logo

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ МАРИНЫ ТРУШКИНОЙ.

Обучение рисованию онлайн. Бесплатные вводные курсы. Видео-курсы по живописи на скачивание. Арт-путешествия и пленэры.
Мы в соц.сетях
Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Техника рисования акварелью: как избавиться от “грязи”?
техника рисования акварелью

Техника рисования акварелью: как избавиться от “грязи”?

Сегодня в рубрике "техника рисования акварелью" мы поднимем тему, которая не даёт покоя многим начинающим акварелистам. 

Мы разберемся с одной из самых распространенных трудностей - как избежать грязи в акварели.

Полагаю, некоторые совет​ы, которые я дам, будут полезны не только для акварелистов. Они общие для живописи в целом.


Итак, нам хочется, чтобы живопись акварелью была тонкой, нежной, звенящей, прозрачной. Именно прозрачность и чистота цвета часто пленяют в этой технике.

художник Марина Трушникова
Марина Трушникова художник

Однако, порой нас ждет разочарование - невзирая на все наши усилия, акварель становится серой и невзрачной, и чем больше мы стараемся её исправить и добавить яркости цвета, тем больше грязи появляется в ней. Знакомо?

Прежде, чем ответить на вопрос, как не допустить в своей картине грязь, нужно понимать, что же вообще считать "грязью".

Серый цвет? ​

Марина Трушникова городской пейзаж акварель

Глядя на этот этюд, мы вряд ли можем сказать, что акварель здесь грязная.  Цвет в ней сдержанный, серый, но, согласитесь, ощущение грязи он не вызывает.​ 

Значит серый цвет в картине - это совсем не плохо?

Почему же мы считаем появление серого цвета в работе грязью? Ведь сам по себе серый цвет вовсе не грязный, а очень даже живописный.

Посмотрев на работы подписчиков, которые прислали свои акварели как пример "грязных", я сделала первый вывод:​


"Грязь" - это когда серый цвет возникает там, где его не ждали.


Вот пример. Мы планировали нарисовать красные цветочки. Нарисовали зеленую траву, а сверху - красные цветы. Ввиду прозрачности акварели зеленый цвет просвечивает через красный, и цветы получаются уже не красными, а серо-буро-малиновыми. Грязь? Грязь.

техника рисования акварелью ошибки
техника рисования акварелью

А вот вторая картинка в примере выше даёт нам другое озарение:


"Грязно" - это также провал, мутность, замытость, недостаточная контрастность.


В обоих примерах нет использования серого цвета. И причины грязи, на самом деле, лежат не в использовании сложных цветов, а в совсем иной области.

И таких причин может быть гораздо больше.​

В пунктах ниже я попыталась собрать все возможные варианты появления грязи при рисовании акварелью и дать совет, как их избежать.


Техника рисования акварелью "Без Грязи".

СОВЕТЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ.

1

В РИСОВАНИИ АКВАРЕЛЬЮ ИСПОЛЬЗУЙТЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Глядя на первый пример (а это реальная картинка, которую мне прислали для разбора недочетов в акварели), можно сразу сказать, что причина грязи здесь - тонкая бумага, которая не приспособлена для рисования водными красками.

Она размокает, коробится, идет волнами и "катышками".

Не используйте для рисования акварелью обычную принтерную или тонкую альбомную бумагу!

Многие художники вообще будут уверять вас, что рисовать акварелью можно только на специальной бумаге 100% хлопка.

Я не столь категорична. Вполне подойдет и чистоцеллюлозная бумага с пометкой "для акварели"​, и даже бумага для черчения. Главное, чтобы она не была тонкой. Смотрите, чтобы плотность бумаги составляла не менее 170 гкв.м.

Для начинающих я также не рекомендую бумагу для акварели типа "скорлупа", "холст", "лен".  Это бумага горячего прессования фирмы Гознак частенько встречается в папках и склейках. Однако для тех, кто еще плохо владеет техникой акварели, эта бумага будет сложна.

Во вторую очередь, качество вашей работы будет зависеть от красок. Избегайте наборов красок, которые по своему внешнему виду белесые, с пастельными оттенками. Они будут давать мутность в замесах.

2

СЛЕДИТЕ ЗА ПРОЗРАЧНОСТЬЮ АКВАРЕЛЬНЫХ СЛОЁВ


Два примера ниже демонстрируют нам яркую и сочную, однако непрозрачную живопись, более похожую на гуашь, нежели акварель:

техника рисования акварелью прозрачность
техника рисования акварелью

Помните, что через слой краски в акварели бумага должна просвечивать.

И это не значит, что цвета должны быть бледными, светлыми!

Даже черный цвет в рисунке акварелью может быть прозрачным, при этом оставаясь насыщенным и глубоким.

техника рисования акварелью без грязи
Марина Трушникова художник

Посмотрите на примеры выше. В первом случае чёрный цвет кота кажется нам мутным и грязным, а во втором тёмные чёрные участки картины продолжают оставаться звонкими. 

Разница здесь именно в толщине слоя краски, его густоте и непрозрачности.


3

НЕ СМЕШИВАЙТЕ АКВАРЕЛЬ С БЕЛИЛАМИ

Даже если в вашем наборе красок есть белила, это не значит, что их нужно смешивать с другими цветами или накладывать большим слоем с целью получить светлый оттенок.

В акварели роль белого играет бумага. Чтобы получить светлый оттенок, мы просто разводим краску водой.​

Посмотрите на примеры ниже. Использование белил делает акварель мутной и непрозрачной. И как следствие - грязной.

техника рисования акварелью
техника рисования акварелью

Конечно, как и в любом правиле, здесь есть исключения. ​Встречаются пигменты, уже содержащие белила. И есть художники, сознательно подмешивающие белила в оттенок. (Например, Мигель Линарес. Статья о его технике здесь)

Но используя белила, вы должны понимать, что делаете и зачем, и уметь компенсировать непрозрачность слоя контрастом.​

Поэтому в рисовании акварелью для начинающих я рекомендую забыть про белила.​

4

АККУРАТНО ИСПОЛЬЗУЙТЕ КРОЮЩИЕ КРАСКИ

К кроющим краскам относятся желтый, оранжевый, железо-окислая красная, церрулеум и другие оттенки.

Перед использованием обязательно пропустите их через палитру и разбавьте водой, т.к. они более густо, чем остальные, берутся на кисть. И, сами того не желая, вы привнесете в картину кроющий слой.

Помните, что в акварели нельзя добиться звонкой яркости  за счет густоты слоя.

техника рисования акварелью
Марина Трушникова художник

Чтобы желтый светился, был ярким, его нужно класть прозрачным слоем!

В большинстве случаев, густота слоя = непрозрачность = грязь.


5

НЕ ПИШИТЕ СВЕТЛЫМИ ОТТЕНКАМИ ПО ТЁМНЫМ

Если вы рисуете акварелью многослойно, накладываете один оттенок на другой, то идите от светлого к тёмному.

Сначала пишите все светлые и удаленные участки, а затем постепенно идите к переднему плану и более тёмным оттенкам.

техника рисования акварелью
техника рисования акварелью

В варианте, когда оттенки равны по светлоте, сначала пишите кроющими красками, затем - прозрачными.

Например, чтобы дать растяжку неба от теплого оттенка у горизонта к холодному вверху, сначала проложите охру, а затем в неё вливайте оттенок синего.

Почему именно так?

Потому что желтые оттенки, как уже говорилось выше, более кроющие​, и если они положены сверху прозрачных и тёмных, то создают непрозрачный мутный слой.

Тёплые светлые оттенки кладите первым слоем, тогда удастся получить прозрачную структуру.

техника рисования акварелью
6

НЕ СМЕШИВАЙТЕ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЦВЕТОВ В ОДИН ЗАМЕС

Мы уже выяснили, что серый цвет может быть звучным и красивым.

Некрасивым и грязным он становится, когда теряет свою прозрачность.

Запомните, чем больше красок вы смешиваете, тем большее количество разных пигментов, составляющих их, участвуют в замесе. И тем меньше у вас шансов получить боле звучный и прозрачный цвет.

техника рисования акварелью

Исходя из этого,

СОВЕТ! Как рисовать акварелью без грязи:

1. Берите 2 емкости с водой (для промывания кисти и для набора воды в раствор краски). Следите за чистотой воды, чаще меняйте ее. Ведь в акварели вода - это 90% содержания. И если она грязная, то этот цвет подмешивается к оттенку на кисти.

техника рисования акварелью краски

2. Знайте свои краски. Открывая новый набор, сохраните этикетки с названиями и сделайте выкрасы красок в том порядке, в котором они расположены в коробке. Держите эту табличку рядом с коробкой красок.

Так вы будете всегда попадать кистью в нужный цвет, не цепляя случайные оттенки в замес.

3. Периодически мойте свои кисти холодной водой с мылом, чтобы убрать пигмент, задерживающийся на ворсе.

4. Старайтесь получать нужный оттенок, используя замес минимального количества цветов

5. Чем больше слоев, тем глуше цвет; если хотите писать сочно и звонко, то пишите а-ля прима, в один слой.

техника рисования акварелью ошибки

акварель



Практический семинар "Особенности цветоведения в акварели"

ответит на вопросы смешения красок, которые могут возникнуть при работе акварелью!

7

С ОСТОРОЖНОСТЬЮ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЦВЕТА

Противоположные цвета, называемые также контрастными или комплиментарными, - это цвета, лежащие в цветовом круге друг против друга.

техника рисования акварелью

Их смешение в равных пропорциях даёт серый или черный цвет.

Противоположные цвета:

- красный - зеленый,

- жёлтый (охра) - фиолетовый,

- оранжевый - синий

Не располагайте рядом противоположные оттенки, иначе слившись, они дадут серый цвет.

СОВЕТ! Как Не получить серый:

1. Выполняя заливку или работая акварелью с большим количеством воды, не располагайте рядом мазки​ противоположных цветов. Они могут потечь, объединиться и дать серый цвет там, где вам не нужно.

2. В многослойной живописи акварелью не накладывайте противоположные цвета друг на друга.

Помните про красные цветы на зеленой траве.

8

ДОБАВЛЯЙТЕ К ЗАМЕСУ КРАСКИ ДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ВОДЫ

Помните, что акварель любит воду. Для покрытия больших участков (заливок) используйте большое количество раствора. Заранее разводите нужный оттенок на палитре или в небольшой емкости.

Марина Трушникова художник акварель

Недостаток воды в заливке ведет к явным мазкам. Что не всегда оправдано даже в деталях.

Посмотрите на примеры ниже​. Если бы выкрасы здесь были более равномерными, плавными, без видимых мазков, то и картинка не казалось бы грязной.



СОВЕТ! Как исправить сухость заливок:


- для заливок используйте крупную мягкую кисть (не синтетику, не щетину), а для деталей - кисть, которая хорошо отдает воду


- для большой заливки наводите раствор краски на палитре или в ёмкости заранее, не используйте маленькие палитры с мелкими углублениями. Кроме того палитра должна быть белой (можно использовать доску для лепки или тарелку)

художник Марина Трушникова


Марина Трушникова художник

- крупные заливки , где требуется мягкие перетекания в деталях, выполняйте по заранее увлажнённой поверхности бумаги:


9

СОЗДАВАЙТЕ ДОСТАТОЧНЫЙ КОНТРАСТ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Живопись акварелью, построенная на сочетании бледных оттенков, не всегда красива.

Если у вас вся композиция выдержана в едином тоне, а при этом вы используете противоположные цвета, то это даст ощущение вялости, выстиранности, мутности изображения.​



Особенно грешат тотальной бледностью акварели неуверенные в себе дамы, которые прямо-таки боятся взять цвет поярче и испортить бумагу.

Причина бледности красок может быть и в их сухости, когда невозможно взять нужное количество краски на кисть.​

СОВЕТ! Как исправить бледность акварельных работ:


  • размочите краски перед использованием, чтобы легче набрать нужное количества пигмента на кисть
  • для больших заливок используйте краски в тюбиках
  • при замесе краски не разводите лужу на палитре, научитесь контролировать густоту замеса для светлых и тёмных тонов
  • снимайте лишнюю воду с кисти на салфетку
  • помните, что акварель при высыхании светлеет и берите цвет темнее
10

СЛЕДИТЕ ЗА КОНТРАСТОМ ТЕНЕЙ


На самом деле, всем вышесказанным можно пренебречь, если в вашей акварели достаточно контраста. И если вы правильно решаете тональные отношения в картине.

Что это значит?

Если вы не попадание в правильный тон (светлоту оттенка) на том или ином участке изображения, то это не только ломает его объём, но и придаёт ощущение грязи.

Посмотрите на этого лягушонка, его цвет в тенях кажется серым. Но это лишь потому, что сложный цвет тени в данном случае не слишком отличается от тона ярко-зеленого на свету.

Если бы тень была темнее, то мы бы не воспринимали её, как серый цвет, а просто бы видели объёмный объект.​

Запомните очень важную мысль - 


Серость можно легко исправить добавлением контраста


Даже если вы "накосячили", и у вас получились невзрачные серо-буро-малиновые пятна, введение контраста боле тёмным тоном может это исправить.

11

СОБЛЮДАЙТЕ ГАРМОНИЮ ЦВЕТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В КАРТИНЕ

Грязью мы так же считаем негармоничность цветовых отношений.

Все цвета в картине должны взаимодействовать между собой,  должен быть выдержан определенный колорит.

Если какой-то цвет выпадает из общего колорита, то он воспринимается инородным, грязным.

В данном примере фиолетовый цвет фона недостаточно увязан с остальными тёплыми оттенками натюрморта. Следовало либо сделать более нейтральный или тёплый фон, либо добавить больше фиолетовых рефлексов в объекты натюрморта.

12

НЕ НАРУШАЙТЕ ЛОГИКУ ОСВЕЩЕНИЯ В КАРТИНЕ

Иногда в работе и контраста достаточно, и цвета яркие, а всё равно есть ощущение непрофессиональной работы, раскрашенности и грязи.

Такое может случаться, если отсутствует логика освещения.

От цвета освещения зависят цвет и тени на объектах. Если между ними нет взаимосвязи, то картина выглядит неправдоподобно.​

Например, в первом случае мы видим голубое цвете небо и, при этом, фиолетовые  тени от деревьев.  Тени  тогда тоже должны уходить в сторону синего.

А вот на картинке справа обратите внимание на зелень у подножия сосен.

Свет падает сверху, значит зелёная масса должна быть освещена сверху и затемнена снизу. Будь это соответствие освещению, автор добился бы иллюзии объема кустов. А без этого возникает ощущение "раскраски" и грязи.

Как видите, в вопросе "как рисовать​ акварелью без грязи" не так всё просто. Техника рисования акварелью может быть абсолютно не при чём.

Но, надеюсь, мои примеры и советы помогут вам разобраться.

Напишите, какие из указанных ошибок характерны для вас? ​Что было новым?

ПОДЕЛИТЕСЬ этой статьёй в соцсетях. Это лучшая благодарность за мой труд!

укрощение акварели


Освойте основы акварельного письма с популярным курсом

"Укрощение акварели"

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ СЕЙЧАС!

Больше полезных материалов для начинающих:

43 комментария
  • Ирина
    06.10.2017 at 19:24

    Марина, очень полезная информация, спасибо большое Вам !

    • Марина Трушникова
      06.10.2017 at 19:35

      Ирина, какой пункт был для вас открытием?

    • Ирина
      07.10.2017 at 19:16

      Марина, не могу сказать что было открытие как таковое. Давно еще заканчивала художку, а недавно курсы, все это в голове откладывалось. Но Вы очень четко написали и все с примерами и советами, и это так наглядно и понятно, что я в восторге. Хоть распечатывай себе как напоминание, потому что когда практика нерегулярная, а у меня именно так, то бывает конечно что что-то да забывается, приходится следить за собой. Еще раз спасибо Вам !

  • Анна
    06.10.2017 at 19:37

    Огромная благодарность, Марина! Все советы очень полезны и своевременны, почти все – новое для меня! Спасибо!

  • Ирина
    06.10.2017 at 20:18

    Супер полезный материал! Спасибо Марина!!!!! Как всегда информативно и содержательно и бесценно по полезности!!!!! Тысячу благодарностей!!!!

  • Тамара
    06.10.2017 at 20:32

    Спасибо большое,очень полезно

  • Ната
    06.10.2017 at 21:10

    “В варианте, когда оттенки равны по светлоте, сначала пишите кроющими красками, затем – прозрачными.”
    я знаю правило наоборот. и охра лессировочная краска а не в категории желтая кроющая

    • Марина Трушникова
      06.10.2017 at 21:28

      Мы говорим про акварель? Т.е сначала голубым, а потом желтым? Попробуйте так и так, посмотрите на результат.

  • Светлана
    06.10.2017 at 21:10

    Без цветоведения никак!

  • Светлана
    06.10.2017 at 21:53

    Марина, спасибо!

  • Елена Соболева
    06.10.2017 at 22:33

    Великолепная статья! Спасибо Марина! Приобрела курс “Пишем акварелью с натуры” и многое не получается. И теперь я поняла почему. Не знала многих вещей, о которых вы пишете в статье и которые есть в ваших акварельных уроках. Творчество помогает нам жить.

  • Марина
    07.10.2017 at 00:17

    Спасибо!

  • Asya Eisenberg
    07.10.2017 at 00:55

    Марина, трудно выразить словами какая своевременная и полезная статья. Как все разложено по полочкам, все ясно и понятно. Конечно, не все получиться сразу и много « серости» ещё будет в моих работах, но, возвращаясь к статье, смогу улучшить акварель.
    Хочу заказать « цветоведение в акварели. У меня только один вопрос: можно открыть семинар на iPad или только скачать на компьютер? Мы расстались с нашим компьютером из-за ненадобности. Будет страшно обидно, если не смогу получить этот семинар. Он необходим, как воздух.
    Ещё раз спасибо.
    Ася

  • Светлана
    07.10.2017 at 01:26

    Спасибо большое. Очень люблю акварель, только не взаимно у нас как то. Через какое-то время наловчилась, но нет нет да и какой-нибудь кусок всю работу портит. В общем, все эти советы дошли со временем и практикой методом тыка и литературы, но когда они собраны в одно, помогло все это обобщить. Да и сложно выразить словами, то что чувствуешь. Только рисуешь когда, увлечешься и….. очень плохая привычка: а тут чего-то не хватает и тут чего то не хватает. Не успеешь оглянуться все работа замучена. Титанический труд и работа мозга. Тем более на работе приходится работать акриловыми красками и эмалью, иногда не сразу переключаешься на акварель. Как то на собрании в школе у сына обсуждали сочинение по математике( ну да, у нас математичка оригинальная дама), тема была: “Как математика поможет в твоей будущей профессии и помогает ли она вашим родителям”. Одна девочка написала “никак” и все. Все посмеялись, а одна из родителей сказала: “Будет свободным художником”
    Вот зря она это сказала, я как начала перечислять сколько нужно знать художнику, чтобы написать картину! Ну теперь по-крайней мере хоть в нашем классе знают, что труд художника это не просто талант от рождения.

  • Ирина
    07.10.2017 at 01:33

    Мариночка, спасибо Вам за Вашу открытость, за Ваше желание поделиться опытом, за очень полезную информацию.

  • marinad
    07.10.2017 at 01:37

    У Невской палитры есть желтые кроющие (кадмии), а есть прозрачные – лимонная, ганза желтая. И с перекрыванием кроющих прозрачными тоже не согласна – первые слои делаю всегда прозрачными. А кроющие хуже сцепляются с бумагой и при нанесении второго слоя могут смываться.

  • Ирина Васильченко
    07.10.2017 at 08:52

    Марина, спасибо большое за статью! Для меня открытием стало использование кроющих красок! И пункт про то, что светлым по темному писать не надо – тоже. Хотя, конечно, не раз слышала, что в акварели нужно писать от светлого к темному. Но простой пример с выкрасами запомню теперь навсегда!)))

  • Надиночка
    07.10.2017 at 11:44

    Марина, да , есть новое для меня: “когда оттенки равны по светлоте, сначала пишите кроющими красками, затем – прозрачными.”

    Бывает не добираю цвета сначала, потом понимаю , что при втором наложении мазка уже может появиться не тот эффект.

    Вопрос к пункту 11. Картина насыщенна, яркая, вызывает желание задержать взгляд на ней, при добавлении рефлексов может появится грязь. Нужно “поиграть цветом” (ощущение импрессионизма) приблизить цвет рефлекса к цвету фона не смешивая с основным цветом предмета, в данном случае с цветом бутылки? Или это всё же будет считаться ошибкой, если отражающийся не смешивать с собственным цветом предмета в данной картине?

    Спасибо за информацию!

  • Надиночка
    07.10.2017 at 11:58

    Хотя стеклянный предмет сам по себе как бы играет резкими перепадами, бликует, может можно чуть темнее фиолетового туда, но не будет ли бумага на фоне которой стоит бутылка преградой к попаданию рефлекса от стены?

  • Надиночка
    07.10.2017 at 12:26

    При введении в прозрачный, например синий, тонкий слой кроющего охристого получается очень красивый эффект, конечно важны качественные материалы. Конечно, если охру вводить густо будет работать как утяжелитель.

  • Людмила
    07.10.2017 at 12:26

    Акварель без Знания этих рекомендаций просто будет мертвой. А хочется, чтобы она запела. Марина, большое спасибо за эту статью.

  • Надиночка
    07.10.2017 at 12:34

    Но как, например рефлекс от стены на картине в пункте 11 попадёт на бутылку через бумагу между ними, в случае, если фон хочется оставить насыщенным, он привлекает глубиной и поддерживает яркость противоположного цвета предметов?

  • Надиночка
    07.10.2017 at 12:45

    Ой, наверное много вопросов задаю, прошу прощения, но как получить ответ не задавая вопросов, это естественно. Конечно можно и самому через долгий путь прийти к ответу. Тогда зачем нужен учитель? Ну ладно, сама пройду долгий путь. Не буду мешать.

  • Наталья
    07.10.2017 at 16:27

    Спасибо, Марина, за полезную статью! У меня всегда было “ощущение непрофессиональной работы, раскрашенности и грязи” в своих работах, всегда была недовольно тем, что “намазала”. А понять не могла в чём дело…Ваша статья глаза раскрыла.

  • Галина Якубова
    07.10.2017 at 16:46

    Марина, преогромное спасибо за статью! Я её распечатаю и буду всегда держать при себе. Для меня наиболее важными моментами являются – обращать внимание на прозрачность-непрозрачность красок, не писать светлым по тёмному (вот иногда тоже цветочки также пытаюсь нарисовать), выдерживать контраст теней, логику освещения, использование противоположных цветов. И – пастельность! – для борьбы с этим в ближайшее время собираюсь делать некоторые работы жидкой акварелью – вот уж где насыщенность зашкаливает! Про мытье кисточкой с мылом услышала от тебя где-то год назад, и, когда первый раз так помыла, поразилась, сколько цвета остаётся на ней, с тех пор обязательно с мылом мою каждый раз. Короче, у меня получилось – все пункты важны! Ещё раз Благодарю за твою работу, Учитель!

  • Елена
    07.10.2017 at 22:43

    Марина, давно хотела Вам сказать, что все статьи, которые вы пишите и то как Вы пишите, и та локаничность с которой все излагаете- это все дорого стоит. Вы, пожалуй, единственный педагог по акварели, у которого действительно есть методика. Вы умеете научить, пользовать акварель правильно, получая от процесса удовольствие. Других таких педагогов не знаю. У вас учусь и систематизирую свои познания. За работой других только наблюдаю и пытаюсь повторять( в интернете сейчас размещают много интересных видео и зарубежные акварелисты), в результате копятся знания и оттачивается техника. Благодарю особенно за курс” на перспективу”, который использую как настольную книгу, там есть не только перспектива, там есть все, для тех кто хочет рисовать осознано, получать гарантированный результат. Желаю Вам интересных идей и благодарных учеников, каковой и являюсь сама.

  • Лидия Мокиевская
    07.10.2017 at 23:13

    Спасибо большое, я только начинаю уже в пенсионном возрасте, но мне всё интересно. Стараюсь следовать добрым советам опытных людей.

  • Ирина
    08.10.2017 at 02:21

    Марина, спасибо большое за такую полезную статью. Для меня особенно было полезно про кроющие краски. Никак не получалось получить хороший желтый цвет. Теперь стало понятно почему. И про противоположные цвета, который при случайном смешении дадут серый цвет. Вроде и знаю об этом, да на практике вспоминаешь, когда уже сделала не так. Это надо помнить как дважды два.

  • Ekaterina
    08.10.2017 at 06:49

    Марина,большое спасибо! Очень полезная информация-достойный инструмент!!!)

  • Лариса
    08.10.2017 at 07:23

    Спасибо за ценную инфу, для меня новое, по темному цвету нелзя светлое.

  • Марина Эскина
    08.10.2017 at 09:15

    Марина, прекрасная статья! Я вроде это все в теории знаю, но надо снова и снова тыкать носом… Для меня главный урок – добавлять нужное количество воды. Вообще, это самое трудное, знать, сколько воды должно быть на бумаге и сколько на кисти. И еще главное – вовремя остановиться, чтобы не замучить картину.

  • Даша
    08.10.2017 at 22:31

    Потрясающе! Спасибо! Рисую по мк и вашим курсам, получается хорошо, а свои картины не радуют своей грязью и непрозрачностью, вроде почти все пункты уже слышала у вас на акварельных курсах, но всё равно увлекаюсь и получается не то, что представляю себе в голове. Буду тренироваться)

  • Gila
    09.10.2017 at 00:11

    Марина, меня почему то не смущает грязь в акварели, я ее не замечаю, была она только пару раз за всю мою практику, когда я расстроилась Хотя не могу сказать, что есть у меня удачные акварельные работы. Больше всего мне приносит досаду лохматые края, абрис предметов.Спасибо за статью, теперь буду обращать на это внимание.

  • Елена Соболева
    09.10.2017 at 10:25

    Какой интересный и полезный материал. Как много вы даете людям. Я Вам очень благодарна!

  • Светлана
    09.10.2017 at 14:21

    Марина, замечательная статья! Распечатаю и буду пользоваться как настольной книгой! Для меня все нужно, важно и интересно! Огромное спасибо!!!!

  • Александр
    09.10.2017 at 16:00

    Бомба:)!!! Мариочка. Супер. 15 лет не рисовал акварелями. Сделал недавно пару этюдов, все печально,все забыто, в мусорку(((. А главное жаль времени, которого и так нет. и тут как нельзя к стати ваш урок!!! Будем вспоминать))) спасибо огромное!!! Творческих успехов!!!

  • Татьяна
    11.10.2017 at 06:49

    Очень полезная информация! Благодарю! Особенно понравился пункт про мазки, я с детства не любила акварель именно из-за этих мазков, которые высыхают внахлест, оставляют полосы и разводы… Я думала это неизменный атрибут акварели)) А еще мне непонятно, зачем вообще выпускают кроющие краски?!! В каких случаях их использовать, чтобы не навредить рисунку?

  • Наталия
    11.10.2017 at 20:57

    Добрый вечер, Марина. После прочтения статьи и узнавания своих ошибок, мне очень сильно захотелось поучиться у вас технике рисования Акварелью.

  • Boris
    10.11.2017 at 22:40

    В данной статье я хотела бы кратко и доступно рассказать какие существуют приемы и техники живописи акварелью и каким образом их можно осуществить.

Написать комментарий