
Негативные пространства в рисунке, живописи и дизайне. Принцип, который должен знать любой художник.
Вы уже сталкивались в рисовании с понятием "негативное пространство"?
Забавный термин, который не имеет ничего общего с чем-то плохим. Наоборот, для художника это важное понятие и очень нужный принцип в рисовании, который расширяет возможности мастера.
Именно поэтому я знакомлю своих студентов с понятием "негативные пространства" в курсах "Ключи рисунка", "Цветы в акварели" и в курсе рисунка с моей авторской техникой "Карандашные фантазии".
В этой статье я подробно расскажу о преимуществах использования принципа негативных пространств и дам выдержки из видео данных курсов, объясняющих использование этого принципа.
ПОНЯТИЕ "НЕГАТИВНЫЕ ПРОСТРАНСТВА"
Негативные пространства в рисунке - это участки фона вокруг объекта либо пространства внутри его формы.
Негативными они названы потому, что обычно не воспринимаются нами. Всё внимание достается объекту, который окружают негативные пространства.
С этим, кстати, связано интересное исследование психолога Эдгарда Рубина, который показал, что фигура (позитивная форма) целостна и имеет как бы выступающий вперед силуэт, а фон - негативное пространство, и он аморфен и простирается ЗА фигурой.
Замечаете, как то белое, то чёрное выдвигается вперёд?
Эту особенность восприятия, замеченную Рубином, в первую очередь начали с успехом использовать в графике и графическом дизайне.
Использование негативных форм в ГРАФИКЕ
Думаю, графика Эшера с мозаиками из природных форм вам уже встречалась.
Художник виртуозно совмещал светлые и темные силуэты так, что одни порождали другие:

Мауриц Эшер. Небо и вода", 1938 г

Мауриц Эшер "Мозаика II"
Современные дизайнеры успешно используют идею "позитива-негатива" в плакатах и логотипах:
Не правда ли, очень оригинальная идея - сделать профиль спартанца из фигурки гольфиста?
Но давайте пойдем дальше.
Негативные пространства в рисунке могут быть не только способом поиграть нашим восприятием, но и оказывают большую помощь при рисовании с натуры. Каким образом?
Негативные пространства в рисунке
"Восприятие негативных пространств - второй базовый компонент комплексного умения рисовать," - пишет Бетти Эдвардс в книге "Художник внутри вас".
В своём знаменитом курсе по рисованию и раскрытию творческих способностей она даёт метод рисования с использованием негативных пространств.
Её идея заключается в том, чтобы специально переключать режим восприятия с объекта на окружающие его пространства.
В этом случае мы имеем возможность уйти от стереотипов восприятия и точнее увидеть пропорции и конфигурации формы, которую рисуем.
Например, рисуя сложный ракурс рук, переключайте внимание с пальцев на промежутки между ними. Эти формы более простые, их проще соизмерить и изобразить.


Рисуя глаз в повороте, рисуйте не веки и радужку, а форму, которая образуется между ними. Так вы не подвергнитесь стереотипу, что глаз имеет форму листика с кружочком в середине.

Таким образом, переключение внимания на негативные пространства, "дырки" внутри формы позволяет нам убрать смятение при рисовании сложных форм и нарисовать их легко и точно.
Если вы новичок в рисунке, то, во-первых, рекомендую вам пройти мой бесплатный вводный курс "Ключи рисунка", где мы также используем принцип негативных пространств как один из ключей рисунка.
А во-вторых, обязательно прочтите книгу Бетти Эдвардс "Откройте в себе художника", это must have в библиотеке рисующего! На основании методики Эдвардс построены многие курсы обучения рисованию.
Нужно сказать, что многие художники, не зная методики Бетти Эдвардс приходят к рисованию через негативные формы самостоятельно. Я помню, что ещё в детстве использовала этот приём, смотрела не только на объект, но и на формы, окружающие его.
Возможно поэтому мне легко было придумать и объяснить карандашную технику рисунка, в которой используются негативные пространства.
Эта техника подобна той, что активно используется в рисовании акварелью, техника "негативного письма". В чём она заключается?
Техника "Негативных пространств" в АКВАРЕЛИ И МОЕЙ АВТОРСКОЙ ТЕХНИКЕ В ГРАФИКЕ
Сначала расскажу о черно-белой графике, а затем перейдем к акварели.
Обратите особое внимание на видео. Это выдержки из курсов, в которых я наглядно показываю принцип "негативных пространств".

Итак, в чем же суть использования принципа?
Техника негативных пространств понадобится вам, когда вы начнете рисовать сложные сюжеты с переплетением растений, с большим количеством веток, с цветущими или заснеженными деревьями.
При этом важно изменение тона и цвета объектов вглубь пространства - это ситуация, когда передний объект светлый, а фон - темный.
Это сложный случай для графики в целом и для акварели в частности, поскольку в акварели мы рисуем от светлого к темному.
В масле мы бы сначала написали темный фон, а потом сверху нанесли светлые ветки или травинки. Это просто.
В графике же нам приходится оставлять светлый тон основы и обрисовывать его. Вот это гораздо сложнее, и важно сделать фон правильно, чтобы не потерять все объекты, показать их переплетение и разную удаленность в пространстве.
Здесь нам и поможет принцип "негативных пространств".
Рассмотрите эти работы студентов курса "Карандашные Фантазии". Они построены именно на этом методе.




Хотите узнать, как это сделать?
Посмотрите это видео, в котором я объясняю, как создаются переплетения объектов в пространстве:
Кратко повторю условия создания таких изображений с переплетением форм:
И вот теперь, когда мы разобрались, как можно создать переплетение форм в графике, мы можем добавить цвет и рассмотреть, как это используется в акварели.
Вот пример моих картин с использованием техники "негативного письма". (Увеличиваются по клику)


Техника негативного письма в акварели предполагает многослойное письмо.
Мы послойно набираем цвет от очень светлого вблизи к самому тёмному вдалеке. Для этого используем свойства оптического смешения цвета и прозрачность акварельных слоёв.
Посмотрите кусочек видео с упражнением из курса "Цветы в акварели", чтобы понять, как рисовать в этой технике.
Если вы впервые узнали о технике "негативного письма", то обязательно повторите это упражнение.
Оно поможет вам рисовать переплетение растений в флористических сюжетах.
Вот такие акварели, например, получились у студентов курса "Цветы в акварели":





С понятием "негативные пространства" вы обязательно столкнетесь и в других акварельных сюжетах. Ведь, как я уже сказала, акварелью мы рисуем от светлого к тёмному, поэтому в случае со светлыми объектами на тёмном фоне нам придется переключать свое внимание именно на участки фона, на негативные пространства.
Надеюсь, данная статья и выдержки из курсов помогли вам разобраться с этой темой.
Если остались вопросы - задавайте их в комментариях. Будем разбираться вместе!
Не стесняйтесь делиться информацией в соцсетях:
Аноним
24.05.2019 at 11:40Марина, спасибо!!!! Как всегда очень интересно и полезно!
Марина Трушникова
24.05.2019 at 12:45Пожалуйста! 🙂
Наталья К.
24.05.2019 at 12:08Спасибо за приобщение к волшебству! Успехов, Марина!
Марина Трушникова
24.05.2019 at 12:45Благодарю за отклик, Наталья!
Елена
24.05.2019 at 12:23Очень интересно, спасибо!
Марина Трушникова
24.05.2019 at 12:45Рисуйте с удовольствием!
Елена
24.05.2019 at 12:56Очень интересно и красиво. Благодарю, Марина, за разъяснения! Необычный и новый для меня способ рисования. Всегда вызывало сложности изобразить слои и переплетения. Очень красивые и фантастичные рисунки. Такому способу рисования наверно долго учиться, пока не все понятно? Благодарю!
Марина Трушникова
24.05.2019 at 16:54Елена, по моему опыту, студенты после урока вполне справляются с темой. Значит, научиться не сложно. Пробуйте!
Людмила
24.05.2019 at 13:22Спасибо, Марина. Уже долгое время созерцаю Ваши работы, читаю статьи. Как всегда очень интересно, доходчиво, полезно.
Марина Трушникова
24.05.2019 at 16:55Людмила, спасибо за отклик!
Марина Соседова
24.05.2019 at 13:33Спасибо огромное, Марина! У Вас дар простыми и доступными словами объяснить такую сложную тему. А главное — это действительно важное умение, которому нужно обязательно научиться.
Марина Трушникова
24.05.2019 at 16:56Спасибо, Марина!
Татьяна
24.05.2019 at 14:30Спасибо, всегда с удовольствием читаю Ваши статьи, даже если что то известно, всегда полезно услышать это со стороны, а вы очень хороший педагог. Творческих успехов!
Марина Трушникова
24.05.2019 at 16:56Благодарю, Татьяна, лестное замечание. 🙂
Татьяна
24.05.2019 at 17:17Марина,спасибо большое за такую доступную информацию. Вроде все просто, а додуматься не получилось. Еще раз спасибо!
Tata
24.05.2019 at 17:21Спасибо. Не знала, что техника так называется. А мы в школе, да и вне школы развлекались таким рисованием. Ещё соревновались у кого сложнее рисунок. У меня и дочка в своё время “подсела” на такие” развлекалочки”. Сначала рисовали карандашами и ручками, а особо продвинутые пробовали себя в рисовании тушью. Ну, а когда появились стержни с пастой, то перешли на них. Да, новое – это всегда хорошо забытое старое. Думаю, что многих из вас тогда ещё не было на свете. Спасибо за статью и напоминание о юности.
Анна
24.05.2019 at 17:22Очень нравится такой прием – сродни медитации..благодарю, что напомнили!
Аноним
24.05.2019 at 17:26Спасибо большое за информацию. Сейчас осваиваю ваш урок по сирени, чуть позже куплю еще по цветам.
Александра
24.05.2019 at 17:27Марина, спасибо вам большое, за ещё одну замечательную статью и видео. Очень полезно, хочу попробовать с детьми этот приём.
Лариса
24.05.2019 at 18:16Благодарю, Марина! Очень познавательно и доходчиво объяснили. Стало ещё более понятно, как рисовать акварелью сложные композиции!
Ирина
24.05.2019 at 22:32Спасибо, Марина! Как всегда, смотрю ваши уроки раскрыв рот… Потрясающе! и как Вы хорошо и спокойно все рассказываете! Такую технику в акварели я еще не пробовала, только в карандаше. Спасибо)
Мария
25.05.2019 at 14:26Спасибо,Марина! Как всегда все очень доходчиво, и не сложно) С удовольствием всегда читаю Ваши статьи и журнал. Рисую,правда,сухой пастелью,но акварельные “приемы” на ней тоже работают) Успехов Вам!
Татьяна
25.05.2019 at 16:06Очень интересно рассказали , я свои первые лилии именно так и нарисовала акварелью ничего не зная про негативное пространство !)))
Лариса
25.05.2019 at 22:28Марина спасибо большое. Вы замечательный преподаватель. Рассказываете понятно и очень интересно!
Таисия
26.05.2019 at 14:34Спасибо Марина за подборку материала Все что вы присылаете для меня лично является суперполезным Очень понравилась статья о ритме золотом сечении о негативном пространстве Пожалуйста не оставляйте эту практику Мы Вам очень благодарны
Елена
27.05.2019 at 11:13Спасибо, Марина! Как всегда очень интересно и полезно.
Татьяна
27.05.2019 at 12:20Марина, моя благодарность за столь необходимый урок, за Ваше стремление к просвещению!!!!!
Регина
27.05.2019 at 15:31Марина, спасибо за невероятно ценные знания, Вы прекрасный и щедрый педагог, очень хотела с Вами познакомиться и ура, мечты сбываются!
гость
21.06.2019 at 22:23Спасибо, Марина, большое!!!!
Надежда Гусева
29.10.2019 at 19:32Благодарю!!!
Ольга
08.11.2020 at 10:34Спасибо. Очень интересно! Я интуитивно пришла к такому видению процесса рисования, я -самоучка. И вот ваша статья сломала тонкий лёд сомнений и добавила мне уверенности в собственных силах. Многому учусь у вас. А ваши танцующие пары- просто фантастика! Здоровья и процветания!
Татьяна Медведева
27.11.2020 at 14:32Спасибо! Завораживает! И столько информации опять! Хочу к Вам на курс по цветам Акварелью!!! На даче столько листиков. ягодок и цветов…
Аноним
27.11.2020 at 20:20Марина, спасибо.Очень интересно, после статьи и видео узнала столько нового. Успехов Вам и здоровья, в наше непростое время.
Валентина Шаронова
07.12.2020 at 11:52Марина, несколько раз возвращалась к этому посту – новое понятие, старая проблема. Спасибо. Попробовала сделать, жаль что Вам не отправить. Но если загляните-буду рада инстаграм – vl_art_spb
Pingback: Словарь CG-художника: термины и их значение
05.10.2023 at 13:35