Правило золотого сечения для создания гармоничной картины
Вероятно, вы часто встречали упоминание о "правиле золотого сечения" и его важности для художника. Что же это за правило и как его применять, расскажет этот материал.
ЧТО ТАКОЕ ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
Золотое сечение - это пропорциональное соотношение двух величин.
В численном выражении это бесконечное число, которое округляют до 1,618 и обозначают число золотого сечения греческой буквой Ф (фи).
Если взять отрезок АВ и поделить его точкой С, то золотым сечением будет, когда меньший отрезок относится к большему так, как больший отрезок относится к целому.
Т.е. это пропорция, продолжающая саму себя.
Если вы посмотрите на изображение ракушки, то увидите наглядный пример этого правила - каждое последующее деление меньше предыдущего в соотношении золотой пропорции:
Мы можем найти подобные примеры во многих формах жизни: моллюски и земноводные, семечки у подсолнуха или шишки, паутина, а также строение частей тела человека).
Именно поэтому пропорция получила название "создающая жизнь".
Также золотое сечение называют пропорцией божественной гармонии. Это и понятно - природа столетиями оттачивала свои формы для того, чтобы получить жизнеспособные организмы в итоге пришла к этой пропорции с выражением 1,618.
Вот еще несколько примеров правила золотого сечения:
- направление ветра в урагане
- распределение веток и листьев на деревьях
- пропорции туловища ящериц
- строение морских раковин
- основы иконографии
- строение молекулы ДНК
- конфигурация уха
- объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в процессе дыхания
- соотношение длины фаланг пальцев и кисти руки в целом
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАВИЛА ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ
Человек в своей деятельности и искусстве многое берет от природы. Зачем изобретать велосипед, когда природа уже создала гармоничный и жизнеспособный аналог?
Золотое сечение в искусстве встречается во многих произведениях мировой архитектуры, дизайна и живописи.
Египетские пирамиды, собор Парижской Богоматери, Парфенон - все это образцы использования пропорции Золотого сечения в архитектуре.
ПрОПОРЦИЯ золотого сечения в живописи
Как же использовать эту гармоничную пропорцию в живописи и графике, в изображение на плоском листе?
Правило золотого сечения в картине проявляется делением ее на части четырьмя линиями - две из них горизонтальные, и две вертикальные. Расположены они согласно пропорции 1,618.
ЧЕМ ВАЖНО ПРАВИЛО ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ?
То, что находится на этих линиях, наиболее важно для нашего глаза.
Картину, построенную с использование золотого сечения мы воспринимаем как правильную и красивую.
Найдя эти линии у себя в картине, мы можем расположить значимые элементы так, чтобы работа в целом производила гармоничное впечатление.
Кроме того, на пересечении линий золотого сечения находятся особые зрительные центры. Они расположены на расстоянии примерно 3/8 и 5/8 от краев изображения. Подмечено, что человек всегда концентрирует на них свое внимание.
Если вы посмотрите на картину И.Левитана, то очень четко видно, что в ней использовано правило золотого сечения.
Луна и ее отражение стоят на линии золотого сечения. Полоса леса в центре также помещается в пропорции золотого сечения.
Еще один пример. В картине Н.Ге «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» фигура главного героя также расположена на одной из линий золотого сечения.
Таким образом математические закономерности помогают выстраивать картину так, чтобы она выглядела гармонично и красиво, а зритель сразу обращал внимание на главное.
Выбрав формат листа или холста, расчертите его в пропорции золотого сечения. Используйте эти линии, чтобы разместить на них значимые элементы композиции. Это придаст вашей картине гармоничную структуру и упорядоченность.
ПрИНЦИП золотого сечения:
как построить линии в картине
1) Математический вариант
Для такого просчета удобно использовать онлайн калькуляторы.
Достаточно задать один из параметров, нажать кнопку "рассчитать", и система предоставит результат.
Вот пример удобного сервиса:
Берем размер ширины или высоты картины, вводим в калькулятор и получаем размер, на каком расстоянии от края будут проходить линии золотого сечения.
Очень просто!
2) Геометрический вариант
Точки зрительных центров здесь находятся путем геометрических построений. Посмотрите фрагмент ВИДЕО из встречи в Перископе, где я наглядно показываю, как это делать:
3) Использование шаблона
Если вы делаете много небольших эскизов, то оптимальным для построения линий золотого сечения будет использование специальной линейки.
Если взять за основу 100, то линии золотого сечения будут проходить на отметках 38 и 62. Изготовьте такую линейку самостоятельно, отметив также делениями 10, 14, 24. Эти размеры составляют продолжение золотой пропорции, их можно использовать для размеров объектов или расстояний между ними, чтобы продолжить принцип гармоничных соотношений.
А как правильно пользоваться линейкой, посмотрите в этом фрагменте из видео:
Выбирайте любой удобный способ и обязательно опробуйте его в создании собственных композиций.
А еще рекомендую рассмотреть работы разных художников и проанализировать, как они используют линии золотого сечения. Полагаю, вы найдете массу достойных примеров.
Если вам интересна эта тема, и вы хотите узнать больше о правиле золотого сечения и его практическом применении, то обратите внимание на книгу
Ф.В. Ковалева "Золотое сечение в живописи"
Это очень полезное издание по композиции!
Если статья была вам полезна, нажмите на кнопочку и поделитесь ей в соцсетях. Спасибо!
Ольга
02.04.2019 at 15:18Спасибо Вам
Татьяна
02.04.2019 at 15:18Спасибо, Марина! Когда такие ценные и необходимые вещи попадают в голову поздновато, они там на долго и не задерживаются к сожалению! Не пропускаю ни одного вашего урока. Вот такие напоминалочки как эта, заставляют подумать,прежде чем начинать делать что то.
Ольга
02.04.2019 at 15:20Спасибо Марина. Это помогает при написании картин
Аноним
02.04.2019 at 15:42Иногда что-то делаешь в построении и рисунке по наитию, а в основе может быть четкая математика. Вот ведь!
Нафиса
02.04.2019 at 16:00Спасибо!!!
Ирина
02.04.2019 at 16:07\Век живи, век учись… Спасибо, Марина, сегодня же проверю свои картины по золотому сечению)
Анна
02.04.2019 at 16:44спасибо за вашу благожелательность к читателю и дар объяснять вещи очень понятным языком!
Аноним
02.04.2019 at 17:02Особенно неожиданно насчет вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Получается, что вдыхаем объем 100, а выдыхаем 62. И так каждый вдох – выдох. Куда же 38 девается? Неужели столько усваивается? В связи с этим ЖЕЛ – жизненная емкость легких – это какая? Надо бы поподробнее поискать!
Анна
04.04.2019 at 09:10Меня заинтересовал ваш комментарий, и вот что удалось найти про дыхание в сети. Жизненная емкость легких включает кроме дыхательного объема так же резервный объём вдоха, который можно вдохнуть при максимальном вдохе после обычного вдоха и резервный объём выдоха, который можно выдохнуть при максимальном выдохе после обычного выдоха.
Предельно допустимое максимальное количество дыханий – 42-45 в минуту. Разделив этот диапазон золотым сечением получим нормальный ритм дыхания, он составляет 16-17 дыханий в минуту. Еще золотая пропорция в строении легких человека проявляется в соотношении длины коротких и длинных бронхов. А в йога практике существует так же понятие “золотое сечение дыхания”.
Ирина Панферова
02.04.2019 at 17:27Мне ТАК понравилось видео из пункта 2)
Татьяна
02.04.2019 at 18:01Марина, благодарю Вас за необходимые для нас знания!
Ольга Арюкова
02.04.2019 at 18:17Дорогая Марина! Я поделилась Вашим видео про “золотое сечение” у себя на странице ВК. Огромное спасибо за доступное для всех объяснение!!!! Я долго не могла разобраться, в “профессиональных” источниках все так заумно))))) А здесь раз…два… и всё-всё понятно)))) Искренне желаю Вам долгих лет и творческого вдохновения, а также благодарных учеников!
Гуля
02.04.2019 at 20:11СПАСИБО!!!!!!!!111111111
Ольга
02.04.2019 at 21:39Благодарю, Марина ! Особенно понравился способ с шаблоном
Аноним
02.04.2019 at 23:40Очень интересная тема, а видео выше всяких похвал. Очень понравилось! Все просто и понятно. Спасибо!
Татьяна
03.04.2019 at 10:34Спасибо большое! Очень интересно и полезно!
Светлана
03.04.2019 at 15:48Огромное СПАСИБО, Марина! Все понятно, интересно и здорово, как всегда!
Светлана
03.04.2019 at 16:06Марина, мне очень понравилось, как ты скомпоновала материал. Я давно хотела найти что-то подобное: кратко, конкретно, только самое главное и приемы для практики. Спасибо большое!
Ольга
03.04.2019 at 16:18Марина, как всегда объяснение на высшем уровне. Благодарю!
Ольга
03.04.2019 at 21:37Спасибо, Марина. Эта тема обширная , как космос. Сегодня пыталась перевести моему мужу вашу статью. Вообще то он у меня инженер , но его первый комент был “Это же сетка Британского флага!” Вот так вот , жил человек и не задумывался . А я ,как приехала сюда , так сразу почувствовала себя Алисой. Всё у них здесь как в Зазеркалье . Даже флаг страны ,какой-то идеальный . Просто наблюдение в тему ☺
Татьяна
03.04.2019 at 22:22Интересненькая линейка, потренируюсь!
Илона
04.04.2019 at 07:31Не раз натыкалась на “какое-то золотое сечение” и так и не поняла что это, никак не укладывалось в голове. Спасибо за краткое и понятное объяснение!
Ольга
04.04.2019 at 17:49Очень крутая статья, Марина! Я почему-то думала, что “золотое сечение” = “правило третей”… где-то я что-то упустила. Ещё мне стало интересно, всегда ли художники изучали этот приём и сознательно размещали фигуры по правилам сечения или же это внутреннее чувство гармонии, врождённое или приобретённое с опытом??.
Марина Трушникова
06.02.2020 at 16:45Это некий принцип, заложенный в природе, потому мы интуитивно чувствуем эту гармонию. Многие художники, не зная данного правила, использовали его
Natalia
05.04.2019 at 11:26Марина, спасибо за ценную информацию. Я знала об этом правиле, но немного в других пропорциях представляла себе. Просто на три части делила верх и низ и на этих линиях приблизительно располагаю главное. С точками пересечения все понятно. А вот как размещать по отношению к самим линиям, где важно, а где не очень. Т.е. у узкой центральной части по краям – это важное? или..? Спасибо
Марина Трушникова
06.02.2020 at 16:45Размещать именно на линиях
Natalia
05.04.2019 at 11:30А можно поделиться у себя на страничке видео?
Ирина
08.04.2019 at 01:40Спасибо за ценную информацию. Много раз подступалась к золотому сечению, но не могла его понять. Теперь все встало на свои места. Доходчиво и понятно. Еще раз спасибо.
Геннадий
08.04.2019 at 19:19Добрый вечер, Марина! Спасибо за полезную и необходимую в практике Статью.
Татьяна
24.05.2019 at 15:08Большое спасибо, все понятно!
Елена
20.06.2019 at 14:18Потрясающе! Все наконец-то стало понятно! Спасибо, Марина!
Наталия
06.07.2019 at 18:32Спасибо огромное, у Вас талант объяснять сложные вещи простым и доступным языком!!!
Karin
26.08.2019 at 11:26Марина, добрый день!
Статья очень интересная и полезная.
Хотелось бы знать кто автор статьи.
Первоначально я думала, что автор Вы. Но позже я видела точно эту статью на нескольких ресурсах без ссылок на Ваш журнал и без упоминания Вашего имени. Теперь у меня возникли сомнения, т.к. я делилась её в ВК ссылаясь на Ваше авторство.
Надеюсь вопрос не показался Вам обидным.
Творческих успехов!
Марина Трушникова
06.02.2020 at 16:43Карин, безусловно, я являюсь автором этой статьи. Хотя первая часть написана с опорой на книги, потому что содержит термины и примеры. Если вы видели полное соответствие этой статье, то буду благодарна, если укажете сайты, которые ее использовали.
Аноним
13.02.2021 at 01:42Большое спасибо!!!
Аноним
14.02.2021 at 12:41Большое спасибо, Марина! Очень полезно и доступно!