logo

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ МАРИНЫ ТРУШКИНОЙ.

Обучение рисованию онлайн. Бесплатные вводные курсы. Видео-курсы по живописи на скачивание. Арт-путешествия и пленэры.
Мы в соц.сетях
Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Можно ли рисовать по фотографиям? “За” и “против”.
рисование по фотографии

Можно ли рисовать по фотографиям? “За” и “против”.

В очередной раз получив от учеников вопрос “Можно ли рисовать по фотографиям?”, я решила написать по этому поводу статью, чтобы раскрыть свою позицию.

Когда я встречаю где-нибудь на художественных форумах, как бывалые художники учат новичков, что рисование по фото – дурной тон, что делать этого ни в коем случае нельзя, то понимаю, что такой художник либо является только теоретиком от искусства, либо просто лукавит.

Предполагается, что рисовать можно только с натуры и на пленэре? А все остальное – жалкая подделка под природу?

Но давайте вспомним, что пленэр вошел в историю живописи не столь уж давно. Рисовать на природе художники начали только в 19 веке! Да, и фотографии тогда не было, рисовали по памяти. Но столь уж сильно потеряло искусство, заменив память художника на фотографию? Ведь память – вещь избирательная, всех деталей не запечатлеет.

Кроме того, в некоторых случаях, работа на пленэре для самой техники письма является не лучшими условиями. Той же акварелью, к примеру, зимой на морозе не порисуешь – вода замерзает…

Тем не менее, я не хочу сказать, что рисовать по фотографии можно и нужно. В этом вопросе, мне кажется, нельзя быть категоричным. Как и во многих вещах, здесь есть свои “за” и “против”. Попробую раскрыть эти моменты.

 Рисование по фотографиям,

а не с натуры: “за” и “против”.

рисование по фотоФотография “одноглаза”, отображает объект более плоским, чем видит глаз.

Действительно, если вы посмотрите на какой-то близкий объект сначала двумя глазами, а потом одним, то увидите, что предмет стал “менее живым”, менее объемным.

Рисуя с натуры, мы можем передать это впечатление объема, а, рисуя по фото, лишаем рисунок части “жизни”.

рисование по фотоРисовать по фотографии легче, особенности объема виднее.

Для начинающих рисование по фото – спасение. Здесь они наглядно видят объем на двумерной плоскости листа, могут анализировать какой цвет они видят на том или ином участке картины и без потерь переносить эти впечатления на двумерный же лист бумаги.

Передача же зрительных ощущений от 3D объекта часто вызывает ощущение потерянности и бессилия. Как следствие, многие люди бросают рисование, отчаявшись разобраться с передачей объемной формы на плоском листе.

Фотография на первом этапе обучения – отличный помощник. Но не стоит застревать на этом этапе. Лучше рисовать с натуры и по фотографии одновременно, чтобы иметь возможность понять, как и что видит глаз на натуре.

можно ли рисовать по фотографиям

рисование по фотоФотография искажает размеры предметов дальнего плана.

Думаю, вы замечали, что при попытке сфотографировать пейзаж, где есть глубина пространства, вы просто теряете объекты среднего плана. Они сильно сжимаются в высоту. Так, поразившие вас высокие горы, на фото выглядят лишь холмами. А тропика в поле, которую видит глаз, на фотографии просто исчезает.

рисование по фотоФотографии можно сделать в условиях, не подходящих для пленэра.

И это, я бы сказала, огромный плюс. Фотоаппарат позволяет нам запечатлевать те пейзажи,  в которые художнику со своим мольбертом не  попасть. А ну-ка попробуйте порисовать на вершине Эльбруса или посередине оживленного шоссе, в лютый мороз или под дождем! Только фотоаппарат сохраняет для искусства эти образы.

стоит ли рисовать по фото

рисование по фотоФотография статична.

Человек же воспринимает мир не только глазами, но и всеми остальными чувствами. И может передать это в картине.

рисование по фотоФото способно запечатлеть мимолетную натуру.

Есть моменты, когда натура просто не будет позировать художнику. Летящая птица, животное в прыжке, сверкнувшая молния, да даже просто быстро увядающие цветы – все это сохраняет для нас фотография.

рисование по фото: "за" и "против"

рисование по фото Фото не передает тонкие оттенки цветов.

Да, фотография изменяет цвет, делает его проще, сближая тона. И в целом краски на фото совсем не те. И против света фотография засвечивается, нужно быть семи пядей фотографом, чтобы сделать качественный, близкий к реальности снимок…

рисование по фотоФотография допускает эксперименты с цветом.

Вы можете экспериментировать с фото, придавая ему разную насыщенность, меняя оттенки цвета, придавая при этом разное настроение мотиву. Так серенький невзрачный пейзаж может стать таинственным, мистическим или ярким и праздничным.

рисем по фото и на пленэре

рисование по фотоНи одно фото не даст столько впечатлений и адреналина, как работа на пленэре.

Да, это прекрасно – сидеть на полянке, слушать пение птичек, сливаясь воедино с природой. При этом в душе наступает особое состояние, за которым художники вновь и вновь едут на пленэр. И не важно, что картина на пленэре в 90% случаев – лишь подсобный материал, который, возможно, никогда не станет картиной, но зато какой приятный процесс!

 рисование по фотоФотография запечатлевает детали.

Ну, это уже слабый плюс по сравнению с аргументом выше. Просто в дополнение к этюду, написанному на пленэре, фотография станет хорошим дополнением. Лучше сделать несколько фотографий и общего плана пейзажа, и отдельных его деталей. В совокупности с пусть даже простеньким этюдом на пленэре это станет огромный подспорьем при работе в студии, для создания солидной картины.

рисование по фотографиям: сильные и слабые стороны

Как видите, у фотографии, как источника для картины, есть немало плюсов. Вряд ли современное искусство может совсем обойтись без фотографии. Да и для чего вводить ограничения? Ведь важно не как ты рисуешь, а что получаешь в результате.

Поэтому рисовать по фото или с натуры – каждый выбирает для себя сам.

Я “ЗА!” пленэр и “ЗА” фотографию.

А что выбираете вы? Напишите в комментариях!


* статья проиллюстрирована фотографиями из наших арт-путешествий:


Если материал вам понравился, поделитесь им с друзьями!

24 комментария
  • Галина Демихова
    03.04.2014 at 19:20

    Я только начала учиться рисовать вместе с вашим курсом по акварели. Пробовала рисовать и с видео, и по фото природы, но лучше у меня получается все-таки с натуры, когда я сижу и долго смотрю: что же я там вижу. Когда рисовала с вами яблоки, листья, бутылку с апельсином, а натуры не видела, то получалось хуже. я потом делала свои натюрморты и сравнивала ощущение. Мне еще трудно подбирать цвета, а на фото он уже есть, а у меня таких красок нет((( Так что я за натуру по возможности.

    • Гость
      10.03.2017 at 02:34

      Как говорит мой преподаватель, “не рекомендую рисовать с фотографии”. Преподает в Академии Художеств в СПб и в частной студии. И тут всё понятно. Рисовать с фотографии невозможно.

  • Rouse
    03.04.2014 at 20:12

    Я однозначно за фото, особенно для начинающих постигать столь
    сложное дело и не имеющих академических знаний. Я совсем не
    умею рисовать, но когда я скопировала с картинки цветок и котиков
    с другими животными, я стала продолжать учиться. Мне повезло, что
    познакомилась с замечательными учителями : Татьяной и Мариной.
    Спасибо им огромное. Я всех агитирую вступить в их группы.

  • Любовь
    03.04.2014 at 20:19

    Я не считаю себя художником, я только учусь. Но у меня с фотографией сложились следующие отношения. Фотография для меня – это канва, набросок, который я могу изменить под себя. И тут, Марина, большую помощь оказывают Ваши уроки. С их помощью выбираю технику, вспоминаю все, чему Вы нас учили, а дальше отпускаю свою фантазию. Ну и подхожу к фотографии по-хозяйски: что-то, какие-то объекты, детали убираю, а что-то добавляю. Ведь действительно невозможно побывать везде и сфотографировать все.
    Вот скоро начнется курс рисования цветов. И тут, я думаю, мое мнение изменится. Мне кажется, рисовать цветы все-таки легче с натуры.

    • Марина Трушникова
      03.04.2014 at 21:23

      Именно поэтому этот курс я поставила сейчас, чтобы можно было рисовать цветы все лето, с натуры.

  • Галина
    03.04.2014 at 21:15

    Рисовать надо по-всякому. С натуры, несомненно, предпочтительнее: видишь объект рисования в объёме, фотографии часто искажают цвета, тоновые нюансы невозможно увидеть. Начинающим надо учиться рисовать с натуры. А вот при наличие опыта в рисовании и живописи, я думаю, фото не повредит, т.к. опытный художник уже знает, где расставить тоново-цветовые акценты, даже если их четко не видно на фото. Что и делают многие известные художники, уезжая рисовать далеко от дома, делают много фото, наброски, зарисовки, а потом по приезду пишут картины. Удобно. И не надо таскаться с мольбертами, холстами и красками, например по побережью Италии или Крыма.

  • Татьяна
    03.04.2014 at 21:22

    Я тоже не художник. Это хобби. Но мнение выскажу. Натура-это конечно как бы “вкуснее и ароматней”. Но фотография временами как подсказка или тезисы для лектора, когда нет возможности писать с натуры сколько хотелось бы по времени. Ведь как природа, так и позирующий человек изменяется в цвете или движении. Вот примерно так.

  • Ольга
    03.04.2014 at 22:23

    Конечно с натуры рисовать лучше, объем чувствуется, но не всегда мы можем найти ту самую живую натуру, которую хочется нарисовать, а вот с фотографии всегда пожалуйста. Многие преподаватели сами советуют составлять композицию из нескольких фотографий.

    • Бойко Татьяна
      04.04.2014 at 11:08

      Совершенно согласна, я не могу писать просто что-то с натуры. Хотя однажды попробовав с натуры, уже просто срисовывать тоже не хочется. Все таки думаю, должно присутствовать и то и другое!

  • Ольга
    04.04.2014 at 01:41

    Я тоже отношусь к начинающим и согласна, что лучше рисовать с натуры, но уж когда нет возможности рисовать с натуры, как в моем случае, то и фотографии, и видео помогают – это в отношении природы, а дома только можно натюрморты писать.

  • Галина
    04.04.2014 at 06:57

    Я только начинаю рисовать, причем начала после местного мастер-класса, где мне именно показали как рисовать с фото. Учитывая, что я впервые взяла кисть лет этак за 25, успех был колоссальный. Сейчас я жду возможности выезда на природу, хотя весна-лето настанет только месяца через 2, хочу попробовать с натуры, но думаю будет очень сложно. Но пока, пытаюсь набить руку именно с фото, и зачастую я что-то беру с одного фото, а что-то с другого.

  • Бойко Татьяна
    04.04.2014 at 11:03

    Я только учусь рисовать и писать картины, считаю, что с натуры, конечно, лучше, полезнее, но фото тоже иногда нужно. Если ты пишешь голландской техникой фрукты, они не “доживут”до последнего слоя! И, конечно, по фото легче, начинала с фото.

  • Светлана
    04.04.2014 at 11:17

    Я только делаю попытки понять акварель, не художник, – я любитель. Для меня фотография спасение, потому что сама я ничего не могу придумать, а рисовать на пленере не получается.

  • Александр
    05.04.2014 at 04:40

    Не вопрос – с чего писать…главное писать, быть в процессе, можно с одной фотографии написать три работы или с пяти фото-один рисунок.
    Просто не надо соревноваться с фотоаппаратом в передаче деталей-проиграете…Фото-это информация к размышлению, напоминалка. Главное-свои работы не забывать фотографировать:)))

  • Ирина
    05.04.2014 at 09:59

    Марина, добрый день!
    А я благодаря фотографии начала рисовать. Первый рисунок получился плоским и безжизненным. Тогда я стала думать, что не так, читала литературу и прошла МК “Семь ключей к рисунку”. Появилось хоть какое-то понимание об объёме, перспективе и т.д.
    Я за фото, но только как вспомогательную шпаргалку.

  • Нина
    05.04.2014 at 10:34

    Марина, добрый день.
    Я согласна с вами, что надо писать и на пленэре, и пробовать делать композиции, используя фото. Но все-таки на природе получаешь больше удовольствия! А работая дома с фото, когда составляешь композицию, учишься анализировать составные части фото, из которых хочешь сделать картину, тут включается еще воображение, возможности, проверить несколько вариантов, чтобы найти нужный.
    Я вообще считаю, что ко всему надо подходить филосовски и брать только лучшее. 🙂

  • kohab
    09.04.2014 at 10:42

    Конечно, рисовать только по фото я бы не стала, с натуры лучше, а фото очень хороший вспомогательный материал, особенно если создаешь картину в стиле, например, фэнтези, сказки, для иллюстрации. Можно подобрать по фото различные элементы и соединить в своем произведении 🙂

  • Владимир
    21.01.2015 at 22:54

    Не получаю удовлетворения от простого рисования по фото, например задумал нарисовать девушку сидящую на качелях, есть фото в интернете. Делаю беглый набросок на листе бумаге карандашом,и исходя из него рисую свое лицо меняю цвет волос рисую ее в шляпке одежду и фон меняю. например сидящую у реки на качелях, включаю фантазию. Правда было исключение рисовал по фото портрет, но лишь для того чтобы опробовать акварельные карандаши .Еще исключение может быть если хочешь передать красоту тропической райской птицы или коралловой рыбы тут рисуешь по фото. Есть вещи которые нет возможности рисовать с натуры.

  • Анастасия
    07.11.2015 at 04:35

    Я только начинаю рисовать и, скорее, это хобби, которое просто приносит удовольствие. Кроме того, часто езжу на велосипеде и часто вижу интересные пейзажи. Таскать все принадлежности с собой – это и лишний груз, да и друзья не будут ждать, и солнечный день не долог. Поэтому, сделать легкий набросок карандашом и запечатлеть пейзаж на фото в нескольких ракурсах, чтобы потом дорисовать – имхо, вполне приемлемый выход.
    Или, например, хочу нарисовать один маяк на косе, почти классический вид. Но, ветра там такие, что взрослого человека сносит. Так что, придётся импровизировать. 🙂

  • Виктория
    20.01.2016 at 00:01

    Наброски, этюды и фотографии — это подспорье в работе над картиной. Далеко не всякий опытный художник обладает отменной зрительной памятью и воображением, не говоря уже об аматорах.
    Однако в использовании фото есть одно принципиальное “НО” — фотографии должны быть своими, авторскими!

    Наиболее часто плагиат выражается в публикации под своим именем ЧУЖИХ ИДЕЙ, а также в заимствовании ФРАГМЕНТОВ чужих произведений без указания источника. Часто художники берут за основу чужое произведение, чуть-чуть что-то меняют и выдают уже за свое.
    О КОПИРОВАНИИ С ЧУЖОГО ФОТО: композиция, ракурс и колорит фотографии также являются собственностью фотохудожника.
    Помните: ПЛАГИАТ — ЭТО НЕСМЫВАЕМЫЙ ПОЗОР С ИМЕНИ ХУДОЖНИКА! Поэтому будьте, пожалуйста, принципиально честны перед собой и окружающими и не пользуйтесь чужим трудом!

  • Галина
    01.02.2016 at 16:00

    Виктория, Вы хорошо все сказали про плагиат! Во мне постоянно сидит чувство какой-то вины…Кумиром всегда был Ван Гог и,когда начала рисовать, делала его копии.Мне хотелось, чтоб они висели у меня дома, радовали душу, даже гордилась ими (копии были хорошими). Потом надоело подражать, были и свои неплохие работы. Сейчас смотрю вебинары “взахлеб”. Мне все нравится, и я с удовольствием рисую , узнаю новые техники, но совесть мучает:-“Это ведь не твое!”Подписывать можно своим именем, только писать “по мотивам такого-то художника”. Я- “за”-за фотографию, но больше “за”- за свои наброски-они свежи, передают точное настроение и чувства удовлетворения, иногда и восторга, когда все получается! Фотоаппарат всегда при мне:не пройдешь мимо-то вороны затеяли драку возле мусорки, то голуби плескаются в луже, то необычайные облака в небе, то красивейший закат, то старый дом с облезшей штукатуркой! Но почему-то не рисую это… (никому не подаришь картину про ворон, да и никто не купит…)

    • Марина Трушникова
      02.02.2016 at 14:24

      Зато такие темы ( я про ворон) востребованы на серьезных выставках и конкурсах… 😉

  • Елена
    24.03.2016 at 18:46

    Здравствуйте! Прочитала внимательно все. Я не совсем дилетант в рисовании, хотя и начала заниматься в очень зрелом возрасте. Уже что-то могу и что-то понимаю. Со всем согласна. Но заинтересовал один пункт: “Фотография искажает размеры предметов дальнего плана”. И это действительно так. Но этому же есть какое-то объяснение. Не могли бы Вы разъяснить подробнее. Очень хочется понять. Ведь если понять причину, то можно будет это учитывать и скорректировать в работе.

    • Марина Трушникова
      27.03.2016 at 23:19

      Причина проста. Фотоаппарат одноглаз. Мы обозреваем предмет с двух сторон. И в целом человеческий глаз воспринимает размеры несколько иначе, нежели фотоаппарат.

Написать комментарий