logo

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ МАРИНЫ ТРУШКИНОЙ.

Обучение рисованию онлайн. Бесплатные вводные курсы. Видео-курсы по живописи на скачивание. Арт-путешествия и пленэры.
Мы в соц.сетях
Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Ошибки начинающих художников. Как их избежать?
ошибки начинающих художников

Ошибки начинающих художников. Как их избежать?

Перевод статьи Robie Benve “13 Beginner Painting Mistakes You Want to Avoid” 

Было ли с вами такое – вы пришли на выставку и вдруг поняли, что вокруг работы одних новичков? Как их распознать? Какие ошибки начинающих художников свойственны любительской живописи?

Многие начинающие художники делают одни и те же ошибки. Их легко могут заметить как профессиональные художники, так и обычные зрители.

Ниже приведен список самых распространенных ошибок новичков. Он поможет вам их избегать, а ваши работы перестанут выглядеть посредственнымы и скучными.

ОШИБКИ НАЧИНАЮЩИХ ХУДОЖНИКОВ

Ошибка №1. Рисовать все, что видите

Не пытайтесь быть фотоаапаратом. Вы создаете картины, в них – ваше собственное видение мира, изображаемых объектов.

Вы не обязаны рисовать каждую деталь лишь потому, что она есть в реальности.

Будьте избирательными – включайте только те элементы, которые подчеркнут каждый конкретный сюжет. Фотография – ваш помощник. На ней есть все необходимые элементы, но какие из них включать – решаете только вы.

Кроме того, когда вы пытаетесь достичь фотореализма в своих работах, даже маленькие незначительные ошибки в несоблюдении размеров, углов наклона и тому подобные, будут очень заметны зрителю.

ошибки начинающих художников, Ван Гог

Vincent van Gogh – Public Domain

 

Ошибка №2. Быть заложником сюжета

Не обязательно рисовать объекты в том месте, где они находятся на самом деле. Вы можете менять их местоположение, если это усилит композицию картины. Это верно для любого жанра, в том числе и для пейзажа.

Можете совмещать элементы с разных фотографий. В этом случае важно помнить про то, где находится источник освещения.

Если вы рисуете узнаваемое место, передвигать объекты в рамках картины может быть проблематично. Вместо этого можно сдвинуть вторичные или переменные элементы или вовсе от них отказаться.  К таким элементам относятся фигуры людей, зонты, мебель, цветы и т.д.

Ваша основная задача – передать сюжет, ухватив его суть, и подобрать для этого лучшую композицию из возможных.

 

Ошибка №3. Размещать главные элементы в центре картины

Не размещайте главный элемент картины строго в центре, иначе взгляд зрителя будет прикован только к нему.

По этой причине избегайте и размещения по центру основных линий, таких как край стола, ствол дерева. Они как будто разрезают картину пополам вертикально или горизонтально.


Как найти свой стиль рисования? Практическое руководство.


Ошибка №4. Рисовать похожие или равноудаленные объекты

Есть одно простое композиционное правило – расстояние между объектами должно быть разным. Это значит, что вы должны применить разнообразие ко всем элементам картины, чтобы привлечь внимание зрителя и заставить его взгляд блуждать по ней.

Если вы работаете над пейзажем – меняйте форму и размер ваших деревьев, смешивайте разные оттенки зеленого, обратите внимание на расстояния между объектами. Избегайте однотипных рядов деревьев или кустарников одного размера.

Даже если вы рисуете такой упорядоченный, с заданной формой, объект как забор, добавьте немного разнообразия – сделайте местами шире зазоры, наклоните пару досок, а то и вовсе пропустите одну.

Ирисы, Ван Гог

Великолепная работа Винсента Ван Гога “Ирисы”. Густые мазки краски, чуть размытый фон, продуманные линии, прекрасная композиция и размещение центра картины.

 

Ошибка №5. Одинаковое количество деталей на переднем и заднем планах

Эта ошибка особенно часто встречается у тех, кто рисует не с натуры, а по фотографиям.

На фотографиях сохраняется огромное количество деталей и почти все они в фокусе. Вы можете ясно разглядеть и травинку на переднем плане, и ветку дерева вдали.

Однако наши глаза видят по-другому. Если мы сосредоточим взгляд на одной области, все остальное будет размыто.

Решите где будет центр вашей работы, нарисуйте его более подробно.

Не детализируйте все области картины одинаково. Как правило, в фоне очень мало деталей, их количество постепенно увеличивается к переднему плану и композиционному центру картины.


Как выбрать удачный фон для своей картины?


Ошибка №6. Использовать готовые зеленые оттенки

Поражает разнообразие и насыщенность зеленых оттенков, встречающихся в природе. Их невозможно подобрать, используя лишь краску из готовых заводских тюбиков и кювет, сколько бы их у вас ни было.

Основное преимущество покупки зеленых оттенков – они всегда у вас под рукой. Однако вы добьетесь куда больших успехов, смешивая готовые цвета с другими, чтобы добиться желаемых оттенков.

“Они будут продавать вам тысячи оттенков зеленого цвета. Veronese green, изумрудный, кадмий зеленый, и любой зеленый, который вы только пожелаете, но нужный – никогда.” – Пабло Пикассо

Яркие и похожие друг на друга оттенки зелени присутствуют в работах многих начинающих художников. Вы сразу заметите, что они используют готовые зеленые краски.

Чтобы избежать подобной ошибки, смешивайте свои оттенки зеленого, добавляя разные цвета. Добавив синий к зеленому, вы сделаете его холоднее. Желтый цвет сделает зеленый оттенок более теплым, а красный цвет приглушит яркую зелень.

ошибки начинающих художников

Poor Fisherman, 1896, by Paul Gauguin

Ошибка №7. Нежелание учиться смешивать собственные зеленые оттенки

Похоже на разобранную выше Ошибку №6, но речь немного о другом.

Когда вы смешиваете зеленые оттенки, то будете получать разные вариации в зависимости от используемых голубых и желтых цветов, а также их пропорций в смесях.

Но! Зеленые, полученные путем смешивания только синих и желтых оттенков, как правило, слишком яркие по сравнению с реальными цветами в пейзаже.

Каждое зеленое растение или объект имеет несколько иной оттенок – насыщеннее, теплее, холоднее или даже тускнее чем тот, что вы получили.

Некоторые оттенки, расцененные нами как зеленые, вообще оказываются синими или очень тусклыми желтыми, местами встречается и серый цвет.

Смешивая зеленые оттенки из синих и желтых, добавляйте туда оранжевые или красные, посмотрите как они приглушают зелень.

Обратите внимание на то, что зеленые оттенки в пейзаже меняются в зависимости от времени суток, цвета света и времени года. То, что утром кажется вам сине-зеленым, вечером может быть окрашено в желто-зеленый цвет. Зеленые оттенки более насыщенны весной и тусклые осенью, во время листопада они более оранжевые.


Как получить красивые оттенки зеленого цвета?


Ошибка №8. Экономный расход краски

Это трудноискоренимая привычка – использовать малое количество краски, экономить.

Ничто так не говорит о непрофессиональности художника как неуверенные, боязливые, скупые мазки.

Смешайте в два раза больше краски чем вам нужно и используйте ее. В конечном итоге у вас может остаться лишняя краска, но это не так страшно.

Будет хорошо, если вы начнете работу над картиной с тонких слоев, но по мере заверешения ваши мазки должны быть более густыми, решительными, уверенными. Оставьте их такими, не трогайте.

Не возвращайтесь назад и не пытайтесь переделать уже наложенные мазки. Придите к согласию с собой, чтобы оставить их как есть, даже если вам трудно на это решиться.

Иногда краска, нанесенная на холст, выглядит иначе чем на палитре и не соответствует вашим ожиданиям. Не исправляйте сразу же. Поработайте над другой областью и подождите. Когда вы снова вернетесь к этому участку, то уже успокоитесь и посмотрите более “свежим” взглядом. Примите решение – стоит ли повозиться с этим участком еще немного или он хорошо смотрится и так?

Ошибка №9. Рисовать то, что знаешь, а не то, что видишь

Это типичная ошибка как совсем новичков в рисовании, так и тех, кто уже занимается какое-то время.

Например, мы знаем, что дом белого цвета, и рисуем его белым.

Мы знаем, что цветок пурпурный, и рисуем его пурпурным.

Часто мы принимаем за реальный цвет объекта тот цвет, что видим когда мы смотрим на него близко и под прямым источником света.

Это же касается и форм. Мы знаем, что сосна треугольная, а тарелка круглая, и рисуем их в соответствии с заложенными общими образами, даже не пытаясь наблюдать, анализировать, сравнивать.

Прищурьте глаза и посмотрите на объект. Обратите пристальное внимание на форму, негативное пространство, структуру. Что темнее? Что легче? Задавайте себе такие и похожие вопросы.

Белый цвет в тени темнее чем черный на свету.

Мой мозг не принимает это утверждение автоматически, но если я прищурюсь и начну пристально вглядываться в объекты, то смогу удостовериться в том, что это верно.

 

Ошибка №10. Использовать неверный цвет в работе, чтобы не выбрасывать оставшуюся краску 

Краски стоят дорого. Поэтому когда на палитре скапливается большое количество неиспользованной краски, то одна мысль о том, чтобы ее выбросить вызывает боль. Мы начинаем искать варианты куда бы ее пристроить, не так ли?

Но когда мы начинаем смешивать оставшийся большой кусок смеси тускло зеленого цвета с чем-то другим, то на выходе получаем что-то не менее тусклое или даже серое.

Прекратите пытаться исправить залежавшуюся смесь. Начните сначала. Не используйте неправильный цвет в работе. Или найдите ему иное применение – в качестве “серого” или добавляя по чуть-чуть, чтобы нейтрализовать другие яркие цвета.

Используя в своей работе неподходящие цвета лишь в целях экономии, чтобы они не пропадали впустую, вы рискуете конечным результатом и впечатлением от вашей живописи.


Как смешать нужный оттенок в живописи?


Ошибка №11. Рисовать только жесткие границы

Когда я только начала рисовать, я и понятия не имела, что бывают жесткие, мягкие и даже исчезающие границы, края. Большинство границ моих объектов были жесткими. Иногда я случайно делала мягкие края там, где нужно, пытаясь повторить то, что видела в реальности. Позже я узнала, что есть несколько правил когда применять тот или иной вид краев.

Итак, что такое мягкий край? Он проявляется когда вы объединяете цвета вместе, вливая один в другой. Жесткий край проявляется когда цвета не смешиваются и это подчеркивается формой объекта.

Общая рекомендация такова – используйте жесткие края для объектов в центре картины, а мягкие – для вторичных объектов и на заднем плане.


Акварель для начинающих: прием “четкий край” ВИДЕО


 

Ошибка №12. Работать над картиной кистями неподходящих размеров

Кисти бывают разной ширины и диаметра. Кисти маленьких размеров используются только для прорисовки деталей, они понадобятся вам в самом конце работы. Не поддавайтесь желанию взяться за них слишком рано, это приведет к тому, что ваша картина будет перенасыщена деталями.

Мне нравится начинать работать с кисточками больших размеров, ими я рисую основные формы. Затем я перехожу на кисти средних размеров для более мелких объектов. В конце берусь за маленькие кисточки, заканчиваю работу над деталями картины.

Как определить размер самой большой кисти, нужной вам для работы? Это зависит от размера ващей будущей картины. Например, если я рисую на формате 15 х 15 см, то начинаю с кисти 2,5см, постепенно меняя кисточки на более мелкие.

Чем больше размер вашей заготовки, тем большего размера кисть вам нужна. Для больших полотен 76 х 102 см я использую в начале флейцевые кисти 5 или 7 см (их можно найти и в строительных магазинах). В процессе работы я заменяю их на художественные кисти более мелких размеров.

При помощи больших кисточек вы наносите сразу больше краски. Но это не единственная причина, по которой вам стоит начинать работу с них. Они  объединяют ваши мазки, позволяют им выглядеть цельно.

Когда нужно переходить на кисти более мелких размеров? Как можно позже. Работайте с большими кисточками ровно столько, сколько сможете, прежде чем заменить их.


Китайские кисти для акварели вместо традиционной белки и колонка!


Ошибка №13. Беспокоиться из-за результатов

Доверяйте своим инстинктам и верьте в себя!

Страх – одна из самых коварных опасностей, поджидающая начинающих живописцев. Ученики боятся сравнения с другими более талантливыми учениками. Начинающие художники боятся как оценят их творчество более опытные живописцы. И каждый боится критики и негативных отзывов зрителей.

Страх пораждает неуверенность в себе. Для художника подобные метания и сомнения в принятых решениях особенно опасны – они обязательно отразятся на картине.

Иногда это даже не страх, что ваша работа кому-то не понравится, а страх перед тем, что напрасно тратите дорогие художественные материалы (прочитайте еще раз ошибки №8 и №10).

Откиньте все сомнения и опасения, доверяйте своим инстинктам, верьте в себя!

Следуйте за своей творческой звездой и наслаждайтесь процессом!

Перевод с источника Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой

Напишите в комментариях, в каком из пунктов вы узнали себя? Делитесь статьей, если она стала вам полезной!


Школа Марины Трушниковой

Справиться с ошибками начинающих, обрести уверенность в своих силах и крепкую базу в азах рисунка, живописи и композиции поможет ОНЛАЙН ШКОЛА!

Добро пожаловать!


35 комментариев
  • Аноним
    29.11.2016 at 15:28

    Верные советы ! Просто в точку ! Спасибо , Марина Трушникова !
    P.S. : так интересно подмечено , какие делают ошибки начинающие художники . Разъяснение и совет толковый ! Спасибо ещё много раз !

  • Ольга
    29.11.2016 at 15:46

    Огромное СПАСИБО, Мариночка, ! В четырех ошибках узнала себя. Такая нужная и полезная статья! Обязательно поделюсь ею. Благодарю Вас!!!

  • Аноним
    29.11.2016 at 18:04

    Большое спасибо, то, что я чувствовала на интуитивном уровне, Вы четко обозначили, я в восторге…

  • Татьяна
    29.11.2016 at 19:25

    Марина, спасибо большое! Очень тонко подмечено))) а я думала такие ошибки только у меня)).

  • Людмила
    29.11.2016 at 20:12

    Спсибо,Марина,за полезную статью,всегда экономлю краски,но когда пыталась не экономить.получался перебор,сразу жестко.а потом остальное трудно вытягивать.

  • Надежда
    29.11.2016 at 20:50

    1,2,8,12.13- это про меня.. Марина , спасибо Вам за нужную информацию.

  • Анна Абаршалина
    30.11.2016 at 01:01

    Отличная статья, спасибо! Каждый совет был полезен. Абсолютно каждый!!!

  • Ирина
    30.11.2016 at 01:13

    Марина спасибо интересно. Себя проверила, да коаски жалко выбрасывать, да и хочется чтобы каждая картина была шедевром). страх ошибится)

  • ЛЮДМИЛА
    30.11.2016 at 01:18

    Добрый вечер, Мариночка! Очень актуальная статья и для меня на данном этапе творческого развития. Часто рисую сюжет с фотки, а тут решила совместить по своему с 2-х фоток и здесь в твоей статье прочитала, что это даже хорошо. Еще рисовала акварелью на А-3 и использовала для неба не тот размер кисти, как для А-4, конечно же, небо не получилось, хотя был нужный размер. Да и по всем пунктам, если пройтись, то есть такое, может не так часто, но имеет место быть. Очень благодарна за статью=полезная для меня!

  • Gila
    30.11.2016 at 10:48

    Спасибо, Марина! Очень точно подмечено. Часто допускаю ошибки-1,2, 10 и самая сильная 13-страх и сомнения, она как снежный ком накрывает меня и сковывает мои действия.

  • Ольга
    30.11.2016 at 14:25

    Марина, срасибо за статью. Полезно для самоанализа.

  • Елена
    30.11.2016 at 18:06

    Марина, спасибо за статью! пункт 13 – самое оно!))) и 1, и 2, и еще много чего, но главное – 13)))

  • Светлана
    30.11.2016 at 21:41

    Марина, спасибо! Нашла себя в первых двух пунктах. Всегда пытаюсь изобразить все, что вижу и обязательно строго по сюжету. Я это подметила и сама, увидела, как это портит мои старания и пытаюсь от этого уйти. Правда не всегда удается…

  • Наталья Малаева
    01.12.2016 at 01:18

    Марина, спасибо за статью! Очень актуально. Пункт 13 про меня, хотя по жизни я не трусиха. Боюсь начинать урок рисования от неумения, но стоит начать и страх сменяется удовольствием.

  • Олег Салмагаметов
    01.12.2016 at 05:35

    Спасибо за статью.

  • Бинака
    01.12.2016 at 08:42

    Огромнейшее спасибо!

  • Михаил
    01.12.2016 at 08:51

    В самом начале первого совета опечатка “Не пытайтесь быть фотоаапаратом” в слове фотоаппарат.

  • Лидия Павлова
    01.12.2016 at 11:50

    Не увидела опечаток. 2,8,9, 12, 13 – это моё! Но, оказывается – не только – моё. Уже легче.
    Хочется еще все вставочки посмотреть – про фон, зеленый цвет, четкий край.
    Большое спасибо. Открываешь письмо, а там столько информации – выбирай и пользуйся.

  • Наталия
    01.12.2016 at 15:58

    спасибо, очень узнаваемо)))))))

  • Марина Эскина
    01.12.2016 at 17:38

    Все правильно, спасибо, Марина! А еще иногда бывает, что думаешь, что это ошибка, а это, наоборот, художественная находка. У меня так бывала на ювелирных курсах.

  • Марина Эскина
    01.12.2016 at 17:39

    То есть, бывало.

  • Таня Шахматова
    01.12.2016 at 17:47

    Благодарю!!!!Да очень нужная статья и облегчающая творчество!!!!!!1Нашла многие мои ошибки-2.9.11.13.Именно сейчас нахожусь в раздрае,рисовать по урокам ,учиться уже не могу исама не могу.Ну и не рисую…Читая почувствовала вдохновение и как-то отпустило….Еще раз огромная благодарность!!!!!

  • Людмила Петровна.
    01.12.2016 at 22:56

    Марина,благодарю вас за статью,Ваши статьи всегда дают много знаний и обязательно информацию к размышлению.Конечно,, во многом я увидела себя,но,когда находила советы сходные моим мыслям-радовалась.Я не профессионал,я просто рисую для удовольствия,когда появляется время или очень очень большое желание.Мне уже много лет,и поэтому я,как ни кто другой,ценю это,появившееся в последние2 года окно в мир прекрасного.Благодарю вас за помощь,за возможность участвовать в творении и познавать его.И еще я радуюсь,что благодаря вам я раз за разом становлюсь критиком своих картин.Еще раз БЛАГОДАРЮ вас.Буду надеяться,что в следующем году я найду возможность тоже поучиться у вас на курсах

  • Аноним
    03.12.2016 at 19:20

    Марина, спасибо. Удивительно, как Вы все успеваете!

  • Элен
    05.12.2016 at 16:10

    Марина, спасибо Вам за такую актуальную статью. Непрофессионалу такие знания очень нужны и полезны для развития. Успехов и творческих находок.

  • Ира
    05.12.2016 at 23:54

    Очаровательно! Благодарствую, все в точку, о чем очень хотелось услышать!)))

  • Наталья
    07.12.2016 at 05:22

    Узнала себя в самом последнем пункте ошибок. Когда беру в руки фото или картинку которую хочу скопировать, думаю, ого, как сложно! Нет, тут такой сложный снег или ” нет, такой цвет у меня не за что не получится” И начинаю подыскивать в своем архиве что-то другое. А так хотелось бы именно это написать! Но страшно, что не выйдет. Спасибо за статью. Пытаешься чувствовать себя уверенней!

  • Екатерина
    07.12.2016 at 17:24

    Почти все пункты про меня. Но больше всего – последний!

  • Нина
    08.02.2017 at 23:28

    Спасибо.

  • Елена
    11.02.2017 at 16:19

    присоединяюсь к благодарностям. часть ошибок я уже осознавала (12, 13), часть уже не делала, а над некоторыми даже не задумывалась, не видела. теперь есть над чем подумать.

  • Любовь
    11.02.2017 at 23:56

    Спасибо за статью !!! Все пункты актуальны, особенно для непрофессионалов. Это, как
    таблица умножения. Себя узнаю в первом пункте. Мне хочется нарисовать все, может еще
    потому, что рисую с картинок.

  • Ирина
    18.02.2017 at 05:36

    Узнала себя во всех ошибках) часть уже стараюсь не делать. Повторение-мать учения) особенно про размыте края, детали на заднем плане. иногда , когда задумаешься, прямо беда.а главное про экономию краски… в наши дни оооочень насущно. Куда б ее пристроить? ??? Чего добру пропадать?!!! С другой стороны есть и плюс) начинаешь придумывать.. чего б ещё нарисовать в этом же цвете)))) и ведь бывает очень удачно! Да и про работу с фузой тоже можно помнить, но я как- то с этим не очень( спасибо, Марина, всегда читаю от корки до корки! Ты умница!!!

    • Марина Трушникова
      21.02.2017 at 11:17

      Спасибо, Ирина!

  • Федорина Вера
    18.05.2017 at 19:56

    Спасибо Марина! Как всегда содержательно, чётко и по существу! Узнаю себя в многих пунктах “ошибок”. Некоторые уже осознала, благодаря Вам! Боюсь размеров бумаги, чем больше лист, тем страшнее начинать! Почему? Ответа пока не нашла.

  • Татьяна
    24.05.2017 at 08:27

    Очень полезная статья! Спасибо большое! Мы все проходим разные стадии, для меня сейчас актуален пункт 9. Я всегда любила рисовать только простым карандашом, внутренне понимая, что существуют свои законы цвета. Позже я полюбила акварель и главная моя задача это научиться всматриваться в объект, находить цвета и оттенки. Для меня это, как отдельный мир, полный невообразимых открытий. Действительно, кто бы мог подумать, что белый цвет в тени может быть темнее чёрного на свету. Это непостижимо порой для мозга с его рациональным логическим мышлением. Теперь для меня вошло в привычку наблюдать за предметами где бы я ни была, делая все новые и новые открытия. Спасибо Вам, Марина!

Leave a Reply