Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Видео по рисованию  / Почему же мы так боимся рисовать?.. Ищем причину вместе!
Почему мы боимся рисовать

Почему же мы так боимся рисовать?.. Ищем причину вместе!

Случалось ли вам испытывать страх перед рисованием? Задаваться вопросом, почему мы боимся рисовать? Случалось ли замирать перед белым листом и бояться, что ничего  не получится?

Это происходит с большинством людей, пришедших к рисованию во взрослом возрасте. Переживание, что ваш рисунок в итоге только покажет вашу несостоятельность как художника?

И мне кажется, я начала понимать причину этих страхов.

Мои размышления на тему: почему мы боимся рисовать.

В недавнем видео-выступлении в Periscope я рассказала об этом. А еще поделилась опытом преодоления любых страхов.


Читать в контексте:


Смотрите эту запись, чтобы узнать, почему, по моему мнению, мы боимся рисовать, и как это можно преодолеть:


Узнайте больше в статье “Кризисные точки обучения рисованию”


Делитесь своим мнением в комментариях, согласны ли вы со мной? Как вы видите данную проблему? И, быть может, уже решили ее для себя? Как?

Благодарю за внимание!

Если мое обращение задело Вас за живое, поделитесь им в социальных сетях!

81 комментарий
  • Ирина
    14.10.2015 at 12:38

    Да, Марина, в чем-то вы правы. Действительно, страшно за то, что нарисуешь плохо и в который раз убедишься в своей неполноценности.. Могу ли я быть неполноценной, быть плохой?.. А почему бы и нет? Надо подумать над этим. Спасибо!

  • Vera
    14.10.2015 at 13:05

    Zdravstvuite Marina! Vi znaete – Vi pravi , kazdi raz bilo sosotojanie bojazni chistogo lista,kogda ponimaech chto eto novoe, i boichsja isportit . Idu v magazin pokupat tetrad ili ezednevnik i poka vibiraech dumaech chto tuda zapisivat i chem zapolnjat, a prichodich domoi tak on i ostaetsja lezat ne zapolnenim do sledyuchego goda.
    Preodolenie sebja ni chego ne daet v etom sluchae esli risuech doma odna , a vot v gruppe gde tebja vrode kak dolzen podovljat tot profesianalizm ili bolee skazem tak prodvinutie ychastniki ono kak to nichego, vrode poluchaetsja, no opjat nado eto kak to dlja sebja naiti etot vnutrenni draif.
    Zelau vam Marina tvorcheskix uspexov , S uvazeniem Vera

  • Светланка
    14.10.2015 at 13:17

    Слушала я Вас, слушала… Все точно говорите, так и есть. И так обидно стало, что раньше не начала рисовать… В конце так вообще расплакалась ) прям зацепили Ваши слова, точно в цель. А потом вздохнула и пошла гуашь свою засохшую оживлять. Дерево свое буду рисовать! Спасибо Вам огромное, очень ценю, как педагога и человека!

    • ольга
      14.10.2015 at 17:54

      Марина. спасибо за Вашу любовь не только к рисованию, но и к людям! Чем больше Вас узнаю, тем больше Вами восхищаюсь!

  • Татьяна
    14.10.2015 at 13:32

    Марина! В детсад не ходила, 63 года, первыми учителем стала случайно Марина Трушникова в феврале 2015 года. Всю жизнь хожу по выставкам разного калибра. Мне кажется, что в жизни столько тяжелого, что искать трагизм в обучении рисованию это застрелиться сразу! Если нет цели стать известным художником, устраивать свои выставки или заработать кучу денег так и рисуй себе с УДОВОЛЬСТВИЕМ! не так много этих удовольствий в жизни! А бояться в жизни есть чего много, но уж, конечно, не чистого листа!

    • Ирина
      14.10.2015 at 14:21

      Марина! Спасибо, что делитесь сокровенным, пережитым, думаю, что многие понимают, что “это про меня”. Как-то обучаясь в одной из интернет -школ по живописи, выставляя свои учебные работы и оценивая другие, поняла что я “бездарна”, во мне забушевали муки Сальери, я забыла, что в целом я состоялась в профессии, личной жизни, вообще я уже пенсионерка и мой удел Kinder, Kueche, Kirche.Со временем пришло понимание, что даже самым талантливым приходится приложить немало усилий, чтобы шаг за шагом прийти к результату. Спасибо вам за мудрость, щедрость души. Вы очень талантливы, мне импонирует. что вы обучая, не стесняетесь обучаться, расти в своём творчестве…..

    • Natalia
      14.10.2015 at 22:21

      Татьяна, подписываюсь под каждым Вашим словом!
      Когда я в свое время наткнулась на сайт Марины. то именно “Удовольствие рисования” меня больше всего зацепило. И рисование стало отдыхом, открытием (хотя почеркушки сопровождали меня всю жизнь), а если, благодаря урокам, получается что-то вразумительное, то это уже счастье.

    • Ольга
      18.10.2015 at 09:53

      Просто в точку!

  • Olga
    14.10.2015 at 13:44

    Марина,спасибо большое за выступление.Чувствуется,что Вы пропустили каждое его слово через свою душу.И практически со всем сказанным я согласна.Но не всегда мешают страхи начать учиться чему то новому в зрелом возрасте,для того ,что бы самореализоваться,или осуществить свою давнюю мечту.Я как раз была готова сесть за парту засучив рукава,и не смущало ,то что я была старше всех в студии.Лишь преподаватель был старше меня.Я готова была ловить каждое слово,много заниматься,только что бы был результат.И критика ,хорошая ,позитивная,мне бы не мешала.Но проучившись год Академическому рисунку в прекрасной студии,ушла.И месяца 4 не брала даже карандаш в руки.Пока не пришла к определенным выводам.Одно дело,когда критикуют люди не сведующие,но когда это делает с усмешкой,ухмылкой,стараясь выставить тебя в смешном свете перед другими ,твой преподаватель,это очень отбивает желание учиться.Только позже я поняла,что даже будучи на выставке профессионалов,он плохо отзывался о работах профессиональных .художников,чьи работы мне нравились очень.И тогда только я поняла,что мой преподаватель,всего навсего просто человек,со своими взглядами и своим вкусом в живописи.Он называет себя живописцем,я же по складу более склонна к графике.Но по моему не случайно существует столько направлений в живописи,потому что мы все разные.И на любой вид живописи есть любители и спрос.Так что я взялась за работту,и снова рисую с большим удовольствием.Так что,большое значение имеет деликатность и воспитанность преподавателя.Рада.что на просторах Интернета познакомилась с Вами,С Таней Артыковой и другими художниками.И Вы ,Марина,и Таня имеете великий дар объяснять и заражать желанием рисовать.На одном из вебинаров Вы демонстрировали и сравнивали работы профессионалов и любителей.Обьясняли деликатно к чему надо стремиться.Я считаю так и должно быть в обучении.Даже если Ваш ученик зрелого возраста и живопись,просто его хобби.Желание присоединиться к миру прекрасного.
    Вот такое на меня произвело впечатление Ваше выступление.Надеюсь и другие Ваши слушатели отзовуться,возможно каждый со своей историей.С Уважением Ольга.

  • Елена
    14.10.2015 at 13:44

    Марина, привет, во-первых, хочу поблагодарить за трансляции в перископе. А, во-вторых, по существу… Ходила на всякие мастер-классы и каждый раз, когда передо мной лежал чистый лист (холст) и надо было начать, появлялась мысль, я так (рисовали вольные копии картин известных художников) никогда не смогу. На художник отвечал, а что вы боитесь, не может быть, чтобы ничего не получилось, обязательно что-нибудь получится, надо просто брать и рисовать, ну и показывал, с чего начать и действительно, что-то получалось, даже нравилось то, что нарисовала. Ну и сама постоянно что-то чиркаю в блокноте, но когда показываю мужу, он постоянно отпускает какие-то шуточки, например, когда в перископе был ваш эфир, на котором рисовали ключи, я тоже рисовала, показала ему, он засмеялся и сказал:”Это ты что ключи обвела?” Это как-то заставляет нервничать из-за отсутствия обратной связи что ли.

  • Любовь
    14.10.2015 at 13:44

    Мариночка, растрогали до слёз!
    Боязнь чистого листа, холста особенно усиливается после хотя бы небольшого вынужденного перерыва.
    Руки чешутся, мысли роятся, жадно смотришь мастер-классы, коих множество сейчас, к счастью, а начать работу не можешь несколько дней. Пока уже не устыдишься перед собой и мужем, который придя с работы заглядывает украдкой на стол, мольберт, а там чистота… После многого пережитого вместе, счастье, что теперь он поддерживает моё увлечение рисованием.
    Какая же Вы умница, что не только как талантливый художник делитесь своим умением, но и как тонкий психолог, педагог наставляете нас, уже умудрённых жизнью, но делающих первые шаги в мир художественный. Низкий Вам поклон, благополучия и процветания! Вы замечательная!
    Спасибо

  • Валентина
    14.10.2015 at 13:51

    Марина, Вы отличный художник и хороший психолог-педагог. Всегда с интересом смотрю ваш сайт. Сама начала заниматься живописью поздно(ситуация как у вашего папы) .Пишу маслом, но мечтаю научиться акварелью. Спасибо Вам за то, что делитесь своими знаниями с нами. Дальнейших успехов Вам в творчестве!

  • Миш
    14.10.2015 at 14:07

    Спасибо Марина.
    Но как вырастить панцирь, если в работу ты вкладываешь душу, эмоции, просто выворачиваешься наружу? Ты в этой работе – мягкий, весь на ладони… И любой может ткнуть… пальцем и оставить неизгладимый след. А попадаются и желающие “в сапогах”… Да и обычное каменно-непробивное безразличие тоже ранит

  • Валерия
    14.10.2015 at 14:11

    Сначала подумала- нет, страх-это не про меня. Но вдруг вспомнила, проанализировала свои недавние ощущения в живом общении на пленэре и поняла, да страх есть, он появляется как-то сам собой, блокирует тебя, причём вылезают не только страх рисования, но и все непроработанные другие страхи, недоосознанные мысли и чувства… Для меня, если все страхи отбросить и погрузиться в сам процесс рисования, он завораживающий, захватывающий, открывающий какие-то новые грани себя и мира. Это процесс самопознания. Та часть мира, которая была закрыта ранее, и без которой мироощущение и миропонимание неполное. А страхи любые, я думаю, должны быть, это часть совершенствования личности человека, его путь к себе. Спасибо, Марина, что такими вопросами возвращаешь на путь осмысления жизни и познания себя.

  • Надежда
    14.10.2015 at 14:15

    Мариночка, это все правда. Но я бы сказала шире, что страх мешает вообще начать что-то новое, в том числе, заниматься творчеством. А страхи идут конечно же из детства. Думаю, причина того, что рисовать начинают многие люди в возрасте, кроется как раз в том, что к определенному возрасту нарастает тот самый панцирь, который позволяет выносить критику, косые взгляды и недовольства с легкой иронией.
    Спасибо тебе за откровенность. Слушала, и в голове мысль – жизнь – это постоянное преодоление……
    До встречи, пока!

  • Елена Валериус
    14.10.2015 at 14:29

    Я уже “большая девочка” и ничего не боюсь! 🙂 Если рисовать для себя, то никакой критик, кроме своего внутреннего, до твоих рисунков не доберётся. И если показываю кому-то, совсем не заморачиваясь на критику – я же только учусь рисовать. Я получаю наслаждение от самого процесса, и это состояние (в обоих смыслах) никто у меня не отберёт!
    И уж точно бояться нечего, ведь даже произведения великих художников одним нравятся, другим – нет, третьих оставляют равнодушными…

    С большим удовольствием учусь в мастер-группе.

    Марина, спасибо огромное за всё, что ты делаешь! Благодаря тебе в мире становится больше позитива, радости и красоты!

  • Kama
    14.10.2015 at 15:08

    Ого, вот это тема! Можно книги на эту тему написать, а уж статьи — точно! Еще мне кажется, что когда мы рисуем — не по мастер-классам (“ствол — морковка, ветки — палочки”), а сами, ищем свой стиль — мы пытаемся выразить свою душу. Чтобы выразить свою идею, нужно раскрыться больше, чем мы делаем это в обычной жизни, чем привыкли и готовы это сделать. И очень больно, когда кто-то со своей колокольни (может быть, из своих прошлых страхов и блоков) начинает высказывать свои “авторитетные суждения”…

    Мне кажется, большинство начинающих художников хочет услышать от учителя ответ на вопрос: “Что ХОРОШЕГО, интересного, самобытного, творческого есть в моем рисунке?” Но чаще всего они слышат: “Вот здесь линия кривая, вот тут тон взят неверно, пропорции не соблюдены, перспектива не сходится, и т.д, и т.п.” Честно, я знаю, я и так вижу, что линия кривая, тон взят неверно и пропорции подкачали — но неужели в моем рисунке вообще нет ничего такого, что стОит развивать?!?

    Марин, это я не про тебя, ты замечательный учитель! Увы, многие “серьезные” учителя грешат этим, вот люди и идут на интуитивное рисование, потому что там можно выдохнуть свободно, мазюкать красками по бумаге в свое удовольствие и слушать восторженные отзывы преподавателя о своем только что рожденном шедевре.

  • Ксюша
    14.10.2015 at 15:31

    Марина, здравствуйте!Я с удовольствием смотрю все ваши эфиры в перископе. Тронули Ваши слова о рисовании.
    Я никогда не боялась рисовать. С детства всегда предпочитала любому занятию рисование и еще с детского сада мечтала стать художником.(помню даже рисовала себя за мольбертом и с красками в руках). Дома все говорили – как здорово и красиво. Но в художественную школу меня не отдавали, а я и не настаивала. Когда же пришло время выбирать профессию, мне четко дали понять – никаких художников, дизайнеров и всего прочего. Почему? Этим нельзя заработать, вот и весь ответ. В пример мне ставили папу, который закончив строгановку, пошел автослесарем (деньги приносила именно эта работа, а вовсе не рисование). В итоге я перестала рисовать совсем. Отучилась на бухгалтера, даже получила красный диплом, но ни дня не отработала по специальности, которая была мне не интересна. В прошлом году нашла случайно в интернете Ваши уроки по акварели, купила краски и теперь не могу остановиться. Муж меня поддерживает в моем увлечении, если и критикует, то по делу.Но я оказалась сама для себя через чур строгим критиком. Последнее время даже прячу от себя свои же работы. Как только начинаю их рассматривать, сразу думаю какая ерунда, только бумагу зря перевела и тому подобное. Очень хотелось бы зарабатывать рисованием (один раз у меня даже заказали три рисунка), но я считаю мои умения недостаточными, чтобы просить за свои работы деньги. Так что пока просто рисую акварелью и складываю листы в папочку.

    • Марина
      14.10.2015 at 16:12

      Я очень хотела научиться рисовать в детстве. Не сложилось. Потом учеба,ребенок, работа… В 55 я, ползая по присторам инета, оказалась на Вашем сайте. Читала Ваши размышления, смотрела уроки. Пока однажды не прочитала совет, как бороться со страхом начать. Помните? “Это мои краски, это моя бумага, я имею право!”. Как-то так это звучало.
      И я сказала себе, что если я начну сейчас, то все так и останется в мечтах. Нашла студию для взрослых. Потом была встреча с Вами, Денисом Никоновым, Андреем Рычковым в Агое..
      С тех пор рисую! С удовольствием! Рисую для себя. Мне нравится новая жизнь. Спасибо всем Вам!!!
      А страхи…? Показывать что-то новое все еще страшно. Я с этим борюсь.

  • Оля
    14.10.2015 at 15:41

    Марина, спасибо за искреннее обращение, за вашу душевность. Страха рисовать нет, есть страх делиться нарисованным и отвечать на вопросы “зачем тебе это? Лучше б детям книжку почитала…”. Это реально опускает и приземляет. Да, квартира не убрана часто и книжка не читана. По основной работе не все успеваю, и есть куда развиваться. Но если не буду творить – башней поеду. Хотя и внутренний очень критичный критик тоже, конечно, расстраивает частенько. Понимаю, что если б искусство было моей основной занятостью – то грусти было бы куда больше.

  • Svetlana
    14.10.2015 at 16:02

    Marina, spasibo! smotru Vas v zapisi!!! Vsrgda tebya zhdy!!!

  • Эльвира
    14.10.2015 at 16:27

    Марина, добрый день! Вы подняли действительно интересную тему для начинающих художников. мне кажется все через это проходят. Но кто-то может справиться со своей неуверенностью за небольшой период, а у кого-то уходят на это месяцы и годы. От характера наверное зависит, а также от счастливой возможности творить рядом с понимающим преподавателем. Помню когда я начинала 2,5года назад (мой первый выезд на пленер в Севастополь-Фиолент) и первое задание было сделать самостоятельный рисунок окружащей природы (абсолютно любой). я нарисовала морской берег сквозь деревья. на вечернем разборе работ началась критика (готова была провалиться сквозь землю- ведь это в первый раз). и тут я услышала “а мне нравится, очень нежный и интересный рисунок” (счастью моему не было предела, хоть кто-то меня поддержал-а для начинающих это очень важно). я была безумно благодарна этому преподавателю. Знаете как ее звали? Марина Трушникова!! Спасибо тебе, Марина, за поддержку! в те трудные для меня времена любое доброе слово давало стимул не только творить , но и жить дальше. Прошло 2,5 года и у меня уже намного меньше страха, что скажут окружающие о моих работах. Нашла для себя классную фразу “я так вижу!!” и это звучит убедительно в глазах окружающих. ))) Долго не могла заставить себя выходить на самостоятельные пленеры ( с группой и преподавателем намного легче для меня). но все таки в этом году вышла и даже знакомую втянула в эту авантюру)) но тут столкнулась с навязчивым вниманием прохожих и их обязательными комментариями по поводу работ, а также сравнением с натурой “похоже-не похоже” , и друг с другом ” у вас красиво, а у вас каляки-маляки какие-то”. не приятно конечно. начинаешь объяснять “это не каляки, а подмалевок” -в ответ многозначительное удивление в глазах (новое слово услышали). поняла, что “броня” еще не слишком крепкая, нужно “отращивать”. но энтузиазм выхода в мир пропал. Вот и думаешь, а может нужно сначала дома учиться-учиться и еще раз учиться и только потом выходить на люди и учиться уже писать с натуры? Вот такие мысли, может конечно сумбурно рассказала, но решила поделиться своим небольшим “опытом”.

    • Татьяна
      14.10.2015 at 16:52

      О… Эльвирочка, вы решились на плэнер! Это здорово! А я хожу и только головой кручу, и думаю: вот это бы нарисовать. А выхода на плэнер наверно боюсь, и придумываю отговорки, что некогда. )))))

    • Надежда
      14.10.2015 at 17:14

      Здорово! А может пока для пленера поискать более уединенное место? Выехать подальше от назойливых прохожих. Я пока вот никак и на это не решусь:(

    • Эльвира
      14.10.2015 at 17:47

      Татьяна, Надежда, самостоятельный пленер -это и правда здорово! Ощущения от процесса-замечательные, на свежем воздухе проведенные даже 2-3 часа ( а мы иногда и после работы выходили пленерить), горячий чай или кофе в термосе, общение с единомышленником о живописи, и хоть небольшой-но результат, пусть и не за 1 раз. Стоит решиться)) и лучше идти с подругой по творчеству или с ребенком. я как то брала с собой подругу с детьми (подруга за шашлыки отвечала 🙂 так девочки с удовольствием со мной рисовали рядышком, пришлось мне еще и МК проводить для них. но радости не было предела у деток. ))) а с уединенным местом тоже пробовали, уехали в лес к озеру, но даже и там велосипедисты подъезжали. правда говорили только хорошее. ))) Кстати на подобных вылазках можно легко познакомиться с интересными людьми. (проверено на опыте 🙂

  • Татьяна
    14.10.2015 at 16:47

    Добрый день, Мариночка!

    Я думаю, что многие с вами согласятся и я согласна. У меня хорошее логическое мышление, анализ, т.к. я работаю главным бухгалтером, поэтому, то что вы сказали, я себе сама по полочкам разложила несколько лет назад, когда ходила кругами вокруг художественного магазина и смотрела на краски и холсты. Сначала бегали “мыслишки”, что не получится ничего, один перевод денег и красок и т.д. Но хотелось ОЧЕНЬ и давно! Вот тогда я подумала, проанализировала и своим страхам сказала: Я зарабатываю деньги ? – зарабатываю! Имею я право на хобби ? – Имею! И не так то много надо для пробы купить маленький наборчик краски, несколько кистей холст на картоне(взяла правда маленький формат, на большой “зажала” )))) Даже если я все испорчу и выкину ничего не случится, с голоду не умру? Нет! Купила,принесла все, дождалась выходных и найдя в сети учебный МК по осеннему пейзажу для начинающих приступила. Как бы он не был плохо написан – я была счастлива, а ведь думала, что ничего не получится, а получилось с первого раза. Мама с сестрой поддержали, мужчины сказали нормально, но от них я и не ждала особо реакции ))) Главное понимать, что это начало пути, как мы после учебы приходим на работу, и кроме теории ничего не знаем, а тут и теории нет, 1-й класс, соответственно и результат такой, как в прописях были корявые палочки. Это я и детям стараюсь донести, что без учебы и тренировки не будет результата хоть бойся, хоть не бойся, мы же делаем когда то первый шаг, первый раз берем в руки карандаш и т.д. И не обязательно кому то, что то доказывать, делайте для души, когда она просит!
    Спасибо Мариночка за беседы, уроки и другие полезности .

    • Эльвира
      14.10.2015 at 18:00

      Татьяна, у меня тоже долго рука не поднималась взяться за кисть (сначала долго решала каким же мне хобби заняться-кроме уже имеющихся в моем арсенале, потом долго решалась потратить энную сумму на краски-кисти-холсты, потому что хотела писать маслом из соображений, что маслом можно долго и упорно исправлять свои очумелые недочеты). Зато потооом …мимо отдела все для живописи спокойно пройти не могу, без тюбика с краской не уйду,хоть руки-ноги связывай ))) а теперь после работы прибегаешь домой, берешь в руки кисть и все проблемы и заботы уходят на второй план…

  • Шинаглова
    14.10.2015 at 16:52

    А у меня все ещё хуже. Яначинаю рисовать с огромным интузиазмем(вот просто должна), рисую с радостью , потом огромное разочарование, переделываю, “замучаю” свой рисунок и потом уже нет никакого желания рисовать: все равно не смогу нарисовать что вижу или что хочу. Впервые это случилось когда мне было 15 лет и после этого я взяла кисточку в руки уже на пенсии. И сейчас каждый раз это разочарование и отчаяние. Для меня большая проблема показать кому то свой рисунок

    • Эльвира
      14.10.2015 at 18:23

      Главное не бросать попытки. а рисовать, рисовать. ведь не зря говорят:повторенье -мать ученья )) когда-то все равно получится. а еще лучше позаниматься у Марины на курсах, например. я давно начала понимать, что мне не хватает фундаментальных знаний по основам живописи. интуитивно понимаю, что и как нужно делать (до определенного момента) а вот почему так, а не иначе не знаю. и вдруг как будто кто-то услышал мои терзания и я узнала про набор в группу к Марине по основам живописи.Это было как раз то, чего мне не хватало. и то что занятия онлайн, и в любое время доступ есть к материалам (а с моей работой бежать ко времени на МК никак не получается), и контроль преподавателя за результатом работы, не остаешься один на один со своими сомнениями, а правильно я выполнила работу или еще что-то подправить? и с каким удовольствием принимаешься за новое задание, когда прочтешь резюме Марины: ” отличный рисунок! ” радуешься как ребенок ))) хотя мне уже не 15, и я уже бабушка )))

  • Наталья
    14.10.2015 at 16:57

    Марина, благодарю за такую тему! Совершенно правильно подмечено, что причина находится внутри каждого. Если любое дело сделано с Любовью, то и критика внешняя будет дружеской, а если сделано со страхом, то и притянется негатив извне. Рисование помогает нам показать, что мы есть внутри, это как вывернутая перчатка.
    Рада, что не ошиблась в своем выборе твоего курса!

  • Надежда
    14.10.2015 at 17:09

    Здравствуйте! А мне кажется, это проблема больше связана не столько с рисованием, а с тем, что чему-то новому начать учиться в зрелом возрасте чему-то новому, сложнее, чем в детстве. Страх общий, что со стороны – это будет выглядеть как блаж какая-то. А на самом деле – это удивительно, когда все-таки начинаешь, начинает по-немногу получаться и приходишь в восторг от того, что еще способна на что-то!!! Это так окрыляет! Ведь если из будущего посмотреть…. “я начала рисовать (заниматься музыкой, танцевать) уже 10 лет назад и вот что уже у меня получается!”. Но чтобы это сказать, надо начать рисовать сегодня, сейчас, иметь эту точку отсчета и неважно в 30, 40, или 50 лет это происходит. У каждого точка отсчета своя. Главное, что результат будет, если каждый день делать небольшие шаги.

    Я сама музыкант из семьи немузыкантов. И благодарна родителям, что они меня не остановили в свое время теми же страшными байками:) Свою профессию очень люблю и уважаю взрослых людей, которые хотят начать заниматься музыкой в возрасте. Сама вот только недавно, как раз с МК Марины, начала вспоминать рисование. Страх порой есть, но точка отсчета есть – 1 год назад. И сейчас я понимаю, что рисую и понимаю акварель гораздо лучше, чем всего год назад, когда только начала. Поэтому иногда просто нужно помнить, каким ты был раньше и что сейчас ты просто экспериментируешь, изучаешь новое. Разрешить себе ошибаться!

    • Эльвира
      14.10.2015 at 18:09

      классно сказано: Разрешить себе ошибаться! …нужно взять себе на вооружение))

  • Ольга
    14.10.2015 at 17:32

    У меня в детском саду было не дерево, а санки, несущиеся с горки. Мы рисовали кажется что-то на зимнюю тему, и я решила сделать санки с детьми, которые едут с горки. В свои 5 или 6 лет (я уже не помню это сейчас точно) я понимала, что мне каким-то образом нужно передать движение.И я его передала, как смогла, конечно. На что воспитатель сказала мне, что получилось у меня не понятно что, санки какие-то кривые и т.д., а вот посмотри – у другой девочки (имя я уже тоже не помню) какой красивый рисунок…
    Интересно, что в художественную школу из всех детей (а мы потом и в школе часто встречались) пошла только я…

  • Larisa
    14.10.2015 at 18:47

    все мы родом из детства, и из него черпаем силу, или наоборот – страхи и неуверенность в себе… и когда не какая-то там воспитательница делает замечание, что ты не так рисуешь веточки, а родная мать сообщает тебе о том что ты “говно, которое она высрала”, то откуда возьмётся панцирь… Для меня АКВАРЕЛЬ – это слёзы. А страха чистого листа нет 🙂 Извините, уж откровенность за откровенность…

  • Ольга
    14.10.2015 at 19:21

    Марина, спасибо. Это точно все про нас – начинающих рисовать в преклонном возрасте. Действительно, когда не получается, то кажется, что тебе никогда не добраться до этих высот. Когда начинала, не думала ни о каких высотах, нравился сам процесс, потому что это медитация, такого удовольствия, наверное, ни от чего не получаешь. Но сейчас почему-то хочется, чтобы был профессионализм. С большим удовольствием занимаюсь в мастер-группе. Даже не хочется расставаться после окончания.

  • Ольга
    14.10.2015 at 19:24

    А тебе – удачи во всем.

  • софия
    14.10.2015 at 19:49

    Спасибо Марина что вдохновляете Вы очень доброжелательный учитель и заслуживаете почтения перед Вашим отношением к творчеству! Спасибо Вам! Всегда жду с уважением Ваших выступлений!

  • Першин Виталий
    14.10.2015 at 20:23

    Спасибо. Послушал с интересом. Мне, вообще, Вас слушать приятно. Такая психотерапия. Всегда появляется желание рисовать. .

  • Ольга
    14.10.2015 at 20:41

    Марина, большое спасибо, что затронули такую больную тему. Я тоже хотела задать Вам вопрос о страхе перед рисунком. Я много думала, ну почему я впадаю в “ступор” перед тем как взять кисть в руки. Страшно рисовать и не рисовать не могу. И я думаю так: во-первых, это страх перед неизвесностью. Всю жизнь, так или иначе, но я жила по правилам. Вы правы, нам с детства внушали, что можно, а что нельзя. Даже на работе на каждый шаг есть инструкция. А тут надо сделать шаг в неизвесность. Во-вторых, без привычки очень трудно творить, создовать своё. И в третьих, очень мешает жизненный опыт. Мысль опережает возможность моей кисти. Вроде продумываешь, как выразить то, что хочешь сказать. Просматриваешь картины, фотографии, а начинаешь рисовать, и понимаешь что не можешь сделать то, что хочешь. и чувствуешь своё бессилие. Да, я согласна, что ничего не может получаться сразу. Но жизненный опыт давит( много просмотренно картин и там всё так здорово и кажется так просто это повторить) и, посмотрев на свои каракули, начинаешь думать о своей бездарности.

  • Наталья
    14.10.2015 at 20:45

    Как же давно я хотела услышать твою историю, дорогая Марина. Не раз задавала вопрос о твоем детстве и как ты пришла к рисованию. Но или ты не была готова или мои вопросы казались незначительными…Прошло три года как случай привел меня к моему учителю. Как все просто, как хорошо, как тихо и уютно ты делишся со мной сокровенным, детскими сомнениями и страхами, которые сумела победить. А мои так и живут во мне. Эти страхи не только перед рисованием…Ты замечательный психолог, Марина, Скучаю по нашему субботнему клубу, жду встреч в нем и твоих рассказов, ещё не ведая их конца…

  • Галина Демихова
    14.10.2015 at 21:21

    Марина, я, после ваших уроков бесплатных, когда вы мужа учили рисовать, перерисовала все свои игрушки в доме, цветы с дачи ( не всегда мне нравится, но моим нравится). А вот с портретом засела, человек получается, а похоже очень мало? или один глаз, или ухо. или губы, а все вместе- не тот человек. Но я улыбаюсь и говорю: ничего, я еще раз 100 нарисую, может и получится. А страх белого листа только потому, что бумага дорогая, а хорошей бумаги у нас на севере нет, жалко денег.))) Ничего, зато рисую в свое удовольствие, и мои родные мне завидуют, что я могу отдохнуть душой во время рисования. Вам спасибо! вы чудный учитель и педагог!!!

  • Ольга
    14.10.2015 at 21:32

    Добрый день!
    Спасибо, Мариночка, за замечательное , искреннее выступление!
    Тема страхов и сомнений наверно бесконечна, на самом деле. Творческие люди – люди тонко чувствующие, очень ранимые, бескожие…Я уже рисую лет 5 и всё на смену одним сомнениям приходят какие-то другие…Переборов страх белого листа, потом оценок-осуждения-насмешек, теперь вот боюсь, закончив работу….а вдруг так хорошо и славно больше уже не смогу нарисовать?!)) Ага, и такое вот проскальзывает. Это наверно как певцы боятся потерять голос…

    Я расскажу как я со своим страхами-сомнениями борюсь!
    1. У меня есть свой “критик”, мнение которого ценю, к мнению которого я прислушиваюсь, который (главное!!!) меня не обидит, не заденет своим словом. Это очень важно в своё близком окружении иметь такого человека.
    2. Слушаю своих Учителей. Их мнение, оценка по-настоящему всегда ценно и справедливо.
    3. Хожу на разные выставки, особенно современного искусства! Вот где можно набраться смелости для самовыражения! Ведь искусство оно такое обширно-огромное! Не получается нарисовать портрет, можно рисовать абстракцию цветными пятнами, да ещё и пальцами или…(промолчу!)))
    Творчество – это же радость!) А там где радость, точно страху не место!!

  • Юлия
    14.10.2015 at 21:35

    Марина, вы как всегда великолепны!
    “Пусть говорит любовь” – это трогает сердце до самого донышка…
    Я думаю, все почувствовали особое состояние, в котором вы сегодня выступали, поэтому многие и растрогались до слёз.
    Хорошо, что у нас есть вы)))
    Удачи вам!

  • Lada
    14.10.2015 at 21:42

    Да, согласна, причина в наших убеждениях, сидящих в голове с детства, в тех мыслеформах, что вызывают страхи, в сравнениях с другими, в ориентировке на результат. Проблема лежит в том, что наше эго, когда мы учимся рисовать, начинает примерять на себя роль художника. Я решила для себя эту проблему, отказавшись играть вообще какие-либо роли 🙂 Перестала думать, особенно, когда сажусь рисовать 🙂 Исключительно организационные мысли – какую краску на палитру выдавить, какой карандаш по твёрдости взять. В процессе отключаюсь – даже не могу сказать, что я при этом чувствую. Время пролетает мгновенно. Критику воспринимаю нормально – она в основном конструктивная, что помогает мне совершенствоваться.
    Марина, очень довольна, что занимаюсь у тебя в МГ – за последние 8 месяцев сдвиги ощутимы. База действительно нужна, хотя бы для того, чтобы конструктивную критику от неконструктивной отличить 🙂
    Марина, спасибо, что поднимаешь эти вопросы, что хочешь разобраться и помочь.

  • Валентина
    14.10.2015 at 22:34

    Здравствуйте дорогая Марина! Вы наверно меня помните. Я Валентина Эфендиева из Баку – солнечного Азербайджана. Начну со стихов. Писать стихи стала в 49 лет после тяжёлой операции – удаление жёлчного пузыря и так далее. Первое стихотворение посвятила хирургу в г. Сумы – так получилось.. написала много стихов, но понимала, что они не совершенны, для издательства. Подумла: нужен учитель, т.к. самой доходить, года поджимают. % лет учёбы и из меня вышел поэтический профессионал. Вступила в Члены Союза писателей Азербайджана. На этом сайте, что под заголовком на имя Валентина Эфендиева все мои стихи на сегодня – это 17 книг. Ко мне стали приходить приглашения и Международного Онлайна живописи. Месяц я сомневалась, что не получится. И только такие убеждения, как Марины и других скиперов я осмелись взяться сначала за карандаш и пробовать азы: ромбы, трапеции, тени и свет и первые акварельные пробы. Стало получаться. Пошла дальше.. и вот уже у м еня завтра персональная выставка, шестая. Пишу в основном малом, немного акрилом, были уроки и рисование кофем. Половина моих работ подаренные друзьям. С продажей не сразу получается. Люди пошли по третьему кругу за моими картинами. Сейчас я думаю: Стоп! Хватит раздаривать, пора выручать свои затраты на материалы, краски и холсты. Вошла в Союз художниов Азербайджана год назад, но пока не получила удостовирение, обещали вручить к Новому году. Ешё подарок судьбы: Я как год вступила в Союз писателей России. Печатаюсь в сборниках на сайте Стихи. ру. . За этот период неренесла ещё три операции, но это другая тема. Главное я жду завтрашнего своего вечера. Буду читать пару своих стихов – о Баку и Есенине. Выставила 94 картины (из своих запасников тоже, что лежали на шифонере и ждали своего часа. Там и мои уроки: От Мариночки (Момню спортивную обувь рисовали) но не это главное! Я пишу, что захочется – цветы, море, лошади и… А помню уроки-Попугай, поле с лодкой. Были корабль, паруса в тумане, лошади ,по уроку Т.Артыковой- работы пастелью – обачки и многое другое. От Дмитрия Роза, ,Жданова,,- дома и зиму. Вот так! Желаю не боятся, пробовать и у вас всё получится! А Вас Мариночка и всех спикеров буду помнить всегда!!!!

  • Валентина
    14.10.2015 at 22:40

    Писала поздно и заработала 3 ошибочки, не осуждайте за скорость и невнимательность! Любящая жизнь Валентина Эфендиева! Пишите! Время идёт!

  • Марина Трушникова
    14.10.2015 at 22:51

    Дорогие мои, любимые мои! Спасибо вам за ваши душевные слова, отклики, мысли, примеры!
    Вернулась на сайт, а здесь уже столько написали!

    Простите, не буду комментировать слова каждого. Думаю, не нужно это.

    Я вот, пересматривая запись, поняла, что очень сумбурно выразила основную мысль, логики – никакой.
    Но вы прочувствовали мое состояние, вы словили главное, что хотелось мне вам передать. Каждый услышал СВОЁ, каждый прочувствовал это своё. Болящее, зудящее, не дающее покоя.
    И, надеюсь, в собственных мыслях вы нашли решение, нашли, что именно вам мешает рисовать безоглядно, с Удовольствием, с Любовью.
    Рисуйте без страха! Творите из Любви!

    Всех обнимаю.

    • Людмила
      14.10.2015 at 23:49

      Марина,спасибо за обращение к аудитории ,,начинающих,, художников.Желание рисовать зрело во мне давно,но самостоятельную попытку предприняла год назад по книгам и безуспешно.Страха у меня нет-возраст солидный,но , с Вашей легкой руки, я бросилась в омут рисования,начав смело с недели Роз.Прошла Ваши бесплатные курсы,обретаю опыт и расширяю свой,,творческий,, диапазон:акварель,цветные карандаши и гуашь,даже попытка основ у-синь.Главное,получаю невероятный кайф от процесса и новой информации.Жду с нетерпением каждый Ваш номер журнала,,Жизнь в искусстве,,Так что,Марина,Вы-моя крестная Мать ,мой Гуру!

  • Natalia
    14.10.2015 at 23:06

    Марина! Спасибо, за Вашу просветительскую деятелность, за психологическую поддержку, за ваши профессиональные уроки, за огромное трудолюбие и внимтельное отношение к своим ученикам любого влзраста. Такое отношение и помогает бороться со страхами сомнениями, помогает разобраться в своих ожиданиях. Зачастую именно завышенные ожидания и мешают быть счастливым. Наш профессор по психиатрии говорил: “Стоит ли самый выдающийся результат тех страданий, которые человек испытывает, чтобы доказать кому-то (родителям, коллегам, соседям, преподавателямб даже себе), что ты “самый лучший”, если ты не делаешь это в свое удовольствие, если это заканчивается расстройствами здоровья? ” Полностью согласна с этой точкой зрения, стараюсь заниматься тем, что нравиться, а то, чем занимаюсь стараюсь любить. Поэтому Ваш призыв “Рисуйте с удовольствием,!” так лег на душу.

  • Лиза
    14.10.2015 at 23:10

    Марина, а мне хочется написать о другом. О страхе зрителя перед ранимым художником.
    Почти все рассказанные здесь истории – очень страшные. Потому что с людьми, которые здесь рассказывали о своих страхах, общаться невозможно. Опасно. И не хочется. Не хочется, искренне высказывая им своё мнение, “вызывать огонь на себя”. Получать отпор, стойку защиты и ненависть в глазах. А зачем тогда, ты, художник, показываешь мне свою картину, если не хочешь, боишься, выражаешь агрессию после малейшего замечания. Или ты, художник, хочешь всегда и безусловно получать только восторженную похвалу?
    Очень важно художнику (и не только ему) в процессе творчества и общения со зрителем научиться не только лелеять свои детские и взрослые обиды; перекладывать их с ладони на ладонь, как разноцветные драгоценные камешки, с которыми невозможно расстаться, хотя они и жгут ладонь; но и ПОЛЮБИТЬ своего зрителя-собеседника – с его замечаниями о кривых линиях и неправильной цветопередаче, ПРОСТИТЬ ему его личное вИдение твоего творения, ПОБЛАГОДАРИТЬ его за его внимание и участие… Или… не показывать никому своих картин. Не устраивать зрителю ПОДСТАВУ: “Посмотри, как у меня получилось”. – “Ах, тебе не нравится? И чего ещё от тебя ждать? Тебе ВСЕГДА и ВСЁ не нравится, что я делаю!”
    А ведь причины для обиды нет никакой. Но – ранены оба: и художник, и зритель…

    • Марина Трушникова
      15.10.2015 at 17:39

      Да, Лиза, в ваших словах есть смысл. Художнику всегда нужно быть готовым к критике. И объективной, и необъективной. Как я говорила – “наращивать панцирь”. Но панцирь этот не глухой, мол, “сам дурак”, а фильтрующий. Важно осознавать, кто почему тот или иной зритель так отзывается о твоей работе, есть ли в его критике здравый смысл или это просто критиканство.

  • Ирина Гуцева
    15.10.2015 at 02:31

    Здравствуйте, Марина! Я тоже страдаю болезнью белого листа. В 50 лет я поступила в учебное заведение, в котором был факультет живописи. Я была очень рада, что меня туда приняли, ведь у меня не было никакой подготовки. Через 4 месяца я обнаружила, что хожу на занятия со страхом, а не с радостью как раньше. И интересное и любимое занятие превратилось в работу “из-под палки”. Преподаватели меня иногда хвалили, но приходил ректор и начинал кричать, что все наши работы – это “младшая группа детского сада”. Отучившись год, я ушла оттуда, но страх остался. И теперь, когда собираюсь рисовать, я сама себя уговариваю, что это никто не увидит, не отругает, двойку не поставит, но все равно боюсь. Заставляю себя сначала приготовить стол, достать краски и кисти, налить воды в банку, закрепить лист на планшете. Очень боюсь раскрашивать рисунок. Хожу иногда по несколько дней вокруг, пока не разозлюсь на себя и не разрешу себе все испортить. Я никогда не знаю, что у меня получится, и в этом есть своя интрига, но когда получается очередная мазня, очень расстраиваюсь. Правда, пытаюсь извлекать уроки. Раньше я думала, что надо нарисовать главное – смысловой центр картины, но, со временем, поняла, что крайне важны детали, а это тоже проблема, их надо увидеть и правильно отобразить. Так что нам есть чего бояться!

  • valentina
    15.10.2015 at 04:38

    МАрина спасибо Вам за ваше доброе щедрое сердце..год назад я повела внуков на уроки рисования( в Америке нет художек а есть просто частные преподаватели) потому что внучка дома все стены изрисовала. . и не знаю как но нашла Ваши уроки в группе на Facebook ..и стала заниматься вместе с внуками у того преподавателя и одновременно Ваши уроки -решаеющим было то что Вы сказали-если вы взяли в руки карандаш то вы уже талантливы ..а также давно знаю что ТАЛАНТ-это всего ОДИН процент способностей и 99 процентов каждодневного труда..Вот тогда я поняла что я МОГУ-тем более что в школе рисовала такие рисунки что ровесники не верили что это я нарисовала..и я взяла в руки карандаш!!! и не боюсь ошибок -теперь знаю что и Перов и Шишкин и Васнецов вначале своей жизни даже карандаш в руках не умели держать))) а потом научились))) все приходит с трудом и желанием..Спасибо Вам вы умница . И красавица)))

  • Татьяна
    15.10.2015 at 08:12

    Марина,я благодарна Вам за такой откровенный урок! Я начала рисовать в зрелом возрасте,два года назад,практически ничего не зная о живописи.Было огромное желание научиться с помощью красок передавать свои чувства и эмоции!Были страхи и все остальное о чем вы говорили…Я с Вами полностью согласна. Действительно,самое главное преодолеть свои внутренние страхи и комплексы.А это уже работа над собой.Когда начинаешь жить в любви и гармонии с собой и окружающим миром все преображается и получаешь удовольствие от самого процесса рисования,не задумываясь о результате.Важно найти единомышленников.Благодаря Вашим урокам многое открыла для себя. СПАСИБО!!! Всем желаю творческих успехов!

  • Елена Екатеринбург
    15.10.2015 at 10:11

    Марина, добрый день. Как ни странно тема оказалась актуальной. В прошлом году я уже начинала рисовать с группой, и работы некоторые выкладывала. Видела что есть ошибки, но меня это не смущало, я ждала замечаний, чтобы все исправить. Просто радовалась тому, что наконец-то рисую.
    В этом году, неожиданно для меня самой, появился не то чтобы страх, но дискомфорт, или даже иногда раздражение. Мне не нравится результат, руки не слушаются, краски не смешиваются (хотя бы и две всего, но не получается то, что надо). Поэтому в группе и не выкладываю итоги за сентябрь, несмотря на то что все готово. Я переделывала работу по рисунку 3 раза, а живопись – 2 раза.
    Сейчас думаю, что выложу как есть – уже за октябрь надо выкладывать работы.
    То, что я преодолею эти сложности со временем, это понятно. И рисовать желание есть.
    У меня вопрос – почему это происходит, что является причиной, хотелось бы понять, разобраться. Раньше то этого не было.

    • Марина Трушникова
      15.10.2015 at 17:34

      Екатерина, твои требования к себе выросли. Это естественно, когда начинаешь расти. Посмотри вот эту статью: https://izo-life.ru/crisispoints/
      Возможно, она даст ответ на вопрос.
      А поскольку ты в мастер-группе, то не оставляй эту проблему в себе. Выкладывай работы! разберемся вместе, что в них не так.

    • Елена Екатеринбург
      15.10.2015 at 18:52

      Марина, спасибо, посмотрю обязательно. Работы выложу ))), у меня нет страха перед замечаниями и ошибками, меня перестал радовать сам процесс рисования. Вот это огорчает

  • людмила
    15.10.2015 at 11:50

    Да………Очень проникновенно… Думала,думаю и буду думать на эту тему наверное всегда…Намешано во мне столько всего,что трудно разобраться.Когда то это страхи,когда то лень,которую тоже можно отнести к внутреннему неблагополучию.Сидит ,например,во мне контролер и говорит,что удовольствие можно получить только когда сделаешь дело.А дело это что?Помыть,сходить,приготовить,поработать и тд.Пришел вечер ,а времени только на то,что бы краски разложить.Досада!Но и эти нужные дела тоже только страхи,понимаю это….Пока полный раздрай.А период сейчас как раз тот ,о котором Марина говорила:как умею уже не хочу ,а на другой уровень не получается….Сложная и тревожная для меня тема,но очень хочу разобраться! Пока только одни вопросы……Хотя один очень большой плюс уже есть!У меня появилось большое количество материала,благодаря Марине,в котором надо разобраться,и которого раньше просто негде было взять.И я часто нахожусь в таком тягучем удовольствии обладательницы сокровища….И сижу в этом! Жду прорыва и когда количество в качество вдруг выстрелит. Марину обожаю и завидую ее собранности и цельности! Конечно белой завистью….

  • Татьяна
    15.10.2015 at 15:04

    Эфиры перескопа смотрю в записи( нет смартфона). Спасибо за Ваши уроки и размышления. Для меня страхи озвученные в этом конкретном эфире не актуальны.

  • Линда
    15.10.2015 at 16:58

    Марина спасибо вам больше, очень трогательно, и все правильно, еле сдерживаюсь, чтобы не разреветься, а дерево обязательно нарисую!!!!! Спасибо большое за ваши эфиры!!!!

  • Татьяна
    15.10.2015 at 17:41

    Марина, добрый день! Спасибо за такую очень важную тему. Я с вами полностью согласна. Многие ваши взгляды мне близки, поэтому, видимо, я и учусь у вас, а в эту осень еще и в вашу ШИИ записалась.
    С детства я мечтала рисовать, много фантазировала и представляла себя художником за мольбертом. Мама, помню, мне купила хорошие петербургские краски, кисти, альбом, и я рисовала. Просила отдать меня в худ.школу, но по различным жизненным обстоятельствам это было очень затруднительно, да и все говорили, что у меня нет таланта к рисованию, и не стоит тогда тратить время и деньги. И меня отдали в музыкальную школу. Но мечта быть художником так и осталась со мной на всю жизнь. И только в 46 лет я сказала себе, что иду учиться, несмотря ни на какие от говоры и реплики. С этого момента я и к критике стала относиться как-то отстранено. Я могла прислушиваться, что-то для себя отметить, где то доработать, но ни одна критика не могла “сломать” мое стремление. Чем больше меня критиковали, тем я усерднее училась и больше себя нахваливала. И мне это было очень необходимо, потому что мне приходилось постоянно бороться со своим внутренним критиком. Даже если мне не очень что-то нравилось в своей работе, то я все равно себя хвалила, отмечала, что и где еще надо доработать и продолжала дальше творить. Примерно три года я обучалась в частной худ.школе, пока была возможность оплачивать занятия. Но потом из-за различных жизненных ситуаций пять лет я не брала кисти в руки, в тайне мечтая, что когда-нибудь вернусь к живописи. И в прошлом году сказала себе, что пора, и начала осваивать акварель, а с этого года и графику в карандаше. Училась самостоятельно по мк из интернета, благо их сейчас там очень много. Случай удачи познакомил меня с вами, чему я очень рада и безмерно благодарна. И вам очень благодарна за ваши обучающие материалы и теплоту внимания.
    Татьяна Дронова

  • Натали
    16.10.2015 at 11:57

    Вчера писала, писала, так и не смогла написать что хотела-домашние потребовали внимания. Марина, тоже хочу выразить тебе свою благодарность. Твои искренность, понимание и желание нам помочь рассеивают страхи. Я, когда начинала рисовать, испытывала только восторг, удивление и любопытство. Страхи пришли позже, когда из увлечения это переросло в нечто большее, захотелось рисовать профессионально. Вот тогда и появился первый страх-а имею ли я на это право, неужели можно, а если можно то кем и за какие заслуги позволено? Но желание научиться заставляло (и заставляет сейчас) двигаться вперед. Постепенно этот страх прошел, не полностью, где то в душе есть отголоски. но уже легче. Сейчас появился другой страх-страх упущенного времени и возможностей. Он заставляет испытывать вину перед самой собой, за то, что в детстве не задумалась о поступлении и за то, что сейчас нет возможности сутками сидеть за мольбертом. И еще страх того, что не получается передать эмоции на холсте или рисунке. Но и эти страхи рассеиваются благодаря тебе. Спасибо тебе! Я очень рада, что учусь у тебя. И еще хочу поблагодарить Лизу за ее комментарий. Собственные страхи блокируют все, думаешь и живешь только в них. И совершенно забываешь, что есть другая сторона-зрители, будь то родные или посторонние люди. Почему то считаешь, что тебя должны непременно хвалить и поддерживать. И забываешь о том, что все мы очень разные, с разным мироощущением и восприятием. Мне стыдно, что я об этом забыла.

  • Елена
    16.10.2015 at 22:00

    Марина, благодарю! Слушала, и на душе теплело. У меня нет страхов по поводу рисования. Но частенько бывает “оттягивание” самого момента начала – какие-то нужные, а чаще ненужные дела, мысли о том, что я до сих пор рисую (пишу) медленно, начинаю исправлять то, что потом оказывается было тем самым, что не надо было трогать… в общем, сейчас сижу и рисую пятна тушью.

    А сегодняшнее твоё занятие (в записи, выхожу с ПК) – чтение – посмотреть не получилось – видео не открылось. Я очень хочу пересмотреть несколько предыдущих – мандалы, работу с цветом, линии.

    Задания я выполняю, а вот выложить “рабочие” рисунки в сети…

    Мариночка! Для меня, для всех нас (я думаю) наши занятия – огромный подарок и много-много тепла в эту уже дышащую прохладой осень 🙂

  • katherina
    17.10.2015 at 00:51

    Спасибо за Любовь.
    “В любви нет страха” пишет апостол Иоанн в своем первом послании

    А это у апостола Павла 1Послание к Коринфянам в 13 главе
    4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
    5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
    6 не радуется неправде, а сорадуется истине;
    7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
    8 Любовь никогда не перестает,

    Еще раз спасибо за перископ.

  • ИРИНА СТАРЦЕВА
    17.10.2015 at 15:54

    Спасибо Мариночка за поддержку…Согласна с вами на все 100%. Сижу и рисую свое дерево.Хочу на стене нарисовать дерево,как то все не решаюсь…не верю, что смогу…теперь рисую на листе и мне нравится.И вы правы Мариночка надо все таки в своем доме рисовать свое дерево (а не чужое срисовывать). Когда то прочитала книжку Джулии Кемерун “Путь художника” о том,как непросто выжить в мире критики любому таланту (она человек исскуства пережившая депрессии , спады и вышедшая из этого сама и помогла многим…) А когда жаждщих ее помощи стало очень много,она написала книгу “Путь художника”.
    Спасибо о о о ! ! !

  • Нина
    17.10.2015 at 22:43

    Мариночка! Не буду злоупотреблять Вашим вниманием и временем. Скажу кратко. Огромное Вам спасибо за Вашу любовь к людям! Вы, безусловно, большой, очень талантливый художник. Но главное – Человек с большой буквы. Дай Вам Бог здоровья и долгих лет творческой насыщенной жизни.
    Нина.

  • Ирина
    19.10.2015 at 18:44

    Здравствуйте. Хочу указать на другую проблему. Я ваша и еще некоторых других нерадивая ученица. Рисовать решила ради продвижения в профессии (дизайнер). В детстве у меня это настолько плохо получалось, что никто и не думал отдавать меня этому учиться. Но всё красивое любила. Я считаю, что моя проблема недостаточная увлеченность. Если рисовать раз в неделю, ничего приличного не получается. Да, и не должно по идее… А подвигнуть себя на рисование каждый день или через день не получается, дела, дела, дела. Хотя я видела и более занятых людей, находящих это время. Время не выделяется, получается не очень, ты расстраиваешься, надо приложить еще чуть больше усилий, чтобы выделить следующее время и так по кругу. А художники, про которых я читала, просто не могли жить без него.

    • Марина Трушникова
      20.10.2015 at 17:23

      Да, если ставишь высокую планку в рисовании, хочешь достичь мастерства, то, как и в любом деле, нужно трудиться…

  • Юлия
    24.10.2015 at 01:05

    Здравствуйте, Марина. Благодарю Вас за Вашу историю, которая вызвала внутренний отклик в душе. И я хочу также поделиться моей историей, моим путем “художника”. Левша от рождения, начала рисовать в раннем возрасте. Часто слышала: у тебя есть способности…Но в художку никто не отвел, а сама была далека от этой мысли. Были кружок ИЗО, который бросила…Срисовывания иллюстраций с книжек, актеров с фото, попытки рисовать мультяшек, смотря телевизор, смутные мечты о том, что неплохо бы стать иллюстратором или мультипликатором…И,разочарования от своих неумелых попыток нарисовать что -то свое. А потом: увлечения, универ, желание попробовать и успеть все и везде, и рисование забрасывалось до очередного крика души: я хочу рисовать!!! И опять попытки научиться…Без системы, без основ…И снова – перерыв…Очередной всплеск произошел в 2014 году – интуитивное рисование, которые вылилось снова в перерисовывание чужих картин…очередное разочарование в себе и своих способностях. У меня не столько страх белого листа, сколько просто ступор, блокада…И каждый день откладывание рисования на “завтра”. Потому что если сажусь, то получается либо срисовывание с картинки, либо – если пытаюсь нарисовать что-то свое, какую-то задумку, то нехватка знаний, техники и разрыв между тем, что хочется изобразить, и тем, что выходит на бумаге.Плюс – куча отвлекающих факторов: личных, профессиональных… Меня очень затронули ваши слова: что говорит во мне? Страх или любовь…Сейчас для меня этот вопрос как никогда актуален. Потому что я тоже начинаю в 38 лет жизнь с нового листа. В новом городе. В чужой стране…Практически одна… И каждый день из темных уголков выползают страхи и неуверенность…И пусть побеждает любовь и вера: в себя, в жизнь. И очень хочется, чтобы рисование в этот сложный жизненный период стало для меня отдушиной и светлым лучиком, а не чем-то пугающим и парализующим, недостижимым. Думаю, что благодаря вашим вдохновляющим выступлениям и, возможно курсам, так оно и будет.

  • Тамара
    30.10.2015 at 15:55

    Добрый день, Марина! Я никогда не боялась испортить бумагу, не получилось – в корзину, опять беру карандаш или кисти. После того, как Вас прослушала, задумалась. А почему собственно? Думаю потому, что я совсем взрослая “девочка”, в профессии достигла приличного уровня, сыновей воспитала, подачку от государства получила в виде пенсии, теперь никого и ничего не боюсь. Изучаю то, к чему лежит душа. Может ещё потому, что я творческая натура и всю жизнь любила всё делать собственными руками. Освободившись от обязательств перед государством занялась изучением разных ремёсел: бисероплетение, лепку, изготовлением кукол, декупажом, батиком и пр. Ещё все мои начинания поддерживают мои близкие, это важно. 5 лет приоритет отдаю акварели (параллельно рисунок). Видимо, все эти факты в совокупности и дают мне уверенность в моих начинаниях и не допускают страх.

  • Katerina
    13.01.2016 at 15:36

    Добрый день, Марина! Спасибо за интересную беседу-монолог. Это очень важная и живая тема. Если наш внутренний “родитель” больше “ребенка” тогда действительно страх велик. Опять критик победил творца. Нужно корректировать внутренний диалог и не зависеть от мнений окружающих. Борьба с собой и окружающими выматывает. Поэтому меняем внутреннего “родителя” на “взрослого”, который поддержит и наставит, а “РЕБЕНКА” культивировать и баловать.
    Еще раз спасибо! Будем учится жить и рисовать.

  • Мила
    23.03.2016 at 20:59

    Мариночка! В вас столько безусловной любви!! Когда я вас слушаю, у меня такое чувство,что вы моя мама, и ни кому не дадите в обиду. Спасибо!!))

    • Марина Трушникова
      24.03.2016 at 10:27

      Мила, благодарю вас за такую сердечность! Жаль, здесь нет смайликов с сердечками, я бы вам и насыпала. 🙂

  • Алла
    15.06.2016 at 21:51

    Марина, очень приятно Вас слушать!
    В начальных классах я очень любила рисовать. До сих пор лежат 2 толстые папки с рисунками. Помню, как раскладывала краски, карандаши на табуретках и что-то выдумывала. Мама очень радовалась моим рисункам, хвалила, вешала на стену самые любимые. И отправила учиться в художественную школу. Не помню сколько точно занятий я отходила. Но помню только одно самое первое, когда посадили рисовать натюрморт с натуры. В памяти не осталось как я рисовала, но точно помню, что мне было дискомфортно. Много лет я об этом не вспоминала. В старших классах без уроков рисования в школе я уже не рисовала. 2 года назад стала вникать в микростоковую деятельность, рисовать в Иллюстраторе векторные картинки. И стала очень жалеть, что не ходила в художку. Уже сейчас я пытаюсь анализировать. Мама не ругала художников, не смеялась, когда я вслух мечтала, что стану художником и буду дорого продавать картины. Она просто не разобралась с ситуацией в художественной школе. Может надо было расспросить меня что не так, уговорить ходить на занятия. Но я иногда очень упертая. Вот и тогда, наверное, отказалась наотрез. Сейчас мне думается, что преподаватель не заинтересовал, не увлек, может он вообще со мной не разговаривал, а сразу посадил за мольберт. Уже не узнать, но это единственная возможная причина, по которой я свернула с творческого пути. Теперь я пытаюсь найти свою дорожку и, возможно, когда-нибудь она превратится в добротную дорогу, по которой я уверенно пойду, освещая все вокруг добрым красивым светом!

  • Ольга
    10.09.2016 at 18:52

    Спасибо, Марина, да, это важно, когда родители хвалят и защищают, а не критикуют, с панцирем было бы легче, наверно, и я не отложила бы карандаш на тридцать лет. И меня очень обрадовал Ваш рассказ, об отчаянном переезде и смене жизни, спасибо ещё раз, это вдохновляет. А страха чистого холста у меня нет уже, расстраивает другое – когда получается не так, как задумывалось, не хватает мастерства… внутренний критик на страже.

  • Даша
    27.12.2016 at 16:00

    Спасибо большое, Марина! Я взглянула на свой страх иначе. Легче еще стало от того, что я не одна такая. Дерево обязательно нарисую!! У меня была похожая ситуация в садике, только предмет спора не дерево, а форма листьев была.

  • Елена
    27.12.2016 at 18:51

    От души благодарю за Ваши слова. Всю жизнь я прихожу и ухожу от рисования. К сожалению, мои родители считали это блажью, несерьезным и пустой тратой времени. И это так в меня впечаталось, что прежде чем я разрешу себе что-нибудь нарисовать, я должна отработать внутреннюю повинность: убраться, приготовить еду, вымыть посуду. Это меня передо мной же унижает как то, но этот вот родительский страх, что я занимаюсь пустой тратой времени, и какая то не такая, какойбы им хотелось меня видеть, что приходится теперь все время оправдываться уже перед самой собой.

  • Марина
    28.12.2016 at 03:18

    Какие точные слова- “надо наращивать панцирь”!! Я только недавно это стала понимать. Вы молодец, что смогли в таком юном возрасте найти в себе силы противостоять чужой оценке! У меня так не вышло, несмотря на то, что родители меня поддерживали.. Не понимала, когда училась на своей специальности уже во взрослом состоянии (музыка). И, в результате, забросила профессию как раз из-за этого сковывающего страха и боязни критики…
    Скорее не страх рисования, а неуверенность. Каждый раз вопрос- а правильно ли я учусь? А может на все надо с другой точки зрения смотреть? Еще столько в интернете потрясающих рисунков художников самоучек! И каждый раз думаешь, что это? Действительно ли мне надо бросить все силы и время, чтобы научиться рисовать? Или это просто прихоть и самообман?!

  • Даниил
    24.02.2021 at 13:56

    У меня проблема совсем другая, я когда захожу в Фотошоп и создаю там лист, то начинаю боятся, чувствовать себя некомфортно, но боюсь я не по той причине что вы описали, будто просто боюсь, и ниче поделать не могу

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ