Китайская живопись гохуа. Цветущая ветвь.
Корявые ветви с прекрасными розовыми цветами – традиционный мотив в восточной живописи. С удовольствием предлагаю вам мастер-класс из собственного опыта занятий живописью гохуа.
В Японии рисуют сакуру – дикую вишню. В Китае – дикую сливу.
Признаюсь, я плохо отличаю первое от второго. Даже в ботаническом смысле.
И отличить китайскую живопись го хуа от японской суми-е мне тоже не так уж просто. Надеюсь, к этому знанию я ещё приду.
Мастер-классы по восточной живописи:
Пока же отличие, которое я наблюдаю, состоит в том, что китайская живопись более насыщена элементами, в ней всё “ярко и много”. Как в жизни.
Японское искусство более условно, наполнено символическими смыслами. Оно часто минималистично. Одна ветвь, несколько бутонов – очень простые композиции в противовес китайской пышности и роскоши.
Однако этот вариант, взятый мной из китайского пособия по рисованию дикой сливы, достаточно прост и похож на японский сюжет с изображением сакуры.
Книга эта написана на китайском, поэтому прошу прощения у ее создателей, что не могу указать авторов.
Живопись гохуа: пишем сливу мэй
1. Рисуем основную ветвь.
Движение кисти быстрое, с остановками на поворотах ветви. Кисть прижимается к бумаге всей свое поверхностью, двигаясь торцом.
2. Добавляем тонкие ветви.
Тонкие ветви рисуются кончиком кисти. Движение от основной ветки. Каждую мелкую ветвь “отращиваем” от основной – т.е. кисть ставится у большой ветки и движется в сторону с уменьшением нажима. Таким образом веточка становится тоньше к своему окончанию. Кое-где оставляем зазор между линиями, чтобы вставить цветы.
3. Добавляем цветы.
Их логика – у основания ветки цветы более крупные, распустившиеся, затем полураспустившиеся, затем точки – бутоны.
Более подробный разбор цветов.
Сначала рисуются розовые лепестки. По мере высыхания – тычинки и чашелистики.
4. Прорисовка цветов.
Черной тушью прорисовываются тычинки, шипы на ветках, остовы цветочков.
5. Финальная часть – каллиграфия и печать.
В традиционной живописи Дальнего Востока каллиграфия ценится выше, чем живопись.
Подпись, стихотворная строчка или высказывание добавляются в финале.
Завершает работу авторская печать.Буду рада вашим комментариям! Если материал понравился, поделитесь им в соцсетях!
Копирование данной статьи разрешено с активной ссылкой на этот блог.
(с) Марина Трушникова
Ольга
13.12.2014 at 12:40Марина, спасибо за этот урок!!!
Марина Трушникова
10.05.2016 at 11:04🙂 Пожалуйста!
Марина Эскина
14.11.2016 at 10:47К сожалению, китайская каллиграфия нам недоступна… А заменить ее нечем.
Елена
14.05.2017 at 20:17Добавить хокку
Ирина
05.11.2021 at 23:17Очень благодарна за ваши уроки.
Увлекаюсь китайской и японской культурой, хотелось бы и самой попробовать рисовать.
Тамара.
27.02.2023 at 10:12Жду китайские кисти из Китае в марте. Недавно увлекаюсь традиционной китайской живописи. Нарисовала пион на первых порах. Не очень получился из – за отечественной кисти. Хочу учиться у специалистов по китайской живописи. Спасибо за внимание!
Свет Лана
10.03.2023 at 17:12для того, чтобы расписать стену изображением сливы мэй хуа я перелопатила тонны виде и просто изо- материалов. Могу сказать совершенно определённо – ваш материал, ваши миниатюры подошли лучше чем чьи бы то ни было еще. Подсказочка с изображением ракурсов цветка и бутончиков просто бесценны! Огромное спасибо!