Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Видео по рисованию  / Негативные пространства в рисунке, живописи и дизайне. Принцип, который должен знать любой художник.

Негативные пространства в рисунке, живописи и дизайне. Принцип, который должен знать любой художник.

Вы уже сталкивались в рисовании с понятием "негативное пространство"?

Забавный термин, который не имеет ничего общего с чем-то плохим. Наоборот, для художника это важное понятие и очень нужный принцип в рисовании, который расширяет возможности мастера.

Именно поэтому я знакомлю своих студентов с понятием "негативные пространства" в курсах "Ключи рисунка",  "Цветы в акварели" и в курсе рисунка с моей авторской техникой "Карандашные фантазии".

В этой статье я подробно расскажу о преимуществах использования принципа негативных пространств и дам выдержки из видео данных курсов, объясняющих использование этого принципа.

ПОНЯТИЕ "НЕГАТИВНЫЕ ПРОСТРАНСТВА"

Негативные пространства в рисунке - это участки фона вокруг объекта либо пространства внутри его формы.

Негативными они названы потому, что обычно не воспринимаются нами. Всё внимание достается объекту, который окружают негативные пространства.

С этим, кстати, связано интересное исследование психолога Эдгарда Рубина, который показал, что фигура (позитивная форма) целостна и имеет как бы выступающий вперед силуэт, а фон - негативное пространство, и он аморфен и простирается ЗА фигурой.

негативные пространства ваза рубина

Рубин показал пример зрительной иллюзии, когда позитивная и негативная форма меняются местами.

Мы можем воспринимать объектом либо тёмное, либо светлое в зависимости от смещения восприятия. И тогда вперед выходит то одна форма, то другая.

Вот она, "Ваза Рубина". Что вы видите? Вазу или два профиля?

Замечаете, как то белое, то чёрное выдвигается вперёд?

Эту особенность восприятия, замеченную Рубином, в первую очередь начали с успехом использовать в графике и графическом дизайне.

Использование негативных форм в ГРАФИКЕ

Думаю, графика Эшера с мозаиками из природных форм вам уже встречалась.

Художник виртуозно совмещал светлые и темные силуэты так, что одни порождали другие:

Мауриц Эшер. Небо и вода", 1938 г

негативные пространства матриц эшер

Мауриц Эшер "Мозаика II"

Современные дизайнеры успешно используют идею "позитива-негатива" в плакатах и логотипах:

негативные пространства дизайн

Танг Яу Хонг "Певчая птичка" 

Саймон Си. Пейдж Постер к "Криминальное подполье". Борьба Бэтмэна против Пингвина

негативное пространство

Ричард Фонтано. Логотип гольф-клуба Spartan.

Не правда ли, очень оригинальная идея - сделать профиль спартанца из фигурки гольфиста?

Но давайте пойдем дальше.

Негативные пространства в рисунке могут быть не только способом поиграть нашим восприятием, но и оказывают большую помощь при рисовании с натуры. Каким образом?

Негативные пространства в рисунке

"Восприятие негативных пространств - второй базовый компонент комплексного умения рисовать," - пишет Бетти Эдвардс в книге "Художник внутри вас".

В своём знаменитом курсе по рисованию и раскрытию творческих способностей она даёт метод рисования с использованием негативных пространств.

Её идея заключается в том, чтобы специально переключать режим восприятия с объекта на окружающие его пространства.

В этом случае мы имеем возможность уйти от стереотипов восприятия и точнее увидеть пропорции и конфигурации формы, которую рисуем.

Например, рисуя сложный ракурс рук, переключайте внимание с пальцев на промежутки между ними. Эти формы более простые, их проще соизмерить и изобразить. 

негативные пространство 1

Рисуя глаз в повороте, рисуйте не веки и радужку, а форму, которая образуется между ними. Так вы не подвергнитесь стереотипу, что глаз имеет форму листика с кружочком в середине.

Таким образом, переключение внимания на негативные пространства, "дырки" внутри формы позволяет нам убрать смятение при рисовании сложных форм и нарисовать их легко и точно.


Если вы новичок в рисунке, то, во-первых, рекомендую вам пройти мой бесплатный вводный курс "Ключи рисунка", где мы также используем принцип негативных пространств как один из ключей рисунка.

А во-вторых, обязательно прочтите книгу Бетти Эдвардс "Откройте в себе художника",  это must have в библиотеке рисующего! На основании  методики Эдвардс построены многие курсы обучения рисованию.


Нужно сказать, что многие художники, не зная методики Бетти Эдвардс приходят к рисованию через негативные формы самостоятельно. Я помню, что ещё в детстве использовала этот приём, смотрела не только на объект, но и на формы, окружающие его.

Возможно поэтому мне легко было придумать и объяснить карандашную технику рисунка, в которой используются негативные пространства.

Эта техника подобна той, что активно используется в рисовании акварелью, техника "негативного письма". В чём она заключается?

Техника "Негативных пространств" в АКВАРЕЛИ И МОЕЙ АВТОРСКОЙ ТЕХНИКЕ В ГРАФИКЕ

Сначала расскажу о черно-белой графике, а затем перейдем к акварели.

Обратите особое внимание на видео. Это выдержки из курсов, в которых я наглядно показываю принцип "негативных пространств".

Карандашные фантазии Марины Трушниковой

Итак, в чем же суть использования принципа?

Техника негативных пространств понадобится вам, когда вы начнете рисовать сложные сюжеты с переплетением растений,  с большим количеством веток, с цветущими или заснеженными деревьями.

При этом важно изменение тона и цвета объектов вглубь пространства - это ситуация, когда передний объект светлый, а фон - темный.

Это сложный случай для графики в целом и для акварели в частности, поскольку в акварели мы рисуем от светлого к темному.

В масле мы бы сначала написали темный фон, а потом сверху нанесли светлые ветки или травинки. Это просто.

В графике же нам приходится оставлять светлый тон основы и обрисовывать его. Вот это гораздо сложнее, и важно сделать фон правильно, чтобы не потерять все объекты, показать их переплетение и разную удаленность в пространстве.

Здесь нам и поможет принцип "негативных пространств".

Рассмотрите эти работы студентов курса "Карандашные Фантазии". Они построены именно на этом методе.

Хотите узнать, как это сделать?

Посмотрите это видео, в котором я объясняю, как создаются переплетения объектов в пространстве:

Кратко повторю условия создания таких изображений с переплетением форм:

  • Принцип "негативных пространств".
  • Принцип "четкого края".
  • Принцип "светлое на темном". Ближние объекты светлее,  дальние - темнее.

И вот теперь, когда мы разобрались, как можно создать переплетение форм в графике, мы можем добавить  цвет и рассмотреть, как это используется в акварели.

Вот пример моих картин с использованием техники "негативного письма". (Увеличиваются по клику)

Техника негативного письма в акварели предполагает многослойное письмо.

Мы послойно набираем цвет от очень светлого вблизи к самому тёмному вдалеке. Для этого используем свойства оптического смешения цвета и прозрачность акварельных слоёв.

Посмотрите кусочек видео с упражнением из курса "Цветы в акварели", чтобы понять, как рисовать в этой технике.

Если вы впервые узнали о технике "негативного письма", то обязательно повторите это упражнение.

Оно поможет вам рисовать переплетение растений в флористических сюжетах.

Вот такие акварели, например, получились у студентов курса "Цветы в акварели":

С понятием "негативные пространства" вы обязательно столкнетесь и в других акварельных сюжетах. Ведь, как я уже сказала, акварелью мы рисуем от светлого к тёмному, поэтому в случае со светлыми объектами на тёмном фоне нам придется переключать свое внимание именно на участки фона, на негативные пространства.

Надеюсь, данная статья и выдержки из курсов помогли вам разобраться с этой темой.

Если остались вопросы - задавайте их в комментариях. Будем разбираться вместе!


Не стесняйтесь делиться информацией в соцсетях:


35 комментариев
  • Аноним
    24.05.2019 at 11:40

    Марина, спасибо!!!! Как всегда очень интересно и полезно!

  • Наталья К.
    24.05.2019 at 12:08

    Спасибо за приобщение к волшебству! Успехов, Марина!

  • Елена
    24.05.2019 at 12:23

    Очень интересно, спасибо!

  • Елена
    24.05.2019 at 12:56

    Очень интересно и красиво. Благодарю, Марина, за разъяснения! Необычный и новый для меня способ рисования. Всегда вызывало сложности изобразить слои и переплетения. Очень красивые и фантастичные рисунки. Такому способу рисования наверно долго учиться, пока не все понятно? Благодарю!

  • Людмила
    24.05.2019 at 13:22

    Спасибо, Марина. Уже долгое время созерцаю Ваши работы, читаю статьи. Как всегда очень интересно, доходчиво, полезно.

  • Марина Соседова
    24.05.2019 at 13:33

    Спасибо огромное, Марина! У Вас дар простыми и доступными словами объяснить такую сложную тему. А главное — это действительно важное умение, которому нужно обязательно научиться.

  • Татьяна
    24.05.2019 at 14:30

    Спасибо, всегда с удовольствием читаю Ваши статьи, даже если что то известно, всегда полезно услышать это со стороны, а вы очень хороший педагог. Творческих успехов!

  • Татьяна
    24.05.2019 at 17:17

    Марина,спасибо большое за такую доступную информацию. Вроде все просто, а додуматься не получилось. Еще раз спасибо!

  • Tata
    24.05.2019 at 17:21

    Спасибо. Не знала, что техника так называется. А мы в школе, да и вне школы развлекались таким рисованием. Ещё соревновались у кого сложнее рисунок. У меня и дочка в своё время “подсела” на такие” развлекалочки”. Сначала рисовали карандашами и ручками, а особо продвинутые пробовали себя в рисовании тушью. Ну, а когда появились стержни с пастой, то перешли на них. Да, новое – это всегда хорошо забытое старое. Думаю, что многих из вас тогда ещё не было на свете. Спасибо за статью и напоминание о юности.

  • Анна
    24.05.2019 at 17:22

    Очень нравится такой прием – сродни медитации..благодарю, что напомнили!

  • Аноним
    24.05.2019 at 17:26

    Спасибо большое за информацию. Сейчас осваиваю ваш урок по сирени, чуть позже куплю еще по цветам.

  • Александра
    24.05.2019 at 17:27

    Марина, спасибо вам большое, за ещё одну замечательную статью и видео. Очень полезно, хочу попробовать с детьми этот приём.

  • Лариса
    24.05.2019 at 18:16

    Благодарю, Марина! Очень познавательно и доходчиво объяснили. Стало ещё более понятно, как рисовать акварелью сложные композиции!

  • Ирина
    24.05.2019 at 22:32

    Спасибо, Марина! Как всегда, смотрю ваши уроки раскрыв рот… Потрясающе! и как Вы хорошо и спокойно все рассказываете! Такую технику в акварели я еще не пробовала, только в карандаше. Спасибо)

  • Мария
    25.05.2019 at 14:26

    Спасибо,Марина! Как всегда все очень доходчиво, и не сложно) С удовольствием всегда читаю Ваши статьи и журнал. Рисую,правда,сухой пастелью,но акварельные “приемы” на ней тоже работают) Успехов Вам!

  • Татьяна
    25.05.2019 at 16:06

    Очень интересно рассказали , я свои первые лилии именно так и нарисовала акварелью ничего не зная про негативное пространство !)))

  • Лариса
    25.05.2019 at 22:28

    Марина спасибо большое. Вы замечательный преподаватель. Рассказываете понятно и очень интересно!

  • Таисия
    26.05.2019 at 14:34

    Спасибо Марина за подборку материала Все что вы присылаете для меня лично является суперполезным Очень понравилась статья о ритме золотом сечении о негативном пространстве Пожалуйста не оставляйте эту практику Мы Вам очень благодарны

  • Елена
    27.05.2019 at 11:13

    Спасибо, Марина! Как всегда очень интересно и полезно.

  • Татьяна
    27.05.2019 at 12:20

    Марина, моя благодарность за столь необходимый урок, за Ваше стремление к просвещению!!!!!

  • Регина
    27.05.2019 at 15:31

    Марина, спасибо за невероятно ценные знания, Вы прекрасный и щедрый педагог, очень хотела с Вами познакомиться и ура, мечты сбываются!

  • гость
    21.06.2019 at 22:23

    Спасибо, Марина, большое!!!!

  • Надежда Гусева
    29.10.2019 at 19:32

    Благодарю!!!

  • Ольга
    08.11.2020 at 10:34

    Спасибо. Очень интересно! Я интуитивно пришла к такому видению процесса рисования, я -самоучка. И вот ваша статья сломала тонкий лёд сомнений и добавила мне уверенности в собственных силах. Многому учусь у вас. А ваши танцующие пары- просто фантастика! Здоровья и процветания!

  • Татьяна Медведева
    27.11.2020 at 14:32

    Спасибо! Завораживает! И столько информации опять! Хочу к Вам на курс по цветам Акварелью!!! На даче столько листиков. ягодок и цветов…

  • Аноним
    27.11.2020 at 20:20

    Марина, спасибо.Очень интересно, после статьи и видео узнала столько нового. Успехов Вам и здоровья, в наше непростое время.

  • Валентина Шаронова
    07.12.2020 at 11:52

    Марина, несколько раз возвращалась к этому посту – новое понятие, старая проблема. Спасибо. Попробовала сделать, жаль что Вам не отправить. Но если загляните-буду рада инстаграм – vl_art_spb

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ