Растворители для масляных красок: подробный путеводитель
Это перевод статьи Bob Davies , которую мы перевели и снабдили ссылками на описанные импортные товары. Если у вас есть собственный опыт использования импортных средств для живописи, делитесь им в комментариях!
Живопись маслом - наиболее традиционная среди существующих рисовальных техник вот уже несколько сотен лет. Но для многих начинающих художников истинное удовольствие от живописи масляными красками приходит только в зрелом возрасте.
По довольно очевидным причинам эту технику не преподают в школах. Поэтому, если рядом с "юными" художниками нет чутких наставников или родственников, способных показать все прелести использования этого материала, интерес к нему вряд ли проявится. По крайней мере до того времени, пока они не станут старше.
Одной из загадочных особенностей масляной живописи можно считать большое разнообразие используемых растворителей.
Растворители нужны для изменения таких параметров красок, как прозрачность, консистенция, время высыхания и так далее.
Технически, некоторые из этих жидкостей вообще не являются растворителями, и тем не менее отлично справляются с задачей разбавления краски.
Но в статье, независимо от природы их происхождения, во избежание путаницы, я буду использовать для всех их название "растворитель". Так или иначе большая часть подобных жидкостей основана на масле/спирте, поэтому предполагает возможность смешивания.
Стоит заметить, что когда заходит речь о масляных растворителях, можно встретить и упоминание лаков. Я не буду говорить о них подробно, поскольку растворители смешиваются с красками в ходе работы, а лаки добавляются уже поверх завершенных картин.
Это никак не уменьшает важность процесса лакирования. Поэтому рекомендую найти отдельную информацию об использовании лаков, чтобы ваши завершенные работы выглядели более эффектно.
растворители для масляных красок: основные разновидности
Я опишу некоторые из самых известных растворителей, а в конце предложу те, которые следует использовать , если вы новичок в масляной живописи.
Начнем с того, что явно не является масляным растворителем и даже не имеет в своем составе масляную основу! И тем не менее, это крайне важный ингредиент для правильного начала рисования картины в технике масляной живописи...
Акриловый грунт
Acrylic Gesso
Все основы, используемые под масло, будь то холст, бумага, картон или любой другой пористый материал, должны быть обязательно загрунтованы.
Это нужно для того, чтобы убрать с поверхности мелкие заусеницы. И, тем самым, сделать так, чтобы краска лучше "прилипала" к холсту. Грунтование также ограничивает способность проникновения масляной составляющей в красочный пигмент. Это предотвращает возможное появление неоднородного эффекта и матовых пятен в работе.
К слову, такое может произойти даже с загрунтованной поверхностью (отсюда и замечание о важности нанесения лака по окончании). Но 2-3 слоя грунта, нанесенных заранее и оставленных до полного высыхания, обеспечат наилучшее начало вашей работы.
Грунт, как правило, доступен в белом цвете. Но он также может быть серым, черным и прозрачным. Используйте нужный вам цвет для придания картине соответствующей атмосферности. Вы также можете добавлять другие акриловые краски в грунт, чтобы задать общий оттенок и убрать резкие блики белого холста.
Теперь перейдем к разбавителям или растворителям. И в первую очередь рассмотрим скипидар.
Скипидар
Turpentine
Это традиционный растворитель, который издавна использовался художниками для разбавления краски. Смешанный с небольшим количеством пигмента, он обеспечивает быстросохнущую заливку, которая идеально подходит для создания рисунка и первой подкладки под живопись. Это, если хотите, можно назвать скетчем краской.
Вот снимок одного из самых популярных художников Джеймса Уиллиса, который использует такой микс для основы в одном из своих уроков по масляной живописи.
Многие художники считают терпентин (скипидар) самым чистым разбавителем для масел, очищенным до высокого качества. Он одинаково хорош как сам по себе, так и в смеси с льняным маслом.
Скипидар можно использовать для чистки кистей, ножей и т. д. по завершению сеанса рисования.
Тем не менее, у него есть один существенный недостаток. Запах. Резкий запах скипидара способен вызывать головные боли и тошноту.
По правде говоря, скипидар не более токсичен, чем многие бытовые жидкости...
Но даже если вы согласитесь с этим, важно понимать, что запах имеет особенность проникать и задерживается в помещении. Поэтому любой проходящий рядом человек наверняка узнает, что здесь есть увлеченный художник!
Если вы используете скипидар, убедитесь, что крышка бутылки плотно завинчена, когда жидкость не используется. И утилизируйте остатки после окончания сеанса рисования.
При нынешнем акценте на экологически приемлемые материалы скипидар неизбежно упал в рейтинге пользования. Поэтому рассмотрим ниже несколько альтернативных вариантов.
Разбавители со слабым запахом (уайт-спирит)
Low Odour Thinners (White Spirit)
Многих людей смущают различия между скипидаром, уайт-спиритом и разбавителями со слабым запахом или минеральными спиртами.
В основе скипидара лежат природные смолы, извлеченные из деревьев. Тогда как уайт-спирит и разбавители со слабым запахом являются продуктами на основе нефти.
В зависимости от того, в какой части мира вы живете, последние два могут быть описаны как минеральный скипидар, минеральные спирты, заменитель скипидара, разбавители для краски и так далее.
По моему опыту, уайт-спирит так же эффективен, как и скипидар, но имеет те же неприятные запахи, что и чистый скипидар. Поэтому рекомендую вам обратить внимание на разбавители со слабым запахом.
Им также свойственно быстрое высыхание, как у скипидара или уайт-спирита.
Как следует из названия, художественные разбавители со слабым запахом - это растворители, которые идентичны чистому скипидару с точки зрения разбавления краски и моющего средства, но имеют гораздо более мягкий и приятный запах.
Фактически, это версия уайт-спирита, у которого сильный запах был удален при дополнительной обработке.
Каждый производитель выпускает собственную версию подобных жидкостей. Некоторые делают это через отдельные торговые марки, например, Sansodor (предложение Winsor и Newton).
Они стоят примерно столько же, сколько эквивалентные бутылки скипидара. Поэтому никаких дополнительных затрат для того, чтобы избавить рабочую комнату от запаха, не потребуется.
Возможно, вам будет проще заказать разбавители со слабым запахом в Интернете, чем скипидар. Поскольку их будут доставлять с большей готовностью.
Кстати, разбавители со слабым запахом, продаваемые в интернет-магазинах, могут быть дешевле, чем разбавители со слабым запахом, продаваемые в художественных магазинах. Но они содержат больше примесей, поэтому не идеальны для смешивания с красками.
Однако, если вы начинающий "маслянист" и не уверены, что эта техника для вас, тогда это экономичный способ, чтобы попробовать.
Разбавители со слабым запахом также хороши для очистки кистей и инструментов после того, как вы закончили рисовать ими. Но не забывайте заботиться о своих кистях, используйте еще и обычное моющее средство после чистки растворителями.
Экологически чистые растворители
Environmentally Friendly Solvents
Как и следовало ожидать, за последние несколько лет на рынке художественных материалов появился ряд более приемлемых для окружающей среды альтернатив.
Предназначенные для устранения недостатков запаха скипидара, воспламеняемости и токсичности большинства минеральных спиртов, такие растворители получены из натурального сырья.
Еще одним преимуществом является то, что они являются биоразлагаемыми и не требуют специального хранения или вентиляции.
Разработка таких продуктов все еще находится в зачаточном состоянии, но их доступность и количество растут.
Примером экологически чистого растворителя является продукт с ароматом цитрусовых «Zest-It».
Его нежный апельсиновый запах гораздо более приемлем, особенно для тех, кто страдает аллергией на обычные разбавители.
К слову, у бренда есть также версия разбавителя без запаха.
Sennelier также разработала ряд аналогичных продуктов под маркой «Green for Oil», опять же, используя возобновляемое, экологически чистое сырье.
Производители утверждают, что вы даже можете взять эти растворители на борт самолета, в отличие от большинства традиционных.
Но сначала посоветуйтесь с авиакомпанией, поскольку, по моему опыту, многие сотрудники службы безопасности по всему миру твердо придерживаются мнения, что все краски и сопутствующие продукты (да, в том числе акварели!) автоматически воспламеняются.
Тем не менее, точно так же, как гибридная и электрическая энергия проникает в бензиновые и дизельные автомобильные трансмиссии, мир искусства тоже постепенно адаптируется к лучшим экологическим возможностям.
Возможно, со временем мы вернемся к лавандовому маслу, которое было основным растворителем в течение нескольких сотен лет до разработки скипидара.
Конечно, есть ряд других фирм, которые развиваются в этом направлении. Поэтому, если вы воспользуетесь поисковым запросом «экологически чистые растворители», то наверняка столкнетесь с растущим числом поставщиков и продуктов, которые могут вас заинтересовать.
Льняное масло
Linseed Oil
Теперь поговорим о льняном масле. Даже у этого продукта есть несколько вариантов названий в зависимости от производителя. Вы можете встретить очищенное льняное масло, льняное масло, сгущенное льняное масло, льняное масло холодного отжима, быстро сохнущее льняное масло и так далее.
Мы рассмотрим лишь некоторые из самых популярных вариантов.
Очищенное льняное масло снижает консистенцию краски и замедляет скорость её высыхания. Это дает художнику достаточно времени для тщательной проработки картины без спешки.
Все варианты льняного масла склонны при высыхании давать слегка желтоватый оттенок.
Linseed stand oil при высыхании делает поверхность гладкой, эластичной, не оставляет следов от кисти.
Процесс высыхания проходит немного быстрее, чем с очищенным льняным маслом. Это идеальное средство для смешивания с растворителем без запаха.
Drying linseed oil (быстросохнущее льняное масло) немного темнее, чем другие. Но, как следует из названия, высыхает еще быстрее, поэтому идеально подходит для тех, кому нужно закончить работу в сжатые сроки.
Как и другие, оно улучшает текучесть краски, а также повышает блеск и прозрачность слоя.
Маковое и сафлоровое масло
Poppy Oil and Safflower Oil
Это более светлые масла. Они особенно полезны при смешивании с белыми или светлыми цветами во избежание «пожелтения», как у льняного масла.
Они также требуют больше времени для высыхания. Это может быть как преимуществом, так и недостатком, в зависимости от стиля письма художника.
Они не такие эластичные, как льняное масло и некоторые другие масла. Поэтому их следует использовать с осторожностью, так как они могут быть более склонны к растрескиванию при высыхании.
Масло грецкого ореха
Walnut Oil
Некоторые старые мастера высоко ценили это масло, поскольку считали, что оно менее «желтое», чем льняное масло. Масло грецкого ореха высыхает быстрее, чем сафлоровое и маковое масла.
Его самый большой недостаток в том, что оно не очень хорошо хранится даже в бутылке и может стать несвежим и дурно пахнущим, если о нем не заботиться должным образом.
На самом деле, это также относится ко многим ореховым маслам, поэтому хранить их нужно с осторожностью.
Храните ореховые масла в прохладном месте, крепко завинчивайте крышку и избегайте воздействия на них сильного солнечного света в течение длительного времени.
Лучше всего отделить небольшое количество масла, необходимого на время сеанса рисования, и убрать бутылку обратно.
Кстати, не поддавайтесь искушению использовать любое из этих масел, которые могут быть у вас на кухне для приготовления пищи, просто потому, что названия совпадают!
Они почти наверняка будут иметь добавки для оптимизации их кулинарного использования, которые могут отрицательно повлиять на способность смешиваться или позволить краскам высохнуть должным образом.
Какие цвета из палитры сохнут быстрее?
Помимо особенностей растворителей, цвет масляных красок так же имеет различную скорость высыхания. Это связано с тем, что различные пигменты высыхают по-разному, вызывая потенциальные проблемы растрескивания слоев.
Не стоит отчаиваться. Производители хорошо осведомлены о проблемах и будут корректировать состав краски, насколько это возможно.
Тем не менее, вы можете помочь себе, отметив, какие цвета высыхают быстрее или медленнее.
Размещаем краткое описание скорости высыхания различных цветов и связующих.
Это не исчерпывающий список, и вам, безусловно, не нужно зацикливаться на нем. Однако,это может быть полезно, если в прошлом у вас были проблемы с определением того, что могло пойти не так, и что делать с этим в следующий раз.
Информация собрана на веб-сайтах нескольких производителей, поэтому скорость высыхания однотипных цветов может немного отличаться в зависимости от состава используемой вами марки.
Масляные краски быстрого высыхания /до 2 дней/
Умбра Жженая - Burnt Umber
Умбра Натуральная - Raw Umber
Кобальт Синий - Cobalt Blue
Сиена Жженая - Burnt Sienna
Фиолетовый - Permanent Mauve
Прусский Голубой - Prussian Blue
Сиена Натуральная - Raw Senna
Белый Свинец - Flake White
Масляные краски средней продолжительности высыхания /до 5 дней/
Winsor Blues and Greens [Phthalocyanines]
Сиена Жженая - Burnt Sienna
Кобальт Фиолетовый - Cobalt Violet
Кобальт Зеленый - Cobalt Green
Ультрамарин Синий - Ultramarine Blue
Травяной Зеленый - Sap Green
Малиновый Ализарин - Permanent Alizarin Crimson
Охра - Ochres
Белила Титановые - Titanium White
Белила Цинковые - Zinc White
Ламповый Черный - Lamp Black
Черный Слоновая Кость - Ivory Black
Марс Черный - Mars Black
Пирол - Pyrrole's
Желтый Висмут - Bismuth Yellow
Перилен - Perylenes
Масляные краски длительного высыхания - более 5 дней
Кадмий - Cadmium Hues
Розовый Хинакридон - Permanent Rose (Quinacridone)
Малиновый Ализарин - Alizarin Crimson Hue
Конечно, как только вы добавите, к примеру, льняное масло, о котором я упоминал ранее, то время высыхания значительно сократится.
Но я думаю, что мы можем использовать для этих целей кое-что другое:
Ускорители высыхания
Speeding Up Drying (Liquin & Alkyd Medium)
Итак, мы видим, что самой большой проблемой с масляными красками является длительность высыхания.
Некоторые специалисты заявляют, что если вы собираетесь рисовать маслом, то должны принять медлительность высыхания и не бороться с этим. А если хотите быстросохнущую краску, выбирайте акварель или акрил.
Это все хорошо, но у многих людей, которые хотят рисовать маслом, просто нет времени или места в их домах, чтобы оставить картину на несколько дней или даже недель, пока один слой высохнет достаточно, чтобы нанести следующий.
Потенциально, многие начинающие художники теряются в масляной живописи, прежде чем они действительно начнут рисовать.
Как мы видели, некоторые варианты льняного масла предназначены для ускорения процесса. Но этого не достаточно для многих художников.
Есть два аналогичных, широко доступных продукта-ускорителя высыхания (Liquin/Alkyd Medium,) которые за последние несколько лет оказались настоящим благом. Их гелеобразная консистенция, напоминающая по вязкости мед, способна буквально вдвое сократить время высыхания масла.
Эти медиумы могут повысить прозрачность и текучесть краски, позволяя более легко наносить ее.
Процесс работа над картиной - "Жирным по тощему"/
Fat Over Lean
Большинство масляных картин пишутся послойно в следующем порядке:
Первый слой - подмалевок. Здесь не используется льняное масло, только скипидар и очень мало краски.
Далее следует корпусное письмо - покрытие основных участков базовыми цветами.
Затем идет более детальная проработка света и тени.
Далее, возможно, будет использоваться лессировка, и, в завершении, блики.
Поскольку «самые тонкие» слои (с растворителем) высыхают довольно быстро, вам нужно сначала нанести именно их, а затем «самые толстые» слои (с маслом).
Причина этого заключается в том, что тонкий слой, содержащий растворитель и краску, но с очень низким содержанием масла, не только высохнет гораздо быстрее, чем слой, в который добавлено больше масла, но он также будет менее прочным и склонным к растрескиванию. ,
Таким образом, если бы этот тонкий слой был нанесен поверх слоя, в который было добавлено значительное количество льняного масла, он, вероятно, растрескивался бы и растрескивался, поскольку нижний слой масла перемещался по мере высыхания и создавал нагрузки на тонкий, негибкий материал.
Помните, что не тип масла, который вы смешиваете с красками, влияет на появление избыточного масла, а пропорция масла, которую вы добавляете в каждый слой краски.
Чем более маслянистое вещество вы добавляете, тем оно «жирнее».
Это не точная наука, и нет необходимости в проверке каждого слоя. Обращайте внимание на количество разбавителя, которое умещается на кисти.
Убедитесь, что в каждом слое больше масла, чем в предыдущем, и у вас должно быть меньше трудностей в этом вопросе.
Итак, что бы я порекомендовал начинающим?
Просто позвольте мне сначала сказать, что не существует «лучшей» или «идеальной» добавки, которая подходит всем.
Некоторые художники вообще не используют растворители, предпочитая краску прямо из тюбика и позволяя естественному процессу высыхания идти своим чередом.
Другие же пользуются растворителями, потому что это соответствует их стилю письма.
Большинство производителей предоставляют «Painting Medium». Обычно это комбинация льняного масла, уайт-спирита и лавандового масла (В русском варианте - "тройник").
Такой раствор обеспечивает вашим краскам сразу несколько характеристик, включая упругость, гибкость, блеск и некоторое сокращение времени высыхания.
Могу себе представить, что то, что я до сих пор показывал вам, может сбить с толку новичка. Хотя это всего лишь небольшая часть того, что доступно в качестве вспомогательных средств для масляной живописи.
И все же, для начала мы можем свести все это к трем пунктам, которые могут стать подспорьем начинающему:
- льняное масло быстрого высыхания
- ускоритель высыхания
- разбавитель со слабым запахом
Эту смесь я всегда использую с масляными красками, и она хорошо служила мне годами.
Льняное масло оставляет поверхность достаточно гладкой. Хотя я всегда лакирую картину, когда она полностью высыхает, чтобы выровнять блеск.
При рисовании я наливаю небольшое количество смеси в 2 масленки с двойным дном. Это не обязательные элементы, но очень удобные. Они всегда под рукой, когда вам это нужно.
Раствор храню в стеклянной банке с плотно завинчивающейся крышкой. Пропорция примерно 50/50 льняного масла и ускорителя высыхания.
При необходимости я использую каплю растворителя со слабым запахом, чтобы использовать для первоначального наброска.
Заключение
Я надеюсь, что это краткое объяснение основных сред в масляной живописи поможет прояснить некоторые из загадок вокруг них.
Многие разбавители в большинстве своем выполняют очень похожую работу, но с тонкими и важными различиями, если вы достаточно опытны, чтобы их использовать. Это похоже на то, как три автобуса идут по одному и тому же маршруту, пока они не разветвляются дальше по дороге в разные пункты назначения.
Пока вы только отправляетесь в путешествие, вы можете использовать любой из них.
Только если вы хотите пойти дальше, чем делали ранее, вам нужно более точно определить, на какой автобус нужно сесть...
Предлагаемая мной смесь может не подойти всем. Особенно если вы готовы использовать краску прямо из тюбика для и оставить на несколько недель, чтобы она высохла!
Тем не менее, я верю, что это позволит вам отфильтровать всю запутанную (а иногда и противоречивую) информацию о том, что делает каждый растворитель, и начать работу, не тратя время и деньги на покупку ряда продуктов, которые вы никогда не будете использовать.
Естественно, по мере того, как вы будете развивать свой стиль масляной живописи, вам захочется попробовать другие средства, и я надеюсь, что вам понравится этот процесс.
Итак, попробуйте смесь, которую я предлагаю.
Если ничего другого нет, это позволит вам начать рисовать намного быстрее, чем использовать краску, аккуратно извлеченную из тюбика!
Это перевод статьи Bob Davies , которую мы перевели и снабдили ссылками на описанные импортные товары. Если у вас есть собственный опыт использования импортных средств для живописи, делитесь им в комментариях!
Еще не знакомы с сайтом Jackson's Art?
Это английский сайт товаров для художников. Поскольку в наших магазинах идет хорошая накрутка в цене на импортные товары, то этот сайт - просто спаситель.
Пусть вас не пугает англоязычный интерфейс. Я подготовила подробнейшую статью с рассказом о том, как там всё устроено!
Инга
05.07.2019 at 18:58Марина, все ваши статьи, как настоящее мороженое-вкусные, потому что на сливках и с орешком внутри!
Марина Трушникова
06.07.2019 at 00:32Какое интересное сравнение, Инга! 🙂 Благодарю. И в данном случае, конечно, огромное спасибо автору. Мы лишь донесли информацию до российского читателя.
Татьяна Мелихова
05.07.2019 at 19:07Марина, спасибо! Очень полезная статья! Пользуюсь тройником, как ты и учила в Школе. Есть и масло льняное, и слабопахнущий уайт- спирит.
Марина Трушникова
06.07.2019 at 00:35Татьяна, напоминаю, что в школе в первом месяце я давала подробнейшую методичку по технологии живописи. Там прописаны разные варианты использования разбавителей. Тройник не всегда оптимален.
Наталья К.
05.07.2019 at 19:35Марина, ОГРОМНЕЙШЕЕ СПАСИБО за эту статью! Всё расписано в деталях и с большой любовью и знанием масляной живописи. Забираю в свою копилку с большим удовольствием. Если бы ещё Вы разместили статью этого же автора о лакировке, то была бы очень признательна, т.к. в Интернете много противоречивой информации надо её делать или нет и в какие сроки.
Висит недоделанная работа уже 6 лет. Не знаю с чего и начать, чтобы не испортить. Работала на “тройнике”.
Интересно, есть ли у этих средств срок годности и как это влияет на результат?
Благодарю, Марина, за внимание к людям и любовь к творчеству!
Марина Трушникова
06.07.2019 at 00:42Наталья, лаком имеет смысл покрывать работу, во-первых, для сохранности, чтобы создать защитную пленку от пыли и атмосферных воздействий. Во-вторых, чтобы придать живописи блеск. Однако нужно помнить, что лак помимо блеска придаст живописи желтизну, особенно со временем. К тому же не все авторы любят блеск лака, предпочитая матовую живопись. Поэтому покрытие лаком – не обязательная часть. И если вы все же собираетесь покрывать картину лаком, то ее нужно просушить минимум 1 год после написания, чтобы все слои окончательно просохли. Если покроете лаком не просохшую работу, это предотвратит доступ воздуха в глубокие слои, не просохшие слои могут дать проживание или растрескивание слоя.
Если собираетесь дописывать старую картину, то протрите ее от пыли, обезжирьте и слегка зачистите верхний слой для лучшего схватывая с последующими слоями.
Срок годности есть у всего. Смотрите его на упаковке разбавителя. Полагаю, у растворителей он очень большой.
Аноним
05.07.2019 at 20:21Марина, очень полезная статья! Для меня это очень актуальная тема сейчас. После твоего курса я влюбилась в масло – пробую разные техники и разные материалы. Разобраться в них сложно. Собираю информацию из разных источников. А тут в одной статье все подробно описано. Здорово! Спасибо большое!!!
Марина Трушникова
06.07.2019 at 00:49А какого курса? Если речь о школе, то там у нас есть очень подробная методичка по технологии, где уже собрано все необходимое.
Валентина
05.07.2019 at 21:00Марина, здравствуйте, статья очень необходимо-познавательная. Пишу маслом, т.к. аллергия на тройник, скипидар. Поэтому пишу на обычном растительном масле(прозрачном), но долго сохнет и иногда пишу на льняном масле, в художественном салоне оно стоит не дешево и я использую пищевое,но оно густое и темное – можно ли его использовать в живописи? Может есть какие другие варианты проверенные у вас или у пишущих комменты, буду признат
ельна за советы, заранее благоДарю.
Людмила Р.
05.07.2019 at 21:35Чтобы писать на подсолнечном масле, его надо отбеливать – в прозрачной бесцветной стеклянной бутылке держать на солнце всё лето почти, пока масло не станет бесцветным. Но у меня нет информации, как оно будет влиять на растрескивание через годы, пока растрескивания не наблюдала
Марина Трушникова
06.07.2019 at 00:52Валентина, пищевое масло не подходит для живописи. Масло должно быть отбеленным. Подсолнечное масло не то что долгосохнущее, оно практически не сохнущее. Поэтому, даже если вам кажется, что работа высохла, на самом деле внутри слоя масло не просохло. Это ведет к прожуханию слоя, изменению цвета краски. Если вы делаете учебные работы на выброс – то не страшно. Но если пишете картины для себя, друзей, продажи, хотите, чтобы они жили долго, то нужно придерживаться технологии.
Людмила Р.
05.07.2019 at 21:41Зимой люблю работать масляными водорастворимыми красками, эффект немного другой, чем обычным маслом, зато никаких запахов и не надо держать открытым окно
Марина Трушникова
06.07.2019 at 00:54Да, водорастворимое масло – замечательная вещь для аллергенов. Я пробовала, но есть в нем минус – оно не годится для подмалёвка и лессировок, при разведении жидко имеет другие свойства, скатывается.
Станислав
05.07.2019 at 21:53В качестве разбавителя-растворителя прекрасно идёт LAKKI BEZIINI фирмы TIKKURILA. Продаётся в строительных магазинах в литровой бутыли за весьма умеренную цену. Это высоко-очищенный уайт-спирит со слабым запахом. Мыть кисти очень хорошо ацетоном. В качестве палитры удобно использовать кафельную плитку белого цвета 15х15 или 20х20. Засохшую краску легко соскоблить ножиком и смыть тряпочкой или бумагой, слегка смоченной ацетоном. Также хорошо, особенно для сухой кисти, бесцветное масло для швейных машин типа Дюркоп, продаётся в магазинах швейных принадлежностей. Любитель-самоучка.
Марина Трушникова
06.07.2019 at 00:55Станислав, благодарю за ваши советы! Про растворитель фирмы TIKKURILA слышала раньше, но никак не встречаю в магазинах.
Светлана
06.07.2019 at 12:32Марина, спасибо огромное за информацию. Хочу добавить по поводу уайт спирита Tikkurila, позиционируеного как слабопахнущий. Я, к сожалению, ООчень чувствительна к запахам, и в то же время влюблена в масляную живопись. Купила это растворитель в специализированном магазине финских красок. Он пахнет, и не так уж слабо. Так что рассчитывать на него особенно чувствительным людям не стоит. Тогда лучше масло. Спасибо за комментарий по подсолнечному маслу. На одном из мастер-классов нас обильно снабжали таким, утверждая, что нет разницы с отбеленным льняным. Написала несколько неплохих, на мой взгляд, картин. Вот теперь и думаю, хорошо, что не подарила их никому. Будет стыдно, если они пожелтеют.
mila
07.07.2019 at 23:21Буквально вчера узнала, что ” невская палитра” выпустила растворитель без запаха. И , судя по рекламе , он есть или в ближайшее время будет во всех городах и весях.
Елена
11.07.2019 at 15:20Спасибо,Марина, за интересную статью!
Людмила.
13.07.2019 at 12:58Большое спасибо! Очень полезная статья!
Аноним
02.08.2019 at 21:02Благодарю! Очень полезно!!!
Аноним
24.11.2019 at 22:36Спасибо за статью, Марина! Я на прошлой неделе попала на демонстрационный урок по масляной живописи – девушка использовала Zest-it и маковое масло как раз. Маковое именно потому что она добивается чистого белого цвета, чтобы не желтело.
Я использую растворитель T-shell – вообще не пахнет, очень довольна. Тоже узнала о нем от художника, которого на пленэре случайно встретила. Но основные знания конечно из твоей школы самые первые получила, всегда спасибо тебе!
Гуля Goulnar Bek-Mukhamed
Кузьмичёва
01.12.2019 at 04:17А меня эта статья запутала окончательно. Пришла к мнению, что теперь я точно ничего не понимаю. Растворитель используется для мытья кистей или в процессе рисования? Или везде одно и то же используется? Я считала, что при рисовании разбавитель, а при чистке кистей растворитель.
Ирена
26.04.2020 at 15:53Большое спасибо за столь емкую, четкую информацию, котороая помогла сделать правильный выбор при покупке материала. Кроме того, она была столь последовательна и детально поясняла все нюансы, что дает воможность взвесить все за и против. И в целом статья очень познавательна. Спасибо! Сохранила себе в закладки. Непременно поделюсь при запросе со стороны других людей.