Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Мастерская художника: как организовать место для творчества?
мастерская художника

Мастерская художника: как организовать место для творчества?

Отлично понимаю художников, готовых за мастерскую «душу продать».

Просторное помещение с хорошим светом, где можно творить, не отвлекаясь ни на что другое, хранить картины, приглашать коллег и заказчиков - это дорогого стоит...

мастерская художника

Порой художники годами идут к этой заветной мечте, ютясь на кухнях, в тесных комнатушках, обременяя своим творческим беспорядком других членов семьи.

Что уж говорить про людей, для которых живопись или занятие другим видом прикладного творчества - не профессия, а хобби?

  • Как организовать свое творческое пространство?
  • Как сделать это правильно и с максимальным комфортом?
  • Какая мебель, какие приспособления необходимы?

Все эти вопросы рано или поздно начинают занимать каждого человека, увлекшегося рисованием.

Скажу сразу, мастерская художника, собственный творческий уголок - это, безусловно, очень удобно, но отсутствие оного ни в коем случае не должно вас огорчать и заставлять отказываться от занятий творчеством.

Используйте то пространство, которое есть!

Например, у меня мастерская появилась только 5 лет назад. В собственном доме. А раньше все мои картины писались либо ночью на кухне, когда семейство засыпало, либо в их отсутствии в тесном пространстве единственной жилой комнаты.

творческая атмосфера
мастерская художника

Конечно, создание творческой атмосферы в стесненных условиях требует от нас большей организованности и умения настроиться на рабочий процесс.

Они заставляют задуматься, где хранить необходимые материалы, краски, бумагу, а также готовые рисунки и картины.

Но, повторюсь, это не должно вас останавливать. «Творческим пространством» вполне может быть вместительная коробка, куда вы аккуратно сложите все необходимое.

Главное, чтобы эти инструменты всегда были у вас под рукой. На поиск и раскладку материалов для работы у вас не должно уходить более 5 минут. Иначе о каком вдохновении речь? Оно разобьется о бесплодные поиски чистого листа бумаги...

как правильно выбрать мольберт?

Мольберт тренога

мольберт тренога

Лет десять назад в моем доме появился высокий мольберт-тренога. Это было своего рода техническим прорывом - теперь можно было рисовать картины больше 80 см. в высоту.

Но, признаюсь, с тех пор я частенько игнорирую его, раскладывая баночки с красками на этюднике, стуле с планшетом или просто на полу. Мне нравится рисовать на полу - простора движений больше. Правда, с масляными красками этот трюк не проходит.

Этюдник

мольберт этюдник

Но на этот случай у меня есть этюдник. 🙂 Что и говорить, этюдники - складные деревянные ящики на ножках, очень удобны. И не только для работы на пленэре. Внутренность ящика образует хорошую подставку для палитры, откидывающаяся крышка может удерживать достаточно большие по размеру холсты или планшеты. Рисовать за этюдником можно как стоя, так и сидя, а по окончании работы убрать его вместе с красками в уголок.

Единственный минус этюдников — их неоправданно высокая цена. Глядя на них в магазине, я понимаю, как мне повезло, что парочка этюдников имеется у меня со времен учебы в художественной школе. Впрочем, вы вполне можете сделать такое финансовое вложение, чтобы передать впоследствии этюдник внукам...

складная тренога

тренога

Еще один компактный переносной вариант мольберта - складная тренога. Их существует великое множество вариантов. Металлические, деревянные, облегченные и более сложные по конструкции.

Тренога хороша своим малым весом и объемом. Для походных условий не слишком удобна, так как нет ящика для красок и места для палитры.

На природе некоторые треноги могут быть неудобны именно малым весом — вместе с холстом они представляют превосходный парус, и их просто сносит ветром.

Однако для дома такой вариант может быть вполне удачен. Учитывая, что стоят треноги в среднем в три раза меньше этюдников, то сейчас бы я купила треногу. Желательно, чтобы она имела горизонтальный вариант наклона, как на фото, и крючок в центре между ножками - вешать сумку для груза на пленэре.

мольберт из фотоштатива

Как сделать мольберт своими руками, чтобы он легко поворачивался в разные стороны?

Я давно хотела сделать подобный мольберт, но все “ручки не доходили”.

Наконец, дошли, и я хочу поделиться с вами этим, как сейчас говорят, лайфхаком!

Давайте рассмотрим и другие варианты мольбертов.

Мольберт "хЛопушка"

мольберт хлопушка

Мольберт-«хлопушка» хорош лишь для рисования графическими материалами на бумаге. Его поле делается из качественной фанеры, поэтому он удобен для прикрепления бумаги на кнопки.

Обычно такой мольберт используют в детских студиях. Рисовать акварелью или масляными красками на нём не слишком удобно. Акварели требуется больший наклон, и холст для масла на кнопки не прикрепишь.

стационарный мольберт

как выбрать мольберт

Специальный стационарный мольберт для масляной живописи - сооружение весьма громоздкое.

Такой монстр выдержит холсты самых больших размеров. Центральная рама мольберта может менять высоту, а в некоторых моделях — наклон. Подобный мольберт - выбор профессионалов при наличии мастерской.

Миниатюрные варианты таких мольбертов могут быть до 25 см. в высоту. Это настольные мольберты. Они незаменимы для начинающих, работающих на маленьких форматах, а также для художников-миниатюристов.

Какой мольберт нужен вам - решайте сами, исходя из размеров комнаты, кошелька и материалов, которыми вы обычно работаете. Или собираетесь работать.

Хранение работ

Идеи для рисования: пересмотеть старые работы

Чем больше вы рисуете, тем больше рисунков и картин скапливается у вас.

Сначала они обживают стены вашего дома, затем стены родственников и друзей, а потом места на стенах не остается. Нужны пространства для хранения.

Для рисунков на бумаге подойдут специальные комоды. Они имеют широкие выдвижные ящики. Рисунки в них лучше складывать в папки по темам.

Пастельные работы требуют особого отношения. В идеале их следует сразу оформлять под стекло, чтобы тонкий слой пигмента не осыпался. Если листы пастели не оформлены, их следует закрепить и хранить, переложив калькой или тонкой бумагой.

Для масляной живописи на холстах или картоне лучше выделить высокие полки стеллажа или шкафа. Холст при этом располагать вертикально, чтобы поверхность картины не соприкасалась с другими поверхностями.

 как сушить масляные работы компактно?

мастерская художника

Рекомендую приобрести обычные офисные полки-разделители для папок.

В моей одновременно помещается 6 холстов на подрамнике или до 12-ти холстов на картоне, если их в одной ячейке наклонить в разные стороны. 

Если работы не большие, то всю эту конструкцию я еще и в шкаф ставлю - не пылятся, и запаха нет.

творческая мастерская: советы по организации

Освещение. Самым удобным для художника считается хорошо освещенное место у северо-восточного окна. Здесь на протяжении всего дня условия освещения натуры и холста не будут резко меняться. Окна, выходящие на восток, юг или юго-запад, придется завешивать подсиненными занавесками или оклеить папиросной бумагой, калькой.

Яркие пятна солнечных лучей не должны падать на холст. Ровное рассеянное освещение удобнее для работы.

Располагайтесь у окна, чтобы свет падал слева, и тень от руки не пересекала холст или лист с рисунком.


Свободные дневные часы берегите для живописи, а вечером занимайтесь рисунком. Но, в крайнем случае, если у вас нет возможности заниматься днем, то устройте софиты с двумя люминесцентными лампами дневного (Д-С) или теплого белого света (Б-С) в комбинации с обычной лампой накаливания в 75-100 ватт.

Я рекомендую светодиодные светильники. Они не самые дешевые, но служат бесконечно долго и, что важно, не мигают, не утомляют глаза.


Натуру или модель ставьте чуть левее своего рабочего места и на таком расстоянии, с которого ее можно охватить взглядом в целом.

Конечно, чем крупнее предметы, тем больше должно быть расстояние между вами и натурой (минимальное расстояние должно равняться двум-трем наибольшим измере-ниям натуры).

Также у вас должно быть достаточное пространство для того, чтоб иметь возможность отойти на некоторое расстояние. Слишком близкое расположение к натуре и холсту не позволяет видеть их целиком, кроме того, постоянно необходимо сравнивать и уточнять взятые цветотональные отношения, которые можно оценить только издали.

Поэтому рисунок или этюд нужно располагать не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки.


Стены и пол мастерской должны быть нейтральными по цвету, чтобы не создавать активных отражений. По этой же причине, занимаясь живописью, лучше выбрать нейтральный цвет одежды.

творческая атмосфера мастерской

При организации рабочего пространства стоит помнить, что оно призвано не только сделать процесс творчества комфортным, но и вдохновлять, побуждать к творчеству.

А потому, следите за чистотой и удобством расположения всех сопутствующих материалов.

Если в вашем творческом уголке появятся постеры картин или милые штучки, которые вас вдохновляют, - будет вообще замечательно.

Есть выражение "творческий беспорядок", описывающее хаос вокруг нас. Но, на самом деле, порядок - это гармония для наших глаз и сфокусированность для мозга.

Старайтесь периодически поддерживать его. Уверяю, так вам будет легче приступить к творчеству.

В качестве примера хочу показать фото мастерской Кристины Маклин. Её мастер-класс по рисованию цветными карандашами мы ранее публиковали в блоге.  Посмотрите на её творческий подход к обустройству мастерской.

Надеюсь, информация была полезной для вас.

Я от всей души желаю вам творческих успехов и просторных мастерских!

19 комментариев
  • Катерина
    05.05.2018 at 10:13

    Спасибо, Марина! В памяти промелькнула история организации моей мастерской. Мне повезло, у меня есть мастерская в отдельном помещении. Это даёт возможность полностью отвлечься от семейных проблем. Я помню первые впечатления и ожидания от деревянного мольберта триноги. Но разочарование было больше. Оказалась очень не удобно в небольшом помещении, хотя на дачной веранде можно работать. Очень хочу приобрести этюдник. Еще для меня нужен маленький диванчик, где можно прилечь, т.к. спина от долгой работы устает и болит. Краски и кисти для меня должны быть на виду в шкафу на полках. И, конечно, чашечка чая на маленьком столике. Из окна моей мастерской красивый пейзаж и я наслаждаюсь природой

    • Ирина
      10.01.2020 at 11:04

      Мариночка, спасибо огромное за своевременные советы! Я пишу акрилом, но в последнее время все чаще задумываюсь об акварели… Акварельные картины меня просто восхищают! Зародилась мечта- научиться писать акварелью! Но возн к стопор! Где взять хороший мольберт для акварели? И ответ нашла в этой статье! У меня есть новенький этюдник (уже запылился!) и фотоштатив! ВотИ теперь я их и буду использовать! Огромнейшее спасибо за советы!

  • Галина Трегуб
    05.05.2018 at 11:56

    о, да, больной вопрос 🙂 мечтаю о своем пространстве, где есть полочки, шкафик, столик у окна с прекрасным видом и пр, а пока рисую по ночам на кухне, когда все домашние уснули , на время особо сильных порывов мастерская выживает из себя кухню и все завалено моими работами и материалами, но это редко 🙂 Марина, спасибо большое за советы и инфо по мольбертам.

  • Елена
    05.05.2018 at 13:27

    Застеклила балкон. Получилось пространство около 2,5 кв. м. Поместился письменный стол, офисное кресло и мольберт. Но зато все под рукой.

  • Ilona
    05.05.2018 at 13:47

    Рисую в общей комнате (так называемый ситтинг рум), когда семья спит или на работе, у меня плавающий график, поэтому в выходные я часто работаю на основной работе. На кухне места нет от слова совсем, ее и кухней то назвать очень сложно ))) Бумага и краски хранятся везде, где можно найти свободное место, с материалом для упаковки – та же история. Своя мастерская, да и просто угол, свой стол, который бы принадлежал только мне, пока мечта )))

  • Татьяна
    05.05.2018 at 14:03

    У нас как раз северо-восточное окно! А мы всегда считали это недостатком. Спасибо, Марина, за дельные советы! Статья очень полезная!

    • Наталья
      06.05.2018 at 02:05

      да! у меня тоже самое ))) тоже прочитала и порадовалась )))

  • marinad
    05.05.2018 at 15:38

    У меня окна на юго-восток, да еще навес крыши над окном. Замучилась выставлять свет: на деревянный мольберт-треногу прикрепила несколько ламп холодного света, но все равно не хватает. Готовые работы, как и запасы бумаги и паспарту, храню в больших папках. К сожалению, из-за трудностей со светом, редко рисую в мастерской, и она постепенно превращается в склад. В более светлой комнате пользуюсь большим настольным мольбертом 74х50см, установленным на пластиковом контейнере на колесах. Если что, эту конструкцию легко укатить в другую комнату. На мольберт устанавливаю большой кусок картона, к которому прикрепляю лист акварельной бумаги. Возможно, существую более удобные варианты, но я так привыкла.

  • Gila
    05.05.2018 at 18:35

    Мы с мужем ютимся в подвальном помещении со своим выходом во внутренний дворик и по сути дела вся наша комната это моя мастерская, конечно спальня отделена шкафами и стеллажами в огромном кол-ве, где и хранятся мои материалы, но у мужа тоже есть свой компьютерный уголок .И еще одна кладовая под лестницей и отдельная комнатка, которые служат для хранения холстов и рисунков. Но писать маслом это целое событие, выхожу как на пленэр, во дворик, где досаждают разные насекомые, то ветер, то дождь и конечно жара. Стараюсь встать очень рано, чтоб написать картину. Так, что это не худшие условия для творчества, но все же как и все мечтаю о своей мастерской!

  • Светлана
    06.05.2018 at 10:38

    Спасибо Марина! Я не художник, я только учусь! Но мастерскую обустроила на лоджии, с окнами в пол. Сейчас тепло и света много.

  • Наталья
    06.05.2018 at 23:38

    Спасибо, Марина! Много интересного черпаю у вас. Рисую в гостиной. У меня там мольберт тренога и на кухне, когда никого нет. На кухне больше с планшетом. Принадлежности храню в полках гостиной. В общем устраиваюсь, как могу. Главное настрой. А в общем огромное вам спасибо. Узнаю от вас много интересных мелочей о которых не спросишь сразу. Ведь начинающие порой и не знают, что спросить. А ваши материалы отвечают на множество вопросов. Как будто в живую поговорили. Спасибо вам за это.

  • Мария
    07.05.2018 at 00:48

    Марина. благодарю! как всегда, замечательная статья! Классный обзор мольбертов. У меня, к счастью, есть этюдник – друзья дарили. когда только начинала учиться в институте. Причём тогда он мне, практически не пригодился – рисовали в основном, гуашью и карандашами, к тому же всё время в помещении. А сейчас вот пользуюсь им с удовольствием и каждый раз вспоминаю друзей добрым словом! Но вот у Вас на фото увидела, что на оборотной стороне, оказывается есть супер приспособление – типа мольберт. Побежала смотреть – на моём такого нет. Может, можно его как отдельно соорудить? Ещё раз спасибо за статью!

    • Марина Трушникова
      14.05.2018 at 00:41

      Мария, на фото этюдник одного из типов. В большинстве такой конструкции на крышке нет. Даже не знаю, как ее можно присоединить. Нужно у мастеров спрашивать. Хотя я не вижу необходимости в таком приспособлении

  • Лиза
    09.05.2018 at 01:12

    Спасибо за статью! Мастерской у меня нет, да и жилья в общем тоже, но когда удается выкроить отрезок времени чтобы порисовать – непременно включаю вдоховляющую меня музыку. Так что, к идеальной мастерской добавила бы какой-нибудь проигрыватель и коллецию любимых записей.

  • Анна
    09.05.2018 at 06:31

    Здравствуйте все! Мастерская – это мечта. Пишу (маслом) у окна в зале. Муж сделал мольберт-треногу из бруса (нашли идею в интернете), после работы сооружение запросто складывается и ставится между стеной и креслом тут же в зале. Ранее меня смущало это “украшение” в самой торжественной комнате, но постепенно и вся комната, даже ковры, украсились результатами творчества, и торчащая из-за кресла вершина мольберта уже как предмет гордости (“художник я, блин!”). Растворители, кисти и краски хранятся в тумбочке (советской еще, моего возраста, удивительно мощная мебелина, до сих пор даже не качается и не стонет) под телевизором, тут же в зале. Так что когда моя семейка разбредается из жилища, левой рукой выхватываю мольберт, правой вытаскиваю краски-кисти, и – вперед!

  • ОльгаП
    28.08.2018 at 01:49

    Спасибо, Марина! Очень кстати статья! Буквально на днях привезли окна для моей будущей мастерской)) будет она в отдельно стоящей неотапливаемой постройке, в нашем частном дворе. Благо зима у нас не долгая (Краснодарский край), надеюсь хватит электрообогревателя… Очень хочется скорее ее сделать. Но меня немного смущают размеры помещения – примерно 3х2.5м. Маловато места что бы отходить и смотреть на работу издалека. Да и все холсты хочется туда переселить… Диванчик врят ли поместится, но удобное кресло надо будет поставить))) Вообще это так волнительно, почему-то… как будто строишь дом для своей души)
    Как думаете, не слишком мала комната?

  • Валентина
    08.12.2018 at 21:28

    Материал очень нужный и важный. А вопрос очень больной. Почитала отзывы на статью. Счастливые те, у кого есть мастерские, им больше 5 минут на то, чтобы не растерять вдохновение не нужно. Я же из тех, у кого мастерская везде, во всей квартире (кроме кухни – там муж – хозяин). В большой комнате – материалы для масла и акрила.Там же хранятся мои работы. В моей комнате – все для графики (разместилась возле окна). в комнате мужа – холсты и большие форматы бумаги на шкафу. Но я могу рисовать на коленках, сидя в постели. Конечно, хочется иметь место, где тебя никто не потревожит. Но даже свое место у окна мне приходится делить с кошкой. Очень она любит лежать на стуле, куда я ставлю больную ногу. В общем вся моя квартира – мастерская. А в ней не бардак, а сплошной натюрморт, как сказала героина Алисы Фрейндлих в фильме “На Верхней Масловке” https://www.youtube.com/watch?v=fsbko-LsMcw. Желаю всем иметь свою мастерскую.

  • Iryna
    20.02.2019 at 23:13

    Cпасибо, Марина!Всегда с удовольствием читаю твои статьи и рекомендации.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ