

Обучение рисованию онлайн. Бесплатные вводные курсы. Видео-курсы по живописи на скачивание. Арт-путешествия и пленэры.
Мы в соц.сетях
Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Рисование по памяти. Развитие зрительной памяти художника.

Рисование по памяти. Развитие зрительной памяти художника.

Скажу кратко. Художник ДОЛЖЕН УМЕТЬ рисовать по памяти. Точка.

Тому есть несколько причин, и в этой статье я постараюсь их раскрыть. А заодно расскажу, как развивать зрительную память, чтобы рисование по памяти не было для вас чем-то невозможным.

Но для начала дам несколько впечатляющих примеров рисования по памяти.

То, что И.К.Айвазовский писал море не с натуры, а по памяти, пожалуй,  все уже знают. Отсутствие натуры перед глазами не мешало ему создать тысячи полотен с самым разным состоянием морского пейзажа.

рисование по памяти

А можете ли вы представить, что Франс Снейдерс писал свои огромные натюрморты без натуры? И без фото, безусловно, ведь творил он в 16-17 веке. Для художника было бы роскошью ставить такие богатые натюрморты из экзотических продуктов. Все они - плод его памяти.

рисование по памяти

Николай Ге написал полотно "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе", воссоздав весь интерьер по памяти. Говорят, эту комнату дворца Монплезир художник видел лишь однажды.

рисование по памяти

Что и говорить, я думаю, вы и сами догадываетесь, что подавляющее большинство зимних или ночных пейзажей написаны художниками именно по памяти, а не с натуры.

Итак, 

В ЧЕМ ПОЛЬЗА РИСОВАНИЯ ПО ПАМЯТИ

Первый пункт будет самым очевидным.

Художнику приходится рисовать по памяти то, что он НЕ может нарисовать с натуры или по фото.

1. Рисование по памяти - это возможность запечатлеть то, что не нарисуешь с натуры

Да, современному художнику живется проще, чем художнику 17 века - у нас в арсенале есть замечательный инструмент - фотоаппарат.

Однако инструмент этот далеко не совершенен, он не может запечатлеть всё, что видит человеческий глаз. Фотоаппарат искажает цвет, форму, тон. Да и в целом восприятие человека гораздо шире и глубже, чем просто моментальный кадр реальности.

рисование по памяти

Этот этюд я написала по памяти после вечерней прогулки.

Шел легкий снег, и небо было какого-то невообразимого цвета. Весь пейзаж был погружен в этот невероятный розоватый оттенок.

Придя домой, я сразу бросилась писать этот пейзаж, пока он не истерся из памяти. Позже я не раз наблюдала, что сумерки могут быть не просто привычно синими, но и именно такими.

Однако, если бы я попыталась воссоздать картинку посредством фото, вряд ли бы получила тот цвет, который видел мой глаз.

2. Совершенствование навыков, необходимых для рисования по представлению

Большинство людей восхищает в художниках не умение рисовать с натуры, а умение "рисовать из головы", причем реалистично.

Это считается особым творческим даром. И начинающие рисовальщики часто "ставят на себе крест" как художнике, потому что не могут нарисовать какой-то объект без фото или натуры.  Например, в вашем воображении есть образ лошади, и вы живо представляете себе картинку, как та скачет по зеленому полю, но нарисовать это на листе составляет для вас огромную трудность. Вы говорите себе, что это признак неумения и отсутствия таланта, ведь "настоящий художник" легко бы справился с этой задачей.

Раскрою вам секрет этого чуда.

Если художник может сходу без натуры нарисовать реалистичную лошадь, значит он делал это уже не раз! С натуры или по фото. Значит, хоть однажды, он пристально изучил лошадь, её строение, он понимает её форму и принцип движения.

В основе чуда рисования по представлению и воображению лежит именно зрительная память. К ней подключается знание основ рисунка и живописи, и вуаля, - художник рисует лошадь в какой-угодно позе. (К слову сказать, далеко не каждый художник это сделает. Ведь задача запомнить, как выглядит лошадь, стояла не у каждого из них...)

Поэтому, чтобы нарисовать что-то "из головы", без натуры, художнику нужно хоть раз посмотреть на объект и УВИДЕТЬ его.

"Смотреть" и "видеть" - это разные вещи! Художник, когда смотрит на объект, чтобы нарисовать, его видит.

Что значит "увидеть"? Это означает понять форму объекта, увидеть его пропорции, конструкцию, осознать тональные и цветовые отношения этого объекта. Т.е. осознать все те моменты, которые нужны для рисования.

Именно попытка РИСОВАНИЯ ПО ПАМЯТИ позволит вам понять, как художник видит!

Простой пример.

Посмотрите на свое окно.  Теперь отвернитесь и попытайтесь воссоздать его в памяти. Сможете нарисовать? Попробуйте.

А потом посмотрите на окно второй раз с намерением нарисовать его максимально точно, как вы его видите сейчас. 

Спорим, что вы будете смотреть на окно совсем иначе, чем обычно? Вы будете считать количество створок, смотреть на пропорции окна, на соотношение размера откоса по отношению к стеклу, будете внимательно разглядывать форму ручки, мысленно соизмерять, где она находится по отношению к высоте окна... Так? Вот это и означает "смотреть и видеть как художник". 

Если у вас не так, то, возможно, вы из начинающих, и вам еще не доводилось рисовать с натуры. Тогда мой бесплатный вводный курс "Ключи рисунка" вам в помощь! Там мы изучаем те самые особенности вИдения художника, которые нужны для рисования с натуры. Записывайтесь и изучайте бесплатно:


Освойте основные принципы рисования с НАТУРЫ вместе с курсом “Ключи Рисунка”


3. Развитие зрительной памяти для рисования динамичной натуры

Меня всегда восхищают люди, которые могут составить словесный портрет преступника, увидев его лишь на мгновение. Так бывает? Или только в кино так показывают? Я, на что уж художник-портретист, но не смогла бы описать человека, которого видела мельком и которого я не пыталась "увидеть" как художник.

Наверно, чтобы вот так вот легко описать незнакомого человека,  нужно иметь очень хорошую зрительную память от рождения...

И, безусловно, художнику нужно зрительную память развивать. Не для того, чтобы описывать преступников, конечно. А прежде всего для того, чтобы рисовать подвижную натуру: людей, птиц, животных.

Ведь если человек не позирует вам специально, то в своей позе он не задерживается надолго. И вам нужно запомнить его позу, характерные особенности, чтобы довести рисунок до конца.

Эту зарисовку я сделала в аэропорту в ожидании рейса. За время, что я ее рисовала, персонажи раз пять сменили позы.

рисование по памяти
рисование по памяти

Что уж говорить о движущейся натуре!

Изображая идущего или работающего человека, вам придется рисовать очень быстро, сохраняя образ в памяти и надеясь, что человек еще хотя бы раз повторит ту фазу движения, которую вы пытаетесь запечатлеть.

рисование по памяти
рисование по памяти

4. Рисование по памяти для тщательного изучения натуры

Когда вы рисуете по памяти, то осознаете, ЧТО вам нужно видеть в натуре, когда она перед вами.

В результате вы будете смотреть на натуру более осознанно и вычленять главное.

Например, когда я рисую человека исподтишка, когда он мне не позирует, то сначала я наблюдаю за ним. На автопилоте во мне идет процесс анализа. Чем этот человек выделяется? Какая часть его лица более всего привлекает внимание? В чем ее особенность? Каковы пропорции головы: она вытянутая, квадратная, треугольная? Какой формы нос? Какое выражение имеют брови? Губы? и т.д.

Такое осознанное изучение натуры, когда я ее вижу, оставляет в моей зрительной памяти "зарубки", которые помогают мне нарисовать портрет человека, даже когда он изменил позу, и мне приходится рисовать его по памяти.

рисование по памяти

Изучение натуры, в принципе, происходит всякий раз, когда вы ее разглядываете и планируете запомнить. Например, вы куда-то едете и видите потрясающий закат с красивыми облаками в небе. Вы хотите его запомнить, чтобы, вернувшись домой, нарисовать. 

Не надейтесь, что образ просто так всплывет в памяти весь целиком, и вы его отразите на холсте. Начинайте рисовать свою картину именно тогда, когда смотрите на закат и не можете его рисовать прямо сейчас.

Мысленно смешивайте краски, спрашивая себя, какой цвет вы видите. Анализируйте форму облаков, на что они похожи, как распределяется на них свет и прочее. Именно так вы запомните больше деталей и не допустите ошибок в рисовании без натуры. 

Например, этот этюд был написан мной по памяти после прогулки.

Меня впечатлил кусочек голубого весеннего неба, который наконец-то показался в небе после нескольких месяцев зимней хмари.

И когда я смотрела на этот пейзаж, я анализировала, прежде всего тональные отношения: что светлее - снег или небо, небо или снег на крыше домика. Это очень важно, если хочешь создать достоверную картинку, а не символическую, где снег всегда белый и самый светлый объект.

Я смотрела на пейзаж и мысленно писала его. А вернувшись домой, проделала то же самое, но уже с акварелью.

рисование по памяти

5. Рисование по памяти как способ отбора главного в изображении

Человек не в состоянии запомнить миллион деталей, которые он видит.   И это в нашем случае большой плюс!

Ведь любая картина - это не слепая копия реальности. Она предполагает осознанный отбор того, что нужно рисовать, а что опустить, что является главным, а что - второстепенным. 

Способность человека запоминать только важные для него детали играет на руку художнику. Наша память сама фильтрует всё ненужное для картины, проявляя главное.

Именно поэтому художница Виктория Пришедько, например, рисует исключительно по памяти и воображению. А когда ей нужно использовать референс для мастер-класса, то она просит рисунок делать по фото, а потом про референс забыть и рисовать по памяти. Именно так рождаются волшебные романтичные акварели - очень цельные по цвету и настроению.

О технике живописи Виктории Пришедько я писала здесь.

Рисование по памяти также позволяет нам стилизовать изображение - упрощать его, приводя к знаку, символу.

Вот так, например, выглядят мои рисунки по памяти в скетчбуке:

Здесь была задача нарисовать карту перемещений по городу.  Для этого нужно символическое изображение архитектуры, но с узнаваемыми деталями. Рисование по памяти в данном случае - то, что надо!

Как научиться рисовать по памяти

Итак, как же научиться рисовать по памяти?

Раньше в учебных заведениях этому уделяли отдельное время.

Например, мой педагог в художественной школе тренировал нас так. Он ставил небольшой натюрморт из 2х-3х предметов: крынка, кружка и булка хлеба. Затем учитель давал нам несколько минут, чтобы всё тщательно рассмотреть и запомнить форму предметов. А после этого накрывал натюрморт тканью.

Ученики должны были нарисовать натюрморт по памяти. Здесь важно было правильно передать конструкцию предметов и их пропорции, важные детали типа формы ручки на кружке. 

Потом натюрморт открывался, и мы могли сравнить, что получилось, и дорисовать забытые детали.

Вы можете последовать этому примеру. Начните с простого, с одного предмета натюрморта.

Другой вариант, как я уже упоминала, рисовать пейзаж после прогулки.

Во время прогулки рассмотрите небо, весь ландшафт, отметьте для себя важные моменты этого пейзажа. Подумайте о колорите. Какие краски вы бы использовали, чтобы написать пейзаж? С чего бы начали, чем закончили?

Осознанно изучайте любую натуру, которая встречается в ваших картинах. Пишете природный пейзаж? Изучайте формы деревьев, их принцип роста, движение ветвей, цвет листьев и т.д. Позже пригодится.

Рисуете людей? Изучайте формы голов, носов, глаз. Сравнивайте людей. Выделяйте характерные особенности конкретного человека.

Таким образом вы сможете "рисовать" человека даже в той ситуации, когда у вас нет карандаша под рукой. Например, в метро. И время в пути пролетит незаметно и с пользой!


Надеюсь, мне удалось убедить вас в важности рисования по памяти и необходимости развития зрительной памяти. Буду рада, если мои советы вам помогут.

Напишите в комментариях, удалось ли вам "нарисовать свое окно" и что вы готовы нарисовать по памяти прямо сейчас? 🙂


Больше полезной информации:


39 комментариев
  • Гуля
    09.04.2020 at 21:55

    Спасибо! Мне кажется это самая трудная задача – по памяти… Надо попробовать…

  • Юлия
    09.04.2020 at 22:19

    Спасибо! Очень ценная информация, надо осмыслить и морально подготовиться. Пока с трудом верю, что могу вообще что-либо запомнить :)))

  • Елена
    09.04.2020 at 22:28

    Интересная и важная информация! Буду пробовать!…

    • Анна
      09.04.2020 at 22:31

      Марина, спасибо! Поднимаете темы-пласты, и раскладываете все по полочкам, делая доступным каждому..)

  • Елена
    09.04.2020 at 22:54

    Спасибо, Марина! Если хорошая зрительная память, не вопрос, а вот если нет, то тренировка этой памяти будет не лишней. Буду работать 😉

  • Ирина
    09.04.2020 at 23:19

    Благодарю Марина! Как всегда Вы вдохновляете меня взять карандаш или кисти снова и снова. Ваши статьи и идеи всегда приходят на помощь в нужный момент. Спасибо Вам большое. Хочу рисовать и времени сейчас полно, но все отвлекает. Рисовать по памяти не пробовала, потому что для этого нужен большой многолетний опыт настоящего художника. Возможно попробую с учетом ваших подсказок Здоровья вам и всех благ!

  • Галина Дмитриевская
    09.04.2020 at 23:42

    Марина, умничка ты наша! как всегда очень полезная статья, а мне так особенно.Я всегда вижу всё в общем, а детали никогда не запоминаю. Большое спасибо!!! Здоровья тебе и добрых пожеланий.

  • Ольга
    10.04.2020 at 00:03

    Большое спасибо! А мне хочется не просто нарисовать окно нынешнее, а вытащить из памяти окно моего детства. Потому что вид из окна тогда казался прекрасным, – солнцем залито было лишь то, что было дальше окна метра на три, передняя часть пейзажа всегда была в прохладной тени. И там, под солнцем рос огромный куст сирени, и вокруг него кружили желтые махаоны. Справа за сиренью были сливовые деревья и куст смородины,… все помнится в деталях. А нарисовать хочется только потому, что когда рассказываю маме о красоте в том далеком нашем окне, она не помнит этого, – даже большого куста сирени не помнит. Хочется нарисовать и показать ей. Чтобы вспомнила.

  • Ольга
    10.04.2020 at 00:11

    Запоминать руки других людей стала после лекций Александра Рыжкина, – он так подробно художественно описывает строение кисти, что теперь волей не волей разглядываю руки всех встречающихся на пути людей. Как Вы пишите Марина, “рисую их”. Сегодня художники устроили настоящий праздник, – Марина Трушникова подарила красивую и полезную статью, Олег Торопыгин организовал стрим-пленэр в гугл-картах!, – за неимением возможности выйти на натуру. Самые находчивые люди сегодня, – художники. Спасибо!

  • Алекс
    10.04.2020 at 00:40

    Марина, спасибо за напоминание о рисовании по памяти, а вспомнились мне школьные годы, когда мой одноклассник показал мне свои рисунки внутренней и наружной частей станции метро Сокол с людьми в их движении. Это было для меня шоком, настолько точно и в деталях было замечено всё, даже мороженщица в своей торговой форме с передвижным прилавком на колесах. Я бы подумал, что он рисовал с фото, но зная состояние его семьи и его возможности я понимал, что рисовано по памяти. Эти работы многое во мне изменили, рисование для меня хобби, но умение видеть и анализировать увиденное помогало в дальнейшем. Благодарю за напоминание.

  • Нелли
    10.04.2020 at 01:44

    Спасибо! Очень полезно!

  • Галина
    10.04.2020 at 04:40

    Да, Марина, это про меня – даже не берусь рисовать по памяти. Кажется, это невозможно. Но теперь обязательно попробую. Хочется верить, что они будут что-то выражать, а не быть просто красивыми пейзажами с картинки. Спасибо, Марина!

  • Татьяна
    10.04.2020 at 05:19

    Спасибо за полезную статью. Мотивирует однозначно. Рисовать и с натуры пока плохо получается, а по памяти….. Но надо пробовать, учиться.

  • Елена
    10.04.2020 at 06:06

    Вдохновляюще! Большое спасибо!

  • Аноним
    10.04.2020 at 09:12

    Марина, благодарю! Такая ценная информация и так вовремя!

  • Татьяна
    10.04.2020 at 10:11

    Спасибо, Марина, за прекрасную статью! Попытаюсь “выудить” из памяти картинки далёкого прошлого.

  • Нина
    10.04.2020 at 12:58

    Марина, я рисую третий год (как любитель) и стала за собой замечать, что смотрю на многие вещи по другому. Отмечаю интересные глазу детали, соображаю как бы нарисовать их, но дома перед мольбертом картинка испаряется. Вот теперь, после Ваших советов, думаю дело пойдёт лучше. И как Вы правы, никогда не нарисуешь по памяти курицу, если не рисовал её раньше. Да и другие советы очень полезны. Спасибо Вам большое за эту замечательную статью.

  • Ирина
    10.04.2020 at 13:05

    Марина, очень нравятся Ваши статьи про сложные вещи. Рисование по памяти – это свобода творчества. Как-то не задумываешься, что это самое важное. Надо тренироваться, потому что без навыка зрительная память очень короткая. Спасибо!

  • Вера
    10.04.2020 at 20:33

    Марина, в очередной раз спасибо за полезную и интересную статью. Рисовать по памяти пытаюсь, но как-то хромают пропорции. Еще раз спасибо за статью, обязательно воспользуюсь Вашими советами.

  • Лидия Мокиевская
    11.04.2020 at 17:34

    Да, это интересно: наблюдать, соотносить, запоминать, а потом рисовать. Спасибо, Марина.

  • Наталья
    13.04.2020 at 11:50

    Спасибо за полезную статью, читая ее вспомнила, как в детстве, гуляя на природе, пыталась “художественно запомнить” пейзажи, и как раз подобные приемы и использовала, чтобы потом нарисовать- цифровой техники не было, а пленочный фотоаппарат был мне недоступен. Результат был совсем не тот, как я хотела, и память неважная и материалы, не то, что сейчас, пыталась опять и опять просто от безысходности желания запечатлеть восхищающие пейзажи, но так как результат не радовал, предпочитала с натуры по частям- понесенные грибы, листья, цветы. Марина, Ваша статья очень здорово по полочкам раскладывает, только вы правы, чтобы толк был, начинать делать надо прямо сейчас. Еще сейчас тренирую помять и по вашим урокам. Раньше делала каждый шаг вслед за Вами, сейчас- записываю последовательность в виде плана, методику пытаюсь запомнить, по памяти рисую, потом пересматриваю, понимаю, что упустила, в памяти моей так глубже оседает, потому что когда только копируешь каждое движение, понимаешь, что даже тоже самое сам не повторишь!

Написать комментарий