logo

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ МАРИНЫ ТРУШКИНОЙ.

Обучение рисованию онлайн. Бесплатные вводные курсы. Видео-курсы по живописи на скачивание. Арт-путешествия и пленэры.
Мы в соц.сетях
Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Мастер-классы по рисованию  / Осенний пейзаж акварелью на пленэре. Поэтапная демонстрация
осенний пейзаж акварелью_фб

Осенний пейзаж акварелью на пленэре. Поэтапная демонстрация

Не рискну назвать свой рассказ, как я писала осенний пейзаж акварелью, мастер-классом... На мой взгляд, мастер-класс - это когда ты уже мастерски рисуешь какой-то сюжет, имеешь четкий план действий и имеешь право учить этому других.

Я же осенний лес на пленэре пишу крайне редко, хорошо если один-два этюда в год, поэтому каждый раз для меня это такой же поиск, как и для начинающего акварелиста.

Однако последний этюд получился довольно удачным, в моем Инстаграмме он имел успех, и я пообещала, что покажу этапы написания этого этюда. Выполняю обещание.

осенний пейзаж акварелью

Марина Трушникова "Осенний лес", акварель, 22х25 см

Целью этой демонстрации я считаю не только показать вам, как я рисовала осенний лес акварелью поэтапно, но и озвучить свои размышления, почему я сделала тот или иной шаг в работе.

Полагаю, понимание "ПОЧЕМУ" полезней, чем знание "как это сделал автор".

Начну с описания материалов, ибо все равно кто-нибудь спросит... 🙂

Этюд "Осенний лес". Материалы:

Я рисовала на акварельной бумаге Arshes, 100% хлопок, плотность 300 г/м, фактура Grain Fin (среднее зерно). 

Краски "Невская палитра":

  • Индийская желтая
  • Индийская золотистая
  • Венецианская красная
  • Сиреневый хинакридон
  • Синяя
  • Сепия

Кисти:

  • Крупная круглая, белка
  • Средняя круглая с тонким кончиком, синтетика
  • Кисть тонкая с удлиненным ворсом ( кисть-лайнер или кисть-игла)

Перед моими глазами была вот такая натура.

Этот сюжет с осенним лесом я считаю непростым и начинающим я бы не советовала его рисовать.

Почему?

В чем сложность рисования осеннего пейзажа с ограниченным пространством?

В нем легко запутаться:

  • здесь нет явно выраженной глубины пространства, открытых далей и ясного переднего плана;
  • освещение контровое, требует точного видения тона; 
  • нет активной доминанты, зато много деталей типа листьев и трав, перечисляя которые можно впасть в дробность и засушить акварель.


Именно поэтому я приступила к этюду с осторожностью и готовностью все испортить...

Давайте посмотрим, как же мне удалось в результате сохранить цельность восприятия картины и не засушить акварель.

КАК НАРИСОВАТЬ ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ АКВАРЕЛЬЮ ПОЭТАПНО:

Подготовка бумаги для рисования акварелью

Этот момент я считаю технологически важным.  

Опытным путем я пришла к следующему варианту подготовки бумаги на пленэре: смочить обратную сторону этюда, дождаться растяжения бумаги и прикрепить лист малярным скотчем к планшету. Сверху лист остается сухим. 

Так лист не будет идти волной, краска будет равномерно растекаться внутри слоя бумаги, не будет образовывать резкие границы.

В домашних условиях я смачиваю обе стороны бумаги, но на пленэре нет времени ждать высыхания.

Рисунок осеннего пейзажа

Выполняю легкий рисунок. В данном случае он не сложен. Важно найти линию земли и расставить основные стволы деревьев. 

Все мелкие детали я прописываю сразу кистью.

Рисунок я не фотографировала, ибо  не была уверена в результате. По после первых заливок моей голове созрел план работы, и я начала фотографировать этапы. Поэтому дальше будут фото.

Первая заливка 

  1. Начинаю писать этюд осеннего пейзажа со светлого слоя неба за деревьями.

Выполняю очень жидкую заливку с градиентом от бледно-голубого в верхней части листа к слегка теплой в районе линии горизонта.

2. Ниже идет поверхность земли. Даю растяжку от бледного раствора Венецианской красной до ее смеси с Индийской золотистой в нижней части листа.

Когда пишу землю, то оставляю просветы между горизонтальными мазками кисти, чтобы был эффект света на лежащих листьях. Это придает светоносности и воздушности.

осенний пейзаж акварелью, первая заливка

3. Сразу поверх влажной поверхности наношу пятна кроны берез цветом Индийской желтой.

Вот здесь требуется рассказать подробнее:

Как нарисовать осенние деревья с помощью набрызга

Поскольку деревья здесь находятся в контражуре, против света, то дальние листья светятся больше, они светлые, а передние - темные.

Это очень удобно, когда рисуешь осенний пейзаж акварелью, поскольку в акварели мы движемся от светлого к темному.

Поэтому я рисую крону, постепенно усиливая тон листвы. Начинаю с Индийской желтой, затем даю смесь с Индийской золотистой, а в конце самые яркие багряные листья буду писать просто Индийской золотистой.

Обожаю эту краску у "Невской палитры" - она очень сочная и позволяет давать как светлые, так и темные оттенки желтого!

осенний пейзаж акварелью , набрызг, акварель, осенний лес, осенний пейзаж акварелью поэтапно

И вот, внимание, как я рисовала крону, чтобы уйти от детализации!

Я ее брызгала!

Чтобы повторить этот фокус, возьмите крупную мягкую кисть, которая берет в себя много раствора, и встряхивая, брызгайте с нее краску на влажную поверхность этюда.

Этот способ не дает вам жестко контролировать изображение листвы, избавляет от детальности.

Краска на влажной бумаге начинает расходиться более крупными пятнами.

Второй слой набрызга у меня темнее и чуть гуще, краска расплывается меньше, пятна более проявлены:

осенний пейзаж акварелью поэтапно

Но хлопковая бумага дает о себе знать - она внутри еще влажная, и краска растекается достаточно хорошо.

Чтобы восстановить больше просветов между листьями, я примакиваю к влажному слою бумажную салфетку. Она и подсушивает, и выбирает часть слоя:

осенний пейзаж акварелью поэтапно

Когда слой чуть более подсох , я брызгаю самые яркие багряные листья Индийской золотистой. 

осенний пейзаж акварелью поэтапно

Кстати, как видно выше, пока я ждала подсыхая кроны, я написала землю с опавшими листьями.

Как нарисовать поверхность земли в осеннем пейзаже

Запомните простое правило, которое позволит вам изобразить землю именно лежащей, а не стоящей дыбом, горизонтальной поверхностью.

Земля на переднем плане должна быть темнее, чем в удалении.

Т.е. в нижней части этюда цвет земли должен быть гораздо темнее:

осенний пейзаж акварелью поэтапно, акварель, осенний лес акварелью

Для изображения земли я использовала смесь Венецианской красной и Сепии. На переднем плане доля сепии больше, чтобы цвет был темнее.

Рисуем осенний лес акварелью:

Стволы деревьев

осенний пейзаж акварелью поэтапно

Начинаю писать стволы деревьев. Вглядываясь в цвет берез, понимаю, что они в тени розовые! Вот почему нужно рисовать на пленэре - ни одно фото вам не покажет таких тонких нюансов цвета!

Поэтому за основу ствола березы я беру Венецианскую красную.

Для темных отметин и деревьев других пород использую смесь Синей с Сепией.

осенний пейзаж акварелью поэтапно

Одновременно более бледным раствором этого цвета пишу массив деревьев вдалеке, в просвете между стволами.

осенний пейзаж акварелью поэтапно

Чтобы отделить стволы деревьев от дальнего плана и показать контровой свет, я процарапываю картой светлые линии по контуру ствола слева:

осенний пейзаж акварелью поэтапно
осенний пейзаж акварелью поэтапно

В основной цвет ствола, как он слегка подсыхает, вписываю черные отметины.

Ветви деревьев

Крона высохла. Можно рисовать ветки. Для этого использую тонкую кисть с длинным ворсом, которая позволяет делать каллиграфически легкие летящие линии.

Крона деревьев. Использование набрызга

осенний пейзаж акварелью поэтапно

Еще раз возвращаюсь к набрызгу.

Концентрированным раствором Индийской желтой делаю набрызг на крону берез. Теперь пятнышки не расплываются. Поэтому брызгаю обдуманно. Для этого постукиваю крупной кистью с краской о древко другой кисти.

Добавляю набрызгал листья на кустарнике переднего плана. Использую для этого Индийскую желтую.

Заключительные этапы РИСОВАНИЯ ОСЕННЕГО ПЕЙЗАЖА:

Обобщение

В завершении работы нужно обязательно отстраниться от нее и посмотреть, нет ли дробности, что можно объединить?

В моем случае мне не нравился ритм деревьев справа. (Когда я их рисовала, ко мне подошел местный алкоголик и пытался купить этот этюд за 100 рублей. 🙂 Я разволновалась и натыкала стволов, как их видела, не задумываясь о композиции...)

Поэтому я решаю затемнить фон за стволами и тем самым объединить явные полоски стволов в более крупную массу. Так внимание зрителя будет более притянуто к левой части этюда, где явственно виден солнечный свет сквозь деревья.

осенний пейзаж акварелью поэтапно

И в завершении мы еще раз возвращаемся к детализации - ставим акценты в виде темных и светлых пятен.

Введение в этюд светлых акцентов

осенний пейзаж акварелью поэтапно

Для светлых пятен обычно используется белая гуашь. Использовать е нужно очень осторожно, малыми дозами.

Белилами я усилила свет на левой части берез.

Введение в этюд темных акцентов

осенний пейзаж акварелью

Марина Трушникова "Осенний лес", акварель, 22х25 см

Темные акценты, как и самые светлые, притягивают наше внимание. А кроме того, придают выразительности, добавляют яркости остальным цветам.

Поэтому в завершении я усилила темные тона черных веток березы и отметины на стволах.

Готово!

(Если рисование деревьев и пейзажей с ними затруднительно для вас, обратите внимание на мастер-класс ниже!)

Итак, подытожим.


Сложную задачу этюда с ограниченным пространством я решила за счет правильного распределения тона: дальние планы светлые, ближние - темные. Этому помог контровой свет.

Чтобы не уйти в дробность, большую часть работы я вела по-сырому,  использовала набрызг вместо рисования кроны мазками.

Для гармоничного восприятия пейзажа не забываем об этапе обобщения и о расстановке акцентов самым темным и самым светлым цветом.


Если вам была полезна такая демонстрация, не стесняйтесь написать комментарий. Это даст мне понимание, что я на правильном пути. 

И делитесь статьей в соцсетях! Спасибо!


Хотите научиться рисовать деревья акварелью?

Обратите внимание на этот мастер-класс!

Посмотрите видео с нарезкой кусочков мастер-класса:


80 комментариев
  • Елена
    19.10.2018 at 18:50

    Благодарю , Марина за широту Души!

  • Jelena
    19.10.2018 at 18:57

    Спасибо! Как раз раздумывала как нарисовать золотую осень и этот мастер класс пришелся ооочень кстати. Мне нравится подробные и детальные обьяснения- сразу рождается понимание как рисовать похожие обьекты!
    На выходных обязательно попробую реализовать задумки!

  • Ирина
    19.10.2018 at 18:57

    Спасибо,Марина! Очень доходчиво написали. Попробую в акриле эту красоту воплотить.
    Но с пленером уже никак. Морозы начинаются.

  • Елена
    19.10.2018 at 19:07

    Спасибо за прекрасное,как всегда, объяснение и за пятнышко юмора!!

  • Наталья К.
    19.10.2018 at 19:08

    Спасибо большое, Марина, что поделились этапами написания этого пейзажа! Полное ощущение, что была рядом и наблюдала смену и обдумывание этих этапов. Сохраню себе как подсказку и руководство к работе. Успехов!

  • Анна
    19.10.2018 at 19:09

    Марина, спасибо за такую красоту!

  • Александр
    19.10.2018 at 19:18

    Мне нравится. Эти ускоренные уроки для людей занятых, но кое-что уже умеющих.
    Удачи Вам!

  • SVETLANA
    19.10.2018 at 19:43

    Ďakujem Marína za jasný a zrozumiteľný postup maľovania jesennej prírody.
    Veľmi dobre!!!

  • Альбина
    19.10.2018 at 19:44

    Спасибо, Марина! Много ценной информации. Рисую по Вашим урокам давно, более трех лет. А открытки с розами повторяю до сих пор. Успехов Вам в Вашем творчестве и по жизни!!!

  • Нина
    19.10.2018 at 19:45

    Марина как всегда на высоте! И полезно и доходчиво, но притом академично! А сколько по времени Вы писали этот шедевр? Спасибо за ценные подсказки.
    P.S. А мужик – то сам ушел или муж помог?

  • Екатерина
    19.10.2018 at 19:59

    Очень понравилась ваша демонстрация и сама работа просто прекрасна, спасибо) Правда не поняла, какой синий вы использовали?

  • Ольга
    19.10.2018 at 20:00

    Мариночка, спасибо! Вы на верном пути. Всегда с удовольствием смотрю Ваши публикации. Успехов в творчестве и жизни.

  • Ирина
    19.10.2018 at 20:05

    Марина, спасибо большое за прекрасный мастер класс! Все очень понятно и вдохновляет самостоятельно попробовать рисовать осень

  • Надежда
    19.10.2018 at 20:09

    Спасибо, Марина! Как всегда – вовремя! Теперь пойду рисовать нашу золотую осень! А курс с деревьями оплатила и тоже буду пробовать, как снег выпадет. И за него – спасибо!

  • Юлия
    19.10.2018 at 20:13

    Марина, как всегда очень полезно. Спасибо большое!

  • Анастасия
    19.10.2018 at 21:24

    Марина, большое спасибо Вам за то, что делитесь щедрым опытом и мыслями! Очень полезный материал и душевный-душевный)

  • Татьяна
    19.10.2018 at 21:26

    Марина, большое спасибо! Замечательный мастер класс, и как нельзя кстати! У меня лежит начатая работа с парка, куда я выбралась на пленер впервые одна… Просто было столько любопытных, а я морально пока к этому не готова, да и опыта маловато. В таких ситуациях забываешь всё, что знал раньше . Рискну достать и закончить в домашней, спокойной обстановке, более осознанно.

  • Евгения
    19.10.2018 at 21:37

    Марина, спасибо за замечательный мк. Осень- мое любимое время года. На выходных обязательно пройду все ступени рисования Вашей осени.

  • Татьяна
    19.10.2018 at 22:03

    Марина, спасибо за урок! Курс “Деревья поздней осенью” купила давно. Прекрасный курс, по моему мнению, один из лучших. Юмор про алкоголика мне не понравился. Считаю недопустимым иронизировать над человеком, в какой бы ситуации он не оказался.

  • Екатерина
    19.10.2018 at 22:38

    Отличный мастер-класс, спасибо, что поделились секретом работы с влажным листом в условиях пленэра. Такие маленькие секреты мастерства самые бесценные находки для начинающих.

  • Ирина
    19.10.2018 at 23:05

    Марина, очень интересно и очень полезно. И очень кстати! Говорят, будет ещё пара дней золотой осени у нас…

  • Людмила
    19.10.2018 at 23:14

    Марина,спасибо-очень интересно. Очень люблю эффект набрызга на крону воды и краски.

  • Аноним
    19.10.2018 at 23:49

    Спасибо, очень полезный и познавательный урок. Попробую применить на практике.

  • Ираида
    20.10.2018 at 00:26

    Спасибо, Марина, за то что так щедро делитесь с нами вашими знаниями. Очень много нюансов запомнились после вашего рассказа, начиная от приготовления бумаги и кончая расстановкой акцентов.

  • Дарья
    20.10.2018 at 00:44

    Спасибо, Марина! Чудесное объяснение, особенно ценно описание этапов работы.

  • Елена
    20.10.2018 at 01:33

    Замечательный поэтапный мастер-класс! Правда, такая Осень стоит, что невозможно пройти мимо красоты!
    Спасибо, Марина , за то , что делитесь своими наработками, вдохновляете своими прекрасными акварелями!!!
    Для меня очень важным есть то, что Вы анализируете и процесс и саму работу. Учусь у Вас, спасибо!

  • ЛЮДМИЛА
    20.10.2018 at 02:11

    Благодарю за вдохновение и подробное описание ,,вашей осени,, Акварель можно всю жизнь практиковать и наслаждаться ее магическими переливами. Спасибо, что делитесь со всеми своими акварельными практиками. Творческих побед!

  • Аноним
    20.10.2018 at 03:31

    Марина, полезные советы. Методично и доступно объяснение. На днях этюды выполняла на “PALAZZO”, 200ГР., 50% ХЛОПКА. Что посоветуешь? Как увлажнять?

  • Евгения
    20.10.2018 at 04:56

    Мариночка, огромное спасибо за ваш труд. Всё так тщательно и подробно расписано. Очень понравилось. Буду пробовать.

  • Ольга
    20.10.2018 at 08:27

    Марина, огромное спасибо за позитив, солнечный настрой и щедрость в желании поделиться своими умениями мастера!

  • Ольга
    20.10.2018 at 09:29

    Огромное спасибо Вам, Марина, за щедрость творчества и мастерства, которыми Вы делитесь с нами. Редко бывает, когда художник и великолепный педагог в одном лице. СПАСИБО!!!

  • Наталья
    20.10.2018 at 11:02

    Большое спасибо за прекрасный мастер-класс. У нас , к сожалению, золотая осень уже закончилась, но была такая чудесная, что стоит её написать по Вашим следам, чтоб сохранить воспоминание о ней. Очень кстати последние дни занималась по Вашему мастер-классу “Деревья поздней осенью”. Очень информативные и полезные уроки! Ещё бы хотелось изучить серию мастер-классов “Времена года”, но почему-то их теперь нет в списке обучающих мастер-классов.

    • Марина Трушникова
      25.10.2018 at 20:06

      Наталья, эта серия идет предложением по подписке на курс “Укрощение акварели. Можете обратиться в техподдержку, чтобы вам дали прямую ссылку на заказ,

  • Раиля
    20.10.2018 at 12:55

    замечательное поэтапное объяснение подходов к рисованию пейзажа на пленэре, да и не только. Большое спасибо. Удачных Вам работ!

  • Анастасия
    20.10.2018 at 18:18

    Прекрасный мастер-класс вышел, спасибо!
    Рисовать не планирую, не тот уровень, но даже читать было интересно!

  • Наталья Бабийчук
    20.10.2018 at 18:55

    Спасибо большое! Как всегда все очень лаконично и по сути. 🙂

  • Iryna
    20.10.2018 at 19:55

    Большое спасибо!Очень просто и доходчиво!Обязательно попробую повторить!

  • Наталия
    20.10.2018 at 19:58

    Марина, благодарю.

  • Нина
    20.10.2018 at 19:59

    Добрый вечер, Марина! Спасибо Вам за урок! Отрабатываю “Деревья…” на формате 14х18, акварель “Ладога”, бумага Palazzо плотность 160г/м2., в альбоме для рисования на пружине.
    Собираю фото с осенними деревьями, сама фотографирую в копилку. Но пока рисую от простого, сложное потом. И я в который раз убедилась, что талантливый человек – щедрый.

  • Наталья
    21.10.2018 at 17:49

    Спасибо, что присылаете иногда уроки, хотя я ни на что платное не подписывалась. Всё нравится.

  • Ирина
    22.10.2018 at 11:21

    Очень интересно! Спасибо…
    И хотя моя попытка с акварелью не получалась… но с большим удовольствием смотрю Ваши уроки,когда они попадаются… Накапливаю…
    А вдруг…
    Спасибо!

  • Аноним
    22.10.2018 at 13:31

    Светлана Ракова Долгопрудный
    Спасибо за чудный мастер класс! Рисовать живое так трудно, а теперь получиться.тк маленькие нюансы решают все.Спасибо, мой прекрасный учитель Марина!

  • Валентина
    22.10.2018 at 15:38

    Марина, большое спасибо за этот осенний пейзаж! Он просто волшебный!!!

  • Эльвира
    22.10.2018 at 17:06

    Спасибо за подробный мастер-класс! У меня зачастую на пленэре лес получается невнятным частоколом. Подскажите, вы ветки рисовали прям по-сухому или смачивали немного бумагу? И как вы затемняли задний план за стволами, смачивая предварительно бОльшую площадь? У вас так все легко и незамученно, надеюсь научится такой легкости..

    • Марина Трушникова
      25.10.2018 at 20:02

      Эльвира, у меня лист долго сох, поэтому ветки и получились как бы по-сырому. Ничего дополнительно не смачивала

  • Людмила
    23.10.2018 at 12:43

    Порисовала осень,спасибо)1.По мокрому кроны у меня не получились,так как лист высох еще на этапе неба.Поэтому пришлось мазками рисовать.Что не так я делала?2.Света вышло меньше,чем у вас.Я его закрасила(или не сохранила?)…3.С процарапыванием у меня фокус не удался,поэтому деревья осветляла белой краской.4.По голубому небу светло-желтые листья приобрели зеленоватый оттенок.Итог:у вас намного красивее!

    • Марина Трушникова
      25.10.2018 at 20:04

      Людмила, здесь важно, что бумага у меня долго держала влагу. Хлопок, увлажненный сзади. плюс первая влажная заливка всего листа. У меня долго ничего не сохло, а хотелось.
      Раз первый слой листьев стал зеленым, значит, вы дали слишком голубое небо. У меня оно почти белое. вы же видите,
      Процарапывать нужно по подсыхающему, но не сухому слою.
      А почему не получилось света сказать невозможно, не видя вашу работу

  • Наталья
    23.10.2018 at 23:10

    Мне очень понравилась солнечная акварель! И попробовать хочется сразу же что-то подобное создать… Пока осень не прошла. Марина,спасибо за ваш труд и успехов!

  • Марина
    24.10.2018 at 12:35

    благодарю Вас, очень интересно и информативно

  • Екатерина
    24.10.2018 at 16:11

    Спасибо большое, Марина. Очень хорошо все рассказано и показано. Буду стараться так делать.

  • Анна
    25.10.2018 at 12:59

    Марина, огромное спасибо!
    Вы доступно разложили этапы нанесения краски, было интересно читать. В процессе чтения Вы меня вдохновили. Мои ощущения от данного материала, как будто это Вы передали мастер-класс в прямом виде-оуроке. Вы конечно мастер своего дела. Мне, действительно захотелось, тут же приступить к работе, тем более я не брала кисти в руки больше месяца. Спасибо.

  • Виктория
    30.10.2018 at 18:40

    Здравствуйте, Марина ,прекрасныая работа очень, очень!! Вы талантище!!!

  • Юлия
    04.11.2018 at 19:48

    Здравствуйте, Марина! А что такое контровой свет?

  • Юлия
    04.11.2018 at 20:02

    Марина,не успела приобрести ваш видео урок Деревья поздней осени на 1870р. Сейчас стоит 2250р. Не снизите ли? Буду благодарна

  • ДОБРОВОЛЬСКАЯ СВЕТЛАНА
    21.11.2018 at 00:48

    СПАСИБО МАРИНА! ВАША ИНФОРМАЦИЯ ОЧЕНЬ СВОЕВРЕМЕННА! ОЧЕНЬ РАДА СНОВА ВИДЕТЬ ВАШИ УРОКИ, ПО ВОЗМОЖНОСТИ!! СКУЧАЛА БЕЗ ВАС!

  • Аноним
    21.11.2018 at 11:14

    Спасибо, Марина, очень интересно, доступно и итог замечательная работа! Очень полезная, ценная у вас всегда информация!

  • Нина
    03.12.2018 at 00:55

    Марина, благодарю за прекрасный урок, надеюсь в скором времени подключиться к платным урокам.

Написать комментарий