Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Что считать профессиональной живописью? Дискуссия участников круглого стола на выставке “Мастера Акварели”
мастера акварели, круглый стол

Что считать профессиональной живописью? Дискуссия участников круглого стола на выставке “Мастера Акварели”

В рамках выставки “мастера акварели” прошел круглый стол по вопросам обучения.

В целом встреча проходила довольно скучно, выступающие просто озвучивали свои доклады, без работы с публикой.

И вот, уже в завершении встречи, встал Владимир Колбасов и задал провокационный вопрос, породивший интересную дискуссию.

акварельная живопись, КолбасовВ. Колбасов:

– Часто говорят, что вот это “профессиональные” картинки, а это – “любительские”. А что такое профессиональное и что – любительское? По каким критериям определить?

Вот человек, впервые взяв в руки кисть, залил красиво акварелькой, поставил пятно и решил: “Ёлки-палки! Это ж гениально! Сейчас же в Эрмитаж, если не на помойку!”

По каким критериям можно самостоятельно, без искусствоведа, определить, что хорошо, что нет?

Елена Базанова:
– На этот вопрос скорее искусствоведы должны отвечать, чем профессора..

Профессор Владимир Кузмичев:

– А я все же отвечу. Есть профессиональное искусство, есть народное, есть любительское.

У каждого из этих направлений есть свои критерии. Профессиональное имеет свои критерии, любительское – свои.

Любитель может со всей душой отдаваться делу, но у него отсутствует, так сказать, элемент профессионализма.

Термин профессионализм, конечно, дискуссионный. Можно по-разному говорить. Я считаю, что профессионал – это не тот, кто имеет профессиональное образование, а тот, кто имеет ряд профессиональных признаков.

Сформулировать профессиональные признаки… Думаю, здесь образуется целая дискуссия, это отдельная тема.

Это сложная вещь, это не физкультура, где пробежал, поднял, что-то сделал – есть измеримый результат.


Напишите в комментариях, какая из трех работ, по вашему мнению, принадлежит кисти Василия Кандинского.
Картина В.Кандинского и две работы участников Мастер-группы Школы М.Трушниковой. Сможете определить работу художника?

Картина В.Кандинского и две работы участников Мастер-группы Школы М.Трушниковой. Сможете определить работу художника?


Елена Базанова:

Мне кажется, что любитель от профессионала отличается стабильностью результатов. Любитель рисует тогда, когда ему хочется, а профессионал – когда ему надо, тогда и рисует.

У любителей бывают шикарные результаты. Но неустойчивые.

Константин Кузема:
акварельная живопись, Кузема– В акварели, поскольку это высокотехнологичная вещь, и учитывается множество факторов, много методик.

Поэтому для меня профессионализм в данном случае – это наличие у художника какой-либо осмысленной методики работы акварелью. Еще раз подчеркиваю – методики, больше ничего!

Какое бы красивое случайное пятно любитель не уронил – он не достигнет того же результата, что достигнет профессионал, который сделает то же самое.

Любой потек, случайность – она не только и не столько контролируема, сколько предчувствие профессионала, что так произойдет, ощущение, что это будет так. У любителя этого нет.

– Елена Базанова:
– Главное в определении профессионализма картины – это наличие композиции. Если человек не владеет грамотой композиции – все, работа не состоялась.

Зритель, наивный, не догадывается, как художник вводит в свой мир. Любитель не догадывается и даже не может оценить своего результата – насколько он хорош.

А профессионал – может. Что получилось хорошо, что не очень хорошо, и развить себя дальше. Это не значит, что у профессионалов все получается, вовсе нет. Есть состоявшиеся работы, есть несостоявшиеся. Но несостоявшиеся работы зрителям не показывают, поверьте.

Профессионалом стать при известной степени упорства не сложно, всякий может. Но вот Творцом стать (не все художники ими являются, кстати говоря) …

Когда художник создает свой образ, свой мир, то тогда это творец, профессионал.


Читать в контексте: Мастера акварели: подходы Е.Базановой и С.Курбатова


Один из художников:

– Я не совсем согласен с Константином Кузема, что наличие методики – это признак профессионала.

Можно быть прекрасным техническим исполнителем, но при этом не быть художником, потому что имея язык – не значит быть поэтом. Это только одна из граней, без которой никуда, но все же.

Когда-то Пикассо задали такой же вопрос и он ответил: “любитель – это тот, кто рисует то, что будут покупать, а профессионал – тот, кто продает то, что рисует.”

Рисунки участников мастер-группы Школы М.Трушниковой

Рисунки участников мастер-группы Школы М.Трушниковой: С.Сметаниной, Е.Ситнер, Л.Ящук

Действительно, дискуссионный вопрос… Столь разные мнения!


Больше отчетов с художественных выставок:


Я задумалась – как бы я на него ответила? С какой мерой подошла к картине, чтобы поставить на ней штамп “профессиональная” или “любительская”?

Пожалуй, действительно руководствовалась бы рядом признаков, упомянутых художниками.

4 признака профессиональной картины:

  1. хорошая композиция со всеми признаками гармонии
  2. мастерское владение материалом
  3. крепкая основа по части рисунка и живописи ( она прослеживается, даже если это абстрактная картина)
  4. наличие других работ в этой технике. Т. е. автор понимал, что делал, и сможет повторить картину. Это то, о чем говорила Базанова как об усточивости результатов и Кузема как о наличии своей методики.

И если последнее – вопрос упорства и трудолюбия, то первые три пункта – вопрос образования.

Этому учат. Не обязательно в вузе. Можно и по книжкам. (Хотя кто-то из выступающих отмечал, что без педагога процесс обречен, зайдет в тупик..)


Читать в контексте: Обзор лучших учебников по рисованию!


В любом случае, каждый любитель, мечтающий вывести свое творчество на другой уровень, должен пройти своеобразный Ликбез – изучить основы рисунка, живописи и композиции.

Эта та база, без которой работа будет выглядеть слабой, “любительской” в уничижительном смысле этого слова.

Вывод: быть любителем – не порок.

Но если вы хотите, чтобы художники не смотрели на вас сверху вниз –

“учите мат. часть!”

Первые темы занятий в Школе - это основы перспективы и теории светотени. Работы учащихся мастер-группы.

Первые работы в Школе – это основы перспективы и теории светотени. Работы учащихся.

 

72 комментария
  • Лера
    23.01.2015 at 18:55

    Мне кажется первая работа художника 🙂 или вторая…
    Наверное вторая все же))

    • admin
      23.01.2015 at 19:37

      “наверно” не считается. 🙂

  • Юлия
    23.01.2015 at 18:59

    Я думаю, вторая работа – Василия Кандинского.

    • admin
      23.01.2015 at 19:41

      Юлия, поздравляю! Вы правы. Вторая работа принадлежит кисти Кандинского.
      Регистрируйтесь в мастер-группе с е-мэйлом, указанным в комментарии. Это здесь: http://mg.izo-kurs.ru/
      Мы вам откроем доступ к первому месяцу Школы.

    • Юлия
      23.01.2015 at 21:32

      Мариночка! Спасибо огромное! Я очень рада, что могу присоединиться к списку Ваших учеников.)) Уже зарегистрировалась!

  • Наталия
    23.01.2015 at 19:00

    Здравствуйте, Марина!!!
    Отвечаю на вопрос- загадку….
    Картина №2 принадлежит Кандинскому….

  • Ольга
    23.01.2015 at 19:02

    Добрый день, точно работа в середине – там есть ритм., движение…цель.

    • Елена.
      23.01.2015 at 19:08

      Здравствуйте, Марина.
      Считаю, что третья картинка с домиком написана Кандинским.

  • Мария
    23.01.2015 at 19:03

    Добрый день
    2 картина принадлежит кисти В. КАНДИНСКОГО, я так думаю

  • Валентина
    23.01.2015 at 19:04

    Средняя картина В.Кандинского

  • Раиса
    23.01.2015 at 19:05

    Я думаю,что первая.

  • Анна
    23.01.2015 at 19:08

    Марина, спасибо за материал, очень любопытно! Хочется еще раз перечитать.
    На счет картины Кандинского, могу предположить, что вторая. Она какая-то более уверенная что-ли, смелая, экспрессивная, энергичная. Хотя кто его знает: )

  • Таня
    23.01.2015 at 19:09

    Вторая картинка – Кандинский

  • Елена.
    23.01.2015 at 19:10

    Здравствуйте, Марина!
    Считаю картину №3, с домиком, работы Кандинского

  • Татьяна
    23.01.2015 at 19:12

    А я думаю, что работа Кандинского – первая )

  • Нина
    23.01.2015 at 19:13

    Я точно знаю – вторая работа, посредине, Кандинский ! )))) так как знаю чья первая )) Марина, спасибо огромное за обзор, много полезной информации!!!

  • Елена
    23.01.2015 at 19:14

    Здравствуйте! Я думаю- вторая картина

  • Татьяна
    23.01.2015 at 19:17

    Первая.

  • Елена
    23.01.2015 at 19:18

    Марина, спасибо большое за статью. Очень-очень интересно!
    А по поводу работы Кандинского )))) с наличием гугл имаджес определить автора любой работы, хоть раз засветившейся в инете, дело 1 минуты))))

    • admin
      23.01.2015 at 19:35

      Елена, хорошо, что редко кто знает, как это делать… 😉

  • Наталия
    23.01.2015 at 19:19

    Марина, спасибо за очень интересную статью, содержание побуждает к повторному прочтению.
    А по поводу работ, я думаю, что 2-ая работа Кандинского.

  • Мыш
    23.01.2015 at 19:20

    левая

  • Alexandra Redina
    23.01.2015 at 19:21

    Крайняя левая – Кандинский.

  • Маргарита
    23.01.2015 at 19:25

    Добрый вечер. Вторая картина – работа Кандинского. Спасибо за интересную информацию.

  • тамара
    23.01.2015 at 19:28

    Думаю, что вторая работа принадлежит В.Кандинскому.

  • Ирина Клопкова
    23.01.2015 at 19:28

    Домик (третья работа). Участники Мастер-группы такие “детские” работы не рисуют ;). А я вот в нее вглядываюсь, и она мне всё больше и больше нравится…

    • admin
      23.01.2015 at 19:41

      Ирина, думаю, автору это очень польстит. 🙂

  • Маргарита
    23.01.2015 at 19:32

    Я считаю, что картина Кандинского в центре, потому что рассматривая ее уходишь в глубь и постепенно тебе открывается новое впечатление, в работе есть движение, пространство, глубина, размышление, в цвете какой-то порядок и смысл. Она притягивает и дает толчек уму и сердцу.

    • admin
      23.01.2015 at 19:42

      Как здорово, что мы способны видеть в абстрактном искусстве все, что вы описали. Благодарю, Маргарита!

  • Елена
    23.01.2015 at 19:37

    Марина, с возвращением тебя! Спасибо большое за статью. Мне твое видение профессионализма очень импонирует и близко.

    • admin
      23.01.2015 at 19:42

      Спасибо, Елена!

  • Алеся
    23.01.2015 at 19:42

    Работа посередине Кандинского

  • Екатерина
    23.01.2015 at 19:43

    Скажите, а почему удалили мой комментарий? не попадает под условия конкурса “угадайте”? а я написала, что просто знаю (посередине)?

    • admin
      23.01.2015 at 19:49

      Екатерина, я не удаляю комментарии. Бывает, они не публикуются, потому что фильтры отправляют их в спам. Но вашего комментария там нет, я посмотрела.

  • Inga
    23.01.2015 at 19:44

    средняя.

  • Лариса
    23.01.2015 at 19:52

    Полагаю, что вторая работа принадлежит В.Кандинскому. Лариса

  • ирина
    23.01.2015 at 19:54

    Добрый вечер! Картина Василия Кандинского – центральная, Присоеди няюсь ко всем,доводам, высказанным участниками дискуссии. От неё исходит энергетика и уверенная рука Мастера.

    Виртуальное посещение выставки “Мастера акварели” в Питере вызвало восхищение, глубокую эмоцианальную палитру и радость за современное видение и развитие её Величества Акварели в нашей стране.
    Марина, большое спасибо Вам за все Ваши публикации.

  • Вера Мухина
    23.01.2015 at 19:58

    Конечно,вторая работа – Кандинского! Но работы рядом прекрасны по своему.Помню это задание в мастер-группе,где-то в альбоме хранится и мой “шедевр” в стиле Кандинского. Лучшего обучающего курса,чем мастер-группа Марины на просторах интернета нет!!!

    • Елена
      24.01.2015 at 18:00

      Верочка, полностью с тобой согласна!

  • Екатерина
    23.01.2015 at 20:03

    Жалко… а я ведь была одна из первых и даже в подтверждении того, что мне этого и гуглить не надо, написала немножко из его биографии… про то, что он был физиком, к 30 к живописи пришёл, искал идеальную композицию, кстати навскидку точно не вспомню, но по-моему “композиция 18” он считал очень близкой к идеальной и висит эта работа где-то в Германии, ну вот тут, для уточнений можно и погуглить))))

    • admin
      23.01.2015 at 22:08

      Екатерина, я нашла ваш комментарий : https://izo-life.ru/disput_proffessional/mgworks2/ Он был дан непосредственно к картинке. А я даже и не знала о такой функции, как вы на картинку отдельно вышли…

      В любом случае, ваш комментарий дан на 10 мин позже первого правильного ответа.
      Но мне очень нравится ваш полный ответ. благодарю!

  • Лейла
    23.01.2015 at 20:12

    Никакая

  • MARIA
    23.01.2015 at 20:30

    KARTINA SPRAVA, PERVYJE DVE RABOTY UCHENIKOV.

  • Екатерина
    23.01.2015 at 20:32

    А по поводу дискуссии…. ооооо! как мне это знакомо)))) по дискуссиям кого считать профессиональным фотографом, а кого любителем))) Помню было мнение -кто продаёт, тот и профессионал…. но вспомнив, что самые продаваемые работы это у ” бомбил” из садиков и школ…. решили, что это мнение ошибочно))))) Наверно работа художника должна вызывать эмоции, не важно какие, но размышления и эмоции вызывать должна)))) вот картина у Мунка “Крик” – сам “крик” как-то по-детски написан, но реально страшно!!!))))

  • Таша
    23.01.2015 at 20:39

    вторая Кандинского

  • Румия
    23.01.2015 at 20:50

    Марина, добрый вечер! Я думаю, что картина Кандинского – первая.

    • Ирина Романова
      23.01.2015 at 20:56

      Доброго времени суток! Думаю, что Кандинский написал картину справа, домик с заборчиком белым 🙂

  • Наталия
    23.01.2015 at 21:10

    Картина в центре- Кандинский

  • Людмила
    23.01.2015 at 21:24

    Вторая работа принадлежит Кандинскому

  • Аноним
    23.01.2015 at 22:18

    Первая!

  • Natalia
    23.01.2015 at 22:49

    Самая первая -я думаю.это картинка кандинского.Я не знаю,почему-но когда я на нее смотрю.у меня возникает ощущение гармонии,сбалансированности,она приятна для глаз,когда же смотрю на две другие-что-то не так,не знаю.как правильно это объяснить.
    Хотя по цвету как будто похожи)
    Первая.

  • Natalia
    23.01.2015 at 22:56

    Да,и еще забыла-в первой картинке-равновесие.Хотя казалось бы.цветные пятна)
    В абстрактном искусстве не разбираюсь,но здесь ассоциация возникает с солнечным городом,летом.
    Только не та,что с конкретным домиком и белым заборчиком а та где абстракция,цветные пятна)

    • Нина
      24.01.2015 at 19:44

      спасибо, Наталия, за такую высокую оценку! первая картина – моя )))

  • Елена , SPb
    23.01.2015 at 23:22

    Вторая-Центральная Картина! Кандинский, Василий. Название картины: “annkandinskyexersize”

  • Елена , SPb
    23.01.2015 at 23:22

    Вторая-Центральная Картина! Кандинский, Василий. Название картины: «annkandinskyexersize»

  • Ирина Гуцева
    23.01.2015 at 23:41

    Здравствуйте, Марина! Я думаю, что средняя картина принадлежит кисти Кандинского. Первая картина – это упражнение по цветоведению. Спасибо, что вы нас знакомите с интересными новостями. Успехов вам во всем!

  • юлия
    24.01.2015 at 00:21

    вторая работа

  • ольга
    24.01.2015 at 03:05

    Марина! По-моему мнению – вторая работа В.Кандинского

  • Galina
    24.01.2015 at 03:42

    Марина, спасибо за интересную статью! Еще раз подтвердили известное правило : сколько игроков – столько и мнений.
    По поводу картины – если посмотреть общим взглядом на все три, то средняя выделяется . В ней почти нет чистых границ между мазками. Перетекание одного цвета в другой, часто контрастный, плюс вольное , но не раздражающее взгляд обращение с перспективой. Конечно, это рука мастера.

  • inessa Litvonova
    24.01.2015 at 03:59

    Первая работа Василия Кандинского,: 1910 г

  • inessa Litvonova
    24.01.2015 at 04:01

    Sorry, Имела ввиду средняя картина, нарисована в 1910 году.

  • Наталия Урбан
    24.01.2015 at 08:42

    Марина, спасибо за статью. Мне всегда интересно читать твой материал, зазывающий к размышлениям. Конечно, картина в центре принадлежит профессионалу: чувствуется уверенная рука мужчины- художника. Но мне по душе мягкая работа ( первая слева) 🙂 а профессиональная работа вызывает чувство тревоги. Ну это моё личное суб#ективное мнение

  • Ирина
    24.01.2015 at 14:43

    Вторая картина Кандинского “304” 1910г

  • Ольга
    24.01.2015 at 15:52

    Конечно средняя!

  • Наталья
    24.01.2015 at 16:09

    Марина, спасибо за статью. Творческий взгляд всегда интересен.Картина профессионала, на мой взгляд , отличается от любителя : глубиной мыслеобраза в цвете и конечно она в центре.

  • Анна
    25.01.2015 at 02:05

    Марина, здравствуйте! Спасибо за интереснейший материал, который удалось прочесть только сейчас. Было приятно узнать, что работу Кандинского я определила сразу именно по тем критериям, которые Вы упоминаете в ответах, поздновато вот только….

  • Галина Нифанова
    07.04.2016 at 19:00

    Добрый день, Думаю, из трех кусочков работ художников – первый кусочек больше похож на работу Кандинского

  • Галина Нифанова
    07.04.2016 at 19:02

    а ведь и вторая -тоже работа Кандинского

  • Gila
    07.02.2018 at 09:02

    Мариночка, привет! Я затрудняюсь сказать которая из картин Кандинского, прочитав комментарии, теперь знаю правильный ответ. Могу только сказать, что первая и третья работа выполнены логически, а во второй эта логика не прослеживается, но при этом взяты более гармонично цветовые пятна и отношения,выполнено энергично и уверено, оставляет более будоражащее впечатление.Я поздравляю твоих учениц, которые так близко подошли к творчеству Кандинского и они тоже по своему хороши.

  • Юлия
    07.02.2018 at 14:22

    Говоря о В.Кандинском, выбирать можно было только между первой и второй. Первая-яркая, но слишком очевидная и старательная по выбору колорита, по форме и расстановке цветовых пятен, а потому “не захватила”. Пропустим. А вот вторая сразу заворожила не столько яркостью, сколько своей гармонией, безупречностью и уместностью вкраплений голубого тона, разнообразием и динамикой цветового хаоса, тончайшим образом упорядоченного в не линейный контур улиц местечка, в его огороды , в протекающую рядом реку и заречье. Взгляд отвести невозможно, хочется смотреть и смотреть. Это – картина, написанная Мастером. Это-шедевр!

  • Наталия
    15.02.2018 at 19:52

    Марина, добрый день. Огромное вам спасибо за статью. В любом деле необходимо профессиональное образование. Без основ конечно можно ловить кайф, но тут уже кто и что выбирает. Может быть обучаясь у профессионалов человек достигнет тех высот, которые ему были бы просто невидимы ранее в одиноком и не освещенном знанием восторге от самого себя).

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ