Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Мастер-классы по рисованию  / Как нарисовать лодку с отражением и не “засушить” акварель. Мастер-класс в картинках.
морской пейзаж с яхтами, Марина Трушникова

Как нарисовать лодку с отражением и не “засушить” акварель. Мастер-класс в картинках.

Если Вы начинающий рисовальщик, то вас, скорее всего заинтересует первая часть этого мастер-класса, как нарисовать лодку с отражением в воде.

Если же Вы рисуете акварелью не первый день, то вопрос сохранения свежести этюда при всей его проработанности, думаю, будет для вас более, чем актуален.

Поэтому в моем мастер-классе будет две части. 

В первой я покажу, как рисовала с натуры морской пейзаж с яхтами. Во второй – как превращала незавершенный этюд в более-менее удовлетворяющую меня картину.

Часть I. Как нарисовать акварелью лодку с отражением  поэтапно.

Натура.

Натура выглядела примерно так. Только я видела ее в более радостном солнечном свете, периодически выходящем из-за туч, и в сиреневой дымке атмосферы залива.Черногория, фото

Первая фоновая заливка.

Упущу этап рисунка. Кому это нужно?.. Приступаем сразу к акварели!

Начинаем прописывать крупные пятна пейзажа:

  • Первым делом я делаю бледным серо-голубым оттенком широкую заливку неба и одновременно – воды. Поскольку вода отражает небо, но чуть  более темным цветом.
  • Сразу же во влажную заливку более тёплым оттенком серого добавляю полосы волн на переднем плане.

акварель, фоновая заливка

  • Едва слой “схватился”, прописываю поверх неба пятно гор. В сырое пятно заливки ввожу мазки более темного цвета, чтобы наметить рельеф гор.

Здесь важно не начать пересчитывать все складочки и прорисовывать все отроги. Горы находятся вдали, не являются главным объектом пейзажа, поэтому их пишу общо, пятном.

дальний план в акварели

  • Одновременно прописываю теневую часть борта яхты. Белая яхта в тени имеет тот же серо-голубой, серо-сиреневый оттенок, что и вся атмосфера пейзажа.

Объекты пейзажа

В изображении иду от светлых оттенков к темным и от крупных пятен заливок к деталям.

  • Изображение домиков делю на три участка: освещенный цвет стен (теплый и бледный серый), теневой цвет стен (холодный и темный серый) и светлый бледно-оранжевый цвет крыши.

На первом этапе важно не перетемнить крыши, какими бы яркими они вам не казались. Оранжевый цвет очень коварен. Краска эта плотная, липкая, на кисть набирается в большом количестве. Разводите ее макимально, чтобы не получить непрозрачные участки слоя.

элементы пейзажа, акварель

  • Ввожу зелень между домиками. Сначала беру более светлый оттенок теплого серо-зеленого и покрываю им весь участок. При этом добиваюсь выразительного силуэта деревьев на краях и аккуратной подводки к домикам в районе крыш.
  • Затем в заливку сразу по-сырому ввожу цвет тени на деревьях – смесь зеленой и индиго.

При рисовании деревьев в глубине пейзажа помнить, что они имеют сложный оттенок, который назвать зелёным можно лишь с натяжкой. Для смешения этого оттенка я использую смесь индиго с желтыми или охрой.

деревья в пейзаже акварелью

  • Поскольку весь остальной этюд у меня еще сырой, то я продолжаю работать с домиками. Прописываю мелкие детали тонкой кистью.

пейзаж акварелью, мастер-класс

Вот так выглядит весь этюд на этом этапе:

пленэр, Черногория

  • Прописываю детали яхты. Темные окошки отражают окружение. Зеленый цвет стекла придает им оттенок серого с изумрудинкой.
  • Синие полоски ватерлинии задают хороший контраст, который сразу преображает серый цвет борта яхты в теневой белый.

как рисовать яхту акварелью

Передний план. Отражение в воде.

Я приближаюсь к завершению этюда. Осталось прописать то, что изначально больше всего привлекло мое внимание – отражение в воде.

  • Набираю сложный оттенок синего и делаю вторую заливку поверх просохшего слоя воды. В ней важно правильно сформировать край пятна на переднем плане и оставить светлые просветы от волн по воде.

рисование акварелью на пленэре, морской пейзаж

  • Сюда же во влажный слой заливки добавляю светло-серый оттенок отражения борта яхты и домиков.
  • А затем сразу же  коричнево-зеленый цвет отражений деревьев.

отражения деревьев, пейзж акварелью

  • В финале тонкой кистью я прописала мачты и оснастку яхт.

Вот таким я принесла этюд с пленэра, вполне осознавая его незавершенность. В полевых условиях редко удается придать этюду законченный и цельный вид.

Поэтому через какое-то время я авернулась к работе в студии.


Больше полезных материалов:


бумага для акварели

Какая бумага для акварели: лучше – хлопок или целлюлоза? Личное исследование:)!


Часть II. Как нарисовать лодку: работа в студии. Превращаем этюд в законченную картину.

Итак, на момент начала работы у меня есть незавершенный этюд. Чем он меня не устраивает? Что хотелось бы доделать-исправить-переделать?

Задачи на завершение картины:

  1. морской этюд, акварель Марины ТрушниковойДобиться цельности изображения. В этюде все объекты: гора, домики, яхта и отражение в воде равнозначны. Каждый тянет внимания на себя и, таким образом, картинка разваливается на куски.
  2. Дать главным элементом отражение. Я хочу, чтобы картина воспринималась зрителем через передний план. Именно поэтому в ней такое большое место уделено воде.
  3. Освежить участок отражения. Во второй заливке я не смогла учесть, насколько высветлится слой. Краска просела, пожухла. В результате отражение стало мало похоже на воду.
  4. Прорисовать недостающие мелкие детали. Такие вещи хорошо делать по фотографии, когда можно разглядеть нюансы, до которых не дошли руки” на пленэре.

Поехали!

Первым делом я начала с очевидного – с прорисовки недостающих деталей.

Бывает, что одного этого достаточно, чтобы завершить работу, придав необходимый контраст и направив взгляд зрителя в нужное место.

контраст в акварели, черногорский пейзаж

  • Я детальней прорисовала оснастку судна, окошечки, канаты и прочее.

Добавила четкости в отражение.

Это, с одной стороны, освежило её, с другой стороны – раздробило работу ещё больше. Задача №1 не решилась.

Смягчение дальнего плана.

Если дальний план всё еще лезет вперед, то, возможно, его нужно смягчить?

  • Осторожно, слегка увлажнив упругую кисть, я прошлась по краю гор, чтобы смягчить их касание с небом.

секреты рисования акварелью, Марины Трушникова

 

Прорисовка переднего плана

  • Я добавила контраста в мягкие волны на переднем плане. Для этого увлажнила участок чистой водой, а затем ввела более темный цвет, чем был.

как рисовать воду акварелью

И опять же, задача №1 решена не была!

Жесткие линии отражения продолжали дробить работу. Выход здесь один – смыть!

Смывание

Если вы видите, что от введения контраста и деталей картина не стала лучше, появилась излишняя дробность, если вы начали судорожно искать в голове кнопки Ctr+Z, чтобы отменить совершенные действия, то выход один – смыть положенный слой.

Хорошая бумага вполне стерпит такое издевательство над ней.

Для смывания слоя используйте морскую губку или мягкую впитывающую тряпку. Увлажните кусок работы, смывайте кистью поверхностный слой и отжимайте кисть. Затем подключайте губку или тряпку, если кисти недостаточно.

Вот так стала выглядеть вода после смывания:

как нарисовать лодку с отражением акварелью
Поле воды объединилось, ушла лишняя резкость.

Ах да, на этом этапе я еще уплотнила цвет борта яхты. Как видите, это несколько больше “посадило” лодку в среду.

Возвращаем свежесть слою воды

“И вновь продолжается бой..” На этот раз я решила освежить воду введением более четких линий. Для этого я ввела отражение деревьев по сухой бумаге.

И поскольку в этом случае графика пятна очень важна, то я сосредоточилась на характере этих линий:

как нарисовать воду акварелью

Белила

Многие акварелисты не брезгуют использованием белил в финале работы. Так тонкие белые линии проступают явственнее и придают акварели легкости.

  • Я добавила белые линии перил яхты, прорисовала канаты и их отражение в воде:

как нарисовать яхту на воде

Фокусная точка

  • А ещё я наконец-то добавила оранжевый буёк.

Почему я этого не сделала раньше? 

Я понимала, что оранжевый буёк на воде будет привлекать много внимания. Поэтому я сознательно оставляла его на финал, чтобы поставить не туда, где он был в пейзаже, а туда, где этого потребует композиция картины.

Поскольку в картине все меняется по мере проработке того или иного куска, то визуальный баланс постоянно изменяется. Буек может стать тяжеловесным ударом, акцентным пятном, которое придаст вес определенному куску работы и направит глаз зрителя в путешествие по картине.

отражение в пейзаже


Больше мастер-классов на морскую тематику:


Итак, работа уже почти завершена. Но критический взгляд мой замечает скучные очертания отражения.

  • Поэтому, опять же, тряпку в руки – и вперед! Корректирую силуэт отражения.

пейзаж с отражением

приемы рисования акварелью, Марина Трушникова

 

Вот теперь точно всё! Можно ставить подпись!

морской пейзаж с лодкой, Марина Трушникова

 

мастер-класс, акварель, Марина Трушникова
Напишите в комментариях, какой из этапов МК  был лично для вас важнее:

  • как начать работу над этюдом и раскрыть цвет, как писать воду;
  • как завершить работу, придав картине целостность и не потеряв при этом свежесть;

И не забывайте делиться мастер-классом в лентах соцсетей, для меня это важно!

 

29 комментариев
  • Ирина
    07.08.2016 at 15:43

    Марина,благодарю за такой подарок! Живая вода и отражения в ней-то ,что мне мало удается…второй этап очень важен для понимания процесса! Спасибо!

  • Аноним
    07.08.2016 at 18:10

    Замечательная статья! Спасибо огромное!

  • Людмила
    07.08.2016 at 21:07

    Так хотелось подробного урока. Благодарю Вас Марина. Вы как всегда щедро делитесь своим мастерством. После этого хочется пробовать рисовать . Вопрос. Много отенков серого. Какой базовый цвет?

    • Марина Трушникова
      09.08.2016 at 08:10

      Сейчас не вспомню точно, но должно быть, смешивала разные оттенки с индиго. Или с серой Пейна…

  • Klatilda
    09.08.2016 at 12:00

    Благодарю,Марина! Очень познавательная статья и отличный мастер-класс! Для начинающего- все нужное и интересное!!!

  • Светлана
    11.08.2016 at 17:03

    Марина, спасибо огромное за МК!!!

  • Вера Михайловна
    11.08.2016 at 17:12

    Марина большое спасибо!!! Долго мучилась с отражениями, сейчас увидела ошибки. Учту в следующих работах. Успехов!!!

  • Татьяна
    11.08.2016 at 17:19

    Марина! огромное спасибо за подробный мастер класс! Мне прамо в тему: изучаю твои уроки “Отражения на воде”. Очень нравится!

  • Gila
    11.08.2016 at 17:22

    Марина, очень интересный и подробный МК! Мне понравилось как прописан ход работы, как ставила задачи и их решала и во втором этапе, как вносила поправки и добивалась нужного результата. Для меня это важно, т.к довести работу до нужного результата-это большая трудность.Спасибо!!!!!!!!!!

  • Елена Соколова
    11.08.2016 at 17:22

    Спасибо, Марина!! Для меня ценной оказалась часть завершения работы и проработки деталей, теперь пересматривая свои работы я понимаю , они оказывается не завершены!

  • Аноним
    11.08.2016 at 18:29

    Благодарю за понятные и точные объяснения процесса работы над сюжетом и планами! Очень ценная информация!!!

  • Елена
    11.08.2016 at 19:55

    Спасибо, Марина! Мне показался ценным этап смывания темностей, т.к. обычно это всегда ставит в тупик и появляется желание бросить работу или начать заново.

  • Вера
    11.08.2016 at 21:06

    Марина, большое спасибо за МК! Все очень понятно, особенно для начинающих.

  • Нина
    11.08.2016 at 21:21

    Марина, спасибо! Очень своевременный мастер-класс, так как впереди отпуск на озере, надеюсь порисовать его.
    Марина, возник один вопрос: у меня при смывании жухнут краски, теряется прозрачность. Отчего это: много воды лью или от бумаги зависит?

    • Марина Трушникова
      11.08.2016 at 23:25

      Часть краски все равно остается впитавшейся в бумагу. Оставшийся слой более светлый и блеклый. Вы же этого добивались смыванием? Прозрачность вряд ли теряется. Просто слой становится серым, замытым. Его нужно освежить поверху более чистым. но прозрачным легким слоем.

  • Лариса
    11.08.2016 at 21:42

    Марина, большое спасибо за МК! Все,как всегда, предельно ясно)))

  • Валентина
    12.08.2016 at 10:53

    Спасибо за вашу щедрость души!За желание поделиться .Я благодарю вас за письма и это так мало с моей стороны.Но ваша вера в желание научить мотивирует и меня тоже,не могу же я их просто читать–я начинаю работать.Скажите,Марина,а как передать на воде блеск(серебро)на поверхности воды от отражения солнечных лучей–например,на реке.

  • Тамара
    12.08.2016 at 18:13

    вопрос: как нарисованы канаты? Я полагаю, что процарапаны.

    • Аноним
      14.08.2016 at 10:51

      Где-то оставляла, обходила, где-то процарапывала. В финале поправляла гуашью.

  • Аноним
    03.11.2016 at 17:00

    Спасибо за подробный, щедрый мастер-класс. Очень помогла вторая часть – по конкретизации деталей и обобщении образа. Этюды у меня начинаются живенько, но в процессе доработки вся живость пропадает…. Попробую воспользоваться Вашими советами.

  • Елена
    04.11.2016 at 01:59

    ЗдОрово! Буду пробовать. Спасибо, Марина.

  • елена
    13.01.2017 at 13:45

    очень конкретный и доходчивый МК. для начинающих очень важны все этапы работы.большое вам спасибо!здоровья и счастья в новом году вам и вашим близким!

  • Наталья Герасименко
    15.03.2017 at 21:59

    Благодарю за детальный пошаговый урок! Я только начинаю осваивать акварель и потому не все удается с первого раза. Ваши советы были очень важными и ценными

  • Людмила
    26.06.2017 at 14:41

    Марина,спасибо большое! Все понятно в описании. Обязательно буду рисовать.

  • Людмила
    28.06.2017 at 18:48

    Спасибо большое за МК!

  • олег
    18.07.2017 at 21:16

    Спасибо за мастер-класс! Очень ценно что вы не боитесь признаться в смывках. Это придает смелости новичкам.

  • Аноним
    18.06.2018 at 22:57

    Благодарю, Марина! Все понятно, когда дойду до рисования, хоть бы не забыть. Я сейчас набирию информацию, читаю все

  • Мария
    09.07.2019 at 13:19

    Марина, спасибо большое! Очень важные советы и подробное описание! Я еще только начинаю осваивать, как рисовать воду…

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ