Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Мастера акварели. Сравниваем техники Е.Базановой и С.Курбатова.
мастер-классы Елены Базановой и Сергея Курбатова

Мастера акварели. Сравниваем техники Е.Базановой и С.Курбатова.

“А вам то это зачем?” – удивилась одна из участниц мастер-класса Сергея Курбатова, увидев меня на нем. “Учиться!” Немой вопрос в глазах… Мол, зачем художнику учиться у мастера акварели?

Художник учится всю жизнь. У природы, у коллег и даже у учеников.
А уж если есть возможность перенять что-то у мастера, которым восхищаешься, так это вообще большая удача…


Из личного опыта: Обучение акварели за рубежом


Мне повезло. Собравшись в Москву на мастер-класс одного художника, я попала еще на один – к Елене Базановой. Собственную удачу я в полной мере оценила в процессе…

Если вам интересно узнать секреты техники двух мастеров акварели,
Елены Базановой (Санкт-Петербург) и Сергея Курбатова (Новосибирск), читайте дальше.

 Мастера акварели: опыт Елены Базановой и Сергея Курбатова

Мастер-класс Сергея Курбатова

Мастер-класс Сергея Курбатова

Оба этих художника, на мой взгляд, очень романтичные натуры. Их взгляд на мир такой открытый, поэтичный, в самых простых вещах и сюжетах они находят что-то для любования.


Читать в контексте: Пленэр с Сергеем Курбатовым


Смотришь, и в тебе просыпаются какие-то воспоминания, оживают чувства, хочется созерцать и любоваться вместе с ними…

С.Курбатов "Ода сохнущему белью"

С.Курбатов “Ода сохнущему белью”

Е.Базанова. "Натюрморт с жуком"

Е.Базанова. “Натюрморт с жуком”

И вот на этом сходство художников заканчивается, начинаются противоположности. Техник, подходов, отношения к краскам.

Мне подумалось, что людям без большого опыта, приходящим на мастер-классы разных художников, должно быть очень сложно.


Читать в контексте: Как правильно учиться на мастер-классах художников?


Выслушивая разные версии, что можно, что нельзя, им в пору сойти с ума. Можно либо примкнуть к вере одного художника и осуждать действия остальных, либо как-то принять, что правы все.

Действительно, правы. Что хорошо для одного художника, может быть губительным для другого. Поэтому я бы порекомендовала выслушать разные стороны и найти то, что работает для вас.

Как найти, спросите вы? Тестировать!

Выкрасы краски "Невской палитры" на разных сортах бумаги от Елены Базановой

Выкрасы краски “Невской палитры” на разных сортах бумаги от Елены Базановой

Тестирование, исследование, эксперимент – похоже, любимое занятие Елены Базановой.

Она провела большую работу, исследуя поведение разных пигментов в акварели. Нашла обоснование тем или иным “нельзя”. Нельзя черный? Почему? Нельзя смешивать больше трех цветов? Почему?

“У акварели есть два врага: страх и стереотипы.” Елена Базанова

Первые три часа мастер-класса Елены были лекцией по поводу поведения красочных пигментов в акварели. Некоторые из стереотипов Елена и постаралась разрушить своим изысканием.

Она объяснила на примере, какие краски дают грязь, какие пигменты слишком тяжелы и непрозрачны, что происходит при хранении акварели, действительно ли ей вреден свет.

Лекция Елены Базановой

Лекция Елены Базановой

Педантичность Елены Базановой объясняется просто – в ее технике работы поведение пигментов краски имеет очень важное значение.

В этом я с удивлением убедилась, когда написала по ее технологии яблоки, а после высыхания увидела, что некий “невкусный” непрозрачный слой как-будто так и осел на поверхности бумаги, уничтожая акварельность. Пиши я все это теми же красками в своей манере, такого эффекта не было бы.


Тестирование акварели: Какие краски оставить в своей палитре?


Мои яблоки на мастер-класса Е.Базановой

Мои яблоки на мастер-класса Е.Базановой

Например, Елена наглядно показала, что самая “неакварельная” краска в акварели – окись хрома.

А вот у Сергея Курбатова эта краска – одна из любимых. Он очень активно использует ее в написании зелени. И это, нужно признать, его живопись совсем не портит.

_5

С. Курбатов “На работу”

Какие еще “табу” есть у обоих, какие предпочтения?

Елена пишет очень тонкие по цвету натюрморты. Причем огромные по размеру, 60х80, а то и больше. Чтобы покрыть такие пространства красивой заливкой, нужно сохранять ровность бумаги и влажность.

Отсюда сформировался ее метод рисования – бумага смачивается снизу и оставляется сухой сверху. Бумага хлопковая, лежит поверх мокрой марли, что позволяет долго сохранять ее влажность и натянутость на планшете.

В результате, когда для заливки поверхность увлажняется еще и сверху, она не деформируется. Нет “волны”, бугров, краска растекается легко и ровно.

способ укладки акварельной бумаги на марлю

Способ укладки акварельного листа на марлю и оргстекло

Акварель Е. Базановой

Акварель Е. Базановой

Курбатов этот способ не использует. Его работы тоже построены на крупных пятнах заливок, но он увлажняет бумагу только сверху. большой практический опыт позволяет ему с легкостью сделать красивые перетекания краски.

С. Курбатов "Удачный кадр"

С. Курбатов “Удачный кадр”

Вот здесь я испытала заметную сложность, пытаясь повторить за Сергеем трюк с заливкой.

Если воды мало – ничего не получится. Опыта больших форматов у меня нет, мой максимум – А3, потребности тренировать такие большие площади заливок не было.

И в результате было сложно сохранять нужную влажность бумаги. Ох, как бы здесь пригодился трюк Елены!

Но… Сергей ведь пишет на пленэре. Пейзажи, а не натюрморты. О какой марле речь? Успеть бы за ускользающей натурой!

Черный цвет. Сергей не использует. Заменяет серой пейной или индиго. Индиго обожает (и я его понимаю). Елена черный использует. Но не нейтрально-черный из коробки. Рекомендует серую пейну, воронежскую черную, а больше всего – Lamp Black фирмы Daler-Rowney.


Больше полезной информации: Как смешать черный цвет?


Белила. Сергей, как и я, использует малую толику гуашевых белил для бликов и тонких белых элементов, типа мачт на яхтах. Еще иногда смешивает белила с другими цветами, чтобы написать яркие элементы поверх темных. Например, голубую надпись на черной вывеске.

Елена использует белила из акварельного набора. Тоже дозированно, но вполне может, например, написать ими часть лепестка розового тюльпана. Говорит, что это придает цвету необыкновенную нежность и цветность.

Коричневый. Базанова крайне не рекомендует делать замесы с коричневыми, потому что это дает грязь. Курбатов коричневый очень любит. Часто пишет зелень, смешивая окись хрома, индиго и коричневый.

Кисти. Оба предпочитают работать беличьими кистями. Из особенных: у Елены есть обрезанные щетинные кисти для размывок, Сергей любит кисти с тонким кончиком или линеарные – его работы отличает динамичная свободная линия.


Больше полезной информации: Китайские кисти для акварели вместо традиционных белки и колонка


Палитра. Оба смешивали краску на крышке он большого набора питерских красок.

Я в шоке. Мне палитры а3 формата не хватает для замесов. Впрочем, здесь сразу понятно, что оба художника используют ограниченную цветовую гамму, без многообразия оттенков.

(До сих пор не понимаю, как Елене Базановой удалось написать лимон двумя оттенками… Даже без рефлекса. А он суперреалистичный!)

Это еще раз дает понять, что  живопись – это условность. А акварель – условность живописи.

Акварель Е.Базановой с мастер-класса

Акварель Е.Базановой с мастер-класса

Принцип работы. Базанова обычно работает “от куска”. Начинает с того, что требует быстрого завершения (увядающие листья или цветы, например). Если такого объекта нет, то с фона.

Курбатов ведет работу от общего к частному, от светлого к темному, но признается : “а вообще я всегда разный, текучий как и акварель. Могу и иначе начать…”

“Акварель действует сама. Я ей доверяю.” Сергей Курбатов

Это высказывание  можно считать призывом для всех, кто пытается покорить этот непростой материал.

Пожалуй, на этой оптимистичной ноте я завершу свой рассказ…

Конечно, было еще много интересного у каждого мастера акварели. И каждый участник их мастер-классов, думаю, сделал свои наблюдения и выводы.

А я очень рада, что побывав одновременно у двух мастеров, смогла посмотреть на акварель с двух, местами противоположных, точек зрения. Было полезно.

Мои работы с МК С. Курбатова

Мои работы с МК С. Курбатова

Теперь можно сделать шаг в сторону больших выставочных форматов… 🙂 Чего и вам, дорогие читатели, желаю!


Прочитать об акварельных техниках других художников, подсмотренных мною на их мастер-классах:


Если материал был вам полезен, сделайте репост в соцсетях!

 

73 комментария
  • Маруся
    01.12.2014 at 15:48

    Мариночка, какой замечательный обзор! Здорово, что ты посетила МК таких мэтров акварели. С Курбатовым познакомилась сейчас, а вот за мастерством Базановой Елены уже давно слежу и восхищаюсь. Не знаю, наверное это недосягаемо. Но теперь, переняв у них нюансы работы, думаю и нам что то перепадет от тебя)

  • Нина
    01.12.2014 at 15:48

    Марина, большое спасибо за рассказ!!! По-хорошему завидую 🙂

  • Раиса
    01.12.2014 at 15:55

    Марина! Огромное спасибо за сравнительный анализ трех художников. Мне это было очень интересно.

  • Любовь
    01.12.2014 at 15:58

    Потрясающая статья, спасибо!Жаль, что короткая. Обязательно еще почитаю и подумаю.

  • Марина Маркова
    01.12.2014 at 15:59

    Марина, спасибо огромное за эти замечательные аналитические и практические статьи! Я так мечтала побывать на МК у Елены Базановой! Но опять не получилось! Зато, благодаря твоей статье, словно побывала там, да еще и к другому Мастеру заглянула! Очень ценные наблюдения получили мы! Спасибо большое за знания! С удовольствием читаю и жду каждый выпуск журнала! А также спасибо за возможность приобретения твоих курсов со скидкой!

  • Ирина
    01.12.2014 at 16:04

    Ух,сколько вкусностей,полезностей,нюансов в копилку мастерства! Как систематизировала все свои впечатления,здОрово! Мариночка, спасибо!

  • Olia
    01.12.2014 at 16:05

    Спасибо Марина, очень интересный рассказ. И я нашла в нём интересные для себя моменты. Окись хрома, действительно, может быть великолепна в умелых руках и черный не портит картины, если тонко с ним обращаться.

  • Ольга
    01.12.2014 at 16:17

    Марина,с удовольствием посмотрела и почитала о Ваших впечатлениях о Мастер классах.Я за творчеством Елены Базановой слежу давно.Ее работы очень индивидуальны.И просто завораживают.Наверное так и должно быть,каждый художник интересен по своему.Однажды на выставке услышала отзыв проф.художника-живописца,что работы Елены слишком “Вылизаны”.А мне именно это и нравиться.Как у художников,так и тех кто их творчеством наслаждается (или нет) есть свой взгляд на живопись.Я не права?Я например с замираним дыхания смотрела вот этот Мастер класс Елены. https://www.youtube.com/watch?v=9qSySPIAQGo ,
    И еще Марина,очень приятно получать от Вас письма, с ценной информацией.Удачи и огромное спасибо.

    • admin
      01.12.2014 at 16:24

      Мне очень нравятся работы Елены. И вылизанными я их не считаю. Продуманные, тщательные – да, но легкие, незамученные. И как я сказала, очень поэтичные.

    • Анна
      01.12.2014 at 17:30

      Спасибо за МК Е.Базановой!

  • Надежда
    01.12.2014 at 16:26

    Марина, большое спасибо за статью!!!
    С превеликим удовольствием погрузилась в волшебный мир акварели!
    Твой рассказ ещё раз говорит о том что как и люди, акварель совершенно разная.
    И надо только пробовать и учиться и получать удовольствие от того, что делаешь!
    Ещё раз большое спасибо!!!

  • Анастасия
    01.12.2014 at 16:43

    Спасибо большое за столь подробное и интересное сравнение работ двух мастеров. Из всего выше изложенного понимаю, что нужно искать свой стиль, поскольку законов в акварели, получается нет. И главное избавиться от страхов и стереотипов. 🙂

    • admin
      01.12.2014 at 17:05

      точно-точно… 🙂

  • Екатерина
    01.12.2014 at 16:59

    “Ода сохнущему белью” меня очаровала, поэтично об обыденном и вспомнилось детство, когда я развешивала сушиться полотенца во дворе. Даже дом чем-то похож… А узнать подход и приемы таких виртуозных художников безусловно интересно. Марина как всегда нас радует увлекательными статьями. Спасибо!

    • admin
      01.12.2014 at 17:04

      Именно эта работа получила 2 место на международном Биеннале по акварели. Поэтому не только вам “белье” близко. И иностранцам тоже! 🙂

  • Ирина
    01.12.2014 at 17:29

    Марина! Огромное спасибо за такой обстоятельный, аналитический обзор! Обожаю акварель, но пока для меня это из сферы фантастики:)

  • Светлана
    01.12.2014 at 17:41

    Марина!!! ОГРОМНОЕ спасибо за этот материал. очень люблю акварель и именно благодаря тебе, несколько лет назад купила твой первый учебный диск!
    Очень интересно и спасибо за возможность учиться!
    С творчеством Елены Базановой знакома, а вот о Курбатове не слышала. Спасибо!

  • Светлана
    01.12.2014 at 17:53

    Марина, а я сразу узнаю твой почерк, еще только увидев работу и не прочитав кто автор, сразу подумала что твоя. А на МК были продвинутые акварелисты или были такие кто стал писать акварелью недавно?

    • admin
      01.12.2014 at 18:03

      И на том, и на другом были те, кто только совсем недавно взял в руки акварель.

  • Светлана
    01.12.2014 at 17:55

    Марина, большое спасибо за статью! За возможность хоть одним глазком побывать на мастер-классах состоявшихся акварелистов. Как раз сегодня получила книги по почте Константина Стерхова “Мастера Акварели”, читаю, не могу оторваться, а тут еще твоя статья в продолжение. Какая же акварель может быть разная, но всегда в руках мастеров потрясающе красива!

  • Марина
    01.12.2014 at 17:59

    Марина, спасибо за интересную статью. Я полностью согласна с тем, что нужно интересоваться работой других художников. Творческий процесс может быть и поучительным, и познавательным, и конечно же останется в нашей памяти…Сколько интересных техник и приемов. Можно будет потом подумать, попробовать, пофантазировать и в итоге сотворить свое. Надо общаться, делиться, мечтать и творить!

  • Татьяна
    01.12.2014 at 18:20

    Очень, очень, очень интересная статья Марина!!! Спасибо огромное!!!Акварели Елены Базановой очень нравятся, а вот про Сергея Курбатова только узнала.

  • Ирина
    01.12.2014 at 18:25

    Марина, большое спасибо за статью! Как всегда, все очень лаконично и познавательно! Прекрасные работы, каждая хороша и своеобразна! Не перестаешь удивляться возможностям акварели в умелых руках мастеров! Всем дальнейших творческих успехов и неиссякаемого вдохновения!!!)))

  • Маша
    01.12.2014 at 18:40

    Прочла на одном дыхании!… Спасибо, Марина, что поделилась своими профессиональными впечатлениями! Мне лично эта статья дала возможность увидеть ее величество Акварель в новом для меня ракурсе. Спасибо!

  • Надежда
    01.12.2014 at 18:47

    Марина , большое спасибо за “секретный” материал.” Очень интересно !Это подтверждение акварели, как очень серьезного и многопланового в исполнении материала, и дополнительное желание все попробовать!

  • Галина
    01.12.2014 at 18:55

    Здравствуйте,Марина! Спасибо большое за все: за эту статью, за Ваши диски, за МК на фестивале! Благодаря Вам у меня проснулся огромнейший интерес к акварели!…

  • Галина
    01.12.2014 at 18:59

    Марина, я с Новосибирска и,к своему стыду,ничего не знаю о Курбатове…Вы не могли бы дать телефон или какие-то координаты, чтоб можно было бы попасть на его мастер-классы?

  • Светлана
    01.12.2014 at 19:15

    Добрый день, Марина. Я по-прежнему покорена Вашей искренностью, готовностью делиться опытом, Вы педагог с большой буквы. Спасибо Вам большое, всегда из ваших уроков, мастер-классов узнаю много интересного, полезного, удивительного.
    Преданная Вам ученица, Светлана

  • Рита
    01.12.2014 at 20:21

    Марина спасибо большое за то, что поделились своими впечатлениями и анализом! Ваши работы на мастер-классе мне очень понравились. Чувствуется рука профессионала!
    Елена Базанова меня тоже очаровала своими работами. А Сергея Курбатова узнала впервые и мне его работы очень понравились. .
    И ещё я поняла, что у каждого художника свой опыт, свои предпочтения и только благодаря труду и любви к своим занятиям достигают таких необыкновенных результатов.
    Мне нравится получать от Вас,Марина, статьи!

  • Тамара
    01.12.2014 at 20:41

    Добрый день! Спасибо за статью, интересно. Прочитав, вспомнила эпизод. Я бывала на мастер-классах Константина Стерхова (он даёт иногда благотворительные уроки) и сейчас вспомнила заданный ему вопрос. “Как же Вы пишите, смотрю на Ваши кюветы с красками они такие все грязные и цвет не разберёшь?” На что он ответил – это мне не мешает, а затем провёл кистью по всем краскам и продолжал писать, ни на секунду не задумавшись. И ведь прекрасно всё получилось, Картины Е.Базановой видела на выставке, до этого только в интернете, и была поражена форматом. Люблю акварель! Вам , Марина, удачи в творчестве и в жизни.

  • Ольга
    01.12.2014 at 20:47

    Марина! Вы просто класс!!!!! Очень много полезной информации! Я впервые познакомилась с Сергеем Курьатовым, а с работами Елены знакома. Как здорово, что есть такие неугомонные, как вы! Спасибо!

  • татьяна
    01.12.2014 at 20:51

    Большое спасибо за то, что Вы делитесь своими впечатлениями и знаниями.

  • Наташа анаковская
    01.12.2014 at 20:53

    Дорогая Марина! Спасибо огромное за такое подробное обозрение мк замечательных художников.! К сожалению, к Сергею Курбатову не попала- опоздала. К Елене Базановой даже не пыталась – слишком “высокая планка”. А благодаря Вам, Марина, очень подробно узнала о самом интересное, происшедшем на обоих мастер-классах.Вы настоящий педагог и рады поделиться интереснейшей информацией со своими учениками! Разжевать и положить в клювик!!!! Спасибо !!!!

  • Елена
    01.12.2014 at 20:55

    Спасибо большое!очень интересно!а где бы заранее узнать о грядущих мастер-классах таких мастеров? я бы с удовольствием поучилась .Пожалуйста,сообщите в другой раз.

  • Марина
    01.12.2014 at 20:58

    Огромная благодарность Вам, Марина, за эту информацию! Сами неустанно совершенствуетесь и нас за собой ведете! Спасибо!

  • Анна
    01.12.2014 at 21:07

    Марина, большое спасибо за краткий, но в то же время емкий и точный анализ методик работы художников. С методикой работы Елены Базановой я позникомилась благодаря ролику, демонстрировавшемуся на выставке акварелистов в московской галлерее “На Каширке”. Из Вашего рассказа и иллюстраций сразу поняла, о ком идет речь. Было интересно прочитать о Сергее Курбатове, сравнить их подходы и вспомнить все то, что слышала об акварели из уст других мастеров. Питерский акварелист Константи Стерхов тоже не особо “жалует ” марс коричневый, говорит, что этот цвет выглядит скучно, советует использовать его только в замесах, но не в чистом виде. Также пишет на “сжатой палитре”.
    Было интересно узнать, что Елена Базанова рекомендует черную из совсем другой линии. В связи с этим – вопрос: можно ли использовать в одной работе и в одном замесе акварельные краски от разных производителей?
    С уважением, Анна

    • admin
      01.12.2014 at 23:19

      Да, Анна, я думаю, что можно. Есть определенная стандартизация. Хотя, как доказывает опыт Базановой, все требует тестирования. Поскольку и у одного производителя пигменты при смешении ведут себя плохо, то что уж говорить про разных.

  • Вера Михайловна
    01.12.2014 at 21:34

    Марина спасибо Вам большое.Я в субботу была на выставке Базановой в Питере. Впервые видела её акварели живьём,а так все в интернете. Мастер,я просто очарована.Только не знала, что она использует белила.

  • Светлана
    01.12.2014 at 21:44

    Марина, спасибо большое за статью. Интересно и обстоятельно, как и все, что вы пишите ( вспомнился ваш Испанский дневник- как будто сама там побывала). Мне давно нравятся работы Елены Базановой, они кажутся мне академически четкими и одновременно легкими, воздушными, акварельными. Работы Сергея Курбатова я посмотрела , прочитав вашу статью. Мне нравится творчество питерских акварелистов, в том числе К. Стерхова и К. Куземы- каждый из них имеет свой стиль. Учась у других, человек только оттачивает и совершенствует свой талант. То, что вы так легко об этом пишите, только делает вам честь. Всего вам доброго!

  • Наталья
    01.12.2014 at 22:50

    Марина, ваши обзоры и статьи все просто замечательные и очень познавательные! Я сама из Новосибирска, лично знакома с Сергеем Курбатовым, не раз была на его мастер-классах! Он действительно очень светлый и поэтичный человек! После общения с ним остается ощущение, что “ангел тебя поцеловал в макушку”. Действительно его акварель работает как буд-то сама, смотришь за работой мастера и у тебя спорится!)))) Елена Базанова, мне вообще кажется, пишет за гранью возможного, невероятные работы, не давно я только узнала о ней, смотрю ее работы и не верю ,что так можно писать!
    Спасибо Вам большое, уважаемые художники, что вы дарите свое тепло и талант огромному количеству людей и вдохновляете нас на новые достижения!

  • Ольга
    02.12.2014 at 00:49

    Большое спасибо, Марина, за эту статью! Это стоит иного учебника! Смотрю на работы-неужели так возможно!? Спасибо за вашу щедрость! Таких людей, как Вы, не так много в нашей сложной жизни. Успехов Вам! Училась у Вас три месяца, а в мае сломала руку сложно. Как только восстановлюсь, обязательно буду учиться у Вас, это просто наслаждение.

  • Galina
    02.12.2014 at 06:25

    Марина, огромное спасибо за статью! Вы очень тонко и деликатно показываете и объясняете нюансы в работах Мастеров, которые уловить может только Мастер. Это очень ценно для нас, кто только начинает приобщаться к этому удивительному искусству . Успехов Вам!

  • Ольга
    02.12.2014 at 11:47

    Марина, огромное спасибо за такой чудесный рассказ. Каждый раз читая статью про акварель все больше и больше в неё влюбляюсь…

  • Ольга
    02.12.2014 at 14:42

    Очень интересная и нужная статья, спасибо! Меня действительно мучают те самые чувства, сказанные Еленой Базановой о страхе и стереотипах. А акварель такая притягательная, волшебная…. Буду продолжать искать к ней подход.

  • Галина Кузьмина
    02.12.2014 at 17:23

    Большое спасибо за эту статью, Марина! И особенно – за фотоиллюстрации к тексту. Как будто сама там побывала и поучилась!

  • Вера Михайловна
    02.12.2014 at 18:16

    Марина я хочу поделиться интересным использованием охры красной и ультрамарина на открытом мастер- классе Вероники Калачёвой.Фешн- иллюстрации и хочу спросить, какие цвета берёт для смешивания Базанова, чтоб получить в заливке такой интенсивный тёмно- синий цвет?У меня получается зернистость. Спасибо.

    • admin
      03.12.2014 at 12:40

      Зернистость, выпадение пигмента, дает именно ультрамарин. Базанова использует индиго и кобальт синий. Ультрамарин она тоже использует, но, полагаю, не в заливках.

  • Ирина Петрова
    02.12.2014 at 19:15

    Марина, спасибо за разбор. Я под таким углом картины на выставках не рассматриваю. Просто с чувственной т.з.
    А твой разбор очень интересен. Спасибо, это очень интересно!

  • Светлана
    02.12.2014 at 20:40

    Марина, спасибо за анализ, Вы мне, дуре начинающей, так здорово все расставили по-полочкам, столько вопросов разом разрешили!!! я преклоняюсь перед Е, Базановой и перед Вами

    • admin
      03.12.2014 at 12:41

      ой, как неправильно называть себя “дурой начинающей”! 🙂 все мы в начале обучения как котятки слепые. Но явно не дураки, раз учимся!

  • яковенко ирина
    02.12.2014 at 21:07

    Очень познавательно. Восхитительные работы. Вы как всегда очень щедры!

  • Ольга Новиченко
    02.12.2014 at 22:49

    Дорогая Мариночка,пишу, чтоб сердечно поблагодарить и сказать как я Вас люблю!!! За Вашу щедрость, готовность бескорыстно делиться ,позитив ко всем и ко всему, за Ваш замечательный талант художника и педагога, за Вашу интеллигентность, наконец! Знаете, у меня тоже палитра это пластик А-3 по размеру, забавно,но меня радует,что хоть в этой мелочи мы похожи!

    • admin
      03.12.2014 at 12:42

      Благодарю, Олечка! 🙂

  • Галина
    03.12.2014 at 09:29

    Здравствуйте, Марина! Благодарю за невероятно интересный рассказ. Я, когда первый раз прочитала вашу статью “Художника обидеть всякий может” (могу ошибиться в названии), сразу отметила ваш недюженный литературный талант. Но, помимо таланта художника, вы ещё и педагог прекрасный. Спасибо за уроки! А картинами Елены Базановой и Сергея Курбатова я давно любуюсь. Спасибо за ссылки на МК.

    • admin
      03.12.2014 at 12:42

      Галина, мне очень приятна такая оценка моих способностей. 🙂

  • Тельнова Анджелла
    03.12.2014 at 16:29

    Марина! Большое спасибо за интересный рассказ-анализ с мастер-класса. Ты помогла мне еще раз убедиться, что не надо упираться ни в какие догмы, верить безоговорочно в чьи-то запреты. Вот два
    замечательных акварелиста, а приемы разные! Например, у них противоположное отношение к черной и белой акварели. Очень понравилось выражение: “Живопись – условность, а акварель – условность в живописи”
    Откликаюсь на просьбу рассказать о своих, местных художниках.. Три года назад была на мастер-классе волгоградской художницы Ирины Чумичевой. Она пишет натюрморты с цветами по-мокрому. Это не похоже ни на Базанову, ни на Курбатова, но мне очень нравится. На классе нас было всего четверо, писали розы… ни у кого ничего подобного не получилось. Она использует много оттенков, у нее богатая палитра красок, много пользуется способом “выбирания” краски на светлых местах.
    Большое спасибо, Марина, что ты так щедро делишься своими впечатлениями и опытом!

    • admin
      06.12.2014 at 00:23

      Анджелла, и вам спасибо за отклик и за вдумчивое отношение.

  • Алина
    06.12.2014 at 21:59

    Марина,спасибо большое!Очень интересно!!!

  • art_bat
    05.02.2015 at 16:21

    в названии Payne’s gray, Пэйн — это фамилия художника Вильяма Пэйна (William Payne), который предложил использовать эту смесь. Наверное по-русски будет лучше называть эту краску “серая Пэйна”

    • admin
      10.02.2015 at 12:35

      Возможно. Но производитель называет краску “пейна”

  • Людмила
    01.03.2015 at 18:46

    Марина! Большое спасибо за статью! Очень полезная и интересная информация.

  • Gila
    21.03.2016 at 19:21

    Марина! Как во время вышел твой журнал, начала работать с акварелью по твоему курсу ” Цветы в акварели и при первой же самостоятельной работе многослойной живописи в падающих тенях на цветке бухнула ультрамарин и получилась такая грязь вместо тени, я в шоке. Теперь я понимаю, что надо внимательней изучать краски и их смеси, потому что краски разных производителей дают разные оттенки. а какая палитра должна быть я не знаю, у меня все краски в наборах.Спасибо тебе огромное за этот журнал!

  • Лилия
    20.01.2017 at 21:17

    Марина, а можете написать, какие все-таки краски входят в палитру Елены Базановой?

  • Любовь
    18.03.2017 at 19:35

    Марина, спасибо за очень полезный рассказ.Картины Елены Базановой очень нравятся, давно ими любуюсь. Ваши работы по МК Сергея Курбатова замечательные. Вы, Марина , умеете подать информацию, вы замечательный педагог и я с удовольствием смотрю и слушаю ( и стараюсь повторить) Ваши уроки.! Спасибо Вам еще раз и хорошего весеннего настроения!

  • Анна
    11.05.2017 at 12:28

    Спасибо за статью! Очень люблю работы Сергея Курбатова, его технику. Однажды посчастливилось поучиться по его видео-урокам – была поражена качеством подачи материала, в видео были видны малейшие нюансы по влажности бумаги, движения кисти и много – много других мельчайших деталей, которые так интересны нам, начинающим. Ваши работы с МК С. Курбатова мне очень понравились!
    Ещё раз – спасибо!

  • Ольга
    02.07.2017 at 16:01

    В статье так много уделено словам Елены о том как не надо смешивать… но сами работы Елены мне кажутся слишком мрачными, слишком идеальными, слишком мертвыми. Показывала ее работы своим друзьям, им тоже не нравится. Мы, наверное, настроены на летящую акварель, на что-то воздушное и светлое. А здесь эого не видим совсем. Но Ваша статья очень помогла. Когда я впервые увидела работы Елены Базановой, я сама себе сказала “это работа отличницы”, умной девочки, которая учится на одни пятерки. В которой нет хулиганства и свободы. Ваша статья подтвердила мои ощущения. Только очень педантичный человек изучает возможности под микроскопом. Мне ближе те художники, кто все делает быстро, интуитивно жадно, наплевав на то, что можно и что нельзя. Большое спасибо за обзор. Вы описали все именно так, как мне представлялось.

  • Ольга
    02.07.2017 at 16:24

    К предыдущему сообщению. Наверное, есть мастера, кто подчиняет все предоставленные возможности под свой замысел, а есть мастера, кто подчиняется возможностям. Одни управляют водой и цветом, другие идут вслед за цветом и водой. Вот мне ближе второй вариант людей, кто прислушивается к тонкому, ничего заранее до мелочей не планирет, у которых все по ситуации. Наверное, поэтому мне не близка живопись Елены Базановой, у которой все четко выверено и все четко по местам, и муха не пролетит. Не люблю когда все причесано, волос к волоску. Мне ближе недосказанность, недописанность, ветер, воздух. Мне кажется, если Елена Базанова напишет ветер, он будет дуть в строго заданном направлении, ни миллиметра в сторону, это будет идеальный поток воздуха идеально средней температуры. Скучно на такое смотреть.
    Это не критика, это размышление о том, какие все разные.

  • Елена А. Винокурова
    05.09.2019 at 22:00

    Спасибо Вам огромное за Ваши обзоры! Мало того, что информативные, так ещё и какие-то… очень душевные. Также очень понравились Ваши работы. Я – тоже художница и ещё мне очень нравится акварель К. С. Куземы, читаю и его уроки. Успехов, вдохновения и всего наилучшего Вам!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ