Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Вне категорий  / Можно ли рисовать по фото? За и против.

Можно ли рисовать по фото? За и против.

В очередной раз получив от учеников вопрос “Можно ли рисовать по фотографиям?”, я решила написать по этому поводу статью, чтобы раскрыть свою позицию.

Когда я встречаю где-нибудь на художественных форумах, как бывалые художники учат новичков, что рисование по фото – дурной тон, что делать этого ни в коем случае нельзя, то понимаю, что такой художник либо является только теоретиком от искусства, либо просто лукавит.

Предполагается, что рисовать можно только с натуры и на пленэре? А все остальное – жалкая подделка под природу?

Но давайте вспомним, что пленэр вошел в историю живописи не столь уж давно. Рисовать на природе художники начали только в 19 веке! Да, и фотографии тогда не было, рисовали по памяти. Но столь уж сильно потеряло искусство, заменив память художника на фотографию? Ведь память – вещь избирательная, всех деталей не запечатлеет.

Кроме того, в некоторых случаях, работа на пленэре для самой техники письма является не лучшими условиями. Той же акварелью, к примеру, зимой на морозе не порисуешь – вода замерзает…

Тем не менее, я не хочу сказать, что рисовать по фотографии можно и нужно. В этом вопросе, мне кажется, нельзя быть категоричным. Как и во многих вещах, здесь есть свои “за” и “против”. Попробую раскрыть эти моменты.

 Рисование по фотографиям,

а не с натуры: “за” и “против”.

рисование по фотоФотография “одноглаза”, отображает объект более плоским, чем видит глаз.

Действительно, если вы посмотрите на какой-то близкий объект сначала двумя глазами, а потом одним, то увидите, что предмет стал “менее живым”, менее объемным.

Рисуя с натуры, мы можем передать это впечатление объема, а, рисуя по фото, лишаем рисунок части “жизни”.

рисование по фотоРисовать по фотографии легче, особенности объема виднее.

Для начинающих рисование по фото – спасение. Здесь они наглядно видят объем на двумерной плоскости листа, могут анализировать какой цвет они видят на том или ином участке картины и без потерь переносить эти впечатления на двумерный же лист бумаги.

Передача же зрительных ощущений от 3D объекта часто вызывает ощущение потерянности и бессилия. Как следствие, многие люди бросают рисование, отчаявшись разобраться с передачей объемной формы на плоском листе.

Фотография на первом этапе обучения – отличный помощник. Но не стоит застревать на этом этапе. Лучше рисовать с натуры и по фотографии одновременно, чтобы иметь возможность понять, как и что видит глаз на натуре.

можно ли рисовать по фотографиям

рисование по фотоФотография искажает размеры предметов дальнего плана.

Думаю, вы замечали, что при попытке сфотографировать пейзаж, где есть глубина пространства, вы просто теряете объекты среднего плана. Они сильно сжимаются в высоту. Так, поразившие вас высокие горы, на фото выглядят лишь холмами. А тропика в поле, которую видит глаз, на фотографии просто исчезает.

рисование по фотоФотографии можно сделать в условиях, не подходящих для пленэра.

И это, я бы сказала, огромный плюс. Фотоаппарат позволяет нам запечатлевать те пейзажи,  в которые художнику со своим мольбертом не  попасть. А ну-ка попробуйте порисовать на вершине Эльбруса или посередине оживленного шоссе, в лютый мороз или под дождем! Только фотоаппарат сохраняет для искусства эти образы.

стоит ли рисовать по фото

рисование по фотоФотография статична.

Человек же воспринимает мир не только глазами, но и всеми остальными чувствами. И может передать это в картине.

рисование по фотоФото способно запечатлеть мимолетную натуру.

Есть моменты, когда натура просто не будет позировать художнику. Летящая птица, животное в прыжке, сверкнувшая молния, да даже просто быстро увядающие цветы – все это сохраняет для нас фотография.

рисование по фото: "за" и "против"

рисование по фото Фото не передает тонкие оттенки цветов.

Да, фотография изменяет цвет, делает его проще, сближая тона. И в целом краски на фото совсем не те. И против света фотография засвечивается, нужно быть семи пядей фотографом, чтобы сделать качественный, близкий к реальности снимок…

рисование по фотоФотография допускает эксперименты с цветом.

Вы можете экспериментировать с фото, придавая ему разную насыщенность, меняя оттенки цвета, придавая при этом разное настроение мотиву. Так серенький невзрачный пейзаж может стать таинственным, мистическим или ярким и праздничным.

рисем по фото и на пленэре

рисование по фотоНи одно фото не даст столько впечатлений и адреналина, как работа на пленэре.

Да, это прекрасно – сидеть на полянке, слушать пение птичек, сливаясь воедино с природой. При этом в душе наступает особое состояние, за которым художники вновь и вновь едут на пленэр. И не важно, что картина на пленэре в 90% случаев – лишь подсобный материал, который, возможно, никогда не станет картиной, но зато какой приятный процесс!

 рисование по фотоФотография запечатлевает детали.

Ну, это уже слабый плюс по сравнению с аргументом выше. Просто в дополнение к этюду, написанному на пленэре, фотография станет хорошим дополнением. Лучше сделать несколько фотографий и общего плана пейзажа, и отдельных его деталей. В совокупности с пусть даже простеньким этюдом на пленэре это станет огромный подспорьем при работе в студии, для создания солидной картины.

рисование по фотографиям: сильные и слабые стороны

Как видите, у фотографии, как источника для картины, есть немало плюсов. Вряд ли современное искусство может совсем обойтись без фотографии. Да и для чего вводить ограничения? Ведь важно не как ты рисуешь, а что получаешь в результате.

Поэтому рисовать по фото или с натуры – каждый выбирает для себя сам.

Я “ЗА!” пленэр и “ЗА” фотографию.

А что выбираете вы? Напишите в комментариях!


* статья проиллюстрирована фотографиями из наших арт-путешествий

 

ТОП-5 АКТУАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ БЛОГА:

61 комментарий
  • Ольга
    24.07.2016 at 18:47

    Здравствуйте, Мариночка! Спасибо за освещение такой важной темы! Для меня, новичка, фотография на самом деле отличный помощник. Заметила, что и крупные художники, такие как Игорь Сахаров, Олег Буйко и многие другие не гнушаются фотографией. Действительно, можно не копировать, но брать сюжет, композицию, даже цветовое решение не мешает для облегчения задачи на первых шагах. Так что , СПАСИБО Вам за Вашу чуткость и педагогическую помощь в этом вопросе.

  • Людмила
    25.07.2016 at 15:40

    Спасибо,Марина! С фотографий рисую только на МК с художниками. На пленэр пока выходила только для небольших карандашных зарисовок-понравилось. По-моему,одно дополняет другое!

  • Елена
    25.07.2016 at 16:55

    Добрый день!
    Полностью согласна с Вашей статьей! Есть и плюсы и минусы фото)

  • Lyubov
    25.07.2016 at 22:51

    Марина, я для себя еще не разобралась что лучше. Например мой один из любимых художник Леонид АфремоB абсолютно не признает пленер

  • Gila
    26.07.2016 at 13:26

    Я абсолютна не против рисования по фото, минус только в том, что быстро наступает привыкание. Можно писать свой сюжет, со своим колоритом, масштабом и действием, опираясь на фото. На пленере у меня пока не выходит ничего хорошего, и пишу, как знаю, что должно быть. Красивые места мимолетны, их можно только запечатлеть в памяти и потом попробовать перенести это настроение.

  • Татьяна
    26.07.2016 at 20:14

    Марина, спасибо за интересную статью.

  • Наташа
    27.07.2016 at 10:35

    Согласна абсолютно!
    И живой рисунок, и фото- в совокупности- отличное подспорье.
    А что “оттенков маловато на фотографии”- так это просто надо память включить))
    Наташа (Lori)

    • Наталья
      26.01.2019 at 13:26

      Согласна полностью!

  • Елена
    04.08.2016 at 13:44

    Спасибо за статью! Так отлично все разобрано по полочкам!
    Я не художник, я только учусь. ))) Только в этом году попробовала писать на пленэре, в Крыму. До этого или с фотографии или по мелочи – яблочки, листики, пирожные с натуры. )))) Я для себя отметила еще одну деталь при рисовании на пленэре – пока рисуешь, солнце не стоит на месте. поэтому, когда начинаешь рисовать – тени в одном месте, а когда заканчиваешь уже немного в другом. Меня этот факт весьма позабавил, когда обнаружила. ))))
    Я копуша и новичок, пока овладеваю техникой скетчинга, которая, как мне кажется может помочь быстро сделать набросок, отметить главные моменты (тени, свет), и потом спокойно дописывать детали. Фотография, как помощник тоже может помочь.

  • Rimma
    19.08.2016 at 22:07

    Спасибо за статью. Я – за рисунки на природе. Это – просто супер, незабываемое впечатление, эмоции, медитация!

  • Галина
    08.09.2016 at 13:18

    У меня был только один раз пленер и то малышня окружила меня, мешала сосредоточится)…. Я за живую натуру, но увы чаще по мастер классам работаешь с фотографиям, можно конечно подсесть на это, начнёшь бояться натуры, н начнут мучать тебя сомнения, а можешь ли ты вообще теперь писать без фото????… Я уже начинаю бояться этого, привычка это страшное дело!)))

  • Ирина
    24.09.2016 at 20:17

    Большое спасибо за эту статью!!! Работаю и с натуры и обязательно фотографирую и потом по фото завершаю работу. А иногда просто по фото. Но как со времен художественной школы сидит в голове, что по фото работать-это стыдно, так до сих пор и стыдно, а оказывается, что я не одна такая! Я думаю, что в современном мире надо пользоваться всеми возможностями. И без такого помощника, как фотография, просто иногда не обойтись

  • Анна Абаршалина
    09.11.2016 at 04:25

    Статья отличная, спасибо! Развеяли мои сомнения. Общий вывод такой: фото это хорошо, но и пленэр надо освоить. Обнако это пока до весны придется отложить. Вот и хорошо – я совсем чайник, куда мне на пленэр. Даже заливка пока не получается ни в каком толковом виде. Вот, за зиму потренируюсь на ваших курсах и МК, да и марафон стартует через 3 дня! 🙂 Спасибо!

  • Лилия
    17.11.2016 at 03:03

    У пленэра сплошные минусы. Фотография и только фотография основа полноценной законченной работы. После пленэра остаются цветовые пятна (ну как же ведь двумя глазами живость передавали) не поддающиеся восстановлению реального пейзажа почеркушки объектов, даже не объектов, а фрагментов. Фотография искажает средние объёмы, тропинку…горы!?…. смех. То, что вы изобразите на коленке , вообще далеко от реальности, ( особенно без проф образования
    Конечно начинающий художник может сказать, ” Я так вижу”…” Это мои чувства”…но не убедительно, а образования не хватает увидеть косяки*
    Работы с пленэра, должны оставаться работами с пленэра, они , милые, эфемерные, воздушные….но если они не подкреплены документальной фотографией, им никогда не передать реальность .

  • Людмила
    21.11.2016 at 18:49

    Главное,чтобы получилось что-то красивое,пусть в ход идет все.мы же не карту дотошно рисуем.

  • Ирина
    21.11.2016 at 21:05

    Я рисую с натуры, но не на природе, а в студии. По фотографии тоже. На пленэре была всего 4 раза. В одном случае пошел дождь, в двух других обступили зеваки. А я не художник а только учусь, чувствовала себя не удобно. И в четвертом случае никак не могла согреться. Руки замерзли сразу. Это была осень, работала маслом. Так что фотография – главный помощник.

  • Людмила Моисеева
    28.11.2016 at 14:32

    Так как из-за болезни я прикована к дому, пленэр мне увы не доступен, хотя конечно очень хочется. Но остаются выставленные натюрморты и вид из окна. В моём случае фотография несравненно расширяет обзор. Так что всё хорошо.

  • Наталья
    06.12.2016 at 02:33

    Спасибо Марина за статью. Вообще всегда с нетерпением жду Ваши письма. В них всегда огромная польза и главное – позитив, так необходимый мне (лично для меня). Я читая, слушая разных художников и педагогов не знала как определится. Одни ЗА фотографию, другие ПРОТИВ. Не знаешь кого слушать. А мне легче сначала с фото порисовать, а затем тот же объект с натуры.

  • Наталья Малаева
    17.12.2016 at 12:59

    Добрый день, Марина! Спасибо за статью. Я против однозначности, ограничений в искусстве, иначе не было бы шедевров, когда люди придумали-применили что-то новое. Думаю можно применять видео и фото, если недоступен пленэр или хорошая память на увиденное.

  • Валентина
    18.12.2016 at 13:03

    По фото можно рисовать, если ты сам снимал какой-то вид!
    В твоей памяти остается все, что ты видел, да, плюс к этому ещё и фото. Чем плохо!?

  • Татьяна Курамшина
    19.12.2016 at 16:52

    Добрый день. Марина, я сама фотограф и умею делать снимки таким образом, что сохраняется объём, я работаю на фото со всеми планами, прорабатываю перспективу, стараюсь максимально приблизить цвета к реальности. В таком случае как вы относитесь к использованию фотографии? Рисовать я только учусь и мне действительно бывает сложно перенести то, что я вижу с натуры на бумагу

  • Евгения
    22.12.2016 at 23:59

    Спасибо за статью!
    Рисую и так и так. На пленэре получается корявенько, но живо. По фото – вроде почище, но часто мертво. Даже если фото сама делала. Эмоции-то ушли;) а с портретами вообще забавно, вроде по фото проще, знай себе копируй пятна, но если я рисуемого не видела ни разу, сплошное мучение. Нет эмлции, нет характера, хоть тресни! Декоративщина какая-то получаетя. Ну, за редким исключеннием.

  • Ирина
    06.01.2017 at 01:18

    Я тоже за пленэр, фотография-нужна для того чтобы запечатлеть свет, который очень быстро меняется. Мне фото на пленэре помогает.

  • Ирина
    06.01.2017 at 05:34

    Ннравится и на пленере, если хорошая погода и настроение есть и по фото! Когда пишется можно хоть как…только дайте карандашик)))))

  • Елена Лебедева
    11.02.2017 at 11:55

    Спасибо за статью!!! Очень полезно. И немного воодушевляет. А то последнее время стало казаться что я не рисую а просто срисовываю, копирую как принтер….. потому, что в основном рисую по фото. Нет возможности выйти и порисовать натуру. Нет такого опыта, есть страх….. что не получится, будут смотреть прохожие и обсуждать и т.д. И т.п….

  • Аноним
    11.03.2017 at 15:33

    Даже когда рисуешь с фотографии – не просто копируешь. Фото – как набросок… и да – рисунок никогда не бывает копией фото, пототму что рисует человечек)))

  • Аноним
    17.03.2017 at 23:06

    А зимой как рисовать в -30. Еще Шишкин И. И. говорил что при неблагоприятных условиях допустимо рисовать с фото. В принципе вы правы и за и против я с Вами полностью согласен.

  • Ольга
    08.04.2017 at 11:34

    Спасибо за статью. Я пока рисую только по фотографиям. Рисовала один раз в саду эшшольцию. Видно неудачно выбрала время, потому что она стала быстро закрываться и ветер постоянно все менял. Но был интересный опыт.

  • Елена
    10.04.2017 at 09:09

    Спасибо,Марина!Всё правильно,полностью с Вами согласна))

  • Евгения
    22.04.2017 at 09:31

    Марина, спасибо за отличную статью! Я ни разу не была на плэнере, поэтому мне сложно судить. Как новичок, рисовавший только по фото, могу сказать, что порой это очень не удобно, т.к. предмет с фото не возьмешь в руку, чтобы рассмотреть, не всмотришься в пейзаж или в лицо человека. Зато, они от тебя никуда и не убегут. 🙂 Поэтому, совершенно согласна с тем, что в рисовании по фото есть свои плюсы и минусы. Думаю, стоит пользоваться всеми плюсами и того и другого способа. Зачем же себя ограничивать, если есть возможность этого не делать.

  • Марина
    22.04.2017 at 09:42

    спасибо за такую важную тему! Начмнала рисовать пастелью по фотографиям, но на пленере больше люблю рисовать акварелью. Удобно и компактно!

  • Ольга
    23.04.2017 at 12:24

    Спасибо за статью! Мне очень нравится, что Вы пишите интересно, просто и без пафоса!)
    У меня другой вопрос, немного не по теме фото. Как Вы относитесь к копированию других художников, конечно, без претензий на чье -то авторство. Просто для себя и своего развития. для новичка копировать проще, чем писать по фото или с натуры.

  • Людмила
    16.05.2017 at 19:27

    Да, Мариночка- вы правы! Адреналин на пленэре- зашкаливает! Я -за рисование с натуры и плюс-фото в помощь для дорисовки деталей. https://www.livemaster.ru/topic/1778703-risuem-s-natury?vr=1&inside=1

  • Oksana
    26.05.2017 at 22:11

    Еще один плюс фотографии – я никогда не была в Париже или Провансе, но я могу найти фотографии в интернете интересных мест и нарисовать их. То есть я могу рисовать интересные мне места прямо сейчас, а не когда я там соберусь во Францию и уж тем более не факт что я попаду в эти места

  • елена
    27.06.2017 at 05:15

    Фотография мне очень помогает ,особенно в сохранении впечатления и освежения объекта в памяти. Начинала с черно-белых фотографий для понятия тона.Так что фото очень хороший помощник.Спасибо за статью!

  • Татьяна Скакова
    01.07.2017 at 08:28

    Спасибо огромное за статью! Жду каждое утро! А тема фото для меня очень важна. Я совсем начинающая, желание огромное, навыков мало. Зато много своих фотографий из разных путешествий. Пытаюсь по ним рисовать и удовольствие двойное: от процесса и воспоминаний. Была уверена, что это неправильно: рисовать по фото, вроде только копирую. Ваша статья,как всегда четкая и логичная все расставила по местам. Спасибо!!!

  • Альбина Янковп
    13.08.2017 at 23:00

    Хорошая статья! Я всегда и за фото и за натуру и пленэр! Рада, что мое мнение поддерживает настоящий художник! Мне кажется эта статья будет вселять уверенность в тех, кто хочет приобщиться к искусству живописи!

  • Елена
    18.08.2017 at 23:51

    Мариночка, все замечания про фотоаппарат правильные, особенно про мыльницы.
    Не видно глубины, объема, цветов, даже включения различных режимов не сильно улучшает ситуацию,
    Но всё равно люблю фотографировать, а теперь, может и нарисую что-то.

  • Наталья Чайкина
    22.09.2017 at 08:59

    Добрый день, Марина! Полностью с вами согласна. Рисовать можно и с фото, и с натуры. ПРосто с фото, как мне кажется не нужно срисовывать, а опираться на это фото, вспоминая свои ощущения и впечатления. 🙂

  • Елена Соболева
    24.10.2017 at 14:27

    Марина! Спасибо за актуальную статью. Я сама об этом думала и пришла к выводу, что хорошо и то и другое. Фото может показать нам другой угол зрения и вызвать какие-то другие ассоциации. И это тоже полезно. Летом я была в Ушково. Это рядом с С-Петербургом. На берегу Финского залива, где я провела все детство, я собрала несколько ракушек и сфотографировала их. И когда я посмотрела фото, я была поражена. Совершенно другая реальность, какой-то космос с очень красивой палитрой фиолетовых оттенков. Этот космос я и нарисовала.

  • Аноним
    16.01.2018 at 11:52

    Спасибо,Марина! Поняла, почему горы превращаются в холмы! Против света снимать научилась,цвет сохранять тоже пытаюсь, снимая кусочками, меняя ракурс… Я тоже за фотографию и за пленер, но на последнем почти не бываю…Спасибо Вам! С удовольствием Вас читаю и занимаюсь по Вашим урокам, они замечательные!С Новым Годом! Успехов творческих Вам в Новом Году!

  • Т
    20.03.2018 at 11:59

    Спасибо за статью. Действительно сняли камень с души, как индульгенцию выдали ))))

  • Гузель
    22.03.2018 at 17:26

    Спасибо большое, уважаемая Марина! Восхищаюсь Вашим талантом и способностями преподавателя. Ваши советы начинающему художнику поистине бесценны!

  • Алина
    24.03.2018 at 14:53

    Спасибо огромное, Марина, за эту тему. Она для меня актуальна. Я уже продолжающий художник)) И в последнее время у меня сформировалось свое мнение . Для себя я решила, что можно рисовать по фото, сделанным тобой. Можно использовать их как подсобный материал.Можно пользоваться и чужими фото, но не слепо их копировать, а взять либо идею, либо сюжет похожий, либо цветовое решение. А можно по нескольким фото создать свою картину. В общем опираться на внутренние ощущения и на то, что именно зацепило в том или ином фото. Дома рисую с натуры. Пленер тоже устраивала несколько раз, рисовала пастелью.

  • Першин Виталий
    08.09.2018 at 18:54

    Спасибо за статью. Наверное, надо просто рисовать то , что затрагивает, то что интересно. Не важно, будет это натура, рисунок, кинофрагмент…Не стоит обманывать. Выдавать чужой рисунок за свой. Трогает – рисуем.

  • Мария
    06.10.2018 at 22:41

    Спасибо за статью! Я за пленер.Но не всегда здоровье позволяет.Тогда рисую из окна.И пользуюсь
    фотографиями.Еще есть тема копирования работ других художников.Есть такой способ обучения.

  • Аноним
    20.11.2018 at 18:17

    Марина, спасибо! Я новичок в акварели. Мне очень нравятся Ваши мастер-классы и Ваши статьи. Это большое подспорье в обучении рисовать. Считаю, что для новичков, таких, как я, рисование с фотографии очень полезно. И уж тем более, если фото сделано самой. Т.е. это “напоминалка” об увиденном. Но и с натуры очень нравится рисовать. Пока плохо удается подбор красок и переходы оттенков. Это как раз проще понять при копировании чьих-то работ. Спасибо огромное!!!

  • Тамара
    20.11.2018 at 18:22

    Запуталась, кто я. Надо подписывать логин?

  • Владислава
    06.01.2019 at 14:15

    А я стесняюсь рисовать на пленэре. Люди ходят, смотрят, а у меня не получается… Если кто-то ещё и советы начнёт давать, я, наверное, вообще помру. Это в городе. А на природе, помимо щебечущих птичек, есть ещё и комары с мошками. Гулять и фотографировать можно, но сидеть практически неподвижно… Съедят, и средства от комаров не помогут. Не моё. Вот разве что весной, когда цветов много, а кусачих тварей мало. Но и тогда фотоаппарат должен быть рядом, потому что непременно либо особо симпатичная зверушка покажется, либо интересных объектов будет столько, что за один раз не нарисуешь.

  • Наталия
    14.01.2019 at 20:30

    Спасибо большое за статью! Один вопрос по “плоскости” фото. Если у человека нет бинокулярного зрения, разве невозможно рисовать?

  • Наталья
    24.08.2019 at 01:18

    Спасибо, Марина! я рисую не так давно, начинала только с фотографий, и когда попробовала на пленере, или на отдыхе рисовать с натуры, многое поняла)) но рисовать с фотографии не перестала.Спасибо, что окрыляете!

  • Таня Дик
    18.12.2019 at 22:44

    Акварелью я учусь и рисую по фотографии дома.А вот наброски пейзажные на улице и в парке мне очень понравилось делать.Потому иногда гуляю с альбомом.Фотоаппарат совсем не то.Рисую там карандашом или линером или беру цветные карандаши.Рисую стоя,скетчбук держу в руках.Рисовать надо все же быстро, а то моей собаке становиться скучно.Пока не очень представляю как так мобильно можно акварелить,даже имея эту кисточку с водой.

  • Виктор
    19.12.2019 at 22:52

    Противники фотографии на пленэре, как правило, люди не большого ума. И о фотографии знают только что надо кнопочку нажать. А ведь далеко не каждый фотограф может сделать кадр, на который захочется смотреть и смотреть. Одно дело – владеть мастерством, а другое – губу оттопыривать. Часто бывает, что для качественной фотки надо потратить времени на пленэре не меньше чем художнику. А потом еще полдня возиться в фотошопе с отснятым материалом. И это для единственной фотки. Между прочем, для грамотной работы в графическом редакторе, без умения рисовать и чувства цвета не обойтись.
    Полностью присоединяюсь к мнению Марины. Живопись и фотография – два вида искусства, которые имеют одинаковое право на жизнь и по возможности должны дополнять друг друга. А главным аргументом в споре может быть только умение и мастерство. Именно оно притягивает посетителей на персональные выставки.

  • Екатерина Варади
    30.12.2020 at 03:21

    Здравствуйте, Марина! Огромное спасибо за интересную и важную тему!
    Я рисую совсем недавно, и если бы сразу начала рисовать с натуры, то наверняка ничего бы не вышло, и я бы это дело бросила. Для рисования с натуры нужно знать определенные законы живописи и быть хоть немного уверенной в себе. Я один раз пробовала пленэрить на пустом пляже – так через пять минут ко мне стянулась толпа местных жителей, и я сбежала…
    А сейчас, когда я порисовала с мастер-классов по фото, много чего выучила, то натура уже не кажется такой страшной. То есть натура – это здорово, это объем, мышление, самостоятельность – но всему свое время! И, конечно, на плерэре в мороз долго не порисуешь!)))

  • Виктория
    20.01.2021 at 23:17

    Полностью с вами, Марина, согласна. Лучше работать на пленэре, но фото – в помощь.

  • Ирина
    06.02.2021 at 22:38

    Марина, Ваша статья прямо в точку к моим переживаниям. Начала с Вашего Укрощения акварели, поняла, что это то, что искала на просторах интернета долгое время, взяла Рисуем акварелью с натуры и глухо села на яблоке))) Ну, не вижу я тех оттенков, пока Вы о них не расскажете. Решила сестренке фото отправить – яблоко и мой рисунок. И уже увидев фото, поняла, что на нем как раз мне проще рассмотреть оттенки, светотень, форму на плоскости. Короче, все косяки рисунка стали ясны после фото модели)) И буквально вслед за этим взялась рисовать с фото и поняла, что после Ваших уроков смотрю на фото другими глазами: вижу красоту дальнего плана, понимаю, как изобразить и в какой последовательности начинать работу…Спасибо Вам огромное! У меня глаза начинают по-новому смотреть на природу. Пытаюсь разобраться, почему не получились деревья, и понимаю, что просто не замечала, как они в природе растут, какие странные ветки, как они ползут неожиданно в сторону, вместо того чтобы тянуться к солнцу…Начинаю по-новому смотреть на мир. И все благодаря Вам и акварели)

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ