Back to top

Почему я перестала ходить в музеи.

Художнику признаваться в этом даже как-то неловко...  Но я скажу.  Я почти перестала посещать выставки. Я НЕ люблю ходить в музеи. 

Раньше любила.  И использовала любую возможность для посещения. Галерея или художественный музей всегда были обязательной частью программы в другом городе.

Сейчас, путешествуя, я предпочитаю просто наслаждаться городом и рисовать его, а не нахаживать километры по залам музеев.

"Как же так, - говорят коллеги, - быть в Париже и не посетить Лувр? НЕВОЗМОЖНО!" И, кажется, тысячи туристов, стоящих в очереди музея, с ними согласны.

Стыдно признаться, но в музее мне скучно. И жаль времени, которое можно было бы потратить на то, чтобы рисовать самой, а не смотреть, как это сделали другие. 

Нонсенс, конечно. И вы можете сказать, что это нелогично. Мол, зачем тогда вообще рисовать, если не будет зрителей, которые на это посмотрят.  Мол, не ценишь чужое творчество - не жди, что кто-то оценит твоё. Если уж художник не жаждет быть зрителем, то кто тогда?..

Но, признаться, я и не стремлюсь к тому, чтобы рисовать ДЛЯ зрителей. 

Да, приятно, когда твои картины смотрят, когда они нравятся. Но!

Если у меня не будет зрителей, это не остановит меня в желании рисовать.

В принципе, я уже и так не особо стремлюсь показывать свои работы: редко участвую в выставках, несколько лет уже не обновляла свой сайт, не продвигаю свое творчество в соцсетях, как надо бы, только в Инстаграм и выкладываю.

Почему?

Может ли существовать художник БЕЗ зрителя?

Процесс рисования для меня гораздо притягательнее, чем результат.

В процессе я проживаю самые разные состояния. Восторг, разочарование, вдохновение, погружение в безвременье, соприкосновение с состоянием потока, и огромную гамму разных чувств от  " я -  Творец, Бог и Создатель миров" до " я - полное ничтожество, не способное ничего нарисовать". 

И плохие, и хорошие, эти состояния дают мощные душевные переживания, которые не могут дать никакие другие сферы жизни: ни развлечения, ни кино, ни еда, ничто другое.

И уж тем более такие переживания не может дать посещение выставки с чужими творениями. Очень редко там встречаются картины созвучные, картины, трогающие душу так же глубоко и с той же степенью воздействия, как процесс собственного творчества.

Конечно, когда я смотрю работы других художников, я могу оценить и восхититься их мастерством. Но это процесс логический. И чем больше растет мое собственное мастерство, тем меньше удивляет и трогает чужое. 

Когда ты понимаешь, что "и я так могу" (технически), то ищешь впечатление от другого. Не от внешней стороны (техники, композиции, эффектов и прочего), а от некоего внутреннего наполнения. Того, чего и в словах то не объяснишь...

Поэтому я зачастую так восторгаюсь картинами художников-самоучек, любителей, работами своих учеников. Искренне восторгаюсь!

В них при всей их неумелой подаче может быть потрясающая меня сила - восторг перед сюжетом, острое желание воплотить это на бумаге, жажда раскрыть свой внутренний мир. И собственная интерпретация форм при неумении сделать "похоже", реалистично. Эти мощные чувства транслируются и распознаются.

Это трогает меня больше, чем холодное уверенное мастерство профессионалов, УМЕЮЩИХ красиво сказать, но НЕ ИМЕЮЩИХ, ЧТО сказать.

Как бы то ни было, картина - зеркало души художника. И если в этой душе пусто, то ни какая красивая картинка это не исправит.

Чтобы как-то проиллюстрировать свои слова, покажу несколько работ, которые меня "зацепили".  Это рисунки художников-любителей, которые сами вряд ли называют себя художниками... Я взяла их из ленты нашей группы студентов в Фейсбуке.

Елена Пода

Меня не удивляет, что люди, которые только начинают рисовать, не ценят подобные творения, считая их непрофессиональными, неумелыми. Да, в них могут быть определенные "ошибки" с точки зрения академического рисунка, но, положа руку на сердце, мне это не важно!

Важно то, что они транслируют некое настроение и любование натурой и любовь. Важно то, что я не могу отвести взгляд и готова бесконечно наслаждаться той энергией, которая идет от этих рисунков!

Безусловно, мое восприятие очень субъективно. То, что нравится мне, может оставить равнодушным кого-то другого. У него будут другие кумиры, другое чувствование, другое созвучие.

Именно поэтому художнику глупо ожидать объективной оценки своего творчества. Один скажет "это шедевр!",  другой - "полная фигня!", и оба будут искренни, и оба будут по-своему правы...

Отсюда есть ПРОСТЫЕ ВЫВОДЫ.

  • Художественное образование и умение рисовать не делает вас Художником. Художником делает вас внутренний творческий огонь.
  • Тем не менее изучать язык изобразительного искусства нужно - это поможет лучше изъясняться, не быть "иностранцем", быть понятым зрителем.
  • Не стоит ждать, что ваши картины будут нравиться всем и будут адекватно оценены. Объективной оценки в искусстве не существует!
  • hand-o-right
    Процесс рисования сам по себе уже может быть весомым результатом. Если ещё и картинка задалась, то это вообще счастье!
  • hand-o-right
    Через год-два ваш "шедевр" может показаться вам полной фигней. Это хорошо. Это значит, что вы выросли.
  • hand-o-right
    Если вам не нравятся картины признанных гениев от искусства - это ничего не говорит ни о вас, ни о них.
  • hand-o-right
    Но упаси вас Бог от публичных суждений типа "Черный квадрат Малевича - это полный идиотизм, я так тоже нарисую". Это говорит о вашем невежестве и гордыне. Не зная языка искусства, не судите о нем. Это все равно что объявлять сумасшедшим иностранца, потому что он не говорит на вашем языке.
  • hand-o-right
    Верьте в себя как в Художника. Самый большой ценитель и критик своих творений - вы сами.

И в конце скажу, ходить в музеи или нет - это ваше личное дело.  Я считаю, что поход в музей не прибавляет духовности. И тем более ничего не говорит о вас как духовном или тонко чувствующем искусство человеке. Для нашей души важнее искренние переживания, а не насажденная образованность. Хочется идти на выставку - идите, не хочется - займитесь тем, что даст вам больше духовных переживаний и напитает вашу душу любовью и красотой.

Мне вообще кажется, что сейчас наступает время, когда важнее не искусство, которое есть вовне, а искусство, которое есть в нас. Творчество становится важнее, чем общепринятое Искусство. И нам важно не бояться из ранга Зрителей переходить в ранг Творцов. И не стесняться этого, а наслаждаться процессом!


Всё, что я написала выше, не претендует на истину. Это то, как вижу мир я. У вас может быть иной взгляд на вещи. И я его уважаю и принимаю.

Буду рада, если вы выскажете свою точку зрения, поделитесь своим опытом в комментариях. Вы лично получаете удовольствие от посещения выставок?

104 комментария
  • Ирина Царева
    23.09.2018 at 22:42

    Марина, очень интересная статья! Хотя я отношусь как раз к тем, кто любит ходить в музеи. Почему? Если коротко, мной движет любопытство: как видят мир разные художники, как отображают его в своих работах. Живописцы прошлого интересны ещё и как “исторический источник”. Как выглядели города ( ну вот хотя бы мой родной город в дофотографическую эпоху), какими были люди, известные и неизвестные, даже как они одевались, какими были мода, еда, словом чисто бытовые подробности. Можно пофантазировать об изображённых на портретах людях, окунуться в иную эпоху… Ну вот как-то так. Но и ваши чувства мне понятны, нисколько не отрицаю такой точки зрения. Все мы разные, и это здорово!

  • Татьяна СПб
    23.09.2018 at 22:53

    Да, получаю удовольствие, вдохновение, думы о прошлом, в настоящем и о будущем. Для меня это, скорее, некая связь времён, проводником которого являются люди, в том числе, посредством их искуса жизнью. Но, фанатеть, быть зависимой от искуса, слава богу не приходится)) А рисовать хочу, взаимодействовать со своим внутреннем. Сознание человека требует внутреннего и внешнего отклика/развития.

  • Елена
    23.09.2018 at 22:56

    Согласна полностью! То, что неоформленным пониманием сидит у меня в голове, Вам удалось четко и логично сформулировать, причем не сухо, а с чувством и сопереживанием. Очень хорошая и мудрая статья. Спасибо!

    • Надежда
      17.10.2018 at 17:37

      Совершенно согласна с Вами ,с оценкой этой статьи.Классная статья!

  • Ираида
    24.09.2018 at 00:01

    Дорогая Марина! Эта статья искренняя, но, конечно, очень субъективная. Понимание “и я так могу” – это ваше понимание. Теперь, когда я немножко начала рисовать сама акварелью (в 75, извините, лет) я стала ходить на выставки и разглядывать технику, и до слез – хочу так, но не умею. И теперь меньше трогают картины старых мастеров с их тщательной прорисовкой деталей, а вот летом в Питере на выставке акварелей Конашевича – до боли в сердце, как же хорошо.
    И работы ваших учеников, которые публикуют здесь в группе Фейсбука, многие вызывают зависть – хочу так же, но не получается.
    А когда сажусь рисовать сама, тут я с вами согласна – процесс завораживает, не оторваться, забываешь обо всем. Жаль только, что результат, за небольшим исключением, не удовлетворяет. Но есть понятие, куда стремиться и что не так

  • Asya
    24.09.2018 at 01:01

    В музеи хожу, но только на выставки или в определённые залы в музеях. Например, этим летом пошла в Пинакотеку в Мюнхене, чтобы увидеть self- portrait Durer. В 2009 году посчастливилось увидеть Chimaera of Arezzo в музее Пола Гетти. Открыла для себя акварелиста Джона Саржента на выставке в музее в Бостоне. В Вероне, вместо того, чтобы бежать к « балкончику Джульетты», провела 3,5 часа на выставке посвящённой Марии Каллас. Каждая такая «вылазка» оставляет после себя ощущение СЧАСТЬЯ и память на всю жизнь.
    Пытаюсь писать акварелью. Делаю это для души, для себя. Иногда выставляю что-то в фэйсбуке, хотя и понимаю, что работы мои не хороши, но это мои работы и я их люблю. Иногда появляется потребность поделиться с друзьями, которые могут оценить твой прогресс, маленький шаг вперёд. Учусь у Марины и нашла для себя несколько художников, живопись которых близка мне в YouTube. Собираюсь поехать в Англию в следующем году, но не для того, чтобы пойти в Британский Музей. Поеду в Корнуэл, буду бродить среди дюн и , может быть, напишу что-нибудь стоящее.
    Марина, большое спасибо за статью. Вы, как всегда, смогли в небольшой статье выразить то, что волнует многих из нас.

  • Аноним
    24.09.2018 at 07:47

    Сейчас многие музеи мира оцифровали свои запасы и можно их изучать без дорожных тягот или непомерных расходов, будь то личное время или бюджет. Я не люблю очередей к знаменитым произведениям в знаменитых местах, не люблю фанатизма тех, кто болен модной ныне болезнью “не дай Бог пропустить что то, что делают все” (FOMO fear of missing out) и только поэтому спешит отметиться, поставить галочку так сказать.
    Но примитивизм меня тоже не вдохновляет, даже наскальные рисунки доисторических людей – хотя иногда дух захватывает от мысли – да как же они это делали ещё в те времена, эта энергия и сила просто струится к нам через века…
    Согласна со многими выводами Марины о той энергии, которая перелается через картину. Много лет назад, когда пыталась для себя понять, что для меня хорошая картина, я пришла к выводу – та, в которую хочется запрыгнуть и быть там, внутри.
    Сейчас, когда я учусь писать картины сама, мне хочется знать, как именно передать свои ощущения и своё видение ландшафта или человека, любого существа или объекта, меня хоть чем то зацепившего. Когда ощущаю бессилие в техническом плане, меня охватывает гнев или даже ярость на себя – и тогда просто как воздух необходимо идти и смотреть на что то, что успокоит душу и даст силы продолжать…
    Статья очень эмоциональна в том плане, что обнажает страх или начало боязни пустоты… Внутренней опустошенности или просто сиюминутной физической усталости, неважно, просто такого состояния, когда хочется очиститься от налипшего песка или ракушек… Уйти от некоего недовольства – неважно, собой или окружающим миром…
    Очень смелая статья в плане такой открытости, не каждому дано
    Меня не музеи раздражают, а некоторые картинные галереи где выставлены работы на продажу – даже умело сделанные технически, но без души, просто как дань моменту, необходимости заработка, а уж тем более неумелые потуги выдать желаемое за действительное
    В картинах меня восхищает гармония, тогда не замечаешь как она сделана – а просто хочешь быть там, внутри, частью этого кусочка жизни…
    Мне очень нравится, что уже высказали до меня – созвучны многие мысли, эмоции и умозаключения!
    Я рада, что у меня есть возможность учиться и у Марины, и у тех, кто мне нравится в других школах – я уже зрелый человек, со своими набитыми шишками и пройденными обучающими кривыми learning curves – и мне очень нравится Маринина методичность и самоотдача, стремление научить и поддержать всех, кто выбредает из окружающего мира на её орбиту! Спасибо, Марина, творческих тебе успехов, новых открытий и спасибо тебе за терпение, новых творческих сил тебе, Мастер!

  • Аноним
    24.09.2018 at 07:49

    Ой, аноним – это я, Goulnar Bek-Mukhamed

  • Юрий
    24.09.2018 at 08:43

    Марина, замечательная статья! Очень полезная, нужная и очень вовремя. Очень поднимает самооценку и, простите за банальность, окрыляет. Это именно то, о чем думаешь, но не понимаешь как это правильно сформулировать и уложить в голове понимание как относиться к своим работам, к своему ТВОРЧЕСТВУ. Теперь я смогу свободно писать это слово, по отношению к себе, без ковычек). Очень приятно и неожиданно, что моя работа оказалась в статье.
    Большое спасибо за эту статью!

  • Елена
    24.09.2018 at 13:59

    Марина, спасибо за такую интересную статью. Она практически полностью созвучна моим внутренним ощущениям. А работы известных художников, как и работы тех, кому просто нравится рисовать, оцениваю двумя словами: цепляет, не цепляет. Самой редко хочется что-то показывать, только те работы, которые радуют. Они могут быть кривые-косые, но что-то в них такое есть, что хочется поделиться радостью.

  • Алёна
    24.09.2018 at 14:02

    Интересная статья! Тоже недавно об этом думала – для чего я рисую? Ответ простой: потому что это приносит мне счастье. И, как вы точно подметили, интересен не результат “на выходе”, а именно сам процесс создания- работая над одной картиной, над зарисовкой ,переживаешь столько разных эмоций. Может поэтому никакая критика или реплики вроде “ты не художник” не остановят меня в стремлении рисовать и дальше…
    По поводу хождения в музеи – я согласна, это отнимает много времени. Но когда мне просто интересно посмотреть работы других художников или случайно увижу в других работах что-то свое, близкое мне, смотрю подробнее в интернете, ищу, где можно посмотреть все работы этого художника. Но о менее знаменитых художниках, к сожалению мало что можно найти и не все картины выложены. Тогда выход – передачи, где из галерей со всего мира показывают картины крупным планом. И никуда ходить не нужно, и посмотреть можно в хорошем качестве)

  • Екатерина
    24.09.2018 at 15:44

    Интересно то, что похожие мысли пришли мне в голову, когда этим летом попала в один из столичных музеев. Но в то же время глядя на старинные полотна чувствуешь дух времени, истории, судеб тех, чьи портреты видишь перед собой. Марина, спасибо за ваше выражение мыслей вслух!

  • Даша
    24.09.2018 at 17:21

    Марина, Ваша статья оказалась очень созвучна моему внутреннему ощущению. Я этим летом поймала себя на мысли, что попав в Москву, меня совсем не тянет в московские картинные музеи. Мне хотелось ходить, все осматривать , впитывать дух, набираться впечатлений, и мне даже было немного стыдно, что я так и не сходила в музей. Но мне правда не хотелось! Думала, что со мной что-то не то. Оказывается я не одинока в своих мыслях)).
    Спасибо за Вашу замечательную статью!

  • Ксения
    24.09.2018 at 17:30

    Марина, подскажите, ваша фраза о техничности художников, но отсутствии внутреннего наполнения, относится к художникам-реалистам или ко всем направлениям, включая самые современные? Взять того же Ротко, Ай Вейвея или Твомбли?

  • Юлия
    24.09.2018 at 17:32

    Я хожу, потому что “я так не умею” 🙂
    И хожу именно за этим – посмотреть на то, чего не умею сама. Может быть, попытаться чему-то научиться, а чаще – считать посыл художника. Но это больше относится к классике, конечно. Хотя из современников тоже есть цепляющие, которые рисуют что-то близкое, с любовью и восторгом. И когда это видишь живьем, а не в репродукции – это восторг.
    Сейчас вот хочу на Нисского сходить. Недавно его для себя открыла, и тут вдруг ИРРИ выставку делает, такое удачное совпадение. Была у них на “Россия в пути” – полный восторг. Надеюсь, и Нисский тоже будет не хуже.

  • ТАТЬЯНА
    24.09.2018 at 17:36

    Марина, спасибо за статью. Вы упомянули духовность. Что для Вас означает слово “духовность” и “духовное искусство” ? Буду признательна за ответ.

  • Аноним
    24.09.2018 at 17:42

    Марина,спасибо за статью. Я предполагаю,что речь идет о выставках современных художников. В далекие времена я посещала Эрмитаж,Русский музей,Третьяковку. Ходила целенаправленно-могла долго сидеть около картины Крамского,,Христос в пустыне,, Открыла для себя импрессионистов,раннего Пикассо. Потрясающее впечатление от выставки Михаила Нестерова-на всю оставшуюся жизнь. Сейчас никуда не хожу,,по техническим причинам,,Живописью интересуюсь,т.к с Вашей легкой руки начала рисовать и общаться с художниками. Есть любимчики,за творчеством которых слежу,у которых даже удается поучиться. Современные выставки меня не,,цепляют,, КазимираМалевича очень ценю.

  • Татьяна Санько
    24.09.2018 at 17:44

    Процесс творчества это действительно самое важноеи для меня, от момента прихода образа в сознание до самого действа, именно момент когда вот ОНО, пришло и ломится в мир через тебя и уже не остановить и те чувства, возникающие в процессе : от “да! Вот оно, получилось!”, до “аа, какой кошмар, я бездарь”)) А посещать выставки иногда хочется, ради хоть одной картины, от которой мурашки по коже… Или посмотреть на картины тех художников, кем восхищаешься… Как то так, несколько сумбурно))
    Спасибо, Марина! За откровенность и ваши уроки! И не только живописи…

  • Ольга
    24.09.2018 at 17:50

    Марина, спасибо за статью! Она как раз и пронизана таким вдохновением и я получила от неё такое же огромное удовольствие, как и вы от работ, которые вас вдохновляют. Полностью согласна со всем, что вы написали. Уже разобрала вашу статью на цитаты 🙂

  • Татьяна
    24.09.2018 at 18:01

    Здравствуйте, Марина! Не так давно я была в музее по личным делам (у нас там был кружок рисования), в то время там проходила выставка Никаса Сафронова, но меня не пропустили, т.к. мой билет был только для музейных выставок, а здесь коммерческая. Преподаватель хотел заплатить за меня, но я отказалась, настояла и пошла в другой зал, где совсем не было народу. В том зале вывесили акварельные работы Омского художника 70-80 годов, а также его личные документы, и фильм про него гоняли беспрерывно. И вот я в ожидании преподавателя начала слоняться от картины к картине. Около часа я находилась в том зале и настолько прониклась работами этого мастера, что уходить не хотелось. Потом подошёл преподаватель и я давай ему показывать картины, он начал объяснять смысл, технику, суть, что хотел донести автор. У меня реально было столько впечатлений, сколько у преподавателя не было от выставки Никаса Сафронова.
    А вообще, я согласна с Вами, музеи меня не вдохновляют, и мне всегда было стыдно признаться в этом. Меня обычно цепляет какая-нибудь маленькая картинка, где-то в стороне, и я могу зависать у нее подолгу, все уже все обойдут, а я все оторваться не могу.

  • Татьяна
    24.09.2018 at 18:11

    Интересная точка зрения, Марина. А как же насмотренность? Думаю, что Вы просто достаточно “насмотрелись” в данному конкретному момент времени, поэтому наступила обратная реакция. И наверняка есть любимые художники, чьи выставки Вы никогда бы пропустили. Я люблю ходить в музеи и на выставки – жаль, что получается не часто. И честно говоря, мне нравится смотреть все, кроме, может быть, абстракционизма. При этом работы могут нравиться или не нравиться, но определенные размышления и эмоции они вызывают. И как Вы справедливо сказали, всегда чувствуется градус искренности автора, его восхищение образом, как и просто техничность, показушность и эпатажность, с другой стороны. Каждому- свое. Очень рада, что моя работа у Вас вызвала теплые чувства. Мне действительно хочется изобразить мир на листе таким, каким его люблю. Техники не хватает – надо работать. Меня недавно озадачили: попросили сделать выставку моих работ.. Понимаю, что слишком рано и хорошо, если наберу десяток более менее удачных, треть из них по мастер-классам. И все-таки.. если люди просят праздника, почему бы его не сделать?! Ведь выставка – это праздник. А Вы как думаете?

  • Лилия
    24.09.2018 at 18:37

    Марина! Я ещё хожу и в музеи, и на выставки, правда, не на все – выборочно, когда ожидаю от какой-то конкретной темы новизны ощущений, получения порции вдохновения. Главный же, наверное, интерес заключается в том, что мне хочется увидеть, какими средствами и приёмами разные художники выражают идею картины, ведь я ещё учусь, смотрю, читаю, подглядываю на мастер-классах, как художник держит кисть, как смешивает краски, в какой последовательности ложатся на холст или бумагу его мазки. Я, словно, губка, впитываю в себя новые знания, подсказки, ежедневно делаю открытия для себя и так постигаю азы рисования и живописи. На данном этапе мне важно видеть чужие работы, составить о них своё мнение, что-то взять на вооружение, что-то не принять – всё не может нравиться, иногда я не понимаю, почему чья-нибудь работа мне не нравится. Скорее всего, художник был на другой волне. Но есть такие картины, от которых взгляд не оторвать, я ухожу, а картина как бы продолжает стоять перед глазами. Вот это, наверное, то, что Вы называете “зацепило”. Мне очень нравится доступное моему пониманию изложение Вами материалов в статьях, благодаря информации, почерпнутой из них, я регулярно пополняю свой банк знаний по рисованию и живописи, что, несомненно, развивает моё творчество. В “Одноклассниках” у меня есть фотоальбом “Мои рисунки”. Вчера одна женщина написала мне, что у меня начинает вырисовываться свой стиль. Мне это приятно, значит, теория плюс практика дают реальный результат, а в последнее время я стала чаще рисовать, и это радует.

  • Екатерина
    24.09.2018 at 19:17

    Марина, согласна с вами, мало картин наполненных, в основном техничные левополушарные. Плюс техничных картин – это можно позаимствовать приемы, когда еще только учишься. Сам процесс рисования – это удивительное состояние. За счет рисования я смогла выйти из тяжелой болезни. Спасибо за статью!
    Пока только не понятно как самоучке показать себя зрителю? В галереи не берут картины самоучек, без художественного образования 🙂

    • Елена Орлова
      24.09.2018 at 19:59

      Екатерина!
      Как вариант Вам можно выкладывать свои работы в Инстаграм, появятся зрители, а там и предложения от онлайн-галерей могут появиться.

  • Аноним
    24.09.2018 at 19:18

    Марина, как же я с Вами согласна!! А я думала, что со мной что-то не так)) Очень неожиданно это было прочитать у Вас, но очень созвучна. Особенно не интересен чужой пересказ впечатления от походов по музеям.))))

  • Елена
    24.09.2018 at 20:03

    Марина, здравствуйте! Очень животрепещущая тема для меня затронута, поэтому не могу не ответить. Я пока хожу в музеи. ))) У меня было несколько музейных стадий: 10 лет назад мы переехали в Питер и я окунулась в музейный мир с головой. Мы были несколько раз в Эрмитаже, Русском музее, ходила на бесплатные выставки отдельных художников в художественных салонах. В общем, я была “голодная” ))) Каждый поход в музей для меня был, это как окунуться в воду – до мурашек, приятных. Наслаждалась картинами, восхищалась “Как это можно написать? Я так никогда не смогу!”. Потом как-то подуспокоилась – насытилась. )))Лет 5 назад меня потянуло рисовать, наверно скажу, что снова потянуло рисовать, потому что когда была подростком, то рисовала взахлеб – срисовывала иллюстрации из книг, с фотографий, просто так в тетрадях. Потом как-то затихло все. Сейчас осваиваю акварель. Недавно была на выставке импрессионистов в Генштабе и я снова почувствовала голод к картинам, но уже немного другой: Я всматриваюсь в детальки, пытаюсь понять, как это сделано (пусть маслом, карандашом – неважно). Это сродни медитации. Пытаюсь понять технику. За многими картинами есть история их создания и это тоже влияет на мое восприятие. Еще хожу рисовать в студию. У нас там ежемесячно проходят выставки питерских художников, в основном неформалов. У них, конечно, своеобразные картины, не всем понятные. Мне, кстати, тоже. ))) Но от некоторых захватывает дух: есть такая энергетика, которой заряжаешься и тогда хочется рисовать и рисовать. ))) Какой будет следующий этап хождения по музеям – я не знаю. Может что-нибудь открою еще для себя. )))

  • Нина
    24.09.2018 at 20:10

    Спасибо, Мариночка, за правду, за смелость. Про себя не могу сказать – люблю или не люблю. Просто практически все мировые шедевры уже настолько хорошо знакомы по репродукциям, что даже просмотр их оригиналов уже не вызывают потрясения. Иногда даже немного разочаровывают. Что касается современников, то их не часто можно увидеть в музеях. С наиболее знаменитыми опять-таки познакомит интернет. Короче, полностью согласна с Вами. Пусть меня Бог простит, но шедевры Шагала в Парижском Гранд Опера, мягко говоря, совсем не вписываются в стилистику этого сооружения. Лучше бы я их не видела. Ещё раз спасибо за статью. Творческих Вам успехов.

  • Елена Орлова
    24.09.2018 at 20:30

    Марина, спасибо за статью!
    Вы ПЕРЕСТАЛИ ходить в музеи. Значит, раньше – ходили! Это я к тому, что посещение музеев, галерей, причем обдуманное, неспешное, – обязательный момент в эстетическом воспитании, взрослении человека. Для формирования эмоционального интеллекта должен набраться какой-то объем впечатлений, который даст толчок к развитию, более полному восприятию красоты окружающего мира. Вы достигли того уровня, который позволяет, или даже определяет необходимость, ПЕРЕСТАТЬ!
    И о картинах в интернете – да, представление о картине получить можно, но почувствовать эмоциональный посыл художника – вряд ли, увы…
    На выставки живописи давно не хожу – раздражает многое; экскурсоводовское “в этой картине художник хотел показать..” – а мне главное не то, что он хотел показать, а то, что вижу и чувствую я, или рассуждения “знатоков” о достоинствах и недостатках … А уж обязательные посещения выставок картин модных художников!
    Кстати музей – не только живопись!

  • Ольга
    24.09.2018 at 22:13

    Марина, Вы отрылись для меня с новой и очень неожиданной стороны. Мысль, которую Вы озвучили в этой статье, очень смелая. И очень глубокая. Это трогает. Спасибо Вам.

  • Пожарова Елена
    24.09.2018 at 22:15

    Марина, мысленно аплодировала Вам в нескольких местах, я разделяю Вашу точку зрения.
    Ну хоть не одна я так думаю)
    Я хотела, чтобы мои картины покупались. И хочу. Но я уже сказала всем своим родным – даже если мои картины не будут продаваться, я все равно пишу и буду писать. Я их пишу не ради денюжки, а в свое удовольствие. Украшаю свой дом, каждый сезон у меня новая экспозиция на стенах, дарю родственникам, все благодарны и довольны.
    В нашем музее искусств последний раз была весной. Вообще я была там около десяти раз, с детства если считать, помню, как была очарована несколькими картинами, любовалась ими.
    Но вот уже несколько лет я туда не ходила.
    Пришла и была обескуражена. Ушел флер, пиетет перед великими шедеврами. Я смотрела и мне не нравилось. Картина там была – Венеция, между домами гондола на воде, я помню свое детское восхищение бликами на воде. А теперь я увидела грубую топорную работу (((

    Через час у меня разболелась голова. Чувства, которые не принято озвучивать : 1 – ощущение, что я на кладбище, довольно неприятное, тяжелое, затхлое,
    и 2 – я свидетель сумасшествия (зал современной живописи). В конце концов у меня закололо сердце, настолько я была обескуражена.
    Не было ни одной картины, которую я бы хотела иметь у себя дома! Ни одна картина меня не очаровала, не зацепила. Вышли на солнце и воздух, и я зареклась туда ходить.
    Марина, жму Вашу руку)

    • Елена Орлова
      25.09.2018 at 07:06

      Все так и есть! Еще пару лет назад смотрела акварели местной художницы, рисовавшей наш город, и восхищалась! И вот недавно увидела их … разочарование просто ошеломило, я не ожидала такого! После курса Марины “Город в акварели” могу сказать, что работы моих сокурсников эмоциональнее, живее, даже техничнее!
      А если попадаешь в коридор некоего учреждения, где вывешены произведения “живописи” с кривой перспективой, негамоничные по колориту, плоские какие-то, то просто скромно отводишь глаза!

  • Екатерина
    24.09.2018 at 23:40

    Марина, спасибо за статью! Я стеснялась признаться, что не люблю музеи и выставки, а оказалось я не одна такая «неправильная».

  • Елена
    25.09.2018 at 01:10

    Спасибо, Марина, за статью! Пришло понимание….))) Оказывается мне тоже не нравится ходить на выставки и в музеи… Всегда ловила себя на мысли, почему мне быстро становилось скучно и не интересно!? А сам процесс рисования завораживает, могу просто смотреть и слушать…! Люблю рисовать с детства, тогда рядом не было музеев и выставок. А сейчас все есть, но теория дается не легко. ) Про картины могу сказать… нравится-не нравится… по ощущениям, по цвету, по сюжету. Конечно приятно, когда получается, и когда близким нравится мои рисунки! ) Не всегда бывает настрой, выбираю, что проще – это карандаш. Хотя очень люблю смешивать краски и делать переходы, могу просто с удовольствием красить “забор”. Спасибо! )

  • Елена
    25.09.2018 at 02:05

    Здравствуйте, Марина! Спасибо за Ваши мысли, которые изложены в этой статье.
    Мы иногда не задумываемся о своих желаниях, а действуем, как толпа. Если все строят в очереди в музей, значит и мне туда нужно. И порой смотришь в знаменитых музеях толпы фотографируются на фото шедевров, отметился, здесь был и вот доказательство селфи с Ван Гогом. Однажды в Лувре наблюдала как седовласый мужчина, то ли папа, то ли дедушка беседовал с девочкой лет семи. Так вот это действие меня больше привлекло чем картины, которые я видела в книгах и в интернете. Прежде что-то рассказать о картине, мужчина задавал вопросы, не просто – что ты видишь, а что ты чувствуешь? Какие эмоции, холодно или тепло, глядя на картину. Почему ты так думаешь?
    И тогда у меня промелькнула мысль – вот она цель музеев – связь поколений, коммуникация.
    Мне нравится посещать выставки современных художников, потому что мы живем в одно время.
    И мне по душе смотреть размышления и воображение людей моей эпохи.
    Что касается меня, то я тоже занимаюсь творчеством. Нравится сам процесс, но не всегда нравится, что получается. Так что работаю в “стол” и не решаюсь показать другим свои картины.
    Еще раз спасибо, что дали возможность поразмышлять.

  • Александр
    25.09.2018 at 03:21

    Марина! Комментатор нехудожник. Первое, что удивило, это картины рисуются. Обычно профессионалы обижаются, когда неправильно выражаются в их доме. Например, мои знакомые мореходы всегда поправляют меня когда я говорю что они плавают, они ходят, а плавает известно что. Как я слышал, художники картины пишут, а не рисуют. Рисуют дети на заборах. Второе, поскольку я не художник, я и раньше не ходил по музеям, поэтому перестать делать то, что не делал невозможно. Но, сейчас я “завис”, как ты выражаешься, на Паоле Волковой, искусствоведе с неоднозначной реакцией, уже третий том “Мост через бездну”. Так она пишет, что стояла перед картиной четыре часа, не могла оторваться. Я хочу поехать к этой картине и посмотреть, что там она увидела. Она пишет, что увидев оригинал, никогда не спутаешь его с подделкой, такая энергетика идет от неё. А какие книжки ты бы посоветовала мне почитать?

  • Ольга Лакшинская
    25.09.2018 at 03:28

    Марина, сегодня почти нет Мастеров в живописи. На поверхности львиная часть коммерческого творчества, порой без тормозов, оно укорачивает мысли и чувство художника в этой кухне, но решает много других полезных задач для людей и это тоже необходимо, и важно теперь…люди безгранично благодарны учителю (художнику) и в этом есть много счастья. Мастер..он работает по-другому, а его работы каким то случайным образом найдут своего зрителя или никогда…по разным причинам. В музеи наверное нужно ходить, водить своих детей, смотреть, быть благодарным за историю развития искусства Мастерам и художникам от истоков до сегодня. Все мы у них учились. Я всегда бегу..а вот в музее…люблю ходить одна в такие места. Постоять, подумать… в том числе и о своём. Благодарю искусство разное… за всё.

    • Ольга Лакшинская
      25.09.2018 at 16:20

      Марина, отвечу здесь. ” почти нет Мастеров” – я так написала. А те что есть, в сети не найдёшь почти. Талантливых людей много!!!!!!)))) Критерии…? Разве нужно об этом думать и говорить? От наполнения… у всех оно разное. Критерии….Когда смотришь на работу и слышишь Великую музыку…когда проходит некоторое время, а ты помнишь….когда стоишь перед полотном или просто наброском, этюдом а чувствуешь себя маленькой точкой в огромном чувстве…..Мастер тихо переживёт критику и останется правдив самому себе…он чуткий, думающий, чувствующий человек и не “Я”кает))))))))))) Правильно?))))) Пять?))))) Марина, я не согласилась с Вами и это не страшно))) для меня Вы все равно интересный человек!) Всего Вам доброго и светлого) Статья классная..а в спорах, диалогах что то рождается…может и важное)

  • Людей тянет или не тянет в музеи только по одной причине – заполнен или ещё нет колодец их впечатлений. А колодцы Господь даёт разным людям разные и сухой профессионализм выставленной в музеях “классики” абсолютно ни при чём!

  • Анна Орлова
    25.09.2018 at 12:07

    Согласна с Вами по всем пунктам. Спасибо за статью.

  • А, Вы Матушка, еще и философ! Замечательная статья. Это как ударить обухом и увидеть ту прелесть, что появилась после того, как вся шелуха т.н искусствоведов осыпалась. А сколько мыслей выбивает ваша статья. В точности так все было и со мной. Не так давно пришел в один из уважаемых музеев и после долго грустил. Понял, что это рискованное занятие. Сейчас стараюсь посещать выставки созвучного мне. Иногда смеюсь, иногда грущу, но иногда и зависаю и это самое, самое. Нарисовываю сегодня каждый день. Могу даже пропустить чашку кофе, но порисовать, как водички испить. Проблемно то, что хотелось бы все таки, как то определиться со своей нишей, если я до такого дошел, и в какой большой картине мира она может находиться. Интересная еще фишка нарисовалась во взаимодействии со своими зрителями. У меня их немного, но благодаря ФБ (ФБ Константин Середкин) все же есть. Эта фишка в том, как распадается и объединяется твой зритель и ты сам. И еще – как правило мне очень нравится то, что большинство оставляет равнодушными. А то что очень нравится всем, то меня оно почти не цепляет и что странно, что часто такие работы я выполняю походя, перед завтраком например, я рано встаю. Это ни хорошо и ни плохо, а просто есть. Я сегодня сам чувствую и нисколько не сомневаюсь в том, что в будущем мои работы будут более органично вписываться в окружающую действительность нового мира.
    Если бы у меня было очень много денег, то я организовал бы выставку на базе своих работ. И эта выставка была бы очень и очень другая. Когда то я нечто такое сделал. Большую выставку на которой я собрал три этапа – работы перед компьютером, уже в момент, как они появились и футуристические через проведение конкурса компьютерной графики. Одну большую и серию поменьше. НИЧЕГО ПОДОБНОГО сегодня не удосужился организовать НИКТО, по меньшей мере у нас в Киеве, да и на Украине пожалуй тоже. И последнее. Выбили Вы у меня такую вот мысль – А что если бы Боженька сорганизовал бы такое действие при котором в каком то одном месте собрались бы самые лучшие картины и ничего лишнего!…. Не страшно ли было бы ходить по такой выставке?! И еще одна шальная мысль преследует меня давно – а что если есть где то такой мир в котором есть только две краски, нпр любые из радуги или только ч/б. Спасибо огромное вам за статью. Приглашаю Вас на свой ФБ Константин Середкин или на сайт http://photo.i.ua/user/515744/
    Всего Вам наилучшего и успехов в творчестве.

  • Ольга
    25.09.2018 at 13:16

    Предвзятость в любом вопросе обедняет. Ходить или не ходить невозможно любить. Нужно быть созвучным моменту. Хочется – идется. Не хочется – не идется. С любой выставки можно вынести для себя что-то. Не обязательно глазами. Какая-то работа о чем-то напомнит. Какая-то взбудоражит. Какая-то раззадорит свои собственные фантазии. Какая-то своей никчемностью даст возможность почувствовать себя выше. Любая выставка меняет человека, если у человека открыты все возможные каналы восприятия. Бывает, что не сами картины на выставке, а люди, пришедшие на нее доставляют удовольствие ими любоваться. В жизни очень мало откровенно скучных мест. И музеи к ним не относятся. В музее можно сесть посреди зала на скамейку и прожить интересные моменты, просто наблюдая вокруг. В музеи ходить нужно. Просто для того, чтобы окунаться во что-то иное. Разнообразное иное. Оно потом аукнется в собственном творчестве. И совершенно неожиданно.

  • Ольга
    25.09.2018 at 13:34

    С чем я согласна полностью, не надо делать посещение музеев целью. Я помню, как в 1999-м все пошли в Дрезденскую галерею, а я сказала: Я не хочу в галерею, я хочу на вокзал. Я хочу смотреть как приходят поезда в этот город. Тогда мне это было намного интереснее и нужнее. Не нужно обязательно бежать в музей при прибытии в культурные города мира. Нужно бежать в музей только если очень хочется.

    Многократно бывая в Мадриде, я только однажды была в Prado. Но всего три картины по настоящему меня задели. Три картины из огромного шикарного фонда. А Музей Тиссена-Борнемисы в том же Мадриде я божаю настолько, что готова ходить в него каждый раз, приезжая в город. У меня там много любимых закоулков. В первый раз посещая эти залы, я была в восторге от того, что многие картины знала по репродукциям, и узнавание их на стенах было очень радостным. Как встречи с давнишними друзьями. И искренне удивлялась тому, какие ж они маленькие в реальности. На мой взгляд, эта частная коллекция собрана с большим вкусом. Я там никогда не устаю. И нет чувства пресыщения, сколько б туда не возвращалась. И каждый раз любимые картины вижу по-новому. Ведь я тоже меняюсь за время, пока с ними расстаюсь.

  • Ольга
    25.09.2018 at 13:47

    На Ваш ответ, Марина: самая моя давнишняя “подружка” – Психея Берты Моризо. 🙂

    А еще один момент существенный. В Музей Тиссена-Борнемисы можно фотографировать, а в Prado категорически нет. Может еще и поэтому мои предпочтения таковы. Из Тиссена я могу унести все с собой. 🙂 Потому что очень люблю фотографировать фрагменты полотен. Это у меня такая игра – найди в картине несколько картин. Когда из одной картны можно сделать несколько деляя ее на фрагменты.

  • Екатерина
    25.09.2018 at 13:49

    Спасибо, статья очень созвучна тому, что я чувствовала уже давно, но думала, что просто очерствела. Теперь вижу и по отзывам, что многие переживают тоже самое. Идет какое-то возвращение к себе, как к личности, а не винтику от механизма общество. Меня это радует.
    Всегда любила Валентина Серова за внутреннее наполнение его картин, за чудо в его как-будто легкой незавершенности.Самая лучшая картина в Пенатах Репина это маленький портрет собаки кисти Серова. Репин , безусловно, большой мастер, а чуда в его картинах нет

  • Ольга
    25.09.2018 at 15:29

    Спасибо, Марина, за вашу статью. Всё что вы пишете это было и в моей голове, и душе, но услышать от другого человека, а тем более художника, это очень важно. И в моем случае очень своевременно…
    Когда-то, несколько лет назад, я очень сильно мечтала научиться рисовать и писать, брала уроки, ходила на курсы, читала книги… Меня завораживал и доставлял удовольствие сам процесс, когда забываешь про всё на свете, будто попадаешь в другое измерение:). Результаты тоже радовали, хотя (как и вы говорите здесь) через некоторое время начинала видеть в этих работах ошибки и недоделки. Нравилось смотреть как рисуют другие ученики и у них тоже чему-то учиться… В тот период музеи живописи меня тянули как магнит, некоторые картины манили к себе не один раз, у некоторых работ накатывались слезы от восторга и мыслей, что Бог – есть! Т.к. такое сотворить можно не иначе как с божьей помощью! Меня удивляла эта цепочка: восприятие мира–рука художника–холст. Как можно так точно, или наоборот, образно передать на холсте/бумаге/ окружающий мир?!…
    Но со временем, общаясь с “настоящими художниками”, и увидев “обратную сторону медали”, восторг стал затухать, превращаясь в разочарование… А именно: Слыша критику своих работ и указание на тех художников, что рисуют/пишут/ “хорошо и правильно”, у которых и надо учиться, и что всё остальное это “попса”, я поняла что мне этого никогда уже не достичь… Слышала как критикуют за глаза друг друга художники, как в каждом слове была зависть… Узнала как “рисуют” некоторые “настоящие художники”, используя эпидиаскоп или печать на холсте с последующей её раскраской (что не сделаешь для быстрых денег)… И наверно не стоит их осуждать, т.к. это их единственный “хлеб” и неизвестно что послужило причиной таких заработков. Бог с ними, как говориться… Но вот с тех пор не могу заставить себя погрузиться в творческий процесс, хотя очень этого хочется. Какой-то психологический барьер, что ли… И в музеи тоже, кстати, не тянет. Очень тоскую по себе самой, той, которая ещё не знала как “надо” писать и рисовать, вдохновлялась от запаха красок и чистого холста, любовалась и своими и чужими работами, и неважно чьей рукой они были написаны – “профессионала” или “любителя”, главное с душой.
    Еще раз говорю: спасибо, Марина за вашу статью, после прочтения которой, появляется снова вдохновение…

    • Владимир Чернецкий, Санкт-Петербург.
      26.09.2018 at 16:09

      Ваше высказывание говорт только о том, что Вы запутались и потеряли себя. И, опять таки, никакие музеи в этом не виноваты. Попробуйте туда ходить для смены обстановки, вынырните из своей реальности, которая засасывает подобно зыбучему песку и найдёте массу новых эмоций! Ищите и обрящете! И не ищите на стороне поддержки в Вашем нежелании жить разнообразно и скучно! Уверен, Вы проснётесь!…

    • Надежда
      27.09.2018 at 11:52

      Ольга, вам повезло, что вы уже взрослым человеком пришли в искусство (я правильно поняла?). И “изнанку” увидели уже будучи сформировавшейся личностью. А не повезло в том, что вы еще не сформировались как художник при встрече с негативной стороной “богемной жизни”. Но , может, стоит разобраться с целями, принять свои, а не чужие и тогда снова начать рисовать?

  • Анна
    25.09.2018 at 18:54

    Я не часто хожу в музей – иногда просто хочется посмотреть на что-нибудь новое, “сменить обстановку” так сказать. Иногда попадаются творения действительно приятные глазу… ( Так, я как-то чуть не случайно попала на выставку работ Бориса Перцева. Он – известный карикатурист, но что он еще и акварели пишет для меня оказалось сюрпризом. И приятным, потому что работы его очень понравились). Опять же интересно и на технику взглянуть – с помощью каких приемов художник изобразил то или это…

  • Лидия Мокиевская
    25.09.2018 at 20:04

    На прошлой неделе посетила три художественных выставки в Санкт-Петербурге. Бываю в Питере очень редко, поэтому хотелось хоть немного познакомиться с чем-то новым для меня. Вот и побывала в частной галерее Кустановича, на выставке работ Никаса Софронова и “зашла” в Русский музей практически “навестить Айвазовского и посидела у своей любимой картины “Волна”. “Девятый вал” увезли в Японию на выставку. Недавно в интернете познакомилась с творчеством Кустановича, очень впечатлили работы и в живую.

  • Оксана
    25.09.2018 at 22:48

    Спасибо, Марина, за вашу статью! Я еще хожу на разные выставки, но уже начинаю чувствовать то же, что и вы. Сейчас ОЧЕНЬ много художников, особенно здесь, в Америке, где я живу, теряюсь перед этим количеством работ, такое впечатление, что рисуют и пишут все и это перестает быть чем-то особенным. Прочитала у Гройса, что это эпоха не большого потребления искусства, а большого производства искусства. Но я всегда вижу картины, которые мне нравятся, хоть одну, но все же… поэтому еще хожу)) а вам спасибо за откровенность!

  • Анна
    26.09.2018 at 01:30

    Да,конечно. Нафиг смотреть картины Рафаэля, Вермеера, Гольбейна. Пустая трата времени и никакой духовности. Лучше я буду рисовать свои картины. Тоже мне, Выискался какой-то Франс Хальс. Подумаешь…

  • Ирина Стоева
    26.09.2018 at 10:51

    Мрина, спасибо за откровение!
    С недавних пор я тоже начала замечать за собой такую особенность: мне стало гораздо менее интересно посещать музеи , чем раньше. Честно говоря, признаться в этом кому-то было стыдно, а просебя я думала, что зазналась, т.к. немного научилась рисовать, и теперь сужу свысока о художниках, мол и я так могу. Не могла понять, в чем же дело! А Вы точно все уловили и объяснили. Техника для меня остается важной все еще, я всматриваюсь в мазки и штрихи, в цветовые пятна и полутона, хорошая техника меня восхищает, думаю, что это еще и потому, что я не достигла определенного уровня, когда меня это не будет удивлять. Но то, что не может не задержать взгляд, заставляет остановиться – это эмоция и смысл картины! То , что картина несет в себе, и то, как это передано – в этом единстве, мне думается, и состоит суть талантливого произведения.
    Спасибо Вам за Вашу искренность, Марина.

  • Elena
    26.09.2018 at 12:42

    А я в музеи хожу, но не для галочки (или повышения духовности), посещая какой-то город, а специально еду туда, где бывают выставки импрессионистов. Это как мы едем на море, чтобы там купаться в волнах, так и я купаюсь в этих картинах… Рисовать город не всегда возможно, под снегом и дождем не порисуешь, а в залах импрессионистов всегда солнечно и радостно.

  • Валентина
    26.09.2018 at 14:51

    Спасибо за статью и Вашу искренность, Марина!
    Sorry за моё невежество, но почему Чёрный квадрат Малевича это искусство?
    Да, я читала о этой “картине”, однако мне не понятно…

  • Наталья
    26.09.2018 at 17:45

    Такой профессионал, как Марина, может позволить себе подобный выбор – ходить или не ходить в музеи.
    Однако, тот, кто хочет понимать настоящее искусство, должен развивать свой вкус и иметь представление о высоком искусстве. Поскольку оно является эталоном хорошего вкуса и большого мастерства. Человек развивается через чувства, а настоящее искусство, а не дурной образец, воспитывает в человеке истинную духовность…
    Музеи музеям рознь. Не стоит ходить бесцельно и толпой. Я хожу смотреть творчество конкретного художника, отдельное произведение, четко понимаю цель своего посещения. Никогда не хожу с гидами, навязывающими шаблонные оценки,пытаюсь формировать свое мнение, понять свои ощущения и впечатления. Несмотря на то, что мы ищем в увиденном прежде всего созвучие в своей душе, просвещенный человек 21 века обязан различать неикусство от искусства, не путая унитаз Дюшана с фонтаном Треви…
    Большое спасибо, Марина, за важную тему!

  • Абдрашитова Галина
    26.09.2018 at 17:50

    Я тоже не могу принять Чёрный квадрат как искусство.Вот ,уж, никогда не вызывал никакого душевного трепета,только недоумение.Это как в сказке “Голый король”,когда всех хотят убедить ,что король одет. А тут всем заморочили голову,что это гениально.Чистый пиар!

    • mila
      26.02.2019 at 15:17

      Если бы Вы почитали о том как Малевич пришел к зтому произведению,почему и что ему это стоило,возможно мнение поменялось.

  • Наталья
    26.09.2018 at 18:35

    Сфера духовности включает в себя искусство, мировоззрение, нравственность и особый тип системного мышления.
    Духовное искусство – это не только религиозное искусство, это то,
    что рождает чувства духовного уровня (духа), развивает восприятие и мышление, воспитывает чувства…

  • Надежда
    27.09.2018 at 11:43

    В августе я была в Питере. И в Эрмитаже испытала чувство зря потраченного времени. Так же и в музее современного искусства Эрарта, где интересным мне показался только сам музей, его устройство, а также пара-тройка картин (на все пять этажей!). В Русском музее была только одна встреча, достойная воспоминания. И мысль “Что я здесь делаю? Ведь все уже видено-перевидено!”
    За две недели отпуска – только смотрела и ходила, ходила и смотрела. И не рисовала. Думала: вот если бы жить в Пушкине, а не приезжать на полдня, то тогда бы порисовала. А так – бегом дальше. Вы, Марина, этой статьей помогли мне, что-то внутри освободилось. Может быть, в следующий раз я иначе расставлю приоритеты.

  • Елена
    27.09.2018 at 18:16

    Марина! Неожиданная статья, я в музеи хожу и слава Богу, что они есть.)
    Более того, свои зарубежные поездки я задумывала исключительно ради музеев, помню как была на седьмом небе от счастья, что осуществилась моя поездка в Амстердам , где я побывала в музеи Ван Гога и доме Рембранта. А после посещения Лувра долго не могла заснуть на эмоциях и в Париже я бегала не по магазинам, а по именно по музеям. Свою недавнюю командировку в Москву по работе, спланировала , чтобы побывать в доме – музее Рериха и была очень расстроена, что его закрыли.
    Очень понимаю коллекционеров которые выкладывают огромные деньги за полотна и предметы искусства и не только ради прибыли , но и ради любования.
    Искусство принадлежит народу и счастье, что народ это ценит и при катаклизмах , или войнах в первую очередь спасают именно его.

  • Владимир Чернецкий, Санкт-Петербург.
    27.09.2018 at 20:45

    О, как я счастлив, что побывал сегодня на выставке у Марии Жэрве!
    Жемчужная прелесть акварелей Марии возвышает дух и будоражит чувства. И, понятное дело, видеть реальные работы собственными глазами, это неописуемое удовольствие!
    Поздравляю Марию и благодарю за впечатления!Ходите на выставки, друзья! Будоражьте свои чувства!

  • Наталья Малаева
    30.09.2018 at 20:16

    Я посещала выставки и картинные галереи в поездках по стране и за рубежом. Мне понравилось ваше мнение, Марина. Если тратить много времени на осмотр чужих работ, то когда совершенствоваться самому, когда творить? Тем более, что опыт работы и жизненный уже есть. Знаний и умений получено много, и хочется выплеснуть их на полотна. Желаю вам удачи в творчестве.

  • валентина
    02.10.2018 at 18:23

    Я полностью с Вами согласна Правильная статья и во время написанная У меня тоже появилось такое мнение. Спасибо за статью.

  • Вера
    07.10.2018 at 02:33

    Я хожу в музеи и на выставки. Каждый раз воспринимаю уже знакомые произведения по-новому.
    Мне это очень нравится, так как я учусь живописи и по мере моего продвижения в этом процессе всё меняется вокруг. Я стала смотреть на окружающий мир по другому, в том числе и на произведения искусства. Третьяковская галерея для меня дом родной. Я часто там бываю и мне никогда не скучно. Так же, как не скучно перечитывать классику и слушать музыку, которую уже не раз слышала.

  • mila
    26.02.2019 at 15:08

    Возможно! Когда нибудь!Когда я буду почивать на лаврах своей пока далекой славы! И говорить себе:”Ты достигла всего,знаешь об этом все ,работаешь во всех техниках и стилях ,хорош болтаться по музеям.Ну смысл смотреть чужое?”,тогда и откажусь ! А пока очень люблю.Не все,но многое удивляет,греет,вдохновляет.Конечно же когда чуть начинаешь рисовать становишься более избирательным и что то перестает нравиться,ну а что то как будто видишь впервые.Терпеть не могу самодеятельность и энтузиазм,ну если только как начало пути-да,а долгостояние-нет Во всем люблю мастерство и профессионализм (надеюсь разговор идет просто о собственном мнении).Странно! Почему, что бы стать музыкантом надо работать 20 лет по 5-7 часов в сутки, а” художнику” достаточно сказать “я так вижу”? А потом в комментариях где нибудь задаваться вопросом как продать картину? Кроме того я так рисовать умею и мне это не интересно.Вызывает уважение желание человека чем то заниматься,но впечатлений обычно нет.А еще слово -творчество!Сейчас прям в тренде!Вот если творишь-ты современный,а если нет,извини….Я считаю,что творчество может быть во всем,на то ты и человек,а не робот.Главное,что бы было интересно самому.А когда человек только начал творить,а уже спрашивает сколько его творение будет стоить…..Время классное, все можно!

  • Наташа
    12.04.2019 at 01:50

    Спасибо Марина за вашу статью. Мне всегда раньше было стыдно признаться, что я не люблю ходить в музеи и на выставки. Я больше люблю находиться на природе и путешествовать. Мне 54 года. Я всю жизнь верила, что я абсолютно не умею рисовать. Но теперь у меня прявилось желание попробовать.

  • Ольга
    21.04.2019 at 15:24

    Вчера вышла из Пушкинского музея в восьмом часу вечера, проведя в его стенах около четырех часов, вышла, выдохнула и вспомнила эту статью. Вспомнила после четырех часов открытий, удивлений, восхищений. И временные выставки невероятно хороши, и не пожалела ног, прошлась по уже знакомым залам. И как подарок свыше, зацепили те моменты, по которым раньше взгляд скользил. А на прошлой неделе повезло прожить “Соройя в маленьком формате”, – около двухсот малюсеньких картин, некоторые полотна не больше трех спичечных этикеток, сложенных рядом, но до чего ж полновесны в цвете, изысканны, насыщенны. Не могла напиться этой красотой, фотографировала все подряд, около двух тысяч фотографий картин и фрагментов, пусть даже из них пятьсот вычистится, но останется то, чем можно будет подпитываться ежедневно. В любую минуту, когда захочется красоты. Ходить в музеи непременно нужно. Даже если музей один в городе и висит в нем одна картина. Если ты распахнут миру, чист помыслами, богат внутренними эмоциями, музей каждый раз приоткроет тебе новую тайну. Только тебе.

  • Валерия
    11.12.2019 at 11:37

    Мне нравятся музеи. Искренне изумляюсь и восхищаюсь произведениями великих художников, смотрю приемы, беру их за пример.Да, мне нравятся импрессионисты и я не слишком (за редким исключением) люблю кубистов и постмодернистов, но это уже мои предпочтения. Все время из каждой картины, каждого урока стараюсь взять что то себе: будь то какие то приемы композиции или сочетаният цветов.
    Художник отображает красоту мир, свое виденье его. Позволяет взглянуть своими глазами на что то красивое, принести домой окошко в радость, грусть, прошлое, будущее или вообще в другую реальность. Мне нравятся Ваши работы, Марина, что кстати очень стимулировало заниматься с вами.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ