Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Как правильно нарисовать букет цветов в вазе? Основы композиции цветочного натюрморта.

Как правильно нарисовать букет цветов в вазе? Основы композиции цветочного натюрморта.

Это первая статья из цикла по композиции цветочного натюрморта. В данном цикле мы поговорим о том, как нарисовать букет цветов, чтобы картина была и красивой и интересной, нескучной для зрителя.

Цветочный натюрморт может быть различным по своей сложности и насыщенности деталями. Можно нагромоздить несколько ваз и букетов, заполнить стол посудой и фруктами, развесить красивые драпировки - будет богато и красиво. А можно поставить одну единственную розу в обычный стакан. И будет не менее красиво и выразительно.

Yuko Nagayama

Михаил Врубель "Роза в стакане"

Или не красиво и не выразительно, а наоборот,  скучно, сумбурно и дробно. У вас так бывает?

От чего зависит, удастся ли картина?

Это зависит от того, насколько грамотно и творчески художник подошел к сочинению композиции картины. От того, как он продумал расположение различных деталей и траекторию движения зрителя по ним. Да, это целая наука!

Надеюсь, вам уже хочется погрузиться в изучение секретов этой науки, композиции?

Тогда начнем!

часть 1. Расположение букета цветов в картине

Увлеченные красотой букета, мы часто не задумываемся о том, чтобы подать его как-то интересно и сложно. Поставили цветы в вазу, вазу перед собой, и прямо так, в центре картины и нарисовали! Ведь главное - цветы, не так ли?

Симметричное расположение букета

Это вполне простое и логичное решение.

В этом случае ось симметрии букета совпадает с центром картины. Букет по массам уравновешен, его силуэт примерно симметричен.

как нарисовать букет цветов, симметрия
нарисовать букет цветов, композиция

Ян Давидс де Хем "Ваза с цветами"

Это очень популярный вид расположения букета в картине.

На картинах старых мастеров мы видим множество таких примеров.

Симметрия даёт нам ощущение стабильности, равновесия, четкой упорядоченности. А порядок - это ведь красиво, правда?

Ян Брейгель Старший "Натюрморт с тюльпанами, нарциссами, ирисами и рябчиками в глиняной вазе"

нарисовать букет цветов в вазе, симметрия

Жан-Батист Симеон Шарден "Цветы в сине-белой вазе"

Дабы придать еще больше устойчивости симметричной композиции, художники создают в картине равносторонний треугольник из объектов. 

Вершиной треугольника служат цветы, а ее основанием - ваза и несколько предметов по бокам от нее.

Бальтазар ван дер Аст "Цветы в вазе с раковинами и насекомыми"

Еще одна хорошо работающая композиционная схема - S-образное движение.

Она представляет собой проявление асимметрии в рамках симметрии. И, в отличие от треугольника, такая схема задает глазу направленное движение, а значит делает картину более динамичной.

Виллем ван Лин "Цветы в синей вазе"

Я не случайно говорю о динамике в изображении. В симметричных композициях есть некий недостаток. Абсолютный порядок и симметрия - это скучно. 

Слишком правильная симметрия с выстроенными по линейке головками цветов, четким однородным силуэтом букета не задержат внимание зрителя надолго.

А нам ведь хочется, чтобы зритель как можно дольше любовался картиной, чтобы она была ему интересна, правда?

Как же можно сделать симметричную композицию с букетом цветов более интересной?

Продолжим логику асимметрии в симметрии! И посмотрим на ритм отдельных элементов цветочного натюрморта.

Ритм в изображении цветов

Что такое ритм? 

Ритм - это повторение или чередование подобных элементов. 

Когда мы рисуем букет в вазе, мы можем повторять одинаковые по форме цветы, одинаковые цветовые пятна, одинаковые размеры.

Проще говоря, если мы взяли в букет ромашку, то следует повторить ее: добавить еще пару ромашек или других белых цветов, посмотреть, чтобы были еще цветы такого же размера.

рисовать цветы в вазе, натюрморт

Амбросиус Босхарт I "Цветы в стеклянной вазе"

При этом, в симметричном букете эти повторяющиеся элементы следует располагать асимметрично, варьируя размеры цветов и расстояния между ними.

Что еще очень важно при этом, так это размеры элементов и расстояния между ними.

Гармонично и нескучно воспринимается повторение подобных элементов трех размеров: крупный, средний, мелкий.

Это значит, что из трех белых ромашек вы, например, одну нарисуете крупно, раскрытой, другую - в профиль, а третью - в виде бутона.

Также крупным элементом может восприниматься группа цветов. Т.е. три ромашки, стоящие рядом, без промежутков между ними, будут восприниматься как один крупный элемент, одна ромашка - средний элемент и маленькие кусочки ромашек, проглядывающие сквозь листья, как мелкие элементы.

При расположении цветов не забывайте и про дистанцию между ними. Ее тоже не следует оставлять одинаковой.

Вообще, вопрос ритма очень сложный и многогранный, поэтому ему стоит уделить отдельную статью. А пока пойдем дальше.


Асимметричное расположение букета в картине

Стоит вам сдвинуть вазу с цветами от центральной оси картины, как композиция сразу приобретет больше динамики.

Однако в данном случае сразу возникает вопрос, как восстановить нарушенное равновесие, ведь одна часть картины сразу становится тяжелее?

Обратите внимание, что при сдвижке вазы влево визуальный дисбаланс меньше, чем при сдвижке вправо.

Это происходит потому, что правая часть картины всегда больше притягивает наше внимание. Мы привыкли читать слева направо, а значит все наше внимание устремляется к правому краю.

Помните об этой особенности. Ваза, сдвинутая вправо, потребует больших усилий по уравновешиванию.

Марина Трушникова "Начало лета".  холст, масло 

Чем можно уравновесить вазу с цветами в картине?

Прежде всего, асимметричным букетом, в котором часть растений свешивается в менее заполненную половину. 

Здесь будут хорошо работать ветки, травинки, узкие листья - всё, что способно повести своими линиями глаз зрителя.

Пьер Огюст Ренуар "Roses and Jasmine in a Delft Vase" 1880 - 1881

Второй логичный способ - положить что-то на стол рядом с вазой, задействовав опустевшую часть пространства.

Винсент Ван Гог "Олеандры"

Марина Трушникова "Букет цветов", 1996 г. Холст, масло

Кроме того, роль "противовеса" может брать на себя фон. Например, створка окна, картина или даже зеркало позади букета.

Пьер Огюст Ренуар "Bouquet in front of a Mirror", 1876

Коровин Константин "Цветы и фрукты", 1911

Баланс можно восстановить и без добавления посторонних элементов. 

Для этого нужно расставить яркие акценты в той части картины, которая "легче".

"Яркие" в данном случае обозначает как цвет, так и более детальный или интересный объект. Они будут притягивать больше внимания зрителя и, таким образом, уравновешивать картину.

Еще можно использовать приём визуальных силовых полей. Этот приём, например, активно используется в живописи Китая или Японии. Из четырех частей картины у них обычно заполнены лишь три, и при этом пустота оставшейся части не воспринимается неуравновешенной.

Мне сложно объяснить данное явление, оно требует соответствующего уровня подготовки в композиции. В моей онлайн Школе изобразительного искусства мы, к примеру, этот вопрос изучаем только на 12ом месяце обучения...

Цветы в вазе

Анри-Эдмон Кросс. "Цветы в вазе"

Итак, способов уравновесить асимметричную композицию достаточно много. Пробуйте!

А мы поговорим об еще одном аспекте -

Размер букета цветов в картине

Вопрос вроде простой, но далеко не всегда очевидный, когда мы начинаем рисовать.

Помните, что помимо популярного размера изображения букета "от сих до сих" можно взять и более малый размер букета и, наоборот, более крупный.

как нарисовать букет цветов, симметрия

Наверно, крупный предпочтительнее. Он лучше показывает цветы.

Не бойтесь кадрировать букет!

Можно уводить часть растений за пределы формата. А можно взять и обрезать часть вазы.

Пьер Огюст Ренуар "Bouquet of Roses in a Vase" 1900

Кстати, иллюстрируя этот приём картиной Ренуара, стоит отметить, что именно импрессионизм ввел в живопись столь смелые обрезы.

Итак, подводя итог данной статьи, хочу пожелать вам быть смелее и изобретательнее в рисовании букетов цветов.

Каждый раз, задумываясь, как нарисовать букет цветов в вазе, подумайте о композиции картины, выберите наилучшее расположение элементов!

Напишите в комментариях, какие схемы в цветочных натюрмортах вы используете? Какой прием из описанных был для вас особо полезным или новым?

Буду рада, если статья вам понравилась, и вы поделитесь ею с друзьями.


51 комментарий
  • Надежда
    13.09.2017 at 17:50

    Спасибо! Очень полезна статья! Хотелось бы ещё узнать о правилах подбора цвета фона? Можно ли например брать цвет фона, который не использовался в самих цветах?

  • Наталья М.
    13.09.2017 at 19:13

    Спасибо большое, Марина! Очень интересно и познавательно! Ренуар великолепен!
    С нетерпением ждем продолжения!

  • Светлана
    13.09.2017 at 19:55

    Огромное спасибо, Марина! Постоянно просматриваю и читаю Ваши статьи. Очень познавательно и интересно!

  • Раиса
    13.09.2017 at 20:00

    Марина, спасибо большое за статью, изложено доступно и наглядно!
    Мне очень Ваше “Начало лета” понравилось, такие нежные цвета, много воздуха и даже кажется позади открыто окно в сад!

  • Елена
    13.09.2017 at 20:22

    Отличная статья, спасибо! Обычно размещаю вазу или кувшин справа и потом маюсь с уравнгвешиванием )) Сейчас многое прояснилось. Благодарю! )

  • Елена
    13.09.2017 at 20:34

    Спасибо, теперь обязательно попробую выстроить S- образный и “японски” натюрморт.

  • Ольга
    13.09.2017 at 20:35

    Спасибо, Марина. Очень интересно и познавально. Букеты пока рисовала мало,но интересно подробнее узнать о фоне. Спасибо!

  • Вера
    13.09.2017 at 20:49

    Спасибо, Марина. Интересная статья, все просто и понятно. Обязательно попробую новые варианты, надеюсь все получится. Успехов Вам.

  • Федорина Вера
    13.09.2017 at 21:01

    Спасибо! Как всегда полезно, информативно и чётко!

  • Валентина.
    13.09.2017 at 21:55

    Марина,то что вы нам преподносите, всегда актуально. Читаю ваши советы всегда с интересом и очень внимательно. Спасибо.

  • Ирина
    13.09.2017 at 22:21

    Спасибо! Очень интересно и понятно написано! Очень жду продолжения!

  • Алина
    13.09.2017 at 22:53

    Очень нужный и хороший материал. Я с удовольствием по знакомлюсь с материалами, которые Вы нам предложите. С уважением к Вам Марина Гульсина.

  • Алина
    13.09.2017 at 22:56

    Очень полезная и хорошая информация. С удовольствием хотела бы быть Вашей ученицей. Вы очень талантливый педагог. Спасибо за материал.

  • Галина Анатольевна
    13.09.2017 at 22:58

    Уважаемая Марина! Как всегда, очень интересно и полезно. Хотя я не очень люблю букеты, но действительно интересно и всегда чувствуется любовь Ваша. Цветы я уже, наверно, не нарисую. Это надо быть мастером. Спасибо и больших Вам творческих успехов и успешных учеников.

  • Аноним
    13.09.2017 at 23:07

    Спасибо! Очень полезная информация! С уважением, Юлия.

  • Татьяна
    13.09.2017 at 23:20

    Спасибо Марина. Люблю писать цветы. Чаще всего используют асимметричную композицию. Симметричная композиция получается на малом формате. Часто возникают сомнения по фону. Жду новых статей.

  • Татьяна Скакова
    13.09.2017 at 23:21

    Спасибо, Марина, за интересую статью. Как всегда, просто и доходчиво изложен важный и серьезный материал. Вы – потрясающий педагог. Интересные примеры. Ренуаровские букеты роскошны, а роза Врубеля совершённа. С удовольствием вернусь к Вашим уже пройденным мною урокам ” Цветы в акварели”. С нетерпением буду ждать продолжения.

  • Irina
    13.09.2017 at 23:23

    Благодарю вас,Мариночка! Мне очень нравятся ваши статьи, примеры и уроки, в них я нахожу ответы на интересующие меня вопросы. Как будто иначе вижу уже собанные композиции и сами идеи цветочных натюрмортов. и других картин.. Все очень полезно и вовремя.

  • Анна Юрьевна Васильченко
    13.09.2017 at 23:55

    Спасибо, эта статья для меня очень полезна) еще не раз перечитаю ее, похоже, так как в композиции я полный ноль)))

  • Надежда
    14.09.2017 at 00:18

    Вот всегда, всегда, даже в известном у Вас, Марина, найдется что-то новенькое, какой -нибудь сюрприз! Спасибо!
    Успеха Вам и счастья!

  • Надиночка
    14.09.2017 at 04:04

    Тема очень интересная, жду отдельную статью о ритме!
    Помню, в школьные годы посещала художественный клуб и там советовали Калининское училище для поступления. По окончании школы была попытка поступить туда на миниатюрную роспись, на подготовительные получилось походить не долго, так как на носу были уже вступительные, я тогда завалила живопись,к сожалению, так как не могла сосредоточиться на передаче цвета, и ведь выбрала акварель для написания натюрморта, самое сложное, писала пастозно как гуашью. Сосредоточиться не могла из за большого количества людей вокруг, как то было не комфортно, был страх оценки других, лучших абитуриентов и всё повылетало из головы. Вот, следующий экзамен должен был быть по композиции, на который я уже не попала. И сейчас я вспоминаю как мы собирали на подготовительных курсах растения цветочки и должны были их после карандашного наброска прорисовать тушью на кальке располагая в вертикальный ромб, овал или прямоугольник так, чтобы основная масса -крупные листья были в центре либо ближе к низу, средние листочки немного выше и мелочёвка разряжена ближе к краям, было правило: не делать расположенных параллельно линий и элементов. Важно было каждый листочек и цветок прорисовать динамично витьевато, а при переносе на чистый лист ещё нужно было оставить прожилки, чтобы всё читалось до мелочей, до тычинок и не сливалось при прорисовке тушью, такая была подготовка к экзамену по композиции. Мне так это нравилось, особенно нравился поиск интересной красивой динамики и прорисовка мелочёвки! Мне статья очень напомнила те приятные моменты! Очень жалею, что не поступила таки… Хотелось бы очень информации о миниатюрной росписи, правила, секреты, если это возможно, буду несказанно рада!!!! А про небольшой сдвиг вазочки от центра для придания большей динамики, мне напоминает о золотом сечении. =) Марина, спасибо большое Вам за очень-очень интересную статью! =)

  • Ольга
    14.09.2017 at 09:54

    Марина, большое спасибо! Очень интересно, много полезного, особенно для меня, начинающего, сразу правильно расставляются акценты. И еще спасибо за великолепные иллюстрации!

  • Оксана
    14.09.2017 at 10:42

    Спасибо за статью! Очень полезные моменты охвачены. В последнее время я веду для себя блог, где собираю свои мысли, полезные материалы и прочие интересности по теме рисования. Мне подумалось, что эта статья тоже удачно поместилась бы в мой блог. Могу ли я утащить эту статью себе с пометкой на этот сайт, конечно же? Ссылку на свой блог оставлю в контактах, если будет интересно почитать. 🙂 Он существует не так давно, поэтому информации там пока мало. Но у меня есть желание продолжать! А ваши статьи только вдохновляют на подобные свершения! Марина, спасибо за Вашу работу и Ваш вклад! И спасибо всем тем, кто Вам помогает делать Ваши знания доступными для таких, как я. 🙂

    • Марина Трушникова
      18.09.2017 at 19:40

      Оксана, это плохая идея. Она навредит репутации вашего и моего сайта в поисковых системах. Они не любят дублированных статей на разных сайтах. Спасибо за понимание

  • Татьяна
    14.09.2017 at 13:57

    Мариночка, благодарю Вас! Такие четкие и доступные объяснения! Сразу захотелось проверить полученные знания на практике.

  • Евгения Янковска
    14.09.2017 at 14:29

    Марина, очень полезная статья, спасибо за Ваш труд!
    Было очень интересно узнать о смещении вазы влево
    и о том, что правая часть картины всегда больше притягивает внимание.
    Я сама очень люблю симметрию, но приёмы по уравновешиванию
    дают больше вариантов для творчества, буду пробовать! 🙂

  • Тамара Кузнецова
    14.09.2017 at 17:11

    Мариночка! Благодарю за очень полезную статью. Много нового узнала.

  • Asya Eisenberg
    15.09.2017 at 00:38

    Марина, спасибо, очень полезная информация. Все четко и понятно, без лишних слов.
    Можно ли такую же информацию получить про написание пейзажа?
    Спасибо ещё раз
    Ася

  • Лариса
    15.09.2017 at 11:57

    Спасибо большое, Марина!
    Есть и книги по живописи, с пространными разделами о натюрмортах, но тут такие примеры, все разобрано больше и лучше, очень наглядно!
    Спасибо что делитесь с нами, что вы у нас есть!

  • Елена
    16.09.2017 at 16:21

    Спасибо, Марина! Как всегда всё понятно и познавательно. Открыла для себя много в уравновешенности в композиции с цветами.

  • Марина
    17.09.2017 at 11:21

    Всегда для меня важны Ваши письма в первую очередь читаю их и они у меня в отдельном разделе и записываю некоторые Ваши советы в специальную тетрадь. Интересны были уроки по перспективе, жалко я не смогла все посмотреть, технически не получилось, может когда -нибудь вы повторите их.С нетерпением жду продолжения Вашей статьи. Марина спасибо вам большое.

  • Gila
    17.09.2017 at 12:42

    Марина, спасибо за статью! Я забросила писать цветы, лишь потому, что не удачно располагаю композицию, это статья вдохновляет вновь вернутся к цветочной теме и попробовать свои силы снова.

  • Татьяна
    19.09.2017 at 23:27

    Спасибо за статью! Мне нравятся японские S-образные и С-образные композиции с незаполненной 1/3 пространства, а также “кадрированные” варианты, как на последней иллюстрации. Но вазу бывает сложно красиво откадрировать, чтобы она не казалась срезанной, поэтому хорошо, когда она едва проглядывает сквозь цветы и листья.

  • Любовь
    20.09.2017 at 00:41

    Мне очень нравится стиль Ваших уроков! Спасибо за труд. Для меня много нового. Я новичок у Вас и бесконечно счастлива, что есть возможность писать с таким педагогом, буду наверстывать. Хочу освоить технику акварели.

  • Марина
    22.09.2017 at 01:21

    Спасибо за ваши уроки. У вас очень хороший вкус и правильная подача материала. Ваши уроки и заметки на порядок выше многих. Вы воспитываете и прививаете любовь к настоящему искусству. Что довольно редко в наши дни. Еще раз спасибо за ваши статьи, примеры и подсказки.

  • Ольга
    25.09.2017 at 22:23

    Ооочень интересно и очень красиво

  • Юлия Гетман
    26.09.2017 at 01:01

    Композиция очень важна! Почему-то в разных курсах рисования ей уделяется недостаточно внимания! Спасибо, Марина, большое за такое доходчивое объяснение!!!!

  • Надежда
    07.12.2017 at 00:19

    Марина. спасибо большое за статью и за журнал в целом! Всегда жду и читаю от “от” и до “до”…
    Все понятно и интересно, но….Давно меня мучает вопрос по асимметрии в композиции, а точнее уравновешенности в ней) Пример ” Букета в вазе” Ренуара понятен: уравновешен цветами, противоположной стороне от свисающих цветов – это уравновешивает композицию, делает ее более устойчивой. А вот у Ван Гога с олеандрами и на вашем ” Букете цветов” уравновешивание композиции происходит со стороны свисающих веточек. И, если у Вас все-таки картину рассматриваешь с лева на право (картина мне очень нравится), то у Ван Гога все наоборот… Мне кажется, что кувшинчики вот-вот перевернутся))) В чем я ошибаюсь?

  • Аноним
    05.01.2018 at 11:28

    Марина! Благодарю! Для меня, начинающего, очень полезная статья, и легко написана.

  • Евгения
    18.01.2018 at 19:11

    Марина, всегда с нетерпением жду Ваших материалов по живописи! Вот и на этот раз все полезно и понятно, теперь, смотря на свои немногочисленные работы вижу недостатки. Спасибо за Вашу работу, черемуха-замечательная!

  • Осипова Татьяна СПб
    04.09.2020 at 13:20

    Обновилась)) Марина, спасибо!!

  • Ирина
    04.09.2020 at 22:06

    Спасибо,Марина! Как всегда ваши советы на высшем уровне! Класс!

  • Наталья
    04.09.2020 at 23:33

    Какая классная статья, почему-то сама на сайте ее не находила! С удовольствием прочитала, но прочитаю еще несколько раз, для лучшего осознания. Действительно, очень глубокая наука… Почему-то не помню, чтобы в художественной школе нам теорию композиции давали, может, просто не помню…помнится только предлагалось сделать кучу вариантов и найти наиболее гармоничный. это была боль- я ничего придумать не могла. А здесь все лаконично так описано, понятно и логично, а с другой стороны, понимаешь, что это реально наука немыслимой глубины! С композицией у меня до сих пор -боль. даже незамысловатый цветок- букет нарисовать и понимаешь, что заранее гармоничность рассчитать не могу, даже в эскизах, а в готовом этюде вижу дисбаланс, но редко понимаю как сделать так, чтобы меня устраивало. В общем, буду изучать, вместе с Вами) чем больше погружаюсь в процесс, тем больше вижу разницу между учителями… у других можно подсматривать какие-то “фишки”, но не более. Нормально что-то изучить можно только с Вами. Спасибо!!!

    • Марина Трушникова
      05.09.2020 at 12:42

      Наталья, благодарю, что оценили мой труд! Действительно, теории и практике композиции мало уделяется внимания в учебных заведениях. В основном на уровне интуитивной практики все.

  • Луара
    06.09.2020 at 15:23

    Марина, спасибо огромное за Ваш труд!!! Очень хорошая и полезная статья. А черемуха просто необыкновенная, сочная и прямо пахнет весной.

  • Елена Щелкунова
    06.09.2020 at 23:57

    Огромное спасибо,Марина,за столь подробную информацию !

  • Вера
    03.02.2021 at 19:01

    Марина, спасибо большое за урок! Я начинающий художник-любитель ), урок пришелся очень к стати. И еще, я в восторге от Вашей картины “Начало лета”. В первый момент подумала, что это акварель – какая легкость! Кажется, что распахнули окно и повеяло весенней свежестью и черемухой. Это так непривычно посреди зимы ).

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ