
Творческий отчет о пребывании в резиденции для художников Atelier de la Rose, Франция
Для начала вкратце, что такое резиденция для художников.
Резиденции – это программы пребывания художников в другой стране, где им предоставляется возможность творческой работы. Для этого художник обеспечивается мастерской и полным пансионом – работай в удовольствие!

Целью моей поездки во Францию было полностью погрузиться в среду маленькой французской общины и увидеть жизнь этих людей такой, какой видят её они, коренные жители, а не туристы.

“Улочки Монткабриера”, Марина Трушникова
В творческом плане я рассчитывала найти свой новый стиль живописи, совершить некий прорыв, который уведёт меня от привычного стиля письма.
Для работы в резиденции я выбрала акварель. Отчасти вынужденно. Это самый мобильный материал и, к тому же, наиболее приемлимый в качестве перевозки в самолете (уже сталкивалась с тем, что масляные краски пытаются вынуть из чемодана как горючие, а пастель все время проверяют на предмет – не патроны ли это? :)
То, что я увидела в маленьком городке Монткабриер, где расположена резиденция, привело меня в бурный восторг.
Я обожаю рисовать узкие европейские улочки, ухоженные каменные домики, которым уже больше пяти сотен лет, яркие цветы, украшающие окна и террасы. Здесь это можно найти в достатке, несмотря на то, что городок очень маленький, в нём всего 20 жителей.

“Лаванда отцвета”, Марина Трушникова
Первые ощущения захлестывали, и я с головой окунулась в дотошное изучение всего, что видела. Делала зарисовки, писала этюды. Никакой идеи все эти первые работы не имели. Они лишь дали возможность структурировать всё, что вижу и «расписаться», вновь почувствовать акварель.
Так прошло два или три дня. Я отправлялась за несколько метров от резиденции, пристраивалась рядом с одним из домов Монкабриера и начинала писать.
Жизнь вокруг текла своим чередом. Тихая и неспешная жизнь.
Люди занимались своими делами: обедали, ходили в пекарню за хлебом, общались с соседями, стригли газоны и заросли винограда, смотрели телевизор. Иногда по улицам проезжали велосипеды или автомобили с туристами.
Город Монткабриер – это бывшая крепость 14 века, он входит в сообщество исторических городов, поэтому летом французы охотно посещают его. Но не группами, а так, поодиночке. Их присутствие нисколько не нарушает тихую иддилию городка.

“Розовый куст”, Марина Трушникова
Приобрести открытки с акварелями из Монткабриера можно здесь
Сидя возле какого-нибудь дома, я слышала всё, что происходит внутри: неспешные разговоры за обедом, детский смех, песни и шум работы в пекарне. Я с удовольствием отмечала для себя, что ритмическую музыкальность французской речи не нарушают крики или ругань – жители города очень позитивны, спокойны, их жизнь течет размеренно и счастливо.
Так во мне родилась ИДЕЯ – нарисовать все двери Монткабриера. Двери, за которыми течет размеренная жизнь счастливых людей.
Это было хорошим обоснованием моей тщательной манере письма. В своих этюдах я с удовольствием перечисляла те милые детали, которые видели глаза: колокольчик у входа, петушок на крыше, кадки с яркой геранью и флоксами, каменная кладка стен (её называют французской – только здесь клали камень особым образом, без цемента, а стены, тем не менее, стоят уже века).
Однако Творец внутри меня был не слишком доволен моими результатами. Он утверждал, что с подобным фиксированием реальности неплохо справляется и фотоаппарат.
А где же во всем этом я? Где мои чувства? Где собственное видение? Где чистота и свежесть восприятия?
Задача изменения стиля стояла передо мной достаточно остро. Но как только я садилась за очередной этюд, привычная манера письма брала верх. Выхода я не видела. Я знала, КАКИМ я хочу видеть свой этюд. НО КАК к этому придти?
Я могла сделать такой этюд по фотографии, когда могла вопринимать реальность плоско, завершенно. Но лишь я попадала в реальную среду и начинала писать с натуры, во мне начинали работать старые привычки, старые приемы работы.
Я искала выход. И вот однажды решение было найдено.
Мы рисовали в мастерской. Я переписывала собственные этюды, добиваясь большей акварельной легкости. Результат опять же не радовал. Выйти на пленэр в тот день не удалось – то ли дождь был, то ли неимоверная жара, не помню. Где взять мотив для своих поисков?

“Образ Сан Сирк Ляпопи”, Марина Трушникова
И вот здесь меня осенило.
Я предложила своей коллеге обменяться этюдами и нарисовать собственную версию того, что видишь на этой картине. Снять с себя ответственность за происходящее и просто лить краску, брызгать, безумствовать.
Когда перед тобой нет пейзажа, который хочется запротоколировать, когда ты видишь уже измененую другим художником реальность, ответственность как-будто снимается!

“Площадь у пекарни”, Марина Трушникова
Вот уж мы повеселились! Буквально за час у меня родилось три картины. А сам приём письма мы начали использовать и дальше. Он в полной мере выражал ту экспрессию чувств, которые мы испытывали, те яркие краски, которые окружали нас.
Что интересно, на выставке, которую мы устроили уже через 10 дней работы в резиденции, французы отмечали именно эти экспрессивные и, казалось бы, не всегда понятные этюды.
Вот некоторые из них. Остальные можно увидеть на моём сайте www.artmarina.ru в «Сказках Странствий».

“Музей книги”, Марина Трушникова

“Тенистый уголок”, Марина Трушникова

“Шелест красных листьев”, Марина Трушникова

“Домик на окраине”, Марина Трушникова
Смотрите ВИДЕО о том, как я писала этюд “Домик на окраине”
Было еще одно направление в моём творчестве:
Рисунок цветными карандашами
Гуляя по саду Салли Гаушерон, хозяйки резиденции, я не могла избавиться от мыслей, что он наводнён прекрасными сказочными существами. Поросшие белым мхом деревья, фонарики и колокольчики, затерянные в их ветвях, ажурные веточки туи, оргомные плоды айвы – всё это было столь нереально и чудесно, что хотелось нарисовать эту сказку.
Акварель здесь не годилась. Металический блеск фонариков, приятная шершавость мха, мозаика листьев требовали иного решения. Главное, что хотелось здесь передать – фактуру окружения, свои тактильные ощущения, запахи.
И тогда я взяла тонированную бумагу для пастели и цветные карандаши.
Шероховатость бумаги перешла в шершавость рисунка, цвет бумаги – во флёр окружения.
Я просто наслаждалась магически возникающими на этом листе линиями. Это как-будто не я рисовала, а само волшебство проникало на лист бумаги и становилось рисунком…
Ещё один творческий проект, родившийся во Франции, был коллективным. Всей нашей дружной компанией мы фиксировали впечатления дня в абстрактных композициях.
Это было такое ежедневное вечернее упражнение. Мы брали маленькие квадратики бумаги и рисовали коллективную работу «впечатления дня», а потом – индивидуальную. В результате каждый из нас накопил 2 комплекта по 18 маленьких картинок, которые в дальнейшем соберутся в одну большую, с мандалой поездки.
Вот четыре картинки одного дня, сделанные коллективно.
Это впечатления от прогулки по Парижу. Частично в них угадываются образы: дороги метро, уличные кафе, Сена с плывущими по ней катерками, башни Нотр-Дама.
Но главное в таких работах, конечно, цвет, сочетание цветовых форм и линий. Именно они передают эмоции и настроения рисующих. Очень интересно отслеживать, как меняются такие картинки день ото дня.
Вот череда части моих картинок. На них заметно как буря впечатлений от Парижа сменяется тихими буднями провинции:
Работа над этим проектом еще не закончена. Я намерена сделать большую картину, которая будет включать в себя эти осколки впечатлений.
Впрочем, и остальные направления моих творческих поисков, я надеюсь, ждёт развитие. Резиденция для художников даёт великолепную возможность сосредоточиться на своём творчестве, собрать массу материала, вдохновиться на дальнейшие исследования.
Это как глубокий вдох, вбирание в себя, после которого обязательно должен последовать выдох – отдача вовне.

“Отель в Пюлевеке”, Марина Трушникова
Если вам было интересно читать этот материал, поделитесь им с друзьями!
elena
24.10.2016 at 10:33Чудесно
Елена
05.03.2017 at 18:40Очень интересно, а подскажите пожалуйста сколько стоит такое путешествие? где можно найти сведения о таких мастерских?
Аноним
06.03.2017 at 06:42Да, да, мне тоже это интересно
Марина Трушникова
06.03.2017 at 10:26Елена, вы погуглите. Есть вот такой общий сайт, например: http://www.resartis.org/en/
Резиденций по миру очень много, большинство их имеет собственные сайты. Стоимость в резиденции может либо полностью покрываться самой резиденцией, но вы там что-то делаете для общества, либо быть частично платной.
Аноним
05.03.2017 at 19:22Изумительно! Легко и радостно. Солнечно.
Татьяна
06.03.2017 at 17:26Замечательный рассказ Марина. Прочла на одном дыхании. Акварели замечательные. Как ни странно, но на меня тоже произвели большее впечатление Ваши экспрессивные акварели. Замечательные рисунки карандашом. Спасибо, что поделились с нами.
Людмила
08.08.2017 at 12:49Марина,спасибо за впечатления от поездки.Очень понравились Вши хулиганские акварели-раскрепощение мыслительного процесса. Особенно впечатлили меня работы цветнымикарандашами на пастельной бумаге. Идея интересная и доступная.
Юлия Гетман
08.08.2017 at 21:43Боже мой! Как чудесно все, что Вы делаете!!!!
Татьяна
13.08.2017 at 07:57Марина! спасибо за интересное сообщение о поездке во Францию. Для меня очень актуально, так как понимаю,что надо перестроиться и работать по новому, но увы не получается. И Вы дали необычные подсказки – буду пробовать! Благодарю.
Людмила
18.05.2019 at 21:16Акварели просто замечательные. Я очень люблю Францию. Это удивительная страна: спокойная, вежливая и красивая. Размеренный ритм и безмятежность во всем . Я любила гулять и рассматривать домики, которые были все разные и такие милые, как гномики, из которых складывался град. Там даже воздух особенный.