Пленэр в Выборге 2017. Рисуем средневековый город.
Выборг - это город, который влюбил меня в себя с первого взгляда.
Побывав здесь на пленэре с художниками Санкт-Петербургского акварельного общества, я поняла, что хочу вернуться в Выборг вновь. Но не одна, а с учениками.
И вот в этом году я и еще 15 любителей акварели из четырех стран съехались на пленэр в Выборге.
С точки зрения пленэра Выборг очень привлекателен. Во-первых, это средневековый город, долгое время был то шведским, то финским, а потому его старый град имеет вполне европейские черты.
Во-вторых, город этот небольшой, а значит все основные достопримечательности находятся в шаговой доступности. Туристов немало, но тем не менее на улицах достаточно комфортно для рисования.
Летом в Выборге стоят белые ночи. Солнце садится поздно, закаты можно рисовать долго. Да и климат здесь прохладный. Рисовать можно целыми днями, не тяготясь жарой.
Правда, для лета 2017 это не такая уж новинка... 🙂
В общем, со всех сторон хорош Выборг для пленэра! Но у меня к этому городу вообще какие-то странные чувства. Я здесь буквально расцветаю.
Загадку сего явления я так и не разгадала.
Приняла как данность и наслаждалась!
Но вернемся к рассказу о пленэре...
Невзирая на массу плюсов Выборга передо мной стояла непростая задача. Помочь любителям акварели сделать основательный шаг в своих умениях, при этом не сломав их собственный стиль письма.
И все это за 5 дней. Рисуя городскую среду. С натуры.
В группе - 15 человек разного уровня подготовки. Кто-то ни разу не был на пленэре, кто-то впервые начал рисовать акварелью, у большинства очень мало опыта в рисовании.
Но! У каждого есть огромная любовь к творчеству и желание показать, насколько этот мир прекрасен.
И конечно же, вне зависимости от опыта рисования, у каждого есть свой стиль и способ видеть красоту.
Поэтому на занятиях я старались учитывать сильные стороны каждого и совершенствовать слабые.
Как выяснить слабые стороны учеников? Я делаю это через первый тестовый этюд. Он показывает и мне, и студенту, его исходный уровень и задачи, которые нужно поставить перед собой на время обучения.
Ну, а в конце, сравнение с тестовым этюдом показывает нам, удалось ли продвинуться в умениях, есть ли результаты.
У некоторых эти результаты очевидны и очень ярки. У кого-то незаметны со стороны, но внутренний процесс запущен и обязательно приведет к переменам в дальнейших работах.
С какими проблемами обычно сталкивается начинающий акварелист, в чем его слабые стороны?
(Приглядитесь, нет ли и за вами таких "грехов")
- Неумение верно определить тон разных объектов и участков этюда, а отсюда - слишком светлые и невыразительные акварели, кажущиеся грязными.
- Чрезмерное увлечение деталями, дробность картинки, неумение выделить главное и пренебречь второстепенным.
- Неумение разложить свою работу над этюдом на этапы: что сначала, что потом. В результате, либо не хватает времени на написание этюда, либо он "замучивается" исправлениями.
- Незнание приёмов работы акварелью, что делает картинку однообразной и снижает её выразительность.
- Незнание теории композиции. Это приводит к тому, что человек не может произвести отбор, что стоит рисовать в картине, а что нет. Он располагает объекты как придется, не создавая сознательное движение для глаза зрителя по картине.
Вот это минимальная часть того списка, с чем мы работали на пленэре.
Одновременно обучались линейной перспективе, смешению красок, культуре мазка и прочему-прочему...
Конечно, от студентов это требует очень большой внутренней работы. И я очень благодарна нашим девочкам, что они были упорны и многому научились.
К вопросу о стиле.
Порой начинающие рисовальщики стыдятся примитивизма, детскости своих работ. А я такие работы очень ценю. В них порой больше правды, настроения и силы жизни, нежели в работах академически грамотных художников.
И, заметьте, некоторые художники, обучившись в академии, возвращаются к такому наивному детскому рисунку специально.
Именно поэтому мне хочется, обучая, не сломать в моих подопечных их собственный стиль.
Вот, например, Светлана постоянно ругает себя за неумение. Мол, детские работы получаются. Но вы только посмотрите на ее скамейку! Это же буквально сцена, где разыгрывается спектакль. И глядя на ее картину, в голове сразу возникает история, произошедшая здесь. А ее домики просто просятся быть иллюстрацией в детской книжке!
Или еще пример.
Марина Молодыченко приехала на пленэр вместе со Светланой Сметаниной. Светочка - давняя моя ученица, сама уже преподает.
И вот работы Марины были во многом копией стиля Светланы.
А в последней работе Марина вдруг взяла чистые открытые цвета и начала писать быстро и широко. Этот этюд удивил ее саму. Но мало того - он её окрылил! Она почувствовала, сколько настроения и энергии в этом этюде, она поняла, что это, возможно, ее новый путь!
Конечно, такой прорыв за 5 дней - это большая творческая удача. Такое бывает нечасто.
Но даже мелкие победы в обучении важны. А они были у каждой участницы.
На финальном просмотре я отобрала по три этюда у каждого автора. Давайте посмотрим эту выставку с видами Выборга.
Мне радостно, что помимо этих этюдов у участниц остались еще другие - быстрые этюды с "зарницы". Да, на этот раз мы впервые провели марафон не просто скетчей, а акварельных этюдов!
Правда, если на скетчи я отвожу от 3 до 5 минут, то для этюдов было 15 минут.
И верите - нет, сначала все испугались, мол - невозможно, а потом, когда рисовали и на десятой минуте видели, что этюд готов, удивлялись избытку времени - неужели можно рисовать еще целых 5 минут?..
Вот несколько таких этюдов из скетчбука Светланы Сметаниной:
А это мои:
Так что, как видите, возможности человека гораздо шире его представлений о себе. И мы, находясь в плену страхов и сомнений, часто просто не даём своим способностям раскрыться.
Поэтому, смелее, отправляйтесь на пленэр и рисуйте быстро, успевая схватить состояние природы!
Какие выводы я сделала после пленэра в Выборге?
Первое - сложноват, всё же, его непредсказуемый климат для учебных пленэров.
Как я ни договаривалась с "небесной канцелярией", а периодически дождь или ветер менял наши планы на занятия.
Во-вторых, пяти-шести дней для полноценного пленэра мало. Раньше я всегда делала более длительные выезды, и участникам было проще: есть время отдохнуть, "переварить" полученные знания, посмотреть город и поработать самостоятельно.
Буду рада вашим комментариям. Напишите, какие работы участников вам понравились?
Поделиться этой статьей:
В этом году мы не только рисовали Выборг акварелью, но и изучали здесь архитектуру и скетчинг.
Посмотрите, что нарисовали наши скетчеры!
Алина
30.07.2017 at 00:27Спасибо ,Марина! Классный пленэр!
Марина Трушникова
31.07.2017 at 01:42Алина, благодарю!
Татьяна
30.07.2017 at 09:01Благодарю,Марина.С удовольствием посмотрела отчет.
Марина Трушникова
31.07.2017 at 01:41Татьяна, спасибо за отклик!
Елена
30.07.2017 at 10:04Спасибо, Марина! Прямо заряжаешь энергией и желанием рисовать! А в Черногорию в следующем году только в июне планируете?
Марина Трушникова
31.07.2017 at 01:41Да, только в июне.
Gila
30.07.2017 at 19:33Всех участниц плен ера поздравляю с замечательными работами! Трудно выделить кого то одного, у всех есть свои достоинства. Марина, а твои акварели- пленяют!
Марина Трушникова
31.07.2017 at 01:41Благодарю!!
Татьяна Макарова
31.07.2017 at 14:52Всегда жду финальный Маринин пост об арт-путешествии) в нём, ещё не улетевшее в прошлое, настроение и выводы автора, как рекомендации к действию.
Берём за основу ” разбор полётов”…, и это уже не минусы, а алгоритм поэтапного решения поставленной задачи)
Спасибо авторам, результаты впечатляют!
Марина Трушникова
01.08.2017 at 23:41Татьяна, благодарю!
Кукурузка
03.08.2017 at 21:37Даже не верится, что были те, кто не писал ранее!! Марина, снова снимаю шляпу! И снова мечтаю попасть на плэнер с Вами!!!
Всех участников можно поздравить с таким замечательным путешествием!!!
Марина Трушникова
08.08.2017 at 10:40Спасибо. 🙂
Елена
13.06.2018 at 16:17Марина, мне очень много лет , и на плэнер мне не потянуть. Но ваши рассказы заряжают энергией и желанием снова рисовать. Спасибо Вам огромное !