logo

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ МАРИНЫ ТРУШКИНОЙ.

Обучение рисованию онлайн. Бесплатные вводные курсы. Видео-курсы по живописи на скачивание. Арт-путешествия и пленэры.
Мы в соц.сетях
Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Холст для акварели: выбираем подходящий грунт
холст для акварели

Холст для акварели: выбираем подходящий грунт

Меня уже неоднократно спрашивали о том, можно ли писать акварелью на холсте и если да, то как. 

К сожалению, мой опыт подобного рисования заключался только в выполнении подмалёвка акварелью для дальнейшей работы маслом. Использовать холст именно под акварель я не пробовала. Хотя в этом, полагаю, есть определенный смысл.

Поэтому я очень обрадовалась, когда на сайте Jackson's Art появилась подробная статья об этом вопросе.  Мы перевели ее для вас. 

Читайте, как и для чего использовать холст для акварели и как необходимо подготовить холст, чтобы это было возможно.

Пишем акварелью на холсте: выбираем лучший грунт под акварель

Холст является одной из самых популярных основ для рисования у художников. Его можно использовать как без грунтовки, так и с масляной или универсальной грунтовкой, с различным весом и текстурой, от грубого джута до тонкого льна. 

Универсальность этого материала делает его удобным для использования в различных видах живописи и рисовальных техниках. Но традиционно холст не ассоциируется с акварельной живописью.

Холст с универсальной грунтовкой подойдет для масляной и акриловой краски, но недостаточно хорош для акварели. Эффективная акварельная поверхность, такая как акварельная бумага, должна быть достаточно впитывающей, чтобы стабилизировать краску, но не настолько пористой, чтобы краска оседала на поверхности и становилась тусклой.

Подходящие для акварели основы - это акриловые грунты с идеальными впитывающими способностями. Использовать их можно для любого универсально грунтованного полотна.

грунт для акварели

Преимущества использования холста для акварели:

1. Холст является очень прочной опорой

Будучи тонким, мягким материалом, акварельная бумага даже самого высокого качества, если она не защищена должным образом, очень легко повреждается при хранении и транспортировке. 

Холст, натянутый или закрепленный на доске, делает рисунок более прочным и менее подверженным к износу. 

Также на натянутом холсте легче сохранить картину - если подрамники повредятся или деформируются с течением времени, картину можно снять и натянуть на новую раму.

2. Возможность работать в больших масштабах

У большинства производителей акварельной бумаги максимальный размер листа - полный имперский (примерно 76 см х 56 см). Чтобы работать в большем масштабе, часто единственным вариантом является покупка бумаги в рулоне.

Стретч-полотна доступны в различных размерах, самый большой из готовых размеров - 120 см х 150 см. Но вы можете использовать еще бОльший формат, если вы создадите собственный подрамник нужного размера и натянете холст самостоятельно.

3. Возможность повесить готовую работу без монтажа
или обрамления

Чтобы повесить картину, выполненную на акварельной бумаге, не повредив, ее следует прикрепить к жесткой опоре, например, к деревянной панели, или взять в рамку.

Натянутый холст можно повесить без дополнительного каркаса или крепления, так как крепежные детали можно вкрутить прямо в деревянные подрамники. Неограниченные опоры, такие как брезентовые доски, можно повесить, приклеив деревянные полоски к задней части изделия и прикрепив подвесные элементы к дереву.

4. Нет необходимости дополнительно растягивать поверхность

Чтобы избежать деформации листа, перед рисованием на бумаге необходимо ее растянуть, особенно, если вы планируете использовать большое количество воды. Для холста или холстовой доски растягивание не требуется. После нанесения акварельного грунта можно сразу приступать к рисованию.

холст для акварели

Готовим холст для акварели:
Сравнение 7 вариантов грунтов

(Все названия с нижним подчеркиванием в тексте и в оглавлениях являются ссылками на описанный товар на сайте Jackson's Art и помогут вам сориентироваться со свойствами товара и ценами)

Сравнения были сделаны на хлопковых холстах премиум серии Jackson’s Premium Cotton Canvas Art Boards. Они имеют среднюю зернистость и универсальный белый акриловый грунт, поэтому никакой дополнительной подготовки перед нанесением акварельного грунта не требуется.

Каждое акварельный грунт был нанесен в соответствии с рекомендациями производителя. Все грунты были нанесены в два тонких слоя, за исключением Aqua Primer Fine компании Schmincke, для которого рекомендуется использовать три слоя.

Как только грунт можно было использовать (не менее 24 часов), были проведены следующие испытания:

Гранулирующая размывка из равных частей Jackson’s Cerulean Blue (PB35) and Daniel Smith Cobalt Violet (PV49)

Этот тест оценивает, насколько текстура реагирует на гранулирование красок.

Грануляция - это свойство, характерное для определенных частиц пигмента тяжелого или неправильного размера выпадать в осадок. Частицы отделяются и оседают в углублениях поверхности, создавая текстурный эффект.

Лифтинг-тест с акварелью Jackson's Permanent Sap Green

Перманентный зеленый (Jackson's Permanent Sap Green) представляет собой смесь ультрамарина синего (PB29) и бензимидазолона желтого (PY154) и имеет умеренно окрашенный цвет.

Лифтинг - это обычная техника, используемая для исправления ошибок или создания бликов, но она не обязательна для всех акварелистов.

Каждому образцу перманентного зеленого давали возможность полностью высохнуть, а затем влажной упругой кистью "выбирали" цвет на определенном участке. Влажную краску промокали тканью, чтобы удалить цвет. С поверхностей с высокой впитывающей способностью обычно труднее "вывести" цвет.

Маркирование мягкой пастелью с использованием 

Jackson’s Handmade Cool Grey VI

Это тест для оценки «сцепления» с поверхностью. Абразивная поверхность обеспечивает хорошую адгезию сухих сред, таких как мягкая пастель и древесный уголь. Это дает дополнительные возможности художникам, работающим в технике микс медиа.

Этот тест используется на акварельной бумаге, чтобы оценить, насколько она абсорбирует. Пигмент, PR122, склонен к "цветению" при использовании в разведенном виде.

Когда краска не впитывается быстро или впитывается неравномерно, шарик краски может собираться и создавать эффект, известный как обратный ход (или, иногда, более наглядно, как «цветная капуста»). 

Акварель, как правило, дольше сохнет на акварельной бумаге горячего прессования, чем на грубой акварельной бумаге, и поэтому на акварельной бумаге горячего прессования более вероятны повторные прогибы. Будет интересно посмотреть, применяются ли те же правила к акварельным грунтам.


Рекомендуемое применение: хорошо взболтать перед использованием, нанести кистью минимум 3 слоя.

Грунт обеспечивает гладкую поверхность, которая сохраняет текстуру холста. В результате гранулирующая размывка создает очень интересный эффект, поскольку пигмент оседает вдоль зерен холста.

Краска высыхает неравномерно - в некоторых частях она быстро впитывается в грунт, в то время как в других, остается влажной в течение длительного времени.

После выкраса хинакридона часть краски осела на поверхности, не впитываясь. Этот же эффект присутствует и в гранулирующей размывке, где есть пятна более темного цвета внизу, в результате скопления пигмента и воды.

Перманентный зеленый удалился чисто, образовав в результате хороший блик.

Грунт Aqua Primer Fine абразивен. Он дал холсту замечательную сцепку, оставляя чистый и темный пастельный след. Это делает его идеальным для художников, которые используют сухие материалы, такие как карандаш, уголь или пастель, в своих акварельных картинах.


Рекомендуется не разводить и наносить мастихином.

Нанесение грунта полностью скрывает зерно холста, создавая тем самым поверхность, сравнимую с грубой акварельной бумагой.

Текстура дополняет гранулирующую размывку, поскольку тяжелые пигментные частицы оседают в углублениях холста. 

На образце зеленого видно, что краска попала в текстуру поверхности, что затруднило полное удаление цвета.

Поверхность грунта очень шероховатая, образует ломаную пастельную линию.

Этот грунт может быть нанесен ровно, как указано выше, чтобы имитировать фактуру грубой акварельной бумаги. Но он также может использоваться для создания фактурной поверхности.

На примере ниже показано, как с помощью грунта Aqua Watercolour Primer Coarse можно создать эффект импасто:


Рекомендуемое применение: хорошо встряхнуть перед использованием, наносить кистью равномерно. При нанесении большего количества слоев предыдущий слой должен быть сухим перед нанесением следующего слоя.

При высыхании грунт имеет гладкое прозрачное покрытие, которое не влияет на фактуру или цвет поверхности под ней. Он является наименее абсорбирующим из всех протестированных акварельных основ. Тестовые выкрасы сохнут долго, эта особенность удобна для продолжительных периодов смешивания цветов. 

Зеленый цвет можно практически полностью выбрать после повторного увлажнения.

Хинакридон не дает откат, чего я ожидал на такой неабсорбирующей поверхности. Вместо этого краска собралась в углу выкраса, и вода в конце концов испарилась, оставив на поверхности блестящий участок сухого связующего гуммиарабика.

Лессировка, метод создания прозрачных слоев, не получится на этом грунте, потому что краска будет легко перемещаться при нанесении новых слоев. Краску можно выбрать или смешать даже после высыхания.

Интересная возможность этого грунта состоит в том, что его можно использовать поверх высохших работ, написанные акрилом, чтобы перекрасить нужные участки акварелью. 

Его также можно использовать поверх прозрачного холста, чтобы сохранить исходный цвет холста, как показано ниже:


Рекомендуемое нанесение: для достижения наилучших результатов наносить в два слоя. Второй слой после полного высыхания первого (время высыхания 8-12 часов) должен быть с небольшим количеством воды (около 20%).

Если взглянуть на абсорбирующую поверхность этого грунта по сравнению с прозрачной грунтовкой Aqua Schmincke, то эффект, который поглощающая способность оказывает на цвет, очевиден.

Высокопористая природа абсорбирующего основания придает цветам приглушенный эффект, в то время как те же цвета на менее абсорбирующей прозрачной грунтовке являются более яркими.

В то время как прозрачный грунт Schmincke Aqua Primer обеспечивает легкое перемещение краски, грунт Golden Absorbent обеспечивает более устойчивую поверхность акварели, которая лучше подходит для лессировок. Краска быстро впитывается в основу и становится очень устойчивой к удалению после высыхания.

Тестируемый грунт похож по ощущениям на гипс (gesso), и дает хорошую сцепку. Это подходящая основа для включения сухих сред в акварельную живопись.


Рекомендуется наносить два и более слоев. Для полного высыхания обычно требуется не менее 24 часов.

Подобно предыдущему грунту образец Golden Qor быстро впитывает краску. Разница в том, что основа Qor содержит волокнистый материал (который выглядит и ощущается как бумажная масса), что придает ему текстуру, напоминающую акварельную бумагу.

Обратите внимание, где грунтовка была нанесена поверх края холста, создавая эффект ребристой кромки.  Вы можете заметить, что остались горизонтальные следы кисти. При желании грунт можно наносить шпателем.

Выбрать краску оказалось трудно не только из-за высокой абсорбирующей поверхности, но и за счет текстуры. Ультрамариновый синий, самый тяжелый пигмент зеленого, попал в бороздки поверхности.

В отличие от акварельной бумаги, текстура выглядит «острой» и очень абразивной. Мягкая пастель рассыпается при попытках рисования ею.


Рекомендуется дать высохнуть грунтовке 24-72 часа перед нанесением акварели.

Все вышеперечисленные акварельные основы могут быть окрашены акварелью или акриловой краской, но Daniel Smith производит ряд цветных оснований для акварели.

Их переливающаяся золотая основа очень пигментирована и непрозрачна, смотрится богато. Золотой фон полностью меняет качества цветов, придавая им теплый и яркий оттенок.

Цвета остаются яркими. Это можно объяснить тем, что грунт относительно не впитывает влагу, поэтому пигмент "сидит" на поверхности. Подтверждение тому -  образец зеленого был очень легко выбран с поверхности и практически удален.


Рекомендуется дать высохнуть грунтовке 24-72 часа перед нанесением акварели.

Я колебался, прежде чем наносить те же цвета на черный фон, потому что не был уверен, подходит ли он только для непрозрачных или металлических красок. Однако я ошибся, так как цвета светились на черном фоне. Единственное исключение хинакридон, который, будучи разбавленным и прозрачным, слегка теряется.

В то время как предыдущий грунт дает цветам тепло, черная основа делает их более прохладными.

Поверхность абразивная и отлично подходит для мягкой пастели. Белая мягкая пастель идеальна для создания ярких бликов.

Наряду с черной и золотистой грунтовкой, Daniel Smith также выпускает белый и прозрачный грунт - Titanium WhiteBuff Titanium, Transparent.

Защита работ, написанных на акварельной основе

Готовую работу можно закрепить, распылив фиксатор (например,  Schmincke’s Watercolour Fixative или Lascaux Fixative). Он создает тонкий водостойкий барьер для защиты от пыли и влаги.

Акварельные картины на бумаге обычно не покрывают лаком, поскольку добавление акрилового покрытия может изменить цвет, текстуру и блеск акварели.

Тем не менее, производитесь Golden рекомендует использовать Archival Varnish Aerosol в качестве финиша. Помните также о необходимости протестировать лак перед использованием его на готовом изделии.

Нанесение лака кистью неудобно - может "поднять" слои краски и вызывать появление полос.

Вывод

Различие грунтов позволяет использовать различные акварельные техники и подходы.

Неабсорбирующая поверхность, такая как прозрачная грунтовка Aqua Watercolor Primer Transparent Schmincke, позволяет легко убирать и смешивать краску после высыхания.

С другой стороны, более пористая основа, такая как Golden Absorbent Ground, надежно связывает акварель с поверхностью, что делает ее лучше для техники лессировки.

Зерно холста можно полностью скрыть, применяя грунтовку Aqua Watercolor Primer Coarse Schmincke или Golden Qor Cold Press Ground с помощью шпателя. Текстуру холста можно использовать для рисования с использованием тонкой грунтовки Aqua Watercolor Primer Transparent Schmincke, позволяющей частицам краски оседать в углублениях.

Использование акварельной основы - это не просто адаптация поверхности для  акварельного письма. Это также само по себе творческое решение, позволяющее управлять впитывающей способностью и текстурой, чтобы определить, как ведет себя акварель.

Для акварели подойдут любые холсты, за исключением тех, что рассчитаны под масляную живопись. Примеры подходящих холстов:



Акварельные тесты проведены на основе метода Bruce MacEvoy’s.

Приведенные в статье примеры, прямо скажем, возбуждают мою фантазию. Я вижу, сколько потенциальных возможностей для творчества дают такие грунты. Обязательно выберу для себя какие-то из них и попробую!

Надеюсь, и для вас эта статья была вдохновляющей и полезной.

Делитесь ей в соцсетях, пишите комментарии!


Еще не знакомы с сайтом Jackson's Art?

Это английский сайт товаров для художников. Поскольку в наших магазинах идет хорошая накрутка в цене на импортные товары, то этот сайт - просто спаситель.

Пусть вас не пугает англоязычный интерфейс. Я подготовила подробнейшую статью с рассказом о том, как там всё устроено!


16 комментариев
  • Надежда
    16.03.2020 at 18:24

    Очень полезная статья, Марина! Большое спасибо!

    • Марина Трушникова
      17.03.2020 at 12:04

      Пожалуйста. Я рада, что вам она тоже полезна

  • Гуля
    16.03.2020 at 18:26

    Дорогая Марина, очень интересная тема! Спасибо большое, слышала только вполуха о закрепителях акварели на ткани, а тут такое четкое описание и даже с названиями и даже основы на ткань под акварель и акрил разведенный. Поизучаю. Ещё раз, спасибо!!!!!

  • Гуля
    16.03.2020 at 18:33

    Марина, техника “остекленения”(в выводах статьи) видимо правильнее по-русски будет “лессировка”, так ведь?

    • Леся
      17.03.2020 at 08:17

      Присоединяюсь. Glazing – это действительно лессировка. Исправьте, пожалуйста. А в целом, перевод хорошо читается. Моя благодарность как от переводчика переводчику – за труд)))

    • Марина Трушникова
      17.03.2020 at 12:06

      Да, верно. “лессировка” 🙂 Спасибо, что указали на ошибку.
      И спасибо Джэксонс арту, конечно, за такой подробный обзор и тестирование.

  • Антонина
    16.03.2020 at 21:54

    Спасибо! Очень интересно.

    • Марина Трушникова
      17.03.2020 at 12:07

      Спасибо за отклик!

  • Ламия
    16.03.2020 at 21:58

    Спасибо за статью!
    А ссылка на инструкцию по сайту ведёт обратно на эту страничку 🙁

    • Марина Трушникова
      17.03.2020 at 12:07

      Спасибо, что заметили ошибку. Все поправили!

  • Gila
    17.03.2020 at 09:31

    Марина, спасибо огромное за статью! И даже все не обходимые ссылки под рукой!

    • Марина Трушникова
      17.03.2020 at 12:08

      Да, это очень ценно, что ничего не надо искать. Да и сам сайт Джексонсарт мне нравится для покупок – у них получается дешевле покупать импортные товары, чем в наших магазинах, плюс скидки часто бывают. Так что такой список со ссылками – это прям то, что надо.

  • Наталья
    17.03.2020 at 16:04

    Как интересно! Очень хочется попробовать))
    Спасибо, Марина

  • Марина
    19.03.2020 at 08:29

    спасибо! интересная информация.

  • Екатерина
    19.03.2020 at 21:24

    Спасибо, Марина. Очень полезная информация. И конечно хочется попробовать.

  • Вера
    29.04.2020 at 19:47

    Спасибо огромное, Марина! Столько узнала всего.

Написать комментарий