Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Мастер-классы по рисованию  / Пейзаж с лодками: пошаговый акварельный мастер-класс Марины Трушниковой

Пейзаж с лодками: пошаговый акварельный мастер-класс Марины Трушниковой

Хотите, покажу вам, как мы с учениками писали на пленэре в Черногории этот пейзаж с лодками? Я успела отснять этапы.

мастер класс Марины Трушниковой

Заодно поговорим о том, как планировать ход работы акварелью, чтобы рисовать без хаотичного метания по этюду, которое приводит к дробности картинки или "пересушенности" акварели.

пейзаж с лодками: ход работы

Вот такой перед нами был вид. 

Лодки, стоящие в небольшом затоне. Спокойная прозрачная вода, подернутая тиной. Вдали - прекрасные горы Боко-Которского залива.

пейзаж с лодками

Шаг 1

Первое, что нужно сделать, когда вы пишете пейзаж с лодками на пленэре, это определиться с композицией.

Задайте себе вопросы:

  • Что главное в этом пейзаже? О чём я хочу рассказать? Какой объект выделить?
  • Что обязательно должно войти в композицию, а отчего можно отказаться?
  • Могу ли я как-то улучшить композицию перемещением, изменением объектов?


На этом этапе мы создаем небольшой эскиз, где размечаем местоположение объектов.

В моем случае я не стала изображать верхнюю часть гор, поскольку главное в пейзаже - лодки. Также я сознательно приблизила две белые лодки друг к другу и убрала из композиции третью синюю.

Далее определяемся с тоном.

Здесь нужно вычленить, что в пейзаже будем самым светлым, что - самым тёмным, а оставшиеся тона разбить на два-три промежуточных тона.

Подробнее о тональных эскизах и работе с ними смотрите в статье Наброски рисунков в миниатюре (перевод статьи Джона Ловетта).

Шаг 2

Что нам даёт определение градаций тонов? Понимание, как вести работу шаг за шагом.

Акварелью обычно пишут, начиная со светлых оттенков и постепенно переходя к тёмным. Поэтому вашей первой заливкой будет заливка самых светлых объектов.

В моем пейзаже самое светлое - это освещенная верхняя часть лодок. Их я оставлю незакрашенными.

А вот следующий по светлоте тон - это освещённые камни и водоросли на поверхности воды.

как рисовать пейзаж акварелью

Я увлажнила те места, где должна проложить цвет, чтобы не было жёстких краёв заливки.

На камни нанесла пятна из светлого раствора Охры и Синего.

Водоросли писала Охрой, Индийская Желтая, Кармин и Пейной в разных пропорциях, чтобы получить переливы цвета.

Высушила слой.

Шаг 3

Следующий по интенсивности тон - это горы и вода.

Горы. Смешала Охру, Кармин и Серую Пейна. Закрыла этим цветом пятно гор.

По влажному внесла полосы деревьев. Серая Пейна и Лимонный дают для этого хороший зеленовато-серый цвет.

как нарисовать лодку акварелью

Море вдали. Смешала Серую Пейна и Синюю для отражения неба, прописала этим раствором участок моря от гор до камней заводи. 

Сразу же, пока краска влажная, ввела в заливку цвет гор, но темнее - так получается отражение гор в воде.

Вода в заводи. Тот же цвет, что был в море, тяну вниз в воду между лодками, но делаю его темнее и темнее. Аккуратно обхожу силуэт водорослей, задавая их чёткий силуэт.

На переднем плане подмешиваю Венецианскую красную, поскольку здесь уже появляется цвет дна. 

В левой части добавляю смесь серой Пейна с Охрой как отражение зелени.

Шаг 4

Переходим к самым тёмным тонам. Обычно это зелень и участки теней.

Камни. Задаю два оттенка серого, теплый и холодный. Для теплого использую замес Серой Пейна и Охры, для холодного - Пейны и Синей. Прокладываю более тёмные участки на камнях, использую мазки то теплого, то холодного серого.

Для мокрых камней у воды смешиваю Венецианскую красную, Пейна и Синий индатреновый. Этим же цветом, но гораздо более темным, рисую промежутки между камнями. Здесь важно не перечислять все камни, достаточно небольшого их количества. В противном случае стенка из камней будет очень активно детализирована и станет главным персонажем.

морской пейзаж акварелью

Зелень.Прописываю силуэт кроны деревьев сначала более светлым цветом, которые имеют освещенные участки. Для этого использую замес Индатренового Синего и Индийской Жёлтой.

Для травы использую этот же цвет, но в более светлом качестве.

Пока заливка кроны сырая, ввожу в неё участки теней. Для этого использую замес из  Индатренового, Охры и Кармина.

Падающую тень делаю более холодной, там больше Синего.

Шаг 5

Теперь можно переходить к деталям.

Прописываю тени на лодках. Использую замес Индатреновый с Кармином. В нижней части лодок ввожу более теплый охристый оттенок, чтобы показать рефлекс от воды.

акварельный мастер-класс в картинках

Здесь важно сделать заливку борта темнее в верхней части, которая контактирует с освещенной частью, а также в ближней части лодки, на носу. Так борт будет иметь объем и ракурс.

Шаг 6

Ввожу тонкие нюансы формы в освещённой части лодки: толщина борта, скамеек, уключины.

мастер класс пошагово акварель

Тонкой кистью прорисовываю мелкие детали: канаты, полосочки на бортах, подвесные детали.

Затем отхожу подальше и смотрю, что нужно обобщить. Кое-где делаю тон водорослей темнее, а их края слегка размываю влажной кистью.

мастер класс Марины Трушниковой

Готово!

Самую большую сложность в этом пейзаже, на мой взгляд, представляет рисунок лодки. Студенты рисовали не менее часа, чтобы получалась лодка, а не корыто.

Вторая сложность - выполнить фигурную заливку поверхности воды, оставляя четкие края водорослей, но вводя внутри заливки разнообразные цвета отражений и цвета дна.

Что получилось у студентов на пленэре, можно посмотреть здесь.

Если захотите повторить мою акварель, надеюсь, и у вас всё получится.


Если же вы хотите, чтобы я сделала подробный мастер-класс, как правильно рисовать лодку в ракурсе, напишите мне об этом в комментариях.

И делитесь этим мастер-классом в соцсетях! Если поделившихся будет много, то я пойму, что тема актуальна, и обязательно покажу, как рисовать лодку.  (Да, вот такое мелкое вымогательство.. 🙂 ) 


Больше полезных материалов:

22 комментария
  • Ольга
    21.08.2019 at 16:21

    Спасибо, Марина, за МК… Да, конечно, хотелось бы узнать, как не нарисовать “корыто”… Всё верно, без хорошего рисунка не будет красивой акварели… Всегда интересны ваши статьи, читаю постоянно… Ещё раз спасибо.

  • Ольга
    21.08.2019 at 16:29

    Про грамотный рисунок, конечно, интересно!
    Акварель чудесная..

  • Анна
    21.08.2019 at 16:31

    спасибо большое, лодочки – всегда хорошая идея для летнего пейзажа!

  • Natalya
    21.08.2019 at 17:09

    Добрый день Марина. Мне очень нравятся ваши рисунки и ваш подход к обучению. Я многому от вас научилась. Вы молодчина и замечательный, вдумчивый художник. А что касается лодочек, то это моя любимая тема: вода, море, волны, лодочки, парусники…

  • Ольга
    21.08.2019 at 17:09

    Спасибо, Марина,
    за Ваши прекрасные мастер-классы!!!

  • Аноним
    21.08.2019 at 17:27

    Марина, спасибо. Да, действительно, лодки, яхты и катера в разных ракурсах редко получаются изящными и похожими. Очень хочется узнать, как же их грамотно рисовать.

  • Римма
    21.08.2019 at 18:39

    Марина, благодарю за подробный, очень нужный мастер-класс. Как всегда очень доходчиво, информативно и полезно. Чем больше Вы нас учите, тем больше хочется рисовать! Пожалуйста, еще, еще и еще лодок, моря, воды и т.д.

  • Liudmila
    21.08.2019 at 19:22

    Марина, спасибо! очень полезный пост. Конечно, хочется узнать, как нарисовать лодку в ракурсе.

  • Ольга
    21.08.2019 at 19:53

    Спасибо огромное!!! Чудесный рисунок!
    А « лодки-ванночки»))) – очень актуально!
    Было бы здорово узнать как их рисовать грамотно.

  • Наталья
    21.08.2019 at 21:02

    Замечательное дополнение к августовскому уроку курса “Природный пейзаж акварелью. Лето.” Сердечно благодарю!

  • Татьяна
    21.08.2019 at 21:59

    Марина, благодарю за еще одну нужную и интнресную статью!
    И очень хочется научится рисовать лодочку.

  • ЛАРИСА
    21.08.2019 at 23:00

    Марина! Большое спасибо за МК!

  • Галина
    21.08.2019 at 23:47

    Спасибо,Марина,за замечательный , по этапный мастер-класс! Мне очень нравится ваша методика обучения,все подробно,доходчиво и обстоятельно. Морская стихия мне всегда нравилась и поэтому не прочь бы научиться правильно рисовать лодочки,катера и яхты правильно. Это очень пригодится в рисовании летних пейзажей и не только…

  • Светлана
    22.08.2019 at 01:02

    Марина, спасибо огромное за то, что Вы делаете для нас, любителей в живописи! А лодки… тема актуальна ОЧЕНЬ! Отдыхая, встречаешь так много чудесных видов с яхтами, лодками. Порой получаются неплохие фото. А хочется картину! Но… мастерства не хватает. Было бы замечательно, если б Ваш талант педагога и художника помог нам в этом! Ждем!!!! Конечно, нужен мастер-класс. Уверена, что он будет востребован!

  • Антонина
    22.08.2019 at 10:05

    Здравствуйте, Марина! Спасибо за лодки, за МК с постадийками их изображения. У меня к лодкам особое отношение: они имеют свой характер, разные по названиям, по форме, по назначению, имеют свою историю, этнику и т д. Мне интересна эта тема. С уважением, Антонина.

  • Лена
    22.08.2019 at 11:26

    Марина, наконец-то! Я так ждала этот мк, тем болеп, вы еще в июне его обещали. У меня очень много фото с лодками, пока на них тренируюсь,чтоб на натуре не психовать. Вчера тренировплась по этому мк, но лодка получаетсЯ убогой. И по своим фото – то де самое, я их и раньше пыталась карандашом изобразить,но выходит фигня. В вашем курсе по перспективе нет,к сожалению, таких примеров с нетипичными, “неправильными” объектами.. Не получается именно конструктив. Помню,года 3 назад попала на ваш вебинар,где вы суперподробно рассказывали, объясняли как надо и НЕ надо рисовать скамейки, а потом и сами акварелью написали сюжет. И знаете,после того вебинара стало легче жить))). Прлноценной картины со скамейкой я так и не написала, но я уже не боюсь их так как раньше, и когда в парке или на улице делаю карандашные наброски, я уже не стремлюсь их убрать из сюжета. Поэтому, Марина, очень нужен подробный урок на тему конструктива лодок!!

  • Светлана
    22.08.2019 at 15:49

    Спасибо за МК! урок по рисованию лодок очень нужен!

  • Юлия
    22.08.2019 at 17:00

    Марина, добрый день! Меня всегда интересовал и интересует такой момент как добавление/перемещение объектов в композиции, когда дело касается пейзажей и интерьеров. Как можно вписать несуществующий объект, так чтобы угадать и с освещением, и с рефлексами, и с перспективой?

  • Татьяна
    23.08.2019 at 10:27

    Спасибо за урок. Как всегда интересно и полезно. Лодки рисовать непросто, поэтому буду рада любой информации.

  • Наталья
    24.08.2019 at 01:56

    Здравствуйте! конечно же нужен Мастеркласс по лодкам! я- за!

  • Любовь
    24.08.2019 at 16:15

    Доброго времени суток! Я за лодки! Летние морские пейзажи без них никак! Не хватает Вашего доходчивого объяснения , Марина, что бы нарисовать легко и грамотно , морскую акварель.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ